Сочинение на тему первый бал наташи ростовой в романе война и мир. Анализ эпизода Первый бал Наташи Ростовой и его роль значение по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Первый бал война и мир

Екатерина Реутова - ученица средней общеобразовательной школы № 2 г. Юрюзань Челябинской области. Сочинение написано ею в 10-м классе. Учитель русского языка и литературы - Евгения Викторовна СОЛОВОВА.

Анализ сцены бала в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (гл. XVI, ч. 3, т. 2)

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость. (Л.Н. Толстой)

Человек и его душа были предметом творческих исследований Л.Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошёл свой жизненный путь через страдания, от грехопадения к очищению (об этом свидетельствуют его дневниковые записи). Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев.

Любимые и близкие Толстому герои - люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищущие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов и Наташа Ростова. У каждого героя есть свой путь духовных исканий, который не является прямым и лёгким. Можно сказать, что он напоминает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и разочарования. В данном сочинении меня интересуют образы Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Не последнее место в жизни этих героев занимает любовь. Испытание любовью - традиционный приём в русской литературе. Но прежде чем главные герои подошли к этому испытанию, каждый из них уже имел за плечами определённый жизненный опыт. Например, у князя Андрея до встречи с Наташей была мечта о Тулоне, Аустерлиц, дружба с Пьером, общественная деятельность и разочарование в ней. У Наташи Ростовой не такой богатый жизненный опыт, как у Андрея Болконского, она ещё ребёнок, который играет во взрослую жизнь. Несмотря на явные различия между этими двумя героями, у них всё же есть важное сходство: до встречи друг с другом ни князь Андрей, ни Наташа в своей жизни не испытали настоящего чувства любви.

Рассматривая любовную сюжетную линию Наташа Ростова - Андрей Болконский, нельзя не отметить 16-ю главу 3-й части 2-го тома, так как именно этот эпизод является по композиции завязкой их взаимоотношений. Обратимся к анализу данной главы и попытаемся определить роль эпизода в раскрытии проблематики произведения, а также проследим, как происходит возникновение сильного и чистого чувства любви между героями романа. В предыдущих главах 3-й части 2-го тома рассказывается о том, как семейство Ростовых собиралось на бал, где собирался весь цвет общества. Толстому важно передать психологическое состояние Наташи, для которой бал был желанным билетом во взрослую жизнь. В 16-й главе писатель показывает душевное состояние своей героини очень тонко и верно. Для этого он сначала описывает внешнее проявление беспокойства, волнения Наташи (“Наташа чувствовала, что осталась… в числе меньшей части дам, оттеснённых к стене…”, “…стояла, опустив свои тоненькие руки…”), затем, используя монолог, в котором каждое слово важно, автор обращается к внутреннему миру девушки (“…сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела…”). Монолог героини очень эмоционален. Он раскрывает характер Наташи, показывает всю сущность её натуры. Героиня очень искренна, естественна, по-детски наивна, проста. Выражение её лица говорило о её “готовности на величайшую радость и на величайшее горе”. Одна мысль не давала Наташе покоя: неужели к ней “никто не подойдёт”, неужели она не будет “танцевать между первыми”, неужели её “не заметят все эти мужчины”? Используя эту градацию, Толстой подчёркивает остроту той психологической ситуации, в которой оказалась Наташа. Писатель обращает внимание читателей на огромное желание героини танцевать. В этот момент Наташу ничто и никто не занимает, её внимание сконцентрировано на этом желании. Можно сделать вывод, что героиня находится в том юном возрасте, когда всё воспринимается с точки зрения максимализма. Ей нужно, чтобы её заметили взрослые люди, поддержали в трудную минуту сомнений, переживаний. Внутренняя сосредоточенность и внешняя рассеянность Наташи проявляются в том, как она воспринимала окружающих людей (“Она не слушала и не смотрела на Веру, что-то говорившую ей…”). Кульминация 16-й главы наступает тогда, когда был объявлен первый тур вальса. На тот момент состояние Наташи было близко к отчаянию. Она “готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса”. В этот момент появляется Андрей Болконский (“…оживлённый и весёлый, стоял… недалеко от Ростовых”). Поскольку он был “человек, близкий Сперанскому”, то к нему все обращались с “умными” политическими разговорами. Но работа Андрея не приносила ему удовлетворения, поэтому он ничего не желал о ней слышать, был рассеян и так же, как и Наташа, считал, что “на бале нужно танцевать”. Поэтому, я думаю, не удивительно, что первой, кому он предложил тур вальса, стала именно Наташа, которая была абсолютно, по-детски счастлива, услышав это предложение. Князя Андрея поражают естественность, открытость, непринуждённость этой девочки, отсутствие столичного лоска. Вальсируя с ним, Наташа испытывала некое волнение от того, что сотни глаз смотрят, как она танцует с взрослым мужчиной, от того, что её платье было очень открыто, и просто от того, что это был первый в её жизни вальс на настоящем бале, где присутствуют только взрослые люди. Наташина робость, трепетание её гибкого, тонкого стана очаровали князя Андрея. Он чувствует, как душа его оживает, наполняется безграничной радостью, которую девушка как бы вкладывала в его душу и сердце, возвращая их к жизни, разжигая в них огонь (“…он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…”).

Анализируя данную главу, нельзя не отметить образ государя. В поведении императора Александра, в его общении с окружающими виден столичный лоск. Я думаю, что автор не случайно рисует этот образ. Он противопоставляет государя и его строгое следование светским нормам приличия раскрепощённости и простоте Наташи Ростовой. Для императора присутствие на балу - обычное явление, и он действует по определённой схеме, которая выработалась у него с годами. Он, как принято в светском обществе, ничего не делает необдуманно, взвешивает каждый свой шаг. А Наташа, впервые попавшая на бал, так рада всему и не обращает внимания на то, что говорит и делает. Поэтому между Наташей и государем можно провести параллель. Это только ещё больше подчёркивает Наташину естественность, детскую наивность, её неиспорченность светским обществом.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что значимость этой главы заключается не только в том, что в ней мы видим зарождение тёплого, нежного чувства любви между двумя положительными героями, но и в том, что встреча с Наташей выводит Андрея Болконского из душевного кризиса, рождённого разочарованием в своей неплодотворной деятельности, наполняет его силой, жаждой жизни. Он понимает, что “жизнь не кончена в тридцать один год”.

Статья опубликована при поддержке компании MW-LIGHT, представляющей на российском рынке светильники европейского качества. В каталоге на сайте http://www.mw-light.ru/ представлен широчайший выбор потолочных и настенных светильников, люстр, торшеров, ламп, бра, достойных стать украшением любого дома и вписаться в любой интерьер. Молодежи, безусловно, придутся по вкусу современные светильники в стиле хай-тэк, роскошные хрустальные люстры, способны превратить любую гостиную в парадный зал для торжественных приемов или балов, милые и уютные ночники, бра и торшеры в стиле кантри гармонично впишутся в обстановку небольшого загородного дома. Если же Вы никак не можете определиться, какой светильник лучше всего подойдет для оформления Вашего дома, посмотрите готовые решения декоративного освещения и дизайна для любых помещений, которые предлагает MW-LIGHT. Уверены, интересные идеи по освещению своего дома не заставят себя ждать, и уже очень скоро Вы увидите свой дом в новом свете!

Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, - один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, "дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях".
Внешний облик самого бала - это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, "царица Петербурга графиня Безухова", "танцор-адъютант, начавший бал", - все, "смешавшееся в одну блестящую процессию". Но это не просто обыкновенный петербургский бал - это первый бал Наташи Ростовой, на котором мы встречаем сразу всех основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера. Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути которых впоследствии еще не раз пересекутся.
Князь Андрей сыграет немаловажную роль в судьбе Наташи. Бал - одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним Бориса Друбецкого - первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней Борис перестал бывать у Ростовых.
В этом есть некая символичность: Наташа, отвергая Бо риса, одновременно с этим оставляет в прошлом свое детство. Эпизод бала следует рассматривать как переходный. Автор всячески подчеркивал еще детское возбужденное состояние Наташи, не раз используя в ее описании слово "девочка" и изображая ее с "благодарной детской улыбкой". Именно это состояние "более всего шло к ней", и именно такую Наташу, "с ее удивлением, радостью и робостью, и даже с ошибками во французском языке", полюбил князь Андрей.
Автор дает нам возможность сравнить главную героиню "с царицей Петербурга" - Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с ее "худыми руками и плечами", "неопределенной грудью", не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей, поскольку в ней было то, что "не имело на себе общего светского отпечатка". Но "девочкой" Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: лишь ребенку присущи настолько сильные чувства, переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает "на той высшей ступени счастья, когда он делается вполне добр и хорош и не верит в возможность несчастья, зла и горя". "Выражение лица Наташи, готовое на -отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств" и помогало читателю проникнуть во внутренний мир главной героини.
Автор мастерски изобразил переживания Наташи. Здесь можно выделить следующие ключевые сцены. Картина бала начинается с описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал и Наташа впервые представляет, что ей предстоит увидеть и пережить. "То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты", - психологический комментарий автора здесь очень выразителен. И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу.
Когда Ростовы приехали на бал, "хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одно и то же, так же встретили и Ростовых. И две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели. Но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе и вспомнила, может быть, все свое золотое невозвратное девичье время и свой первый бал".
Когда танцевали польский и Наташа не была приглашена, получилось так, что каждый из мужчин, сыграющих в будущем важную роль в жизни Наташи, не заметил ее: "князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно, их не узна вая, красавец Анатоль взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стену, Борис два раза прошел мимо и всякий раз отворачивался. А когда "адъютант-распорядитель" и красавица Элен танцевали первый тур вальса, мы невольно вместе с Наташей переживали, что не она сейчас танцует. Благодаря мастерству Толстого-писателя мы видим фальшь светского общества во время бала.
Итак, на балу присутствуют все три главных героя романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая взгляды светского общества, и Наташа, через которую в данном случае Толстой выразил свое отношение к этим персонажам. Пьер для высшего света - "шут гороховый", а князь Андрей - грубиян, который "с дамами обращаться не умеет". В то же время Наташа с радостью смотрит на знакомое лицо Пьера и говорит о нем как об "очень хорошем". А в князе Андрее мы видим не только реформатора, который "с Сперанским какие-то проекты пишет", но и человека с большой душой, который сумел разглядеть в "трепещущей" Наташе огромный внутренний мир, остроту чувств, внутреннюю силу. Когда князь Андрей танцевал с Наташей "один из веселых котильонов перед ужином", он напомнил ей об их встрече в Отрадном. В этом есть некая символичность. В Отрадном произошла первая встреча князя Андрея и Наташи, формальное знакомство, а на балу - их внутреннее сближение.
"Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем", - и еще многое сказала князю Андрею улыбка Наташи. Именно после первого танца Наташу заметили, оценили, и она пользовалась успехом у мужчин.
На протяжении романа мы встречаем Наташу почти во всех жизненных ситуациях. Толстой дает нам возможность полностью узнать характер главной героини. Эпизод первого бала Наташи Ростовой примечателен тем, что мы видим душу героини в движении: от минуты отчаяния до вершины наивысшего счастья. В отчаянии она замыкается и задает вопросы только себе: "Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины?.." В минуты же наивысшего счастья ее душа открыта для всех: она готова подарить свою любовь князю Андрею, она всей душой хочет помочь Пьеру, "передать ему излишек своего счастья", дарит счастливые улыбки отцу. Может быть, именно за это безграничное душевное тепло Толстой и любит свою героиню.

Первый бал Наташи Ростовой (анализ эпизода романа "Война и мир") (2 вариант)

Каждый эпизод романа «Война и мир» необычайно важен, значим для понимания всего произведения в целом. Не исключением является и «Первый бал Наташи Ростовой», в эпизоде которого раскрываются дополнительные черты характера присутствующих героев. Читатель может понаблюдать за светским обществом, за манерами поведения людей того времени.
Волнение Натали перед таким важным событием просто выплескивалось наружу. Впервые она должна была показать себя на таком публичном событии, продемонстрировать свою красоту и привлекательность. Кроме того, во время бала должны были появиться знатные гости – сам государь и весь дипломатический корпус.
Перед балом Наташа совершенно не могла поверить в предстоящее событие. Оно казалось ей нереальным, фантастическим. Как бы девушка не старалась проявить всю свою женственную натуру, продемонстрировать себя, как воспитанную светскую барышню, ничего не получалось! Героиню просто переполняло неудержимое волнение, и она казалось прелестной, искренней и естественной. Именно поэтому, хозяева дома заострили свое внимание на Наташе. Хотя ее подруга Соня выглядела ничем не хуже.
В зале, где состоялся бал, героиня увидела и узнала много известных людей – это и первые красавицы, и знатные невесты, и богатые мужчины. Однако в этот момент девушке было совершенно все равно, чем они занимались. Намного больше Наташу волновал вопрос о том, понравилась ли она окружающим людям, смогут ли они принять ее в свои светские круги, посвятить в общие развлечения. Когда героиня заметила на себе добрые и положительные взгляды, она стала немного успокаиваться и приходить в себя.
Бал начался. Наташа ожидала приглашения на свой первый танец. Ох, как она была взволнована, ведь именно от этого приглашения будет зависеть дальнейшее развитие сюжета. Девушка так хотела продемонстрировать свое умение танцевать, парить в вальсе, в паре. Однако мужчины проходили мимо нее. Они предпочитали более эффектных дам. А Наташа казалась им юной и наивной.
На счастье, возле Наташи оказался Пьер, который попросил друга Андрея составить компанию одинокой Наталье. Болконский сделал первый шаг навстречу лишь по просьбе, ему хотелось, наконец, завершить скучные разговоры и немного развеяться. Но только он подхватил Наташу в танце, странное чувство ударило ему прямо в голову. Он ощутил прилив сил, свою новую молодость.
После такого танца, девушка расцвела. Она ни секунды не сидела на месте. Со всех сторон к ней поступали приглашения. Наташа все свободное от танцев время проводила в обществе с Болконским. Они беседовали на разные темы, и, уже в конце вечера, князь Андрей понял, что желает видеть Наташу своей женой. В этой легкой и наивной девушке Болконский увидел всю искренность и чистоту натуры. А, героиня, в свою очередь, светилась от счастья. Как же был прекрасен ее первый бал. Он состоялся! Он удался!
В эпизоде перового бала Наташи читатель может наблюдать за сближением героев. Болконский и Ростова произвели друг на друга незабываемое впечатление. Кроме того, в этом эпизоде раскрываются иные черты характера главных героев, высвобождаются их внутренние переживания и эмоции.

Первый бал Наташи Ростовой (анализ эпизода романа "Война и мир") (3 вариант)

"В романе-эпопее "Война и мир" есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые очень важны для развития романа как целого соединяющего в себе идеи о человеке, истории мироздании", - справедливо замечает писатель В. Круковер. Самый в этом ряду значительный эпизод, на мой взгляд, это первый бал Наташи Ростовой. Множество человеческих судеб, тесно связанных с крупнейшими историческими событиями, изображены в романе "Война и мир": Толстой показывает героев, проходящих долгий и трудный путь в поисках истины и своего места в мире, переживающих мучительные моменты, когда жизнь кажется бессмысленной, а поиски правды заводят в тупик.

У Наташи Ростовой в романе свой, ни на чей непохожий, путь. Наташа - любимая героиня Льва Николаевича Толстого. В образе Наташи собраны черты русского национального характера. Главное, что привлекает в героине - это искренность, чуткость, душевная щедрость, тонкое понимание природы.

Вероятно самому Толстому в светском обществе очень не хватало непосредственности, а мы знаем, что в юности он увлекался балами, а в зрелости – женщинами, поэтому он с таким самозабвением описывает Наташу. Впервые мы знакомимся с Наташей Ростовой на ее же именинах. Девочка некрасива, но она пленяет своей живостью, блеском глаз. Наташа - отнюдь не светская кукла, связанная искусственными правилами хорошего тона. Ничто не мешает героине в середине обеда сказать: "Мама! А какое пирожное будет?"

В Наташе было то, что "не имело на себе общего светского отпечатка". С помощью образа Наташи Толстому удалось оттенить фальшь светского общества. Девушка едет на первый в своей жизни бал! Столько волнений и тревог во время приготовлений: вдруг приглашение не будет получено, или платье не будет готово. И вот наступает этот долгожданный день. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не могла поверить. В богатой душе Наташи не помещаются все чувства, которые она испытывает. Эти чувства отражаются на ее лице: "блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе".

Искренность человеческих чувств мало ценились в том обществе, в которое впервые вывезли Наташу. А ведь ей еще предстоит пронести ее через всю взрослую жизнь. В Наташе нет ни капельки кокетства и жеманства, свойственных молодым девушкам ее круга. Наташа вся как на ладони, все читается в ее глазах. А в глазах у нее уже стоят слезы, потому что танец начинается, музыка играет, а ее никто не приглашает. Досада на то, что мужчины не замечают ее, а ей так хочется танцевать, ведь она так замечательно танцует! На помощь Наташе приходит Пьер Безухов. Конечно же, именно он, эта благороднейшая душа. Толстый, неуклюжий, но с чутким и нежным сердцем. Пьер обращает на Наташу внимание Андрея Болконского, просит его танцевать с ней. Приглашая девушку на танец, князь Андрей видит, как ее лицо, готовое на отчаяние и на восторг, освещается благодарной, детской улыбкой. Наташа счастлива. И Болконский уже не может оторвать от нее глаз.

Если бы жизнь была к князю Андрею благосклоннее, он бы после этого бала стал счастливым до конца своих дней. Пригласив Наташу, князь Андрей после танца ощутил себя ожившим и помолодевшим. Наташа была особенной, и он не мог этого не заметить. На ней не было светского отпечатка, она была очаровательна. Наташа излучала столько счастья, что этот свет задел не только князя. "Наташа была так счастлива, как никогда в жизни. Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя". И она считала, что счастливы должны быть и окружающие, и иначе - просто невозможно.

Наташе еще не раз предстоит убедиться, что возможно и иначе, и далеко не все в жизни зависит от воли людей, пусть даже добрых и четких. Первый бал - это начало новой поры для Наташи. Радость переполняет эту богатую натуру. Но что ждет ее дальше? Путь Наташи Ростовой к счастью непрост, еще не раз ее искренность и порывистость заставит ее страдать, более того – станет причиной страдания близких ей людей. В особенной степени это коснется князя Андрея, пытавшегося стать ее супругом?

Автор не станет винить Наташу за ее опрометчивый поступок, помешавший счастью ее и князя, он своим отношением к героине даст понять читателю, что философский роман не предполагает простоты в отношениях героев, что настоящий русский характер интересен именно в развитии, и чем больше герою предстоит пережить сомнений и преодолеть препятствий, тем интересней этот образ в романе.

Знакомство с любимой героиней Толстого на первом балу Наташи обещает нам увлекательное погружение в уникальную судьбу замечательной русской женщины - Наташи Ростовой.

Первый «взрослый» бал Натальи Ростовым был важным этапом в ее жизни, как, впрочем, и первый бал любой другой молоденькой девушки аристократических кругов. Наталья не впервые побывала на балу, так например, она побывала на балу у Иогеля, но этот бал не был столь значимым в жизни общества и был рассчитан на таких же молодых людей, как и сама Наталья. Поэтому, ему и сами герои романа и Л.Н. Толстой не придают значения.

Однако совсем другое впечатление и значение в жизни Натальи играет бал, который посетила Ростова 31 декабря 1809 года. Именно на этом балу собрались все представители аристократии – важные и влиятельные люди. Так как девушке необходимо было создать о себе положительное впечатление, то подготовка к этому мероприятию была длительной и основательной. Перед балом Наталью раздирают эмоции – с одной стороны, она полна надежд и радости, с другой же стороны, боится быть непринятой обществом или совершить промах и закрепить за собой нехорошее впечатление.

Фрагмент текста:

Наташа с утра этого дня не имела минуты свободы и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей. В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах, - музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла все то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале, и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но, к счастью ее, она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видала ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И это-то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди, сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях. Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Все смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу равномерный гул голосов, шагов, приветствий оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «Charme de vous voir» (Очень, очень рады вас видеть), - так же встретили и Ростовых с Перонской. Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?- Charmante! (Прелесть!) - сказал он, поцеловав кончики своих пальцев. В зале стояли гости, теснясь перед входной дверью, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее. «Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас», - подумала она. Перонская называла графине самых значительных из лиц, бывших на бале.- Вот это голландский посланник, видите, седой, - говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых обильных волос, окруженного дамами, которых он чему-то заставлял смеяться.- А вот она, царица Петербурга, графиня Безухова, - говорила она, указывая на входившую Элен.- Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и старые и молодые. И хороша и умна. Говорят, принц… без ума от нее. А вот эти две хоть и не хороши, да еще больше окружены.Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.- Это миллионерка-невеста, - сказала Перонская. - А вот и женихи.- Это брат Безуховой - Анатоль Курагин, - сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы, через дам глядя куда-то. - Как хорош! не правда ли? Говорят, женят его на этой богатой. И ваш-то cousin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. - Как же, это сам французский посланник, - отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. - Посмотрите, как царь какой-нибудь. А все-таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья-то Антоновна! И как просто одета. Прелесть!- А этот-то, толстый, в очках, фармазон всемирный, - сказала Перонская, указывая на Безухова. - С женою-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый! Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то. Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров. Но, не дойдя до них, Безухов остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким-то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.- Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? - сказала Наташа, указывая на князя Андрея. - Помните, он у нас ночевал в Отрадном.- А, вы его знаете? - сказала Перонская. - Терпеть не могу. Il fait à présent la pluie et le beau temps (По нем теперь все с ума сходят). И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие-то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, - сказала она, указывая на него. - Я бы его отделала, коли б он со мной так поступил, как с этими дамами.

XVI
Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли польский, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас». Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой-то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары польского. Все расступились и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых, не умолкая, называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись идти в польский. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский. Она стояла опустив свои тоненькие руки, и с мерной поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская, - у ней была одна мысль: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: „А! это не она, так и нечего смотреть!“ Нет, это не может быть! - думала она. - Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали звучать грустно - воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни, как в лесу, в этой чуждой толпе, никому не интересные и не нужные. Князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что-то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцевавшие, подошли к ним. Наташе показалось оскорбительным это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что-то говорившую ей про свое зеленое платье. Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцевал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда-то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута - никто еще не начинал. Адъютант-распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она, улыбаясь, подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант-распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало, развеваясь, бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса. Князь Андрей в своем полковничьем белом мундире (по кавалерии), в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании Государственного совета. Князь Андрей, как человек, близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцевать кавалеров, не решавшихся вступить в круг. Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.- Вы всегда танцуете. Тут есть моя protégée, Ростова молодая, пригласите ее, - сказал он.- Где? - спросил Болконский. - Виноват, - сказал он, обращаясь к барону, - этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцевать. - Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.- Позвольте вас познакомить с моей дочерью, - сказала графиня, краснея.- Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, - сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.«Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо. Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

XVII
После князя Андрея к Наташе подошел Борис, приглашая ее на танцы, подошел и тот танцор-адъютант, начавший бал, и еще молодые люди, и Наташа, передавая своих излишних кавалеров Соне, счастливая и раскрасневшаяся, не переставала танцевать целый вечер. Она ничего не заметила и не видала из того, что занимало всех на этом бале. Она не только не заметила, как государь долго говорил с французским посланником, как он особенно милостиво говорил с такой-то дамой, как принц такой-то и такой-то сделали и сказали то-то, как Элен имела большой успех и удостоилась особенного внимания такого-то; она не видала даже государя и заметила, что он уехал, только потому, что после его отъезда бал более оживился. Один из веселых котильонов, перед ужином, князь Андрей опять танцевал с Наташей. Он напомнил ей о их первом свиданье в отрадненской аллее и о том, как она не могла заснуть в лунную ночь и как он невольно слышал ее. Наташа покраснела при этом напоминании и старалась оправдаться, как будто было что-то стыдное в том чувстве, в котором невольно подслушал ее князь Андрей. Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею. Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию. В то время как Наташу выбирали и она с улыбкой вставала и танцевала по зале, князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию. В середине котильона Наташа, окончив фигуру, еще тяжело дыша, подходила к своему месту. Новый кавалер опять пригласил ее. Она устала и запыхалась и, видимо, подумала отказаться, но тотчас опять весело подняла руку на плечо кавалера и улыбнулась князю Андрею. «Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами всё это понимаем», - и еще многое и многое сказала эта улыбка. Когда кавалер оставил ее, Наташа побежала через залу, чтобы взять двух дам для фигур. «Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», - сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к кузине. «Какой вздор иногда приходит в голову! - подумал князь Андрей. - Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость», - думал он, когда Наташа, поправляя откинувшуюся у корсажа розу, усаживалась подле него. В конце котильона старый граф подошел в своем синем фраке к танцующим. Он пригласил к себе князя Андрея и спросил у дочери, весело ли ей? Наташа не ответила и только улыбнулась такой улыбкой, которая с упреком говорила: «Как можно было спрашивать об этом?»- Так весело, как никогда в жизни! - сказала она, и князь Андрей заметил, как быстро поднялись было ее худые руки, чтоб обнять отца, и тотчас же опустились. Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя. Пьер на этом бале в первый раз почувствовал себя оскорбленным тем положением, которое занимала его жена в высших сферах. Он был угрюм и рассеян. Поперек лба его была глубокая складка, и он, стоя у окна, смотрел через очки, никого не видя. Наташа, направляясь к ужину, прошла мимо его. Мрачное, несчастное лицо Пьера поразило ее. Она остановилась против него. Ей хотелось помочь ему, передать ему излишек своего счастия.- Как весело, граф, - сказала она, - не правда ли? Пьер рассеянно улыбнулся, очевидно не понимая того, что ему говорили.- Да, я очень рад, - сказал он.«Как могут они быть недовольны чем-то, - думала Наташа. - Особенно такой хороший, как этот Безухов?» На глаза Наташи, все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы.
Подведем итог: Наталья Ростова была дружелюбно встречена на балу. Конечно, она не стала королевой бала, но между тем смогла выгодно привлечь внимание к своей персоне. Благодаря тому, что про своей сути она была еще ребенком и ее облик и взор не лишился детского дружелюбия и искренности, она выгодно отличалась от всех дам, присутствовавших на балу и даже могла бы стать значимой конкуренткой красавицы Элен Безуховой. В жизни Ростовой этот первый бал сыграл еще одно, на этот раз, уже символическое значение и по своей сути отображает процесс прощания с детством и обозначает начало освоения правил и принципов взрослой жизни. Как видим, Наталья успешно справляется с этой задачей – она не слепо верит впечатлениям и характеристикам, прозвучавшим из уст других персонажей, а руководствуется собственными знаниями об обсуждаемом человеке и личным впечатлением о нем. Девушка не противопоставляет свое мнение – она держит его при себе, но поступает так не из-за трусости и боязни высказать свое мнение, а потому, что на тот момент выяснения доказательства обратных характеристик обсуждаемых личностей для нее не важны – она наслаждается балом и в душе желает привлечь к себе внимание у представителей противоположного пола, чтобы стать королевой бала и испытать на себе восхищение от всеобщего внимания.

Наташа Ростова – самая эмоциональная, открытая и искренняя героиня романа «Война и мир». Именно в описании Л. Н. Толстым ее первого бала раскрывается ее характер.

Сидя в карете, ехавшей на бал, Наташа очень волновалась, ведь это был ее первый бал, которого она очень ждала и готовилась к нему. Это было для нее как шаг во взрослую жизнь.

Семья Ростовых прибыла на бал. Наташу переполняли эмоции, ведь она впервые в таком месте. Она выделялась из всей толпы людей на этом мероприятии. В ней не было светской фальши, которая переполняла всех вокруг. Именно своей открытостью, детской наивностью и блеском в глазах она привлекала внимание окружающих. После первого своего танца, Наташа приобрела много поклонников в лицах мужского пола, в том числе и князя Андрея Болконского, который не мог устоять перед очарованием девичьей красы и безграничное тепло, которое таилось в ее улыбке.

События, происходящие на балу, были одним из главных звеньев романа. Здесь находились сразу трое главных героев: Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно с этой встречи жизнь Наташи начала бурно развиваться.

Первый в ее жизни бал, стал не просто первым выходом в свет, а он изменил ее судьбу.

Сколько лет было Наташе Ростове на Первом балу?

В середине 1809 года Наташе Ростовой исполнилось 17 лет. А на первый бал она попала в конце 1809 года, значит на первом балу Наташе было 17 лет.

Несколько интересных сочинений

    Музыка безусловно влияет на человека. Она способна изменить настроение, вызвать воспоминания и ассоциации. Музыка – это также, способ самовыражения. Молодёжь делится

  • Сочинение Жерков в романе Война и мир: образ и характеристика

    Одной из самых значимых тем в творчестве Толстого является тема чести и достоинства русского офицера. Характеристика Жеркова полностью помогли понять, почему русская армия одержала поражение в войне 1805-1807 годах.

  • Образ и характеристика Гробовщика Андриана Прохорова в рассказе Пушкина Гробовщик

    Андриан Прохоров является единственным главным героем произведения, вошедшего в цикл «Повести Белкина».

  • Сочинение Ноздрев и Чичиков в поэме Мертвые души Гоголя сравнительная характеристика

    Чичиков – умный, хитрый и расчётливый человек, стремящийся лишь к одной цели – всеми правдами и неправдами заработать как можно больше денег. Получив от отца наставление «береги и копи копейку»

  • Образ и характеристика Ивана Шатова в романе Бесы Достоевского сочинение

    Шатов Иван Павлович является одним из первостепенных героев произведения Ф.М. Достоевского «Бесы». Шатов приходится родным братом Дарьи Шатовой и супругом Марии

Первый «взрослый» бал Натальи Ростовым был важным этапом в ее жизни, как, впрочем, и первый бал любой другой молоденькой девушки аристократических кругов. Наталья не впервые побывала на балу, так например, она побывала на балу у Иогеля, но этот бал не был столь значимым в жизни общества и был рассчитан на таких же молодых людей, как и сама Наталья. Поэтому, ему и сами герои романа и Л.Н. Толстой не придают значения.

Однако совсем другое впечатление и значение в жизни Натальи играет бал, который посетила Ростова 31 декабря 1809 года. Именно на этом балу собрались все представители аристократии – важные и влиятельные люди. Так как девушке необходимо было создать о себе положительное впечатление, то подготовка к этому мероприятию была длительной и основательной. Перед балом Наталью раздирают эмоции – с одной стороны, она полна надежд и радости, с другой же стороны, боится быть непринятой обществом или совершить промах и закрепить за собой нехорошее впечатление.

Фрагмент текста:

Наташа с утра этого дня не имела минуты свободы и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей. В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах, - музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла все то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале, и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но, к счастью ее, она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видала ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И это-то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди, сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях. Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Все смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу равномерный гул голосов, шагов, приветствий оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «Charme de vous voir» (Очень, очень рады вас видеть), - так же встретили и Ростовых с Перонской. Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?- Charmante! (Прелесть!) - сказал он, поцеловав кончики своих пальцев. В зале стояли гости, теснясь перед входной дверью, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее. «Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас», - подумала она. Перонская называла графине самых значительных из лиц, бывших на бале.- Вот это голландский посланник, видите, седой, - говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых обильных волос, окруженного дамами, которых он чему-то заставлял смеяться.- А вот она, царица Петербурга, графиня Безухова, - говорила она, указывая на входившую Элен.- Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и старые и молодые. И хороша и умна. Говорят, принц… без ума от нее. А вот эти две хоть и не хороши, да еще больше окружены.Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.- Это миллионерка-невеста, - сказала Перонская. - А вот и женихи.- Это брат Безуховой - Анатоль Курагин, - сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы, через дам глядя куда-то. - Как хорош! не правда ли? Говорят, женят его на этой богатой. И ваш-то cousin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. - Как же, это сам французский посланник, - отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. - Посмотрите, как царь какой-нибудь. А все-таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья-то Антоновна! И как просто одета. Прелесть!- А этот-то, толстый, в очках, фармазон всемирный, - сказала Перонская, указывая на Безухова. - С женою-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый! Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то. Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров. Но, не дойдя до них, Безухов остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким-то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.- Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? - сказала Наташа, указывая на князя Андрея. - Помните, он у нас ночевал в Отрадном.- А, вы его знаете? - сказала Перонская. - Терпеть не могу. Il fait à présent la pluie et le beau temps (По нем теперь все с ума сходят). И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие-то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, - сказала она, указывая на него. - Я бы его отделала, коли б он со мной так поступил, как с этими дамами.

XVI
Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли польский, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас». Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой-то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары польского. Все расступились и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых, не умолкая, называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись идти в польский. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский. Она стояла опустив свои тоненькие руки, и с мерной поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская, - у ней была одна мысль: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: „А! это не она, так и нечего смотреть!“ Нет, это не может быть! - думала она. - Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали звучать грустно - воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни, как в лесу, в этой чуждой толпе, никому не интересные и не нужные. Князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что-то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцевавшие, подошли к ним. Наташе показалось оскорбительным это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что-то говорившую ей про свое зеленое платье. Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцевал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда-то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута - никто еще не начинал. Адъютант-распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она, улыбаясь, подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант-распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало, развеваясь, бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса. Князь Андрей в своем полковничьем белом мундире (по кавалерии), в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании Государственного совета. Князь Андрей, как человек, близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцевать кавалеров, не решавшихся вступить в круг. Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.- Вы всегда танцуете. Тут есть моя protégée, Ростова молодая, пригласите ее, - сказал он.- Где? - спросил Болконский. - Виноват, - сказал он, обращаясь к барону, - этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцевать. - Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.- Позвольте вас познакомить с моей дочерью, - сказала графиня, краснея.- Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, - сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.«Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо. Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

XVII
После князя Андрея к Наташе подошел Борис, приглашая ее на танцы, подошел и тот танцор-адъютант, начавший бал, и еще молодые люди, и Наташа, передавая своих излишних кавалеров Соне, счастливая и раскрасневшаяся, не переставала танцевать целый вечер. Она ничего не заметила и не видала из того, что занимало всех на этом бале. Она не только не заметила, как государь долго говорил с французским посланником, как он особенно милостиво говорил с такой-то дамой, как принц такой-то и такой-то сделали и сказали то-то, как Элен имела большой успех и удостоилась особенного внимания такого-то; она не видала даже государя и заметила, что он уехал, только потому, что после его отъезда бал более оживился. Один из веселых котильонов, перед ужином, князь Андрей опять танцевал с Наташей. Он напомнил ей о их первом свиданье в отрадненской аллее и о том, как она не могла заснуть в лунную ночь и как он невольно слышал ее. Наташа покраснела при этом напоминании и старалась оправдаться, как будто было что-то стыдное в том чувстве, в котором невольно подслушал ее князь Андрей. Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею. Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию. В то время как Наташу выбирали и она с улыбкой вставала и танцевала по зале, князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию. В середине котильона Наташа, окончив фигуру, еще тяжело дыша, подходила к своему месту. Новый кавалер опять пригласил ее. Она устала и запыхалась и, видимо, подумала отказаться, но тотчас опять весело подняла руку на плечо кавалера и улыбнулась князю Андрею. «Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами всё это понимаем», - и еще многое и многое сказала эта улыбка. Когда кавалер оставил ее, Наташа побежала через залу, чтобы взять двух дам для фигур. «Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», - сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к кузине. «Какой вздор иногда приходит в голову! - подумал князь Андрей. - Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость», - думал он, когда Наташа, поправляя откинувшуюся у корсажа розу, усаживалась подле него. В конце котильона старый граф подошел в своем синем фраке к танцующим. Он пригласил к себе князя Андрея и спросил у дочери, весело ли ей? Наташа не ответила и только улыбнулась такой улыбкой, которая с упреком говорила: «Как можно было спрашивать об этом?»- Так весело, как никогда в жизни! - сказала она, и князь Андрей заметил, как быстро поднялись было ее худые руки, чтоб обнять отца, и тотчас же опустились. Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя. Пьер на этом бале в первый раз почувствовал себя оскорбленным тем положением, которое занимала его жена в высших сферах. Он был угрюм и рассеян. Поперек лба его была глубокая складка, и он, стоя у окна, смотрел через очки, никого не видя. Наташа, направляясь к ужину, прошла мимо его. Мрачное, несчастное лицо Пьера поразило ее. Она остановилась против него. Ей хотелось помочь ему, передать ему излишек своего счастия.- Как весело, граф, - сказала она, - не правда ли? Пьер рассеянно улыбнулся, очевидно не понимая того, что ему говорили.- Да, я очень рад, - сказал он.«Как могут они быть недовольны чем-то, - думала Наташа. - Особенно такой хороший, как этот Безухов?» На глаза Наташи, все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы.
Подведем итог: Наталья Ростова была дружелюбно встречена на балу. Конечно, она не стала королевой бала, но между тем смогла выгодно привлечь внимание к своей персоне. Благодаря тому, что про своей сути она была еще ребенком и ее облик и взор не лишился детского дружелюбия и искренности, она выгодно отличалась от всех дам, присутствовавших на балу и даже могла бы стать значимой конкуренткой красавицы Элен Безуховой. В жизни Ростовой этот первый бал сыграл еще одно, на этот раз, уже символическое значение и по своей сути отображает процесс прощания с детством и обозначает начало освоения правил и принципов взрослой жизни. Как видим, Наталья успешно справляется с этой задачей – она не слепо верит впечатлениям и характеристикам, прозвучавшим из уст других персонажей, а руководствуется собственными знаниями об обсуждаемом человеке и личным впечатлением о нем. Девушка не противопоставляет свое мнение – она держит его при себе, но поступает так не из-за трусости и боязни высказать свое мнение, а потому, что на тот момент выяснения доказательства обратных характеристик обсуждаемых личностей для нее не важны – она наслаждается балом и в душе желает привлечь к себе внимание у представителей противоположного пола, чтобы стать королевой бала и испытать на себе восхищение от всеобщего внимания.

детский хирург стоматолог