Самые знаменитые русские купеческие династии . Северный дачник - новости, каталог, консультации Знаменитые купеческие фамилии

С понятием “купец” связана многовековая история России. Летопись российского торгового сословия хранит важнейшие страницы нашего Отечества. Она нашла отражение во многих государственных документах, богатых материалах регионального уровня, касается судеб династий самых именитых людей нашей страны, тысяч представителей русского народа. Как же происходило становление российского купечества, развертывалась его практическая деятельность?

В Древней Руси купцами называли горожан, которые занимались в основном торговлей, осуществляя от своего имени предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли. Первые упоминания о купцах относятся к Х в. Однако, понятие “купечество” окончательно выкристаллизовалось в первой четверти XVIII века. Оно стало употребляться по отношению к посадским людям, занимавшимся торговлей. Причем принадлежность к этому сословию достигалась путем взятия купеческого свидетельства одной из трех гильдий и утрачивалась в случае его невозобновления в установленный срок.

Наряду с этим на Руси издавна употреблялось и понятие “гость” . Оно использовалось первоначально по отношению к людям, имевшими торговые отношения с заграничными рынками, т.е. ездившим “погостить” в заморские государства, а также по отношению к лицам, приезжавшим продавать и покупать товары из других стран. Этот термин известен уже в памятниках Х в. (договорах Олега и Игоря с греками).

С XIII века на Руси бытовал также более обобщенный термин “торговец” . В ходу было и слово “гостинодворец” так называли купца или его сидельца, продавца, торговавшего в рядах. Все эти слова сейчас устарели, в оборот введено понятие “предприниматель”, или “бизнесмен” (от английского слова business), означающее дело, занятия того или иного человека.

Торговые люди на Руси, начиная с ХI XII вв., постепенно объединялись в особые группы населения, которые выделялись имущественным положением и пользовались поддержкой княжеской власти. Первая русская купеческая корпорация возникла в Новгороде в XII веке. Она вобрала в себя крупных оптовых торговцев воском и называлась Ивановская община. Подобные корпорации торгующих людей имелись и в других городах Древней Руси (“Московское сто”, “Сурожане”). Именно в этот период расцвела торговля Великого Новгорода, ориентированная главным образом на внешний рынок. Основными партнерами новгородских гостей являлись представители северогерманской Ганзы, установившей торговую монополию на Балтике. Уже в XII ХV вв. обнаружилось намерение иностранцев не пускать русских купцов на свои внутренние рынки. Ганзейцы, используя накопившийся у них опыт мореплавания, силу капиталов и формы организации, стремились покупать товары на территории Руси и прибыль от их продажи в Европе сосредоточивали в своих руках. Новгородцы в лучшем случае ограничивались торговлей в ближайших зарубежных городах: Нарве, Риге, Ревеле, лишь изредка прорываясь на небольших судах в Швецию и другие страны. Эта особенность торговых отношений иностранных купцов с Россией четко проявлялась вплоть до второй половины ХIХ века.

Естественный рост купеческого сословия на Руси был прерван татаро-монгольским нашествием, нанесшим тяжелый удар по всему укладу хозяйственной жизни страны. Он возобновился в полной мере лишь в XIV в. Постепенно богатые и влиятельные группы купцов появились в Москве, Новгороде, Вологде, Н. Новгороде, Твери и других торгово-промышленных центрах древней Руси.

Заметный урон процессу развития купеческого сословия нанесла опричнина.

Между тем, в конце XVI в. российские купцы объединялись, в зависимости от размеров капиталов, в привилегированные корпорации гостей и торговых людей гостиной и суконной сотен. Самое почетное место принадлежало гостям . Этот термин стал названием высшей категории привилегированного купечества. Подобное звание получали от царя самые крупные торговцы с оборотом от 20 до 100 тысяч рублей в год (очень большая по тому времени сумма). Как правило, высший слой купечества состоял в основном из жителей Москвы. За гостями следовал торговый разряд гостиная сотня . Эта корпорация родилась в 60-е годы XVI века. Первоначально она также формировалась из москвичей. В соответствии с российскими традициями делить посадских тягловых людей на три разряда, гостиная сотня делилась на “лучших”, “средних” и “младших”. Она отличалась от гостей размерами капиталов. Сообразно с этим на нее падали менее тяжелые казенные службы: члены сотни избирались на должности целовальников или голов на кружечные и таможенные дворы в городах.

По меткому выражению известного историка В.О. Ключевского, эти разряды торговых людей являлись “финансовым штабом московского государя”, своеобразным “орудием правительства в управлении провинциальным торгово-промышленным населением”.

Многие торговые люди гостиной сотни исполняли важные государственные поручения. Так, например, Богдан Щепоткин (который имел второе имя Елисей) являлся таможенным головой в Холмогорах, подобные обязанности исполняли в Архангельске Юрий Конкин и другие. Эта верхушка посадского населения потеряла свой статус в начале XVIII в. В целом в купеческой корпорации гостиной сотни, просуществовавшей на Руси со времен царствования Ивана Грозного до Петра I, состояло, по последним данным, 2781 человек, а вместе с гостями через основные корпорации привилегированного российского купечества прошло 3036 человек.

Однако вплоть до XVII в. в России не оформился самостоятельный “торговый класс”. Понятие “купечество” в то время означало лишь род занятий, а не специальную сословную категорию населения. В то же время можно сказать, что купеческие разряды, возникшие в далеком прошлом, являлись своего рода предшественниками деления торгующего сословия на гильдии.

Наиболее заметные изменения в судьбе российского предпринимательства произошли в XVIII веке. Петр I, начав крупные преобразования в стране, постоянно искал средства для их осуществления и, в особенности для проведения активной внешней политики, а также для строительства флота, содержания и вооружения армии, создания отечественной промышленности. Меры, принятые реформатором относительно купцов, состояли в том, чтобы укрепить их положение, или, как говорилось в ряде петровских указов, собрать воедино “всероссийское купечество, яко рассыпанную храмину”.

Преобразования, начавшиеся после 1861 года, привели к тому, что к концу ХIХ века сословная обособленность купечества утратила свое значение и превратилась в анахронизм. Этому в немалой степени способствовал принятый 8 июня 1898 года по инициативе министра финансов С.Ю. Витте новый закон о промысловом налоге. Вместо гильдейских и негильдейских были узаконены три группы предприятий и промыслов: предприятия торговые, предприятия промышленные и личные промысловые занятия. В свою очередь каждая из этих групп подразделялась на части в соответствии с признаками, указывающими на размер и доходность фабрик и заводов.

Отныне было отменено обязательное приобретение купеческих свидетельств для желающих заниматься коммерческой деятельностью, купечество перестало быть синонимом российского предпринимателя. В мир бизнеса могли свободно входить лица некупеческого звания крестьяне, дворяне и т.д. Этими законами купеческое сословие сводилось на нет. В купцы стали записываться на основании соображений, посторонние торговой деятельности. Евреи, например, записывались в состав купечества потому, что таким образом они получали право повсеместного жительства, вне зависимости от так называемой черты оседлости. Для русского купца имело значение получение званий потомственного или почетного личного гражданина, которое давало некоторые традиционные привилегии. Ряд правительственных мер привели к тому, что субъектом торговой и промышленной деятельности становился не “купец” с сословной точки зрения, а торговец или промышленник. Рост численности купеческого сословия во второй половине ХIХ века прекратился. Представители крупной торгующей и промышленной буржуазии переходили в категорию почетных граждан, в дворянское сословие. С другой стороны, значительная часть дворянского “благородного сословия” к этому времени обуржуазилась, становясь на путь промышленного и финансового предпринимательства.

Хотя до 1917 года все сословия в России формально сохраняли свои названия и некоторые права, но к началу ХХ века в стране в полной мере проявилась своеобразная сословная размытость. Купечество превратилось в составную часть российской буржуазии.

    Список дворянских родов, внесённых в Общий гербовник Российской империи Общий гербовник дворянских родов Российской империи свод гербов российских дворянских родов, учреждённый указом императора Павла I от 20 января 1797. Включает свыше… … Википедия

    Приложение к статье Общий гербовник дворянских родов Российской империи Общий гербовник дворянских родов Российской империи свод гербов российских дворянских родов, учреждённый указом императора Павла I от 20 января 1797. Включает свыше… … Википедия

    Титульная страница Алфавитного списка дворянских родов Могилёвской губернии за 1909 г. Список дворян Могилёвской г … Википедия

    - … Википедия

    Титульная страница Алфавитного списка дворянских родов Минской губернии за 1903 г. Список дворянски … Википедия

    Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи … Википедия

    Список княжеских родов Российской империи. В список включены: фамилии так называемых «природных» российских князей происходивших от прежних владетельных династий Руси (Рюриковичи) и Литвы (Гедиминовичи) и некоторые другие; фамилии,… … Википедия

    К числу более чем 300 графских родов (включая угасшие) Российской империи относятся: возведённые в графское Российской империи достоинство (к началу XX века не менее 120), возведённые в графское Царства Польского достоинство… … Википедия

В. А. Никонов среди коллег
из Азербайджана
(Фрунзе, сентябрь 1986)

Об авторе: Никонов, Владимир Андреевич (1904–1988). Известный ученый, один из крупнейших специалистов по ономастике. Автор многочисленных трудов по самым разнообразным направлениям и проблемам этой науки: топонимики, антропонимики, космонимики, зоонимики и др. Более 20 лет руководил группой ономастики в Институте этнографии АН СССР. Был инициатором и организаторов нескольких конференций по ономастике Поволжья (первая состоялась в 1967 г.).


В России сейчас разработан проект Межрегионального ономастического общества имени В. А. Никонова (МООН). Подробности можно прочитать: . Автор этого сайта не только поддержал проект создания МОНН, но и решил внести свой посильный вклад в дальнейшую популяризацию идей В. А. Никонова и разместить на сайте ряд статей ученого, опубликованных в разное время в ряде малотиражных сборников и поэтому не очень доступных современным исследователям. Особенно тем, кто живет в провинции, библиотеки которых недостаточно полно укомплектованы научной литературой по ономастике.


Предлагаемая статья относится к числу одной из последних, опубликованных при жизни ученого. Ее нечасто цитируют в научных работах. Очевидно, сборник, в котором она напечатана, прошел как-то мимо ономастов. Работа посвящена любимой теме Владимира Андреевича – русским фамилиям. В ней он не только вновь приводит результаты своих более ранних исследований по географии фамилий, но и показывает социальность фамилий на примере истории формирования и составов фамилий четырех сословий дореволюционной России. Особый интерес представляют также результаты подсчетов 100 самых частых фамилий Москвы последней четверти XX века.


Цифра красного цвета в квадратных скобках маркирует начало страницы в печатной версии статьи. Цифра в квадратных скобках – это сноска. Выходные данные смотрите после текста статьи.

[стр. 5] Фамилия – категория социальная. Само возникновение ее продиктовано определенным уровнем общества. Исторически они появились в Европе где-то в середине средневековья, но за пять-шесть столетий охватили большинство европейских стран. К русским они пришли только в XVI в. Ошибочно принимать за фамилии более ранние княжеские титулы (Суздальские, Вяземские, Шуйские, Стародубские и прочие – из названий феодальных уделов) или родовые именованья бояр (Ковровы, Кобылины, Пушкины и прочие – по имени родоначальника: Андрюшка Ковер, Андрей Кобыла, боярин Пушка и т.п.). Они дробились, распадались, менялись.


Часто спрашивают: какая была самая первая русская фамилия? Ни первой, ни второй, ни десятой русской фамилии не было! В фамилии постепенно превращались привычные другие именования или появлялись новые по их же образцу. Русские долго называли их "прозвищами" – даже в XIX в., хотя уж не официально. Сам термин фамилия принесен в Россию при Петре I со многими другими новшествами из Западной Европы (латинское слово familia означало в Древнем Риме весь состав хозяйства, включая и рабов). Современное значение – имя семьи, передаваемое по наследству.


У каждого народа фамилии сначала захватывали господствующий слой феодалов, служа символом наследственной передачи землевладений, затем крупную буржуазию: фамилия – вывеска фирмы, преемственность при коммерческих или ростовщических сделках. Позже приобретали фамилии горожане среднего достатка. Ко всей массе народа фамилии доходили совсем поздно.


Первым перечнем фамилий Московского государства второй половины XVI в. можно признать список 272 опричников Ивана Грозного (наилучше проверенный список опубликован В. Б. Кобриным ). этом списке нет ни одного бесфамильного. Самую большую группу (152 чел.) составили носители фамилий-отчеств от нецерковных имен, [стр. 6] тогда преобладавших над церковными (Ртищев, Третьяков, Шеин, Пушкин и др.). Среди них были и оскорбительные на слух последующих поколений – Собакин, Свиньин, хотя их носители занимали высшие военные посты. Фамилии от церковных имен имели 43 опричника (Васильев, Ильин; часто искаженных – Микулин). Формой отчеств служили притяжательные прилагательные, отвечающие на вопрос "чей сын?" (сын Пушки, сын Ивана и т.п.). Поэтому фамилии XVI в. правильнее считать "дедичством", так как фамилия, бывшая отчеством, закреплялась в третьем поколении, а отчества продолжали сменяться.


Другая крупная группа фамилий опричников – по названиям владений данных им за службу царю: Ржевский, Зарецкий и проч. с формантом – ский (звуковой вариант – цкий ). Этот тип фамилий господствовал у польской шляхты, которой русское дворянство старалось во многом подражать. Да соблазнял и пример образованных так же княжеских титулов.


Неединичны были и фамилии опричников, производные от тюркоязычных слов и имен, но оформленные по русскому образцу: Бахтеяров, Измайлов, Тургенев, Салтыков. У 11 опричников стали фамилиями архаичные древнерусские бессуфиксные формы качественных прилагательных, выражавших внутренние свойства или внешние признаки: Грязной, Благой; либо то же, но в родительном падеже ("сын кого") – Жидкаго, Хитрово. Пятеро опричников-иностранцев удержали свои западно-европейские фамилии (Крузе, Таубе и др.). Характерно и наличие в списке двойных фамилий (Мусин-Пушкин, Ширинский-Шихматов, Бестужев-Рюмин и др.).


Эти фамилии первых дворян стали прообразом фамилий русского дворянства на три с лишним столетия. Петр I, вводя твердый порядок управления, добился и поголовного "офамиления" всех дворян. Но, конечно, дворянство пополнялось; менялись и соотношения между основными группами дворянских фамилий. Например, заметно убыли фамилии, образованные из отчеств от доцерковных имен, зато многократно возросли образованные от имен церковных. Но умножились и искажения: в списке московских дворян 1910 г. встречаем Еропкиных, Ларионовых, Селиверстовых . Это из подлинных имен Иерофей, Иларион, Сильвестр. Самое же крупное изменение – увеличение доли западно-европейских фамилий. В 1910 г. из 5371 семей московского дворянства почти 1000 носили иноязычные фамилии (19 %).


В XVII в. из недворян только единичные, самые богатые купцы [стр. 7] успели завести фамилии. Так их и звали – "именитое купечество". Все следующее столетие дворяне, монопольно господствующая сила государства, не делились властью с буржуазией. Это отражалось и в фамилиях. Даже в начале XIX в. многие купцы оставались бесфамильными. По переписи 1816 г. в 11 слободах Москвы из 2232 купеческих семей почти 25 % не имели фамилий, а у многих имеющих фамилии записано: "прозвищем Сорокованова позволено именоваться 1817 года июля 5 дня", "фамилею Серебряков позволено именоваться 1814 года 2 января 17 дня" и т.п. Нередко к имени и отчеству приписано другим почерком внизу: "фамилию Шапошников получил 1816 г. июля 10 дня". В приобретении фамилий купечество от дворянства в Москве отодвинули более, чем на 100 лет.


Состав Московских фамилий очень пестр. Треть их не расшифрована этомологически. Самую крупную группу среди расшифрованных (20 %) составили образованные из церковных имен: Иванов, Васильев, Дмитриев и другие (например, из производных форм от того же имени Дмитрий: Дмитриенков, Митьков, Митюшин, Митягов). К концу XIX в. уцелели лишь немногие фамилии из имен нецерковных Третьяковы, Нежданов); но зато одна из них оказалась самой частой московской купеческой фамилией – Смирнов (от архаичной формы Смирнóй) .




Подсчеты показали удивительное различие преобладающих русских фамилий по четырем обширным ареалам. На севере и северо-востоке Европейской части (Архангельск, Великий Устюг, Пермь) самая частая фамилия – Поповы; в Северном Поволжье и смежных местностях (Ярославль, Кострома, Кинешма, Вологда, Череповец, Иваново, Владимир, Шуя, Горький, Киров) – Смирновы; на северо-западе (Новгород, Псков, Смоленск, Великие Луки) и языком огибая с запада и юга Москву (Калуга, Коломна, Рязань) – Ивановы; южнее и восточнее (Тула, Горький, Пенза, Арзамас, Ульяновск и далее на восток) – Кузнецовы. При этом пункты с одинаковой самой частой фамилией разместились на карте не как попало, а строго ареально. А ведь за каждым числом частоты фамилии стоят многие тысячи жителей, даже при немалой теперь подвижности населения.


А как обстоит дело в Москве? Как и везде центр вбирает в себя черты объединяемых территорий, плюс некоторое предпочтенье былым особенностям данной местности. Ныне самые частые фамилии москвичей как раз эти четыре ареальных "лидера": Ивановы, Кузнецовы, Смирновы, Поповы, за ними – Соколовы, Волковы.


Фамилии оказались замечательными, драгоценными свидетельствами по истории русского народа. Это следы четырех переходных общностей от феодальной раздробленности к централизованной России: земли Ростовско-Суздальской Руси, Новгорода и Пскова, Северо-Двинские земли, и более поздние приобретения Москвы на юге и востоке – в Поволжье и бассейне Дона. В этот исторический отрезок времени и заложено начало формирования русских фамилий. Конечно, фамильные ареалы не оставались статичными: с середины XVI в. северяне хлынули заселять "Дикое поле" – необъятные степные пространства южнее и юго-восточнее Тулы и Рязани. Так Поповы местами оказались преобладающей фамилией на территории современного юго-востока Европейской части (Тамбов, Липецк, Волгоград, Астрахань и др.). Так же и Смирновы – небольшой "Тимский остров" их уцелел в Курской области.


Наивысшая частотность русской фамилии Иванов объяснима просто: в "святцах" (перечне "святых" православной церкви, который был, обязательным списком имен) 64 святых с этим именем – столько раз [стр. 13] в году его праздновали. В документах это имя записано раньше в Новгороде, чем в Москве. Однако это не доказывает, что оно было принесено в Москву из Новгорода и Пскова, а могло прийти прямо от императоров Византии, у которых стало излюбленным с ХП в. Успехи Ивана Калиты на великокняжеском московском престоле и последовавших Иванов вплоть до Ивана IV Грозного сделали это имя на несколько столетий самым частым у русских. Отсюда и частота фамилии.


Можно привести наиболее частые фамилии москвичей. По данным адресного бюро на 1964 г. в Москве проживали 90 тысяч Ивановых, 78 тыс. Кузнецовых, 58 тысяч Смирновых, примерно по 30 тысяч – Поповых, Соколовых, Волковых, Гусевых, Дмитриевых.


Абсолютное большинство русских москвичей носят фамилии на -ов, -ев ; немного меньше четверти – на -ин . Эти две формы вместе охватывают около 80 % всех русских в Москве. У сельского русского населения страны они охватывают 9/10. Зато фамилии на -ский у москвичей встречаются втрое чаще, чем у сельских жителей. Меньше в Москве фамилий на -ич (преобладающих у белорусов) и на -енко и (распространенных среди украинцев). Редки в Москве и русские фамилии на -их, -ых (Голубых, Петровых, Дешевых, Погорельских), которые обильны в бассейне Северной Двины и центрально-черноземных областях. Единичны архаичные формы – Косой, Черный, Голый, Хитрово и прочие.


Есть в Москве странные фамилии, включая и бесспорно русские – из самых понятных слов, но неожиданные в роли фамилий. Вот несколько примеров из списка телефонных абонентов: Нос, Солнце, Полуторный, Синебабнов, Скоропупов, Предвечнов, Убейволков, Убейконь и другие. А очень многие не поддаются этомологическому анализу: их основы ясны – Меридианов, Натуральное, Синешапов, Петлин – фамилии же необъяснимы. А в фамилиях Мишкарузников или Ронзупкин при их русском облике не разгадаешь ни одного элемента основ.


Причины загадочности таких фамилий различны, но главных из них три. Во-первых, основы могли быть иноязычны, а фамилия была дооформлена русскими формантами; в каком же языке теперь искать основы – неведомо. Во-вторых, слова, из которых возникли фамилии, отмирали, а фамилии дошли до нас, став "безродными". На наших глазах утрата основ произошла со множеством фамилий (Архиреев, Фабрикантов и т.п.). А в прошлом множество слов, не записанных в письменных источниках исчезало без следа. Наконец, в-третьих, [стр. 14] искажение при записи. Это может быть, самая частая беда. В Москве сталкивались разные говоры со всех концов страны; одно и то же слово произносили на множество ладов. А объединяющей грамотой владел далеко не каждый – в России даже в 189 7 г. были неграмотными 77 % населения. Удивительно не то, что множество фамилий искажено, а то, что все-таки множество уцелело. В списке московских личных телефонов 1973 г. носят фамилию Агальцов 24 человека, Огольцов – 25 и еще один Огольцев, а фамилия-то одна.


Нечего удивляться, что за три сотни лет неузнаваемо исковерканы сотни фамилий. Предок человека по фамилии Ларьков не торговал в ларьке; его предки: Иларион → Ларион → Ларёк. Фамилия Финагин в телефонной книге Москвы принадлежит 12 абонентам. Она изуродована из духовной фамилии Афиногенов (древнегреческое имя Афиноген – "потомок Афины"). У 38 абонентов московского телефона значится фамилия Дорожкин: казалось бы от основы "дорога", а они безусловно Дорошкины от личного имени Дорофей (как Тимошкины от Тимофей, Ерошкины от Иерофей и т.д.). В томе III телефонной книги Москвы (1973 г.) есть 679 абонентов Родионовых. Первоначально это было отчеством от имени Родион, которое в Древней Греции означало жителя знаменитого острова Родос (названного за обилие роз). Но отдельно от них откололись еще 27 Радионовых. Имя Родион давно редело, затем шло на нет, а радио признаком стало культуры, да и произносима фамилия по литературному московскому акающему говору не на о , а на а .


Нельзя обойти еще одну неприятность: нередки в Москве фамилии обидные. В телефонных книгах встречаем 94 Негодяева, 25 – Жулиных, 22 – Дурневых, 2 – Дураковых, а также Глупышкина, Дрянина, Лентяева, Пакостина, Паскудина, Перебейноса, Прощалыгина, Пустяк, Уродова и им подобных. Напрасно называют их неблагозвучными: они звучны, но неблагозначны. Но и "некрасивую" фамилию окружающие произносят с уважением, заслуженным делами того, кто ее носит. Не фамилия красит или портит человека, а он ее!

Приложение: СПИСОК 100 САМЫХ ЧАСТЫХ РУССКИХ ФАМИЛИЙ В МОСКВЕ


Составлен по подсчету личных абонентов московского телефона. Список построен в алфавитном порядке без указания количественных показателей частотностей: ведь число телефонов на какую-либо фами[стр. 15] лию лишь отдаленно перекликается с порядком реального числа ее носителей. Для приблизительного сопоставления частотности фамилий достаточен их ранговый номер.


Абрамов – 71, Александров – 42, Алексеев – 26, Андреев – 29, Антонов – 57, Афанасьев – 70, Баранов – 48, Белов – 43, Беляев – 9, Борисов – 31, Васильев – 9, Виноградов – 10, Власов – 79, Волков – 16, Воробьев – 40, Гаврилов – 90, Герасимов – 74, Гришин – 87, Григорьев – 56, Гусев – 37, Давыдов – 93, Данилов – 100, Денисов – 77, Дмитриев – 47, Егоров – 19, Ермаков – 83, Ефимов – 2, Жуков – 53, Журавлев – 82, Зайцев – 33, Захаров – 34, Иванов – 1, Ильин – 62, Исаев – 98, Казаков – 91, Калинин – 73, Карпов – 4, Киселев – 46, Ковалев – 76, Козлов – 55, Комаров – 52, Королев – 38, Крылов – 60, Крюков – 96, Кудрявцев – 94, Кузнецов – 3, Кузьмин – 35, Куликов – 50, Лебедев – 13, Леонов – 78, Макаров –:3, Максимов – 41, Марков – 85, Мартынов – 69, Матвеев – 51, Медведев – 64, Мельников – 72, Миронов – 49, Михайлов – 21, Морозов – 8, Назаров – 67, Никитин – 22, Николаев – 20, Новиков – 7, Орлов – 15, Осипов – 61, Павлов – 12, Петров – 6, Поляков – 32, Попов – 5, Потапов – 86, Прохоров – 65, Родионов – 81, Романов – 25, Савельев – 66, Савин – 95, Семенов – 18, Сергеев – 14, Сидоров – 58, Смирнов – 2, Соболев – 99, Соколов – 4, Соловьев – 28, Сорокин –16, Степанов – 17, Тарасов – 27, Тимофеев – 75, Титов – 44, Тихомиров – 97, Федоров – 11, Федотов – 54, Филатов – 68, Филиппов – 39, Фомин – 63, Фролов – 30, Цветков – 88, Чернов – 80, Чернышев – 59, Щербаков – 45, Яковлев – 24.











Русское старообрядчество [Традиции, история, культура] Урушев Дмитрий Александрович

Глава 55. Русские купцы

Глава 55. Русские купцы

В Российской империи купеческое сословие составляли не только люди, занятые куплей-продажей, но и промышленники, и банкиры. От них зависело процветание и благополучие страны.

Крупнейшие предприниматели были старообрядцами. В их руках сосредотачивались основные богатства России. В начале XX века их имена были широко известны: владельцы фарфорового производства Кузнецовы, текстильные фабриканты Морозовы, промышленники и банкиры Рябушинские.

Для принадлежности к купеческому сословию нужно было записаться в одну из трех гильдий. Купцы, имевшие капитал от 8 тысяч рублей, приписывались к третьей гильдии. От 20 тысяч рублей - ко второй гильдии. Свыше 50 тысяч рублей - к первой гильдии.

От старообрядцев полностью зависели целые отрасли промышленности и торговли: производство ткани, изготовление посуды, торговля хлебом и лесом.

Железные дороги, судоходство на Волге, нефтяные прииски на Каспийском море - все это принадлежало староверам. Без их участия не проводилась ни одна крупная ярмарка, ни одна промышленная выставка.

Старообрядческие промышленники никогда не чурались технических новшеств. На своих фабриках они использовали современные станки. В 1904 году старовер Дмитрий Павлович Рябушинский (1882–1962) основал первый в мире институт самолетостроения. А в 1916 году семья Рябушинских начала строительство завода Автомобильного московского общества (АМО).

Купцы-старообрядцы всегда помнили слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где червь и тля истребляют и где воры подкапывают и крадут. Собирайте же себе сокровища на небе, где ни червь, ни тля не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут.

Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Даже разбогатев, купцы оставались верными чадами Древлеправославной Церкви. Богатство не было для них самоцелью. Они охотно тратили деньги на благотворительность - на богадельни, больницы, родильные дома, сиротские приюты и учебные заведения.

Например, московский купец первой гильдии Козма Терентьевич Солдатенков (1818–1901) был не только усердным прихожанином храмов Рогожского кладбища, но и покровителем искусств, бескорыстным книгоиздателем, щедрым благотворителем.

Он не только собирал картины русских художников и старинные иконы, но и строил в Москве лечебницы и богадельни. Солдатенковская бесплатная больница для бедных сохранилась до сих пор. Ныне она называется Боткинской.

В домашнем укладе купцы сохраняли благочестивые обычаи предков. О старозаветном быте московской купеческой семьи замечательно рассказывает книга Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне».

Прабабушка писателя, купчиха Устинья Васильевна Шмелева была староверкой, но во времена гонений Николая I перешла в Синодальную Церковь. Однако в семье сохранялось многое из строгого старообрядческого быта.

На страницах книги Шмелев любовно воскрешает образ прабабушки. Устинья Васильевна сорок лет не вкушала мяса, день и ночь молилась с кожаной лестовкой по священной книге перед красноватой иконой распятия, очень старой…

Те купцы, что не отреклись от истинной веры, были надежным оплотом православия. На их средства содержались старообрядческие храмы, монастыри и школы. Почти при каждом купеческом доме имелась молельня, при которой иногда тайно проживал священнослужитель.

Сохранилось описание моленной в доме московского купца первой гильдии Ивана Петровича Бутикова (1800–1874). Она была устроена на чердаке и имела все принадлежности, подобающие храму.

Здесь нередко служил литургию архиепископ Антоний. И служил не для одного купеческого семейства, но для всех староверов. Вход в домовую церковь при совершении в ней богослужения был беспрепятственно открыт для всех.

На западной стене моленной было три окна. Восточную стену украшали иконы. Отступая несколько от стены, была поставлена походная церковь - палатка из розовой штофной ткани с крестом вверху, с царскими вратами и северной диаконской дверью из золоченой парчи с розовыми цветами.

Брянский купец Никола Афанасьевич Добычин с супругой. Фотография 1901 г.

По сторонам царских врат на крючках было повешено несколько маленьких икон. По правую и левую стороны палатки стояли хоругви. Посреди палатки стоял престол, покрытый розовой штофной тканью.

Однако купцы, как бы состоятельны они ни были, не имели возможности открыто поддерживать старообрядчество. В вопросах духовной жизни богачи были так же бесправны, как и их простые братья по вере, лишенные многих свобод.

Полиция и чиновники могли в любое время нагрянуть в купеческий дом, ворваться в моленную, разорить и осквернить ее, схватить священнослужителей и отправить в темницу.

Например, вот что произошло в воскресный день 5 сентября 1865 года в доме купчихи Толстиковой на Черемшане.

В домовом храме совершалась литургия. Было уже прочитано Евангелие, как вдруг внезапно раздался страшный треск ломаемых ставней и окон. Через разбитое окно в моленную влез чиновник Виноградов с пятью полицейскими.

Чиновник был пьян. Грязной бранью он остановил обедню. Священник умолял позволить окончить литургию, но Виноградов вошел в алтарь, схватил чашу с вином для причастия, выпил и стал закусывать просфорами.

Иерей и верующие пришли в ужас от такого кощунства и не знали, что делать. Между тем Виноградов уселся на престол и, продолжая сквернословить, закурил папиросу от церковных свечей.

Чиновник приказал схватить священника и всех молящихся и доставить в тюрьму. Иерею не позволили снять богослужебное облачение, так в ризах и отправили в каземат. Моленная Толстиковой была разорена полицией.

Единственным способом избежать кощунства и позора была взятка - вынужденное, но неизбежное зло.

Известно, например, что именно взяткой в конце XVIII века московские федосеевцы спасли от разорения Преображенское кладбище. Они поднесли начальнику столичной полиции пирог с начинкой из 10 тысяч золотых рублей.

Однако взятки не всегда помогали. Не все купишь за деньги! Ни за какие миллионы староверы не могли купить свободу совершать богослужения по дониконовским книгам, строить храмы, звонить в колокола, издавать газеты и журналы, законно открывать школы.

Желанную свободу старообрядцы обрели лишь после революции 1905 года.

О спасении в миру

(из письма священноинока Арсения священнику Стефану Лабзину )

Честнейший иерей Стефан Федорович!

Письмо ваше - вопрос за Анну Дмитриевну - получил только сейчас, 13 июля. Вы просили ответа к 11 числу, но числа не означили, когда послали. Я теперь остаюсь уже в сомнении, что ответ мой не поспел ко времени и, быть может, будет уже ненужный. Но все-таки отвечаю на всякий случай.

Если Анна Дмитриевна была оглашена такой проповедью, что в миру кому бы то ни было, пусть на этот раз, скажем, девице, спастись нельзя, то я это оглашение, кем бы оно сказано ни было, и в какой бы книге написано ни было, признать за благочестное никак не могу…

Если мне, напротив, скажут, что в мире не избежишь соблазнов, я отвечу таковым: не избежишь оных и в пустыни. Если там, быть может, их встретишь и меньше, зато они бывают мучительнее. Но все-таки борьба с соблазнами как в мире, так и в пустыне до самой нашей смерти должна быть неотступна. И если завлекут они кого там или сям в каковый омут, то при уповании на милость Божью есть надежная ладья покаяния выбраться отсюда.

Итак, по-моему, никак нельзя отрицать спасение для всякого человека на всяком месте. Адам был в раю и согрешил перед Богом. А Лот в Содоме, грешном перед Богом городе, оставался праведным. Хотя и небесполезно искать более затишного места, но нельзя отрицать спасения и на всяком месте владычествия Господня.

И если Анна Дмитриевна только потому дала обет ехать в Томск, что признала, что здесь ей спастись нельзя, то этот обет безрассудный. И если она заблагорассудит с этим согласиться и пожелает опять остаться на прежнем жительстве, то прочитай ей молитву разрешения на ее безрассудный обет и назначь на какое-либо время по нескольку поклонов Богородице. И Бог не взыщет с нее сего обета.

Но если она желает найти более удобную жизнь для своего спасения, то это пусть остается в ее произволении. И вы много ее свободы не стесняйте, несмотря на то, насколько бы она ни была полезна для вас. Если будете достойны, то, может, Бог приурочит и другую прислугу, не хуже…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Москва и москвичи автора

Из книги Кавказская Русь [Где кровь Русская пролилась, там и Земля Русская] автора Прозоров Лев Рудольфович

Глава 1 Русы-купцы на таможне ибн Хордадбега Любознательный таможенник. Русы и славяне – странное «разделение». Русские мечи в краю булатных клинков. Кто торговал на Волжском пути? Балтика – роскошь славянства и нищета Скандинавии. Свидетельствуют верблюды и «слоны».

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Купцы Класс настоящих торговцев назывался купцами. Они уже стояли ближе к городскому простонародью, слабо отделялись от массы городских черных людей. Они работали с помощью боярских капиталов, либо кредитуясь у бояр, либо служа им комиссионерами в торговых оборотах.

Из книги Русские корни. Мы держим Небо [Три бестселлера одним томом] автора Прозоров Лев Рудольфович

Глава 1 Русы-купцы на таможне ибн Хордадбега Любознательный таможенник. Русы и славяне - странное «разделение». Русские мечи в краю булатных клинков. Кто торговал на Волжском пути? Балтика - роскошь славянства и нищета Скандинавии. Свидетельствуют верблюды и «слоны».

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

Венецианские купцы Второй после папы мощнейшей движущей силой задуманного похода выступала Венеция, а точнее – правитель этого главного торгового государства Европы, дож Энрико Дандоло. В момент своего вступления на престол это уже был муж преклонных лет. Но его

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Купцы Недаром ведь Некомат Сурожанин ездил с Иваном Вельяминовым к Тверскому Великому князю. И недаром была с ними группа бояр и купцов московских. И недаром деньги были плачены Тохтамышу в Сарай, чтоб ярлык передать Михаилу Тверскому, что и произошло.А деньги промеж тех

Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Купцы Во всех благоустроенных городах тротуары идут по обе стороны улицы, а иногда, на особенно людных местах, поперек мостовых для удобства пешеходов делались то из плитняка, то из асфальта переходы. А вот на Большой Дмитровке булыжная мостовая пересечена наискось

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

КУЗНЕЦЫ И КУПЦЫ Прометеи планеты Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья… Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали. Тит Лукреций Кар. «О природе вещей» ПЕРВЫМ веществом,

Из книги Неизвестная война императора Николая I автора Шигин Владимир Виленович

Глава третья. АДМИРАЛЫ-КУПЦЫ И КУПЦЫ-АДМИРАЛЫ На фамильном гербе Грейгов значился девиз: «Ударяй метко». И Грейг ударял! К сожалению, метко «ударял» не только он один, но и все его окружение. Короля, как известно, делает его свита. В случае же с адмиралом Грейгом именно

Из книги Библия и меч. Англия и Палестина от бронзового века до Бальфура автора Такман Барбара

Глава VI Предприимчивые Купцы в Леванте В эпоху Великих географических открытий, когда Европа во все стороны раздвигала свои границы, елизаветинские мореплаватели и купцы шли в авангарде. Эти «смутьяны морей и первопроходцы в далеких частых света, - похвалялся автор

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Купцы и их торговля Купцы, возможно, составляли 3 % населения. В их число входили уличные торговцы провинций Оми и Тояма, так же как брокеры по зерну и банкиры. Последние образовывали объединения в некоторой степени по образцу структуры политического феодализма. Мицуи

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

МОСКОВСКИЕ КУПЦЫ Накопление капиталов в руках московских купцов было тесно связано с черноморской торговлей. Поэтому ведущая купеческая группа и получила в Москве прозвание гостей-сурожан. О них говорили, что они «…сходници суть з земли на землю и знаеми всеми, и в

Из книги Москва и москвичи автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Купцы Во всех благоустроенных городах тротуары идут по обе стороны улицы, а иногда, на особенно людных местах, поперек мостовых для удобства пешеходов делались то из плитняка, то из асфальта переходы. А вот на Большой Дмитровке булыжная мостовая пересечена наискось

Алексей Иванович Абрикосов
Алексей Иванович в семейной и общественной жизни держался старых строгих правил, но в своем бизнесе считался по своей чуткости и открытости ко всему новому одним из самых, как сейчас сказали бы, продвинутых профессионалов.

Арсений Андреевич Закревский
Между прочим, Арсения Андреевича Закревского, видимо следует считать одним из первых «зелёных». Закревский был очень озабочен вырубкой подмосковных лесов. Растущая ударными темпами русская промышленность требовала всё больше топлива для машин.

Бахрушины – православные христиане
Это был удивительно монолитный, нравственно устойчивый род, вся жизнь которого была подчинена одному: трудиться так, чтобы приносить пользу Отечеству, приумножая свои капиталы не для себя лично, а во славу России.

Гастрономическое диво Елисеевых
Магазин “Гастроном” на Тверской улице в Москве пользовался особой популярностью у жителей столицы. Такой же магазин был и на Невском проспекте в Петербурге. Три четверти века эти магазины держали бесспорное первенство среди остальных торговых предприятий того же профиля по ассортименту и качеству товаров.

Дела и нравы уральского купечества

Послереволюционные судьбы уральских предпринимателей мало чем отличаются от судеб их коллег из других регионов России. Некоторые из них были уничтожены еще в годы Гражданской войны, другие эмигрировали в Китай и Японию, а позднее разъехались по всему миру. Оставшиеся в России сполна хлебнули горя: часть потомков купеческих родов подверглась репрессиям, многие были расстреляны.

Демидовы
Труды Никиты Демидовича Демидова по организации горнозаводского дела в Туле и на Урале позволили заложить основы огромной промышленной империи.

Династия Мазуриных
Основатель рода Мазуриных происходил из серпуховских купцов, переселившихся в Москву в конце ХУШ века. Сын его, Алексей Алексеевич Мазурин (1771-1834) , унаследовал хлопчатобумажную мануфактуру. Способности, ум и средства позволили ему занять пост московского городского головы, сначала в царствование Павла 1 , а затем и при Александре 1.

Егорьевск и Бардыгины
Бардыгины… Егорьевск их помнил всегда. Спросите любого егорьевца о Бардыгиных, и он расскажет о них с любовью и уважением. До сих пор Никифора Михайловича Бардыгина считают отцом города. Но, вероятно, в рассказе простого горожанина произойдёт путаница: отец и сын – Никифор Михайлович и Михаил Никифорович – сольются в одно лицо, которое он окрестит просто Бардыгиным.

Cытин Иван Дмитриевич
Книгоиздательство И. Д. Сытина как образец успешного совмещения просветительской и предпринимательской деятельности в дореволюционной России.

Купеческая династия Ляминых
В 1859 г. Иван Артемьевич основывает товарищество Покровской мануфактуры, расположенное в Яхроме Дмитровского уезда Московской губернии на базе приобретенной им Андреевской ткацкой фабрики, и превращает её в одно из крупнейших в России бумагопрядильное и ткацкое производство.

Лепёшкины старейшая купеческая династия Москвы
Одной из старейших и известнейших среди московских предпринимателей была династия Лепешкиных. Лепешкины появились в Москве в 1813 году, когда, пережив Отечественную войну 1812 г., город после разрушительного пожара начал восстанавливать свою промышленность и торговлю.

Маргарита Морозова - общественный деятель, покровительница наук и искусств
Её матерью была Маргарита Оттовна, урожденная Левенштейн (1852-1929 гг.), потомственная почетная гражданка, владелица пошивочной мастерской дамского платья. Отец – Кирилл Николаевич Мамонтов (1848-1879 гг.), купец 2-й гильдии, торговал посудой на Басманной улице в Москве.

Николай Миронов - покровитель русского искусства
Н.Миронов принадлежал к той категории купечества, представители которой проявляли активное стремление к приумножению культурных богатств России. К ним относятся, помимо упомянутых выше покровителей искусства, также Морозовы, Мамонтовы, Третьяковы и многие другие.

Петр Иванович Рычков - «устроитель» Оренбургского края
Сын почти разорившегося из-за ряда неудачных сделок вологодского купца, П. И. Рычков, по направленному в Сенат представлению И. К. Кирилова, был определен за свои «изрядные познания» в бухгалтерском деле и немецком языке бухгалтером тогда только создававшейся Оренбургской экспедиции.

Русские купцы – строители России

Имена Строгановых, Дежнёвых, Хабаровых, Демидовых, Шелиховых, Барановых и многих других высятся вехами расширения и укрепления России. Купец Козьма Минин навсегда вошёл в русскую историю, как спаситель Руси от иноземной оккупации. Многочисленные монастыри, церкви, школы, приюты для престарелых, картинные галереи и пр. в большой мере создавались и поддерживались купцами.

Тихон Большаков - собиратель древнерусской литературы
Т.Большаков родился в 1794 г. в городе Боровске Калужской губернии в семье старообрядца. В 1806 г. двенадцатилетним мальчиком он был привезен в Москву к дяде, которому сначала помогал в торговле, а затем открыл собственную лавку кожевенных товаров и добился больших успехов в коммерческой деятельности.

Трындины:120 лет работы на благо России
Основателем оптической фирмы Трындиных в Москве является Трындин Сергей Семенович, крестьянин старообрядец, пришедший в Москву из Владимирской губернии. Он начал работать в Московском университете механиком. Через некоторое время он основал в Москве свою оптическую мастерскую.