Составляющие культуры организации. релевантные научные источники

Этот термин означает, что на какое-либо деяние, проявление чувства или поведение наложен строжайший запрет. Он же переводится как «священный». В этом значении термин использовался полинезийскими племенами. Слово активно употребляется в социологии, психологии и обыденной жизни.

Табу - что это значит?

Данный свод норм в древности существовал практически у всех племен и народностей. Он помогал установить основные законы в социуме. Во многих культурах для описания, что значит табу, используется одновременно 2 слова:

  1. Священный.
  2. Запретный.

Табу - откуда пришло это слово?

Изначально оно употреблялось полинезийскими аборигенами. С его помощью устанавливались стандарты и жизни. Чтобы понять, что значит слово табу для жителя полинезийского племени, ученые проводили исследования. Они показали, что для типичного аборигена это строжайший запрет на совершение некоторых деяний и проявление неодобряемых в обществе чувств.

Что такое табу в обществознании?

Смысл слова будет все тем же – наказание за нарушение правил. Ученые выяснили, что полное табу накладывалось светскими властями и религиозными деятелями для собственного обогащения и подавления других членов социума. Основные вето касались вопросов жилища, средств и имущества данных людей, оспаривания их права на подчинение соплеменников.

Что такое табу в религиозных культах и для светской власти:

  1. Обогащение за счет других людей.
  2. Сохранение права на власть и имущества.

Табу у мусульман

В этой культуре применяется слово харам. Оно означает все то же вето. Поставить табу (харам) для мусульман может только религиозный служитель, основываясь на священных книгах и нормах. В исламе выделяют:

  1. Харам зульми . Нарушение несет вред другому человеку.
  2. Харам гайри-зульми . Игнорирование несет вред самому только нарушителю.

Что значит наложить табу?

Изначально смысл использования права вето был прост. Шаман или человек наделенный властью устанавливали стандарты, определяли, какие деяния разрешены. В правила закладывалось то, что могло принести пользу членам сообщества, вождю или жрецу. Часто за пределами нормы оказывалось и то, что сулило человеку, определявшему их потерю статуса или материального положения.

Современными людьми это словосочетание используется и для описания обыденных ситуаций. В просторечье табу человека - ситуация, когда кто-то принципиально не совершает определенных действий сам или требует этого от других. Правило в данном случае составляется человеком на основе своих убеждений и представлений. Понять, какой смысл приобретает вето в современном мире глазами обывателя, можно рассмотрев пример. Муж или жена требует, чтобы партнер полностью прекратил отношения с определенным человеком. В качестве наказания за нарушение часто выступает угроза развода.


Виды табу

Специалисты выделяют 4 типа этого явления. Разделение произошло исходя из функциональной составляющей и содержательной части установленного правила. Запреты табу бывают:

  1. Магическими .
  2. Религиоведческими , установлены служителем культа.
  3. Антропологическими - помогают поддерживать социальный строй.
  4. Психологическими . Например, во многих культурах инцест не допустим. То есть устанавливают нормы поведения для членов семьи, в них затрагивается и сексуальная сфера.

Первичные виды табу известные человечеству

Этнографы обнаружили эти данные исследуя полинезийские общества. Первые табу, появившиеся там, относятся:

  1. К интимным отношениям между детьми и родителями.
  2. К употреблению определенной пищи.
  3. К имуществу жрецов и светской власти.

Фрейд - тотем и табу

Данный ученый рассмотрел в своих трудах происхождение и религии. Тотем и табу согласно его исследованиям и трудам это:

  1. Создание психологических и моральных установок.
  2. Регулирование отношений при помощи страха и поклонения перед божественным.

Рассуждая о том, что такое табу по Фрейду надо упомянуть и то, что он выделял эту систему как механизм создания правил в обществе. Тотем для него это не что иное, как объект почитания. Автор считал это явление устаревшим и изжитым. Ряд психологов не соглашаются с этим утверждением, говоря, что тотемизм поменял форму выражения, но все еще существует.

Тема:

Цель:

Оборудование: карточки с понятиями «табу » и «ойоро », карточки с табу -запретами

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Вступление.

1 слайд

Салам лийже, йоча-влак!

Добрый день, дорогие ребята!

Запись в тетради темы урока.

  1. Изучение новой темы.

2 слайд

(

Ойоро - это от слов ок йоро , частица ок без к

  1. слайд

наказания за его нарушение .

  1. Экологические запреты.

Тема: Табу (ойоро) как средство воспитания в марийской культуре

Цель:

  1. Познакомить учащихся с табу-запретами марийского народа, как средство воспитания в народной среде.
  2. Формирование духовно- нравственных качеств личности.
  3. Воспитание любви к окружающему миру и бережное отношение к нему.

Оборудование: карточки с понятиями «табу » и «ойоро », карточки с табу -запретами

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Вступление.

1 слайд

Салам лийже, йоча-влак!

Добрый день, дорогие ребята!

Ребята, оглянитесь вокруг: на улице, в транспорте, в лесу, дома и просто в школе, в классе своем. И везде сталкиваемся с проблемами. Проблемами экологического, нравственно-этического, санитарно-гигиенического характера: небрежное отношение к природе, неуважение старших, друг друга, падение нравственных ценностей, распространение алкоголизма, табакокурения и наркомании, резкое возрастание неизлечимых болезней.

Что же может спасти природу и каждого из нас? (ответы)

Есть еще одно средство в народной педагогике - это табу-запреты или ойоро.

Запись в тетради темы урока.

  1. Изучение новой темы.

2 слайд

Табу или ойоро, что же это такое? В «Словаре иностранных слов» под редакцией А.Н.Комаровой, это полинезийское слово переводится как религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и.п., нарушение которого неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил. (понятия «табу» записать в тетрадь ) эти неписаные законы почитания и обожествления окружающего мира привели к бережному отношению к нему. Были выработаны определенные правила, главный смысл которых запрет, предостерегающей от опасности.

Ойоро - это от слов ок йоро , частица ок без к . табу обычно сопровождается предупреждением: если посмеешь вступить запрещенную зону, если возьмешь запрещенный предмет или произносишь неприличное к месту слово, тотчас появляются таинственные силы, скрытые в предметах, словах и покарают тебя свойственным им способом.

У марийского народа в реальной действительности до нашего времени широко используется система табу.

  1. слайд

4. Табу состоит из двух частей: предупреждения и возможного наказания за его нарушение .

1 .Табу можно разделить на несколько групп

  1. Экономический. Связан с хлебом.

Нельзя пинать хлеб- бог накажет. Нельзя кидать хлеб- бог накажет.

Нельзя оставлять кусок хлеба- силы оставляешь.

Нельзя стол оставлять без хлеба - достатка в доме не будет.

Нельзя отказывать тому, кто попросил хлеба,- даже если в доме последний кусок: тогда в доме всегда будет еда.

А вы какие пословицы о хлебе знаете?

Хлеб-главный продукт питания, без него не обходится ни один обед в жизни человека. Вот перед вами буханка хлеба. Мы часто покупаем и никогда не задумываемся о том,сколько труда вложено, чтобы эта буханка появилась на столе. Марийцы по - особому относились к хлебу.

На столе всегда должен лежать каравай хлеба и соль- это показатель достатка. Стол не должен быть пустым. Дальше, как пекли хлеб, когда замешивали тесто, говорили самые добрые слова. Чтобы человек, покушав хлеб, стал добрее. Провожая в дальнюю дорогу, хлеб клали на стол, целый каравай.

Как вы думаете это сейчас сохранилось?

  1. Запреты, связанные священными рощами или святыми рощами

Что такое священные рощи? (молитвенные места)

Что делают в священной роще?

В святых рощах нельзя рубить деревья, косить траву, собирать ягоды, пасти скот - руки-ноги отсохнут.

Нельзя отказываться от верований предков - ангел-хранитель отвернётся от тебя.

Священные рощи до сих пор есть и взяты под охрану. В Марий Эл около рощ. Например: в Башкирии, где живут некрещеные марийцы,

до сих пор всё это сохранилось и ни один человек не сломает ни одну веточку в этой роще.

  1. Экологические запреты.

Нельзя плевать в родник, в колодец - на языке выскочит болячка.

Нельзя осквернять чистую воду в колодце, в речке, в озере- иначе с тобой,с членами семьи или в твоём хозяйстве может случиться что-либо страшное и непоправимое.

Марийцы очень почитали воду. Случай из жизни. Нельзя в незнакомом месте купаться, не подарив подарок воде, не подарив подарок роднику - брать воды.

Нельзя разорять птичьи гнёзда - твоя семья распадётся.

Если сорвёшь ветку цветущей яблони- руки отсохнут

Когда выходили из леса кланялись и благодарили.

История с берёзовыми вениками. Никогда не оставлять голой берёзу, срубив все ветки

4)Нравственные запреты (ЧИТАЮТ ОБУЧАЮЩИЕСЯ)

На этих нравственных запретах воспитывали детей:

Нельзя другим желать зла- оно вернётся к тебе.

Нельзя грубить родителям - не будет тебе счастья в жизни.

Нельзя грубить людям старше себя - может случится несчастье.

Нельзя избивать старых- руки будут трясти.

Нельзя смеяться над старостью - сам тоже состаришься, может ещё хуже.

Воспоминание человек, который посетил Дом престарелых:

«Я побывал в одном из Домов для престарелых в российской глубинке.

Обстановку описывать не стану- всё чисто и более-менее благоустроено.Интересно другое- люди и их истории. А ёщё заслуживают внимание цифры. Они показывают состояние нравственного здоровья общества, в котором мы живём. В этом Доме для престарелых и инвалидов живут 28 человек, и только 8 из них абсолютно одиноки.»

  1. Запреты, связанные с борьбой за самосохранение и техникой безопасности.

Нельзя есть с ножа - к злодеянию.

Нельзя новорожденного оставлять одного - дьявол заменит своим ребёнком.

Нельзя нож передавать острой стороной- желаешь зла.

Нельзя дразнить собаку - собачей жизнью будешь жить.

Среди двух сотен табу есть и такое: «Не поблагодаришь за доброе дело - жди беды. Одно «спасибо» спасает от сорока напастей».

Как вы понимаете это выражение, объясните.

2) У марийцев - всё живое имеет душу. Марийцы почитали лес как божество. Марийский народ поклонялся природе. Он любил и почитал её, но и боялся, считал её явлением божьим

Вы читаете газеты? В каждой нам сообщают о брошенных детях, оскорбленных стариках и отчаявшихся людях.

Вы читаете газеты? В каждой нам сообщают о брошенных детях, оскорбленных стариках и отчаявшихся людях. Разговоры о вседозволеннос-ти обычны — так же, как про массовое одичание, но никто не вспоминает о старинной традиции так называемых табу (это полинезийское слово как-то прижилось во множестве словарей). Традиция много раз трансформировалась, но сохраняла свой смысл тысячи лет — то или иное действие или выражение запрещалось навсегда, настрого и без исключений.

Некоторые запреты сегодня кажутся нам смешными, герои Диккенса не произносили на-звания не только предметов дамского туалета, но даже таких обыденных, как «штаны». Запретные слова заменяли словом «невыразимые». Меня когда-то это забавило так же, как когда я узнал, что 100 лет назад в меню завтраков Киевского института благородных девиц вместо «вареные яйца» писали «куриный фрукт».

Впрочем, понятие запретных слов шире этих курьезов. Верующие евреи до сих пор не произносят ни слова «Бог», ни имени Бога, которое тайно и известно лишь немногим из них. Считается, что оно было начертано на волшебном кольце царя Соломона и его властью он повелевал окружающим миром. Мусульмане то-же верят, что у их Бога есть секретное не-произносимое имя. Многие табу религиозны.

До сих пор у нас помнят, что яблоки нельзя есть до Яблочного Спаса, — это след давнего табу, которое в древности жрецы накладывали на поля, где еще не вызрел урожай. Многие табу связаны с запретами на еду — некошерную у верующих иудеев, любую — у мусульман до заката солнца в месяц Рамадан. В Индии большинство населения — вегетарианцы, а корова священна, и миллионы людей там не раз выходили на улицы, требуя навсегда запретить забой коров.

Мы с вами не едим блюда из собачьего мяса, а в Корее специально разводят мясных собак. В Таджикистане я покупал консервы из конины — не очень популярного мяса в наших краях. Понятие табу многослойно. Буддисты, верующие в бесконечное перерождение живущих, ходят, шаркая, надевают повязки на рот, чтобы ненароком не наступить на переродившегося родственника или не проглотить его, перерожденного в комара. Религиозно обоснованы и выходные дни, когда табу накладываются на любую работу — помню, в субботу я пришел в дом видного иудея, нобелевского лауреата, который похвастался мне новой книгой, стоящей во-о-он там на полке. Но подписать мне ее он в субботу не мог и пообещал передать в понедельник, ведь следующий день был воскресный, выходной для меня, христианина. Мусульмане отдыхают в пятницу — в этот день любая работа для верующих в Аллаха считается табу.

Мы давно уже и массово позабыли, что оскорбление невиновного человека было табу и сурово наказывалось у многих народов. В Белоруссии, да и не только там, считалось обязательным выполнить любое пожелание беременной женщины, а на Новой Гвинее шведский ученый Лундквист описал папуасское племя мараи, где мужчину казнят даже за случайное прикосновение к руке чужой жены. Кстати, прикасаться к британской королеве запрещено и теперь — она только сама может поощрить вас своим прикосновением...

Сказав все это о табу, я в тысячный раз подумал, что хуже всего, когда они в наше время во вроде бы цивилизованных странах остаются групповыми, вырождаются в привилегии, принадлежащие определенной группе людей. Депутаты, например, являются табу для уголовного и прочих кодексов, включая правила дорожного движения. Это посерьезнее, чем бывшее в середине XIX века табу на шляпки с вуалью для дам недворянских кровей.

Сейчас модно слово «беспредел» — это когда человек вообще никаких запретов не признает. Табу должны быть — и это часть нашего возвращения в человечество. Мы научимся ценить свободу только тогда, когда оценим пределы, в которых она для нас существует.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Когда такие элементы, как права и истина принимают завершенную форму доктрины благополучия, обычаи поднимаются в своем развитии на более высокую ступень. Они становятся источником творческого преобразования и конструктивного воздействия на людей и общество в целом. В таком случае мы можем смело называть их нравами. Нравы – это обычаи, включающие в себя философские и этические суждения о благополучии общества, которое непременно наступит, если, конечно, люди станут последовательно соблюдать их. Нравы – это способ делать нечто, что в настоящее время служит удовлетворению человеческих потребностей в обществе вкупе с представлениями, верованиями, кодами и стандартами жизненного благополучия, которые порождены таким способом, генетически связаны с ним. Нравы выражают специфический тип характера (этоса) общества, либо исторического периода. Они определяют стиль мышления во всех сферах, возвращают людей из мира абстракций в мир действий. Лишь после того, как человек бессознательно подчинился тому или иному нраву, он осознает, после определенных размышлений, что именно с ним произошло. Они не зависят от субъективного произвола и желаний отдельного человека, но вместе с тем не являются чем-то таким, что напоминает действие природных законов

Табу.

По большей части нравы включают в свой состав табу, которые указывают туземным племенам на то, что им не следует делать. Отчасти табу ведут свое происхождение от мистического страха перед духами, которые властны наказать живых за неподобающие действия. Но в состав табу входят и другие элементы: они образованы собственным жизненным опытом, нежеланием повторять такие поступки, которые вызвали неодобрение соплеменников, либо привели к общественному неблагополучию, например, вызвали войну с соседним племенем, подорвали здоровье, послужили причиной смерти соплеменника. Подобные табу буквально пронизаны элементами философии в отличие от повседневных разрешительных правил поведения. И это неудивительно, ведь табу содержит отсылку к рефлексии и разумному объяснению. Примитивные табу основывались на том представлении о мире, что человеческая жизнь окружена всевозможными ограничениями и запретами. Поиск пищи ограничен избеганием ядовитых растений. Физическому здоровью постоянно угрожали всевозможные опасности. Табу были тем хороши, что аккумулировали мудрость и жизненную смекалку целых поколений, умение предков переживать неудачи, лечиться от болезней, избегать опасностей. Другой тип табу касался того, что являлось неприемлемым или, наоборот, приемлемым для племени в целом – это законы, регулирующие сексуальные взаимоотношения, способ ведения войны, обращение с духами предков или имуществом. Они включали в свой состав другие элементы – суждения социальной философии. То были не только мистические, но и прагматические соображения.

Табу можно подразделить на два класса: Сохраняющие и разрешающие. Цель первых – гарантировать и обезопасить, цель вторых – искоренять и подавлять. Существовали специальные табу для женщин, прямо направленные против них, как источника зла и опасности для мужчин. Но другая группа табу ограждала женщин ото всего, что было связано с риском и опасностью для здоровья. Таким образом, табу действовали селективно, направляя тем самым ход развития цивилизации. Наряду с табу у древних племен существовало такое понятие, как ритуал.

Основные понятия темы

Мораль, обычай, традиция, табу, нравственные нормы, нравственные принципы, нравственные качества, добродетели, пороки, золотое правило нравственности.

Слово «мораль» в латинском языке означает «нравственный». Оно происходит от слова «mores» - обычаи, нравы, поведение.

Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках. Нормы и правила морали формировались историческим путём.

При родовом строе порядок в обществе поддерживался системой табу (жёстких запретов). На основе табу постепенно складывались обычаи и традиции. Они опирались на авторитет общественного мнения, чётко указывали, что, когда и как надо делать человеку в конкретных условиях. Никакого выбора они человеку не предоставляли и были единственными нормами поведения. Их выполняли, не задумываясь о том, хороши они или плохи. Таким образом, обычаи и традиции – это совокупность образцов поведения, которым человек следует потому, что так делали его предки.

С разложением первобытнообщинного строя, формированием социально неоднородного общества, освобождением индивида во многом от опеки общины, появляется потребность в новых, индивидуальных средствах ориентации в жизни. Они и воплотились в морали.

Для каждой эпохи был характерен свой особый уровень моральности. Многое, что представлялось обязательным для одних, было неприемлемо для других. Но, тем не менее, несмотря на все разногласия конкретных людей, существуют какие-то нравственные истины, которые и проявляются в опыте человечества.

Совместная жизнь предполагает отказ от посягательства на тело, душу и интересы других людей, ограничение личного эгоизма, в идеале – взаимопомощь и взаимопонимание. Чтобы общество было обществом, а не стадом, в нём должны действовать правила, позволяющие каждому человеку чувствовать себя значимым и защищённым. Поэтому универсальными стали нормы «не убивай» (защита жизни), «не кради» (защита собственности), «не лги» (защита от манипуляций сознанием). Их выработали все человеческие коллективы независимо друг от друга. Нравственная норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, часто повторяющихся в жизни человека. Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Поступать согласно этим нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и голос совести.

Чувство межчеловеческой общности поддерживается также нравственными принципами, например, принципами коллективизма, трудолюбия. К числу важнейших, разделяемых всеми народами установок относится патриотизм, символизирующий связь поколений и связь судеб людей с судьбой их Родины.

Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определённые нравственные качества. Положительные нравственные качества – это добродетели (мужество, справедливость), отрицательные – пороки (зависть, жадность).

Основные понятия морали: добро и зло, честь и достоинство, долг, совесть, справедливость, смысл жизни, свобода, счастье.

Универсальный исторический опыт человечества отлился в «золотое правило нравственности. Оно гласит: «относись к другому так, как хочешь, чтобы он относился к тебе». Для всех нравственных систем стало принципом: надо относиться друг к другу по-человечески.

Мораль имеет всепроникающий и всеобъемлющий характер. Это означает, что она теснейшим образом связана с другими сферами культуры: наукой, политикой, философией, правом. Ни одна из этих сфер не может строить свою стратегию вне моральных ценностей.

Выделяют различные функции морали, из которых основные – гуманизирующая и регулятивная.

Гуманизирующая функция. Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создаёт ориентир человечности. Мораль помогает видеть смысл своей жизни, сохранять целостность личности, изменять мир в направлении гуманности.

Регулятивная функция. Предполагается, что люди должны жить по-человечески, а значит, соблюдать некоторые правила поведения. Но поскольку так бывает не всегда, то именно моральные правила предписывают должное положение вещей. Мораль с помощью своих норм регулирует поведение как отдельного лица, так и общества.

Задача морали заключается в том, чтобы дать людям знание и понимание идеалов гуманности, научить владеть собой, регулировать свои поступки.

Вопросы для повторения

  1. Что такое мораль?
  2. Для чего необходима мораль в человеческом обществе?
  3. Какие функции выполняет мораль?
  4. Каковы основные понятия морали?
  5. Что такое нравственные нормы?
  6. Какие существуют нравственные качества?
  7. В чём сущность добродетелей и пороков?
  8. Назовите основные нравственные принципы.
  9. В чём состоит задача морали?

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Тема 6. ЧЕЛОВЕК И НРАВСТВЕННОСТЬ

релевантные научные источники:

  • Притязание разума. из истории немецкой классической философии и литературы

    М.БУР и др. | Москва, Издательство «Прогресс» 1978 | Научная книга | 1978 | docx | 0.37 Мб

    Немецкая классическая буржуазная философия от Канта до Гегеля и Фейербаха составляет часть, вершину и завершение истории классической буржуазной философии. Под классической буржуазной философией мы

  • Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А.П.Чехова

    Андреева Елена Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 12.38 Мб

    Специальность 10.02.01 - русский язык. Структура художественного текста неоднородна. Опа представляет собой комбинацию авторского повествования или речи повествователя и персонажей. Вопросы структуры

  • Современная православная журналистика: опыт региональных сми

    Бакина Ольга Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург - 2001 | Диссертация | 2001 | Россия | docx/pdf | 6.92 Мб

    Специальность 10.01.10 - журналистика. Актуальность исследования. Социально-политические, экономические перемены, произошедшие в России за последние два десятилетия, вызвали существенные изменения и

  • Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям (на материале преподавания предметов гуманитарного и психолого-педагогического цикла. 1960-е - начало 1990-х гг.)

    Миронова Наталья Ивановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва - 1999 | Диссертация | 1999 | Россия | docx/pdf | 4.83 Мб

    13.00.01 - общая педагогика. Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху радикальных преобразований в социально-политической, экономической и культурной жизни общества, особенно актуальным

  • Этика

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 0.02 Мб

    Раздел I. Этика - Философское учение о морали. Основные этапы и направления развития этики Раздел I. Этика - философское учение о морали. Основные этапы и направления развития этики. Тема 1. Предмет

  • Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы

    Бур М., Иррлиц Г. | М.: Прогресс,1978. – 327 с. | Научная книга | 1978 | docx | 4.78 Мб