Просмотр вопроса. Все о крещении

В раннем детстве во время отпуска моих родителей в Саратове (1960-61 гг.) моя бабушка Егорова Антонина Георгиевна тайно привела меня к Таинству Крещения в одном из центральных храмов города, расположенного недалеко от моста через р.Волгу. Почему тайно? Отец мой – кадровый офицер (сейчас на пенсии). Бабушка (Царство ей Небесное) была человеком глубоко верующим, и подвергать сомнению правильность совершённого таинства нет причин. За год до кончины бабушка приехала к нам в Тюмень и объявила, что я крещённый, оставила несколько книг и нательный крестик. Я был в замешательстве. Я так же кадровый офицер, в прошлом – член КПСС. Но, по-видимому, время пришло и с мая 2005 г. я посещаю богослужения. Очень сожалею, что упущено столько времени – мне уже 45 лет. Где я могу узнать следующее: 1. Была ли сделана запись о совершении Таинства Крещения? 2. Под каким именем я крещён? 3. Выдаётся ли какой либо документ, подтверждающий совершение Таинства Крещения? P.S. Меня зовут Константин, вероятнее всего, был крещён в кафедральном Духосошественском соборе.

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

1. Порядок совершения Таинства Крещения в 60-е годы XX столетия предусматривал регистрацию в специальной книге, куда заносились сведения о родителях крещаемого младенца. Эти записи, которые делались в силу государственного законодательства о церковных культах, часто становились источником неприятностей для родителей ребенка. Поэтому многие желали совершить Таинство без огласки и без соответствующей регистрации. Находились смелые священники, которые шли навстречу этим пожеланиям, совершали крещение тайно, без записи, рискуя получить запрет в священнослужении и другие наказания. Вы можете попытаться отыскать метрические книги в храме, где по Вашему предположению совершалось Крещение. Однако эти книги могли и не сохраниться, поскольку государственные архивы их на хранение не принимали, а церковь часто не имела условий для их сбережения.

2. Имя Константин есть в православных святцах. Поэтому у священника, крестившего Вас, не было причины при крещении нарекать Вам другое имя. В случае, если Вам не известно точно, в честь какого святого с именем Константин Вы названы при Крещении, Вы можете выбрать любого из них в качестве своего небесного покровителя. Для этого нужно прочитать их жития и решить, кто из этих святых Вам наиболее близок. Если принять такое решение окажется затруднительным, можно выбрать святого, память которого Церковью совершается в день ближайший к дню Вашего рождения.

3. В настоящее время при совершении Таинства Крещения выдается свидетельство о Крещении, подписанное священником, совершавшим Таинство, и скрепленное печатью храма. Можно получить свидетельство о Крещении и если Крещение совершалось много лет назад и не сохранилось книги с записью об этом событии. В этом случае свидетельство выдается на основании свидетельства крестных родителей, а в исключительных случаях - и на основании свидетельства самого крещеного человека.

P.S. Недалеко от моста через Волгу находится также Свято-Троицкой собор, также действовавший и бывший кафедральным в советское время.

Все метрические записи о крещении должны были вноситься в книги непосредственно при совершении, однако на деле это соблюдалось далеко не всегда, отсюда в метрических книгах появлялись пропуски и ошибки.

Священник обязан был вносить в метрические книги рождение всех детей, включая мёртворождённых и умерших в первые дни жизни. Однако до середины XIX в. это правило не всегда соблюдалось, особенно много пропусков содержится в консисторском экземпляре метрических книг.

В том случае, если ребёнок рождался не в том приходе, к которому были приписаны люди, священник был обязан внести запись о крещении в метрическую книгу своей церкви и выдать на руки метрическое свидетельство о крещении, чтобы те доставили его причту своего прихода. Метрическое свидетельство в этом случае подшивалось в метрическую книгу. На деле порядок соблюдался далеко не всегда, поэтому поиск записей о рождении в другом приходе может представлять значительную проблему.

Дети, родившиеся у родителей, один из которых не принадлежал к православию, должны были крестить в православной церкви. При этом с супруга, не принадлежащего к православию, брали подписку о том, что тот будет воспитывать ребенка по правилам православной церкви. Подписка заверялась двумя свидетелями и полицейским чиновником. Она выглядела так:

Нижеподписавшийся или нижеподписавшаяся (звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание) даем сию подписку в том, что рожденного нами сына Иоанна сего 12 мая 1879 г. и крещенного, согласно просьбе нашей, по чиноположению православной церкви, мы будем воспитывать в правилах святой православной церкви.

В метрические книги могли вноситься записи и в отношении взрослых людей, переходивших в православие из другого вероисповедания. При этом нехристиане (евреи, мусульмане, язычники) присоединялись к православной церкви через крещение, лютеране, католики и армяне – через миропомазание, а старообрядцы, над которыми проводилось миропомазание – через исповедь и причащение. При крещении нехристиан священник был обязан спрашивать разрешения духовной консистории. Старообрядцы и христиане других конфессий, принимая православие, обязаны были давать подписку такого вида, заверенную полицейским чиновником и двумя свидетелями:

Нижеподписавшийся или нижеподписавшаяся (звание, имя, отчество, фамилия) сим изъявляю решительное намерение присоединиться к православной кафолической Восточной церкви и обещание пребывать в послушании ея всегда неизменно.

Если к православной церкви присоединялась супружеская пара, то вместе с ней крестили детей младше семи лет. Если присоединялся один из родителей, то с женой одновременно крестили всех дочерей, а с мужем - всех сыновей. При этом взрослые должны были представить при крещении сведения о родителях, месте и дате их рождения; если мужчина был женат, сведения о местонахождении жены, детей, их вероисповедании.

Метрические книги - это источники, которые велись в культовых учреждениях для записи актов о рождении, браке, разводе и смерти. Форма ведения метрических книг была одинаковой для всех вероисповеданий в том, что относится к сути записей, однако содержание самих актов и внешний вид книг отличались. Метрические книги начали вести в России с 1722 г. По принципу документирования и хранения делятся на приходские и консисторские. В фондах духовных консисторий находятся: периодические погодовые выписки ("экстракты") из приходских метрических книг, копии некоторых приходских метрических книг. Консисторский экземпляр, включавший метрические тетради рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города, достигал 1000-1200 листов. Приходский экземпляр имел иную структуру. Он включал записи рождений, браков и смертей только одного прихода за несколько лет, в зависимости от численности прихода.

До 1840-1850-х гг. приходская метрическая книга включала все виды регистрации, а позже каждый вид регистрации велся в отдельной книге. Объем приходской метрической книги чаще всего был около 200-250 листов. Полную юридическую силу имели документы выданные на основе консисторского экземпляра. Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта, а записи о браке сверялись с обыскными книгами. С конца XIX в. обязанность вести метрические книги о военнослужащих по полкам возлагались на военных священников. На основании записей в метрических книгах выдавались метрические свидетельства (выписи). По закону метрические книги считались судебным доказательством: по ним сверялось метрическое свидетельство при оспаривании подлинности последнего. При отсутствии метрических книг или при сомнительности их записей за доказательство рождения принимались исповедные росписи, родословные, городские обывательские книги, формулярные списки и ревизские сказки (а также выписи из церквей, где родившийся крещен), дополнительно они подтверждались показаниями свидетелей, бывших при крещении.

Запись о крещении/рождении

Документ учета гражданского состояния населения. Рождения и крещения детей фиксировались в первой части метрических книг одной записью, т. е. она свидетельствовала о двуз разных событиях: 1) о естественном событии рождения и 2) о церковном совершении таинства крещения. У православных отмечались дни рождения и крещения (близнецы записывались одной записью), звание, сословие, имя и исповедание родителей, имя, звание и сословие восприемников. Набор сведений у представителей других исповеданий был меньше: у мусульман указывалось только время рождения и имена родителей. При внесении в метрическую книгу записи крещения подкидыша, родители которого не обнаружены, или вообще внебрачных детей, чьи матери по каким-либо причинам скрывали свое имя и звание, в метрической записи все равно указывали имя крещенного, время и место рождения, удостоверение родовспомогательного заведения, сведения от полиции или свидетельские показания. В графе о родителях писали: "родители неизвестны". Формуляр имел следующие графы:

    1) номер записи (раздельно для мужского и женского пола);

    2) полные даты рождения и крещения ребенка;

    3) имя с указанием дня святого (метрики конца XIX - начала XX вв.);

    4) место жительства, сословие, род деятельности, фамилия, имя, отчество отца ребенка и имя отчество матери с указанием на законность брака и вероисповедание;

    5) место жительства, социальная принадлежность восприемников, их фамилии, имена, отчества;

    6) имя священника, совершившего таинство;

    7) подписи свидетелей (по желанию).

Запись о браке/венчании

Документ учета гражданского состояния населения. Включалась во вторую часть метрических книг. Содержание записей зависело от исповедания. У православных запись о браке включала: фамилии, имена, отчества жениха и невесты, их родителей, возраст вступающих в брак, время совершения брака, кто его совершал, указывались также свидетели и поручители, которые по желанию могли подписать акт. У мусульман в записи указывались только имена супругов, родителей и свидетелей, время брака и условия договора между родителями. Формуляр записи:

    1) номер брака по порядку;

    2) точная дата совершения таинства;

    3) место жительства, сословие, фамилия, имя, отчество жениха с указанием вероисповедания и очередности брака;

    4) возраст жениха;

    5) место жительства, сословие, фамилия, имя, отчество невесты с указанием вероисповедания и очередности брака;

    6) возраст невесты;

    7) имя священнослужителя, совершившего таинство;

    8) место жительства, сословие, фамилии, имя, отчество поручителей с указанием вероисповедания;

    9) подписи свидетелей (по желанию).

Запись об умершем/погребенном

Документ учета гражданского состояния населения. Записи об умерших и погребенных вносились в третью часть метрических книг:

    1) по порядку, отдельно для мужчин и женщин;

    2) точная дата смерти и погребения;

    3) место жительства, сословие, фамилия, имя, отчество умершего (для младенцев и малолетних указывался отец, при отсутствии отца - мать);

    4) возраст умершего (раздельно для мужчин и женщин);

    5) причина смерти;

    6) имя священника, совершившего обряд погребения и указание места погребения.

Региональные архивы: фонды духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, приходских церквей.

Метрические книги старообрядцев и сектантов

Закон о ведении метрических книг для старообрядцев был издан в 1874 г., для баптистов - в 1879 г. Метрические книги старообрядцев (за исключением единоверцев) и сектантов до 1905 г. велись полицией. Многие старообрядцы, скрывая свою принадлежность к расколу, официально значились православными и вместе с тем не находили по своим редиг убеждениям возможности исполнять обряды православной церкви, совершали похороны без священника, не крестили новорожденных, от полиции же это скрывалось. С 1905-1906 гг. ведение метрических книг старообрядцев и сектантов, приемлющих священство, было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. В старообрядческих общинах беспоповских согласий ведение книг с 1907 г. возлагалось на особых, избираемых собраниями общин, старост. Книги сектантов, не признающих духовных лиц, велись в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах - волостными правлениями. Ведение метрических записей смертей, рождений и браков мариавитов и баптистов возлагалось на полицию.

Записи о родившихся старообрядческой общины

Документ полицейского учета и учета гражданского состояния старообрядцев. В 1844 г. полицмейстерам указывалось заводить книги (подобно метрическим) в старообрядческих церквях и выдавать свидетельства о рождении и смерти. Именные списки (о родившихся и умерших) должны были представляться у обер-полицмейстеру. Надзор за записями совершался частными приставами, которые подписывали метрические записи. Формуляр записи: месяц, число и место рождения, месяц и число крещения, имя младенца, его пол, звание, имя, отчество и фамилия и место жительства родителей или замужней матери, звание, фамилии, имена, отчества восприемников, их подписи.

Запись брака старообрядческой общины

Документ учета гражданского состояния старообрядцев. Формуляр: дата и место брачной записи, звание, фамилия, имя, отчество и место жительства жениха, номер брачной записи, возраст жениха; звание, фамилия, имя, отчество и место жительства невесты, номер брачной записи, возраст невесты. Велись в книжной форме.

Записи об умерших старообрядческой общины

Документ учета гражданского состояния старообрядцев. Формуляр: дата смерти, звание, фамилия, имя, отчество и место жительства (если несовершеннолетний, звание, фамилия, имя, отчество и место жительства родителей), возраст умершего, семейное положение (сведения о жене или муже), причина смерти, где захоронен.

Региональные архивы: фонды губернских правлений, управ благочиния.

Метрические книги других вероисповеданий

Позже, чем для православного вероисповедания, явились законы о ведении метрических книг для других вероисповеданий: для еванглическо-лютеранской церкви в 1764 г. (с последовавшим в 1832 г. объединительным Законом), для римско-католической церкви в 1826, для мусульманской веры в 1828 г. и 1832 г., для мусульман Закавказского края в 1872 г., для евреев в 1835 г. Это, впрочем, не значит, что раньше они не велись. В 1710 г. в Петербурге завели первую метрическую книгу крещенных католиков. С 1716 г. метрические книги стали вестись на латыни. Обязанность ведения метрических книг, в России была возложена на духовных лиц различных вероисповеданий - священников, настоятелей (у кат.), проповедников (у лютеран), газзанов (у караимов), имамов (у магометан), раввинов (у евреев). В Царстве Польском ведение актов гражданского состояния носило смешанный церковно-гражданский характер. О том, как заключились браки (и производились метрические записи о них) людей разного христианского вероисповедания, об усыновлениях и т.п. можно прочесть на сайте История гражданского права России.

Согласно "Положению о евреях" 1804 г., в обязанности раввинов была функция ведения метрических книг в двух экземплярах. Один из них хранился в самой синагоге, другой - в городских учреждениях. Совокупность метрических книг по данному местечку или уезду составила фонды раввинатов. На сайте "Еврейское наследие" есть сведения о том, где какие метрические книги евреев сейчас находятся. Записи актов гражданского состояния в синагогах велись по примерно таким же схемам, как и у христиан (рождение, обряд обрезания, бракосочетание, смерть). Однако в религии евреев нет церковной организации, есть только обрядовая сторона, и Талмуд не возлагает ни на кого специально обязанности совершения обрядов, оставляя право совершать их за любым верующим, что приводило к тому, что не метрические записи существовали далеко не обо всех евреях. Часто не проводилась метрическая запись рождения и смерти девочек. Над мальчиками производился обязательный религиозный обряд обрезания, и кроме того, учет их был необходим в силу существующих законов о воинской повинности и постоянно проверялся. Для иудеев существовал ежемесячный и годовой контроль духовных правлений и годовой - городских дум, сверявших метрические записи. По какому принципу выбиралось место записи в метрической книге я, честно говоря, не знаю. Еврейские метрические книги велись на двух языках: на левой странице разворота текст по-русски, на правой - тот же текст продублирован на иврите или идише. Годы по еврейскому летоисчислению в обоих вариантах практически нигде не указываются, в еврейском тексте периодически встречаются указания на даты христианского календаря. Существовали проблемы, связанные с передачей на русском языке еврейских личных имен и топонимов плохо владевшими русской грамматикой евреями, ведшими метрические книги. Некоторые записи нередко утрачены в результате небрежного обрезания листов после сшивания тетрадей.

Практически не велась регистрация рождений, смертей и браков среди мусульманского и языческого населения Азиатской России, особенно среди кочующих народностей, как киргизы (современные казахи) и калмыки.

Полицией же велись метрические записи у язычников (незначительная часть черемис, вотяков и чувашей, чукчи, айны и др.), кроме буддистов и ламаитов, у которых книги велись их духовными лицами.

(Романова С.Н., Глуховская И.И. Указатель видов документов, содержащих генеалогическую информаци (XVI в. - 1917 г.) // Журнал "Вестник архивиста". № 46-50. 1998-1999 гг.).

(Иллюстрация: Карнеев А.Е. Крестины)

В моей генеалогической работе случилось большое событие. Я перешла веху 1917 года и получила первый документ из дореволюционных свидетельств! Я вижу впервые оригинал столь давнего документа, и хочу попробовать поразбираться с ним подробно по пунктам.

Получила я архивную копию из метрической книги с записью о крещении моей прабабушки Меланьи Гавриловны Строкань, в девичестве Дудковской.

О метрической книге

Из Википедии:

Метрическая книга - реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века (православные метрические книги - не ранее 1722 года) по 1918 год.

Метрическая книга рассчитывалась на год и состояла из трёх частей (отсюда её второе, менее распространённое наименование - троечастная книга): "О родившихся", "О бракосочетавшихся", "О умерших".

Метрические книги велись уполномоченными духовными лицами в двух экземплярах: один оставался на хранении в церкви (как правило - подлинный), второй (иногда в виде копии, заверенной церковным причтом) отсылался в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею).

Ведение метрических книг был отменено декретом Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР от 18 декабря 1917 года "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния". Их заменили на актовые книги в местных органах ЗАГСа, хотя причты в приходских церквях продолжали составлять метрические книги до 1919 года.

Форма таблицы метрических книг установилась в 1830-е годы. Вот так выглядит разворот из метрической книги Николаевской церкви за 1905 год:

В верхней части каждой страницы напечатан знак Московской синодальной типографии, в которой изготавливались все церковные книги на всю Империю.

в сети я нашла изображение знака Московской синодальной типографии полностью:

Левая сторона разворота состоит из следующих столбцов:

Счет родившихся (делится на два столбца: мужеска пола и женска пола)
- месяц и день (делится на два столбца: рождение и крещение)
- имена родившихся
- Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания

Правая сторона разворота:

Звание, имя, отчество и фамилия восприемников
- кто совершал таинство крещения
- рукоприкладство свидетей записи по желанию

Запись о рождении и крещении моей прабабушки - четвертая сверху. Прабабушка была четвертой по счету девочкой в январе, зарегистрированной в метрической книге Николаевской церкви г. Екатеринодара. Родилась она 3 января 1905 года, была крещена на следующий же день, 4 января 1905 года. Назвали девочку Мелания

Попробуем разобрать то, что написано в графе о родителях Мелании. Буду очень благодарна за помощь в расшифровке! Фрагмент страницы в увеличенном размере можно посмотреть по ссылке .

Итак. Екатеринодарский мещанин Гавриил Стефанов Дудковский и законная жена его Евфимия Макарова оба православные.
Священник Пантелеймон Стефанов
Диакон Иаков Кущ

Правая сторона разворота не точно совпадает с левой, я отсчитала четвертую сверху запись о восприемниках:

Екатеринодарский мещанин Иоанн (?) Моисеев Приступа и Екатеринодарская Мещанка Елена Максимова Зубко

Имя священника, крестившего в Николаевской церкви детей написано поперек листа, т.к. всех детей, записанных тут, крестил один и тот же священник. Увеличенный файл можно посмотреть по ссылке. .

Священник Пантелеймон Стефанов и с Диаконом Иаковом Кущом

О Николаевской церкви.

Название церкви - Церковь Николая Чудотворца. Обиходные названия церкви: Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь.

Николаевский храм в закарасунском поселке Дубинка Екатеринодара был возведён по проекту архитектора В.А. Филиппова; заложен 9 мая 1881, построен к 1883. Воспроизводил формы шатровых храмов XVI–XVII веков в сочетании с древнерусской крестово-купольной основой. Снесён в начале 1930-х. К сожалению, не сохранилось фотографий церкви.

Сейчас на месте церкви Октябрьский суд г. Краснодара по адресу Ставропольская ул. 75

Архитектор Василий Андреевич Филиппов прибыл в Екатеринодар из Петербурга молодым специалистом. В возрасте 26 лет он занял должность Вой­скового архитектора Кубанского казачьего войска. Некоторое время спустя приказом Наместника Кавказского был назначен Кубанским об­ластным архитектором.

По его проекту в Екатеринодаре построены Здание общественного собрания, «войсковой тюремный замок» (тюрьма), мужская гимназия, Николаевская церковь на Дубинке, часовня над могилой черноморского атамана Я.Ф. Бурсака, Летний театр в Войсковом саду, Триумфальная арка, обелиск в честь 200-летнего юбилея Кубанского ка­зачьего войска, Епархиальное женское училище. «По величине своей и архитектурной красоте, – писала газета,– она занимает первое место в городе и яв­ляется, таким образом, ценным украшением этой части города».

О поселке Дубинка

Церковь, как я написала выше, находилась в поселке Дубинка, образовавшемся на месте лесов, вырубленных за рекой Карасун. Этот поселок был окраиной Екатеринодара, сейчас - район Краснодара, туда меня в детстве возили в гости к нашим родственникам. Получается, это наш "родовой" район с начала прошлого века!

1896 год. Санитарный врач 4-й части Екатеринодара опубликовал отчет о состоянии Дубинки, в котором дал такую характеристику этого окраинного, "бедняцкого" района.

«Дубинка, - писал он, - занимает довольно значительную площадь между реками Карасуном и Кубанью, представляя собою скорее пригородный поселок, чем часть города. Занятие большинства - земледелие». К январю 1896 г. здесь проживало почти 10 тысяч человек, причем за пять последних лет население Дубинки увеличилось более чем в полтора раза за счет переселенцев из Харьковской, Полтавской и Екатеринославской губерний.

Рождаемость была высокой: на одну тысячу жителей 60 рождений, но показатели смертности достигали 51,6 %, что объяснялось «сильным вымиранием » детей до двухлетнего возраста. Дети в быту дубинцев, по наблюдениям санитарного врача, были тяжелым бременем, большинство семейств обитало в крайней нищете, занимая обычно одну небольшую комнату, а нередко в таковой помещалось сразу две или три семьи вместе с детьми. В этих переполненных людьми жилищах, сырых, с недостаточным количеством света, зачастую отделенных от сарая для скота дощатой перегородкой, воздух был настолько тяжел, что вошедший туда с трудом мог пробыть 15-30 минут... На Дубинке не имелось ни одной бани, из учебных заведений было два училища - городское и церковно-приходское. Что же касается неблагоустроенности улиц, особенно здесь, на окраине, то это тема непременно присутствовала во всех дореволюционных описаниях города. Так, в отчете санитарного врача отмечалось: «Весной и осенью, когда выпадают в изобилии дожди, всякое движение по Дубинке, пешее и конное, становится крайне затруднительным вследствие отсутствия мостовых, переходов через улицы и тротуаров».

Не являлась исключением и главная улица Дубинки - Ставропольская (ныне К. Либкнехта). В другом источнике читаем: «Круглый год Ставропольская улица на Дубинке представляет собой совершенно невероятное для города явление. Зимой, с началом весны и осенью улица эта изображает собой ловушку для пешего и конного... По целым суткам зачастую слышится неумолкаемое гиканье, удары бича и понуканье животных - это утопающие в дубинской грязи станичники выручают свой скот и добро, которые везут в город на базар... Летом улица переполняется пылью настолько, что свету божьего не видно...»

Дубинка. Вид с каланчи, ранее располагавшейся на углу улиц Шевченко (Широкой) и Ковтюха (Слободской)

Фрагмент карты Екатеринодара 1902 года, поселок Дубинка. По улице Ставропольской между номерами 382 и 383 Никольская церковь

О священнике, который крестил прабабушку.

Священника звали Пантелеймон Тимофеевич Стефанов, его имя приводится в Кубанском календаре за 1898 год:

в списке священников Екатеринодара:

О Московской синодальной типографии

В Московской синодальной типографии, чью эмблему я показала в первой части поста, издавались духовные книги на самые разные темы, пособия и учебные курсы, церковные словари, службы и каноны.

Кроме этого, там же печатались церковные книги на всю Российскую империю - метрические книги, исповедные росписи, клировые ведомости, обыскные книги.

Московская синодальная типографическая контора была основана в 1727 г. после передачи Печатного двора в ведение Духовной коллегии. Подчинялась непосредственно Синоду.

В 1811-15 гг для Синодальной типографии было построено специальное здание (архитектор И.Л. Мироновский). В «готическом» фасаде использованы декоративные мотивы древних зданий Печатного двора: изображения льва и единорога, увитые виноградной лозой колонны, белокаменная резьба.

Синодальная типография владела богатейшими в Москве библиотекой и архивом; справщики Синодальной типографии занимались изучением и описанием рукописей. В 1896 при Синодальной типографии была открыта двухгодичная школа.

Синодальная типография с успехом экспонировала свои издания на Нижегородской выставке 1896 г., на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
После 1917 г. Синодальная типография была ликвидирована. В 1918 г. в её помещениях разместилась 7-я типография Гознака, с 1930 г. - Историко-архивный институт (с 1991 г. Российский государственный гуманитарный университет).

О работе архива

Мы регулярно обращаемся в фонды Государственного архива Краснодарского края. Архив работает отлично - отвечает в короткие сроки, принимает запросы по электронной почте и результаты высылает туда же. Запросы выполняются бесплатно.

Документ я запросила по электронной почте из Государственного архива Краснодарского края 14 мая, а уже 22 мая, т.е. через 9 дней, мне на мейл пришел ответ.

Современная архивная обложка метрической книги:

Источники:

В Таинстве Крещения нашей маленькой доченьки участвовало три человека: две крёстные мамы и один крёстный папа. Но одна крёстная мама на момент Крещения оказалась в отъезде, поэтому решено было её записать. Доченька немного приболела на крестины, все были расстроены и не уследили за бумажными делами. В конце Таинства увидели, что батюшка записал крёстного, имя крёстной мамы, которая находилась в отъезде (Елена), но не вписал вторую крёстную маму, которая присутствовала, принимала доченьку из купели (Ольга) и т.д. Мы сразу же постарались исправить ситуацию и вписали её имя в документ. Однако это достаточно огорчило всех присутствующих. Крёстная Ольга стала переживать, что теперь не является крёстной матерью, поскольку в молитве батюшка произносил имена крёстных родителей Елена и Алексей. Вопрос заключается в следующем: действительно ли произносят имена крёстных родителей или только крещаемого? И насколько неправильна сложившаяся у нас ситуации по церковным канонам? Нам очень хочется, чтобы крёстная мама Ольга оставалась нашей мамой, ведь это только имена, а в церкви стояла она, и читала молитву она... Или я ошибаюсь? Спасибо огромное заранее.

Владимир

Уважаемый Владимир, по канонам крестным вообще является только один человек того же пола, что и ребенок. По давней и доброй укоренившейся традиции в Русской Православной Церкви и некоторых других церквях крестными считают мужчину и женщину, по аналогии с кровными родителями. Однако крестная может быть только одна. Сколько бы человек ни присутствовало при Таинстве и сколько бы имен Вы не записали в свидетельство о Крещении, крестной будет только одна женщина. А вот о том, кого из выбранных Вами крестных считать восприемницей ребенка, посоветуйтесь лучше со священником, который совершал Таинство, объяснив ему сложившуюся ситуацию.