Солистка мельницы имя. История группы мельница

Наталья Николаева – такое имя носила нынешняя певица Хелависа до начала творческой карьеры - родилась в сентябре 1976 года в семье московских ученых. Отец Натальи был химиком-органиком университета Данди, мама работала в МГУ биохимиком.

Любовь к музыке Наталье привил папа. В детстве девочка переслушала всю доступную классическую музыку, а также познакомилась с записями современных исполнителей – The Beatles, ABBA, Queen, Led Zeppelin, Jefferson Airplane, «Аквариум». Николаева готовилась к карьере пианистки, но в старших классах решила поступать в МГУ. Первоначально девушка хотела пойти по проверенной родителями дороге – на биофак, но в последний момент выбрала филологию.

В МГУ девушка училась с 1993 по 1999 годы. В процессе обучения Николаева увлеклась толкинистикой, мистикой и оккультизмом. Николаева участвовала в акциях и играх реконструкторского движения. Девушка стала заметной фигурой в неформальной тусовке во многом благодаря полученным в университете знаниям и умению создавать аутентичные костюмы. С детства в круг интересов Натальи входили вышивка и бисероплетение.

Отсюда появился и ее творческий псевдоним «Хелависа». Это имя ведьмы из романа «Смерть Артура». Внешнее сходство с портретом персонажа из иллюстраций к книге заметила подруга Натальи. А Николаевой приглянулся сам образ колдуньи, мечтающей быть злодейкой, но совершающей добрые дела.


После получения диплома Наталья Николаева осталась в аспирантуре. До 2004 года девушка состояла в должности ассистентки кафедры ирландской и кельтской филологии, изучила ирландский язык и проводила по нему семинары.

В 2003 году Николаева защитила кандидатскую диссертацию. Одно время проходила стажировку в Ирландии и преподавала в дублинском Тринити-колледже.

Музыка

Творческая биография Хелависы началась во время учебы в МГУ. Девушка увлеклась исторической реконструкцией и впервые проявила себя в музыке как ролевой менестрель. Тогда Наталья носила псевдоним «Хеледис». Исполнительница пела треки собственного сочинения и исполняла музыкальные композиции, в основе которых была поэзия , и .

В 1998-ом Наталья впервые появилась под новым сценическим именем – Хелависа. Это случилось в тот период, когда певица начала сотрудничество с группой «Тиль Уленшпигель». Коллектив исполнял песни бардовского направления с уклоном в фолк.

В средине октября следующего года на базе распавшегося «Тиля Уленшпигеля» возникла новая группа, названная «Мельница». В 2003 году появился первый альбом «Дорога сна», куда вошли песни «Горец», «Лорд Грегори», «На север» и другие в исполнении Хелависы. Через два года последовал релиз второй пластинки – «Перевал», среди треков которой популярностью пользовались «Королевна», «Ворон», «Весна».

С 2003 по 2008 Хелависа работала старшим преподавателем на кафедре кельтской и германской филологии университета. Затем до 2014 года певица всецело посвятила себя музыке. Но и научную деятельность артистка не забросила, занимаясь ею самостоятельно.

Наталья освоила игру на нескольких инструментах: фортепиано, кельтской арфе, акустической гитаре, кастаньетах и перкуссии. Но любимым инструментом артистки остается кельтская арфа, с которой девушка познакомилась случайно. Игра на ирландском народном инструменте сразу заворожила Наталью. Хелависа стала брать уроки игры на акустическом инструменте, затем освоила электроарфу. Сейчас артистка сама проводит мастер-классы на фестивалях этномузыки.

Все больше исполняемые Хелависой песни можно было отнести к фолку и фолк-року. Но особой любовью певицы осталась Ирландия и самобытная культура страны, которую Николаева изучила досконально.

После настойчивых уговоров друзей Хелависа выпустила несколько сольных дисков. Но в остальном творчество исполнительницы тесно связано с «Мельницей». Имеются в биографии певицы и другие проекты, которые называются «Хелависа, Лазерсон и друзья» и дуэт «36.6».

Хелависа неоднократно выступала в качестве приглашенной солистки вместе с группой «Ария» и фолк-рок-группой «После 11». С вокалистом певица исполнила хит «Там Высоко» на юбилейном концерте «Арии», организованном к 25-летию со дня начала творческой деятельности коллектива. Вместе с музыкантами «После 11» Хелависа записала музыкальную композицию «Рядом быть». Премьера песни состоялась в 2011 году.

В 2012 году артистка выпустила ряд клипов на песни «Дороги», «Далеко», «Волкодав» из ранее изданного альбома «Дикие травы» и новой пластинки «Ангелофрения».

Сегодня Хелависа живет в Европе. Но каждый месяц певица бывает в России, где дает сольные концерты, а также участвует в выступлениях групп «Мельница» и Clann Lir.

Личная жизнь

Любовь к Ирландии оказалась определяющей в судьбе певицы. Личная жизнь Хелависы с 2004 года связана с гражданином этой страны Джеймсом Корнелиусом О’Шейем. В августе 2004-го пара расписалась. Спустя 4 года у молодых родилась дочка Нина Катрина О’Шей. А еще через 3 года появилась вторая малышка, которую назвали Уна Тамар О’Шей. Дети певицы растут билингвистами – девочки одинаково хорошо владеют английским и русским языками. Фото дочерей артистка часто размещает на собственной страничке в «Инстаграме ». Нина и Уна часто бывают вместе с мамой в России.

Муж певицы Джеймс Корнелиус О’Шей имеет отношение к искусству. Супруг был атташе Ирландского посольства в столице по вопросам культуры.


Наталья Андреевна О’Шей – такое имя с 2004 года носит исполнительница – некоторое время жила вместе с мужем в Женеве. Но потом семья, выросшая до 4-х человек, начала путешествовать по Ирландии, Швейцарии, Финляндии и Австрии, куда получал командировки глава семьи.

Из последних музыкальных предпочтений Натальи Николаевой сама певица выделяет творчество , перед которым певица преклонялась всегда, а также молодого рэпера – . Кроме музыки и кельтской культуры, у Хелависы множество других увлечений. Но главные из них йога, верховая езда, альпинизм и горные лыжи.

Хелависа сейчас

В октябре 2017 года Хелависа презентовала песню «Серебро зеркал», которая вошла в число музыкальных номеров ледового мюзикла «Дракула. История вечной любви» композитора Алексея Галинского, автора музыки к номеру показательных выступлений российской команды фигуристов на Олимпиаде-2014. Осенью состоялись концерты певицы в Санкт-Петербурге и Москве. Новая программа музыкантов «Мельницы», которая получила название «Альхимейра. Воссоединение», состоит из треков последних двух альбомов группы – «Алхимик» и «Химера».


29 декабря состоялась премьера сингла «Поверь» в исполнении Хелависы и гитариста Сергея Вишнякова. Хит стал первой песней нового диска, который увидит свет в 2018 году. В скором времени ожидается также выход клипа на песню «Поверь», работа над которым проводилась в здании храма Святой Анны, отстроенном в готическом стиле. Сюжетная линия видео будет содержать элементы детектива.

Дискография

  • 1996 – «Лунный день» (сольно)
  • 2003 – «Дорога сна»
  • 2005 – «Перевал»
  • 2006 – «Зов крови»
  • 2009 – «Дикие травы»
  • 2009 – «Леопард в городе» (сольно)
  • 2012 – «Ангелофрения»
  • 2013 – «Новые ботинки» (сольно)
  • 2015 – «Алхимия»
  • 2016 – «Химера»

Музыкальная группа «Мельница» исполняет композиции в стиле фолк-рок. Это самый известный коллектив, работающий в данном направлении в России. Путь команды был непростым, но ей удалось покорить рок-олимп и завоевать сердца публики.

История создания и состав

Творческая биография группы берет начало в 1999 году. В 1998-м состоялось судьбоносное знакомство бывшего белорусского монаха Руслана Комлякова и музыканта Дениса Скуриды. Мультиинструменталист получил от монаха, оставившего богослужения, альбом его группы «Тиль Уленшпигель». Среди записанных треков оказалась песня «Портвейн и колбаса».

Группа "Тиль Уленшпигель" - "Портвейн и колбаса"

Скурида был заинтригован. Познакомившись ближе, музыканты решили заниматься совместным творчеством. Для Дениса это оказалось новым опытом, так как ему предстояло играть на ударных, а Руслану потребовалось освоить другие инструменты, помимо гитары.

Первыми пробными шагами стали репетиции и скромный домашний концерт в интернет-кафе в московском Люблино. Летом 1998 года Руслан Комляков решил разнообразить репертуар группы и ее состав. Музыканту пришла в голову идея пригласить в коллектив солистку.

Поиски вокалистки начались с обращения к участникам коллектива. Скурида вспомнил о знакомстве с , состоявшемся на реконструкции рыцарского турнира в 1995 году. Исполнительница к тому моменту стала известной своими композициями в узких тематических кругах. Она была автором песен, композитором и талантливой солисткой.

Хелависа приняла предложение музыкантов и приступила к работе над аранжировками авторских композиций. Первый совместный концерт прошел в клубе «Станиславский». Группа презентовала песни «Змей» и «Горец», с которых началось построение репертуара коллектива.

Группа "Мельница" - "Горец"

1998-1999 годы стали знаковыми для сложившейся группы «Тиль Уленшпигель». Ее популярность достигла высшей точки. К этому периоду относятся песни «Рапунцель», «Дорога сна», «Зима», «Мора» и другие. Публика с удовольствием посещала концерты музыкального коллектива. На тот момент в его состав входили: вокалистка Хелависа, перкуссионист Алексей Сапков, виолончелистка Александра Никитина, а также скрипачка Мария Скурида, основатель Денис Скурида и флейтистка Наталья Филатова.


Со временем в ансамбле происходили перестановки. Место скрипачки Ольги Харитоновой заняла Мария Болычева. Музыканты радушно приняли барабанщика и перкуссиониста Павла Давыдовича. Приблизительно в то же время у фолк-коллектива появился звукорежиссер Анна Кондакова.

В этот период группа собиралана концертах большое количество слушателей. У коллектива было множество планов, а также спонсоры, которые поддерживали финансово. Первые проблемы начали возникать из-за недопониманий и финансовых разногласий с Русланом Комляковым, организатором группы. В 1999 году «Тиль Уленшпигель» полным составом отказался от сотрудничества с ним. Некоторые музыканты ушли в другие проекты, и казалось, что объединить их невозможно.


На помощь пришла Хелависа, восстановившая отношения с Денисом Скуридой. Она предложила создать группу с демократическими устоями. Бывших участников коллектива пригласили к сотворчеству. Так официальным днем рождения фолк-группы «Мельница» стало 15 октября 1999 года. Название и логотип придумала солистка.


Логотип группы «Мельница»

Первый концерт состоялся спустя 2 недели. Мероприятие проходило под афишами «Тиль Уленшпигель», но Хелависа объявила со сцены о произошедших изменениях. Позднее к группе присоединился гитарист Александр Степанов. Он задержался ненадолго, покинув коллег, но вернулся уже в 2001 году.

Репертуар «Мельницы» базировался на песнях «Тиля Уленшпигеля». В 2005 году фолк-коллектив заявил о себе, попав в хит-парад «Нашего радио» под названием «Чартова дюжина». Благодаря фанатскому флешмобу композиция «Ночная кобыла» оказалась очень популярной. С тех пор «Мельница» редко покидала хит-парад.

Группа "Мельница" - "Волкодав"

В том же году группа вновь пережила раскол. Несколько участников покинули коллектив, чтобы организовать новый проект «Сильфы». В «Мельнице» появилась вторая вокалистка Алевтина Леонтьева. Но девушка покинула команду в 2007 году. Сейчас группа «Мельница» состоит из солистки и арфистки Хелависы (Наталья О"Шей), гитариста и бэк-вокалиста Сергея Вишнякова, бас-гитариста Алексея Кожанова, ударника Алексея Кожанова и Дмитрия Каргина, играющего на духовых.

Музыка

Жанр, к которому сопричастна «Мельница», характеризуют как фолк. Участники коллектива в исканиях и экспериментах ориентировались на творчество групп , Jefferson Airplane.

Группа "Мельница" - "Богиня Иштар"

За всю историю группы направленность ее творчества не менялась. В этом заслуга солистки. Хелависа – кельтолог и лингвист, кандидат филологических наук. Тексты, которые она пишет, совмещают сюжеты былин, средневековых сказаний, скандинавских баллад и миннезангов. В них часто встречаются мифологические образы. Музыка «Мельницы» полна аллюзий.

Группа "Мельница" - "Дракон"

Сотворчество в музыкальном коллективе воспринимается как нечто естественное. Соавторами текстов песен выступают Сергей Вишняков и сессионные участники Иван Малютин и Ольга Лишина. Несколько песен принадлежат авторству Алексея Сапкова.

Первый полноформатный альбом «Дорога сна» вышел в 2003 году. Он снискал любовь слушателей. Спустя год был записан диск под названием «Masterof the Mill». Он состоял из 7 песен, входивших в ранее презентованные сборники. Пластинка вышла тиражом в 1000 экземпляров.

Группа "Мельница" - "Ночная кобыла"

В 2005-м «Мельница» обладала уже большим числом поклонников и на волне популярности выпустила альбом «Перевал», в котором Алексей Сапков выступил вокалистом мужских партий.

2006 год принес релиз альбома «Зов крови». Затем на протяжении 3 лет коллектив радовал публику гастролями и излюбленными хитами, исполняемыми на концертах.

Группа "Мельница" - "Баллада о трех сыновьях"

2009-й ознаменовался долгожданным выпуском пластинки «Дикие травы». Несколько композиций из этого альбома занимали верхние позиции хит-парадов «Нашего радио». В 2011-м коллектив порадовал поклонников альбомом «Рождественские песни». Пластинку выпустили ограниченным тиражом. Она состояла из неизданных ранее песен.

Группа "Мельница" - "Химера"

Диск 2012 года под названием «Ангелофрения» музыкальные критики называют не самым удачным проектом «Мельницы». Уже в 2015-м группа порадовала фанатов песнями с пластинки «Алхимия», в в 2016-м музыканты перезнтовали альбом «Химера».

Группа «Мельница» сейчас

Сегодня музыкальная группа «Мельница» лидирует среди российских фолк-коллективов. Она продолжает пополнять дискографию и выпускать клипы. Новая программа коллектива «Альхимейра. Воссоединение» объединила треки с двух последних пластинок. Сингл «Поверь» стал хитом 2018 года.

Хелависа - "Поверь" (Премьера 2018)

Новостью этого года стал выпуск одноименного клипа, снятого в стенах храма Святой Анны. Интервью с лидером группы Хелависой и ее фото публикуют интернет-издания и пресса.

У фолк-рок-коллектива есть персональная страница в «Инстаграм» . Публикации в аккаунте появляются с июня 2018 года.От имени группы выкладывают фото, видео и приглашения на концерты.

Дискография

  • 2003 -«Дорогасна»
  • 2004 -«Master of the Mill»
  • 2005 - «Перевал»
  • 2006 - «Зов Крови»
  • 2009 - «Дикие травы»
  • 2011 - «Рождественские песни»
  • 2012 - «Ангелофрения»
  • 2015 -«Алхимия»
  • 2016 - «Химера»
  • 2017 - «Альхимейра»

Клипы

  • 2012 - «Дороги»
  • 2014 - «Баллада о борьбе»
  • 2014 - «Контрабанда»
  • 2016 - «Прощай
  • 2018 - «Поверь»

О группе «Мельница»

Группа «Мельница» играет акустическую и электроакустическую музыку. Инструменты: виолончель, флейта, мелодика, жалейка, сампони, перкуссия, две гитары (акустические), ударная установка, бас-гитара (в студийном варианте акустическая, в концертном электрическая), арфа, орган Хаммонда (сессионно). Песни в группе исполняются несколькими вокалистами, но преимущественно поёт солистка Хелависа. Тексты и музыка песен основываются на народных (кельтских, скандинавских, русских), а также средневековых песнях, балладах, сказаниях; чувствуется влияние рока и металла в музыке и фэнтези в текстах. В числе творческих ориентиров музыкантов неизменно оказываются такие группы и исполнители, как Led Zeppelin, Jefferson Airplane, Дженис Джоплин, The Rolling Stones. В своих песнях их основной автор Наталья О’Шей (Хелависа), лингвист по образованию, использует широкую палитру образов всей индоевропейской мифологии. Несколько песен написаны Алексеем Сапковым, кроме того, «Мельница» исполняет песни Хелависы на стихи У.Б. Йейтса, Николая Гумилёва, Редьярда Киплинга, Роберта Бёрнса, Марины Цветаевой, Мориса Метерлинка, Ольги Лишиной и других поэтов.

Но начнём по порядку…

Все началось с того, что белорусский монах-расстрига Руслан Комляков решил перестать быть белорусским монахом, а вместо этого решил стать русским музыкантом.

И вот что из этого получилось…

Где-то в начале весны 1998 Денис Скурида рассказал, что познакомился с любопытным человеком, музыкантом Русланом Комляковым. Он ездил брать у него что-то вроде интервью, то ли для Russian Gothic Project, то ли для какого-то подпольного журнала, издаваемого кем-то из наших тогдашних знакомых - не так уж это и важно теперь. Руслан выдал ему запись одного из альбомов его группы, которую Ден и предложил моему вниманию.

Первым, что услышал, была легендарная песня «Портвейн и колбаса». Песня была забавная, и поинтересовался названием сего богоспасаемого коллектива, на что получил ответ - «Тиль Уленшпигель». Подивишись названию, узнал еще одну прелюбопытнейшую новость: Руслан так хорошо пообщался с Деном, что решил предложить ему роль перкуссиониста в своем коллективе, а Ден неожиданно (наверное, даже для самого себя) согласился, хотя ни разу в жизни не играл ни на каких других инструментах, кроме гитары. Но… Видимо, Руслану ОЧЕНЬ был нужен хоть какой-то перкуссионист, а Ден ОЧЕНЬ уж хотелось играть хоть в какой-то группе хоть на чем-нибудь, и поэтому соглашение было достигнуто, и Ден приступил к репетициям.

А через три дня после этого был концерт. Концерт был супер-камерный и проходил ажно в интернет-кафе Screen в Люблино. Кстати, там же присутствовал и еще один из нынешних музыкантов «Мельницы» - Александр Степанов.

Ушла зима, настало лето… И именно летом 1998 года у Руслана появилась нездоровая (или здоровая?) идея несколько разнообразить не только репертуар группы, но и ее исполнительский состав. А именно - ввести женский вокал! Ну и ничего удивительного, что первыми, к кому он обратился были музыканты его же коллектива. И вот тогда Ден вспомнил про Хелавису, с которой познакомился еще летом 1995 года на какой-то реконструкторской тусовке (т. е. рыцарском турнире) в Коломенском, где взял у нее телефон, по которому ни разу не звонил. Ну, и поскольку Хелависа уже к тому моменту была довольно широко известна среди реконструкторско-ролевой тусовки своими домашними кустарными записями, а кроме того еще и хорошо пела и сочиняла песни, то телефон был выдан Руслану для последующего прозвона на тему «а не хотели бы вы…». Оказалось, что очень даже! Таким образом группа обрела не только женский вокал, но и второго автора музыки и текстов.

Началась работа над аранжировками к песням Хелависы. Премьера состоялась в клубе «Станиславский». Первыми песнями были «Горец» и «Змей». Их-то и следует считать самыми старыми в репертуаре «Мельницы». И в очередной раз угораздило поприсутствовать при историческом событии. «Горец» понравился, а Хелависа - нет. Ну, то есть, как поет - понравилось даже очень, а вот, что ведет себя неестественно - не понравилось. Позднее понял, что так, наверное, ведет себя каждый человек впервые вылезший на сцену петь свои песни.

Далее был целый год чрезвычайно успешной концертной и вообще творческой деятельности. Именно в этот год (с лета 1998 по лето 1999) группа «Тиль Уленшпигель» достигла пика и в своем творчестве и в своей популярности. Были созданы «Мора», «Оборотень», позднее утерянная и ныне восстановленная «Ольга», «На север», «Лорд Грегори», «Рапунцель», «Зима», «Дорога сна»… Все песни принимались публикой очень хорошо. Могу это утверждать, потому что сам тогда принадлежал к этой публике. Из других знаменательных событий заслуживают упоминания уход из группы виолончелиста Эдика, скрипачки Ольги Харитоновой и приход в нее тогдашних студенток Академии им. Гнесиных скрипачки Марии Болычевой и виолончелистки Александры Никитиной. А еще в группу пришел очень хороший перкуссионист и вообще ударник Паша Давыдович. Ныне он играет в группе «Разнотравие» из города Рыбинска, которая существовала и тогда, но в каком-то очень вялотекущем виде (то ли дело сейчас!). Именно Пашка придумал чуть ли не все перкуссионные партии к перечисленным выше песням, да еще и хорошенько поучил Дена играть на перкуссии.

Примерно тогда же группа обрела своего бессменного звукорежиссера Анну Кондакову. Тогда она тоже училась в Гнесинке на факультете звукорежиссуры и была случайно встречена Сашей Никитиной в туалете Академии. Саша спросила ее, не хочет ли она порулить звук на концерте у группы «Тиль Уленшпигель», и Аня опрометчиво согласилась… И хорошо, что согласилась. Что бы они теперь без нее делали…

Казалось бы, настали чуть ли не золотые времена… Полные залы клубов, масса репертуара, хороший профессиональный коллектив, куча планов, даже спонсорская поддержка, но… Кризис не заставил себя ждать. А все дело в том, что у Руслана были какие-то свои очень отдельные понятия о том, как следует обращаться с людьми, с которыми он работает. В частности, например, сколько им надо платить денег, и надо ли вообще. Частенько денег музыкантам не доставалось совсем, и это, конечно, не могло продолжаться очень долго.

Буря разразилась в октябре 1999 года после одного из концертов. Наташа Филатова объявила о том, что с Русланом она больше работать не будет, а вся остальная группа вдохновленная ее примером последовала за ней. Группа распалась. Ден Скурида и Маша Болычева уже подались в другой проект, Паша еще летом вернулся к себе в Рыбинск. Казалось, что группа распалась совсем и некому собрать осколки воедино. Но…

Вот тут-то Хелависа и решила позвонить Дену с предложением воссоздать группу на основании равенства, братства и честного дележа вымогаемых на входе в клуб денежных средств, но уже без Руслана и под другим названием, которое еще предстояло придумать. Ну и позвонила, ясен пень! Ден выслушал, согласился, что идея неплоха и взял на себя роль главного администратора, а также обзвон всех остальных бывших участников «Тиля» с предложением присоединиться к воссоздаваемому проекту. Состав был обзвонен и полностью согласился с предложением.

Название чуть позже придумала Хелависа объяснив это примерно так: «Очень милое сказочное сооружение, нам подходит». Это потом уже объяснение обросло всякими подробностями того, что подразумевается под словами «милое сказочное сооружение», а именно - «обиталище красноглазого мельника-колдуна из славяно-балтийского фольклора; некий демиургический механизм, не только превращающий зерно в муку, но и творящий свой необыкновенный мир, как мельница Сампо» и т. п. А тогда это была просто очень милая сказочная «Мельница».

Первый концерт состоялся в клубе «Форпост» 29 октября. Причем, в афише все еще значился «Тиль Уленшпигель», поэтому Хелависа начала концерт словами: «Здравствуйте. Вас немножко обманули. Дело в том, что заявлена была группа Тиль Уленшпигель, а сейчас вы видите перед собой группу Мельница, потому что все ушли из группы Тиль Уленшпигель и образовали другую группу. Если кто-то хочет, то он может получить свои деньги обратно, а для тех, кто останется сыграем.» Не помню, чтобы кто-то ушел. И, естественно, тоже остался. Концерт получился дивным, хотя Хелависе было трудновато одновременно играть на гитаре и петь, но эту проблему еще предстояло решить.

И вскоре она была решена. В группу пригласили старого друга Александра Степанова по прозвищу «Грендель», который почитался в их кругах за самого крутого гитариста. Однако же, имея нулевой опыт игры в коллективе (это совсем не то же самое, что играть одному, без ансамбля то есть), Грендель коллектив быстро разочаровал, и тогда родилась «светлая» идея пригласить в группу Алексея. Можно признать, что его опыт игры в коллективе на тот момент также стремился к нулю, а следовательно группа «Мельница» вобщем-то поменяла шило на мыло. Но, тем не менее, в составе задержался надолго, постепенно совершенствовал свои навыки и в итоге даже перестал вызывать игрой гримасы боли на лицах товарищей по группе. Гренделю же еще предстояло Второе Пришествие, которое состоялось в 2001 году, когда Хелависа на полгода покидала группу, уехав в Ирландию на стажировку. Второе Пришествие Гренделя прошло куда удачнее первого.

Стоит добавить, что вначале группа использовала багаж песен «Тиля Уленшпигеля», поэтому и в дебютный альбом «Мельницы» вошли несколько песен, аранжировщиком которых был Руслан Комляков, лидер «Тиля Уленшпигеля», и сейчас трудно точно установить, какие из песен «Тиля» исполнялись на гастрольных концертах уже «Мельницей», а какие приписываются прежнему составу но с новым названием ошибочно…

Да и стоит ли, дело прошлое, и подлинный прорыв в мейнстрим группа совершила уже с полностью своим репертуаром в 2005 году благодаря «Нашему радио» и хит-параду «Чартова дюжина». Поклонники «Мельницы» организовали флешмоб и вывели песню «Ночная кобыла» в лидеры хит-парада. С тех пор «Мельница» - постоянный участник плей-листа «Нашего радио», их песни часто побеждают в хит-парадах.

В том же 2005 году в составе Мельницы произошли изменения, говоря проще - раскол. Несколько участников отделились и образовали группу «Сильфы». Тогда же появилась вторая вокалистка, Алевтина Леонтьева, которая приняла участие в записи альбома «Зов крови» (2006). Алевтина покинула группу в 2007 году.

В 2009 году «Мельница» записала новый альбом «Дикие травы». В этом же году вышел сборник хитов «Мельница: Лучшие песни».

Параллельно с работой в «Мельнице», Хелависа выступает сольно, долгое время распространялись любительские записи её концертов. Первый «официальный» сольный альбом, «Леопард в городе», вышел в 2009 году.

В 2011 году у группы вышел сингл «Рождественские песни», куда вошли две новые песни - «Береги себя» и «Овечка».

28 апреля 2012 года состоялся релиз пятой пластинки «Ангелофрения». В тот же день «Мельница» презентовала новый альбом в Москве, в клубе Arena Moscow. Также вышли DVD-запись концерта-презентации «Диких трав» и бокс-сет «Знак четырёх» - переиздание первых четырёх альбомов группы. В качестве бонуса в «Знак четырёх» вошли песни «Береги себя» и «Овечка», включённые в рождественский сингл 2011 года.

В ноябре состоялись съёмки первого клипа группы и материала для второго клипа с концерта группы в Ижевске 25 ноября 2012 года.

26 сентября 2014 года вышел первый официальный концертный альбом группы «Мельница» «Ангелофрения Live», включающий в себя запись 16 песен с презентации альбома «Ангелофрения» в клубе Arena Moscow 28 апреля 2012 года.

Участники группы

Наталья О’Шей (Хелависа) - вокал, ирландская арфа, перкуссия, акустическая гитара, стихи, музыка, аранжировки.

Алексей Орлов (с декабря 2005 года) - электровиолончель, виолончель, мандолина, аранжировки.

Алексей Кожанов (с декабря 2005 года) - бас-гитара, акустическая гитара, аранжировки.

Дмитрий Фролов (с декабря 2005 года) - ударная установка, аранжировки.

Сергей Вишняков (с февраля 2010 года) - акустическая гитара, электрогитара, бэк-вокал.

Дмитрий Каргин (с июня 2013 года) - флейта

Сессионные участники

Василиса Введенская - альт скрипичный. Лидер фолк-рок-группы «Вилы». Сессионный участник, май 2000.

Сергей Седых - гитара, электрогитара. Лидер рок-группы «Северо-Восток», сессионный участник концертов 2009–2010, принял участие в записи альбома «Дикие травы» (2009).

Ирина Сурина - вокал. Кантри-фолк-певица, бывшая участница группы «Кукуруза» (1991–2000). Приняла участие в записи альбома «Дикие травы».

Елена Никитаева - вокал. Приняла участие в записи альбома «Дикие Травы» и его презентации в СК «Олимпийский» (2009 г.)

Сергей Клевенский - духовые. Принял участие в записи альбома «Дикие травы».

Макс Йорик - электроскрипка. Принял участие в записи альбома «Дикие травы» и его презентациях в СК «Олимпийский» (Москва) и ДС «Юбилейный» (СПб).

Пётр Никулин - диджериду. Принял участие в записи альбома «Дикие травы».

Николай Ооржак - горловое пение. Принял участие в записи альбома «Дикие травы».

Оскар Чунтонов - орган Хаммонда. Клавишник группы Петра Налича, Татьяны Зыкиной. Принял участие в записи альбома «Дикие травы». Сессионный участник московских концертов группы с 2010 г.

Административно-техническая группа

Алексей Сапков (Чус) - с октября 1999 года по март 2010 года: гитара, вокал, перкуссия, музыка, стихи, аранжировки. С марта 2010 года: директор и продюсер коллектива.

Алексей Зиновьев - звукорежиссёр сцены.

Иван Савин - художник по свету.

Алексей Денисов - звукорежиссёр (с ноября 2011 года).

Бывшие участники

Дэн Скурида - гитара, перкуссия, вокал. С основания группы до июля 2002 года. Участник группы «Ветер Воды».

Мария Скурида - скрипка, бэк-вокал. С основания группы до июля 2002 года. Участница группы «Ветер Воды».

Наталья Филатова - флейта. С основания группы до октября 2005 года. Участница группы «Сильфы».

Александр Степанов (Грендель) - гитара, перкуссия, вокал, музыка, аранжировки. С образования «Мельницы» в октябре 1999 года по декабрь 1999 года был участником группы. С новыми силами вернулся в январе 2001 года, чтобы усилить и разнообразить звучание коллектива. В июне 2007 года вновь покинул группу, являлся участником фолк-группы «АнарримА» до её распада.

Дина Хацко - второй вокал, 1999 год.

Александра Никитина - виолончель, 1999 год.

Алексей Даниленко - виолончель, 2000 год.

Ольга Лопина - второй вокал, ноябрь-декабрь 2000 года.

Роман Лютославский (Прощенко) - перкуссия, ударная установка. С сентября 2002 до июля 2004 года.

Инесса Клубочкина (Бурлакова) - скрипка. С октября 2003 до октября 2005 года. Участница группы «Сильфы».

Наталья Котлова - виолончель. С декабря 2003 до октября 2005 года. Бывшая участница группы «Сильфы».

Александр Леер - ударная установка, перкуссия. С июля 2004 до октября 2005 года. Бывший участник группы «Сильфы».

Мария Цодокова (Шанти) - вокал, бэк-вокал. В ноябре 2004 года выступала с группой в качестве второй вокалистки.

Ирина Ширяева - вокал, бэк-вокал. В январе-мае 2005 года выступала с группой в качестве второй вокалистки.

Сергей Заславский - флейта, мелодика, жалейка, саксофон, аккордеон, варган, аранжировки. С декабря 2005 по май 2013 года.

Алевтина Леонтьева - вокал, бэк-вокал, стихи. С 27 мая 2006 года выступала с группой в качестве второй вокалистки. 24 ноября 2007 года покинула «Мельницу», ведёт собственные проекты.

Алексей Аржанов (Доктор) - звукорежиссёр (покинул группу в октябре 2011 года).

Из книги Гадкие утята фантастики автора Альтшуллер Генрих Саулович

«ЧЕРТОВА МЕЛЬНИЦА», 1929 29. «Двигатель», в котором используются мышцы человека.Как ни странно, эта идея оказалась недостаточно фантастичной. Сейчас ведутся работы по созданию двигателей с искусственными мышцами - полимерными элементами, непосредственно превращающими

Из книги Том 20. Избранные письма 1900-1910 автора Толстой Лев Николаевич

47. Группе шведских писателей и ученых <перевод с французского> 1902 г. Января 22/февраля 4. Гаспра. 1902 22 янв. / 4 февраляДорогие и уважаемые собратья,Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения -

Из книги Японцы [этнопсихологические очерки] автора Пронников Владимир Алексеевич

3. Установление отношений подчинения в рабочей группе Одной из основных особенностей японского менеджмента является упор на приверженность к группе, групповая психология. Ни в какой другой человеческой общности так высоко не оценивают групповую атмосферу,

Из книги Проблемы международной пролетарской революции. Коммунистический Интернационал автора Троцкий Лев Давидович

Л. Троцкий. ГРУППЕ «СПАРТАК» В ГЕРМАНИИ И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ НЕМЕЦКОЙ АВСТРИИ Дорогие товарищи!С величайшей радостью следим мы за вашей борьбой и вашими выступлениями под знаменами революционного социализма. Вам приходится вести борьбу в необычайно трудных

Из книги Революционное богатство автора Тоффлер Элвин

Сатанинская мельница Упомянутые выше материальные улучшения сопровождаются значительными достижениями в качестве жизни. Согласно данным Агентства по защите окружающей среды, «загрязнение среды промышленными предприятиями и мусоросжигательными заводами уменьшилось

Из книги ГРУ: вымыслы и реальность автора Пушкарев Николай

В ГРУППЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В ГЕРМАНИИ В.К.БУРЦЕВ,полковник спецслужбы ГРУ Генштаба МО ВС СССРканд. физ-мат. наукСлужбу свою я начал в начале декабря 1962 года. После окончания учебы в МГУ на физическом факультете в 1960 году был распределен в НИИ «Теплоприбор», а в 1961 году

Из книги Газета Завтра 288 (23 1999) автора Завтра Газета

Роман Коноплев ВЕНЕЧКИНА МЕЛЬНИЦА Златоглазый Коперник, твори меня вновь. Спасибо, колдунья-весна, за твою акварель. Спасибо вам, вешние чары, за нашу любовь. За маленький домик с видом на небо, а в небе апрель... Последние времена. Омерзительная каша зарубающегося

Из книги Письма, заявления, интервью. 70-е годы автора Сахаров Андрей Дмитриевич

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ А. САХАРОВА ГРУППЕ ИНОСТРАННЫХ ЖУРНАЛИСТОВ Сахаров спросил присутствующих, знакомы ли они с его записью разговора с заместителем Генерального прокурора М. П. Маляровым, и, получив утвердительный ответ, просил считать эту запись введением к

Из книги Неизвестные Стругацкие. От «Понедельника...» до «Обитаемого острова»: черновики, рукописи, варианты автора Бондаренко Светлана

О группе «Людены» Здесь часто упоминаются «людены» - представители группы «Людены», вот уже более пятнадцати лет занимающиеся исследованием творчества АБС. За полтора десятка лет группа успела пройти ряд существенных этапов в своем развитии, были и кризисы, было и

Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович

Мельница Мельница является первым устройством, использовавшим не мышечную энергию человека или животных, а энергию природных сил – воды и ветра.Первыми были водяные мельницы, где происходило преобразование энергии водяного потока в энергию вращения. Это простейшее

Из книги Как обустроиться в Европе. Практическое пособие для проживающих и отъезжающих автора Прийдак Анна

Характеристики, свидетельствующие о принадлежности к определенной социальной группе Первое впечатление от одежды и других атрибутов внешности человека, а также от предметов, которыми он пользуется, создают основу для дальнейшего общения с ним. Одежда может помочь

Из книги История чемпионатов Европы по футболу автора Желдак Тимур А.

Из книги Хелависа и группа «Мельница». Не только песни [сборник] автора О`Шей Наталья Хелависа

Из книги Неужели я гений? автора Венгар Вин

Из книги Ноука от Горького Лука (компиляция) автора Горький Лук

Глава 12. Работа в группе Девятилетний мальчик из племени Оглала Сиу заболел горячкой. В бреду ему пригрезилось, как четыре табуна могучих коней несутся с четырех концов Земли. Затем в облаках явились шестеро Старейшин - духов-хранителей племени - и сообщили ему важную

Из книги автора

Нефтяная мельница, або Двадцать два миллиона китайских долларов Расскажу две истории про карты-деньги, а потом сделаю из них mashup под березовый русский бит.Был у меня приятель. Ну как приятель, скорее знакомый. Богатый. Разбогател в 90-е на занесении культуры в массы.

Для российской музыкальной сцены – проект уникальный. Некоторые «горячие головы» склонны утверждать, что вообще в Европе такого больше нет. «Такого» - это сочетания элементов, каждый из которых в отдельности, может быть, и не оригинален, но которые не найдешь все вместе в рамках одного музыкального проекта.

Начинается все с состава. Мало того, что «Мельница» - группа живая, играющая живую музыку, не фанерную, так при этом еще и в полной акустике: скрипка, флейта, виолончель, две акустические гитары, разнообразная перкуссия и, конечно, вокал. Вместе с тем, подобный состав вовсе не делает группу академичной, камерной. Рок-н-ролльный драйв присущ ей ничуть не менее, чем многим по-настоящему роковым составам.

Определение стиля «Мельницы» - отдельная проблема. Когда малознакомые или вовсе не знакомые с творчеством группы люди задают вопрос «а в каком, собственно, стиле вы играете», это ставит в тупик даже самих музыкантов. Вдохновение они черпают почти во всех стилях, разве что кроме электронно-индустриальных течений. Тут есть и отголоски классики (сказывается музыкальное образование), и фолка (русского, кельтского, скандинавского и даже испанского), и менестрельских баллад, и мрачноватость готики, и энергетику и рифы рока, а в некоторые песни так и просится гитара потяжелее. При всем этом, «Мельница» напрочь лишена какой-то излишней концептуальности, сложности в восприятии, расчета на изрядно подготовленного слушателя, что почему-то свойственно почти всем коллективам, работающим в сложносмешанных стилях. Итог этого любопытный: за своих группу принимают и любители фолка всех мастей, и любители готики, и любители металла, и любители русского рока.

О чем же можно петь под такую музыку? Основная тема – конечно лирика о любви, о ненависти, о красоте, о жизни и смерти, но в этаком "сказочно-волшебном" варианте. Разброс большой – от мистики до чего-то милого и близкого вроде Братьев Гримм. Кто-то и правда назовет это сказками, кто-то скажет «фэнтези», а кто-то расслышит, что это все на самом деле о нашей вполне реальной, земной жизни. Поэтому группу любят старушки-гардеробщицы и семнадцатилетние панки, романтические девицы и суровые офицеры российской армии, бедные студенты и богатые коммерсанты… Именно такое вавилонское смешение публики можно видеть на концертах «Мельницы».

Основа творчества «Мельницы» - это стихи и музыка написанные музыкантами группы. Кроме того «Мельница» исполняет и песни на стихи Гумилева, Цветаевой, Йейтса, Бёрнса.

Группа существует уже более пяти лет и за это время успела поиграть почти во всех московских музыкальных клубах, имеющих возможность разместить у себя стремительно растущую аудиторию. 2 апреля 2004 года в ДК им.Горбунова состоялся первый большой сольный концерт группы организованный концертным агентством “Мельница”. Выступление прошло при полном аншлаге и собрало более 1700 человек.

В апреле 2003 года группа записала дебютный полноформатный альбом “Дорога сна” изданный компанией “CD Land Records”. Второй диск “Master of the Mill (EP)” был выпушен своими силами специально к концерту в ДК им.Горбунова и включил в себя произведения записанные 2 годами ранее и издававшиеся только на сборниках плюс 2 новых трека.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни группы "Мельница"

Все началось с того, что Хелависа решила позвонить... Нет... Не с этого. На самом деле все началось с того, что белорусский монах-расстрига Руслан Комляков решил перестать быть белорусским монахом, а вместо этого решил стать русским музыкантом.

И вот что из этого получилось...

ПРЕДПРЕДыстория группы:

Для этого Руслан бросил родной монастырь где-то в Белоруссии и переехал в Москву, где стал искать музыкантов, а параллельно писать песни. Шел 1996 год. Ну, примерно так, если верить старожилам.

Идея была проста - камерный акустический состав и песни, напоминающие своим общим настроением и музыкой средневековые менестрельские баллады, песни, танцы... И ему удалось найти музыкантов, готовых поучаствовать в этой затее. Ими стали скрипачка Ольга Харитонова, флейтистка Наталья Филатова и виолончелист Эдик (чтоб я знал его фамилию; кто знает - сообщите). Сам Руслан играл на гитаре и пел. Группа сначала назвалась "Уленшпигель", но вскорости переименовалась в "Тиль Уленшпигель", ибо в Казани обнаружился "Уленшпигель", существующий уже давно. Почему Руслан именно так назвал свою группу - сие мне неизвестно, но название прижилось, и даже в какой-то момент стало восприниматься совершенно естественно, как-будто так оно и надо.

Группа играла, репетировала, набирала репертуар и даже записала 2 студийных альбома: "Герои" и "Вавилон". Песни об ту пору принадлежали исключительно перу Руслана, а все остальные участники по сути были сессионными музыкантами - просто получали небольшие деньги с каждого сыгранного концерта. И надо заметить, весьма небольшие, но об этом позже.

1998 год группа встретила имея неплохой багаж: 2 альбома и пачку концертов, сыгранных в различных клубах и на разных фестивалях. Но это все ПРЕДПРЕДистория. А ПРЕДистория начинается именно в этом году, потому что в этот год в состав группы вошли те люди, которые потом образовали костяк "Мельницы".

Случилось это так...

ПРЕДыстория группы:

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Где-то в начале весны 1998 мой старый друг Денис Скурида рассказал, что познакомился с любопытным человеком, музыкантом Русланом Комляковым. Он ездил брать у него что-то вроде интервью, толи для Russian Gothic Project, толи для какого-то подпольного журнала, издаваемого кем-то из наших тогдашних знакомых - не так уж это и важно теперь. Руслан выдал ему запись одного из альбомов его группы, которую Ден и предложил моему вниманию.

Первым, что я услышал, была легендарная песня "Портвейн и колбаса". Песня была забавная, и я поинтересовался названием сего богоспасаемого коллектива, на что получил ответ - "Тиль Уленшпигель". Подивишись названию, я узнал еще одну прелюбопытнейшую новость: Руслан так хорошо пообщался с Деном, что решил предложить ему роль перкуссиониста в своем коллективе, а Ден неожиданно (наверное, даже для самого себя) согласился, хотя ни разу в жизни не играл ни на каких других инструментах, кроме гитары. Но... Видимо, Руслану ОЧЕНЬ был нужен хоть какой-то перкуссионист, а Ден ОЧЕНЬ уж хотелось играть хоть в какой-то группе хоть на чем-нибудь, и поэтому соглашение было достигнуто, и Ден приступил к репетициям.

А через три дня после этого был концерт! Я там был, пива вроде пил, и группа мне понравилась, хотя концерт был супер-камерный и проходил ажно в интернет-кафе Screen в Люблино. Кстати, там же присутствовал и еще один из нынешних музыкантов "Мельницы" - Алекандр Степанов.

Ушла зима, настало лето... И именно летом 1998 года у Руслана появилась нездоровая (или здоровая?) идея несколько разнообразить не только репертуар группы, но и ее исполнительский состав. А именно - ввести женский вокал! Ну и ничего удивительного, что первыми, к кому он обратился были музыканты его же коллектива. И вот тогда Ден вспомнил про Хелавису, с которой познакомился еще летом 1995 года на какой-то реконструкторской тусне (т.е. рыцарском турнире) в Коломенском, где взял у нее телефон, по которому ни разу не звонил. Ну, и поскольку Хелависа уже к тому моменту была довольно широко известна среди реконструкторско-ролевой тусовки своими домашними кустарными записями (я еще раньше слышал парочку в исполнении магнитофона, но не впечатлился, ибо качество было ужасное, а некоторые из них до сих пор ведь ходят по рукам!), а кроме того еще и хорошо пела и сочиняла песни, то телефон был выдан Руслану для последующего прозвона на тему "а не хотели бы вы...". Оказалось, что очень даже! Таким образом группа обрела не только женский вокал, но и второго автора музыки и текстов.

Началась работа над аранжировками к песням Хелависы. Премьера состоялась в клубе "Станиславский". Первыми песнями были "Горец" и, дай бог памяти, "Змей". Их-то и следует считать самыми старыми в репертуаре "Мельницы". И в очередной раз меня угораздило поприсутствовать при историческом событии. "Горец" мне понравился, а Хелависа - нет. Ну, то есть, как поет - понравилось даже очень, а вот, что ведет себя неестественно - не понравилось. Позднее я понял, что так, наверное, ведет себя каждый человек впервые вылезший на сцену петь свои песни.

Далее был целый год чрезвычано успешной концертной и вообще творческой деятельности. Именно в этот год (с лета 1998 по лето 1999) группа "Тиль Уленшпигель" достигла пика и в своем творчестве и в своей популярности. Были созданы "Мора", "Оборотень", позднее утряная и ныне восстановленная "Ольга", "На север", "Лорд Грегори", "Рапунцель", "Зима", "Дорога сна"... Все песни принимались публикой очень хорошо. Могу это утверждать, потому что сам тогда принадлежал к этой публике. Из других знаменательных событий залуживают упоминания уход из группы виолончелиста Эдика, скрипачки Ольги Харитоновой и приход в нее тогдашних студенток Академии им. Гнесиных скрипачки Марии Болычевой и виолончелистки Александры Никитиной. А еще в группу пришел очень хороший перкуссионист и вообще ударник Паша Давыдович. Ныне он играет в группе "Разнотравие" из города Рыбинска, которая существовала и тогда, но в каком-то очень вялотекущем виде (то ли дело сейчас!). Именно Пашка придумал чуть ли не все перкуссионные партии к перечисленным выше песням, да еще и хорошенько поучил Дена играть на перкуссии.

Примерно тогда же группа обрела своего бессменного звукорежиссера Анну Кондакову. Тогда она тоже училась в Гнесинке на факультете звукорежиссуры и была случайно встречена Сашей Никитиной в туалете Академии. Саша спросила ее, не хочет ли она порулить звук на коцерте у группы "Тиль Уленшпигель", и Аня опреметчиво согласилась... И хорошо, что согласилась. Что бы мы теперь без нее делали...

Казалось бы, настали чуть ли не золотые времена... Полные залы клубов, масса репертуара, хороший профессиональный коллектив, куча планов, даже спонсорская поддержка, но... Кризис не заставил себя ждать. А все дело в том, что у Руслана были какие-то свои очень отдельные понятия о том, как следует обращаться с людьми, с которыми он работает. В частности, например, сколько им надо платить денег, и надо ли вообще. Частенько денег музыкантам не доставалось совсем, и это, конечно, не могло продолжаться очень долго.

Буря разразилась в октябре 1999 года после одного из концертов. Наташа Филатова объявила о том, что с Русланом она больше работать не будет, а вся остальная группа вдохновленная ее примером последовала за ней. Группа распалась. Ден Скурида и Маша Болычева уже подались в другой проект, Паша еще летом вернулся к себе в Рыбинск. Казалось, что группа распалась совсем и некому собрать осколки воедино. Но...

ИСТОРИЯ группы:

Вот тут-то Хелависа и решила позвонить Дену с предложением воссоздать группу на основании равенства, братства и честного дележа вымогаемых на входе в клуб денежных средств, но уже без Руслана и под другим названием, которое еще предстояло придумать. Ну и позвонила, ясен пень! Ден выслушал, согласился, что идея неплоха и взял на себя роль главного администратора, а также обзвон всех остальных бывших участников "Тиля" с предложением присоединиться к воссоздаваемому проекту. Состав был обзвонен и полностью согласился с предложением.

Название чуть позже придумала Хелависа объяснив это примерно так: "Очень милое сказочное сооружение, нам подходит". Это потом уже объяснение обросло всякими подробностями того, что подразумевается под словами "милое сказочное сооружение", а именно - "обиталище красноглазого мельника-колдуна из славяно-балтийского фольклора; некий демиургический механизм, не только превращающий зерно в муку, но и творящий свой необыкновенный мир, как мельница Сампо" и т.п. А тогда это была просто очень милая сказочная "Мельница".

Первый концерт состоялся в клубе "Форпост" 29 октября. Причем, в афише все еще значился "Тиль Уленшпигель", поэтому Хелависа начала концерт словами: "Здравствуйте. Мы вас немножко обманули. Дело в том, что заявлена была группа Тиль Уленшпигель, а сейчас вы видите перед собой группу Мельница, потому что мы все ушли из группы Тиль Уленшпигель и образовали другую группу. Если кто-то хочет, то он может получить свои деньги обратно, а для тех, кто останется мы сыграем." Не помню, чтобы кто-то ушел. И я, естественно, тоже остался. Концерт получился дивным, хотя Хелависе было трудновато одновременно играть на гитаре и петь, но эту проблему еще предстояло решить.

И вскоре она была решена. В группу пригласили нашего старого друга Александра Степанова по прозвищу "Грендель", который почитался в наших кругах за самого крутого гитариста. Однако же, имея нулевой опыт игры в коллективе (это совсем не то же самое, что играть одному, без ансамбля то есть), Грендель коллектив быстро разочаровал, и тогда родилась "светлая" идея пригласить в группу меня. Должен признать, что мой опыт игры в коллективе на тот момент также стремился к нулю, а следовательно группа "Мельница" вобщем-то поменяла шило на мыло. Но, тем не менее, я в составе задержался надолго, постепенно совершеноствовал свои навыки и в итоге даже перестал вызывать своей игрой гримасы боли на лицах товарищей по группе. Гренделю же еще предстояло Второе Пришествие, которое состоялось в 2001 году, когда Хелависа на полгода покидала группу, уехав в Ирландию на стажировку. Второе Пришествие Гренделя прошло куда удачнее первого. Толи он там где-то потихоньку тренировался весь год, надеясь присоединиться, толи просто момент был подходящий, но с тех пор он играет в группе.

Было много концертов, много работы, поездок. Из группы ушла сначала виолончелистка Саша Никитина и присоединился волончелист Алексей Даниленко, потом ушел и он, а в группе успела поиграть нынешняя вокалистка и альтистка группы "Вилы" Василиса Введенская. В качестве второго вокала у нас поработали немного Дина Хацко и Ольга Лопина, но не сложилось. В группу пришла виолончелистка Дина Нигматуллина, которая теперь уже работает у нас больше года, чему мы все искренне рады, а потом мы расстались и с Деном и Машей и приобрели Наташу Масевнину в качестве скрипачки и Рому Лютославского в качестве перкуссиониста. Но это уже все новейшая история и ее писать пока что рано. Поэтому кончик истории я скомкаю, чтобы все облизнулись и обломались, но однако же...