Последние годы жизни М. Мусоргского

Продолжаю рассказ о туристической поездке на юг Псковской области, которая состоялась 11 февраля этого года. В первой части был фотоотчет о посещении , (п.Полибино Великолукского района), а сегодня - фотоэкскурсия по музею-усадьбе Модеста Петровича Мусоргского, расположенного в пос.Наумово Куньинского района. Великий русский композитор родился в этих краях, здесь прошли детские годы его жизни.


Два небольших села - Карево и Наумово, которые расположены на юге Псковской области практически на границе с Тверской областью, считаются родиной М.П.Мусоргского. Его родители Петр Алексеевич Мусоргский и Юлия Ивановна, урожденная Чирикова, происходили из древних дворянских родов. Их семьи жили по соседству в своих родовых имениях. Усадьба в селе Карево принадлежала Мусоргским, а расположенная неподалеку усадьба в Наумово, с 17 века являлось владением рода Чириковых. Усадьбы разделял лишь погост Пошивкино, где стояла церковь Одигитрии, "общая" для обеих помещичьих семей.

М.П.Мусоргский родился 21 марта 1839 года в селе Карево. К великому сожалению, от барской усадьбы в Карево ничего не осталось кроме фундамента. А вот дом в Наумово, построенный в 19 веке, каким-то чудом уцелел. Поэтому музей композитора был открыт именно здесь, в главном доме усадьбы Чириковых, где маленький Модест часто бывал у бабушки с дедушкой, ночевал в детской на втором этаже, играл на пианино в одном из залов, гулял в парке, проводил время на прудах и на Жижицком озере, до которого от дома рукой подать.

Интересно, что музей Мусоргского сначала возник как народный музей. Он был открыт в 1968 году по инициативе директора Жижицкой средней школы и его экспозиция занимала два класса. Через два года было принято решение об открытии музея в усадьбе Наумово и в 1972 году в здании бывшего барского дома открыли первую экспозицию, посвященную жизни и творчеству М.П. Мусоргского. С тех пор музейные экспозиции значительно расширились, а фонд музея пополнился большим количеством экспонатов из разных источников. В настоящее время музей Мусоргского является филиалом Псковского музея-заповедника.

Бюст композитора работы скульптора А.Измалкова был установлен перед усадебным домом в 1973 г. (Еще один памятник Мусоргскому установили в 1989 году в Карево на месте дома, где родился композитор, но сфотографировать его не получилось из-за того, что и памятник, и подступы к нему были завалены снегом)

Помимо барского дома в усадьбе сохранились парк в английском стиле, пруды с насыпными островами и несколько хозяйственных построек.

Конечно, в период поздней весны-лета-осени здесь должно быть очень живописно. А в день нашего приезда все очень плотно покрывал снег. И еще здесь стояла какая-то нереальная тишина. Перед экскурсией по музейной экспозиции мы пробежались немного по близлежащей территории, насколько это позволяли расчищенные дорожки и пофотографировали, пока еще было светло.

Ну а теперь пройдемся непосредственно по дому, где нашим экскурсоводом была сотрудница музея Елена Петровна Заверняева. Она провела замечательную экскурсию.

Сначала мы попадаем в прихожую. Видно, что дом очень старый. (его, конечно, реставрировали, но это было очень давно - в 1979 году)

Здесь в витринах представлены уникальные вещи из семей Мусоргских и Чириковых

Из прихожей мы попадаем в столовую. Столовая в усадебном доме была центром всей жизни. Здесь, как правило собирались за столом соседи и родственники. В комнате кресла и полубуфет, которые привезли сюда из деревни Волок под Торопцем, из дома Кушелевых - родственников композитора по материнской линии, у которых он часто бывал. Тут же стоят кофейник, заварочный чайник и маслёнка в виде барана из семьи Мусоргских, которые подарили музею родственники композитора.

В витринах представлены материалы по родословным Мусоргских и Чириковых

а так же муляж Метрической книги церкви Одигитрии погоста Пошивкино с записью о рождении М.П.Мусоргского.

Дальше попадаем в "девичью". Здесь собирались дворовые девушки для занятия рукоделием или что бы попить чайку в свободную минутку

Буфет и диван в этой комнате - вещи мемориальные. Они стояли в этом доме при жизни Чириковых.

Далее попадаем в комнату матери. Надо сказать, что с матерью у Мусоргского были очень теплые отношения. Это она заметила в нем ранее увлечение музыкой, наняла ему учителя и всячески поощряла его занятия и музыкальное образование. Ее не стало, когда Модесту было двадцать пять лет и он очень тяжело переживал ее уход.

Комната матери замыкает женскую половину дома и она же открывает анфиладу парадной части дома. Здесь один из главных экспонатов - зеркальный туалетный столик из семьи Мусоргских. В музей его отдала внучатая племянница М.П.Мусоргского Татьяна Георгиевна Мусоргская (внучка старшего брата Модеста - Филарета).

На круглом столе ноты произведений композиторов, которых любил Мусорский - это Шуман, Шуберт, Лист

Еще в этой комнате можно увидеть Грамоту 1849 года на дворянство М.П.Мусоргского, с которой он получил право на поступление в военное училище (копия, конечно), а так же одни из самых ранних портретных изображения М.П.Мусоргского, относящиеся ко времени завершения учебы в школе гвардейских прапорщиков и службы в Преображенском полку - это карандашный рисунок и фотография в форме младшего офицера.

Дальше идем через анфиладу комнат. Экспонаты, представленные в Малой и Большой гостиных, рассказывают уже о петербургской жизни Мусоргского и о его творчестве. Семья Мусоргских переехала в Петербург в 1849 году, когда Модесту было 10 лет, а его старшему брату Филарету исполнилось 13 лет. В Петербурге мальчики должны были получить военное образование.

Они его и получили, но Модест, отслужив всего два года, ушёл в отставку, чтобы заниматься музыкой. В этот период он знакомится с молодыми композиторами - Бородиным , Римским-Корсаковым , Кюи , Балакиревым и художественным критиком Стасовым . Образовался музыкальный кружок "Могучая кучка". Правда, позднее, ему все-таки пришлось "вернуться на работу". Что бы обеспечивать свое существование он служил чиновником в Инженерном, а затем в Лесном департаментах.

Однако, музыкой он никогда не переставал заниматься. Работал много и плодотворно. За свою в общем-то недолгую жинь (он умер в 42 года), он написал две оперы "Борис Годунов" и "Хованщина". Еще три оперы остались незаконченными- это "Женитьба" и "Сорочинская ярмарка" (обе по произведениям Н.В.Гоголя), а так же "Саламбо" (по новелле Г.Флобера). Причем либретто к операм Мусоргский так же писал сам. Он сочинил ряд вокальных циклов для голоса и фортепиано - "Юные годы", "Детская", "Картинки с выставки", "Без солнца", "Песни и пляски смерти". Так же он создал музыкальные циклы для оркестра и хора, песни и романсы (на стихи Г.Гейне, А.А.Голенищева-Кутузова и др.)

В Петербурге Мусоргский прожил 32 года, не имея собственной квартиры. Он снимал меблированные комнаты или жил у друзей.

Самым близким другом из всей "Могучей кучки" для Мусоргского был Н.А.Римский-Корсаков. Они как-то даже снимали квартиру на двоих, чтобы вечерами сочинять музыку. Но их дружба закончилась, когда Римский-Корсаков решил жениться. Мусоргский воспринял эту новость чрезвычайно остро, потому что был убеждён, что если у человека есть талант, то он обязан посвятить себя этому, а семья будет отнимать время от творчества. Сам Мусоргский никогда не был женат.

Старинный белый рояль фирмы Шрёдер, который можно увидеть в Белой зале не имеет непосредственного отношения к жизни Мусоргского. Но он попал в музей благодаря поддержке и участию известного оперного певца Евгения Нестренко, который был большим другом музея Мусоргского. На этом рояле играли лучшие исполнители, которые приезжали в музей. Здесь и сегодня проходят концерты и музыкальные мероприятия.

Традиционное фото с эффектом присутствия... :-)

Немного из биографии

Модест Петрович Мусоргский родился в 1839 г. в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Отец его происходил из старинного дворянского рода. Модест и его старший брат получили домашнее образование, а затем будущий композитор закончил Школу гвардейских подпрапорщиков, служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

М. Мусоргский – офицер Преображенского полка

Молодой офицер Мусоргский был очень образованным человеком: знал иностранные языки, самостоятельно занимался музыкой, имел красивый голос (баритон) и часто пел на вечерах и в музыкальных салонах.

Когда в Петербурге в 1862 г. была основана консерватория, он начал заниматься в классе фортепьяно у профессора А. Герке и стал хорошим пианистом. Но его жизнь резко изменилась с того момента, как он познакомился с М. Балакиревым и вступил в его кружок.

«Могучая кучка»

В конце 1850-х-начале 1860-х годов в Петербурге сложилось содружество композиторов, в которое входили: М. Балакирев, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи и в которое вступил М. Мусоргский, оставив чин офицера и полностью посвятив себя музыке. Своей целью участники кружка ставили воплощение русской национальной идеи в музыке. Идейным вдохновителем кружка был художественный критик и литератор В. Стасов. Музыкальным руководителем фактически являлся М. Балакирев. Члены кружка были разными по возрасту и по роду деятельности (самым старшим был А. Бородин, к тому времени уже выдающийся учёный-химик).

И. Репин «Портрет В. Стасова»

Музыкальный кружок «Могучая кучка» возник в то время, когда в России наблюдался повышенный интерес ко всему народному в связи с революционным настроением, которое охватило к тому времени умы русской интеллигенции и которое закончилось цареубийством в 1881 г. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русское народное творчество (фольклор) и русское церковное пение, а затем в своих произведениях реализовывали свои изыскания. Особенно это касалось опер, где использовались многие фольклорные традиции. В исторических сюжетах искал ответы на современные вопросы и М. Мусоргский. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», - писал он.

Опера «Саламбо»

Это первая опера композитора, над которой он работал с 1863 по 1866 гг. Сюжет оперы – из карфагенской истории (по роману Г. Флобера «Саламбо»). Либретто оперы написал сам Мусоргский. Эта опера осталась незаконченной, но её фрагменты композитор использовал в других произведениях, в том числе и в опере «Борис Годунов». Над инструментовкой незавершенной оперы Мусоргского «Саламбо» работал советский композитор В. Шебалин.

Опера «Женитьба»

Сцена из спектакля «Женитьба»

Эту оперу на сюжет Н. Гоголя Мусоргский задумал в 1868 г. Но написаны были только наброски к опере, а сама идея до конца реализована не была. Известны редакции М. Ипполитова-Иванова 1931 г. и Г. Рождественского 1985 г.

Опера «Борис Годунов»

Оперу на сюжет трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» Мусоргский начал в 1868 г., самостоятельно создав либретто. В процессе работы над либретто он использовал и «Историю государства российского» Н. Карамзина. Но первую редакцию оперы к постановке не приняли, найдя в ней недостаток в виде отсутствия значительной женской роли.

Сцена из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»

В 1869 г. Мусоргский создал новую редакцию, введя образ Марины Мнишек и любовную интригу. Эта редакция, понравившаяся всей музыкальной общественности, также была отвергнута. И только в 1874 г. опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Однако опера, восторженно принятая публикой, но резко отрицательно – критикой, была снята с репертуара в 1882 г.

В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков пытается возродить оперу, создаёт новую редакцию, а в 1908 г . ещё одну. В 1940 г. оперу редактировал Д. Шостакович.

Но в настоящее время предпочитают использовать авторскую редакцию оперы.

Почему же опера, имеющая сегодня мировое признание, так тяжело принималась современниками? Дело в гениальности как автора текста, так и автора музыки. Современное Мусоргскому музыкальное сознание не смогло оценить новаторство музыки.

Музыкальная драматургия оперы строилась на полном совпадении музыки и драматического действия, точной обрисовке сценических героев и их психологической характеристике. Декламационный характер вокальных номеров, распевные интонации, близкие к старинной крестьянской песне и народному говору – всё это было результатом деятельности «Могучей кучки» и музыкальных исканий Мусоргского, но было далеко от привычных представлений о пении в опере.

Композитору было мучительно осознавать, что его творчество не понимается и не принимается официальной академической средой. К тому же наметился развал «Могучей кучки», который он воспринял как измену русской национальной идее, в которую верил. У него началась «нервная лихорадка», как он сам называл своё состояние, а затем началась тяга к алкоголю.

Опера «Хованщина»

Сцена из оперы М. Мусоргского «Хованщина»

Над этой оперой композитор работал одновременно с переделкой оперы «Борис Годунов». Она была начата в 1872 г. Либретто также написал он сам. В сюжете оперы отражены события 1682 г. – короткий период власти в Москве князя Ивана Хованского, которого царевна Софья назначила начальником стрелецкого приказа после стрелецкого бунта. Хованский пользовался популярностью стрельцов, они даже называли его «батей». Старообрядцы при помощи Хованского и Софьи надеялись вернуть Русь к «старой вере». Но дальнейшие разногласия между Софьей и Хованским привели к их вражде. Она расправилась с ним, казнив его и его сына. В дальнейшем власть перешла к Петру (Петр Великий).

В событиях 1682 г. Пётр участия принимать не мог ввиду своего малолетства. Но в либретто Мусоргского смешаны события 1682 и 1689 гг. Мусоргский хотел показать переход власти от Софьи к Петру и одновременно изобразить враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; фаворита Софьи князя Голицына; старообрядцев во главе с Досифеем. Князь Хованский стремится к царской власти, его позиция ясна, а вот стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы предстают мужественными людьми, идущими на самосожжение ради веры.

Большая роль в развитии действия принадлежит народу, в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Разнообразны хоры. Ярко изображены характеры надменного Хованского, лукавого Голицына; величественного Досифея; сильной и готовой на подвиг Марфы; слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного Шакловитого; весёлого молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.

Задуманную в 1872 г. оперу Мусоргский писал до самого конца своей жизни, так и не закончив её.

М.П. Мусоргский

Впервые оркестровал всю оперу Н. Римский-Корсаков, назвав эту работу обработкой. Он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. Д. Шостакович в 1958 г. сделал новую оркестровку по авторскому клавиру. Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал И. Стравинский совместно с М. Равелем для постановки оперы в 1913 г. в Париже труппой С. Дягилева.

При жизни Мусоргского опера «Хованщина» не исполнялась.

Опера «Сорочинская ярмарка»

Сцена из оперы М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»

Сюжет оперы – повесть Н. Гоголя «Сорочинская ярмарка». Мусоргский работал над этой оперой в 1874-1880 гг., но не закончил. Работа над оперой шла медленно, композитор был уже тяжело болен.

Первоначально изданы были пять отрывков из оперы, затем по рукописям композитора оперу закончил Ц. Кюи и в этом варианте она была исполнена в 1917 г. Над оперой работали также А. Лядов и В. Шебалин. В редакции Шебалина эта опера ставится в настоящее время.

Последние годы жизни М. Мусоргского

Особенно тяжело композитор переживал непонимание бывших друзей, членов «Могучей кучки», которые не смогли принять его новаторскую музыку.

И. Репин «Портрет М.П. Мусоргского»

Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге в 1881 г. Там за несколько дней до его смерти художник И. Репин написал единственный прижизненный портрет композитора.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник на могиле Мусоргского

МУСОРГСКИЙ МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ - российский ком-по-зи-тор, пиа-нист.

Из ста-рин-ной дво-рян-ской се-мьи. Отец Пётр Алек-сее-вич (1798-1853) - по-ме-щик, кол-леж-ский сек-ре-тарь в от-став-ке; мать Юлия Ива-нов-на (в де-ви-че-ст-ве Чи-ри-ко-ва; 1807-1865) - дочь гу-берн-ско-го сек-ре-та-ря. Фа-ми-ли-ей Му-сор-ский ком-по-зи-тор под-пи-сы-вал де-ло-вые бу-ма-ги, бу-к-ву «г» внёс в 1860-х годах в ча-ст-ной пе-ре-пис-ке. Мусоргскийс 6 лет иг-рал на фортепиано, им-про-ви-зи-ро-вал. С 1849 года жил в Санкт-Пе-тер-бур-ге, учил-ся в Пе-тро-пав-лов-ской шко-ле, в 1852-1886 годах в Шко-ле гвардии под-пра-пор-щи-ков. Брал уро-ки иг-ры на фортепиано у Ант. А. Гер-ке (уче-ни-ка Дж. Фил-да). В 1852 году из-да-но пер-вое со-чи-не-ние Мусоргского - поль-ка «Под-пра-пор-щик» («Porte- enseigne Polka»). По окон-ча-нии шко-лы про-из-ве-дён в пра-пор-щи-ки Пре-об-ра-жен-ско-го пол-ка (в 1856 году на де-жур-ст-ве во 2-м су-хо-пут-ном гос-пи-та-ле по-зна-ко-мил-ся с А. П. Бо-ро-ди-ным).

Зна-чительное влия-ние на музыкальное раз-ви-тие Мусоргского ока-зало зна-ком-ст-во с М. А. Ба-ла-ки-ре-вым (под его ру-ко-во-дством Мусоргский на-чал серь-ёз-но за-ни-мать-ся ком-по-зи-ци-ей, изу-чал му-зы-ку М. И. Глин-ки, западноевропейских ком-по-зи-то-ров), а так-же с А. С. Дар-го-мыж-ским, В. В. Ста-со-вым, Л. И. Шес-та-ко-вой (се-ст-рой Глин-ки). С 1857 года член Ба-ла-ки-рев-ско-го круж-ка («Мо-гу-чая куч-ка»). В 1860 году в кон-цер-те РМО под управлением А. Г. Ру-бин-штей-на ис-пол-не-но Скер-цо B-dur, в 1861 году хо-ром и ор-ке-ст-ром Ма-ри-ин-ско-го те-ат-ра под управлением К. Н. Ля-до-ва - «Сце-на в хра-ме из тра-ге-дии "Эдип" Со-фок-ла» (му-зы-ка в даль-ней-шем во-шла в не-окон-чен-ную опе-ру «Са-лам-бо» и кол-лек-тив-ную опе-ру- ба-лет «Мла-да»). В 1860, 1861 годах Мусоргский ез-дил в Мо-ск-ву, по-се-тил Но-во-Ие-ру-са-лим-ский монастырь

В 1863-1865 годах Мусоргский жил в «ком-му-не» с груп-пой мо-ло-дых дру-зей (под влия-ни-ем ро-ма-на «Что де-лать?» Н. Г. Чер-ны-шев-ско-го); из-за ма-те-ри-аль-ных труд-но-стей был вы-ну-ж-ден по-сту-пить на государственную служ-бу (Ин-же-нер-ное управ-ле-ние, 1863-1867; Лес-ной департамент Министерства государственных иму-ществ и Ре-ви-зи-он-ная ко-мис-сия Государственного кон-тро-ля, 1868-1880). Вы-сту-пал в кон-цер-тах как пиа-нист (главным образом как ак-ком-па-ниа-тор). В 1879 году со-вер-шил с пе-ви-цей Д. М. Ле-о-но-вой кон-церт-ную по-езд-ку по югу Рос-сии (Пол-та-ва, Ели-са-вет-град, Хер-сон, Одес-са, Се-ва-сто-поль, Ял-та, Рос-тов-на-До-ну, Но-во-чер-касск, Во-ро-неж, Там-бов), с 1880 года был ак-ком-па-ниа-то-ром в от-кры-той Ле-о-но-вой шко-ле (кур-сах) пе-ния.

Чер-ты са-мо-сто-ятельного сти-ля Мусоргского ра-нее все-го об-на-ру-жи-лись в пес-нях и ро-ман-сах: «Но ес-ли бы с то-бою...» (1863) на сло-ва В. С. Ку-роч-ки-на, «Ночь» (фан-та-зия; 1864; текст - пе-ре-ли-цов-ка стихотворения А. С. Пуш-ки-на, в редакции 1871 года - его про-за-ическая об-ра-бот-ка), «Же-ла-ние» («Хо-тел бы в еди-ное сло-во…») на сти-хи Г. Гей-не в переводе Л. А. Мея (1866) и «Мо-лит-ва» на сло-ва М. Ю. Лер-мон-то-ва (1865). Осо-бая груп-па пе-сен пред-ва-ря-ет опе-ры: «Пес-ня стар-ца» на сло-ва И. В. Гё-те (из «Виль-гель-ма Мей-сте-ра», 1863) - реа-ли-стичный порт-рет-мо-но-лог, «Ду-ют вет-ры, вет-ры буй-ные» на сло-ва А. В. Коль-цо-ва (1864). «Ка-ли-ст-рат» на стихотворение Н. А. Не-кра-со-ва (1864) от-кры-ва-ет га-ле-рею «кар-ти-нок» из народной жиз-ни и вме-сте с тем груп-пу не-обыч-но трак-то-ван-ных ко-лы-бель-ных («Спи, ус-ни, кре-сть-ян-ский сын» на сло-ва из пье-сы «Вое-во-да» А. Н. Ост-ров-ско-го, 1865; «Ко-лы-бель-ная Ерё-муш-ки» на стих. Не-кра-со-ва, 1868). «Све-тик Са-виш-на» («Пе-сен-ка ду-рач-ка») - от-ра-же-ние ре-аль-ной сцен-ки, уви-ден-ной Мусоргским в де-рев-не ле-том 1865 года: юро-ди-вый объ-яс-нял-ся в люб-ви, сты-дясь сво-его не-сча-ст-но-го по-ло-же-ния. «Си-рот-ка» («Ба-рин мой ми-лень-кий…») - сцен-ка, не ус-ту-паю-щая «Све-тик Са-виш-не» дос-то-вер-но-стью дек-ла-ма-ции, бо-гат-ст-вом пси-хо-ло-гических ню-ан-сов.

Са-ти-ри-ко-юмо-ри-стическую ли-нию, весь-ма важ-ную в твор-че-ст-ве Мусоргского, пред-став-ля-ют «Се-ми-на-рист» («Кар-тин-ка с на-ту-ры», 1866), «Озор-ник» (1867). В «Клас-си-ке» (1867) Мусоргский ос-ме-ял блю-сти-те-ля музыкальных пра-вил кри-ти-ка А. С. Фа-мин-цы-на; в «Рай-ке» («Му-зы-каль-ная шут-ка», 1870) в ду-хе яр-ма-роч-но-го пред-став-ле-ния вы-ве-де-ны ди-рек-тор Санкт-Пе-тербургской консерватории Н. И. За-рем-ба, пыл-кий по-клон-ник ко-ло-ра-тур А. Пат-ти - кри-тик Ф. М. Тол-стой, гроз-ный «ти-тан» А. Н. Се-ров и Ев-тер-па - великая кня-ги-ня Еле-на Пав-лов-на.

В 1866 году за-вя-за-лась друж-ба Мусоргского с Н. А. Рим-ским-Кор-са-ко-вым (зна-ком-ст-во со-стоя-лось ещё в 1861 году); осо-бен-но ин-тен-сив-ным бы-ло их творческое об-ще-ние в 1868-1872 - го-ды од-но-вре-мен-ной ра-бо-ты Мусоргского над «Бо-ри-сом Го-ду-но-вым» и Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва над «Пско-ви-тян-кой». Пер-вая за-вер-шён-ная мас-штаб-ная пар-ти-ту-ра - сим-фо-ническая кар-ти-на «Ива-но-ва ночь на Лы-сой го-ре» («Ведь-мы», 1867). Скеп-тическая оцен-ка и тре-бо-ва-ние пе-ре-де-лок со сто-ро-ны М. А. Ба-ла-ки-ре-ва вы-зва-ли охла-ж-де-ние от-но-ше-ний по-сле 10-лет-ней друж-бы. Пье-са при жиз-ни Мусоргского так и не про-зву-ча-ла (в даль-ней-шем ком-по-зи-тор до-пол-нил её во-каль-ны-ми пар-тия-ми и вклю-чил в не-окон-чен-ную опе-ру-ба-лет «Мла-да» как «Празд-ник Чер-но-бо-га», за-тем в «Со-ро-чин-скую яр-мар-ку» как «Сон-ное ви-де-ние па-ро-бка»). В цен-тре творческих ис-ка-ний Мусоргского бы-ла опе-ра. Сме-лым опы-том дек-ла-мационной опе-ры в раз-ви-тие идей А. С. Дар-го-мыж-ско-го яви-лась «Же-нить-ба» (на не-из-ме-нён-ный текст Н. В. Го-голя, не окон-че-на).

Па-рал-лель-но, жи-вя у ста-рин-ных дру-зей А. П. и Н. П. Опо-чи-ни-ных, Мусоргский соз-да-вал од-но из сво-их вели-чай-ших тво-ре-ний - опе-ру «Бо-рис Го-ду-нов» (либретто Мусоргского по А. С. Пуш-ки-ну и Н. М. Ка-рам-зи-ну, 1868-1869, 2-я редакция - 1872). На вы-бор сю-же-та по-вли-ял ис-то-рик литературы В. В. Ни-коль-ский, с ко-то-рым Мусоргский по-зна-ко-мил-ся в 1868 году. Музыкальный ма-те-ри-ал «Бо-ри-са Го-ду-но-ва» был в зна-чительной ме-ре за-им-ст-во-ван из не-окон-чен-ной опе-ры «Са-лам-бо» (по Г. Фло-бе-ру, 1863-1866), что во мно-гом обес-пе-чи-ло бы-ст-ро-ту соз-да-ния 1-й ре-дак-ции. Пер-вый по-каз опе-ры со-сто-ял-ся в до-ме ху-дож-ни-ка К. Е. Ма-ков-ско-го (1870). По-сле то-го как Опер-ный комитет Ма-ри-ин-ско-го те-ат-ра за-бра-ко-вал 1-ю редакцию «Бо-ри-са Го-ду-но-ва» (главная пре-тен-зия - от-сут-ст-вие жен-ских ро-лей), Мусоргский под-верг опе-ру пе-ре-ра-бот-ке: до-ба-вил две кар-ти-ны т. н. поль-ско-го ак-та (кла-вир - вес-на и ле-то 1871 года, пар-ти-ту-ра - начало 1872 года) и «Сце-ну под Кро-ма-ми» (пар-ти-ту-ра - июнь 1872), ко-то-рая, во-пре-ки ре-ко-мен-да-ци-ям ко-ми-те-та, ук-руп-ни-ла мас-со-вую, на-род-но-хо-ро-вую ли-нию.

Так воз-ник-ли две раз-ные, впол-не са-мо-стоя-тель-ные ре-дак-ции «Бо-ри-са Го-ду-но-ва» (1869 и 1872). В чис-ле прин-ци-пи-аль-но важ-ных из-ме-не-ний - но-вый план «Сце-ны в те-ре-ме» (вве-дён звон ку-ран-тов, при-даю-щий осо-бую экс-прес-сию сце-не гал-лю-ци-на-ций; мо-но-лог «Дос-тиг я выс-шей вла-сти» фак-ти-че-ски на-пи-сан за-но-во; рас-сказ Фё-до-ра Го-ду-но-ва «о по-пинь-ке», пре-ры-ваю-щий мрач-ные ду-мы Бо-ри-са, яр-ко кон-тра-сти-ру-ет с по-дав-лен-ным со-стоя-ни-ем ца-ря и диа-ло-гом с Шуй-ским, дра-ма-тическая на-пря-жён-ность ко-то-ро-го рез-ко обо-ст-ре-на). В «Сце-не в ке-лье» поя-ви-лись мо-лит-вен-ные хо-ры мо-на-хов за сце-ной, от-те-няю-щие ве-ли-ча-вую фи-гу-ру Пи-ме-на и смя-те-ние Гри-го-рия. Уве-ли-че-ние мас-шта-бов вы-ну-ди-ло ав-то-ра со-кра-тить часть преж-не-го тек-ста: вы-па-ла кар-ти-на «У Ва-си-лия Бла-жен-но-го» (пес-ня Юро-ди-во-го пе-ре-не-се-на в фи-нал «Сце-ны под Кро-ма-ми»), изъ-я-ты по-ве-ст-во-ва-ние Пи-ме-на об уг-лич-ском убий-ст-ве, чте-ние цар-ско-го ука-за Щел-ка-ло-вым («Гра-но-ви-тая па-ла-та»); пер-вая кар-ти-на Про-ло-га об-ры-ва-ет-ся на хо-ре ка-лик пе-ре-хо-жих. Вто-рая ре-дак-ция бы-ла по-став-ле-на (со зна-чительными со-кра-ще-ния-ми) по на-стоя-нию пе-ви-цы Ю.Ф. Пла-то-но-вой (1874, Ма-ри-ин-ский те-атр). «Бо-рис Го-ду-нов» вы-звал ожес-то-чён-ные спо-ры, при-чём мне-ния раз-де-ли-лись не толь-ко ме-ж-ду де-мо-кра-тич. и кон-сер-ва-тив-но-ох-ра-ни-тель-ны-ми кру-га-ми (пер-вые го-ря-чо при-вет-ст-во-ва-ли опе-ру, вто-рые встре-ти-ли её вра-ж-деб-но), но и в близ-кой ком-по-зи-то-ру груп-пе му-зы-кан-тов. Осо-бен-но ра-ни-ла Мусоргского пол-ная ме-лоч-ных при-ди-рок ре-цен-зия Ц.А. Кюи.

«Бо-рис Го-ду-нов» - но-вый тип ис-то-рической опе-ры. Ком-по-зи-тор про-из-вёл ре-фор-му, по ра-ди-каль-но-сти не ус-ту-паю-щую ваг-не-ров-ской, при этом син-те-зи-ро-вал ис-кон-но русские музыкальные тра-ди-ции. Впер-вые опе-ра «сде-ла-лась» пси-хо-ло-гической дра-мой. Пси-хо-ло-гическая и эпи-ко-тра-ге-дий-ная ли-нии не-раз-дель-ны, пе-ре-пле-та-ют-ся с ли-ни-ей бы-то-пи-са-тель-ной, ко-ме-дий-ны-ми эле-мен-та-ми. Кон-тра-сты, кон-тра-пунк-ты и пе-ре-клю-че-ния соз-да-ют осо-бую дра-ма-тур-гическую мно-го-пла-но-вость. Со-кра-тив (в срав-не-нии с дра-мой А. С. Пуш-ки-на) по-каз бо-яр-ских ин-триг, Мусоргский мно-гое до-ба-вил от се-бя, в т. ч. сце-ну гал-лю-ци-на-ций и да-же це-лый 5-й акт. Ха-рак-тер-ные для русской опе-ры ци-та-ты народных пе-сен встре-ча-ют-ся в «Бо-ри-се Го-ду-но-ве», хо-тя Мусоргский, как пра-ви-ло, пред-по-чи-тал брать не ме-ло-дию, а сло-ва. Жан-ро-вая оп-ре-де-лён-ность тек-ста слу-жи-ла «ком-пасом» в про-цес-се со-чи-не-ния собственной му-зы-ки, метр и ритм сти-ха за-да-ва-ли струк-тур-ную кан-ву ме-ло-дии, и за-час-тую му-зы-ка поч-ти не-от-ли-чи-ма от под-лин-ников (пес-ня Шин-кар-ки). Фольк-лор-ны-ми ин-то-на-ция-ми на-сы-ще-ны многие уча-ст-ки ор-ке-ст-ро-вой тка-ни и соль-ные пар-тии (плач Ксе-нии, пес-ня Юро-ди-во-го, в ко-то-рой сплав-ле-ны жан-ры пла-ча-при-чи-та-ния и ко-лы-бель-ной).

Су-ще-ст-вен-ная роль при-над-ле-жит цер-ков-ным и «па-ра-ли-тур-ги-че-ским» пла-стам ин-то-на-ци-он-но-сти. Пе-ние ка-лик пе-ре-хо-жих, на-ве-ян-ное лич-ным слу-хо-вым опы-том (по сви-де-тель-ст-ву И. Е. Ре-пи-на, Мусоргский при-по-ми-нал и пел «мно-го хо-ров ни-щих»), - не-об-хо-ди-мая со-став-ная часть мно-го-ли-кой, тон-ко диф-фе-рен-ци-ров. ха-рак-те-ри-сти-ки народной мас-сы. С об-ра-зом Ди-мит-рия свя-зан един-ст-вен-ный час-то по-вто-ряе-мый лейт-мо-тив в «Бо-ри-се Го-ду-но-ве» - дра-ма-тур-ги-че-ски мно-го-знач-ный, сим-во-ли-зи-рую-щий и не-сбыв-шие-ся народной на-де-ж-ды на «доб-ро-го» пра-ви-те-ля, и на-гло-го аван-тю-ри-ста От-репь-е-ва; его про-тя-жён-ность и вы-ра-зительная ок-ра-ска ме-ня-ют-ся в за-ви-си-мо-сти от си-туа-ции (идёт ли речь об уби-ен-ном ца-ре-ви-че или о Са-мо-зван-це).

Пси-хо-ло-гическая на-пря-жён-ность пар-тии Бо-ри-са обу-сло-ви-ла её стро-е-ние в ви-де це-пи ари-оз-но-дек-ла-ма-ци-он-ных мо-но-ло-гов, имею-щих собственный фонд сквоз-ных, раз-ви-ваю-щих-ся лейт-тем. Прин-цип ха-рак-те-ри-стич-но-сти гар-мо-ний и ин-тер-ва-лов, на-ме-чен-ный ещё в «Же-нить-бе», дос-тиг вы-со-кой сте-пе-ни обоб-щён-но-сти. За-вер-ше-ние опе-ры «Сце-ной под Кро-ма-ми» (под-ска-за-но В. В. Ни-коль-ским) - шаг ог-ром-ной важ-но-сти. Сти-хий-ный бунт, пе-ре-рас-таю-щий в сму-ту, по-кор-ность но-во-яв-лен-но-му го-су-да-рю - всё это ды-ша-ло ост-ро ак-ту-аль-ной прав-дой ис-то-рии.

Дос-тиг-нув в «Бо-ри-се Го-ду-но-ве» творческой зре-ло-сти, Мусоргский в 1870-х годах об-ра-тил-ся к но-вым зна-чительным за-мыс-лам. Круп-ней-шее его про-из-ве-де-ние это-го пе-рио-да - опе-ра «Хо-ван-щи-на» (на сю-жет из ис-то-рии стре-лец-ких вос-ста-ний в Мо-ск-ве конца XVII века, пред-ло-жен-ный В. В. Ста-со-вым, либретто Мусоргского, 1872-1880 годы, не ин-ст-ру-мен-то-ва-на). Уже в 1870 году Мусоргский на-чал шту-ди-ро-вать ис-то-рические ма-те-риа-лы, де-лал мно-го-численные вы-пис-ки из «Ис-то-рии Рос-сии» С. М. Со-ловь-ё-ва, пуб-ли-ка-ций ис-точ-ни-ков (И. А. Же-ля-буж-ско-го, Д. Мат-вее-ва, со-б-ра-ния Н. С. Ти-хо-нра-во-ва) и специальных тру-дов по рас-ко-лу (И. Е. Тро-иц-ко-го, А. П. Ща-по-ва и др.). Об-ду-мы-вая план «Хо-ван-щи-ны», сфор-му-ли-ро-вал де-виз «Про-шед-шее в на-стоя-щем - вот моя за-да-ча» (из пись-ма Ста-со-ву 1872). В реа-ли-за-ции труд-ней-шей це-ли - са-мо-стоя-тель-но скон-ст-руи-ро-вать сю-жет, дра-ма-тур-ги-че-ски оп-рав-дать взаи-мо-от-но-ше-ния дей-ст-вую-щих лиц - ему по-мо-гал Ста-сов; це-ня его энер-гию и уча-стие, Мусоргский при-ни-мал да-ле-ко не все ста-сов-ские со-ве-ты.

Фа-бу-ла ро-ж-да-лась вме-сте с во-пло-щаю-щи-ми её музыкальными идея-ми до окон-ча-тель-ной кри-стал-ли-за-ции либ-рет-то (его чис-то-вик был за-пи-сан Мусоргским на од-ной из позд-них ста-дий ра-бо-ты); отдельные эпи-зо-ды, поч-ти законченные, вы-бра-сы-ва-лись, например кар-ти-на в Не-мец-кой сло-бо-де. Ряд стра-ниц опе-ры сло-жил-ся до августа 1873 года: «лю-бов-ное от-пе-ва-ние» Мар-фы, уни-сон-ный хор рас-коль-ни-ков, зна-ме-ни-тое ор-ке-ст-ро-вое всту-п-ле-ние «Рас-свет на Мо-ск-ве-ре-ке». Пе-ре-утом-ле-ние, пе-ре-жи-ва-ния из-за ос-кор-бительных ре-цен-зий на «Бо-ри-са Го-ду-но-ва», смерть дру-зей - В. А. Гарт-ма-на (1873), Н. П. Опо-чи-ни-ной (1874), О. А. Пет-ро-ва (1878) - час-то и на-дол-го от-вле-ка-ли ком-по-зи-то-ра от «Хо-ван-щи-ны». Свя-зан-ное с по-сте-пен-ным раз-ва-лом «Мо-гу-чей куч-ки» бо-лез-нен-ное чув-ст-во не-при-знан-но-сти и «не-по-нят-о-сти» («Не мо-жет быть, что-бы я был кру-гом не прав в мо-их стрем-ле-ни-ях, не мо-жет быть. Но до-сад-но, что с му-зы-ку-са-ми раз-ва-лив-шей-ся "куч-ки" при-хо-дит-ся тол-ко-вать че-рез "шлаг-ба-ум", за ко-то-рым они ос-та-лись», - пи-сал М. А. А. Го-ле-ни-ще-ву-Ку-ту-зо-ву, 1877) наш-ло вы-ра-же-ние в уси-лив-шей-ся во второй половине 1870-х годов «нерв-ной ли-хо-рад-ке» и как след-ст-вие - в при-стра-стии к ал-ко-го-лю.

«Хо-ван-щи-на» - свое-го ро-да ис-то-рио-соф-ская дра-ма, в ко-то-рой, в от-сут-ст-вие яр-ко вы-ра-жен-но-го центрального пер-со-на-жа, рас-кры-ва-ют-ся це-лые пла-сты народной жиз-ни и под-ни-ма-ет-ся те-ма ду-хов-ной тра-ге-дии все-го на-ро-да при сло-ме его тра-диционного ук-ла-да. По срав-не-нию с «Бо-ри-сом Го-ду-но-вым» дей-ст-вие «на-род-ной му-зы-каль-ной дра-мы» (как оп-ре-де-лил жанр сво-ей но-вой опе-ры сам Мусоргский) но-сит бо-лее раз-ветв-лён-ный ха-рак-тер: боль-шое ко-ли-че-ст-во отдельных са-мо-сто-ятельных ни-тей спле-та-ет-ся в один узел. В опе-ре мно-же-ст-во дей-ствую-щих лиц, ин-те-ре-сы и стрем-ле-ния ко-то-рых стал-ки-ва-ют-ся ме-ж-ду со-бой. Раз-ные со-ци-аль-ные груп-пы (стрель-цы, «при-шлые лю-ди мо-с-ков-ские», рас-коль-ни-ки, кре-по-ст-ные де-вуш-ки кня-зя Хо-ван-ско-го) по-лу-ча-ют ин-ди-ви-ду-аль-ную ха-рак-те-ри-сти-ку.

Осо-бое ме-сто за-ни-ма-ет ли-рическая дра-ма Мар-фы, свя-зан-ная лишь кос-вен-но с по-ли-тической борь-бой. Всё это оп-ре-де-ли-ло осо-бен-но-сти дра-матур-гического строе-ния «Хо-ван-щи-ны», из-вест-ную её «рас-сре-до-то-чен-ность», боль-шую роль от-но-си-тель-но са-мо-стоя-тель-ных, за-круг-лён-ных во-каль-ных эпи-зо-дов пе-сен-но-го и ари-оз-но-го ти-па. Воз-рас-таю-щая роль пе-сен-но-ме-ло-дического на-ча-ла ха-рак-тер-на и для ли-ри-ко-ко-ме-дий-ной опе-ры «Со-ро-чин-ская яр-мар-ка» (по по-вес-ти Н. В. Го-го-ля), над ко-то-рой Мусоргский ра-бо-тал с 1874 года (не окон-че-на; за-вер-ше-на Ц. А. Кюи в 1916, поставлена 1917, Те-атр музыкальной дра-мы, Пет-ро-град; в даль-ней-шем ста-ви-лась в редакции П. А. Лам-ма и В. Я. Ше-ба-ли-на). Здесь про-яви-лось при-су-щее Мусоргскому мас-тер-ст-во ко-ме-дий-ных ха-рак-те-ри-стик, ос-но-ван-ных на пре-тво-ре-нии ре-че-вых ин-то-на-ций, ино-гда па-ро-дий-но ок-ра-шен-ных (пар-тия По-по-ви-ча).

Вер-ши-ну ка-мер-но-го во-каль-но-го твор-че-ст-ва Мусоргского со-став-ля-ют «Дет-ская» на собственные сло-ва (1868-1872) и 2 позд-них цик-ла на сло-ва А. А. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва: «Без солн-ца» (1874) и «Пес-ни и пля-ски смер-ти» (1875-1877). По по-во-ду «Дет-ской» К. Де-бюс-си за-ме-тил, что «ни-кто не об-ра-щал-ся к луч-ше-му, что в нас есть, с боль-шей неж-но-стью и глу-би-ной». В му-зы-ке это-го цик-ла ост-рая ха-рак-те-ри-стич-ность со-че-та-ет-ся с не-обы-чай-но тон-кой ин-то-на-ци-он-но-вы-ра-зительной ню-ан-си-ров-кой. Та-кое же бо-гат-ст-во от-тен-ков, чут-кость к ма-лей-шим из-ме-не-ни-ям эмо-цио-наль-ной ок-ра-ски слов при-су-щи во-каль-ной дек-ла-ма-ции в цик-ле «Без солн-ца». Раз-ви-вая не-ко-то-рые сто-ро-ны ли-ри-ки А. С. Дар-го-мыж-ско-го, Мусоргский соз-да-ёт глу-бо-ко прав-ди-вый об-раз со-ци-аль-но обез-до-лен-но-го, оди-но-ко-го и об-ма-ну-то-го в сво-их на-де-ж-дах че-ло-ве-ка, род-ст-вен-ный ми-ру «уни-жен-ных и ос-корб-лён-ных» в русской литературе XIX века. Ес-ли «Без солн-ца» - свое-об-раз-ная ли-рическая ис-по-ведь ком-по-зи-то-ра, то в «Пес-нях и пля-сках смер-ти» те-ма че-ло-ве-че-ско-го стра-да-ния дос-ти-га-ет тра-ге-дий-ной си-лы. Об-ра-зы цик-ла от-ли-ча-ют-ся жиз-нен-ной реа-ли-стич. кон-крет-но-стью и оп-ре-де-лён-но-стью со-ци-аль-ной ха-рак-те-ри-сти-ки, че-му спо-соб-ст-ву-ет ис-поль-зо-ва-ние бы-тую-щих муз. форм и ин-то-на-ций («Ко-лы-бель-ная», «Се-ре-на-да», «Тре-пак», марш в «Пол-ко-вод-це»).

Ин-ст-ру-мен-таль-ное твор-че-ст-во Мусоргского срав-ни-тель-но не-ве-ли-ко по объ-ё-му. Од-ной из вер-шин русского про-грамм-но-го сим-фо-низ-ма яв-ля-ет-ся сим-фо-ническая кар-ти-на «Ива-но-ва ночь на Лы-сой го-ре» (1867), сю-же-том ко-то-рой по-слу-жи-ли ста-рин-ные народные по-ве-рья. «Фор-ма и ха-рак-тер мое-го со-чи-не-ния рос-сий-ски и са-мо-быт-ны», - пи-сал ком-по-зи-тор, ука-зы-вая, в ча-ст-но-сти, на ис-поль-зуе-мый им ти-пич-но русский при-ём сво-бод-ных «раз-бро-сан-ных ва-риа-ций». Та-кой же са-мо-быт-но-стью от-ли-ча-ет-ся фортепианная сюи-та «Кар-тин-ки с вы-став-ки» (соз-да-на в 1874 году под не-по-средственным впе-чат-ле-ни-ем от по-смерт-ной вы-став-ки ра-бот В. А. Гарт-ма-на), в ко-то-рой да-на га-ле-рея раз-но-ха-рак-тер-ных об-ра-зов жан-ро-во-го, ска-зоч-но-фан-та-стического и эпического пла-нов, объ-е-ди-нён-ных в од-но мно-го-кра-соч-ное зву-ко-вое по-лот-но. Тем-бро-вое бо-гат-ст-во, «ор-ке-ст-раль-ность» фортепианного зву-ча-ния под-ска-за-ли ря-ду му-зы-кан-тов мысль об ор-ке-ст-ро-вой об-ра-бот-ке это-го со-чи-не-ния (наи-боль-шую по-пу-ляр-ность за-вое-ва-ла ин-ст-ру-мен-тов-ка М. Ра-ве-ля, 1922).

Но-ва-тор-ское зна-че-ние твор-че-ст-ва Мусоргского лишь не-мно-ги-ми бы-ло оце-не-но при его жиз-ни. В. В. Ста-сов пер-вым зая-вил, что Мусоргский «при-над-ле-жит к чис-лу лю-дей, ко-торым по-том-ст-во ста-вит мо-ну-мен-ты». Опе-ры Мусоргского проч-но ут-вер-ди-лись на сце-не толь-ко на ру-бе-же XIX-XX веков. «Бо-рис Го-ду-нов» по-сле дли-тель-но-го пе-ре-ры-ва был ис-пол-нен в ре-дак-ции Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва в 1896 году (на сце-не Боль-шо-го за-ла Санкт-Пе-тербургской кон-сер-ва-то-рии), ми-ро-вое при-зна-ние по-лу-чил по-сле то-го, как в за-глав-ной пар-тии вы-сту-пил Ф. И. Ша-ля-пин (1898). Под-лин-ная ав-тор-ская ре-дак-ция опе-ры бы-ла вос-ста-нов-ле-на в 1928 году (Ле-нинградский те-атр опе-ры и ба-ле-та). «Хо-ван-щи-на», ин-ст-ру-мен-то-ван-ная Рим-ским-Кор-са-ко-вым и ис-пол-нен-ная в 1886 году в Санкт-Пе-тер-бур-ге си-ла-ми лю-би-те-лей, за-тем бы-ла по-став-ле-на московской Ча-ст-ной рус-ской опе-рой С. И. Ма-мон-то-ва (1897), а на императорской сце-не - толь-ко в 1911 году по ини-циа-ти-ве Ша-ля-пи-на. Творческие на-ход-ки Мусоргского в об-лас-ти музыкальной дек-ла-ма-ции и гар-мо-нического ко-ло-ри-та вы-зы-ва-ли ин-те-рес К. Де-бюс-си, М. Ра-ве-ля, Л. Яна-че-ка и других ком-по-зи-то-ров. Боль-шая за-слу-га в де-ле вос-ста-нов-ле-ния под-лин-ных ав-тор-ских ре-дак-ций про-из-ве-де-ний Мусоргского при-над-ле-жит Б. В. Асафь-е-ву и П. А. Лам-му. Тра-ди-ции Мусоргского по-лу-чи-ли са-мо-сто-ятельное, об-нов-лён-ное раз-ви-тие в твор-че-ст-ве Д. Д. Шос-та-ко-ви-ча (ему при-над-ле-жит ор-кест-ров-ка ря-да со-чи-не-ний М.), Г. В. Сви-ридо-ва и других отечественных ком-по-зи-то-ров. В 1970 году в селе Нау-мо-во основан Дом-му-зей Му-сорг-ско-го.

Выдающийся русский композитор, участник «Могучей кучки».

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в сельце Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в ) в семье отставного коллежского секретаря П. А. Мусоргского, представителя старинного дворянского рода.

Детские годы будущего композитора прошли в родительском имении - сельце . В 1845 году он начал заниматься музыкой под руководством матери.

В 1849-1852 годах М. П. Мусоргский учился в немецкой Петропавловской школе в , в 1852-1856 годах - в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно он брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 году было издано первое произведение композитора - полька для фортепиано «Подпрапорщик».

По окончании учебы в 1856 году М. П. Мусоргский был зачислен на службу в Лейб-гвардии Преображенский полк. В 1856-1857 годах он познакомился с композиторами А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым и критиком В. В. Стасовым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. М. П. Мусоргский начал серьезно заниматься композицией под руководством М.А. Балакирева, вошел в кружок «Могучая кучка». Решив посвятить себя музыке, в 1858 году он оставил военную службу.

Разорение семьи, вызванное отменой крепостного права в 1861 году, заставило М. П. Мусоргского поступить на гражданскую службу. В 1863-1867 годах он был чиновником Главного инженерного управления, с 1869 по 1880 годы служил в Лесном департаменте Министерства государственных имуществ и в Государственном контроле.

В конце 1850 - начале 1860-х годов М. П. Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-1866 годах он работал над оперой «Саламбо» (по Г. Флоберу), оставшейся неоконченной. В середине 1860-х годов композитор обратился к актуальной, социально заостренной тематике: им были созданы песни и романсы на слова , Т. Г. Шевченко, и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявилось его умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась неоконченная опера М. П. Мусоргского «Женитьба» (по , 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи.

Работы 1850-1860-х годов подготовили М. П. Мусоргского к созданию одного из главных его произведений - оперы «Борис Годунов» (по ). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки «Борис Годунов» был поставлен в санкт-петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями.

В 1870-х годах М. П. Мусоргский работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца XVII века «Хованщина» (либретто М. П. Мусоргского, начата в 1872) и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по , 1874-1880). Одновременно композитором были созданы вокальные циклы «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-1877), сюита для фортепиано «Картинки с выставки» (1874).

В последние годы жизни М. П. Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Он умер 16 (28) марта 1881 года в Николаевском солдатском госпитале в и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Неоконченная М. П. Мусоргским опера «Хованщина» была завершена после его смерти , над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и другие. В 1896 году была сделана новая редакция «Бориса Годунова». В 1959 году Д. Д. Шостаковичем были подготовлены новая редакция и оркестровка «Бориса Годунова» и «Хованщины». Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит советскому композитору В. Я. Шебалину (1930).

М. П. Мусоргскому удалось создать глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Его творчество оказало большое влияние на многих отечественных и зарубежных композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и других.

1839 г- 1881 г

История жизни

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома.

Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург. Здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище - Школу гвардейских подпрапорщиков.

По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого.

Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».

Творческая деятельность

Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно. Каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными оперы Царь Эдип и Саламбо, где впервые композитор попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности.

Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла незаконченная опера Женитьба (1 акт 1868 г.), в которой он использовал почти неизмененный текст пьесы Н. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения человеческой речи во всех ее тончайших изгибах. Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает, ряд симфонических произведений, среди которых - Ночь на Лысой горе (1867).

Но наиболее яркие художественные открытия были осуществлены в 60-е гг. в вокальной музыке. Появились песни, где впервые в музыке предстала галерея народных типов, людей униженных и оскорбленных: Калистрат, Гопак, Светик Савишна, Колыбельная Еремушке, Сиротка, По грибы. Поразительно умение Мусоргского метко и точно воссоздать в музыке живую натуру, воспроизвести ярко характерную речь, придать сюжету сценическую зримость. А главное, песни пронизаны такой силой сострадания к обездоленному человеку, что в каждой из них обыденный факт поднимается до уровня трагического обобщения, до социально-обличительного пафоса. Не случайно песня Семинарист была запрещена цензурой!

Вершиной творчества Мусоргского 60-х гг. стала опера Борис Годунов. Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом.

Работа над Хованщиной протекала сложно - Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка, охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей. Параллельно с трагической Хованщиной с 1875 г. Мусоргский работает над комической оперой Сорочинская ярмарка (по Гоголю). Летом 1874 г. он создает одно из выдающихся произведений фортепианной литературы - цикл Картинки с выставки, посвященный Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку.

Идея написать цикл Картинки с выставки возникла под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа протекала бурно, интенсивно: Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успевая царапать на бумаге. А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: Детская (1872, на собств. стихи), Без солнца (1874) и Песни и пляски смерти (1875-77 - оба на ст. А. Голенищева-Кутузова). Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора.

Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что будет драться до последней капли крови. Незадолго до кончины, летом 1879 г. он совершает вместе с певицей Д. Леоновой большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, кучкистов, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, отрывки из своей оперы Сорочинская ярмарка и пишет знаменательные слова: К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... к новым берегам пока безбрежного искусства!

Судьба распорядилась иначе. Здоровье Мусоргского резко ухудшилось. В феврале 1881 г. случился удар. Мусоргского поместили в Николаевский военно-сухопутный госпиталь, где он скончался, так и не успев завершить Хованщину и Сорочинскую ярмарку.

Весь архив композитора после его смерти попал к Римскому-Корсакову. Он закончил Хованщину, осуществил новую редакцию Бориса Годунова и добился их постановки на императорской оперной сцене. Сорочинскую ярмарку завершил А. Лядов.