Точка бессмертия. Цзу-Сан-Ли — «точка долголетия» и практика «бессмертного» дыхания

"... * Точка Цзу-Сан-Ли - это "точка долголетия" - находится под колен-
ной чашечкой. Чтобы ее обнаружить, накройте колено ладонью той же ру-
ки, при этом точка располагается напротив мизинца на расстоянии окон-
чания среднего пальца. Прижигание выполняется специальными полынными
сигаретами во время первой фазы Луны ежедневно в течение 30 минут, оно
может быть заменено следующей процедурой: наполните половину скорлупы
ореха толченым чесноком и прикрепить ее к ноге в этой точке. Продолжи-
тельность процедуры - до появления чувства жжения и образования пузы-
ря. В крайнем случае можете наложить на точку медный кружок диаметром
один сантиметр на все 8 дней. Омолаживающий эффект связан с раскры-
тием " бессмертного" или " пяточного" дыхания..."

В 1795 году в Эдо (старое название Токио) по приглашению первого министра прибыл один из старейших людей Японии - крестьянин Мамиэ. Ему было 193 года. На вопрос министра, в чем секрет его долголетия, он ответил: "У своих предков я научился искусству прижигания и пользуюсь им всю жизнь. Я и моя семья ежемесячно с 1 по 8 число каждого месяца делаем себе прижигание в точках Цзу-Сан-Линь. Жене моей сейчас 173 года, сыну - 153, внуку - 105 лет".
Старика одарили рисом, деньгами и с почетом проводили домой. Через 48 лет Мамиэ вновь прибыл в Эдо. В этот год ему исполнился 241 год, жене - 221, сыну - 201, внуку - 153, жене внука - 138 лет, и никто из них не выглядел старым или больным.
С этого примера начиналась выпущенная мной в середине 80-х годов небольшая книжка: "МАГИЯ БЕССМЕРТИЯ - нетрадиционные методы омоложения организма". В ней не было особых откровений, а содержалось лишь описание некоторых технических приемов с очень краткими пояснениями. Таковы были условия соглашения с издателями, рассматривавшими публикацию этой книги как начало изданий серии "МАГИЯ БЕССМЕРТИЯ".
В эту книгу заложен талисман для удаления страха и порчи. Согласно
Папюсу, этот пантакль заимствует свою силу от Духов Юпитера и Скорпио-
на, которые доставляют ему свойства рассеивать панический страх и ис-
целять одержимость, как, например, порчу бессилия.
В оформлении книги использованы Янтры - элементы восточной магичес-
кой символики. Полный смысл этих символов, по словам автора, известен
лишь нескольким живущим на Земле. Но их визуальное восприятие, подсоз-
нательно воздействующее на ход мыслительных процессов, само по себе
облегчает и обогащает восприятие текстового материала.
"... К бессмертию ведут два пути: путь знания и путь отделения. Первый
путь - это путь "нервной клетки". Если мы получим способность к полно-
му восприятию, ваше место в этой энергетической структуре, которую мы
называем человечеством, изменится, и продолжительность вашей жизни
сравнится с длительностью существования рода человеческого. Махатмы,
жители Шамбалы, земные бессмертные - все эти люди, развившие у себя
способность к полному восприятию, утверждают, что их количество колеб-
лется от шестисот до двухсот человек, утверждают также, что они могут
принимать любой облик. Большинство так называемых аномальных явлений
традиция связывает с их проявлениями..."

"Точка сборки" (как и "личная сила") – очень удачные термины, поэтому я использую их, как и некоторые другие. Это тем более просто, потому, что всё что вы читали раньше по этому вопросу, ни в коей мере не противоречит тому, что вы прочитаете сейчас. К слову скажу, что в первых книгах Кастанеды содержится гораздо больше, чем он сам хотел сказать. И есть смысл перечитать их заново, после того, как вы прочтёте эту книгу. Но перейдём к сути вопроса.

Линия бытия каждого объекта в каждой форме его существования обладает некой характеристикой, имеющей принципиальное значение для всех процессов его жизнедеятельности. Это – положение точки её пересечения с ЛИНИЕЙ ВОЛИ. Именно эта точка, "точка сборки" определяет способ восприятия внешнего мира и характер взаимодействия с ним. При этом каждая форма существования объекта в реальности имеет собственное положение "точки сборки", никак не связанное с другими положениями. Это и объясняет тот факт, что любой объект реальности (в том числе – человек), находясь в одном состоянии, не имеет никакого представления о существовании других состояний и уж тем более о впечатлениях, накопленных в других состояниях. Собственно говоря, само восприятие процесса перехода из одного состояния в другое воспринимается нами как "смерть" вследствие разрыва между одним потоком впечатлений и другим потоком впечатлений. Эта дискретность, прерывность существования большинства объектов четвёртого мира заставляет их бесконечно двигаться по одному и тому же замкнутому кругу.

Точка сборки не является обязательным элементом объектов реальности. Вернее, она может находиться как бы "над объектом", определяя форму его существования, но больше никак не взаимодействуя с ним. В принципе, это и есть общее правило для всех "смертных" объектов реальности, вернее для объектов, обладающих как минимум двумя формами бытия. Иначе говоря, "смертные" объекты могут обладать сознанием, уровень которого определяется местом соединения с верхним пределом реальности, но они не должны обладать чувством собственного "Я".

Каждый, хоть когда-нибудь соприкасавшийся с творчеством знает, что процесс открытия, процесс обретения нового знания всегда сопровождается "обезличенностью", утратой собственного "Я". И чем глубже эта обезличенность, тем больше знание, которое приходит изнутри человека.

Многим знакомы хотя бы краткие мгновения состояния "РАЯ НА ЗЕМЛЕ", когда наше сознание и наши действия как бы плывут в мощном потоке, не требуя нашего вмешательства, при этом наши действия оказываются настолько эффективны, насколько это возможно. Нам остаётся только наблюдать за происходящим, наслаждаясь великолепной игрой мировых сил. Любой сторонний наблюдатель скажет, что в этом состоянии человек ведёт себя как высоко разумное существо и это действительно так. Но такое состояние возможно лишь в условиях абсолютной обезличенности, погружения нашего "Я" в настолько глубокий сон, что оно никак не проявляет себя в наших действиях.

Можно сказать, что разумность человека, его сознательность и его "Я" исключают друг друга. Пока есть "Я", нет сознания, а пока есть сознание – нет "Я". Разумеется, я немного утрирую ситуацию, но только потому, что нам трудно отделить творческую деятельность от автоматического функционирования.

Чувство "Я" появляется там и тогда, когда "точка сборки" начинает взаимодействовать с объектом, входя в его внутреннюю структуру в качестве некоего элемента, имеющего и временные, и пространственные характеристики, то есть взаимодействующего с обоими пределами реальности. Проще говоря, "точка" становится "окружностью".

Смысл существования этой структуры связан с необходимостью согласования потока впечатлений, поступающих из нижнего мира, и их восприятия на уровне сознания. Я уже говорил о том, что все "смертные" существа, то есть объекты с наклонной линией бытия в состоянии жизни соприкасаются с реальностью нижнего мира на гораздо более высоком уровне, чем они осознают его. То есть получаемые ими восприятия в принципе не могут быть адекватно осмыслены ими. Но полное рассогласование потока восприятий и сознания привело бы к абсолютному безумию и, что более важно, сделало бы невозможным любой процесс взаимодействия с внешним миром. Поэтому необходимо существование некоего координирующего центра, некой средней точки, где восприятия и их осознание приводилось бы к "среднему знаменателю". Этот центр и есть "точка сборки".

В простейшем случае эта "точка" лишёна внутренней структуры. То есть в этой точке не происходит ничего: ни осмысления опыта, ни составления плана действия, она функционирует как бы автоматически, только в силу своего определённого расположения на линии воли. Но именно она преобразует все наши мысли и все наши впечатления при переходе от мыслей к действию и наоборот.

О существовании этой точки знает почти каждый, вернее каждый знает о том, что наши реальные действия могут быть гораздо разумней, чем запланированные, и в любом случае разительно от них отличаются. Более того, действуя только сознательно, мы бы вообще не могли "сдвинуться с места". Помните историю про сороконожку, которая не в состоянии решить проблему, с какой ноги ей идти или про Буриданова осла, умирающего от голода между двумя охапками сена, расположенными от него настолько одинаково, что нет возможности разумно выбрать, с какой охапки начать?

С другой стороны, каждый знает, насколько наши реальные действия отличаются от запланированных действий. Забегая вперёд, скажу, что в определённых случаях наше сознание может непосредственно приближаться к уровню души, хотя бы потому, что мы знаем несколько правил, более общих, чем воспринимаемая нами реальность. Так, любой из нас может без труда вообразить себя совершенным человеком: честным, благородным, мудрым, сильным и т.п., то есть сконструировать некий идеал, к достижению которого надо стремиться. Более того, мы вполне можем составить конкретный план действий по достижению этого идеала, каждый пункт которого представляется вполне осуществимым. Например, вставать на час раньше, совершать пробежку плюс водные процедуры, выучить иностранный язык (а лучше два), доводить до конца всё начатое и т.д. С точки зрения нашего идеального сознания всё это легко достижимо, но стоит нам приступить к реализации намеченного, как "жизнь вносит свои коррективы". Правильнее сказать, что коррективы вносит наша точка сборки, "усредняя" наши идеальные представления в соответствии с тем местом в реальности, на который она проецируется.

Но это только начальный этап развития. Пока мы рассматривали простые объекты, обладающие только одной линией бытия, то есть объекты, которые в каждый момент времени могут существовать только в одной форме. С человеком всё обстоит сложнее.

На каждом уровне реальности есть, по крайней мере, один объект, способный одновременно существовать в двух формах. Когда мы говорили о ПЕРВОМ МИРЕ, я упоминал о том, что две его противоположности – электрон и протон могут соединяться в единое устойчивое целое – атом водорода, способное к сколь угодно длительному существованию. Когда мы говорим о МИРЕ ЦЕЛОСТНОСТИ, мы говорим о том, что человек, пребывающий в своём физическом теле, имеет одновременно и бессмертную душу. То есть в процессе его жизни развивается не только его "прижизненная" форма – физическое тело со всеми сопутствующими атрибутами, но и его "посмертная" форма – душа человека. При этом, хотя они и существуют одновременно, месторасположения их "точки сборки" различно, то есть человек, пребывающий в состоянии физического тела, не имеет никакого представления о впечатлениях, получаемых им в состоянии души.

На линии воли "точки сборки" обеих линий бытия существуют постоянно, то есть в каждый момент времени человек одновременно действует и воспринимает и как физическое, и как духовное существо. Но "точка сборки" той энергетической формы человека, которую мы называем физическим телом, лежит на линии её бытия значительно выше, чем "точка сборки" души на линии её бытия. Проще говоря, наш сознательный жизненный опыт накапливается на уровне энергетического центра, располагающегося выше центральной точки, выше сердца, а бессознательный, духовный опыт аккумулируется в центре, находящемся ниже центральной точки. И пока мы находимся в одной из этих точек, другая нам почти недоступна.

Почти – потому, что любой объект, обладающий двумя линиями бытия, может создавать из своей точки сборки некое третье тело для согласования потока впечатлений, получаемых в обоих состояниях. Более того, он вынужден создавать это тело хотя бы потому, что опыт, полученный в духовном и физическом существовании, чаще всего даёт противоположное знание и требует противоположных действий. И чтобы просто иметь возможность действовать в реальном мире, необходимо создание некой равнодействующей, третьего тела, изображённого на чертеже в виде овалов зелёного цвета.

Внутренний размер третьего тела может меняться от простейших правил, своего рода безусловных рефлексов, направленных на сохранение рода человеческого как единого целого, до грандиозной структуры, охватывающей собой весь четвёртый мир. Но в любом случае оно является связующим элементом, позволяющим соединять духовный опыт с физическим опытом, объединяя их в единое целое, существующее одновременно. Собственно говоря, то, что мы называем физическим телом в действительности является внешней формой третьего тела человека. И именно это тело, вернее механизмы, обеспечивающие его формирования, могут быть использованы как для развития человека, так и для его окончательного закрепощения.

Это как раз тот момент, о котором я упоминал, когда говорил о том, что человеческое тело изначально бессмертно. Та "энергетическая матрица", которая определяет существование человека при его жизни, гораздо больше, чем то тело, которое мы воспринимаем. Можно сказать, что мы отсекаем от него все лучшие части и используем только то, что осталось. А этот остаток не только несовершенен, но ещё и очень неустойчив. По сути наше тело – это лишь проекция чего то большего на крошечный участок воспринимаемой нами реальности. И это проекция находится в постоянном движении.

Наверное каждый замечал, что бывают моменты, когда мы выглядим гораздо старше своих лет, и моменты, когда мы выглядим гораздо моложе, когда мы становимся красавцами и когда – уродами. Единственное, что позволяет нам поддерживать некое постоянство – это власть образа, образа существующего внутри нас самих и в представлении других людей.

Когда мы видим другого человека, когда мы смотрим на себя в зеркало, мы сразу же накладываем на увиденное некую матрицу, позволяющую нам опознавать себя или другого. Это известный факт. Но мало кто знает о том, какое влияние этот процесс оказывает на сам объект. Власть образа настолько велика, что противостоять ей почти невозможно.

Есть люди, пробывшие в состоянии летаргического сна десятилетия. Естественно, что за это время их тело ничуть не изменилось, оно осталось таким же молодым, каким и было раньше. Но стоит человеку пробудиться и вернуться в круг знакомых ему людей, как он очень быстро начинает стареть, в соответствии со своим календарным возрастом. А для этого процесса нет ни физиологических, ни энергетических оснований, кроме одного: он сам и другие люди "знают", что в пятьдесят лет образ человека должен иметь определённые отличия: морщины, седые волосы и т.п. Это знание изменяет образ, а изменение образа изменяет тело.

Другой пример – факиры. Не может кожа человека противостоять остриям гвоздей или разбитого стекла, не может и по законам физики, и по законам физиологии. Но только та кожа, которую мы знаем. Секрет в том, что факиры умеют изменять "внутренний образ" своей кожи, делая её почти полностью неуязвимой. И процесс трансформации происходит почти мгновенно.

Это не теория, это практика. Вся наша немощность, все наши слабости и все болезни исходят только из окружающих нас людей и из нас самих. Наше тело может стать совершенным, полностью преобразиться в течении нескольких мгновений. Но это не происходит почти никогда. Даже самый сильный не может противостоять "образу", накладываемому на него другими людьми. Отсюда известная многим рекомендация по стиранию "личной истории". Чем меньше о вас знают, тем труднее подогнать вас под определённый шаблон. Но это отдельный разговор, к которому мы вернёмся позднее.

Необходимо уточнить ещё один принципиальный момент. Третье тело начинает формироваться там и тогда, когда появляется "Я". Иначе говоря, именно "Я" и есть та структура, которая соединяет линию "тела" с линией "души", объединяя их некоторые элементы в единое целое. Если "Я" исчезает или ослабевает, то взаимодействие объекта с реальностью происходит в точках его соприкосновения с пределами реальности. Я уже говорил о том, что именно такой порядок взаимодействия и является основным, обеспечивающим передачу энергии нижнего предела верхнему пределу – механизма, подробно рассмотренного нами в предыдущем разделе. То есть наличие "Я" у человека является отклонением от правил, и хотя степень его выраженности очень невелика (обычный человек может поддерживать непрерывное существование собственного "Я" лишь несколько секунд), тем не менее сам факт его существования представляет постоянную угрозу для всего МИРА ЦЕЛОСТНОСТИ. И угроза эта исходит из формирования вокруг "Я" особой зоны – ЗОНЫ ТРАНСЛЯТОРОВ, элементов, из которых мы конструируем внутри себя другую реальность – свою собственную картину мира.

Коллекционер жизни

Поэт Михаил Светлов говорил: если после человека остается хотя бы одна фраза - это уже много, от большинства не остается ничего, кроме черточки между датами рождения и смерти.

Моя голова буквально набита высказываниями самых разных людей, их мыслями, которые запомнились. Зачем эти обрывки сохраняются в памяти? С течением времени понял: запавшие сентенции не случайны, а превращаются в твой личный арсенал - ставшей вполне твоей мудростью.

Расул Гамзатов советовал: «Не спеши вставать из постели утром, сперва подумай о том, что тебе приснилось».

Я следую этой заповеди каждый раз, когда не спешу.

Другой классик литературы, один из старейших ее представителей, признавался: «Никогда не перечитываю то, что написал. Мне противно». Его рекомендации я не следую: надо перечитывать свои тексты, иначе будет много шелухи, скуки и мало смысла. Для саморедактуры есть и более весомое обеспечение: «Словам должно быть тесно, а мыслям просторно». Хотелось бы такого добиться.

Читать книги вышеозначенного авторитета и верно было невыносимо тягостно. Приходило на ум сетование не писателя, а ученого, который в своем послании другу извинялся: «Прости, что письмо получилось длинным, не хватило времени сделать его покороче».

Недавно умерший поэт Кирилл Ковальджи запомнился вот каким эпизодом. Мы сидели на пляже в Пицунде, была вторая половина дня - и никого вокруг. Решали, как провести вечер, естественно, речь зашла о женщинах. Кирилл сказал:

У меня в прошлом году здесь, на этом берегу, наметился любовный роман. Надо было выбирать: либо роман любовный, либо роман, который я начал и хочу закончить. Я выбрал литературу...

Похоже сказал Шарль Азнавур: «Работа - моя любовница».

Замечательный, интеллигентнейший работник «Литературной газеты» не умел выпивать, слетал с катушек после первой же рюмки, начинал хвастать: его предки - графы. Нашему общему начальнику, добрейшему, мягчайшему Федору Аркадьевичу Чапчахову, он бросал: «Вы бы раньше говорили мне: ваше сиятельство». Федор Аркадьевич невозмутимо (а мог бы взбелениться, ведь его, по существу, называли холопом) отвечал: «Я и сейчас вам могу сказать: ваше сиятельство». В самом деле - что меняется, если твой начальник не граф? Все равно он начальник.

Литературный критик Павел Ульяшов, с которым я вместе работал в «Литературной газете», как-то обронил о Василии Аксенове: «Неужели можно создать стоящее произведение между пьянками?»

Я боготворил Аксенова и, конечно, не согласился, встретил слова Павла в штыки. Сегодня думаю: Аксенов, притом что им написано много грандиозного, в полной мере себя не реализовал. А мог бы - именно в первые, разгульные годы. Постоянно перечитываю сборничек одноактных пьес Теннеси Уильямса в переводе Аксенова. Поразительная работа над словом, тщательнейшее подыскивание русских эквивалентов американскому сленгу! Собственно, в этом и заключается работа писателя - создавать образы. Писатель мыслит образами, это его выраженные в образе мысли.

Между прочим, Василий Аксенов по первой своей профессии - врач, о чем он и поведал в сделавшей его известным повести «Коллеги».

Я был близко знаком с Юлием Крелиным - замечательным хирургом и прозаиком. В течение рабочего дня он записывал на обрывках бумажек посетившие его мысли и выжимки из бесед с пациентами. А в отпуск (24 рабочих дня), вместо того чтобы нежиться возле моря, садился за письменный стол. Из-под его пера выходили прекрасные книги.

Россия крепла и осознавала себя великой державой - трудом крестьян, инженеров, врачей и… писателей. Да, именно они, «больше чем поэты», осмысливали происходящее и предвидели будущее (вспомним «Бесы» Достоевского), помогали населению выдюжить духовно и физически и применить способности по назначению, а не против себя и истерзанной родины. Не «преобразователь” Ленин, не «экономист» Столыпин (это ж надо додуматься: «Дайте 20 лет спокойствия» - кто и кому даст такую поблажку?), не «эффективный» менеджер Берия, а вот именно скромные интеллигентные труженики, «дяди Вани», несли на своих плечах груз повседневных тягот и социальных экспериментов ХIX и ХХ веков.

Максим Горький устами своего драматургического персонажа Сатина сказал: «Человек - не ты, не я, не он… Человек - это ты, я, он». Неблагодарное и невозможное начинание - определять, чей вклад в процветание (и разрушение) страны весомее. И все же надо дать себе отчет: чьи созидательные и деструктивные действия в большей степени служили ухудшению или улучшению жизни.

Согласно утвердившейся догме-заблуждению писатели врачуют душу, а врачи - тело. Но это, конечно же, не так. Врачи исцеляют душу столь же эффективно (если не эффективнее писателей). Писатели ищут бессмертные слова, а врачи попирают смерть делом.

Мне повезло знать удивительного хирурга Владимира Борисовича Александрова. Золотые руки, мгновенная отзывчивость, поразительная доброта. Ему много раз предлагали уехать за границу и работать там, но он был патриот. Хорошо помню: в трудные перестроечные годы в Екатерининской больнице, где он трудился (сейчас это здание передано Московской думе), вышло из строя отопление. Владимир Борисович золотыми своими руками вместе со слесарями ремонтировал батареи.

Врачи «сканируют» пациентов не менее тщательно, чем писатели - своих героев, и не менее наблюдательны, чем журналисты. Они видят и рассказывают столь же образно, как поэты. В какой точке литература смыкается с медициной? Вот именно в точке бессмертия. О жизни Пирогова, Флеминга, Фрейда выпущены увлекательные жизнеописания. Не так давно этот ряд пополнила биография нашего современника - уникального кардиохирурга Рената Сулеймановича Акчурина, делавшего операцию на сердце Ельцину. Из книги, созданной Евгением Березиным, узнаешь поразительные детали. О родителях, детстве, медицинском опыте знаменитого врача. Чего стоит его признание о человеческом сердце, которое настолько сильно, что его не удержишь в руках. Хочется дополнить повествование небольшим штрихом, услышанным лично от Рената Сулеймановича: в клинику Дебейки пришел роскошно одетый афроамериканец. Можно было подумать: обеспеченный человек. Но, когда лег на кушетку, Акчурин увидел: подошвы ботинок стесаны до дыр. У пришедшего не было денег на операцию. Дебейки готов был сделать операцию бесплатно, но даже за пребывание в клинике больной не мог заплатить.

Наблюдения врачей поразительны. Одной-двумя фразами они могут нарисовать картину эпохи, создать запоминающуюся новеллу. Врач Дмитрий Юрьевич Макеев поведал мне: его дед, Павел Николаевич Фирсов, был несправедливо репрессирован, лишен наград. Родственники пожаловались на гонения в высокую инстанцию. Оттуда пришел ответ: «Ленин умер в 1924 году, не ищите правду, ее нет». Человек, написавший это, рисковал головой, но победить свою искренность не мог.

Хирург Давид Джонович Долидзе (мастер спорта по фехтованию, завоевавший Кубок России) продолжает рапирные поединки - уже против болезней и с рыцарским скальпелем делает уникальные, ювелирные операции. Он обмолвился: успех врача - это интеллектуальное превосходство над болезнью.

Профессор Андрей Владимирович Араблинский, уже в силу своей рентгенологической профессии видящий людей насквозь, рассказал, как студентом уклонился от предложения распределиться на работу в четвертое управление Минздрава. Со студенческих лет он хотел заниматься наукой, ему скучно было лечить начальников (а именно такая функция у служащих четвертого управления). На собеседовании, которое проходило в полузасекреченном здании в Романовском переулке близ Военторга, он спросил: «Будут ли у меня загранпоездки?» Собеседник изменился в лице и холодно сказал: «В четвертом управлении врачи за границу не ездят». Имелось в виду: надо быть патриотами. (А мне вспомнился доктор Александров, выезжавший на операции за рубеж и неизменно возвращавшийся.) Красным карандашом была перечеркнута анкета Араблинского. Студент благодаря интеллектуальному превосходству и немалой психологической изощренности добился своего: смог заниматься наукой.

Онкодоктор Наэля Хабибовна Шацкая рассказала о юной красавице, над бровью которой набрякла точечка. Косметологи эту портящую внешность крапину удалили. Но крапина вернулась. Снова удалили. Лишь после того, как косметологи отказались от дальнейших попыток устранить дефект, девушка обратилась к профессиональным медикам. Она успела выйти замуж и даже родила семимесячного младенца и умерла после родов.

Повествуя об этом, Наэля Хабибовна плакала. Она сказала:

Мы настолько сблизились… Я рыдала у нее на похоронах…

Другая ее исповедь: удачливый бизнесмен, собиравшийся открыть филиал фирмы за границей, говорил докторам: «Мне нужно в Америку на пять дней…» А они, не сообщая ему страшного, не запрещая командировку, убеждали остаться и не лететь за океан. «Отдохните эти пять дней. Вы устали и нуждаетесь в расслаблении…» Эти пять дней бизнесмен как на работу приходил на прием, находился возле тех, кто желал ему добра. Опускал голову на заваленный медицинскими картами стол Наэли Хабибовны и задремывал. И тогда она осматривала пациентов в другом кабинете, чтоб не тревожить спящего.

Признанный лучшим онкологом Москвы в 2013 году Эдуард Кузьмич Возный, несмотря на понятные тяготы своей работы, не утрачивает юмора. Его воспоминания могут сделаться сюжетами многих рассказов и романов. Например, о том, как к нему, известному своим медицинским талантом уже в студенческие годы, пришла девушка и сообщила, что долго его разыскивала. Оказалось: молодой человек, с которым она встречалась, назвался его именем. Когда ухажер узнал, что девушка беременна, он исчез. Эдуард Кузьмич нашел совратителя среди тех, с кем в выходные играл в волейбол, и начистил ему физиономию.

Слушая мемуары врачей, я невольно обращаюсь мыслью к медикам-писателям: Вересаеву, Чехову, Моэму. Работая в литературе, они продолжали оставаться лечащими врачами. И сколько прекрасного создано - параллельно врачебной практике! Поразительные озарения подарила медицина словесности! Эти родственные профессии в буквальном смысле попирают смерть.

Коллекционер жизни

Поэт Михаил Светлов говорил: если после человека остается хотя бы одна фраза - это уже много, от большинства не остается ничего, кроме черточки между датами рождения и смерти.

Моя голова буквально набита высказываниями самых разных людей, их мыслями, которые запомнились. Зачем эти обрывки сохраняются в памяти? С течением времени понял: запавшие сентенции не случайны, а превращаются в твой личный арсенал - ставшей вполне твоей мудростью.

Расул Гамзатов советовал: «Не спеши вставать из постели утром, сперва подумай о том, что тебе приснилось».

Я следую этой заповеди каждый раз, когда не спешу.

Другой классик литературы, один из старейших ее представителей, признавался: «Никогда не перечитываю то, что написал. Мне противно». Его рекомендации я не следую: надо перечитывать свои тексты, иначе будет много шелухи, скуки и мало смысла. Для саморедактуры есть и более весомое обеспечение: «Словам должно быть тесно, а мыслям просторно». Хотелось бы такого добиться.

Читать книги вышеозначенного авторитета и верно было невыносимо тягостно. Приходило на ум сетование не писателя, а ученого, который в своем послании другу извинялся: «Прости, что письмо получилось длинным, не хватило времени сделать его покороче».

Недавно умерший поэт Кирилл Ковальджи запомнился вот каким эпизодом. Мы сидели на пляже в Пицунде, была вторая половина дня - и никого вокруг. Решали, как провести вечер, естественно, речь зашла о женщинах. Кирилл сказал:

У меня в прошлом году здесь, на этом берегу, наметился любовный роман. Надо было выбирать: либо роман любовный, либо роман, который я начал и хочу закончить. Я выбрал литературу…

Похоже сказал Шарль Азнавур: «Работа - моя любовница».

Замечательный, интеллигентнейший работник «Литературной газеты» не умел выпивать, слетал с катушек после первой же рюмки, начинал хвастать: его предки - графы. Нашему общему начальнику, добрейшему, мягчайшему Федору Аркадьевичу Чапчахову, он бросал: «Вы бы раньше говорили мне: ваше сиятельство». Федор Аркадьевич невозмутимо (а мог бы взбелениться, ведь его, по существу, называли холопом) отвечал: «Я и сейчас вам могу сказать: ваше сиятельство». В самом деле - что меняется, если твой начальник не граф? Все равно он начальник.

Литературный критик Павел Ульяшов, с которым я вместе работал в «Литературной газете», как-то обронил о Василии Аксенове: «Неужели можно создать стоящее произведение между пьянками?»

Я боготворил Аксенова и, конечно, не согласился, встретил слова Павла в штыки. Сегодня думаю: Аксенов, притом что им написано много грандиозного, в полной мере себя не реализовал. А мог бы - именно в первые, разгульные годы. Постоянно перечитываю сборничек одноактных пьес Теннеси Уильямса в переводе Аксенова. Поразительная работа над словом, тщательнейшее подыскивание русских эквивалентов американскому сленгу! Собственно, в этом и заключается работа писателя - создавать образы. Писатель мыслит образами, это его выраженные в образе мысли.

Между прочим, Василий Аксенов по первой своей профессии - врач, о чем он и поведал в сделавшей его известным повести «Коллеги».

Я был близко знаком с Юлием Крелиным - замечательным хирургом и прозаиком. В течение рабочего дня он записывал на обрывках бумажек посетившие его мысли и выжимки из бесед с пациентами. А в отпуск (24 рабочих дня), вместо того чтобы нежиться возле моря, садился за письменный стол. Из-под его пера выходили прекрасные книги.

Россия крепла и осознавала себя великой державой - трудом крестьян, инженеров, врачей и… писателей. Да, именно они, «больше чем поэты», осмысливали происходящее и предвидели будущее (вспомним «Бесы» Достоевского), помогали населению выдюжить духовно и физически и применить способности по назначению, а не против себя и истерзанной родины. Не «преобразователь” Ленин, не «экономист» Столыпин (это ж надо додуматься: «Дайте 20 лет спокойствия» - кто и кому даст такую поблажку?), не «эффективный» менеджер Берия, а вот именно скромные интеллигентные труженики, «дяди Вани», несли на своих плечах груз повседневных тягот и социальных экспериментов ХIX и ХХ веков.

Максим Горький устами своего драматургического персонажа Сатина сказал: «Человек - не ты, не я, не он… Человек - это ты, я, он». Неблагодарное и невозможное начинание - определять, чей вклад в процветание (и разрушение) страны весомее. И все же надо дать себе отчет: чьи созидательные и деструктивные действия в большей степени служили ухудшению или улучшению жизни.

Согласно утвердившейся догме-заблуждению писатели врачуют душу, а врачи - тело. Но это, конечно же, не так. Врачи исцеляют душу столь же эффективно (если не эффективнее писателей). Писатели ищут бессмертные слова, а врачи попирают смерть делом.

Мне повезло знать удивительного хирурга Владимира Борисовича Александрова. Золотые руки, мгновенная отзывчивость, поразительная доброта. Ему много раз предлагали уехать за границу и работать там, но он был патриот. Хорошо помню: в трудные перестроечные годы в Екатерининской больнице, где он трудился (сейчас это здание передано Московской думе), вышло из строя отопление. Владимир Борисович золотыми своими руками вместе со слесарями ремонтировал батареи.

Врачи «сканируют» пациентов не менее тщательно, чем писатели - своих героев, и не менее наблюдательны, чем журналисты. Они видят и рассказывают столь же образно, как поэты. В какой точке литература смыкается с медициной? Вот именно в точке бессмертия. О жизни Пирогова, Флеминга, Фрейда выпущены увлекательные жизнеописания. Не так давно этот ряд пополнила биография нашего современника - уникального кардиохирурга Рената Сулеймановича Акчурина, делавшего операцию на сердце Ельцину. Из книги, созданной Евгением Березиным, узнаешь поразительные детали. О родителях, детстве, медицинском опыте знаменитого врача. Чего стоит его признание о человеческом сердце, которое настолько сильно, что его не удержишь в руках. Хочется дополнить повествование небольшим штрихом, услышанным лично от Рената Сулеймановича: в клинику Дебейки пришел роскошно одетый афроамериканец. Можно было подумать: обеспеченный человек. Но, когда лег на кушетку, Акчурин увидел: подошвы ботинок стесаны до дыр. У пришедшего не было денег на операцию. Дебейки готов был сделать операцию бесплатно, но даже за пребывание в клинике больной не мог заплатить.

Наблюдения врачей поразительны. Одной-двумя фразами они могут нарисовать картину эпохи, создать запоминающуюся новеллу. Врач Дмитрий Юрьевич Макеев поведал мне: его дед, Павел Николаевич Фирсов, был несправедливо репрессирован, лишен наград. Родственники пожаловались на гонения в высокую инстанцию. Оттуда пришел ответ: «Ленин умер в 1924 году, не ищите правду, ее нет». Человек, написавший это, рисковал головой, но победить свою искренность не мог.

Хирург Давид Джонович Долидзе (мастер спорта по фехтованию, завоевавший Кубок России) продолжает рапирные поединки - уже против болезней и с рыцарским скальпелем делает уникальные, ювелирные операции. Он обмолвился: успех врача - это интеллектуальное превосходство над болезнью.

Профессор Андрей Владимирович Араблинский, уже в силу своей рентгенологической профессии видящий людей насквозь, рассказал, как студентом уклонился от предложения распределиться на работу в четвертое управление Минздрава. Со студенческих лет он хотел заниматься наукой, ему скучно было лечить начальников (а именно такая функция у служащих четвертого управления). На собеседовании, которое проходило в полузасекреченном здании в Романовском переулке близ Военторга, он спросил: «Будут ли у меня загранпоездки?» Собеседник изменился в лице и холодно сказал: «В четвертом управлении врачи за границу не ездят». Имелось в виду: надо быть патриотами. (А мне вспомнился доктор Александров, выезжавший на операции за рубеж и неизменно возвращавшийся.) Красным карандашом была перечеркнута анкета Араблинского. Студент благодаря интеллектуальному превосходству и немалой психологической изощренности добился своего: смог заниматься наукой.

Онкодоктор Наэля Хабибовна Шацкая рассказала о юной красавице, над бровью которой набрякла точечка. Косметологи эту портящую внешность крапину удалили. Но крапина вернулась. Снова удалили. Лишь после того, как косметологи отказались от дальнейших попыток устранить дефект, девушка обратилась к профессиональным медикам. Она успела выйти замуж и даже родила семимесячного младенца и умерла после родов.

Повествуя об этом, Наэля Хабибовна плакала. Она сказала:

Мы настолько сблизились… Я рыдала у нее на похоронах…

Другая ее исповедь: удачливый бизнесмен, собиравшийся открыть филиал фирмы за границей, говорил докторам: «Мне нужно в Америку на пять дней…» А они, не сообщая ему страшного, не запрещая командировку, убеждали остаться и не лететь за океан. «Отдохните эти пять дней. Вы устали и нуждаетесь в расслаблении…» Эти пять дней бизнесмен как на работу приходил на прием, находился возле тех, кто желал ему добра. Опускал голову на заваленный медицинскими картами стол Наэли Хабибовны и задремывал. И тогда она осматривала пациентов в другом кабинете, чтоб не тревожить спящего.

Признанный лучшим онкологом Москвы в 2013 году Эдуард Кузьмич Возный, несмотря на понятные тяготы своей работы, не утрачивает юмора. Его воспоминания могут сделаться сюжетами многих рассказов и романов. Например, о том, как к нему, известному своим медицинским талантом уже в студенческие годы, пришла девушка и сообщила, что долго его разыскивала. Оказалось: молодой человек, с которым она встречалась, назвался его именем. Когда ухажер узнал, что девушка беременна, он исчез. Эдуард Кузьмич нашел совратителя среди тех, с кем в выходные играл в волейбол, и начистил ему физиономию.

Слушая мемуары врачей, я невольно обращаюсь мыслью к медикам-писателям: Вересаеву, Чехову, Моэму. Работая в литературе, они продолжали оставаться лечащими врачами. И сколько прекрасного создано - параллельно врачебной практике! Поразительные озарения подарила медицина словесности! Эти родственные профессии в буквальном смысле попирают смерть.

ПОДЕЛИЛОСЬ

Точка долголетия, да, есть такая точка! Как найти волшебную точку Цзу-Сан-Ли? Совершите прорыв в здоровье и долголетии и получите уникальную методику оздоровления!

В 1795 году в Эдо (старое название Токио) по приглашению первого министра прибыл один из старейших людей Японии — крестьянин Мамиэ. Ему было 193 года. На вопрос министра — в чем секрет его долголетия, он ответил: у своих предков я научился искусству прижигания и пользуюсь им всю жизнь. Я и моя семья ежемесячно с 1 по 8 число каждого месяца делаем себе прижигание в так называемых точках Цзу-Сан-Линь. Жене моей сейчас 173 года, сыну — 153, внуку — 105 лет. Старика одарили рисом, деньгами и с почетом проводили домой.

Через 48 лет Мамиэ вновь прибыл в Эдо. В этот год ему исполнился 241 год, жене — 221, сыну — 201, внуку — 153, жене внука — 138 лет, и никто из них не выглядел старым или больным.

Немного теории: в определённый период времени каждый человек обладает бессмертным телом. Вся энергетическая структура этого тела замкнута так, что количество поступающей извне энергии превышает количество расходуемой энергии, что обеспечивает не только существование тела, но и его постоянный устойчивый рост. Здесь есть определённые механизмы и определённые этапы их деградации, но к рассматриваемому вопросу непосредственное отношение имеет так называемое «бессмертное» или «пяточное» дыхание.

«Бессмертное дыхание» субъективно ощущается как поток энергии, исходящий из нижней части живота, опускающийся по передней стороне ног к ступням и к так называемым «искрящимся полостям» в подошвах ног, где и происходит очищение «загрязнённой» жизненной энергии и её преобразование в энергию особого рода, обеспечивающую (теоретически) существование тела в течении сколь угодно длительного времени. Затем очищенная энергия поднимается по тыльной стороне ног и попадает в так называемый «канал управления», идущий вдоль позвоночника, из которого через систему энергетических центров она поступает во все органы и структуры нашего тела. Эта энергия не в состоянии обеспечить дальнейшее развитие тела человека, но она может поддерживать его существование и жизнедеятельность почти неограниченное время.

Дальше срабатывает механизм, встроенный во все живые существа и обеспечивающий их подчинение организму с большей степени общности — роду, виду, любой другой биологической популяции. Вся структура энергетических «астральных» связей, соединяющих человека со внешним миром упрощается до влечения к особям противоположного пола. Целостность его внутренних энергетических каналов нарушается, в ней появляется «разрыв», иначе называемой полостью смертности и преграждающий путь энергии восприятий к каналу управления. Частично эта энергия используется для выработки воспроизводящей силы, частично оседает в каналах ног, блокируя эти каналы. В результате наше тело становится смертным телом, то есть за принадлежность к роду человеческому, за возможность ЛЮБИТЬ нам приходиться платить собственным бессмертием.

Точка цзу-сан-ли — точка «долголетия» настолько авторитетна в странах Востока, что и сейчас для поддержания жизненного тонуса ее прижигают и массируют многие тысячи здоровых и больных людей. В книгах по иглоукалыванию говорится, что воздействие на точку цзу-сань-ли может с успехом применяться как общеукрепляющее. Активация этой точки не лечит болезни, а повышает количество здоровья!

Для повышения тонуса и защитных сил у здоровых и больных людей можно не только прижигать или вкалывать иглу в точку цзу-сан-ли, но и использовать в качестве раздражающих средств импульсы электрического тока определенной формы.

Цзу-сань-ли:

  1. Участвует в регуляции функций центральной нервной системы,оказывая на нее тонизирующее действие.Повышает работоспособность клеток коры головного мозга.
  2. Регулирует артериальное давление,частоту сердечных сокращений,сократительную функцию миокарда,сосудистую систему конечностей.
  3. Регулирует как моторную,так и секреторную функции ЖКТ.Способствует заживлению язв.
  4. Регулирует количество лейкоцитов в крови.
  5. Участвует в выведении азотистых соединений из организма.
  6. Стимулирует работу гипофиза и деятельность надпочечников,оказывает тонизирующее воздействие на симпатическую нервную систему.
  7. Усиливает защитную функцию организма,повышая выработку специфических и неспецифических антител.
  8. Уменьшает уровень холестерина в крови.



Точка Цзу -Сан — Ли — «точка долголетия» соединяет восходящую и нисходящую ветвь энергетического канала, связанного с «пяточным» дыханием и её активизация и раскрытие в определённый период времени — во время первой фазы Луны позволяет очистить этот канал от значительной части «шлаков», которые образуются как побочный продукт при выработке воспроизводящей силы и блокируют бессмертное дыхание. Регулярное выполнение этого несложного приёма в большинстве случаев приводит к очень значительному увеличению продолжительности жизни человека. И ко многим другим эффектам, связанным как с развитием способностей к экстрасенсорному восприятию, так и к исцелению от некоторых «неизлечимых» болезней.

Общее описание

Точка Цзу-Сань-Ли находится под коленной чашечкой. Чтобы ее обнаружить, накройте колено ладонью той же руки, при этом точка располагается напротив мизинца на расстоянии окончания среднего пальца. В любом случае вы легко установите её точноё расположения по специфическим ощущениям, возникающим при надавливании на неё. Прижигание выполняется специальными полынными сигаретами во время первой фазы Луны ежедневно. Оно может быть заменено следующей процедурой: наполните половину скорлупы лесного ореха размолотым чесноком и прикрепите к нужному месту. Техника наиболее эффективна если довести воздействие до образования и «прорыва» пузыря и выделения из него полупрозрачной жидкости.

Как изготовить правильно полынные сигареты

Для изготовления полынных сигар (мокса) в мае-июне собирают полынь, отделяют от нее листья и сушат их на солнце, затем измельчают в кофемолке, просеивают и набивают ими сигаретные гильзы или самокрутки из тонкой бумаги. Полынь можно купить и в аптеке.После «раскрытия» точки снижают интенсивность воздействия. Над точкой в течение 2-3 минут водят тлеющей полынной сигарой так, чтобы возникло ощущение приятного тепла. По другому методу, сигару вертикально приближают и удаляют от точки. При этом человек попеременно испытывает то сильное, то слабое тепло. Наконец, третий способ состоит в том, что сигару фиксируют на 20 минут над точкой «сан-ри» на таком расстоянии, чтобы она давала приятное, успокаивающее тепло.

Прижигание лучше выполнять во время первой фазы луны — первую неделю после новолуния. Образование пузырей желательно, но не обязательно: иногда каналы раскрываются и до формирования пузырей. В принципе, после того, как ощущение «раскрытия каналов» стало отчётливым, иногда достаточно внутренней концентрации. Вы как бы продавливаете энергию через эту точку вниз, ощущая как она заполняет ступни ног. Обычно ощущение настолько отчётливое, что его трудно с чем-то перепутать.

Контроль

Ощущение движение теплых ручейков энергии по передней стороне голени вниз к ступне, потом — или через центр ступни или через пальцы в «искрящиеся полости» в подошвах ног (место подъема стопы). Ощущение заполненности этого пустого пространства. С течением времени — ощущение восходящего тока энергии по тыльной стороне ног в ягодицы и в низ живота. В конце концов это ощущение становится почти постоянным. То есть его можно вызвать, просто прислушавшись к себе.

Первые результаты ощущаются почти сразу, но для полного восстановления пяточного дыхания обычно требуется 6-8 и более циклов.

Результаты

Основной результат — приостановка процессов старения. Омоложения в полном смысле этого слова не наблюдается, но повышение энергетики способствует исчезновению вторичных признаков старения. Плюс оздоровление всего организма и повышение энергетики почти до максимального уровня. Соответственно усиливаются и все другие способности тела.

Условия

В период прижигания необходимо максимально сохранять «душевное спокойствие», избегать всех травмирующих переживаний. То есть тех, которые направлены во внутрь, которые выражаются в представлениях о собственной никчемности. С врагами сражаться можно, с собой — ни в коем случае.