Сохранные слова в логопедии. Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции

Система игровых упражнений, направленных на развитие

слоговой структуры слова

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.

Комплексная система логопедического воздействия включает:

  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • развитие речевого дыхания и голоса;
  • коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков);
  • развитие фонематического слуха, формирование навыков фонематического восприятия;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • расширение и обогащение словаря (активного и пассивного);
  • развитие грамматического строя речи;
  • формирование интонационно-выразительной стороны речи;
  • формирование связной речи;
  • воспитание самоконтроля за речью;
  • формирование практических умений и навыков пользования правильной речью.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией осуществлялось через систему игровых упражнений. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Можно выделить два этапа:

  • подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
  • собственно коррекционная работа; цель – коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.

Подготовительный этап.

На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

  1. Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?)
  2. Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным).Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий:

Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;

Сравнение ритмов: !-!!, !!-!!-;

Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

Произвольное воспроизведения ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

Воспроизведение долгих звуков(дудка, губная гармошка – символ « - » и коротких«+» - барабан, бубен). Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т. д.

  1. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:

маршировка, легкий бег.

  1. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.
  2. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)
  3. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…;+=+=…

Работа на вербальном материале.

Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко- слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева.Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

Упражнение 2.

Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.

(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)

Упражнение 3.

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

Упражнение1.

После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.

Взрослый. Где находится сердце?

Ребенок. Слева.

Взрослый. Где у тебя темя?

Ребенок.Сверху.

Взрослый. Где у тебя спина?

Ребенок. Сзади.

Взрослый. Где живот?

Ребенок. Спереди.

Упражнение 2.

Ребенок самостоятельно показывает:левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.

Упражнения 3.

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.

Упражнения 3.

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.

Упражнения 4

Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.

Упражнение 1.

Поставь вверху листа точку, внизу палочку, нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.

Упражнение 2.

От поставленной на листе точки ребенок, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.

Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.

Упражнение 3

Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\; …

Упражнение 4.

Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.

Упражнение5.

Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

Упражнение1.

Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)

Упражнение 2.

Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.

Упражнение 3.

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7

Упражнение 4.

Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».

Упражнение 5.

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».

Упражнение 6.

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.

  1. Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
  2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после предъявления инструкции взрослым.

  1. Артикуляционные упражнения.

Открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

Язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

два раза щелкнуть языком, один раз подуть;

Втянуть щеки, пощелкать языком, один раз подуть;

Беззвучно артикулировать гласные (и-у-а);

  1. Упражнения для рук.

–большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

Класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

Показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»;

Из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец;

3.Упражнения для тела:

Наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

Помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;

Топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.

Упражнение 7.

Повторение ритмических рисунков за взрослым –отстукивание, отхлопывание, притоптывание.

Коррекционный этап

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

Упражнение 1.

Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:

А – И А – И – О У – А – И – О

А – У У – А – И Э –У – А – И

И – О И – О – Ы А – И – О – Ы

Ы – А Э – У – А И – Э – У – А

У – Э А – Ы – О У – А –Ы –О

А – О И – Ы – Э О – И – Ы – Э

О – У О –У – А Э – О – У –А

Упражнение 2.

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

  • на одном выдохе, при этом плавно;
  • громко (тише, совсем тихо);
  • чередуя громкость в пределах одного ряда;
  • со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);
  • быстро (медленно).

Упражнение 3.

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:

  • сосчитать количество звуков;
  • показать то же количество пальцев, сколько звуков;
  • отстучать звуки молча;
  • встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;
  • назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;
  • придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;
  • узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
  • повторить звуки в обратном порядке.

Работа над слогами

Упражнение 1.

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:

  • с общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

  • с общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

  • обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;

  • закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

КАП – ПАП ПЫХ – ТЫХ

ТУК – МУК БОК – ВОК;

  • прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:

БА – БЯ АП – ЭЛЬ

ВУ – ВЮ УФ – УФЬ

МО – МЁ ЕН – ЕНЬ

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:

  • сосчитать количество слогов;
  • выложить палочки по количеству слогов;
  • сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;
  • определить одинаковый звук в ряду;
  • придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);
  • придумать и («загадать») слоги с данным согласным;
  • повторить ряд слогов в обратном порядке;
  • повторить только первый и последний слог ряда;
  • произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);
  • выделить ударный слог (отражённо);
  • назвать первый (второй, третий) звук слога;
  • составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;
  • сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.
  • наращивание слогов;
  • уменьшение количества слогов;
  • отстукивание слоговых цепочек.

Работа над слогами со стечениями согласных.

Упражнение 1.

Предлагаются слоги:

  • открытые и закрытые:

кна-акн гна-агн

дмо-одм тмо-отм

пту-упт бму-убм

С оппозиционными согласными:

фта-фтя фта-вда

тко-тке тко-дго

кму-кмю кму-гму

Цепочки слогов:

мна-мно-мну-мны-мнэ

гва-гво-гву-гвы-гве

хва-хвы-хви-хве

Слоги со сменой позиции согласного:

мна – нма

ско – ксо

хту – тху

збы – бзы

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребёнку предлагается:

  • проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);
  • составить слог из данных звуков, чтобы в начале шли согласные (либо гласные);
  • придумать слог из двух согласных и одного гласного;
  • сравнить слоги:

НА – КНА

АС – АКС

ИНТ – ЫНТ

УБР – УПР.

Типы слоговой структуры слов.

  1. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов: дыня, вода, муха, вата и др.
  2. Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов: лопата, собака, кубики, панама и др.
  3. Односложные слова, состоящие из закрытого слога: мак, лук, сок, кит, и др.
  4. Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога: лимон, банан, диван, букет и др.
  5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, юбка, утка, нитки и др.
  6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова: кактус, медведь, солдат, павлин и др.
  7. Трёхсложные слова с закрытым слогом: помидор, чемодан, попугай, магазин и др.
  8. Трёхсложные слова со стечением согласных: яблоко, колбаса, кукушка, девочка и др.
  9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, садовник, апельсин, виноград и др.
  10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: игрушки, лампочка, скакалка, клубника и др.
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: лист, куст, танк, зонт и др.
  12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, гнездо, гвозди, свекла и др.
  13. Четырех сложные слова, состоящие из открытых слогов: пианино, кукуруза, пуговица, гусеница и др.
  14. Четырехсложные слова со стечением согласных: холодильник, мотоцикл, воспитатель, полотенце и др.

Предлагаются 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация С.Е. Большаковой).

Работа над словами.

1 этап.

Упражнения на различение длинных и коротких слов.

Упражнение 1.На столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Слова: сук, велосипед, суп, жук, мухоморы и др.

Упражнение 2.

Перед ребенком картинки с односложными многосложными словами. Нужно разделить их на две группы.

Упражнение 3.

Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой- с длинными. Найдя предмет, играющий2 называет его.

Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.

Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).

Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.

Упражнение 1. Тренировка умения делать паузы между словами. Логопед называет слово. Ребенок должен повторить и отстучать его по столу. При этом, если взрослый поднимает руку,нужно держать паузу, пока рука не опустится.

Пример: бу…..сы, не…..бо, лю…..ди, ко…..ле-но (ко-ле…..но), о-ле…..ни (о…..ле-ни), си…..ни-ца (си-ни…..ца).

Упражнение 5.

Звуковой анализ и синтез.

  1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо в разнобой по просьбе логопеда.
  1. Выкладывание полосок по количеству слогов.
  2. Выбор подходящей схемы слова.
  3. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). Данный вид работы важен при изучении слов со стечениями согласных. Предлагается:

1-двусложные слова со стечениями в середине слова, начинающиеся на гласный звук: игла, овцы, очки и др.

Затем –слова, начинающиеся на согласный звук: пятка, ногти, сумка и др.

Слова с двумя стечениями согласных: ласточка, солнышко, листочки и др.

2-стечение в конце слова (кость, мост, бинт и др.)

3- стечение в начале слова (стул, квас, ключ и др.)

4- односложные слова с двумя стечениями (хвост, гвоздь, столб и др.)

5-многосложные слова со стечениями (кастрюля, лекарство, библиотека и др.)

Упражнение 6.

Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке» .Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки.

Упражнение 7.

Повторение слов, близких по звуковому составу:

Отличающихся гласными звуками:сук-сок,мяч-меч,кит-кот,лес-лис, сам-сом;

дом-дым-дам, мех-мах-мох; бык-бак-бок-бук;

лыжи-лужи,руки-реки, раки-руки и др.

Отличающихся согласными звуками: сук-суп, нос-нож, мех-мел; дуб-куб-суп, конь-ком-кот-кол; шары-дары, ноты-соты, зубы-шубы и др.

Отличающихся согласным звуком и местом ударения:

вода-сода, коза-роза, руки-жуки, кожа-коза и др.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

Упражнение 1.

Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог: ко-фе…..ко-фе, ко; ли-са…..ли-са, са.

Упражнение 2.

С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается:

Угадать слово, которое отхлопал другой ученик;

Придумать слово к схеме;

Поставить ударения на схемах (в виде диктанта).

Упражнение 2.

Называние слов по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (роЖКИ-РОЖ-ки, ЗА-мок-за-МОК, му-КА-МУ-ка и др.

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнение1.

Поменять местами слоги, назвать получившееся слово:

Слова:Жи-лы - лы-жи(ла-ю, лы-ко, на-вес, ки-пят, на-сос;)

Слоги: ка-му, ма-до, па-ли, ка-сум, ва-тык, жа-лу, дук-сун, дыш-лан, тук-фар и др.

Упражнение 2.

Произносятся три слога. Дети составляют из них слово: ку-ки-би, са-ги-по, ма-на-ли, ко-со-ле, во-сы-ло и др.

Упражнения на оценку нормативности.

Упражнение1.

Логопед читает слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно. Если неверно- красный.

Слова: павук, паук; вутка, утка; кокно,окно; исы, весы; деверо, дерево; моко, молоко; мимон, лимон; манина, малина; небель, мебель; охоник, охотник; тмея, змея; тол, стол;дынем, днем; пинино, пианино; моциклист, мотоциклист и др.

Упражнения на переход к слитному произнесению.

Упражнение 1 «Догадайся, произнеси слово.»

Слоги: вед- , сет- , кух- , дос- ,бел- ,мет- , ваф- , цве- .

Упражнение2. Ребенок добавляет первый слог и называет слово:-жама, -шина,

Года, -кета, -мидор, -реза, -тята и др.

Упражнение3 Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и называет слово целиком.

Слоги: са-!-лет, пы-!-сос, па-!-ход, те-!-фон, мо-!-ток, вита-!-ны, ба-!-рина и др.

Упражнение2

Ребенок называет своё имя. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чъём имени столько же слогов.

Упражнение 3.

Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок назвать в которых есть заданный слог(например, ма): малина, эскимо, макака, муравей, помада.

Положить картинки так, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми(сова, вата).

Жуки-кино-ноги, шея-яма-маки, булавка-качели-лимон, эскимо-молоко-колобок и др.

Упражнения на образование словосочетаний.

Упражнение 1.

Проговаривание словосочетаний:

Маленькая лампочка, маленькая ласточка, маленькая ленточка и т. д.

Слова: курточка, кофточка, кисточка, книжечка, скамеечка и д. р.;

Вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли, вкусный арбуз и т. д.

Слова:булка, морковь, яблоко, цыпленок, ватрушка, абрикосы и д. р.;

Упражнение 2.

Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова « много»: дыня …много дынь, сова …много сов, коза… много коз и т. д.

Упражнение3.

Логопед называет предмет, а ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов круглый – овальный: луна….луна круглая, туча… овальная;

слова: бусы, мяч, голова, огурец, сковорода, барабан, лист, шашки и т. д.

Упражнение 4.

Логопед называет предмет. Ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов треугольный, квадратный, прямоугольный:

газета ….газета прямоугольная, экран….. экран квадратный, колпак….колпак треугольный;

слова: кубики, ёлка, окно, книжка, дверь, мыльница, полотенце, холодильник и т. д.

Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

Упражнение 1.Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие(стоит, спит) и составить предложения:

Чайник…...Чайник стоит. Дельфин……Дельфин спит. Медведь….. Медведь спит.

Упражнение 2. Поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.

В, помидоры, теплице…….В теплице помидоры.

Яблоней, под, яблоки……..Под яблоней яблоки.

Эскимо, столике, на……..Эскимо на столике.

Слова. Над, сосулька, окном. Дереве, на, кукушка. У, шахматы, мальчика. Домом, над, облака. Конфеты, девочки, у.

Упражнения на дифференциацию слов изученного типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре.

Упражнение 1.

«В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую-с названиями из двух слогов и т. д.»

Картинки: лев, ёж, лось, слон, лиса, заяц, белка, зебра, жираф, верблюд, бегемот, обезьяна и д. р.

Упражнение2.

При произнесении различных слов можно сделать различное количество шагов (например, сыр- самолёт). Затем дети прошагивают называемые логопедом слова.

Упражнения на закрепление материала.

Повторение предложений сложного слогового состава.

Над домом летит длинноногий аист.

Тётя Дина сидит на диване.

Никите купили кеды и кепку.

В холодильнике баклажаны и абрикосы.

Хлебница стоит на холодильнике.

В буфете фиолетовая сахарница.

Максим любит фотографироваться.

Библиотекарь выдаёт книги.

Водопроводчик чинит водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Экскурсовод проводит экскурсии.

Пограничник охраняет границу.

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок.

(Б) Би-би-би, идёт дым из трубы.

Бредут бобры в сыры боры. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

Забавной обезьянке бросили бананы.

Бросили бананы забавной обезьянке.

Би-би-би. Гудит машина без бензина.

(П) Уп-уп-уп, мама варит суп.

Говорит попугай попугаю:

Я тебя,попугай, попугаю.

Петушок прыг на порог:

Подари, пекарь пирог.

(П-Б) Потерялись бусы у нашей бабуси.

Бабкин боб раст1ёт в дождь.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Бились лбами у забора два быка.

Прободали в шумном споре все бока.

(В) Ва-ва-ва на суку сидит сова.

Три вороны на воротах.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Вкусная халва- мастеру хвала.

Вертлявый ветер вырывал ворота как вертушки.

(Ф) Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф.

У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.

Федя полез за конфетой в буфет, факт, что в буфете не будет конфет.

(В-Ф) Наш Филат не бывает виноват.

Волков бояться в лес не ходить.

Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Филин даже с фонарём ничего не видит днём.

(Г) Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу.

На горе гогочут, под горой огонь горит.

До города дорога в гору, от города с горы.

На иве галка, на берегу галька.

(К) Ко-ко-ко, не ходите далеко.

Тук-тук, прибиваю я каблук.

Наша река широка как Ока.

Укусила киску муха и болит у кисы ухо.

Кошка с котёнком, курочка с цыплёнком.

(К-Г) Идут гуськом гусак за гусаком.

Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди грибок.

(Х) Ха-ха, не поймать вам петуха.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха- горюха села на ухо.

(Д) Ду-ду-ду, растут яблони в саду.

Дарья дарит Дине дыни.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Дед Данил дыню делил.

(Т) Та-та-та, хвост пушистый у кота.

Наш гость купил трость.

Опять ребят нашли пять опят.

(Д-Т) Собака Том сторожит дом.

Дятел лечил древний дуб.

Я мохнатый, я кудлатый, я зимой над каждой хатой.

(М) Му-му-му, молока кому?

Мама Милу в ванне мыла.

Где мёд,там и мухи.

На скамеечке у дома целый день сидела Тома.

(Н) Ан-ан-ан, папа чинит кран.

Няня нянчит Надю с Ниной.

Нина играет на пианино.

Нарядились ножки в новые сапожки.

(С) Са-са-са, в лесу бегает лиса.

Ас-ас-ас, у нас погас газ.

Ос-ос-ос, на поляне много ос.

Коси екоса пока роса.

У маленькой Сани сани едут сами.

Носит Сеня сено в сени.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

(З) За-за, уходи домой коза.

Зу-зу-зу, Катю моем мы в тазу.

У зайки Бубы заболели зубы.

(С-З) Са-за,са-за улетела стрекоза.

За-са,за-са, залетела к нам оса.

Соня Зине принесла бузины в корзине.

Сачок зацепился за сучок.

(Ц) Цо-цо-цо, на руке колцо.

У кольца нет конца.

Бегают две курицы прямо на улице.

Цапля стоя на крыльце написала букву Ц.

(С-Ц) Со-цо, со-цо, снесла курица яйцо.

Синицы-весёлые птицы.

Курица снесло яйцо под крыльцо.

Из соседнего колодца целый день водица пьётся.

Стоит воз овса, возле воза овца.

Соне в оконце ярко светит солнце.

(Ш) Ша-ша-ша, мама моет малыша.

Шу-шу, я письмо пишу.

Аш-аш, у Паши карандаш.

Тише, мыши, кот на крыше.Зашумите-он услышит.

Нашей Маши дали манной каши.

Не найду я ушки у этой лягушки.

Маша, кашу доедай, маме больше не мешай.

(С-Ш) Су-шу, я письмо домой пишу.

Шу-су, мишку встретил я в лесу.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Купила Саша сушки.

(Ж)Жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу, молока дадим ежу.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Ужин нужен жуку и ужу.

(Ш-Ж) Ша-жа,ша-жа, мы увидели ежа.

Жа-ша, Женя кормит малыша.

Жёлуди у мышки, шишки у мартышки.

У кошки лежат ложки в лукошке.

Хорош пирожок, внутри творожок.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Облетели лампу мошки, греют тоненькие ножки.

Осторожно,мошки, обожжете ножки.

(Щ) Ща-ща, мы несём домой леща.

Ащ-ащ, надеваю плащ.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щенок жалобно пищит.

(Ч) Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.

Чу-чу, молоточком я стучу.

Оч-оч, наступила ночь.

Шубка овечки теплее всякой печки.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

Это для Леночки мороженное на тарелочке.

(Ц-Ч) Цу-чу, на ракете я лечу.

Чу-цу, дали зёрнышки птенцу.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ученица-озорница получила единицу.

(Л) Ла-ла-ла, у меня юла.

Ло-ло-ло, на улице тепло.

На мели мы налима ловили.

Мама Милу мылом мыла.

Юля маленькой была и вертелась

как юла.

Клади уголь в угол.

Морская волна сильна и вольна.

(Р) Ра-ра-ра, на улице жара.

Ро-ро-ро, на улице ведро.

Арь-арь-арь, на стене висит фонарь.

Трое трубачей трубили в трубы.

Проворонила ворона воронёнка.

На горе растут дубы, под горой растут гриды.

Быстро Егорка говорит скороговорку.

(Р-Л) Ла-ра, Ла-ра, начинается игра.

Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Лара у Вали играла на рояле.

Рыбу ловил рыболов, весь в реку уплыл улов.

В тетради Кандрат начертил квадрат.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Таким образом, виды упражнений выбирались в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов велась длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому были достигнуты значительные результаты по формированию слоговой структуры слова у детей.


I. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов:
ДЫНЯ, ВОДА, СОВА, ВАТА,

КОФЕ, МУХА, МЫЛО, ДЕТИ, НОГИ, ЛУНА, ДУХИ, ВЕСЫ, ВАЗА, НОТЫ, КОЗА, ЗУБЫ.

II. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов:
ЛОПАТА, СОБАКА, КУБИКИ, САПОГИ,
КАБИНА, ПАНАМА, УТЯТА, ГОЛОВА,
МАЛИНА, ГАЗЕТА, МИМОЗА, ЯГОДЫ,
МАШИНА, МОНЕТА, КОЛЕСО, МОЛОКО.

III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога:
МАК, ЛУК, МЯЧ, КИТ,

ЛЕС, ЖУК, СОМ, СОК, ДУБ, ЛЕВ, МЕД, ДОМ, КОТ, ГУСЬ, ДЫМ, НОС.

IV. Двухсложные слова, состоящие из одного открыто­
го и одного закрытого слога:

ЛИМОН, ВЕНИК, БУКЕТ, БАНАН, ОГОНЬ, ПАКЕТ, БИДОН, ГАМАК, ВАГОН, БАТОН, УТЮГ, ПЕТУХ, КАТОК, ДИВАН, СОВОК, КАНАТ.

V. Двухсложные слова со стечением согласных в сере­
дине слова:

БАНКА, ЮБКА, ПИСЬМО, ВЕТКА, БУКВЫ, УТКА, ВАННА, НИТКИ, ВИЛКА, КЕПКА, ТЫКВА, ТАПКИ, ОКНО, КОНЬКИ, МАЙКА, ТАКСИ.

VI. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечени­
ем согласных в середине слова:

ЧАЙНИК, ПОДНОС, АЛЬБОМ, ДОЖДИК, КАКТУС, ФОНТАН, МЕДВЕДЬ, БУБЛИК, МАГНИТ, ТЮЛЬПАН, ИНДЮК, ДЕЛЬФИН, КОСТЮМ, КОМПАС, СОЛДАТ, ПАВЛИН.

VII. Трехсложные слова с закрытым слогом:
КОЛОБОК, САМОЛЕТ, ПОМИДОР, ЧЕМОДАН,
БЕГЕМОТ, ПЕТУШОК, АНАНАС, ВАСИЛЕК,
ТЕЛЕФОН, БАРАБАН, ВОДОЛАЗ, ПОПУГАЙ,
МОЛОТОК, КАПИТАН, ТЕЛЕНОК, МАГАЗИН.

VIII. Трехсложные слова со стечением согласных:
ЯБЛОКО, ШАХМАТЫ, КОЛБАСА, КОНФЕТЫ,
КУКУШКА, ГАНТЕЛИ, КОМНАТА, КАЛИТКА,
БОТИНКИ, УЛИТКА, КАПУСТА, УДОЧКА,
ИГОЛКА, БЕСЕДКА, ВАЛЕНКИ, ДЕВОЧКА.

IX. Трехсложные слова со стечением согласных и за­
крытым слогом:

АВТОБУС, КУЗНЕЧИК, ОСЬМИНОГ, ХУДОЖНИК, АВТОМАТ, ЯГНЕНОК, ШИПОВНИК, САДОВНИК, ПАМЯТНИК, ПОЛОВНИК, БУДИЛЬНИК, АПЕЛЬСИН, ВИНОГРАД, ОХОТНИК, МАЯТНИК, КОФЕЙНИК.

X. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных:
МАТРЕШКА, ИЗБУШКА, ИГРУШКИ, НЕЗНАЙКА,
ВИНТОВКА, ЛАМПОЧКА, АНТЕННА, ТАБЛЕТКИ,
МОРКОВКА, СКАКАЛКА, КЛУБНИКА, ГВОЗДИКА,
СКАМЕЙКА, ИНДЕЙКА, ФУТБОЛИСТ, ГАРМОШКА.

XI. Односложные слова со стечением согласных в нача­ле или конце слова:

ЛИСТ, БОЛТ, КУСТ, ТАНК, КЕКС, ЗОНТ, ЛИФТ, ВИНТ, БАНТ, ЗНАК, ДНО, КЛЕЙ, ФЛАГ, ХЛЕБ, ГНОМ, ШКАФ.

XII. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных:
ЗВЕЗДА, ШТАНГА, ГНЕЗДО, СПИЧКИ,
ПТЕНЦЫ, ФЛАЖКИ, КЛЮШКА, ГВОЗДИ,
ПЛЕТКА, КЛЕТКА, КЛЮКВА, СКАЛКА,
КНОПКА, СВЕКЛА, КНИЖКИ, ТРАВКА.

XIII. Четырехсложные слова, состоящие из открытых
слогов:

ПИАНИНО, ЕЖЕВИКА, КУКУРУЗА, БУРАТИНО, РАКОВИНА, ПУГОВИЦА, ГУСЕНИЦА, ПОМИДОРЫ, ОДЕЯЛО, ЧЕРЕПАХА, ЯЩЕРИЦА, МУХОМОРЫ, ВИТАМИНЫ, МАКАРОНЫ, ПАУТИНА, ЧЕМОДАНЫ.

XIV. Четырехсложные слова со стечением согласных:
ЗЕМЛЯНИКА, БАКЛАЖАНЫ, ВОСПИТАТЕЛЬ,
МЕДВЕЖАТА,

АВТОМОБИЛЬ, ОСТАНОВКА, ПОДБОРОДОК,

МАГНИТОФОН,

АКВАРИУМ, ОБЕЗЬЯНКА, ОДУВАНЧИК,

ПАПОРОТНИК,

ПОЛОТЕНЦЕ, ХОЛОДИЛЬНИК, ЭКСКАВАТОР,

Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания

Курдвановская Н.В.,

Ванюкова Л.С.


Аннотация

В пособии освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, лексическая насыщенность занятий помогут учителям-логопедам решать данные проблемы с учетом основных этапов развития речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Пособие предназначено логопедам, воспитателям и родителям, работающим с детьми, имеющими речевую патологию.


Введение

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова.

♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.

♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).

♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).

♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет).

В настоящем пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных классов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:

Звукоподражания;

Двухсложные слова из открытых слогов;

Трехсложные слова из открытых слогов;

Односложные слова из закрытых слогов;

Двухсложные слова из закрытых слогов;

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;

Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;

Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;

Трехсложные слова с закрытым слогом;

Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;

Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;

Односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;

Двухсложные слова с двумя стечениями;

Трехсложные слова с двумя стечениями;

Четырехсложные слова из открытых слогов;

Пятисложные слова из открытых слогов;

Четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

Пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

Слова со сложным стечением (более трех согласных рядом).

Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребенка следует начинать с отработки звукоподражания.

Если у ребенка нарушены все группы звуков и не велось формирование фонетической стороны речи, то рекомендуем использовать в работе над слоговой структурой речи материал первых абзацев из каждого раздела. Разделы расположены таким образом, что их последовательное использование предполагает соблюдение структуры занятий по формированию слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание».

В случае, если параллельно с работой над слоговой структурой слова вы автоматизируете какой-либо звук, рекомендуем использовать соответствующий речевой материал. Он подобран таким образом, что исключает наличие в словах других, трудных для детей звуков. Например: материал на звук [ш] не содержит таких звуков, как [ж], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [р], [р"]. Материал на звук [л] не содержит таких звуков, как [ш], [ж], [с], [с"], [з], [з"], [р], [р"], но начинать работу все же следует с первых абзацев. Чистоговорки же содержат только простые предлоги, типа на и у.

Каждый словарный блок также соблюдает систематизацию: существительные единственного и множественного числа, нарицательные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

Материал, содержащий четырехсложные и пятисложные слова, как и последние предложения, является заключительным этапом работы по формированию слоговой структуры слова, но он будет не лишним и в работе по развитию речевых навыков у детей, не имеющих тяжелых нарушений. Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания.


Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи.

На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ма вместо мама, па вместо папа, ав - собака, би-би - машина и т.д.). У неговорящих детей, как правило, нет потребности подражать слову взрослого, а при наличии подражательной деятельности она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов.

На втором уровне речевого развития отчетливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях - двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трехсложных. Многосложные структуры часто редуцируются. Все названные искажения слоговой структуры наиболее отчетливо проявляются в самостоятельной фразовой речи. Количественный запас слов и объем аморфных предложений может быть разным, но характерная черта этого уровня - полное или частичное отсутствие способности к словоизменению. Иначе говоря, в своей речи дети используют слова только в той форме, которая была ими усвоена от окружающих. Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется на месте всех других падежных форм. У более развитых детей можно выявить две формы одного и того же слова.

На третьем уровне развития речи зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться словами со. сложной слоговой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов.

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи

На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям:

Развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура;

Постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова.

Следует также помнить, что к более сложному слоговому классу рекомендуется переходить после отработки слов изучаемого продуктивного слогового класса во фразовой речи.

Непосредственно методика работы по данному разделу включает в себя пропедевтический и основной этапы.

Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение:

Восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.);

Различению на слух длинных и коротких слов;

Различению на слух слоговых контуров по длине. Главная задача основного этапа - формирование навыка правильного произнесения слов продуктивных классов.

Пропедевтический этап

Вначале логопед не требует от ребенка осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и эта работа основывается на четком послоговом проговаривании слова взрослым. Н.С. Жукова предлагает это проговаривание связывать с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов, проговариваемых в слове. Таким образом, количество слогов ритмично сочетается с одновременными движениями вниз-вверх правой руки. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога в виде каких-либо предметов (фишек, кругов, карточек), разложенных друг за другом на столе. Логопед объясняет ребенку, что слово можно «простучать по карточкам», что слова бывают длинные (показывает разложенные друг за другом три карточки) и короткие (убирает две карточки, оставляя одну, лежащую слева). Проговаривая слово по слогам, логопед одновременно отхлопывает по разложенным листкам бумаги или фишкам так, чтобы слог приходился на отдельную карточку. Затем логопед предлагает ребенку определить, длинное это слово или короткое. Для сравнения даются одно- и трех-, четырехсложные слова.

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трехсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трехсложные слова с закрытым слогом.

8.Трехсложные слова со стечением согласных.

9.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14.Многосложные слова из открытых слогов.

Двухсложные слова из открытых слогов

(1-ый тип слоговой структуры.)

1. 1. Упражнение «узнай, кто это?» Цель:

    Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.

    Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.

    Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

Мама купает Вову.

Папа играет с сыном.

Дядя идет домой.

Во дворе стоит баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:

Логопед: Ребенок:

Кто купает Вову? Мама.

Кто играет с сыном? Папа.

Кто стоит во дворе? Баба.

Кто гуляет с детьми? Няня.

Кто идет домой? Дядя.

1.2. Упражнение «конец слова за тобой». Цель:

  1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

  2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.

    Активизировать и расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Но нота ба баня

Ва вата ня няня

Да дата ды дыня

Ха ТА хата То НЯ Тоня

Мя мята А Аня

Би бита Ва Ваня

Фа фата Та Таня

Ка Катя и иди

Пе ТЯ Петя бу ДИ буди

Ви Витя ве веди

Ми Митя хо ходи

(Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).

« Что такое «слоговая структура слова», причины и виды нарушений у детей дошкольного возраста 3-7 лет»

Что это такое? Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанелъ (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4-5 лет произносит: (товотик - животик, саф - шкаф, хакист - хоккеист, вовояпотик - водопроводчик , астобус - автобус, висипед - велосипедист , стапед-велосипед, лимоит - лимон, альпельсин-апельсин, атгурец-огурецаквай, вапасилек-василек, дети слепили снеговика - дети синили новика). и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Итак, если Вы стали замечать в спонтанной речи у ребёнка вот такие примеры слов аномальной детской речи, то это повод для беспокойства.

Как же понять, распознать нарушена ли слоговая структура слова? Очень просто, предложить ребенку отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).

Для обследования слоговой структуры слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов.


Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Методика обследования детей 3-4 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за взрослым слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.), из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т. д.) 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т. д). При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Методика обследования детей 4-5 лет. Детям предлагаются различные типы слов: простые - из открытых слогов без стечения согласных; более сложные - из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

Назвать предметные картинки;

Повторить слова за взрослым;

Ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

После 5 лет детям дается задание повторить за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

· После того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1,2,3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма - ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т. п.

· Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов.

Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный - гласный» (ма-ма, му-ка и т. п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный {ка-ток, мас-ка, банка, пас - та и т. п.) далее - слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (ластик, бан-тик и т. п.).

· Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами.


Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста - кан, Моск - ва, гра - дус - ник, каст - рю - ля, прос - ты - ня.

· Запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых - двухсложных.

После того, как ребенок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке.

· Напишите слово (лучше на клейких листках), разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать (склеить) слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание может выполняться с опорой на образец, а затем по памяти.

· Выполняйте практические задания:

Упражнение «СЛУШАЙ И НАЗЫВАЙ»

Взрослый называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его.

Взрослый: Ребенок:

ягоды: дыня, малина, мак; малина

мебель: дом, комната, диваны; диваны

овощи: томаты, липа, мука; томаты

Фрукты: какао, лилии, лимоны; лимоны

цветы: липа, пионы, малина. пионы

Упражнение «НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО»

Взрослый показывает картинку, а затем медленно и четко произносит звукосочетания. Ребенок, услышав правильное название предмета, изображенного на картинке, должен хлопнуть в ладоши и повторить слово.

тонема монета покыто копыто

номета топыко

монета копыто

беледи лебеди номидо домино

лебеди мидано

дебели домино

тупехи петухи габума бумага

хетупи магабу

петухи бумага

Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ»

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе . Ребенок, возвращая мяч, произносит это слово в единственном числе .

коты - кот

киты - кит

быки - бык

дубы - дуб

кони - конь

Упражнение «ЧТО ТЫ ЗАПОМНИЛ?»

Взрослый раскладывает перед ребенком

5-6 картинок и говорит:

«Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что запомнил».

Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКУ»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мой».

мой снеговик, мой чайник, мой мяч, мой тигр, мой гриб, мой страус, мой динозавр.

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Взрослый, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.

Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

https://pandia.ru/text/78/374/images/image007_64.jpg" align="left" width="236" height="254">Логопед, называя глаголы, имитирует движения. Затем обращается к ребенку: «Покажи и скажи, что ты будешь де­лать? »

Взрослый: Ребенок:

Я копаю.Я буду копать.

Я пилю.Я буду пилить.

Я топаю.Я буду топать.

Я катаю.Я буду катать.

Я летаю.Я буду летать.

Я ловлю.Я буду ловить.

Я леплю.Я буду лепить.

Я мылю.Я буду мылить.

Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО»

Взрослый раскладывает перед ребенком 5-6 картинок и говорит: «Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала».


хок - хоккей фин - дельфин

фут - футбол тюм - костюм

ин - индюк кон - балкон

ком - компас лук - каблук

маг - магнит ведь - медведь

пав - павлин тух - пастух

Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»

Взрослый раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания: пушистый кот, большой кит, умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь.

Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания.

Закон предложения" href="/text/category/zakon_predlozheniya/" rel="bookmark">закончить предложение словом, подходящим по смыслу.

Пальто с пола нужно (поднять, отнять, занять)...поднять
Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, отнес)...отнес
Антон маме букет (выдал, отдал, сдал)... отдал

Павлик руки от грязи (умыл, замыл, отмыл)...отмыл

Папа летом всю семью на дачу (подвез, отвез, завез)...отвез

Вратарь из ворот мяч (забил, отбил, побил)...отбил

Упражнение «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку угадать и сказать, о каком предмете идет речь.

подоконник, рама, стекло, форточка... окно

крылья, клюв, хвост, лапки...утка

рукава, манжеты, воротник, застежка... кофта

крышка, дверца, ножки, стенки...тумба

горлышко, дно, стенки...банка

Упражнение «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Взрослый, показывая ребенку картинку, обращает внимание на действие, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: «Как называется этот предмет?»

Сам летает. Как называется этот предмет?Самолет.

Пыль сосет.Пылесос.

Сам варит.Самовар.

По Луне ходит.Луноход.

Сам катит.Самокат.

Ходит при помощи пара.Пароход.

Возит при помощи пара.Паровоз.

Пули мечет.Пулемет.

Пол трет.Полотер.

Упражнение «ПРОФЕССИИ»

Взрослый, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии

Взрослый: Ребенок:

Рыбу ловит.Рыболов.

Лес рубит.Лесоруб.

Лес разводит.Лесовод.

Водит машину.Водитель.

Учит детей.Учитель.

Пишет книги.Писатель.

Командует кораблем.Капитан.