Розенкрейцеры.  каталог деструктивных культов и сект, справочник:теософия, оккультизм и группы движения "новый век" Рыцари розенкрейцеры

Теософский словарь

РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ (Мас.) Это имя впервые было дано ученикам ученого Адепта по имени Христиан Розенкрейц, который жил в Германии около 1460 г. Он основал Орден изучающих мистику, раннюю историю которого можно найти в немецком труде "Fama Fraternitatis" (1614), изданном на нескольких языках. Члены Ордена сохраняли секретность, но с тех пор их следы обнаруживаются в разных местах каждые полвека. "Societfs Rosicruciana in Anglia" является масонским орденом, принимающим "внешних" членов; Хабрат Зере Аур Бохер, или Орден который имеет весьма полную схему посвящения в Каббалу и Высшую Магию Западного или Герметического толка и принимает членов обеих полов, является прямым потомком средневековых братств розенкрейцеров, которые произошли от египетских Мистерий. (у.у.у.)

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Тайная Доктрина

«Брама, в своей совокупности имеет, прежде всего, аспект Пракрити, как эволюционирующей, так и не эволюционирующей (Мулапракрити) и также аспект Духа и аспект Времени. Дух, о Дважды-рожденный, есть главный аспект Высочайшего Брамы. Следующий аспект двоякий – Пракрити, эволюционирующая и не эволюционирующая, и последним является Время». В орфической теогонии Кронос так же представлен, как рожденный бог или посредник.

В этой стадии пробуждения Вселенной, сокровенный символизм представляет ее, как совершенный Круг с Точкою (Корнем) в Центре. Этот знак был всемирным, потому мы находим его также в Каббале . Тем не менее, Западная Каббала, находясь теперь в руках христианских мистиков, совершенно не признает его, хотя он очень ясно указан в Зохаре. Эти сектанты начинают с конца и дают, как символ прегенетического Космоса , называя его «Союзом Розы и Креста», великой тайной оккультного зарождения, откуда и имя розенкрейцер (Крест Розы)! Это можно видеть на одном из их наиболее значительных и известных символов, который еще никогда не был понят, даже современными мистиками. Именно символ Пеликана, разрывающего свою грудь, чтобы накормить своих семерых птенцов – символизирует истинное верование Братьев Розенкрейцеров, являющееся прямым отпрыском Восточного Сокровенного Учения.

Согласно догмам Розенкрейцеров, как на сей раз правильно, хотя и частично, объяснено непосвященными, «Свет и Тьма сами по себе тождественны, они разделены лишь в человеческом уме»; и как говорит Роберт Флудд: «Тьма восприняла Озарение, чтобы стать видимой».

Среди мистиков и каббалистов, розенкрейцеры вернее других определили Огонь. «Возьми простую лампаду, держи ее наполненной маслом, и ты будешь в состоянии зажечь ее пламенем лампады, свечи и огни всего мира, не уменьшив этого пламени...

розенкрейцеры, которым тайный смысл предания [о падении Сатаны] был хорошо известен, сохранили его для себя, уча лишь, что все «творение» произошло и было следствием легендарной «Войны в Небесах», вызванной восстанием Ангелов» против Творящего Закона или же Демиурга. Это утверждение правильно, но внутреннее значение его и посейчас является тайной.

Среди Братьев Розенкрейцеров фигура креста или развернутого куба составляла тему диссертации для получения одной из теософических степеней Peuvret, и трактовалась на основании принципов света и тьмы или добра и зла .

«Братья Розы и Креста» средних веков были такими же добрыми христианами, как и другие в Европе, но тем не менее все их обряды были обоснованы на символах, значение которых было преимущественно фаллическим и сексуальным. Их летописец Харгрейв Дженнингс, лучший современный авторитет по Розенкрейцерству, говоря об этом мистическом Братстве, описывает как

Мучения и жертва Голгофы, Крестные Муки были в их (розенкрейцеров) знаменитой благословенной магии и торжестве протестом и призывом.

Протестом – от кого? Ответ: протестом от распятой Розы, величайших и наиболее раскрытых изо всех сексуальных символов – Ионы и Лингама, «жертвы» и «убийцы», женского и мужского принципа в Природе. Откройте последний труд этого автора, «фаллицизм», и посмотрите, в каких ярких выражениях он описывает половой символизм в том, что является наиболее священным для христиан:

Льющаяся кровь струилась с короны или прокалывающего венца адских шипов. Роза – женственная. Глянцевитые, карминовые лепестки ее охраняются шипами. Роза – самая прекрасная из цветов. Роза – это Царица Божьего Сада (Мария, Дева). Не просто Роза представляет собою магическую идею или истину. Но именно «распятая Роза» или «замученная Роза» (по величественному мистическому апокалиптическому образу) является талисманом, знаменем и предметом обожания всех «Сынов Мудрости», или истинных розенкрейцеров.

Совсем не всех «Сынов Мудрости», даже не истинных розенкрейцеров. Ибо последние никогда не стали бы вкладывать в такое тошнотворное изображение, выставлять в чисто чувственном и земном, чтобы не сказать в животном свете, величайшие благороднейшие символы Природы. Для розенкрейцера Роза была символом Природы, всегда плодородной и девственной Земли или Изиды, матери и кормилицы человека, считающейся женской, и представляемой египетскими Посвященными как девственная женщина. Подобно всем другим олицетворениям Природы и Земли, она есть сестра и жена Озириса, так как эти два персонажа отвечают олицетворенному символу Земли; как она так и Солнце являются потомством одного и того же таинственного Отца, потому что Земля оплодотворяется Солнцем – согласно самому раннему Мистицизму – посредством божественного вдувания. Именно чистый идеал мистической Природы олицетворялся в «Девах Мира», в «Небесных Девицах», и позднее в человеческой Деве, Марии, Матери Спасителя, Salvator Mundi, ныне избранного Христианским Миром. И именно персонаж еврейской девушки был приспособлен Богословием к древнему Символизму , а не языческий символ был переделан на новый лад.

Разоблачённая Изида

Персидская пословица говорит:

«Чем небо темнее, тем ярче будут сиять звезды».

Так на темном небосводе средних веков начали появляться таинственные братья Розы и Креста. Они не основывали обществ, не строили школ, ибо будучи преследуемы со всех сторон подобно диким зверям, если попадались в руки христианской церкви, они подвергались сожжению без всяких разговоров.

«Так как религия запрещает проливать кровь, – говорит Бейли, – поэтому обойдя положение Ecclesia non novit sanguinem, они сжигали человеческие существа, так как при сжигании человека не проливается его кровь!»

Многие из этих мистиков, следуя тому, чему их научили некоторые трактаты, сохраняли в тайне из одного поколения в другое свои открытия, которыми не пренебрегли бы и в наше время точных наук.

Герметисты и поздние розенкрейцеры считают, что все вещи видимые и невидимые были созданы соревнованием света с тьмою, и что каждая частица материи содержит в себе искру божественной субстанции или света, дух, который, благодаря своей тенденции освобождаться от пут и возвращаться к центральному источнику, создает движение частиц и из движения рождаются формы. Цитируя Роберта ди Флактиба, Харгрейв Дженнингс говорит:

«Так все минералы в этой вспышке жизни имеют рудиментарную возможность растений и растущих организмов, так все растения обладают рудиментарными чувствами, которые могут (через века) дать им возможность совершенствоваться и трансмутироваться в движущиеся новые создания низших или высших по своему развитию, обладающие добрыми или злыми функциями; так все растения и весь растительный мир может перейти (обходными путями) на более высокую ступень, чем они занимали, на независимое более совершенное продвижение, позволяющее их изначальной искре света разрастаться и трепетать более высокими вибрациями, гореть ярким пламенем и устремляться вперед к более обширной информации, будучи целиком захваченной планетными влияниями, управляемыми невидимыми духами (или работниками) великого Изначального Архитектора» [76 ].

«целью вначале... было ничто другое как поддержка и способствование католицизму. Когда эта религия проявила решимость полностью подавить свободу мысли... розенкрейцеры также соответственно расширили свои замыслы по воспрепятствованию, при возможности прогрессу этого широко распространяющегося просвещения».

Из «Sincerus Renatus» (истинно обращенный) С. Рихтера в Берлине (1714 г.) мы узнаем, что законы выдвигались по управлению «Золотых розенкрейцеров», «носившие на себе несомненные доказательства иезуитского вмешательства».

Мы начнем с тайнописи «Державных князей Розового креста», называемых также рыцарями Св. Андрея, рыцарями Орла и Пеликана, Heredom, Rosae Crucis , Розового креста, Тройного креста, Совершенного брата, Князя Масона, и т. д. «Heredom Rosy Cross» также претендует на происхождение от тамплиеров в 1314 г.

ШИФР

S P R C

Рыцари Кадош имеют еще один шифр или, скорее, иероглифическую систему, которая в данном случае взята от евреев, возможно, для того, чтобы больше походить на библейских кадешимов Храма.

ИЕРОГЛИФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА К. ˚ . KAD . ˚ .

Что касается шифра Королевской Арки, он уже приводился до этого, но мы можем его представить в слегка расширенном виде.

Этот шифр состоит из определенных комбинаций прямых углов с точками или без них. Следующее является основою его Образования:


Теперь, алфавит состоит из двадцати шести букв, и эти две фигуры, будучи расчленены, образуют тринадцать определенных знаков:

Точка, помещенная внутри каждого из них, дает еще тринадцать знаков:

Вместе это дает двадцать шесть, равное количеству букв в английском алфавите.

Существуют, по меньшей мере, два способа сочетания и употребления этих знаков в целях тайной корреспонденции. Один способ заключается в том, чтобы назвать первый знак а; тот же знак с точкою b; и т. д. Другой способ – применить их, в обычном порядке, к первой половине алфавита а, b и т. д., до m, после чего повторить их с точкою, начиная с буквы n, o, и т. д. до z.

По первому методу алфавит выглядит так:


По второму методу это выглядит так:


Кроме этих знаков, французские масоны, по-видимому, под руководством своих достигших совершенства учителей – иезуитов, усовершенствовали этот шифр во всех подробностях. Так, например, у них есть знаки даже для запятых, дифтонгов, ударений, точек и т. д. Вот они:

Хватит этого. Мы могли бы, если бы решили, дать шифровые алфавиты, с их ключами, к еще одному методу масонов Королевской Арки, сильно напоминающему некоторые индусские письмена; к G . ˚ . El . ˚ Мистического Града; к хорошо известной форме деванагарского письма (французских) мудрецов пирамид; и верховного мастера Великого Труда, и других. Но мы воздерживаемся; по той причине, что только некоторые боковые ответвления первоначальной Голубой ложи франкмасонства содержат еще обещание быть полезными в будущем. Что касается остальных, то они могут и скоро уйдут в кучу праха, накапливаемого временем. Высшие масоны поймут, что мы подразумеваем.

Теперь мы должны привести несколько доказательств к тому, что мы изложили и продемонстрировать, что слово Иегова, если масонство будет держаться за него, навсегда останется заменителем и никогда не отождествится с утерянным чудодейственным именем. Это настолько известно каббалистам, что в своей осторожной этимологии слова הוהי они вне всякого сомнения показывают, что оно только одно из многих заменителей действительного имени и составлено из двойного имени первого андрогина – Адама и Евы, Иод (или Иодх), Bay и Хе-Ва – женского змея, как символа божественного Разума, исходящего из ЕДИНОГО-Порождающего или Творящего Духа. Поэтому Иегова совсем не является священным именем.

Древний Мистический Орден Розы и Креста, известный во всем мире под аббревиатурой А.М.О.R.С. (Д.М.О.Р.К.), не является недавно созданным философским движением. С точки зрения истории и традиции Д.М.О.Р.К. восходит к Школам Мистерий Древнего Египта, где просвещенные мистики собирались вместе для познания тайн существования. Именно поэтому их называли "Школами Мистерий" (или "Школами Таинств"). Они объединяли исследователей, стремящихся к лучшему пониманию законов природы и мироздания. В этом смысле слово "мистерии" в Античности, т.е. во времена древних египетской, греческой и римской цивилизаций, не имело принятого сегодня значения. Оно не прилагалось к "таинственному", "фантастическому" или "странному", но означало скорее гносис, сокровенное знание.

Школы мистерий

Одной из первых школ мистерий в Египте была школа Осириса. Ее учение касалось жизни, смерти и воскрешения бога Осириса. Оно было представлено в форме театральных действ или, точнее, ритуальных драм. Только людям, доказавшим свою искреннюю жажду знаний, могли быть открыты осирические мифы. С течением веков обряд посвящения в этих школах еще более усложнился. Их мистические занятия приобрели более закрытый характер и стали проходить исключительно в храмах, большое число которых было построено для этой цели. Розенкрейцерская Традиция донесла до нас, что наиболее почитаемым среди посвященных был комплекс пирамид в Гизе. И в противоположность тому, что утверждают историки, эти пирамиды никогда не были усыпальницами фараонов. Они были местами мистических занятий и посвящений.

Посвящение включало в себя обряд символической смерти кандидата. Уложенный в саркофаг и приведенный в состояние отстраненности сознания, он мог ощутить на мгновение разделение души и тела. Это разделение было призвано доказать ему его двойственность. После чего он давал торжественную клятву посвятить всю свою жизнь мистицизму, обретя внутреннюю уверенность в том, что цель человеческой жизни есть совершенствование души на пути земных воплощении. Дав клятву, он получал доступ к самому тайному знанию, какое только могло быть доступно смертному.

Посвященные Древнего Египта запечатлевали часть своих знаний на стенах храмов и на многочисленных папирусах. Другая, не менее важная ее часть тайно передавалась из уст в уста. Знаменитый египтолог Е.А.Уоллис Бадж с уважением отзывается в одной из своих работ о школах мистерий. Вот, что он пишет по этому поводу: "В этих "мистериях" должно было иметь место постепенное развитие, и некоторые из них, как представляется, были полностью неизвестны в период Древнего царства. Нет никакого сомнения в том, что эти мистерии являлись частью египетских ритуалов, и в таком случае, можно утверждать, что Орден, взращенный жрецами Кери-Хебс, обладал тайным эзотерическим знанием, ревниво хранимым Учителями. Каждый из них, если я правильно понимаю очевидное, обладал гносисом, то есть высшим знанием, которое никогда не доверялось письменному выражению; они же непосредственно расширяли или уменьшали поле его действия, согласно обстоятельствам. Следовательно, абсурдно было бы искать в египетских папирусах описание тайн, составляющих эзотерическое знание Кери-Хебс".

Фараоны - мистики

Фараон Тутмос III (1504 - 1447 годы до н. э.) объединил всех посвященных в единое братство, правила и основы которого воплощены сегодня в Д.М.О.Р.К. Во время церемонии, когда КериХебс назначили его наследовать трон отца, он пережил мистическое откровение, доказывающее, что ему полагалось стать Великим Магистром тайного братства. Традиция розенкрейцеров гласит, что он почувствовал себя "вознесенным" к небесам и доказал этим свою космическую избранность. Благодаря правилам, установленным Тутмосом III, это братство, члены которого трудились в различных школах мистерий, каждая из которых имела свой устав, стало настоящим мистическим Орденом с единым кодексом.

Почти семьдесят лет спустя в царском дворце Фив родился фараон Аменхотеп IV, ставший самым просвещенным человеком своего времени. Принятый очень рано в тайный Орден, он настолько проникся его учением, что сменил прежнее имя, назвавшись Эхнатоном, что означает "близкий Атону" или "слава Атону". В Египте он стал инициатором коренных преобразований в области религии, культуры и искусства. Бросив вызов жрецам Амона, он впервые объявил, что Бог един, и это было сказано в эпоху, когда политеизм господствовал повсеместно. Всю свою жизнь он отдал борьбе с тьмой невежества и распространению мистических идеалов Ордена. Вскоре после его смерти в 1350 году до н. э. фиванские жрецы восстановили культ Амона, но дело Эхнатона уже стало частью истории.

Распространение Ордена на Западе

Из Египта Орден распространился в Грецию через древнегреческих философов Фалеса и Пифагора (VII и VI в.в. до н. э.), затем в Италию под влиянием Плотина (203 - 270 гг.). В эпоху Карла Великого (742 - 814 гг.), благодаря философу Арно, Орден проник во Францию, а затем в Германию, Англию и Нидерланды. В течение следующих столетий алхимики и тамплиеры (храмовники) внесли вклад в распространение Ордена на Востоке и Западе. Из-за ограничения свободы совести порой он должен был скрываться под различными названиями. Однако во все эпохи и во всех странах он не прекращал своей деятельности, распространяя свои идеалы и учение, прямо или косвенно участвуя в развитии искусства, науки и цивилизации в целом, всегда провозглашая равенство полов и истинное братство людей.

Здесь уместно краткое пояснение. Часто в тесной связи с историей розенкрейцерства упоминается имя "Кристиана Розенкрейца" (1378 - 1484 гг.) как основателя Ордена, из чего делается вывод, что Орден появился только в ХIV веке. Это является заблуждением. В действительности, когда в каждой стране наступал момент, благоприятный для возрождения Ордена, осуществлялись необходимые действия для публикации манифеста или воззвания, возвещавшего об открытии "могилы", где покоилось "тело" Великого Магистра КРК вместе с редкими ценностями и манускриптами, дававшими право открывшим их начать новый цикл активности Ордена. Возвещение это было аллегорическим актом, и за инициалами "КРК" не скрывалось реальное лицо. Они были символическим титулом, которым наделялись некоторые руководители Ордена. В свете этих объяснений и следует воспринимать историю легендарного Кристиана Розенкрейца.

Циклическое возрождение

В ХVII веке Орден приобрел наибольшую известность после публикации и широкого распространения трактата "Fama Fraternitatis", ошибочно приписанного позднее Валентину Андреа (1586 - 1б54 гг.). Этот трактат на самом деле представлял собой один из элементов подготовки к очередному циклу активности Ордена, который, следуя собственному закону, после ставосьмилетнего периода активности уходит со сцены, чтобы через сто восемь лет возобновить свою общественную деятельность. В один из этих периодов Орден стал официально известен как Орден Розы и Креста.

В 1693 году переселенцы розенкрейцеры из многих стран Европы во главе с Великим Магистром Иоханнесом Кальпиусом (1673 - 1708 гг.) достигли Нового Света на борту "Сары Марии". В начале 1694 года они обосновались в Филадельфии. Несколько лет спустя некоторые из них перебрались на юг Пенсильвании, основав новую колонию. Создав собственную типографию, они издали большое число шедевров мистической литературы, и именно благодаря этим европейским розенкрейцерам истинное учение Розы и Креста распространилось в Америке. Под его влиянием родились многие американские политические институты и получили беспрецедентное развитие в США науки и искусства. Такие знаменитые личности, как Томас Джефферсон (1743 - 1826 гг.) и Бенджамин Франклин (1706 - 1790 гг.), тесно сотрудничали с этими розенкрейцерами.

Современный цикл Д.М.О.Р.К.

В 1801 году, в соответствии с установленными правилами, Орден в США вошел в период молчания. Вместе с тем он оставался активным в Германии, Франции, России и на Востоке. В 1909 году доктор Гарвей Спенсер Льюис отправляется во Францию, чтобы получить там сведения об Ордене. В течение нескольких лет он изучал там метафизику и эзотеризм. Пройдя много экзаменов и испытаний, он смог встретиться с одним из французских руководителей Ордена. Некоторое время спустя он получил посвящение в Тулузе и был официально уполномочен подготовить возрождение Ордена в Америке.

Когда все было готово к этому, манифестом, объявившим о новом цикле активности Ордена, послужила брошюра "Древний Мистический Орден Розы и Креста (Д.М.О.Р.К.)". В соответствии с уставом, Верховный Совет Ордена в США провозгласил доктора Льюиса Императором, и он с успехом выполнил свою миссию, распространяя традиционные знания Ордена и всячески развивая его деятельность в пределах своей юрисдикции. После кончины Гарвея Спенсера Льюиса в 1939 году был назначен Императором его сын Ральф Максвелл Льюис. После второй мировой войны руководители Ордена в Европе решили применить во всем мире методику обучения, принятую Орденом в США. В настоящее время Д.М.О.Р.К. является единственным хранителем розенкрейцерской традиции в тех странах, где его деятельность разрешена законом.

В настоящее время высшим должностным лицом Древнего Мистического Ордена Розы и Креста является Кристиан Бернар, избранный на Верховном Совете. Согласно данному титулу, он является гарантом Традиции розенкрейцеров во всех странах мира.


Розенкрейцеры.

История: Термин "Rosincrucian" означает в переводе Роза и Крест. Один из символов розенкрейцеров - изображение розы на кресте. Этот символ унаследован от легендарного Христиана Розенкрейца, который, по преданию, во время своих путешествий по странам Средиземноморья овладел тайной мудростью, которой поделился с тремя единомышленниками после своего возвращения в Германию. Позднее число личных учеников увеличилось до восьми. Со временем они разъехались по разным странам.

Изучение ранних документов розенкрейцеров показывает, что на их взгляды и религиозную практику оказывали значительное влияние некоторые группы, существовавшие в XVIII в. в Англии и некоторых других странах Европы,. Наиболее влиятельными из них были масоны.

Орден Восточных Тамплиеров (Ordo Templi Orientis - O.T.O.) идея создания этого Ордена родилась у австрийского промышленника Карла Кельнера (1850-1905) и немецкого теософа Франца Гартмана (1838-1912) примерно в 1895 году. В 1902 году было объявлено об основании Ordo Templi Orientis. Пост "Внешнего Главы Ордена" (O.H.O.) занял масон Теодор Ройсс (1855-1923), а Кельнер стал Почетным Великим Мастером.

В России в 2000 году создано первое отделение О.Т.О. - Лагерь "Убежище Пана".

О.Т.О. также причастно к основанию "Древнего Мистического Ордена Розы и Креста (Antiquus Mysticusque Ordo Rosae Crucis - A.M.O.R.C.)". Создатель этого Ордена Спенсер Льюис был принят в О.Т.О. лично Теодором Ройссом.

Общество Розенкрейцеров в Америке (Societas Rosicruciana in America - S.R.I.A.) создано в 1878 году. Одним из их лидеров был Джордж Плуммер (1876-1944), который инициирован в степень Х в О.Т.О. В свою очередь лидер О.Т.О. Алистер Кроули получил приглашение вступить в Орден Плуммера.

В России Древний Мистический Орден Розы и Креста действует с начала 90-х гг , когда первый россиянин был посвящен в Орден во Франции. Новых членов в России A.M.O.R.C. начал активно вербовать, начиная с 1996 года посредством рекламы в газетах и объявлений в магазинах эзотерических товаров.

Лекториум Розекруцианум (Lectorium Rosicrucianum - LR) (Международная Школа Золотого Розенкрейца) основан в Голландии в 1924 году Яном ван Рэйкенборгом (настоящее имя - Ян Леен) (1896-1968 гг.) и его братом З. Лееном (1892-1938 гг.). Является одним из новейших неорозенкрейцерских движений. Братья Рэйкенборг начали работу в 1924 году, вступив в "Het Rozekruisers Genootschap" (голландское отделение "Розенкрейцеского Братства"). В 1930 г. к братьям Леене присоединилась Х. Сток-Хаузер (1902-1990). В 1936 году "Het Rozekruisers Genootschap" распалась, и братья Рэйкенборг и их сторонники продолжали действовать самостоятельно.

После второй мировой войны в 1945 году Ян ван Рэйкенборг) и Х.Сток- Хаузер (лит. псевд. Катарозе де Петри) создали Лекториум Розекруцианум (он также называется "Гностической Духовной Школой") и объявили себя его Великими Мастерами. После смерти ван Рэйкенборга в 1968 году Катарозе де Петр

В России Школа Золотого Розенкрейца действует с начала 1990-х годов. В 1993 году Библиотека герметической философии и Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы провели в Москве выставку "50 лет гнозиса в Европе. Гностическая традиция в печатных и рукописных книгах". Вскоре после этого на русском языке был издан ряд информационных брошюр, излагающих учение школы ("Процесс трансфигурации", "Введение в учение Розенкрейца" и т.д.), а также книга Яна Рэйкенборга "Откровение гнозиса в наши дни" (1997 год). Было выпущено несколько номеров журнала "Пентаграмма", но затем его издание было прекращено.

Пропагандистская работа ордена в России ведется посредством лекций, после которых всем желающим предлагается пройти краткий курс обучения, в ходе которого разбирается содержание двенадцати писем, кратко излагающих основы учения школы (все письма снабжены пометкой "только для личного пользования"). Прошедшим обучение предлагается стать членом Школы.

Доктрина: Из всех существующих ныне религиозных групп розенкрейцеры являются самой сложной и загадочной. Даже те исследователи, которые многие годы изучают сравнительное богословие, считают их доктрины чрезвычайно сложными для понимания и затрудняются классифицировать эту группу. Розенкрейцеры позаимствовали свои доктрины почти у всех известных миру религий и школ философии, некоторых восточных учений. Но, по всей видимости, розенкрейцеры предлагают не только эклектическую теологическую систему, в которой перемешаны языческая мифология, иудаизм, христианство и некоторые элементы индуизма и буддизма, но и пытаются абсорбировать основные учения всех религий и синтезировать из них всеобщую религию.

В этой группе существует огромное количество мелких подгрупп, каждая из которых исповедует свою собственную, отличную от других доктрину. Тем не менее, в доктринах и обрядах розенкрейцеров есть общие черты, объединяющие их в одну группу.

При подготовке использована статья SURVEY ON MODERN ROSICRUCIAN GROUPS Frater Melchior, а также ряд других материалов.

Розенкрейцеры — члены тайного религиозно-мистического общества, существовавшего в Германии и Голландии в 17-18 вв.

Их символом является изображение розы , распускающейся на кресте, что ассоциируется у розенкрейцеров с воскрешением и искуплением Иисуса Христа.

Во всем мире Орден Креста и Розы известен под аббревиатурой «А.М.О.Л.С». Сами розенкрейцеры утверждают, что их, традиции уходят корнями в эпоху якобы существовавшей очень давно мифической цивилизации Атлантиды. Учения атлантов в области магии, астрологии, алхимии и иных эзотерических наук, по мнению некоторых исследователей, после гибели Атлантиды были отчасти переняты и дополнены древнеегипетскими жрецами. И в дальнейшем попали в руки к розенкрейцерам.

Стоит отметить, что большое место в учении и деятельности розенкрейцеров занимали идеи нравственного самоусовершенствования , оккультные науки — магия, кабалистика, алхимия, поиски «философского камня», «жизненного эликсира» и других мистических учений.

Из их доктрины известно, что очень многое ими было заимствовано из множества самых разных религий и философий. Но, в большей степени, Розенкрейцерство связывали с протестантизмом и лютеранством.

В свою очередь, Розенкрейцеры также послужили приемниками многих обществ и орденов. Многие Тайные Общества утверждали, что получили свою преемственность и таинства, полностью или частично, от изначальных Розенкрейцеров. Некоторые современные Общества, которые относят дату основания Ордена к ранним столетиям, были созданы для исследования Розенкрейцерства и близких к нему тем.

История розенкрейцерских обществ восходит к 1378 году, когда, по преданию, в Германии родился Христиан Розенкрейц. Все подробности его биографии известны лишь из розенкрейцерских документов начала XVII века, поэтому невозможно сказать, существовала ли в действительности такая личность, или был ли у нее хотя бы конкретный исторический прототип.

Согласно розенкрейцерскому преданию, изложенному в манифесте «Слава Братства RC» («Fama Fraternitatis RC»), опубликованному между 1607 и 1616 годами и заявлявшему о существовании Тайного Братства Алхимиков и мудрецов. Христиан Розенкрейц описывается в нем, как немецкий ученый и философ-мистик, чье имя было расшифровано как «Роза-Крест». Воспитывался Христиан Розенкрейц первоначально в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую Землю. Однако паломничеству в Иерусалим он предпочел общение с мудрецами Дамаска, Феса и таинственного Дамкара. Вернувшись на родину, приблизительно в 1407 году вместе с тремя своими учениками он создал Братство Розы и Креста, главной целью которого было постижение Божественной мудрости, раскрытие Тайн природы и оказание помощи людям.

Христиан Розенкрейц умер в 1484 году, и как он и предсказывал, ровно через 120 лет его могила с секретными книгами, была обнаружена членами его Братства. Первые розенкрейцерские документы с рассказом о тайном Братстве и его основателе были анонимно опубликованы в Европе и вызвали немалый переполох. Многие выдающиеся ученые и философы того времени пытались найти это загадочное Братство и, впоследствии, некоторые из них уверяли, что им это удалось.

С полной уверенностью говорить о существовании розенкрейцерских организаций можно лишь с начала XVIII века. В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер, под псевдонимом Синцериус Ренатус («Искренне Обращенный»), опубликовал трактат, озаглавленный «Теоретико-практическая теософия. Истинное и Полное приготовление Философского Камня Братства от Ордена Злато-Розового Креста». В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер, представлялся членом этого Братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт. Любопытно отметить, что впоследствии, уже в XIX веке, Уинни Уэсткотт (глава Общества Розенкрейцеров в Англии и один из основателей Ордена Золотой Зари), утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного Розенкрейцерского Братства, основанного Христианом Розенкрейцем.

Впервые розенкрейцеры открыто объявили о себе в 1757 году, когда во Франкфурте было создано Братство Золотых Розенкрейцеров (или Братство Злато-розового Креста). Именно в нем, как следует из антирозенкрейцерской публикации «Разоблаченный розенкрейцер» (1781) некоего «Магистра Пьянко», использовалась десятиступенчатая система посвящения, впоследствии заимствованная (с небольшими изменениями) Обществом Розенкрейцеров в Англии, Орденом Золотой Зари и Орденом Серебряной Звезды.

Согласно этой системе, Орден делится на 10 степеней:
- Zelator (Ревнитель)
- Juniores (Ученик);
-Theoricus (Теоретик);
- Practicus (Практик);
- Philosophus (Философ);
- Adeptus Minor (Младший Адепт);
- Adeptus Major (Старший Адепт);
- Adeptus Exemptus (Свободный Адепт);
- Magister (Магистр);
- Magus (Маг);
- Supreme Magus (Верховный Маг).

В конце XVIII века создаются новые розенкрейцерские группы, самая известная из которых — Орден Азиатских Братьев, учрежденный «семью мудрыми отцами, представителями Семи церквей в Азии», о существовании которого объявляет в Вене в 1781 году барон Ханс Карл фон Эккер и Экхоффен. В этот Орден, помимо христиан, впервые приглашались и представители других конфессий — евреи и мусульмане. Азиатские Братья утверждали, что существуют с 1750 года и имеют пять степеней посвящения. По мнению французского исследователя XX века Робера Амбелена, «слово „Азия" не имеет никакого отношения к этому эзотерическому Ордену. Фактически речь идет о словесной аббревиатуре: посвященный в Орден получал звание „Egues a Sancti Ioannis Evangelista" („Рыцарь св. Иоанна Евангелиста"); начальные буквы этих слов составляют аббревиатуру EASIE».

История общества розенкрейцеров в России.

В России движение розенкрейцеров было основано во второй половине XVIII века. Ивану Григорьевичу Шварцу удалось установить связь с группой розенкрейцеров в Германии, и в 1782 году он возвратился в Россию, чтобы передать новую идею ордена. Основанный таким образом в России орден розенкрейцеров был секретным, о его существовании знали только наиболее влиятельные люди. С помощью первых российских розенкрейцеров были изданы переводы трудов Якоба Беме, Гермеса Трисмегиста и других авторов.

Орден в России просуществовал недолго. В 1786 году правительство запретило его деятельность . Некоторое время члены ордена собирались нелегально, но вскоре были подвергнуты гонениям и казням. Орден прекратил свое существование.

В 1930-х годах Ян ван Рэйкенборг со своим братом приезжал в Россию. Ситуация в это время была такова, что основать здесь Школу Розенкрейца оказалось невозможным. Однако Международное Духовное Руководство всегда держало Россию в поле зрения как благодатную почву для распространения Гностического учения.

Во второй половине ХХ века гностические идеи вновь достигли России. В 1992 году в Санкт-Петербурге в Музее-квартире А.С. Пушкина прошла выставка "500 лет гнозису в Европе". Один из учеников Школы прочел лекцию о гностическом учении розенкрейцеров и о Духовной Школе Lectorium Rosicrucianum. Собралась небольшая группа единомышленников, решивших следовать этому учению, и таким образом был создан Санкт-Петербургский центр Lectorium Rosicrucianum. Первые ученики обучались заочно. Международное Руководство Школы из учеников, знающих русский язык, в Голландском центре Школы организовало Русскую Комиссию. Члены этой Комиссии переводили необходимую литературу на русский язык и высылали ученикам в Санкт-Петербург. В настоящее время Русская Комиссия оказывает постоянную помощь Российскому Директорату, включающему в себя Санкт-Петербургский и Московский Центры.

Орден розенкрейцеров, «Орден Розы и Креста» - теологическое и тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего средневековья в Германии Христианом Розенкрейцем. Содержит учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства - розой, распускающейся на кресте. Розенкрейцеры ставили перед собой задачи всестороннего улучшения церкви и достижение прочного благоденствия государств и отдельных лиц.

Символ ордена – крест и роза, которые считаются символами огня и света. В этом кресте розенкрейцеры видят символическое изображение Адама Кадмона. Роза и Крест символизируют также Воскресение и Искупление Христа. Это знак понимается как божественный свет Вселенной (роза) и земной мир страданий (крест). Понимается также как дуалистический символ (мужское и женское начало).

Непосредственно с этим символом (крест с розой в центре), связан другой: Чаша Грааля. Под Граалем понимается чаша с кровью Иисуса, которую собрал Иосиф Аримафейский. Эта чаша первоначально служила Христу и апостолам во время тайной вечери. Согласно легенде, когда Люцифер был свергнут с неба, из его короны выпал камень. Из этого камня и была сделана чаша для Тайной Вечери. Этот драгоценный камень в определенном отношении символизирует совокупную силу человеческих «Я». Одновременно человек представляет собой и крест, подобный чаше. На этом кресте должна расцвести роза – жизнь и любовь.

Еще один символ розенкрейцеров – змея, пригвожденная к Т-образному кресту. Это означает, что темной натуре человека (змея) придется умереть, если дух желает выполнить свое предназначение.

Розенкрейцерство связывали с протестантизмом и, частично, лютеранством. Согласно историку Дэвиду Стивенсону, Розенкрейцерство также оказало влияние на развитие масонства в Шотландии. В дальнейшие столетия многие Тайные Общества утверждали, что получили свою преемственность и таинства, полностью или частично, от изначальных Розенкрейцеров. Некоторые современные Общества , которые относят дату основания Ордена к ранним столетиям, были созданы для исследования Розенкрейцерства и близких к нему тем.

Манифест Fama Fraternitatis описывает легенду о немецком ученом и философе-мистике, чье имя было «Брат C.R.C.» (позже, в третьем манифесте, его имя было расшифровано как Христиан Розенкрейц, или «Роза-Крест»). 1378 год был назван годом, когда родился «наш Отец Христиан», а также утверждалось, что он прожил 106 лет. В первом же манифесте говорилось, что Христиан Розенкрейц первоначально воспитывался в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую землю. Однако паломничеству в Иерусалим он предпочел общение с мудрецами Дамаска, Феса и таинственного Дамкара. Вернувшись на родину, вместе с тремя своими учениками он создал Братство Розы и Креста, главной целью которого было постижение Божественной мудрости, раскрытие Тайн природы и оказание помощи людям. Возможно, это произошло в 1407 году.

Как было сказано, во все время жизни Христиана Розенкрейца, Орден состоял не более чем из восьми членов, каждый из которых был доктором или бакалавром. Каждый из них поклялся не взимать плату за лечение больных, сохранять Братство в тайне, и найти себе замену прежде, чем умрет.

В 1484 году Христиан Розенкрейц умер, а ровно через 120 лет его могила с секретными книгами , согласно его предсказанию, была обнаружена членами его Братства. Первые Розенкрейцерские документы с рассказом о тайном Братстве и его основателе якобы и были теми самыми анонимно опубликованными в Европе в 1607-1616 годах манифестами, в которых и рассказывалось о его жизни. Эти манифесты вызвали к себе живой интерес. Многие выдающиеся ученые и философы того времени пытались найти это загадочное Братство и впоследствии некоторые из них (например, лейб-медик и секретарь императора Рудольфа II Михаэль Майер) уверяли, что им это удалось.

Возможно, если допустить существование Христиана Розенкрейца как исторической, а не мифической личности, то ему, и его Братству требовалось, чтобы сменилось как минимум несколько поколений (приблизительно с 1500 по 1600 годы), чтобы научная, философская и религиозная свобода возросла в такой степени, что общественность смогла бы получить пользу от знаний Розенкрейцеров, и вообще принять эти знания. И именно после этого, члены Братства и их преемники, вероятно решили приступить к поиску достойных людей.

Манифесты не были восприняты многими буквально, но их расценили скорее как обман или как аллегорические утверждения. Непосредственно в манифестах заявляется: «Мы обращаемся к вам притчами, но охотно предоставили бы вам правильное, простое, легкое и бесхитростное описание, понимание, и знание всех секретов». Некоторые полагают, что Христиан Розенкрейц - это псевдоним более известной исторической фигуры, обычно выдвигаются теории, что это Фрэнсис Бэкон.

Вероятно, первый манифест Розенкрейцеров был написан под влиянием работы уважаемого философа-герметика Генриха Кунрата Гамбургского, автора Amphitheatrum Sapientiae Aeternae (1609), на которого, в свою очередь, повлиял Джон Ди , автор «Иероглифической Монады» (1564). Приглашение на Королевскую Свадьбу в Химической свадьбе Христиана Розенкрейца начинается с философского ключа Ди, символа Иероглифической Монады. Также автор утверждал, что Братство располагает книгой, которая напоминает работы Парацельса .

В начале 1600-х годов манифесты вызвали волнения по всей Европе, так как заявляли о существовании Тайного Братства Алхимиков и мудрецов, которые готовились преобразовывать искусства, науки, религию и интеллектуальную сферу Европы. Политические и религиозные войны в то время разоряли континент. Однако манифесты переиздавались несколько раз и сопровождались многочисленными ответными брошюрами, как благоприятными, так и неблагоприятными. В период между 1614 и 1620 было издано около 400 рукописей и манускриптов, в которых обсуждались документы Розенкрейцеров.

С полной уверенностью говорить о существовании Розенкрейцерских организаций можно лишь с начала XVIII века. В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер, под псевдонимом Синцериус Ренатус («Искренне Обращенный»), опубликовал трактат, озаглавленный «Теоретико-практическая теософия. Истинное и Полное приготовление Философского Камня Братства от Ордена Злато-Розового Креста». В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер представлялся членом этого Братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт. Братством управляет «Император», в него принимаются лишь масоны в степени Мастера.

Любопытно отметить, что впоследствии, уже в XIX веке, Уинн Уэсткотт (глава Общества Розенкрейцеров в Англии (S.R.I.A. - Societas Rosicruciana in Anglia и один из основателей Ордена Золотой Зари), утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного Розенкрейцерского Братства, основанного Христианом Розенкрейцем. Однако, общеизвестно, что S.R.I.A. является пара-масонской организацией, основанной масонами регулярных английских уставов, как система Высших Градусов, в подражание Уставу Рыцарей-Благодетелей Святого Града Жана-Батиста Виллермоза который первый ввел градуса Розы-Креста в Масонство, и был автором соответствующего посвятительного ритуала, который используется и поныне в Шотландском Уставе. Таким образом, авторитетность суждения основателей Ордена Золотой Зари в вопросе действительных Розенкрейцерских Братств, а не их подражателей - сомнительна.

В памфлете 1618 года, «Pia et Utilissima Admonitio de Fratribus Rosae Crucis», Генрих Неухусий пишет, что Розенкрейцеры отправились на Восток из-за нестабильности в Европе, вызванной началом Тридцатилетней войны. В 1710 году Зигмунд Рихтер, основатель тайного общества «Злато-розового Креста», также предполагает, что Розенкрейцеры переселились на Восток. В первой половине XX века Рене Генон, исследователь оккультизма, так же представляет эту же идею в некоторых своих работах. Однако, выдающийся автор XIX века, Артур Эдвард Уэйт - видный историк Масонства и Мартинист, представляет аргументы, опровергающие эту идею. На этой благотворной почве выросло много «Нео-розенкрейцерских» обществ. Они основывались на оккультной традиции идущей якобы от «Коллегии Незримых» или на преемственность от «Неведомых Высших» (Supèrieur Inconnu), «Тайных Вождей» и строили целые системы на вдохновении этими идеями.

Литературные труды XVI и XVII веков полны загадочных пассажей, содержащих отсылки к Розе-Кресту, например, в следующих строках: "Мы предсказываем большой мятеж, Мы - братья Розы-Креста, У нас есть Масонское Слово и второй образ, И мы верно предсказываем грядущее". Генри Адамсон, «Плач муз» (Перт, 1638)

Идея такого ордена, являющего собой пример мировой сети астрономов, профессоров, математиков и естественных философов в Европе XVI века, выдвинутая такими людьми, как Иоган Кеплер, Георг Иоахим фон Лаухен, Джон Ди и Тихо Браге, дала начало «Незримой Коллегии». Она была предшественницей «Королевского Общества», образовавшегося в XVII веке. Оно было основано группой ученых, начавших регулярно собираться для того, чтобы делиться знаниями, полученными путем экспериментальных исследований и развивать их. Среди них был Роберт Бойль, который писал: «Ключевые лица Незримой (или, как они сами себя называют, Философской) Коллегии, в общество которых я имею честь входить…» и Джон Уоллис, описывавший эти встречи в таких словах: «Около 1645 года, пока я жил в Лондоне (в то время, когда из-за гражданских войн академические занятия были прекращены в обоих Университетах), … мне посчастливилось познакомиться с разными достойными особами, интересующимися естественной философией, и другими областями человеческих знаний, в особенности тем, что называлось Новой философией или Экспериментальной философией. Мы условились встречаться еженедельно в Лондоне в определенный день и час, с определенными взысканиями и взносами на нужды экспериментов, с определенными правилами среди нас, чтобы обсуждать и рассуждать о таких вопросах…»

Согласно Жану-Пьеру Байярду, в конце XVIII века возникло два инспирированных Розенкрейцерством масонских устава: Ректифицированный Шотландский Устав, широко распространенный в Центральной Европе, где значительным было присутствие «Золотого и Розового Креста», и Древний и Принятый Шотландский Устав, который впервые начал практиковаться во Франции, в котором 18 степень называется «Рыцарь Розы-Креста».

Алхимик Самюель Рихтер, который в 1710 году во Вроцлаве под псевдонимом Синцериус Ренатус (Искренне Обращенный) издал труд «Истинное и полное приготовление Камня Философов братьев из Ордена Золотого и Розового Креста» («Die warhhaffte und vollkommene Bereitung des Philosophischen Steins der Brüderschaft aus dem Orden des Gülden-und Rosen-Creutzes»), основал в начале XVIII века в Праге Орден Золотого и Розового Креста как иерархическое тайное общество, имеющее внутренний круг, опознавательные знаки и секретные алхимические исследования, материалы по которым выдавались только тем, кто достиг высоких степеней, то есть попал в тот самый внутренний круг. В 1767 и 1777 годах под предводительством Германа Фиктульда общество значительно реформировалось из-за политического давления. Его члены заявляли, что лидеры Розенкрейцерского Ордена изобрели франкмасонство, и что только им известны тайные значение масонских символов.

По этой легенде, Розенкрейцерский Орден был основан последователями Египетского мудреца Ормуза (Ormusse) и «Licht-Weise», которые эмигрировали в Шотландию под именем «Строители с Востока». После этого изначальный Орден исчез и, предположительно, был восстановлен Оливером Кромвелем как «Франкмасонство». В 1785 и 1788 годах общество Золотого и Розового Креста опубликовало Geheime Figuren, или «Тайные фигуры Розенкрейцеров XVI и XVII веков».

Германская Масонская ложа (позже - Великая Ложа) Zu den drei Weltkugeln (Три глобуса) под руководством Йохана Кристофа фон Вёллнера и генерала Йоханна Рудольфа фон Бишоффвердера попала под влияние Золотого и Розового Креста. Многие масоны стали розенкрейцерами, и розенкрейцерство было учреждено во многих ложах. В 1782 году на Вильгельмсбадском Конвенте Древняя Шотландская Ложа Фридриха Золотого Льва в Берлине убедительно попросила Фердинанда, принц Брауншвейгского, и других франкмасонов подчиниться Золотому и Розовому Кресту, но безуспешно.

После 1782 года это крайне секретное общество добавило египетские, греческие и друидические мистерии в свою алхимическую систему. Сравнительное изучение того, что известно о Золотом и Розовом Кресте, ясно показывает, сколь огромное влияние этот Орден оказал на создание некоторых современных инициатических обществ.

В соответствии с масонским историком Маркони де Негре, который вместе со своим отцом Габриелем Маркони основал масонский Устав Мемфиса, основанный на более ранних (1784 года) алхимических и герметических изысканиях розенкрейцерского ученого, барона де Вестерода, и также распространявшего в XVIII веке идеи общества Золотого и Розового Креста (можно сказать, Орден Золотого и Розового Креста был внутренним ядром, по виду не связанным с Уставом Мемфиса, однако полностью им руководившим).

Согласно этой легенде - Розенкрейцерский Орден был основан в 46 году, когда александрийский мудрец-гностик Ормуз (мудрец) и шестеро его сторонников были обращены одним из апостолов Иисуса, Марком. Их символом, как говорят, был красный крест, увенчанный розой, что указывает на Розу-Крест. Согласно этой точке зрения, розенкрейцерство предположительно появилось путем очищения Египетских Мистерий высшим Учением Раннего Христианства.

Согласно книге Мориса Магре (1877-1941) «Маги, пророки и мистики», Розенкрейц был последним потомком немецкой семьи Гермельшаусен XIII века. Их замок находится в Тюрингенском лесу на границе с Гессеном, и они приняли учение Альбигойцев. Вся семья была истреблена Ландграфом Конрадом Марбургским из Турингии, кроме младшего сына, которому тогда было 5 лет. Его тайно увел монах, адепт-альбигоец из Лангедока, и поместил его в альбигойский монастырь, где тот учился и встретил четверых Братьев, с которыми позже основал Розенкрейцерское Братство. Точка зрения Магре якобы получена из устной традиции.

Около 1530 года, за более чем 80 лет до публикации первого манифеста, ассоциация Креста и Розы уже существовала в Португалии в Монастыре Ордена Христа (Конвенту-де-Кришту), на родине рыцарей-тамплиеров, собственно, Орден Христа правопреемником тамплиерского ордена на территории Португалии. Три босетес были, и сейчас есть, в тайнике комнаты инициаций. Роза явно видна в центре креста.

Также, существует второстепенный труд Парацельса, «Prognosticatio Eximii Doctoris Paracelsi» (1530), содержащий 32 предсказания с аллегорическими иллюстрациями, окружающими загадочный текст, отсылающими к изображению двойного креста на распустившейся розе; это одни из примеров, доказывающие, что «Братство Розы-Креста» существовало намного ранее 1614 года.

В XVII веке эмблема и название «розенкрейцеры» были переняты тайными философскими обществами, которые занимались алхимией и мистицизмом. Такие общества были основаны в Вене, Германии, Польше и России; в основе их объединения – масонские идеалы и принципы.

Многие слышали миф о розенкрейцерах, но его интерпретация давалась далеко не всем. Это была легенда о храме. В ней рассказывалось о том времени, когда Элохимы творили людей. Когда был создан один человек, его назвали Ева. С Евой соединились сами Элохимы, и Ева родила Каина. Затем Яхве, создал Адама. Адам тоже соединился с Евой, и появился Авель. Таким образом, согласно этому учению, каин – непосредственно сын Бога, а Авель – отпрыск, созданный людьми Адамом и Евой. Так возникли два рода человеческих: представленный Соломоном – обладающий божественной мудростью, и род Каина, который понимает тайну огня и знает как с ним обращаться. (огонь, как символ желаний и страстей).

Розенкрейцеры считают огонь символом божества. Он, по их представлениям, является не только источником материального, но и вместилищем духовного и психического. Как человек состоит из Духа, Души и Тела, плюс четверичный аспект, так и огонь состоит из видимого пламени (тела), невидимого, астрального огня (души) и духа. Четыре аспекта вмещают Шар (жизнь), свет (ум), электричество и Синтетическую Сущность по ту сторону духа.

Тайное братство розенкрейцеров широко пользовалось алхимическими символами и проповедовало тайную мудрость внутренней, или духовной алхимии. Корни ордена восходят к египетским мистериям, к эзотерическим знаниям Гермеса Трисмегиста и Эхнатона. Многое заимствовали они и из масонской традиции. Считается, что розенкрейцеры были знакомы с полной схемой посвящения в Каббалу, в Высшую Магию Западного (герметического) толка. Проводили алхимические исследования.

Для выражения своих оккультных идей розенкрейцеры, как и многие другие тайные общества, использовали философское обоснование монады (от греч. Единство), в некоторых случаях разрабатывая свои собственные варианты.

Учение розенкрейцеров рассматривает семь миров:

  1. Мир Бога
  2. Мир Девственного Духа
  3. Мир Божественного Света
  4. Мир Жизненного Духа
  5. Мир Мысли
  6. Мир Желаний
  7. Физический Мир

Каждый из миров, считается состоящим из семи слоев. Например, физический мир включает в себя следующие слои:

  1. Твердые тела
  2. Жидкости
  3. Химический эфир
  4. Жизненный эфир
  5. Световой эфир
  6. Отражающий эфир

Драгоценное сокровище розенкрейцеров составляют 22 правила развития воли, постигнув которые, человек становится победителем и владыкой природы. Новое возрождение розенкрейцерства началось со второй половины XIX века. В общем виде можно выделить три основных розенкрейцерских традиции:

  • Английская – основатели Роберт Уэнтворт Литтл и Кеннет Маккензи.(Общество Розенкрейцеров -1866 год)
  • Французская – основатели Станислав де Гуайт и Жозеф Пеладан (конец XIX века)
  • Американская - основатель Спенсер Льюис (Древний Мистический Орден Креста и Розы -1915 год).

You have no rights to post comments