Похороны у цыган.

Обряды цыган при похоронах заключаются в следующем. Все вещи умершего должны быть закопаны в могилу вместе с ним. Цыгане верят в загробную жизнь, поэтому многие кладут в могилу и новые вещи, и старые, которые могут пригодиться душе человека.

Если цыган болеет и умирает медленно, то его по обряду желательно перенести в специальное место — шатер, где он может спокойно умереть. По традиции, если цыган умер в своей кровати — это место загрязнено, поэтому кровать выкидывается.

На поминках цыгане веселятся, поют песни, танцуют. Иногда поминки могут длиться несколько дней.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Погребальные обряды на кладбище

Обряды цыган на кладбище имеют свои особенности. По традиции, цыгане очень ответственно относятся к такому обряду как погребение. Также цыгане испокон веков уважали усопших людей, особенно из табора.

Еще при живых родителях дети у цыган должны начинать копить деньги и средства на похороны. Так как обычно сам процесс похорон — должен быть красивым и богатым.

По обрядам цыган они большое значение придают и памятнику на могиле усопшего. Нужно, чтобы памятник был богатым, из хорошего материала.
С другой стороны, цыгане считают смерть грязной, нехорошей. И относятся к этому также.

Какие обряды погребения у азиатских цыган?

Азиатские цыгане отличаются от обычных цыган. Они живут на территории Средней Азии, говорят на таджикском языке.
Обряды у таких цыган также отличаются от обычных.

По религии азиатские цыгане — это мусульмане. Поэтому и обряд погребения происходит по мусульманским традициям. Также они и молятся. Так как, в основном, азиатские цыгане — это кочевой народ, поэтому у них нет кладбищ. Хоронят они не с таким шиком, как другие цыгане. Также организуется шатер, специальное место, где можно попрощаться с умершим. Хоронят на том месте, где на данный момент остановились. Обряд цыган веры в то, что душа в течение 40 дней находится рядом с живыми, у кочевников — утрачивается.

Цыганские обычаи, связанные с похоронами - один из самых интересных в мире. Это кочевой народ, который не имеет общих устоявшихся традиций, связанных с уходом в мир иной. Живя в разных странах, эти люди заимствуют различные, в том числе похоронные, ритуалы.

Традиции, связанные у цыган с похоронами

Отношение у этого народа к смерти своеобразное - это одновременно и боязнь, практически отвращение к «грязному» процессу умирания и при этом крайнее почитание усопших. Казалось бы, это невозможно, но этот народ соединил вместе две этих противоположности.

  • Раньше этот народ просто закапывал своих усопших в степи, но, позже, цыгане решили, что просто так исчезнуть прах их родственников не может, и стали хоронить своих близких в могилах, уложенных кирпичом.
  • Вещи умершего считаются нечистыми, поэтому их спускают под землю вместе с телом покойного. По тому, какие вещи лежат в могиле, судят о богатстве ушедшего в мир иной. Иногда родственники, желая «пустить пыль в глаза» близким, докупают и кладут в могилу новые вещи, которых никогда при жизни у покойника не было, причем они кладутся не просто так, а расставляются, как в комнате, чтобы все видели, как хорошо жил усопший. Это чем-то напоминает погребение древнеегипетских фараонов.
  • Этот народ считает, что, умирая, человек загрязняет дом и постель, поэтому умирающего относят в шатер (бендеры), чтобы он ушел из жизни там. Умереть в своей кровати для них считается плохим знаком, ведь в этом случае постель становится «нечистой».
  • Вскрытие тела у цыган – это табу. Они ни за что не дадут это сделать, даже если врачи или правоохранительные органы настаивают на этом.
  • Отпевают покойного в гробу, а захоранивают по-разному, одни цыгане – в гробу, а другие – обмотанным коврами или дорогой тканью, ковер тогда стелют на дно склепа.

Похороны и поминки

  • Цыганские похороны – процесс длительный, тело покойного могут не предавать земле несколько дней. В это время в шатер, где он умер, приходят и прощаются с усопшим все, кто его знал, иногда это может затянуться на насколько дней.
  • Хоронят ушедшего в мир иной, в самой лучшей его одежде, женщинам надевают множество нарядных цыганских юбок.
  • К кремации одни цыгане относятся отрицательно, другие – соглашаются, а некоторые просят кремировать близкого человека. В этом случае урну с прахом могут не забирать из крематория и не предавать земле довольно долго.
  • Вообще похороны у этого народа довольно веселые, и больше похожи на день рождения ли свадьбу. Гости пляшут, поют и радуются, что покойный ушел в мир без слез, нужды и страданий.
  • Очень часто на погребение родственники приглашают оркестр, но вместо траурных похоронных маршей исполняются народные мелодии.
  • Поминки иногда продолжаются два-три дня и тоже не похожи на какое-то скорбное зрелище – те же песни, пляски и музыка. Иногда родственники остаются еще на четвертый день.
  • Некоторые представители этого народа делают поминки еще и на девятый и сороковой день, а некоторые – нет. Посты большинство цыган не соблюдают.

Так погребают умерших родственников российские цыгане. В других государствах этот народ исповедует иные религии (например, есть цыгане – мусульмане и даже иудеи), и тогда обычаи немного отличаются, но песнями и плясками в мир мертвых покойника провожают практически всегда.

Цыгане являются самым крупным этническим меньшинством в Европе с преобладанием преимущественно индийских корней. Эти народные группы проживают среди населения разных стран и подразделяются на шесть крупных ветвей, имеющих собственное название.

По этой причине не обошлось без влияния европейских государств на культурные особенности каждой из них. Однако в религии и обычаях рома по-прежнему остаются общие черты, объединяющие этнос. Особенно это касается погребальных традиций, известных своим размахом, отчего ответ на вопрос "как хоронят цыгане своих усопших" для многих представляет острый интерес.

Закон и культура

Культурные обычаи некоторых цыганских племён часто приводят к разногласиям с законами на территории, где кочует или живёт табор. Это связано со строгим табу на повреждение целостности тела усопшего, и корни такого запрета следует искать в магических поверьях.

Русские, прибалтийские и скандинавские представители данного этноса придерживаются мнения, что человек не способен обрести покой без таких внутренних органов, как мозг и сердце, потому выступают против судебно-медицинской экспертизы.

Такая позиция вынуждает получать свидетельство о смерти в обход органов правопорядка. Если дело принимает слишком серьёзный оборот, разрешением проблемы занимается цыганский барон. В этом случае, если последний сочтёт споры с законом бесполезными, умерший отправится на СМЭ, но с условием: после осмотра внутренние органы должны быть возвращены в тело покойного.

Цыганские обычаи и традиции

Бытует мнение, что лишь у трёх ответвлений данного этноса принято устраивать роскошные похороны. Однако единичные случаи допускают исключения в зависимости от традиций, сформировавшихся в отдельном таборе или общине. Из устоявшихся можно выделить всего две: стойкое отвращение к смерти и возведение некоторого культа умершего.

Цыганские похороны у прибалтийских, русских и скандинавских племён длятся по 2-3 дня, при этом сопровождаются "песнями и плясками". Такие непривычные обычаи объясняются верованиями рома: считается, что со смертью физического тела человек становится свободным от всех мирских проблем и печалей, переходя в лучший мир, лишенный страданий.

При этом умирающего от болезни никогда не оставляют одного. В кочевых племенах он перемещается в специальный шатёр - "бендер", где с ним до последнего остаются близкие. При этом до самого момента смерти родные должны вести себя как обычно: есть, пить, смеяться и даже петь.

Ни один цыган никогда не позволит себе остаться умирать в общем шатре или доме, поскольку своей смертью он сделает это место грязным, непригодным для дальнейшего проживания. Из-за этого личные вещи усопшего, также запачканные скверной, ранее раздавали нищим у церквей, а в последние десятилетия опускают под землю вместе с покойным, расставляя их словно в комнате.

Одним словом, так, как хоронят цыгане, сегодня не делает этого никто. Например, вместо молитв над усопшим читают заговоры и по возможности опускают тело в могилу без гроба.

Подготовка к похоронам

Некоторые ответвления рома примечательны заблаговременной подготовкой к погребению: она выражается в создании накоплений уже с детства, чтобы позже суметь обеспечить себе достойные похороны. Например, часто имеет место предварительная покупка места на кладбище, где хоронят цыган.

В остальном же процесс приготовления тела к погребению зависит от религии самого племени. Похоронные обряды православных рома большей частью состоят из соблюдения христианских традиций: тело также обмывают и оплакивают с той лишь разницей, что для омовения используются травяные отвары, а молитвы заменяются заговорами.

Как хоронят цыгане

Во многих регионах похороны рома проходят пышно, особенно если умирает В Молдове в 1998 году местного булибаши предали земле только на 14 день, чтобы все, кто хотел с ним попрощаться, смогли прибыть, параллельно с этим выстраивая богато отделанный склеп со специальными нишами. Они нужны для того, чтобы поместить вместе с умершим предметы его быта и любимый алкоголь.

В этом похороны русских, прибалтийских и скандинавских ветвей рома похожи. Они различаются лишь общим размахом, зависящим от статуса усопшего, и количеством дней, отведённых на подготовку.

Цыганские захоронения

Итак, мы уже практически рассмотрели вопрос о том, как хоронят цыгане своих усопших. Заметим еще, что процесс во многом зависит от места погребения.

Кочевые племена не имеют средств для покупки места на кладбище, потому отошедшего в мир иной предают земле в безлюдном нехожем уголке, вроде лесной чащи или степи под кустом ежевики. Согласно преданию, это растение защищает могилу от осквернения животными. Вещи же покойного зачастую просто сжигаются.

Прочие оседлые представители этноса хоронят своих близких, как все: на кладбищах. Крупные цыганские поселения располагают собственным погостом на выкупленной земле.

Заключение

Чтобы с уверенностью утверждать о погребальных обычаях цыган, следует лично присутствовать на похоронах или быть вхожим в табор. Это объясняется тем, что рома с особой тщательностью оберегают свои традиции, потому многое, что известно на сегодняшний день, является слухами или рассказами свидетелей.

Более того, не допускается распространение даже тех обычаев, значение которых позабыто цыганами. Возможно, причиной тому является неукоснительное исполнение всех требуемых ритуалов, связанных со смертью и похоронами.

Витальные, полные радости жизни цыганские надгробия до сих пор вызывают у многих жителей постСССР недоумение или даже неприятие. В основе же оформлений этих надгробий лежит верность дохристианским и доисламским традициям - культ предков и радости загробной жизни. Прах их родственников исчезнуть не может - отсюда похороны в могилах, уложенных кирпичом, а также витальные надгробья. Эти надгробья - в нашей фотогалерее.

О жизни цыган, североиндийском племени, в Европе написано много. Вот, как до XV века цыгане были бродячими ремесленниками, в основном кузнецами, но мощные гонения почти по всей Европе (кроме Испании, Османской и Российской империи) сделали их нацией-изгоем.

Изучение традиций цыган из-за неприятия чужаков и отсутствия письменной культуры началось поздно, с конца XIX века. Одна из интересных традиций - это похоронный обряд. Отношение у этого народа к смерти своеобразное - это одновременно и боязнь, практически отвращение к "грязному" процессу умирания и при этом крайнее почитание усопших. Казалось бы, это невозможно, но этот народ соединил вместе две этих противоположности. Тело покойного это- часть культа предков, поэтому похороны у цыган традиционно богатые, иногда дети несколько лет копят средства на похороны родителей, которые в ту пору ещё живы и здоровы. Обязателен и памятник из дорогого камня с портретом усопшего во весь рост.

Вещи умершего считаются нечистыми, поэтому их спускают под землю вместе с телом покойного. По тому, какие вещи лежат в могиле, судят о богатстве ушедшего в мир иной. Иногда родственники даже докупают и кладут в могилу новые вещи, которых никогда при жизни у покойника не было. Причем они расставляются, как в комнате, чтобы все видели, как хорошо жил усопший. Это чем-то напоминает погребение древнеегипетских фараонов.

Похороны у цыган обычно вызывали большое удивление у представителей другой культуры. Вот как в одном из своих рассказов описывал в 1970-е годы цыганские поминки писатель Владимир Войнович:

Как-то утром я вышел из нашего домика и увидел странную картину. Белая лошадь, погоняемая цыганским подростком, носилась кругами по пустырю, таща за собой телегу с чем-то белым, похожим на гроб.

Подросток весело крутил кнутом, видимо, развлекался. Подивившись этому представлению, я ушёл на пляж, а когда вернулся, увидел, что на пустыре кипит работа. Цыгане навезли доски и сначала сколотили настил, потом натянули поверх настила палатку, большую, на несколько сот человек, и протянули туда электричество. Вечером в палатке собрался народ, и духовой оркестр (как я узнал потом, заказанный и привезённый из Риги) грянул советские песни и марши. "Катюша", "Смуглянка-молдаванка", "Синенький скромный платочек". Мне стало любопытно, что бы это значило, я взял с собой Пашу, мы подошли к палатке и заглянули внутрь. Ярко светили под потолком свисавшие одна за другой голые лампочки. Два ряда длинных столов ломились от выпивки и закуски. Цыгане в хороших костюмах и галстуках и цыганки в ярких шелках - одни сидели за столами, а другие между столами кружились в вальсе, потом пустились в пляс. Наше появление в дверях было замечено. Я видел, что кто-то кому-то что-то сказал и показал на меня кивком головы. Тут же появилась старая цыганка в цветастом платье, держа в одной руке стакан водки, в другой - солёный огурец.

Дорогой, выпьешь с нами? - обратилась она ко мне.
Протянула мне водку и огурец.
- Извини, что не приглашаю в палатку, места нет.
- Ладно, - пришлось мне согласиться. - А что вы празднуете? За что я должен выпить?
- Выпей за упокой, - сказала она. - У нас девочка умерла. Тринадцать лет. Мы её провожаем".

"Мы подошли к могиле, а вернее к склепу. Цыгане хоронят своих покойниках не так, как остальные. Они выкладывают могилу изнутри кирпичом, ставят в неё гроб и сверху кладут бетонную плиту. В склеп вместе с останками усопшего могут, словно в древнем Египте, класть какие-то вещи, ковры, бутылки с вином.
Гроб поставили на возвышение, вдова стоит на коленях и продолжает вопить душераздирающим криком: - Кормилец, на кого ты нас оставил?!

Наклоняюсь к женщине и тихонько спрашиваю: - Ты ещё долго? Мне бы послужить. Крик на мгновение прекращается, и я слышу в ответ: "Ещё минуты полторы". Ладно, подождём.
Крик оборвался так же внезапно, как и начался. Вдова быстро и по-деловому уложила в гроб несколько свёртков. В одном, как мне показалось по форме, было спиртное, а что в других, я так и не разобрал".

Похороны у этого народа весёлые, и больше похожи на день рождения или свадьбу. Гости пляшут, поют и радуются, чтобы покойный ушёл в мир без слез, нужды и страданий. Очень часто на погребение родственники приглашают оркестр, но вместо траурных похоронных маршей исполняются народные мелодии (эти мелодии как раз и описывает Владимир Войнович). Поминки иногда продолжаются два-три дня и тоже не похожи на скорбное зрелище - те же песни, пляски и музыка. Иногда родственники остаются ещё на четвертый день.

И ещё важная деталь. Могила и надгробие - это единственное "стационарное имущество" у кочевника-цыгана. И, как говорят, цыгане, это их единственный настоящий дом, в который переселяются только после смерти.

Источники фотографий, Живой журнал nostradamvs , m-porcius-cato , vakin , Evelyne , funkypig , портал Донецка

У Блога Толкователя есть Телеграм-канал

Также советуем читать наш телеграм-канал

Об экономике - Proeconomics

+++

1 неделя назад

При входе в Люблинское кладбище с права, лежит огромный бетонный куб. В высоту около метра и примерно три на три метра. Впечатление неприятное. Если спросите сторожа кладбища: что это тот ответит, тут похоронен циганский барон. Я не видал сам процесс цахоронения. Но со слов сторожа: была вырыта глубокая могла, в которую опустили гроб, а дальше к могиле подходили циганки, снимали с себя золотые украшения и бросали в яму. А так как хоронить приехали и с Молдавии и с Румынии и со всей России то вероятно золота было много. А дальше, подошли три миксера и залили могилу бетоном. А я вот о чем подумал. Цигане всю жизнь жили и живут кражами. Но очень болезненно относятся к тому что украдут у них. Вообще эта публика придумала себе такую отмазка, будто красть им разрешил бог. Что при распятии Христа циган украл последний гвоздь, и таким образом спас Иисуса, а взамен Бог разрешил циганам красть.