Презентация к уроку на тему: Цветовой круг. Разработка урока по ИЗО на тему "Цветовой круг

И.В.Курбакова МОУ СОШ №5 г. Нижний Новгород

Изобразительное искусство, 5 класс

Тема урока « Цветовой круг»

Вид занятия: живопись, изучение основ цветоведения

Цели и задачи:

Развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов, изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Оборудование: для учащихся – акварель, гуашь, кисти, палитра; для учителя – то же, методические таблицы.

Литературный ряд: стихи о цветах (красках).

Зрительный ряд: методические таблицы : «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета»

. Вид используемого на уроке программного обеспечения:

Презентации (POWER POINT ): «Какой бывает радуга?»

мультимедийный ноутбук, проектор, экран.

тест

Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук , детские ноутбуки

Ход урока

I. Организационный момент:

    Проверка готовности класса к уроку;

    Объявление темы, целее и задач урока.

II. Вводная беседа

Разноцветные ворота

На луну построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга)

Показ презентации «Какой бывает радуга?»

Вот ещё одна сказка:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках, ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще, филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К Розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым кустом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т.Белозерова

Сколько цветов вы знаете? 5, 10, 100? Попробуйте вспомнить и назвать их. Не менее 6 , столько в минимальном наборе красок: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный. Смешивая цвета можно получить намного больше красок, чем, 6 цветов.

Смешивают цвета на палитре (специальной доске)

В природе множество цветов и оттенков, чтобы лучше различать их, существует классификация цветов.

Хроматические и ахроматические цвета .

«Хроматос» - «цвет», в переводе с греческого

Ахроматические цвета – не цветные, это белый и черный, все серые.

Хроматические – все остальные, которые делятся на основные и производные цвета.

Три главных цвета: Желтый, красный, синий. Они лежат в основе остальных цветов. По парное смешение основных цветов дает нам группу цветов, называемыми составными.

Смешиваем: красный + желтый = оранжевый

красный +синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Можно заметить, что шесть цветов – это цвета радуги. Есть поговорка, которая поможет запомнить состав и порядок цветов.

Каждый – красный

Охотник – оранжевый

Желает – желтый

Знать – зеленый
Где – голубой

Сидит – синий

Фазан – фиолетовый.

Голубой не является составным, но получается при смешивании синего и белого цветов.

III .Задание.

Смешиваем основные цвета, получаем производные.

IV .Теплые и холодные цвета .

Теплыми цветами считаются – красный, желтый, оранжевый и их смеси. Цвет солнца, огня, жары. Все они находятся рядом.

Холодными цветами считаются синий, фиолетовый, и их смеси, они похожи на цвет зимы, холода, луны.

Зеленый – особый цвет, если больше желтого, то он теплый, если больше синего, то он холодный.

Красный и синий цвет абсолютные цвета по холодности и теплу. Они находятся в спектре друг против друга.

Контрастные цвета – противоположные, они подчеркивают яркость друг друга.

Красный – зеленый;

Синий – оранжевый;

Желтый – фиолетовый.

Сближенные цвета – те, что в спектре находятся рядом.

Проводится тест на ноутбуках «Холодные и теплые тона» в виде закрепления материала.

V .Итоги урока.

Закрепление полученных знаний.

Домашнее задание

Алёна Никитина

Цветовой круг

На прошедшей неделе мы смешивали базовые цвета и получали новые , например, используя шприц. Это занятие очень понравилось Дане.


Начала подводить Даню к понятию "цветовой круг " и наш первый круг .


Потом засунули свернутое бумажное кухонное полотенце в эти емкости с краской и понаблюдали, как окрашенная вода поднимается вверх, причем становясь светлее.


Потом смешивали на мокрой бумаге акварельные краски - у Дани получился космос.


Дема никогда не упускает момент порисовать красками, точнее лишний раз залезть в воду.


Готовый шедевр я сразу же повесила на холодильник, и у нас получилось настоящее северное сияние. Эх, надо было и Данькин рисунок так же повесить, но к тому моменту он уже подсох.


Также мы смешивали цвета на "соленой" бумаге. Мы раскрашивали Волшебные колокольчики из музыкальной сказки. Вот мы таким образом решили задачи сразу же из двух проектов , в которых мы принимаем участие - "Нотки-малышки" и "Мастерская пана кисточки ".


Наблюдать за тем, как краска растекается в причудливые кляксы, как красиво смешиваются цвета друг с другом , было интересно всем - и мальчишкам и даже папе. И вот какие Волшебные колокольчики получились у нас.


Наконец, мы начали использовать в полном объеме комплект "Творчество с пеленок" ко Умница, если честно, именно желание принять участие в проекте "Мастерская пана Кисточки " сподвигло меня приобрести этот комплект. Теперь понимаю, что без него я вы не смогла объяснить ребенку об оттенках, ассоциациях и многое другое. Но обо всем по порядку.

Из щенят и машинок составляли цветовые круги , жалко, что в команде отважных щенят нет фмолетой машинки.



Играли с паном Кисточкой в "Этот цвет похож на . ". Потом поиграли с карточками-трафаретами к основным 10-ти цветам от Евгении Леоновой (сайт мамаделки. ру) . Но сначала перед игрой выложили цветовой круг из карточек - цветной и нецветной . Подвела к понятию хроматические цвета и ахроматические .



Вечером поработали с "Цветной энциклопедией " - нарисовали картинки для каждого цвета , на этот раз Дане захотелось порисовать карандашами.


Отличные цветовые круги у нас получались из "Цветных альбомов " (из того же комплекта "Творчество с пеленок") . Причем эту идею подкинул Даня.


И вот мы пришли к созданию своего цветового круга .


Цветные альбомы мне помогли объяснить о том, с чем ассоциируются цвета , с какими эмоциями. С удовольствием посмотрели странички из альбомов про цветовые ассоциации .


Так мы узнали, что зеленый цвет ассоциируется с молодостью и тоской зеленой, Красный цвет - цвет праздника и в то же время опасности и предупреждения и так далее. О цветовых ассоциациях мы еще поговорили перед сном, когда читали сказку терапевтическую "Карандашный огрызок" из книги "Как воспитать ребенка лидером" ко Умница.

Начали знакомиться с понятием "оттенок" и с самими оттенками цветов . Мы провели аналогию с улицей Цветной , на которой стоят дома Красный, синий, оранжевый и так далее, а в каждом доме имеются квартиры - оттенки этих "цветных домов ".


Даже сама папка для карточек похожа на Цветную улицу с домами с двух сторон. Это сравнение сделал Даня.


А вчера вечером, когда Дема уже уснул, мы спокойно с Даней продолжили знакомиться с жителями улицы Цветной .


На помощь к нам пришла Капелька. И вместе с ней мы заглянули в Черно-Белый дом.


Познакомились с оттенками черного и белого цветов .


Почитали "Черно-белую историю".


Разрешили спор Черного короля и Белой королевы - у кого больше квадратов в Шахматной стране. А потом поиграли в шашки, и Даня, довольный собой, отправился спать.

А напоследок так и хочется сказать : вот уроку конец , а кто играл, тот молодец!

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

В марте 2015 года в нашем саду прошёл конкурс среди родителей и воспитателей всех групп на лучшую поделку "Творческая мастерская". Родители.

Наша вторая младшая группа участвовала в долгосрочном проекте «Огород на подоконнике». Дети дошкольного возраста в недостаточной степени.

Эксперименты с красками. Всем доброго времени суток! Мы продолжаем погружаться в мир творчества вместе с паном Кисточкой. С тех пор, как.

Урок 1. Помощники пана Кисточки. Всем доброго времени суток! Наконец мы стали участниками полного курса Марины Андреевой-Доглядной «Мастерская.

Тема урока : Выполнение цветового круга.

Вид занятия: Декоративное рисование.

Цели и задачи урока:

  1. Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой.
  2. Реализация полученных знаний в практическом применении.
  3. Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.
  4. Развитие творческой и познавательной активности, фантазии и художественного вкуса учащихся.

Оборудование урока:

  1. таблица цветового круга;
  2. иллюстрации с изображением радуги, заката;
  3. акварель, планшет для демонстрации приемов работы акварелью;
  4. заготовки для упражнений.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение нового учебного материала.
  3. Практическая работа.
  4. Анализ выполненной работы.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

Оформление классной доски.

Подготовка рабочих мест.

Сообщение учителем темы, задач и целей урока.

2. Изложение нового учебного материала.

Изложение новой темы проходит в форме беседы. Учащиеся вместе с учителем повторяют предыдущую тему, постепенно переходя к новой, отвечая на вопросы:

Какие цвета называют основными и почему? (красный, синий, желтый – нельзя получить смешиванием красок).

Какие цвета называют составными и почему? (оранжевый, зеленый, фиолетовый – можно получить смешиванием двух или нескольких красок).

Как получают составные цвета на бумаге? (показать на планшете).

Где в природе можно увидеть все цвета вместе? (радуга).

Каков порядок цветов в радуге?

Дети вспоминают поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).

В этом ряду основные цвета чередуются с составными (исключение составляет лишь голубой цвет, который не входит в цветовой круг). Для удобства эту полосу можно замкнуть в круг, в котором цвета сменяют друг друга до бесконечности - совсем как в природе. Например, та же радуга или закат. Теперь попробуем составить цветовой круг сами.

3. Практическая работа.

Учащимся раздаются заготовки круга (R= 8 см), который разделен на 6 равных частей. Для удобства пронумеровать части от 1 до 6.

/рисунок 1/

Упражнение будет выполняться лессировкой (наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя). Учитель последовательно показывает этапы выполнения упражнения, учащиеся повторяют за учителем.

Последовательность выполнения упражнения:

1. Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)

/рисунок 2/

2. Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.

/рисунок 3/

3. После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.

/рисунок 4/

4. Учащиеся проверяют правильность выполнения работы. В центр круга вставляется остро отточенная спичка (заранее подготовленная). Получился цветной волчок. Дети запускают его. Цвета на вращающемся волчке должны слиться в один белый цвет. Если цвет не белый, а серый, значит, взяты слишком насыщенные цвета.

/рисунок 5/

4. Анализ выполненной работы.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.

5. Подведение итогов урока.

  • Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.
  • Подведение итогов урока, выставление оценок.

6. Задание на дом.

Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.

Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).

Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый) и заливаются на волчке.

Правильность выполнения проверить вращением волчка.

Литература:

  1. Н.М. Сокольникова «Основы живописи», 1996 год.
  2. И.Г. Мосин «Рисование», 1996 год.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цветовой круг Составные и дополнительные цвета

Первым исследователем свойства цвета был Исаак Ньютон. Он признавал единственный белый цвет, который, по его мнению, распадается на семь составляющих. Модель цветового круга, которую предложил Ньютон, была такова- Он разделил окружность на семь частей и выделил следующие основные цвета, составляющие радугу: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

Иоганн Вольфганг фон Гете думал иначе. Он разделил цвета на чистые и смешанные, поскольку считал, что три чистых цвета (желтый, красный, синий) нельзя получить путем смешивания, а смешанных цветов может быть очень много, так как они находятся на стыках между чистыми цветами и плавно перетекают из одного оттенка в другой. В радугу был добавлен пурпурный цвет как продолжение фиолетового и начало красного. Так был создан еще один цветовой круг, но уже из восьми цветов

Немного позже свой вариант цветового круга предложил Йохансен Иттен, который и используют в мире творчества. Круг состоит из двенадцати частей и имеет последующую конструкцию: 1) Первого порядка или основные - их три (желтый, красный и синий) - эти три основных цвета размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый вверху, красный в правом нижнем углу и синий - в левом нижнем углу. 2) Второго порядка или составные - их также три (зеленый, оранжевый и фиолетовый) – мы их получаем при смешивании цветов первого порядка в равном соотношении. Каждый цвет этой категории состоит из двух основных цветов: К жёлтому добавляем красный получаем оранжевый; К жёлтому добавляем синий получаем зелёный; К красному добавляем синий получаем фиолетовый. 3) Третьего порядка или третичные - их шесть – получаем путем смешивания в соотношении 50/50 одного основного цвета, а второго составного: · жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый; · красный + оранжевый = красно-оранжевый; · красный + фиолетовый = красно-фиолетовый; · синий + фиолетовый = сине-фиолетовый; · синий + зелёный - сине-зелёный; · жёлтый + зелёный - жёлто-зелёный.

Существуют три основных цвета Основные цвета - цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Но эти три цвета путем смешивания получить нельзя

Дополнительные цвета жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый; красный + оранжевый = красно-оранжевый; красный + фиолетовый = красно-фиолетовый; синий + фиолетовый = сине-фиолетовый; синий + зелёный - сине-зелёный; жёлтый + зелёный - жёлто-зелёный.

Теплые цвета

Холодные цвета

Хроматические цвета

Спасибо за внимание!


Урок №1. Тема: Цветовой круг. Цветовые отношения. Дата ______________

Учебно-воспитательные цели и задачи:

    Обучающая: Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой. Реализация полученных знаний в практическом применении. Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.

    Развивающая: Развитие фантазии и художественного вкуса учащихся.

    Воспитательная: воспитание творческого вкуса учащихся.

Тип урока: изучение новой темы

Вид урока: декоративное рисование

Методы: рассказ, беседа.

Оборудование, наглядные материалы: таблица цветового круга;

иллюстрации с изображением радуги, акварель.

Структура урока:

    Организационный момент.

    Психологический настрой.

    Сообщение нового учебного материала.

    физминутка

    Практическая работа.

    Анализ выполненной работы.

    Подведение итогов урока.

    Задание на дом.

Ход урока:

    Организационный момент

    Психологический настрой.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость,общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

«Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю

    Изучение нового материала.

  1. Классификация цветов

    Хроматические цвета

    Цветовой круг

    Теплые цвета. Холодные цвета.

    Абсолютные, контрастные, сближенные цвета.

    Отгадайте загадку: Крашеное коромысло над рекой повисло? Конечно же это радуга. А вот еще одна загадка: Разноцветные ворота На луну построил кто -то, Но пройти в них не легко,Те ворота высоко.

Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три- Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать?Можно их нарисовать?

Из каких цветов состоит радуга (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, нужно запомнить поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).

    Существует классификация цветов: Ахроматические цвета (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα - цвет, то есть бесцветных)Черный, белый и все оттенки серого.Хроматические цвета (Хрома, хроматос)- в переводе с греческого «цвет».

    Хроматические цвета в свою очередь делятся на основные и составные. Основные цвета: желтый, синий, красный. Они называются основными потому что их нельзя получить путем смешивания красок. Составные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Можно получить путем смешивания двух или нескольких красок.

Желтый + красный= оранжевый Синий + красный = фиолетовый Желтый + синий= зеленый

    Цветовой круг состоит из шести цветов, трех основных и трех составных.(назовите их)

    Также существуют теплые цвета. Красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвет солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе. И Холодные цвета.Холодные цвета- цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, голубой, фиолетовый и их смеси.

    Существуют абсолютные цвета : оранжевый и синий. Контрастные цвета- противоположные. Они подчеркивают и усиливают яркость друг друга. Красный-зеленый, оранжевый-синий, желтый – фиолетовый. Сближенные цвета - те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки

    Физминутка.

    Практическая работа.

Сегодня вы познакомитесь с новой техникой работы акварелью которая называется лессировка. Лессировка выполняется путем наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя.

Последовательность выполнения упражнения:

Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)

Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.

После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.

    Анализ выполненной работы.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.

    Подведение итогов урока.

Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

    Задание на дом.

Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.

Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).

Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый).