Цыганские поминки. Похоронный обряд у цыган

Считаются самыми интересными в мире. Отчасти по той причине, что народ это кочевой, и своих обычаев, связанных со смертью, у него относительно мало. Осёдлые цыгане (а их с каждым годом становится всё больше) заимствуют погребальные обряды у постоянно проживающих в данной области людей и щедро делятся с ними собственными – из тех, что помнят.

Из устоявшихся погребальных традиций у цыган можно назвать две: почитание усопших, доходящее до обожествления с последующим созданием культа – и отвращение к смерти, в целом, восприятие её и всего, что связано с процессом умирания, «грязным». На первый взгляд эти вещи выглядят взаимоисключающими, однако цыгане сочетают их достаточно естественным образом.

Культ предков относится непосредственно к телу покойного. Цыганские похороны всегда пышные, богатые. Нередки случаи, когда родственники умершего специально копят деньги годами для того, чтобы похоронить его достойно: в склепе или гробу, с принадлежавшими ему при жизни предметами, или хотя бы поставить над могилой самое дорогое надгробье не просто с выгравированными датами, а с портретом усопшего во всю плиту. Раньше вещи покойного раздавались нищим, но сравнительно недавно было решено, что таким образом «нечистые предметы» могут вновь попасть в руки кому-нибудь из цыган, поэтому всю одежду и т.д. теперь спускают туда же, под землю. А в процессе умирания больной старается не осквернять своими прикосновениями ни постель, ни родных и близких.

Телу же редко обеспечивают погребение сразу после смерти. Оповещают и дожидаются всех, кто знал покойника при жизни, на что уходят дни, а порой даже недели. Все эти люди прощаются с мертвецом лично, заходя в шатёр с телом, разговаривая с ним, порой – угощая чаркой. По верованиям российских (православных) цыган, в течение 40 дней после смерти человека душа пребывает рядом с его телом, поэтому всё видит, слышит и, конечно же, понимает. Впрочем, у цыган-мусульман этот обычай сейчас если и не утрачен целиком, то сокращён до минимума.

После длительного прощания устраивают, как и полагается, поминки, которые, в свою очередь, продолжаются день или два. На третий день близкие родственники покойного объявляют окончание поминок… Но это не значит, что все могут разъехаться по домам. Напротив, застолье будет идти своим чередом ещё целые сутки, уже больше похожее на обычную цыганскую пирушку с песнями и плясками. Нередко для него выбирают самую роскошную квартиру или дом, для которого и купить люстру подвесную не жалко, настолько он богато обставлен, украшен золотом и похож на какой-нибудь театр или дворец. Кстати, если вас интересует продажа отелей в Болгарии по низким ценам - переходите по ссылке ранее.

Что касается кочевых цыган, они проделывают всё то же самое, но, не имея возможности (часто – средств) хоронить каждого с надлежащей роскошью, зачастую не покупают места на кладбищах, просто выкапывая могилу на том, мимо которого проходят – а то и просто где-нибудь в поле или в лесу.

Наверное, самыми интересными традициями среди многочисленного количества погребальных традиций различных народов остаются захоронения у цыган.

Причинами такой заинтересованности именно цыганскими обрядами среди ученых умов продиктованы самим кочевым способом жизни данного народа. Ведь в них не существует оседлой местности, а та часть цыган, которая стала вести оседлый способ жизни, заимствует традиции уже местного населения либо делится с ним своими определенными знаниями.

Напомним вам, что вы можете посмотреть каталог с ценами и купить памятник в Минске . Быстрое изготовление, гарантия, рассрочка, установка по всей Беларуси.

Цыгане в достаточно гармоничный образ смогли сочетать в своей культуре и мировоззрении 2 погребальные традиции. С одной стороны, они почитают умерших, обожествляют их и могут даже создавать из них культ, а с другой - могут пренебрежительно относиться к смерти и называть все, что с ней связано, «грязным».

Каждый цыган считает своим долгом организовать для своих родных или родственников пышные и богатые похороны. Бывает, что человек даже всю собственную жизнь старается откладывать что-то, чтобы похоронить родственников в склепе, вместе с предметами, которыми они пользовались, а также учредить достойные надмогильные плиты, установить памятники из гранита , на которых будут высечены как нужные даты, так и большие фотографии умерших. Когда-то цыгане не складывали вещи умершего в могилу, а смело пользовались ими в быту, но сегодня они кладут с усопшим и все его вещи, поскольку они, особенно плохие, могут навредить и другому живущему человеку.

Похороны у цыган могут длиться достаточно долго. От нескольких дней до нескольких недель, пока все желающие не простятся с умершим. Само прощание также имеет интересный характер. Как известно, православные цыгане верят, что душа человека пребывает вместе с телом 40 дней. Поэтому, когда они приходят в шатер, то обязательно разговаривают с усопшим, могут даже угощать чаркой вина. Но у мусульманских цыган такая традиция не прижилась, или случается достаточно редко.

Цыгане щедры как на сам похоронный обряд, так и на поминальные церемонии после него. Цыганские поминки могут продолжаться еще 2 дня после похорон. Даже когда родственники умершего скажут об их окончании, никто из гостей не расходится, а сами поминки начинают носить характер обычных цыганских гуляний.

В случае с кочевыми цыганами, нужно отметить, что они соблюдают такие же традиции, но в очень частых случаях просто не имеют возможности делать такие пышные церемонии. Тогда они выкапывают яму на том кладбище, мимо которого, в данной момент проходят, или в той местности, где они временно остановились.

Цыганская манера похорон часто поражает воображение нецыган. Она значительно отличается от европейских похоронных ритуалов.

Прежде всего, следует понимать, что многие особенности цыганских похорон, хотя бывают похожи на древнеевропейские языческие похороны, на деле имеют совсем другую "теоретическую базу", а именно напрямую проистекают из "культа старших-и-предков" и понятия ритуальной "нечистоты".

Почти весь цыганский закон вертится вокруг последнего понятия (и в этом некоторым образом схож с консервативным иудаизмом). Среди событий, являющихся в цыганской традиции "нечистыми" - смерть. Соответственно, умершие тоже являются нечистыми. У разных цыган разные представления о том, что становится нечистым из-за смерти человека:

1) у всех цыган - одежда, в которой он умер,
2) очень часто - то, чего он касался при умирании
(из-за этого в бедных кочевых семьях, чтобы не лишать семью единственной постели, старики, чувствуя приближение смерти, ложились прямо на землю, избегая касаться общей перины; важность перины в кочевой семье была очень, очень значительна, потому что считалось, что не имеющие перины и спящие прямо на земле рано умирают и много болеют... думаю, не без оснований так считалось)
3) у некоторых цыган - вообще вещи, принадлежвашие лично умершему (личная, не общая, одежда, украшения, посуда и т.п.)
4) иногда - родственники умершего.

В случае с родственниками умершего - они ели из отдельной посуды, не касались вещей, которыми думали пользоваться в дальнейшем, и людей. Потом скверна как бы сама собой с них "сползала", и они признавались "чистыми".
(есть ли где-то такое сейчас, я не уверена)

С вещами всё не так. От вещей избавляются. Прежде существовал обычай раздавать возле церкви нищим (нецыганам, которые скверны не боятся, поскольку цыганский закон ихз не касается) часть личных вещей умершего, а также сжигать их или выкидывать/закапывать. Другую часть хоронили вместе с умершим. Сейчас в могилу спускают обычно ВСЕ "нечистые" вещи, принадлежавшие покойнику.

Прежде покойников просто закапывали в гробу или - у некоторых цыган - сжигали. Но с некоторых пор широкое распространение получило мнение, что по отношению к предкам неуважительно позволять их праху просто исчезнуть, растворившись в земле или развеявшись по ветру. Могилы стали обкладывать кирпичами. Со временем могилы стали всё шире, тем более что обычай иметь личные вещи у цыган широко распространился в XX веке (традиционно большая часть вещей, в т.ч. одежды, считалась и до сих пор часто считается семейной собственностью), и туда стали складывать вещи, которые раньше отдавали нищим. Одной из причин последнего стало соображение, что потом этих вещей могут случайно касаться цыгане, по незнанию.

Ещё одно проявление уважения к предкам - заказывание надгробий с их портретами, возможно более роскошных, на их могилы, которыми эти могилы как бы украшаются.

(нет, я не думаю на английском, я просто три дня читала любовные романы)

Если вам кажется, что вы понимаете цыганское уважение к предкам, то вы нифига не понимаете. Потому что это не то уважение, которое привыкли оказывать в Европе. Это неистовое, детское, "лютое и бешеное" (ц) уважение, граничащее - но не доходящее до - обожествления.

Доходит до того, что цыгане помогают своим умершим... понтоваться. Они докупают умершему личные вещи. Умершему, понимаете? Чтобы вложить их в склеп/могилу. Чтобы те, кто прийдёт на похороны, видели, какой богатый был покойник (покойница). Той же цели служат изображения машин, украшений, домов на надгробьях (спасибо за наводящий вопрос lubech ). Всему этому придаётся такое значение, что цыганский писатель Олег Петрович упоминает в книге "Бароны табэра Сапорони", как один цыган работал почти год исключительно на то, чтобы поставить соразмерное его уважению к умершему отцу надгробие.


Рисунок на надгробии как бы говорит нам: дом покойника был полной чашей; спасибо за фото lubech

И последний штрих - в последние десятилетия появилась особая мода, не просто складывать вещи умершего в склеп, но расставлять их там, словно в комнате. Выглядит так, как будто умершего подготовили к загробной жизни, аки египетского фараона:) хотя на деле этого не подразумевается. Делается просто ради красоты. Собственно, сама эта мода заимствована у молдован.

П.с. У цыган-христиан помимо сугубо цыганских ритуалов, описанных выше, соблюдаются также все христианские, вроде отпевания, поминок, сорокадневки.

О богатстве цыганских баронов ходят легенды. Их огромные замки, роскошные автомобили, золотые украшения, новомодные гаджеты время от времени попадают в поле зрения журналистов и рядовых обывателей. Но как бы ни жили представители цыганской элиты, они тоже умирают. И их хоронят. Правда, провожают в загробный мир влиятельных баронов совсем не так, как простых смертных. Погребальные обряды цыганской элиты навевают мысли о египетских фараонах.

Кто такие бароны?

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в нашей стране насчитывается примерно 220 тысяч цыган. Хотя, по мнению демографов, представителей этого загадочного народа может быть больше: просто некоторые из них по документам записаны молдаванами, румынами, греками... Несмотря на многочисленность и долгие века, в течение которых цыгане живут в России, их обычаи и традиции остаются для нас загадкой.

Например, вопреки устоявшемуся заблуждению, жизнь всех представителей этого народа подчинена жесткой системе управления, а во главе каждого табора стоит не барон (как мы привыкли считать), а уважаемый человек, которого называют «баро». В переводе с цыганского языка это слово означает «важный, солидный». Баронами представителей кочевой элиты стали называть коренные европейцы, очевидно, по причине сходства звучания слова «баро» с аристократическим титулом.

Решение такого руководителя для членов табора непререкаемо. Он рассматривает любые споры, разногласия между цыганами, а также регулирует отношения с органами местной власти. Все люди, находящиеся в подчинении барона, регулярно отдают ему определенную часть своих доходов. В каждом таборе «налоговые» расценки разнятся, но обычно это около 10% прибыли каждой семьи.

Часто доходы цыган носят полукриминальный характер (контрабанда, азартные игры, незаконная торговля и т.п.), поэтому бароны скрывают уровень своего достатка. Об их богатстве можно судить по четырехэтажным особнякам с фонтанами и статуями, внутреннее убранство которых поражает обилием мрамора и позолоты. Тогда как простые цыгане могут жить очень бедно, в настоящих лачугах, их бароны словно соревнуются друг с другом в чрезмерной роскоши. Речь идет об элитных автомобилях, гаджетах последней модели, а вес золотых украшений измеряется килограммами.

По данным молдавской прессы, годовой доход местного цыганского клана, который возглавляет Артур Михайлович Черарь, составляет от 20 до 40 миллионов евро. Какими суммами располагают его российские «коллеги», можно только догадываться.

Похороны у цыган

Когда эти люди кочевали, они хоронили своих покойников в лесных чащах или в степи, подальше от проезжих дорог. Переход к оседлой жизни привел к появлению цыганских кладбищ, которые располагаются на окраинах их поселений.

Погребальные обряды этого народа известны только со слов очевидцев, которым по тем или иным причинам было разрешено находиться на похоронах.

Русские, восточноевропейские и прибалтийские кланы организуют подобные церемонии практически одинаково. Главные особенности похорон:

над усопшим читают особые молитвы, которые люди, незнающие цыганского языка, принимают за магические заговоры;

труп омывают не водой, а травяным отваром, помогающим скрыть запах разложения;

порой похороны длятся намного дольше обычных трех дней, ведь с покойным должны попрощаться все, кто его знал;

тело усопшего до погребения помещают в «бендер» – специальный шатер, который сооружают на улице;

вещи хоронят вместе с владельцем, так как они пригодятся ему в загробном мире, часто в могилу бросают и деньги;

на поминках нельзя тихо скорбеть, надо вести себя шумно: сначала рыдать в голос, демонстрируя отчаяние из-за разлуки с покойным, а затем следует много петь и плясать, радуясь его переходу в «лучший мир»;

все объедки, оставшиеся с поминок, закапывают в землю, ведь согласно поверьям, такая еда содержит энергетику потустороннего мира.

Впрочем, похороны заметно отличаются в зависимости от социального статуса усопшего.

Загробная жизнь элиты

Хотя большинство этнографов придерживаются индийской версии происхождение цыган, погребения представителей элиты данного народа имеют явные параллели с традициями Древнего Египта. Только для фараонов строили пирамиды, а для баронов в земле выкапывают помещения, имитирующие дома. В таких склепах обустраивают по нескольку комнат, обставляют их дорогой мебелью, техникой, предметами быта и тем, что любил покойный: от дорогих вин до компьютеров и плазменных телевизоров.

Подземные «особняки» баронов поражают своей роскошью. Их отделывают мрамором и золотом, используют самые дорогие материалы, стелют старинные ковры. Покойному стараются обеспечить максимальный комфорт в загробной жизни. Часто в склепы не забывают положить: бритву, тапочки, темные очки, посуду, это не говоря о драгоценностях.

Вышеупомянутый цыганский барон Артур Михайлович Черарь в интервью различным журналистам упоминал, что в могилу его отца опустили среди прочего и престижный в советское время автомобиль «Волга».

В России на похороны баронов никто не приглашает представителей власти и прессу, а вот на погребальной церемонии румынского «короля всех цыган» присутствовали местные политики и журналисты. Они были поражены размахом и роскошью мероприятия.

59-летний Флориан Чиоаба умер в августе 2013 года. Проститься с ним в городок Сибиу прибыли делегации из многих стран мира, траурная процессия растянулась на 7 км. Даже гроб покойного представлял собой сложное техническое устройство, оснащенное системой кондиционирования воздуха и другой электроникой. При этом в гробу было установлено окно.

Могилы цыганских баронов

Еще одним источником информации о погребальных традициях цыган служат их надгробные памятники. Они отличаются от могил представителей других народов творческим подходом и художественным разнообразием.

Во-первых, покойного на памятнике изображают стоящим в полный рост, либо верхом на прекрасном скакуне, либо сидящим за столом, который ломится от яств. Цель такого изображения – обеспечить человеку максимально благополучное существование в загробной жизни. Могилы отражают пристрастия усопших, на надгробиях могут быть выгравированы бутылки с дорогим алкоголем, сигареты с указанием торговых марок, рыболовные снасти, автомобили и даже... пока живые родственники покойника.

Во-вторых, обычно с обратной стороны памятника указывают родовое имя или прозвище цыгана. Например, Петр Петрович Петров – с одной стороны, а с другой стороны – Шуко. Или Раиса Васильевна Мухина, но для своих – Рада.

В-третьих, рядом со многими могилами устанавливаются столы со скамейками, ведь покойных принято поминать обильной трапезой.

Но могилы цыганских баронов выглядят совсем не так. Это настоящие произведения архитектурного искусства. Богато украшенные часовни с памятниками, беседки для организации поминок, золотые статуи – каждая могила отражает индивидуальность покоящегося здесь представителя цыганской элиты.

Демонстрация богатства у этого народа не считается делом неприличным. Наоборот, материальный достаток выставляется напоказ, ведь большое количество денег и золота, по мнению цыган, делает честь их владельцу.

Несмотря на роскошные захоронения, могилы цыганских баронов никто не разграбляет. Даже матерые преступники, не имеющие никакого отношения к этому народу, остерегаются так поступать. Ведь считается, что цыганское погребальное золото способно навлечь на того, кто позарился, огромные несчастья.

Сейчас на Земле проживает чуть более 10 млн. цыган, людей с интересными необычными устоями, которых можно встретить в любой части света, в любой стране, однако их традиции, как и языки - отличаются. Что касается религиозных верований, чаще всего они исповедуют религию, распространенную в той местности, где они проживают, поэтому есть цыгане-мусульмане, православные, иудеи.

Цыганские обычаи

У цыган есть свои традиции, которым они следуют, когда происходят те или иные события, а особенно если речь идет о смерти, подготовке усопшего к погребению и цыганских похоронах.

Как рассказывала в своем интервью потомственная цыганка Жанна из Минска (она второй раз замужем и имеет 3 детей), только у цыган, поселившихся на территории некоторых прибалтийских стран (Литва, Латвия) и скандинавских (Финляндия), поминки длятся 2-3 дня и проходят «с веселыми песнями и плясками», чем сильно отличаются от скорбных традиций, распространенных во всем мире.

В данном случае такое странное на первый взгляд поведение объясняется следующим: племена ромалэ веруют в то, что с физической смертью наступает избавление умершего от боли, страданий, проблем, одним словом - земных мучений, и он переходит в лучший мир.

Цыгане, проживающие во Франции, верили, что душа умирающего человека в момент смерти может переселиться в другое существо, поэтому ко рту умирающего подносили птичку, которую потом отпускали на волю.

Чужих тут нет

Чаще всего цыганские традиции сокрыты от посторонних глаз, а мы очень мало знаем об этой народности. Сами представители нации их не афишируют и не допускают «чужих». Поэтому вся известная нам информация о похоронах цыган собрана «по крупицам», рассказана теми людьми, которые присутствовали при захоронении (соседи, знакомые) или подготовке к нему (работники моргов, кладбищ).

Вы знаете, что у цыган вскрытие является табу? Поэтому когда несчастные случаи заканчиваются летальным исходом, прибывшие на место родственники препятствуют тому, чтобы судебно-медицинская экспертиза забирала тело в морг. Бывает, окончательное решение по этому спорному вопросу, когда вступают в противоречия культурные традиции и закон, принимается на уровне местных властей и цыганских баронов.

Вот еще несколько моментов, которые поведала русская девушка, присутствовавшая на цыганских похоронах. Она рассказала, что вплоть до погребения усопшего не оставляют одного; с ним рядом постоянно находятся родственники или знакомые того же пола, что и умерший.

«Когда все было готово, усопшего, тело которого располагалось на ковре, опустили в могилу без гроба, хотя предварительно его обмывали и оплакивали точно по христианским обычаям, с той лишь разницей, что над умершим читались не молитвы, а своеобразные заговоры», - поведала очевидица. Однако в наше время, а тем более в городах, случаи захоронения без гроба - большая редкость.

Легенды становятся ближе

Англичанин-полуцыган Рэймонд Бакленд (впоследствии он эмигрировал в США), который с детства увлекался оккультными науками и магией, написал книгу о тайнах цыганской жизни и традициях. Описанные там события в основном относятся к концу XIX века. Вот некоторые примеры.

Как бы ни звучало дико, но умирая, человек перемещался из вардо (его дом на колесах) в специально сооруженный шалаш (на их языке - бендеры). Ни один уважающий цыган не станет умирать в постели в доме.

В шалаше-бендерах собирались родственники, разговаривали, ели, пили, вели себя, как обычно. Когда момент смерти был близок, умирающего начинали подготавливать к переходу в другой мир. Он сам лично, если был в состоянии, из последних сил помогал обмыть себя специальными травяными отварами, после чего на него надевали новую одежду; если умирала женщина, на нее надевались многочисленные цыганские юбки (чаще всего их пять).

В момент отхода, начинались плач и рыдания, которые спустя какое-то время перерастали в грустное пение.

Кремация со всем нажитым имуществом

Вплоть до середины прошлого века, когда умирал глава семьи, его клали в вардо и сжигали вместе со всем имуществом. Сейчас эта традиция изжила себя, но до сих пор покойному чавела в гроб кладут его любимые вещи: например, курительную трубку, вилку с ножом, бубен, гитару и пр.

Если местность позволяет, умершего рома хоронят в укромном месте (лесу или степи) и не оставляют никаких опознавательных знаков, за исключением куста ежевики, который, по преданиям, оберегает место погребения от осквернения животными. После смерти стараются не упоминать имя усопшего, чтобы не потревожить его, а тем более не вызвать из мира мертвых.

Одни цыгане верят в перевоплощение души и считают, что она трижды возвращается на землю с интервалом в 500 лет; другие - в загробную жизнь; третьи - в то, что после смерти наступает бесконечная жизн. Но все они всегда точно следуют ритуалам, связанным со смертью и похоронами цыган.