Средства и формы музейной деятельности: эффективность. Музеи оценят по репутации

К. БАСИЛАШВИЛИ: Доброе утро. Тимур Олевский.

Т. ОЛЕВСКИЙ: И Ксения Басилашвили. Доброе утро.

К. БАСИЛАШВИЛИ: У нас сегодня программа очень важная, государственная, мы будем говорить о делах государственных, поэтому я уточняю. Ты гражданин России? Можем с тобой это обсуждать? Я гражданка России.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я не знаю, в нынешней ситуации, как я могу так просто ответить тебе на этот вопрос. Да, гражданин. Конечно, гражданин. Признаваться, не признаваться – не понятно. У меня паспорт есть красный.

К. БАСИЛАШВИЛИ: После половины часа мы говорим о новогодней программе столичных парков и музеев, по телефону будет Антон Горянов - начальник отдела музейно-выставочной работы Департамента культуры Москвы

Т. ОЛЕВСКИЙ: Они только для граждан России?

К. БАСИЛАШВИЛИ: Мы узнаем и спросим. Минут в 26 мы отправимся вместе со Стасом Анисимов в новый музей, в Музей СССР, он открылся на территории ВВЦ.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Живем в СССР и музей СССР, логично.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Не забудьте, что ближе к концу часа будет розыгрыш призов, будет соответствующий вопрос. А сейчас главная тема – что такое успешный музей и как оценить эффективность российских музеев.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Давай представим гостя. Наталья Самойленко – глава Департамента культурного наследия Министерства культуры России.

Н. САМОЙЛЕНКО: Доброе утро. С наступающим новым годом.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Мы не будем делать вид, что мы не знакомы.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Что, сейчас мы просто будем закрывать музеи, я так понимаю?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Подождите. Что случилось-то?

К. БАСИЛАШВИЛИ: Нам из достоверных источников стало известно, что Министерство культуры готовит рейтинг, шкалу эффективности…

К. БАСИЛАШВИЛИ: И гремит до сих пор. И школ, и вузов, и детсадов. В общем, кругом какая-то оптимизация, которая на этот раз уже коснулась и российских музеев. Что, будете закрывать неэффективные?

Н. САМОЙЛЕНКО: Я думаю, как хорошо ходить к знакомым друзьям, потому что от них узнаешь много нового. То, что говорите сейчас вы, я слышу впервые. Никакого рейтинга Министерство культуры пока не готовит. Министерство культуры сейчас занимается подготовкой документа, который называется «Концепция развития музеев», где будет стоять вопрос о том, как оценивать музеи. А для чего оценивать – понятно. С точки зрения государства, важно понимать, правильно ли работает музей или он находится в состоянии спячки. С точки зрения государства, важно понимать, кого надо финансировать в первую очередь, а кого во вторую. Для этого нужны критерии оценки музеев.

К. БАСИЛАШВИЛИ: А кого, может быть, вообще не финансировать.

Н. САМОЙЛЕНКО: Да.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Если музей не эффективен окажется, как до какого-то времени был не эффективен Музей декоративно-прикладного искусства в Москве. Долгое время музей был полуспящий, не интересный.

Н. САМОЙЛЕНКО: А сейчас там всё просыпается, все люди начали думать, как сделать так, чтобы музей был интересен.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Но возникает вопрос. Музей был не эффективен – это повод его ликвидировать или надо что-то менять? Если вы признаете музей плохо работающим, какие меры будут производиться с ним?

Н. САМОЙЛЕНКО: Меры будут производиться ровно те, которые сейчас производятся в Музее декоративно-прикладного искусства. Музей декоративно-прикладного искусства ищет, по какому пути он должен теперь идти.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Смена начальства – первый вопрос.

Н. САМОЙЛЕНКО: Не обязательно.

К. БАСИЛАШВИЛИ: А закрытие?

Н. САМОЙЛЕНКО: И совсем не обязательно.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Переезд в другое помещение?

Н. САМОЙЛЕНКО: Переезд в другое помещение – это отдельный вопрос. Вопрос самый простой - а каким образом мы считаем? Если бы вы мне сейчас задали вопрос, хорошо ли поработало Министерство культуры в прошедшем году, я бы с гордостью сказала, что Министерство культуры в прошедшем году поработало очень хорошо. Потому что вместо 72 миллионов рублей, которые были выделены на закупки в 11-м году, в 12-м году мы закупили для музеев произведений искусства, музейных предметов больше, чем на 230 млн. рублей. И сразу всё становится понятно.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Давайте поймем, какова ситуация сейчас. Сейчас Министерство, государство дает деньги на развитие музеев, вузов.

Н. САМОЙЛЕНКО: На содержание, не на развитие. Главное у нас – это музейный фонд. Государство в первую очередь должно сохранить наше наследие, которое находится в музеях. Основные средства сейчас идут на подержание музейного фонда: на поддержание зданий, фондохранилищ, на реставрацию произведений искусства, на обслуживание этого хозяйства. Но при этом забываются абсолютно актуальные для сегодняшнего дня вещи. Мы совершенно не умеем сейчас определять, насколько это интересно зрителю.

К. БАСИЛАШВИЛИ: А что, средств стало не хватать? Почему необходимо сейчас завести разговор о том, как их распределять между музеями?

Н. САМОЙЛЕНКО: Средств становится даже больше, только еще больше становится музеев. И вот этот вопрос – какие музеи должны поддерживаться: только федеральные, только региональные, только ли муниципальные? А что делать с частными музеями? Это вопрос, который требует сейчас уточнения и обсуждения.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Давайте начнем говорить о критериях. Возьмем музеи-блокбастеры, музеи, которые все знают, в которые все придут: Эрмитаж, Музей имени Пушкина, Русский музей, Третьяковка, Государственный Исторический музей, Петергоф…

Н. САМОЙЛЕНКО: И сразу возникнет проблема. Например, Петергоф – это самый посещаемый музей нашей страны на сегодня. Но Петергоф состоит из множества объектов. Как считать нам? По одному билету, по билету в каждый объект. В Эрмитаж покупается один билет, в Петергоф можно купить несколько. Поэтому подсчет будет разным. И вопрос – а хорошо это или плохо, много билетов или один?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Так тоже не совсем честно. Понятно, что управлять Петергофом не просто, но для руководства Петергофа сам по себе Петергоф – это уже монополия: вот он есть, туда ходят люди. Постарайся, чтобы это всё не превратилось в руины. А маленькому музею, у него нет таких возможностей. Как его можно сравнивать с Петергофом?

Н. САМОЙЛЕНКО: В том-то и дело. Простой критерий посещаемости, он не однозначен. Потому что в какие-то музеи совсем не нужно, чтобы ходило больше людей, они уже сейчас работают на пределе. Если туда пойдет больше людей, то музей просто перестанет существовать, его затопчут, его нужно будет ремонтировать в два раза чаще, чем сейчас. Поэтому для каждого типа музеев надо устанавливать свои критерии.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Вот музеи-блокбастеры. Первый критерий для них – это посещаемость?

Н. САМОЙЛЕНКО: Да. Потому что музей должен быть интересен. Но просто мерить количеством людей странно. Если задать вопрос, что такое хороший музей, я вам могу довольно быстро на этот вопрос ответить. Это музей, куда ты хочешь придти еще раз.

Т. ОЛЕВСКИЙ: А как вы это в бумажку оформите?

Н. САМОЙЛЕНКО: Совершенно верно – как замерить этот интерес зрителей? Действительно, есть музеи, куда люди приходят один раз и больше уже идти не хотят.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Есть в музеи, в которые приходит очень мало людей, но очень важно, чтобы это небольшое количество людей доходили до этих музеев. Простой пример. Есть Музей Дома на набережной, прямо в Доме на набережной, крошечный музей, в который по сравнению с Петергофом ходит очень небольшое количество людей. Но, возможно, тот человек, который туда придет, он что-то потом поменяет в своей жизни, потом в жизни Москвы или даже жизни страны. Как это оценивать? Это должно быть экспертное сообщество, но очень уважаемое, которому доверяют.

Н. САМОЙЛЕНКО: Нам нужно сначала договориться, что входит в музейную деятельность, входит ли в музейную деятельность только количество предметов, которые мы поддержали и отреставрировали, сохранили, или музейная деятельность сейчас шире? Потому что то, о чем вы говорите, это музей, который на самом деле может работать в Интернете, может актив взаимодействовать с современной публикой, и мы его будем оценивать за эту внешнюю активность. Эти вещи, которые связаны с новыми формами работы музеев в последнее 10-летие, нам надо начать учитывать. Они никак не ловятся пока. Для этого нам надо создавать новую систему критериев оценки музеев.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Я хочу задать вопрос нашим радиослушателям, мы запускаем наше голосование. Имеют ли для вас значение рейтинги музеев? Если да, для вас рейтинги музеев будут иметь значение, в зависимости от этого вы придете или не придете в этот музей, тогда звоните по телефону 660-06-64. Если для вас такой рейтинг значения не имеет, 660-06-65.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Есть опасность со стороны руководителей музеев. Рейтинг – такая штука, на которую они не очень могут повлиять. И если правила будут размыты, то это инструмент манипулирования ими – можно любого директора признать неэффективным.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Предположим, высокая зарплата сотрудников, выше, чем в других музеях, это эффективность или нет, это критерий или нет? Предположим, как у Лувра, за год увеличение количества посетителей на 1 миллион – это эффективность, это критерий? Назовите вашу шкалу. Что есть?

Н. САМОЙЛЕНКО: Если говорить о посещаемости, нам надо понимать, что есть какие-то предельные возможности посещения музеев, и об этом надо сразу честно сказать. Скажем, Эрмитаж в современном виде не переварит больше 3 или 3,5 млн. человек в год. Но если Эрмитаж откроет корпус главного штаба, если Эрмитаж открыл сейчас новое фондохранилище, то это значит, что через два года там посещаемость должна возрасти раза в два, и это вполне реальные вещи. Т.е. в зависимости от того, что имеет музей, как он с этим работает. Потому что если в Эрмитаж по-прежнему будут ходить только в Зимний дворец и здания, построенные вдоль Дворцовой набережной, это одна история. А если будут активно жить новые площади Эрмитажа, это будет свидетельствовать об эффективности Эрмитажа.

К. БАСИЛАШВИЛИ: «В Лондоне и Вашингтоне большинство музеев-блокбастеров бесплатные», – напоминает нам Елена. Это так. О бесплатных музеях мы еще поговорим в конце часа. Мы только начинаем устраивать бесплатные дни в пробном режиме, и не все музеи на это согласны.

Н. САМОЙЛЕНКО: Потому что они на этом зарабатывают деньги.

К. БАСИЛАШВИЛИ: А если музей научился зарабатывать деньги, вопреки всему? Сейчас же, в принципе, законодательство не дает возможности заработать деньги. Для того чтобы кафе открыть, нужно пройти массу структур, комиссий.

Н. САМОЙЛЕНКО: Но в эту сторону надо двигаться. Музей должен давать возможность людям находиться там в комфортной обстановке. И это тоже одно из главных требований, которое может закладывать в понятие эффективного музея.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Наличие хорошего ресторана, удобного гардероба.

Н. САМОЙЛЕНКО: Удобного кафе, гардероба, комнаты, где можно перепеленать ребенка, книжного магазина и туалета, без этого никак нельзя.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Т.е. такая инфраструктура. Загибаем пальцы: посещаемость, наличие инфраструктуры…

Н. САМОЙЛЕНКО: И программа.

Т. ОЛЕВСКИЙ: А что вы сделаете с Пушкинским музеем, если там такое здание, которое есть сейчас? Там нет ни места для большого гардероба, никакого буфета там не построишь, там есть маленький буфет, который был с советских времен.

Н. САМОЙЛЕНКО: Пушкинский музей расширяется и собирается открывать новые истории, и многие их них будут именно сервисные, так же как и новые пространства Эрмитажа предполагают уже новый уровень сервиса.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Хороший вопрос: «Что знают жители Братска о музеях Камышина?» – пишет Игорь из Братска. Узнаваемость музея в округе, она как-то должна влиять на критерии его работы?

Н. САМОЙЛЕНКО: Конечно. Это вопрос, как музей работает с местными аудиториями, вот то, что опять же никак не ловится в статистике. Музей большого города, который работает для туристов, это одна вещь. Музей, который находится в маленьком городе, он должен быть каким-то теплым местом, таким культурным центром, который, помимо того, что хранит произведения, он должен каким-то образом более активно работать с публикой. Потому что иначе никак. Он должен, действительно, давать интересные программы для детей, для молодежи, он должен стать музеем-клубом.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Вот такая подстегивающая плеть от Министерства культуры к российским музеям. А сейчас мы отправляемся в новый частный музей. К ним тоже будут какие-то критерии применяться? Мы поговорим об этом. А сейчас слово Станиславу Анисимову, который первым побывал в Музее СССР.

РЕПОРТАЖ ИЗ МУЗЕЯ

С. АНИСИМОВ: Одним из главнейших событий 20 века, которое в истории, возможно, станет на одну ступень с расколом Римской империи, является распад СССР. Для того чтобы узнать о характерных приметах прошлого, познакомиться с историей и бытом того времени, и был создан Музей СССР на ВВЦ. Нас встречает администратор Игорь и рассказывает о том, что такое СССР в контексте работы музея.

СОТРУДНИК МУЗЕЯ: Сегодня многие по-разному относятся к Стране Советов, но большинство жителей России родились именно в этой стране. Бесспорно одно – это была могущественная империя, которая внесла немалый вклад в историю человечества. Цель нашего музея – возможность напомнить о тех вещах, которые многих из нас окружали в советское время.

С. АНИСИМОВ: Оглянувшись и осмотревшись, обнаруживаешь, что ты среди вещей, которые когда-то составляли часть твоего собственного быта. Сегодня они все – экспонаты Музея СССР.

СОТРУДНИК МУЗЕЯ: В нашем музее представлено множество медалей, талончиков на еду, различной техники, предметов интерьера, хрусталя, телевизоров. Всё это сделано в СССР.

С. АНИСИМОВ: Но есть в Музее СССР то, чего нет нигде. Это слегка пугающий экспонат – свой собственный мини-мавзолей.

СОТРУДНИК МУЗЕЯ: Внимание хотелось обратить на одного из наших вождей. Это Ленин, который покоится в нас в мавзолее, нашем маленьком. При этом его особенность состоит в том, что он дышит. Единственное место в мире – это наш уважаемый Ленин, укрытый черным одеялом, в пиджачке, очень нарядный, и он дышит. Мы можем видеть, как у него шевелится грудь.

С. АНИСИМОВ: Музей СССР на ВВЦ. Если вас замучила ностальгия, то это отличное место для того, чтобы вспомнить былые годы.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Дышит Ленин, Наталья Юрьевна, в частном музее.

Н. САМОЙЛЕНКО: Это вопрос – а вообще что такое музей? И это вопрос аккредитации.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Поговорим об этом уже после новостей.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Мы продолжаем «Музейные палаты». Сегодня наш гость – Самойленко, глава Департамента культурного наследия Министерства культуры России. Мы говорим том, что Министерство культуры начинает оценивать эффективность российских музеев.

Н. САМОЙЛЕНКО: Думает о том, как оценивать, как бы к этому подобраться.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Ищет критерии. Мы сейчас с вашей помощью, уважаемые слушатели, нащупываем эти критерии. Номер смс - +7-985-970-4545. Вы можете присылать какие-то свои решения, где та эффективность. Мы сейчас назвали: это инфраструктура – кафе, удобный гардероб, мест для пеленания, а также посещаемость…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Саша из Таганрога прислал: «Домик Чехова – самое теплое место в Таганроге. Не хотелось бы, чтобы его затоптали». Почему вызывают опасение все попытки посчитать, хорошо ли работают учреждения культуры?

Н. САМОЙЛЕНКО: Потому что обычно подсчеты ведутся очень просто. То, о чем мы с вами говорим, выработка этих критериев – это дело не быстрое. Я хочу, чтобы все успокоились. Я думаю, уйдет не меньше года очень серьезных разговоров в профессиональном сообществе, с тем чтобы нам определить эти критерии, по которым можно оценивать музеи. Будет ли рейтинг – это вообще вопрос особый. Но есть еще один момент. Когда мы слушали сейчас про Музей СССР, я невольно задавалась простым вопросом – а вещи, которые находятся в этом музее, они являются частью музейного фонда или нет? Скорее всего нет. Поэтому, с точки зрения нашего законодательства, это никакой не музей. Для Союза музей, профессиональной организации, которая объединяет наши ведущие музеи сейчас, это очень серьезный вопрос – как отделить себя, серьезные музеи, от тех организаций, которые используют само название музей просто для привлечения внимания.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Это как история с новейшими университетами, которые на поверку оказываются и не университетами совсем. Т.е. если есть некий частный музей и профессиональное сообщество считает, что это не музей, то что тогда? А люди туда ходят. Нельзя называться музеем в таком случае?

Н. САМОЙЛЕНКО: Запретить нельзя, нельзя запретить ходить, но, с другой стороны, эта организация вряд ли получит государственное финансирование. Я рассказала, например, о закупке музейных предметов, которую ведет Министерство культуры. Мы ведем эту закупку не только для федеральных музеев. Министерство культуры финансирует федеральные музеи, но закупку ведем для разных музеев. Так вот музей, который не является музеем по сути, не имеет предметов музейного фонда и не имеет квалифицированных сотрудников, не может претендовать на преференции со стороны государственных органов, не может жить на деньги налогоплательщиков.

К. БАСИЛАШВИЛИ: И может не попасть в ваш рейтинг.

Н. САМОЙЛЕНКО: Конечно. И будет арендовать помещение по полной, а не так, как арендуют другие культурные организации.

К. БАСИЛАШВИЛИ: А культурным организациям дается послабление за одно название «музей»?

Н. САМОЙЛЕНКО: Это сложная система: что такое памятник, как его надо поддерживать, где находится музей. Это система отношений. Вот эту систему отношений надо выстраивать, надо проводить, может быть, аттестацию или аккредитацию, не обязательно государственную. Например, в Великобритании и Ирландии это успешно делают негосударственные организации. Но вот этот сертификат о том, что ты музей, уже говорит о том, что мы имеем дело с профессиональной организацией, которая может пользоваться льготами.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Мне бы хотелось подвести итог нашему голосованию. Мы спрашивали о том, имеет ли для наших слушателей значение то, что этот музей первый в рейтинге или он вообще не попал в этот рейтинг? Только для 4% голосовавших это имеет значение, а для подавляющего большинства – 95,7% это не имеет значения.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Это я очень легко понимаю, потому что никто не умеет этим пользоваться. Потому что нет этих рейтингов, не понятно, как ими пользоваться. Есть рейтинг журнала «Афиша», и на него ориентируются.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Сейчас назван, например, Ливерпульский музей.

Н. САМОЙЛЕНКО: Который считается лучшим музеем года.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Совет Европы определил его лучшим музеем года.

Н. САМОЙЛЕНКО: У них свои критерии.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Какие?

Н. САМОЙЛЕНКО: Это наличие коллекции, умение работать с коллекцией, наличие программ… Это всё условно. Но для каждого из нас с вами рейтинги существуют. Мы, отправляясь в Париж, берем путеводитель и обращаем внимание на главные музеи, которые вошли в этот путеводитель. В Париже музеев больше, путеводитель – это уже рейтинг.

К. БАСИЛАШВИЛИ: А мне кажется, что дело в том, что не доверяют государственному органу, не понимают, кто будет заниматься составлением, и видят в этом желание приструнить, закрыть, выселить из особняка.

Н. САМОЙЛЕНКО: У государства нет такой задачки – выстроить рейтинг. У государства пока задачка – просто разобраться. А что из этого выйдет – будет ли это государственный, не государственный рейтинг, – это дело пока еще достаточно далекого будущего.

Н. САМОЙЛЕНКО: Рецензии в СМИ имеют отношение е оценки эффективности?

Н. САМОЙЛЕНКО: Пока нет. А должны иметь. Мы должны оценивать музей не только по тому, что там хранится необычайно ценное, но и по тому, как музей привлекает к себе публику, насколько публика находит там для себя интересные, увлекательные знания.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Это не путь к коррупции – эти рецензии?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Хорошо вдесятером собираться и обсуждать три музея, выяснять, какой из них лучший. Когда это в рамках страны, то понятно, что директора небольших музеев будут зависеть от своих коллег: от чиновников в департаменте этого города и прочее. Тут очень важно, кто будет оценивать.

Н. САМОЙЛЕНКО: Для этого нужны профессиональные сообщества. У нас есть такие сообщества: ИКОМ (Международная ассоциация музеев), Союз музеев России, Ассоциация музеев России. Именно эти профессиональные организации и являются теми, кто должен думать о том, что такое музей, что такое не музей.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Но в этих организациях, в том же самом ИКОМе, есть директора этих самых музеев, которые будут себя оценивать.

Н. САМОЙЛЕНКО: Ничего страшного. В ИКОМе есть не только директора, но и другие люди, есть еще эксперты.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Если бы этот была многоуровневая система, которая учитывает мнения разных людей, не связанных друг с другом…

Н. САМОЙЛЕНКО: Я услышала. Как многоуровневую систему мы и будем создавать систему оценки, не одномерную. Потому что музеи разные, проблемы разные, и существуют еще конфликты интересов.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Мы сейчас делаем небольшое переключение и небольшой разворот в наших «Музейных палатах». Во второй половине часа мы рассказываем о выставке, которая открылась в Москве. На этот раз немножко шире. Прежде чем мы дадим слово гостю, который уже по телефону нас слушает, я задам вопрос для наших радиослушателей.

ВОПРОС ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

К. БАСИЛАШВИЛИ: А сейчас уже можно представить нашего гостя.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Антон Горянов - начальник отдела музейно-выставочной работы Департамента культуры Москвы. Говорим мы о новогодней программе столичных парков и музеев.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Я думаю, Антон Валентинович готов нам сказать о том, какие критерии он применил бы к хорошим и эффективным музеям в Москве. Здравствуйте.

А. ГОРЯНОВ: Добрый день, Ксения. Добрый день, Тимур и Наталья Юрьевна. Мне очень приятно вас поздравить с Новым годом. Тема у вас серьезная. Мы готовимся к празднику, а вы читаете критерии.

К. БАСИЛАШВИЛИ: А как? Музей Маяковского, видимо, оценен Департаментом как неэффективный, директор уволен, новый директор назначен, грядет какая-то реэкспозиция. Неэффективный, видимо.

А. ГОРЯНОВ: Мне кажется, что разговор о критериях и рейтинге немного рано выносить на публику. Я объясню, в чем причина. Причина в 83-м федеральном законе, который нас обязывает финансировать музеи, исходя из конкретных итогов их деятельности. Фактически законом предусматривается определение эффективности. И для этого вводится государственное задание – мы уже несколько лет живем по государственным заданиям, тоже только вчера закончили подготовку сводной ведомости по государственному заданию на 13-й год, – которое очень укрупненно показывает эффективность. Из документов, которые внутреннего пользования в Департаменте культуры, трудно сделать выводы. И ваше голосование, то, что 95% посетителей не хотят ориентироваться на какие-то рейтинги, говорит о том, что это внутренний документ. Наша задача, как управляющих культурным процессом, сделать все музеи интересными, в равной степени интересными.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Они в равной степени привлекать публику не могут.

А. ГОРЯНОВ: Конечно. Маленький музей-квартира имеет свой масштаб деятельности. В маленьком музее должны происходит мероприятия, масштабные пространству. Нельзя сравнивать крупный музей-заповедник «Царицыно» и маленький музей Паустовского. При этом по значимости для культуры никто не может говорить, что Паустовский не достоин музея и, как вы говорите, рейтинг приведет к закрытию музея Паустовского. Наоборот, рейтинг покажет, какие направления деятельности у разных музеев должны стать приоритетными на следующий период. И для Департамента культуры это будет сигналом, для того чтобы финансировать именно эти направления деятельности.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Антон Горянов - начальник отдела музейно-выставочной работы Департамента культуры Москвы. Антон, теперь мы бы хотели услышать от вас, каким образом стимулирует работу музеев Департамент. Я знаю, что в новогодние дни будет бесплатный пропуск в столичные музеи. В какие? В столичные, в те, которые курирует Департамент.

А. ГОРЯНОВ: Да. Это, к сожалению, для наших жителей и гостей города всегда является загадкой. Поэтому мы призываем, прежде чем отправляться в музей, сначала свериться с информацией на сайте Департамента культуры, какого ведения этот музей. Все московские музеи, которые входят в наше управление (а их 64 вместе с филиалами и 27 выставочных залов), в этом году поддержат начинание, с 2 по 8 число мы будем пускать всех посетителей абсолютно бесплатно.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Какую-то необычную, новогоднюю программу готовят музеи?

А. ГОРЯНОВ: Традиционно наши программы пользуются уже много лет огромным спросом, билеты проданы уже заранее. Это семейные новогодние балы в Музее Пушкина, например. Музей «Царицыно» 5 лет назад включился в эту новогоднюю историю и проводит очень успешные праздники для детей, новогодние елки в музее «Царицыно». И все музеи готовятся по-своему, готовят выставки. В музее-усадьбе «Кузьминки» очень интересная выставка, она называется «Новый год в Москве», ретроспективная выставка, с частным коллекционером Синякиной мы сделали эту выставку. Там ретроспективно за последние сто лет показаны все традиции: и отмена Нового года, и введение его снова, и новогодние елочные подарки…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Только там и можно разобраться, почему у нас Старый Новый год.

А. ГОРЯНОВ: Только на этой выставке, да. Аналогичные выставки открылись за последнюю неделю и в усадьбе «Коломенское». В Дарвиновском музее можно узнать, почему Новый год змеи, выставка называется «Встречая год змеи».

К. БАСИЛАШВИЛИ: И это всё бесплатно со 2-е по 8-е можно посетить. Я открыла сайт kultura.mos.ru, там подробно вся программа. Нечто новое в парках Москвы. Артисты из Франции приезжают с феерической программой.

А. ГОРЯНОВ: Да. У нас артисты французского уличного театра Quidams приезжают с гастролями по паркам Москвы, которые пройдут со 2-е по 7-е января. А 7 января финальное выступление состоится на площади Революции.

К. БАСИЛАШВИЛИ: В парках очень интересно, сейчас каждый парк приобрел свое название. Наш Таганский, где я живу, назван парком «Мандарин». Я знаю, что Бауманский парк открыл интересную световую инсталляцию.

Т. ОЛЕВСКИЙ: У нас в Сокольниках лоси ходят.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Спасибо большое. Мы благодарим Антона Горянова, начальника отдела музейно-выставочной работы Департамента культуры Москвы. С наступающим Новым годом вас и ваш департамент. А я уже могу назвать победителей. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. У нас очень много реакций от наших радиослушателей.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я понимаю, что всё новое пугает. Люди пишут про маленькие музеи. Полно смс-ок, люди считают, что вам, Наталья, надо срочно сообщить, например: «Егорьевский историко-художественный музей – самый интересный музей, который я видел за последнее время. Не ожидал такого чуда в провинциальном городке».

К. БАСИЛАШВИЛИ: «В Переделкино много маленьких домов-музеев, не только Окуджавы, Пастернака, находятся под угрозой захвата. Можно ли их защитить? Константин».

Н. САМОЙЛЕНКО: Это государственные музеи, даже федерального значения, так что всё нормально. Вопрос только в том, чтобы они работали, чтобы там всё было сохранен и в то же время, чтобы там было интересно.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Может быть, не хватает маленьких музеев?

Н. САМОЙЛЕНКО: На самом деле не хватает информации, не хватает способностей таких структур, которые имеют разветвленную структуру маленьких музеев. Правильно работать с публикой, правильно представлять свои программы публике. В этом отношении очень важно взаимодействие.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Успешные музеи – ваш личный рейтинг, Наталья Самойленко, специалист в музейном деле уже долгие годы.

Н. САМОЙЛЕНКО: Я не буду говорить о российских музеях, потому что иначе сразу начнется паника. Давайте я скажу о зарубежных. Если говорить о Лондоне, то, с моей точки зрения, самый успешный музей – это Лондонская национальная галерея. Там всегда много людей, при этом там очень комфортно. И самое главное – когда я вижу, как горят глаза у детей, которые приходят на программы, я сразу понимаю, что здесь всё правильно. К тому же там прекрасный сайт, из которого ты можешь узнать всё о музее. А маленькие музеи в Лондоне тоже есть прекрасные. Есть музей Джона Соуна, это музей, который сохранился в нетленности с начала 19 века. И это абсолютно живой, созданный еще архитектором музей, который сохраняет свою притягательность именно как целостный артефакт до сегодняшнего дня.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Когда нам ждать появления неких министерских критериев по отношению к музеям?

Н. САМОЙЛЕНКО: Пройдет не меньше года, покуда появятся критерии.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Примерно в декабре следующего года.

Н. САМОЙЛЕНКО: Думаю, да, можно будет поговорить уже всерьез о том, какие критерии к маленьким, к большим музеям, как учитывать мнение публики. Вот это уже будет серьезный разговор.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Спасибо большое. Наталья Самойленко – глава Департамента культурного наследия Министерства культуры России. Тимур Олевский.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Ксения Басилашвили.

К. БАСИЛАШВИЛИ: С наступающим праздником.

Т. ОЛЕВСКИЙ: С Новым годом.

Страница 29 из 39


Музейный маркетинг

Маркетинг – система мер, направленных на максимально выгодный (прибыльный) сбыт продукции, а также инфраструктура по рекламе товара, изучению и формированию спроса. Несмотря на то, что Устав ИКОМ определяет музей как некоммерческое учреждение, маркетин-говые технологии все активнее входят в музейную сферу. Ведь «некоммерческий» характер деятельности музеев не означает запрет на получение прибыли, а лишь накладывает определенные ограничения на ее использование: заработанные средства музей должен направлять на свое развитие, а статус некоммерческой организации обеспечивает ему в ряде случаев налоговые льготы.

Доступ к музейному собранию, условия для самообразования и общения, творчества и проведения досуга, предоставление информации, помощь в образовательной и просветительной деятельности, реклама и формирование имиджа – вот далеко не полный перечень тех услуг, которые предлагает музей. Значительная их часть может быть востребована и оплачена не только музейными посетителями, но и другими потребителями – научными организациями, учебными заведениями, коммерческими компаниями, органами местного самоуправления, благотворитель-ными фондами, средствами массовой информации и др.

Музейный маркетинг и является тем действенным инструментом, который позволяет не только определять, прогнозировать и удовлетворять нужды потребителей музейных услуг, но в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосредственно их форми-ровать. Грамотный маркетинг может также помочь выявить, удовлетворить и воздействовать на потребности финансирующих музей организаций и потенциальных спонсоров.

В настоящее время многие даже успешно работающие музеи имеют в своем составе отдел маркетинга, задачи которого заключаются в содействии увеличению посещаемости музея, расширению музейной аудитории и распространению информации о музее среди тех, кто не входит в число его посетителей. Специалисты по маркетингу предоставляют необходимые данные для составления перспективного плана работы музея, проводят краткосрочные маркетинговые кампании в ходе отдельных музейных мероприятий, участвуют в привлечении внебюджетного финансирования и в работе со спонсорами. На любом из направлений своей деятельности они выстраивают свою работу по одному и тому же принципу: проводят исследование и планирование, реализовывают план, анализируют результаты и вносят необходимые коррективы.

В отличие от маркетинга в коммерческих учреждениях, музейный маркетинг привлекает ресурсы в двух формах:

Прямой – за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;

Опосредованной – за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.

Обе формы некоммерческого маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значи-мость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников. В отличие от коммерческого сектора, где потребитель и плательщик выступают в одном лице, в некоммерческом маркетинге потреби-тели и финансовые ресурсы разъединены, но взаимосвязаны: доступ к деньгам открывают общест-венный интерес и признание. Поэтому маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:

Презентацию и продвижение музея и его деятельности;

Презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.

Что может предложить музей своим потребителям в качестве «товара»? Это прежде всего экспозиции и выставки, различные формы культурно-образовательной деятельности. Книги, каталоги, буклеты и другая полиграфическая продукция, связанная непосредственно с тематикой музея или близкая к ней, а также видеофильмы, слайды и другие издания, использующие современные информационные технологии, также могут стать одной из статей доходной части музея. Но для того чтобы издаваемые тиражи оказались коммерчески целесообразными, необходима финансовая поддержка спонсоров.

Одним из источников пополнения доходов музея может быть продажа права на производство репродукций, особенно если музейное собрание пользуется известностью. Некоторые музеи имеют прибыль от сдачи своих помещений в аренду для проведения приемов и мероприятий. Например, Музей политической истории в Санкт-Петербурге успешно организует в своих стенах празднование детских дней рождений.

Магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, отражающие профиль музея, может не только приносить доход, но и привлекать посетителей. Ручки, блокноты, календари, закладки, косметички, сумки и другие товары с символикой или названием музея служат неплохой рекламой. Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе, кафетерии, бары, рестораны. Их организация приносит деньги лишь незначительному числу музеев, но они необходимы, чтобы сделать посещение музея более приятным. Кроме того, существует немало примеров того, как открытие при музее кафе или бара привлекало дополнительное число посетителей.

Вместе с тем было бы неверным полагать, что музей может работать по принципу самооку-паемости. Исследования показывают, что даже в таких благополучных странах, как США и Вели-кобритания, дополнительные доходы от коммерческой деятельности составляют лишь 5%–10% в музейном бюджете. В Музее аэронавтики и космических исследований в Вашингтоне, самом посещаемом музее мира, порог которого ежегодно переступает 20–25 млн человек, доходы от розничной торговли покрывают лишь 7% оперативных издержек. Метрополитен-музей в Нью-Йорке располагает сетью популярных магазинов и осуществляет самые внушительные в мире продажи через Интернет. Но и его доходы от торговли покрывают только 4% общих расходов.

Для большинства музеев входная плата и членские взносы «друзей музеев» составляют самую существенную часть зарабатываемого дохода и могут достигать 20% стоимости содержания музея. Исследования последних лет показывают, что ключ к доходам – внушительные показатели по количеству посещений музея.

Поэтому краеугольным камнем любого маркетинга является анализ реальной и потен-циальной аудитории музея, умение стать на позицию посетителя и его глазами взглянуть на музей. «Нельзя угодить всем сразу», – таким принципом должен руководствоваться музей, определяя свою миссию и создавая свой продукт. Обычно существует несколько категорий посетителей (так называемых целевых аудиторий, или, в маркетинговых терминах, – сегментов музейного рынка), на которые музей ориентируется в своей деятельности и в работе с которыми использует разные приемы и методы. Это могут быть местные школьники, семьи, туристы, представители различных конфессиональных, национальных, профессиональных культур. Правильно определить целевые аудитории (сегменты рынка) помогает ПЭСТ анализ, в процессе которого потенциальная аудитория исследуется с учетом политических, экономических, социальных и технологических условий, в которых существует и функционирует музей. Определяя число посещений со стороны потенциальной аудитории, то есть выявляя размеры рынка, музей должен убедиться в том, что рынок этот значителен и на его завоевание стоит направлять усилия.

В изучении музейной аудитории традиционно выделяют два основных подхода, известные как «кабинетное» и «полевое» исследование. Кабинетное исследование состоит в анализе различ-ных видов статистики, например, местных или общенациональных отчетов о структуре населения и ее изменениях, современных тенденциях в области развития туризма. Полевое исследование предполагает сбор новых эмпирических данных посредством наблюдения за поведением людей или в ходе беседы с ними.

Если музей свою приоритетную задачу видит в увеличении посещаемости, то, с точки зрения маркетинга, наименее затратным способом ее решения будет концентрация усилий на тех людях, которые уже являются музейными посетителями. Но если музей предполагает расширить или сменить аудиторию, ему необходимо провести кабинетное исследование, которое поможет выявить местные, региональные или национальные тенденции, позволяющие наметить пути решения этой проблемы.

В 1996 г. Музей Поля Гетти (Лос-Анджелес, США), проведя анализ музейной аудитории и городской статистики, установил следующее. Наибольший процент среди посетителей составляли люди с высоким уровнем образования и дохода. Большинство посетителей отличала высокая мотивация посещения музея и ясное осознание той пользы, какую он приносит им самим и их семьям. Однако сложившаяся ситуация в действительности не отражала существующее экономи-ческое и социальное многообразие города. Так, родным языком более чем половины детей, обучающихся в школах города, являлся испанский язык (на нем говорили в семье), однако такие дети составляли лишь незначительный процент посетителей музея. Многие представители этни-ческих меньшинств в первый раз пришли в музей весьма неохотно, однако визит им понравился, несмотря на то, что они не воспользовались всем спектром предоставляемых музеем услуг. Этническое многообразие города неуклонно росло, причем эта динамика была характерна и для детей школьного возраста.

Основываясь на этих данных, музей на последующие два года определил в качестве главной цели установление взаимодействия с учителями и общественными лидерами, проживающими в испаноговорящих районах города. Маркетинговый план, составленный на основе детальной информации, полученной в ходе анкетирования, содержал также рекомендации по поводу наиболее оптимальных слов и формулировок, которые необходимо использовать для привлечения посетителей с низкой мотивацией. Поскольку коллекции музея включают в основном европейское искусство XV–XIX вв., то для привлечения людей латиноамериканского происхождения требова-лось учесть их весьма ограниченное представление о европейской культурной традиции, избежать в описании акцента на высокую эстетическую ценность искусства и представить музей как прият-ное место, где можно всей семьей интересно провести выходной день, узнав что-то новое.

Согласно базовой схеме классификации спроса, потребители обычно делятся на четыре основные группы:

Тех, кто не знает о предлагаемых товарах и услугах, поэтому их не потребляет;

Тех, кто знает, но не потребляет;

Тех, кто знает и потребляет;

Тех, кто знает, но потребляет конкурентные товары и услуги.

По наблюдениям экспертов, в России очень велика доля тех, кто не знает о предлагаемом музейном продукте и по этой причине не становится его потребителем. Поэтому в музейном маркетинге особая роль должна отводиться так называемым «завоевательным» маркетинговым стратегиям, которые направлены на информирование потенциальной аудитории и рекламу музейного предложения.

По отношению к «тем, кто знает, но не потребляет» целесообразно применение «стимули-рующей» маркетинговой стратегии, ориентированной на то, чтобы развеять устойчивое представ-ление о музейном предложении как «скучном» и «устаревшем». Расширить спрос за счет «тех, кто потребляет конкурентные товары и услуги», позволяют «корпоративные» маркетинговые стра-тегии, которые направлены на формирование совместных проектов, программ и продукта с теми организациями, которые предлагают конкурирующие товары и услуги в сфере досуга. Как показывает практика, конкуренция в этой сфере часто носит искусственный характер, и в действительности существуют большие возможности для объединения усилий и сотрудничества.

Таким образом, в настоящее время, по мнению одного из ведущих специалистов в области экономики и культурного маркетинга Т.В. Абанкиной, эффективная маркетинговая стратегия состоит в формировании корпоративного предложения: межмузейное сотрудничество, совместные программы с другими организациями и учреждениями культуры, партнерские проекты. При этом основу предлагаемого продукта составляют взаимодополняющие товары и услуги, которые провоцируют их комплексное потребление в определенных пропорциях. Такой продукт может создаваться совместными усилиями музея и туристических организаций, музея и образовательных учреждений, музея и индустрии развлечений и т.д.

В современной России перед музеями стоят две ключевые задачи в области коммуникативной политики. С одной стороны, им нужно разрушить ложные стереотипы, сложившиеся в сознании людей в отношении музейного предложения, с другой стороны – изменить ту неадекватную оценку аудитории музейными работниками, которая основана только на их собственных представлениях.

Проведенные в ряде европейских стран исследования показали, что для сотрудников музеев в целом характерна неадекватная оценка музейной аудитории. Например, музейные сотрудники считают, что:

Аудитория однородна;

Аудитория думает о себе, как о любителях искусства;

Аудитория динамична и активна в выборе искусств;

Аудитория образованна и сведуща в искусстве;

Аудитория уверена в своих знаниях, хорошо ориентируется в музее и искусстве;

Аудитория разделяет ценности музея.

Но в действительности подобные представления оказались неверными, поскольку в боль-шинстве случаев люди приходят в музеи, чтобы:

Привести детей или друзей;

Провести время с другом или подругой;

Отдохнуть в тиши музея;

«подняться над обыденностью», и потому что им нравится атмосфера в музее;

Увидеть интересующую их коллекцию или выставку;

Познакомиться с музеем, потому что они – туристы.

Люди не приходят в музеи и галереи, потому что:

Не знают, что происходит в музеях;

Не разбираются в искусстве и стесняются этого;

Деловые люди считают, что они очень заняты, а в музее ничего нельзя посмотреть быстро;

Посетители с детьми считают, что в музеях не любят детей, поскольку им все время делают замечания по поводу поведения;

Инвалиды не хотят, чтобы на них обращали излишнее внимание;

Молодые люди чувствуют себя необразованными и стесняются этого.

Для того чтобы люди чувствовали себя в музее спокойно и уверенно, они должны получить предварительную дифференцированную информацию, развеивающую их предубеждения. Напри-мер, для деловых людей могут быть созданы специальные путеводители «Если у Вас всего 30 ми-нут...»; для взрослых разрабатываются программы завуалированного обучения через открытые занятия с детьми, потому что взрослые, особенно пожилые люди, стесняются учиться.

Музей может влиять на аудиторию как непосредственно в своих стенах, так и через рекламу и паблисити (скрытую рекламу-информацию). Наряду с традиционными выносными щитами с информацией о работе музея в качестве носителя рекламы используются различная сувенирная продукция, упаковочные средства с символикой и названием музея. Реклама музея и проводимых им мероприятий может распространяться в виде плакатов, размещаемых в общественном транспорте, в виде вкладышей и листовок, прилагаемых к почтовым отправлениям или газетам, в виде объявлений в газетах и журналах, на радио и телевидении. Реклама действует не только в качестве непосредственного стимула посещения музея, но и как средство формирования и оформления впечатлений. Ее долговременный эффект, закрепляющий положительный имидж музея, не менее важен, чем сиюминутное действие. Поэтому на рекламе нельзя экономить, а разрабатывать ее нужно профессионально, в русле единого для музея фирменного стиля.

Паблисити (англ. publicity – публичность, гласность) – это: 1) неличностное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством публикаций или получение благоприятных презентаций на радио, телевидении, которые не оплачиваются определенным спонсором;
2) публичность, гласность, известность, популярность. Паблисити формируют отзывы партнеров и клиентов, деятельность самой организации, а также средства PR – пресс-релизы, статьи, репортажи, пресс-конференции. Эти средства имеют ряд преимуществ перед рекламой: они пользуются большим доверием, поскольку воспринимаются как объективные новости, а их подготовка и размещение обходится дешевле. В ряде ситуаций следует использовать именно паблисити, а не прямую рекламу. Например, благотворительную акцию уместнее осветить в колонке новостей, а профессиональное объяснение новой услуги или мероприятия станет понятнее, если будет изложено в статье или интервью.

Огромные возможности для информирования аудитории дает Интернет. В наши дни очень многие музеи имеют во Всемирной паутине свою индивидуальную страницу – сайт, с помощью которой они знакомят своих компьютерных пользователей с перспективными и текущими направлениями деятельности, анонсируют предстоящие мероприятия, рекламируют услуги. Интернет позволяет организовывать интерактивное общение любых профессиональных групп и аудиторий, открывает безграничные возможности для представления музейного продукта, прежде всего за счет различных видов современных «электронных» публикаций и интерактивных продаж в виртуальных магазинах, ярмарках и выставках.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История создания виртуальных музеев. Использование объемной графики для демонстрации интерактивных экспонатов. Выбор цветовой гаммы. Принципы размещения информации и текстового наполнения. Исследование особенностей игровой индустрии в России и за рубежом.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации. Классификация музейных учреждений. Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга, регулирование их деятельности. Факторы привлекательности музея для посетителей.

    реферат , добавлен 21.04.2015

    История комплектования музейных фондов. Характеристика научно-фондовой работы музея "Горизонт". Комплектование, учет музейных фондов. Комплектование музея - часть реализации концепции развития музея. Направление фондовой работы. Юридическая охрана фондов.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2009

    Предпосылки появления проблемы сохранения и использования нематериальных объектов наследия, их общественное значение как музейных объектов. Деятельность Российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия при комиссии по делам ЮНЕСКО.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2010

    Сеть и типы музеев. Нормативно-правовая база деятельности музеев Российской Федерации. Назначение и функции музея. Учет и хранение музейных ценностей. Экспозиционная и научно-исследовательская деятельность музеев, особенности их кадрового состава.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

    Перспективы внедрения PR-технологий в учреждениях культурно-досуговой сферы. Использование возможностей сети Интернет для рекламы. Привлечение ресурсов с помощью веб-сайта. Применение новых технологий для работы с фотографиями, киноматериалами, музыкой.

    реферат , добавлен 17.07.2012

    Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Проблемы чтения современных детей и подростков. Визуальная форма продвижения чтения. Роль СМИ в продвижении чтения. Социальное партнерство библиотек. Продвижение чтения в библиотеках Чувашской Республики. Национальная программа развития чтения в России.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

Для подготовки к совещанию важно иметь сформулированную цель встречи. Целью одного из совещаний будет выявление важных и актуальных выставок для Гохрана России. Целью участия в них является поддержание имиджа организации путем экспонирования исторических ювелирных изделий составляющих большую значимость для общества.

Важно подготовить к совещанию список планирующихся мероприятий на год и материалы по каждой.

В качестве поддержания имиджа Гохрана России, автором было предложено участие в выставках путем предоставления исторических ювелирных экспонатов:

1. Ювелирная выставка "Сокровища Петербурга" (27.05.2016- 29.05.2016гг.)

2. Ювелирная выставка "Сокровища России" (08.06.2016 - 11.06.2016гг.)

Представленные выставки подробно описаны в приложении 2.

Пример анкеты по новым экспонатам и удовлетворенности старым приведен ниже:

1. Довольны ли Вы представленной экспозицией?

o Доволен

o Скорее доволен

o Скорее недоволен

o Недоволен

2. Довольны ли вы обслуживанием?

o Доволен

o Скорее доволен

o Скорее недоволен

o Недоволен

3. Что вы бы хотели увидеть в следующей выставке?

o Экспонаты К. Фаберже

o Уникальные самородки

o Ювелирные произведения XVIII века

В современном мире СМИ играет огромную роль для имиджа организации. Очень важно проводить несколько раз в год интервью с руководителем организации это не только делает организацию более открытой, но и раскрывает горизонты для новых клиентов и партнеров. Таким образом, автором работы предлагается увеличить количество интервью за год. А так же можно проводить экскурсию на предприятие или день открытых дверей. Благодаря вышеперечисленным мероприятиям Гохран станет более открытой организацией для общества.

Разработка выставки

Для дальнейшего развития российской ограночной отрасли предлагается проведение различных PR-мероприятий, в том числе экспозиционной деятельности. Выставки и ярмарки способствуют формированию позитивного имиджа и привлечению внимания общественности к самой организации, ее деятельности и товарам.

Поэтому самым интересным и выгодным для улучшения существующей ситуации является разработка выставки.

Для современного человека, привыкшего к ярким образам, посылаемым всевозможными цифровыми и аналоговыми СМИ, традиционная экспозиция выставки может показаться несколько скучной. Или, как минимум обыденной. Поэтому современные технологии, глубоко проникают в выставочную деятельность.

Так, например, большой интерес у посетителей выставок и ярмарок вызывает использование видеоматериалов. Объясняется это психологическим утомлением, обусловленным достаточно статичным действием, происходящим на выставках. Видео оформление вносит в атмосферу любой выставки ощущение динамики, простора, реальной жизни. И, конечно же, это одновременно используется и для эффективной рекламы деятельности организации и привлечения внимания к проблемам отрасли. На предлагаемой интерактивной выставке будет использованы видеоролики, продолжительностью от 1 до 3 мин с различными художественными или ювелирными экспонатами. Так же будет создан зал с фильмом, демонстрируемым на гигантских экранах. Фильм будет назван «Ювелирное искусство: путь от алмаза до бриллианта», он поведает о создании бриллианта с начала его добычи. Помимо интерактивного аспекта выставки будут экспонироваться новые, еще не выставлявшиеся экземпляры из Государственной сокровищницы. А также экспозицию будут украшать новые уникальные экспонаты современных ювелиров. В рассматриваемом интерактивно-выставочном проекте будет использоваться музыкальное сопровождение современных и классических симфоний, для создания нужной атмосферы.

Данная интерактивная выставка даст возможность узнать посетителям, как создаются произведения ювелирного искусства, и будет хорошим PR ходом для поддержания имиджа организации.

Целью данного интерактивно-выставочного проекта будет знакомство с культурным наследием России, привлечение молодых людей к ограночной отрасли и улучшение имиджа профессии огранщиков и ювелиров, вследствие чего и повышение имиджа Гохрана России.

Важными функциями интерактивных выставок является побуждение посетителей к размышлению, творчеству, активному участию в выставке.

Спецификой выставки будет являться короткометражный фильм «Ювелирное искусство: путь от алмаза до бриллианта» на нескольких больших экранах (Приложение 1). Произведем расчет стоимости звуковой системы, экранов и проектора:

3 экрана класса люкс со стационарной рамой размером 270x350см100 000*3=300 000 руб.

Один широкоформатный проектор 160 000 руб.

Акустическая система 200 000 руб.

Примерный бюджет 30 минутного фильма составит 5 000 000 руб.

Предположим, что средняя проходимость в час составит100 людей.

Режим работы выставки с 9.00 до 20.00

11 часов* 43 человек = 469 человек в день. Предположительная длительность выставки 3 месяца, это приблизительно 85 рабочих дней. Стоимость входного билета 250 рублей.

469*250 = 117 235 рублей за день.

117 235 *85 = 9 965 000 рублей за весь период выставки.

469*85 = 39 860 посетителей за весь период выставки.

Так как выставка является некоммерческой и преследует цель привлечения внимания к проблеме нехватки профессиональных огранщиков и ювелиров в России, то будет осуществляться предоставления билетов на льготной (бесплатной) основе для школьников и пенсионеров в объеме 15 000 человек.

В связи с тем, что Гохран России уже проводил выставку в ГМИИ им. А. С. Пушкина, место экспонирования останется тем же. Значит, чтобы осуществить стабильную работу выставки, необходимы четыре сотрудника с рабочей сменой два дня через два, без учета кассиров. По плану, на выставке постоянно будут находиться два сотрудника, то есть перспектива достижения цели вполне реальна.

Для расчета бюджета выставки, прежде всего, требуется рассчитать площадь для размещения экспозиции. Для оформления стендов необходимо с учетом двух залов 50м². Для зала с мультимедийным шоу50 м². Следовательно, размер арендуемой площади составит 100 м².

Стоимость 1 м² площади составляет 7 500 рублей, следовательно, цена за 100 м² составит 750 000 рублей в месяц. Сумма за три месяца составит 2250 000 рублей. Общие затраты организации на создание выставки представлены в таблице 2.10.

Таблица 2.10

Статья расхода Сумма, руб. % к итогу
Бюджет фильма 5 000 000 50,18
Аренда выставочной площади, монтаж/демонтаж экспозиции 2250 000 22,58
Затраты на размещение и перемещение экспонатов 1 000 000 10,04
Затраты на приобретение и установку звуковой системы, экранов и проектора 660 000 6,62
Рекламная компания 400 000 4,01
Персонал 360 000 3,61
Рекламные материалы и сувениры 120 000 1,20
Непредвиденные расходы 100 000 1,00
Транспортные расходы 60 000 0,60
Прочие расходы 15 000 0,15
Итого: 9 965000

Бюджет выставочной кампании

Самые значительные расходы составляют затраты на съемку фильма – 50,18%. Среди остальных категорий наиболее высоки следующие расходы:

Затраты на аренду площади – 22,58%;

Затраты на размещение экспонатов – 10,04%.

Затраты на оформление зала с фильмом– 6,62%;

Оценка эффективности создания музейной выставки.

Союз музеев России поставил себе задачу выработать критерии оценки эффективности музеев. Об этом на "Деловом завтраке" в "РГ" рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Как Вы могли бы конкретизировать понятие эффективности музеев, и могут ли быть общие критерии для музеев Лувра, Эрмитажа и Коломны?

Михаил Пиотровский: Это очень сложно, но это должно быть. И когда-нибудь такие критерии оценки эффективности музеев будут выработаны.

Сейчас все музейное сообщество обсуждает, проводит исследования, каким образом можно определять эффективность музея. Сразу скажу, что есть легкий способ - посещаемость, но он неправильный. Есть такая наука - наукометрия, которая признает, что система измерения эффективности деятельности ученого по количеству статей в каких-то изданиях неверна, потому что гуманитарии печатаются в других изданиях, а Эйнштейн, например, написал в жизни три статьи. Посещаемость можно накручивать как угодно, например, продавать билеты во все здания, которые есть на территории. А с другой стороны, при финансовых проверках мы должны доказать, что люди действительно были у нас. Поэтому все посетители, которые проходят бесплатно, а их в Эрмитаже треть, должны взять билет.

Государству, чтобы быть конкурентоспособным, нужна очень хорошая культура. За это культура должна выполнять некие социальные задачи государства: образовывать людей, внушать определенные пропагандистские идеи.

Второй вопрос сейчас - это влияние музея на сферу не музейную: музей в районе, в городе, в стране, в мире. Так сейчас строится годовой отчет Британского музея.

Союз музеев России уже поставил себе задачу - выработать критерии оценки эффективности. Если это не сделаем мы, то за нас это сделают другие. У нас есть уже два наработанных критерия: это коллекция и репутация. Коллекции, в каком они состоянии, велики или малы, электронный учет, реставрация. Второе - репутация, с этим сложнее.

Я думаю, для нас не должно быть слова эффективность, должно быть слово успешность. Успешность музея. Само слово дает какие-то возможности. И оценки должны быть экспертные.

Известно, что Вы готовите письмо к руководству страны о самостоятельном распределении средств учреждениями культуры, о готовящихся поправках в ГК, которые меняют порядок распределения музейных средств.

Михаил Пиотровский: Речь идет о так называемых внебюджетных средствах. Это наша вечная проблема. В концовке существования советской власти, когда были разные идеи реформирования, было принято положение, что учреждения культуры и науки оставляют все заработанные средства себе и отправляют на свое развитие. Это было потрясающее решение, потому что благодаря этому учреждения культуры, музеи выжили. Ясно, что никто не тратил на себя, но эти деньги тратятся быстрее, чем бюджетные, по ним легче принимать решения, эти деньги можно тратить на зарплаты. И свобода принятия решения здесь важнейший фактор. Каждый год, сколько я директор - уже 20 лет - мы бьемся за то, чтобы эту свободу распределения заработанных средств сохранить. А финансовые ведомства считают, что это неправильно, что все деньги надо отдать государству, а оно уже будет их делить. Сейчас в проекте ГК есть статья, что распоряжаться этими деньгами будет учредитель.