Урок по рассказу хорь и калиныч тургенева. Презентация - Иван Сергеевич Тургенев рассказ «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника
Слайд 1
Рассказ «Хорь и Калиныч»
из цикла «Записки охотника»
Иван Сергеевич Тургенев
Слайд 2
История создания рассказа.
Дата создания-1846-1847 гг.
Опубликован в журнале «Современник» в 1847 г.
Это первый опубликованный рассказ из цикла «Записки охотника».
Слайд 3
Мы полностью разделяем мнение И.С. Тургенева, который поднимает в рассказе «Хорь и Калиныч» проблему крепостничества на Руси.
Личностная оценка.
Слайд 4
Рассказчик приезжает в Жиздринский уезд, чтобы поохотиться.
Там он встречается с помещиком Полутыкиным и крепостными Хорем и Калинычем.
На следующий день автор, возвращаясь, с охоты, заходит к Хорю.
Внезапно к Хорю в гости приходит Калиныч.
Краткое содержание рассказа
Слайд 5
Главная проблема рассказа – крепостничество.
И.С.Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян.
Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.
Формулировка проблемы Позиция автора.
Слайд 6
Хорь - один из наиболее интересных крестьянских типов русской литературы. Он олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, живет независимо от своего помещика.
Калиныч - символизирует поэтическую сторону русского национального характера. Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком...
Действующие лица
Слайд 7
Все рассказы в цикле «Записки охотника» взаимосвязаны, и ни один не может существовать без другого. И именно поэтому мы считаем, что рассказ «Хорь и Калиныч» занимает место, специально отведённое для него И.С. Тургеневым.
Рассказ «Хорь и Калиныч» имел оглушительный успех. Именно с этого рассказа началась блестящая писательская карьера Тургенева, позволившая ему занять достойное место в рядах русских «классиков».
Итог.
Слайд 8
ученики 10 А класса МОУ СОШ № 6 г. Амурска Гречишкин Сергей и Ребров Валерий
Учитель Плохотнюк Инга Владимировна
2010 год
Работу выполнили
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
И.С.Тургенев. «МУМУ»
И.С.Тургенев «Бежин луг»
«…неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». В.Г.Белинский
Василий Григорьевич Перов. «Охотники на привале»
Работа с текстом
Калиныч пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. Хорь слушал, слушал его, загибал голову набок и начинал подтягивать жалобным голоском.
Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами.
Барщина - даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.
… высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. (Его) занимали вопросы административные и государственные …заливался смехом, причем его маленькие глазки исчезали совершенно. …старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный …расплодил большое семейство, покорное и единодушное КТО ЭТО? ХОРЬ
КТО ЭТО? КАЛИНЫЧ Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами (Его) более трогали описания природы, гор, водопадов, необыкновенных зданий, больших городов …не любил рассуждать и всему верил слепо… …пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. …была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе.
Кто из героев рассказа мне понравился? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок - путешествие «По шолоховским местам».
Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Тема. И.С.Тургенев. «Записки охотника». «Хорь и Калиныч».
Цели: проверить понимание самостоятельно прочитанного рассказа; определить отношение писателя к простому русскому мужику, дать сравнительную характеристику главных героев; определить место «Записок охотника» в творчестве И.С.Тургенева и русской литературе; вырабатывать навыки аналитического чтения.
Оборудование: интерактивная доска; презентация; тексты, запись на доске.
Ход урока
Организационная часть
Вхождение в тему.
Слово учителя
(1 слайд)
С творчеством великого русского писателя 19 века И.С.Тургенева мы встречаемся уже не первый год. Давайте вспомним, с какими из его произведений мы уже знакомы? (на слайдах- иллюстрации к рассказам «Муму» и «Бежин луг» - дети называют эти произведения).
(слайд 2,3)
Индивидуальным заданием к сегодняшнему уроку была подготовка презентации по жизни и творчеству И.С.Тургенева. Давайте дадим слово вашему товарищу.
(Ученик по презентации рассказывает о биографии И.С.Тургенева)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2 индивидуальной работы.
Выступление ученика по подготовленной презентации «Биография И.С.Тургенева»
Основная часть
Слово учителя
Действительно, несмотря на то, что Тургенев был помещиком, он критически относился к крепостному праву. Достаточно вспомнить рассказ «Муму», где на примере дворника Герасима показано всё бесправие крепостного права. Сегодня же мы познакомимся с ещё одним произведением, которое входит в цикл рассказов «Записки охотника» и называется «Хорь и Калиныч».
(слайд №4)
История цикла «Записки охотника». Раннее творчество И.С Тургенева - это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов 19 века Тургенев был уже довольно известным писателем. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника».
Великий русский критик В.Г.Белинский объяснил повышенное читательское внимание к произведению, сказав: «неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Все рассказы цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных, которые по своим нравственным качествам изображаются выше их бессердечных господ.
Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым «Записки охотника»? (Тургенев был заядлым охотником, у охотников всегда припасено много интересных историй, по цензурным соображениям)
(слайд №5)
Итак, первым появился очерк «Хорь и Калиныч» (1747г), который произвёл огромное впечатление на читателей.
Напомните, что означает термин «очерк»? (Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо).
В центре очерка «Хорь и Калиныч» два крестьянских характера. Тургенев создавал образ Хоря под впечатлением встречи с реальным крестьянином, «с натуры» и даже послал ему свой очерк, чем тот был очень польщен. Прототипом Полутыкина послужил помещик Н.А. Голофеев, который узнал себя и очень обиделся на писателя.
Почему он обиделся?
(слайд № 6)
Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет проникнуть в тайну народного русского характера.
(учитель зачитывает отрывок от слов «Кому случалось до слов и пугает собаку)
Тургенев специально сопоставляет два психологических типа: рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера.
Хорь и Калиныч - две стороны единого национального русского характера, в котором сосуществуют трезвое отношение к жизни - и мечтательность, деловитость, предприимчивость и пренебрежение к материальному благополучию. Калиныч ближе к природе, Хорь - к людям, к обществу. Весь рассказ построен на антитезе - изображении двух противоположных, но дополняющих друг друга русских характеров.
Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча. Работа с текстом.
(слайд №7)
А теперь обратимся к главным героям рассказа.
Дайте развернутую сравнительную характеристику Хоря и Калиныча. Подтвердите свое мнение текстом.
А) Хорь
Выступление ученика: Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне.
Вот как Тургенев даёт нам описание Хоря: На пороге избы встретил меня старик лысый, низкого роста, плечистый и плотный сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.
Б) Калиныч
Выступление ученика: Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке. Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа.
Вот как описывает Тургенев Калиныча: Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда. Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог. Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой.
В какой форме зависимости от своего хозяина были Хорь и Калиныч. Ведь оба они были крепостными. Хорь - платил хозяину оброк, а Калиныч отрабатывал барщину. Давайте вспомним, чем отличаются эти формы повинностей.
Обро
·к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами. Барщина - даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.
Чем выгодна был оброк для Хоря? Но как говорится, до боженьки высоко, до царя–батюшки далеко.
(Слайды№ 8,9)
Отношения главных героев. Дружба крестьян.
А) слово учителя.
Нам понятно, что произведение построено на противопоставлении. Перед нами два разных крестьянина, по характеру, внешности, отношению к своему хозяину. На чём же строилось их взаимное уважение? Где мы можем увидеть взаимоотношения Хоря и Калиныча.
Б) Зачитывание отрывка
(от слов «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга до слов Он много видел, много знал.)
Тургенев специально показывает этих героев, выражая в них лучшие качества русского мужика. Они словно дополняют друг друга, составляя одно целое. Давайте найдём в тексте подтверждение любви автора к своим героям.
«Я с удовольствием слушал их и наблюдал за ними»
«Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика»
«Жаль мне было расставаться со стариком»
«Меня занимали новые мои знакомцы»
«Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд»
Игра «Кто это?»
Все вы, ребята, прекрасно ознакомились с текстом рассказа, осталось выяснить н, насколько правильно вы разобрались в образах главных героев.
(Слайды № 10,11)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Творческая письменная работа
(слайд №12)
После такой активной работы с текстом, нам необходимо подвести итог. Он и выльется у нас в небольшую письменную работу «Кто из героев рассказа мне понравился? Почему?»
IV. Заключительная часть урока.
Итог урока
В чём новаторство И.С.Тургенева? Как И.С.Тургенев показывает простой народ? Какое место в литературе 19 века занимают эти рассказы?
Домашнее задание
(Слайд №13)
Закончить сочинение- миниатюру.
Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Бирюк».
«Центр России» - Палех. Центральный район беден природными ресурсами. Способствуют развитию отраслей: … Ростов. Москва-столица России. Москва - крупный речной порт, имеющий выход к пяти морям. Соседское положение. Центральная Россия. Сделать вывод: Визитная карточка Центрального района: Бурый уголь (Подмосковье), торф.
«Природа Мордовии» - Более 156 тыс. га занимают березняки. Рогоз – типичный представитель водной растительности. Заповедник создан 5 марта 1936 года. Фотоальбом фауны Мордовии. Зяблик. Общие сведения о Мордовии: Флора и фауна. Бобр. Чамзинский район. Администрация заповедника находится в посёлке Пушта. Самой крупной рыбой наших водоемов является сом.
«Город Орёл» - В 1863 г. через город прошла железная дорога. Памятник Тургеневу. Вокзал. Расстояние от Москвы - 382 км. Орёл - резиденция Лжедмитрия II. Ахтырская (Никитская) церковь. Город Орел. На воле из 7-10 самцов самка выбирает себе избранника. Церковь была закрыта в 1938 году, а вновь открыта в 1942 году. Немного истории.
«Центральный экономический район» - Образ Ирландии. Знакомство с областными центрами. «-» Нет выхода к морю Беден полезными ископаемыми… Образ Исландии. Создаем образ экономическому району. Аргентина. "+" и "-" Ф.Г.П. данного экономического района. Ещё одна слабость аргентинцев – жареное мясо. 3 шаг. 5 шаг. Является культурным центром.
«Охрана культурного наследия Тверской области» - Распространение видов, занесенных в Красную книгу Тверской области. Российская федерация федеральный закон об особо охраняемых природных территориях. Природное наследие Тверской области. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ). Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года (в ред.
«Образование Тульской области» - 6. Меры социальной поддержки работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Губернаторский совет тульской области. Финансовое обеспечение мероприятий приоритетного национального проекта «Образование».
Всего в теме 33 презентации
18.12.2017 12:24
Урок внеклассного чтения. "Характеристика героев рассказа "Хорь и Калиныч"
«открытый урок»
Тема . И.С.Тургенев. «Записки охотника». «Хорь и Калиныч».
Цели: проверить понимание самостоятельно прочитанного рассказа; определить отношение писателя к простому русскому мужику, дать сравнительную характеристику главных героев; определить место «Записок охотника» в творчестве И.С.Тургенева и русской литературе; вырабатывать навыки аналитического чтения.
Оборудование: интерактивная доска; презентация; тексты, запись на доске.
Ход урока
(1 слайд)
(слайд 2,3)
Основная часть
Слово учителя
Действительно, несмотря на то, что Тургенев был помещиком, он критически относился к крепостному праву. Достаточно вспомнить рассказ «Муму», где на примере дворника Герасима показано всё бесправие крепостного права. Сегодня же мы познакомимся с ещё одним произведением, которое входит в цикл рассказов «Записки охотника» и называется «Хорь и Калиныч».
(слайд №4)
История цикла «Записки охотника».
Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым «Записки охотника»? (Тургенев был заядлым охотником, у охотников всегда припасено много интересных историй)
(слайд №5)
Итак, первым появился очерк «Хорь и Калиныч» (1747г), который произвёл огромное впечатление на читателей.
Целеполагание: Как вы думаете, какой результат мы должны получить в конце нашей встречи? Чего достичь? (определить авторскую характеристику героев, понять смысл произведения)
СЛАЙД 6
Слайд 7-8
Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча. Работа с текстом.
(слайд №9)
А теперь обратимся к главным героям рассказа.
Дайте развернутую сравнительную характеристику Хоря и Калиныча. Подтвердите свое мнение текстом.
А)1 группа ХОРЬ
Выступление ученика: Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне.
Вот как Тургенев даёт нам описание Хоря: На пороге избы встретил меня старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный - сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.
Сравнение - высокая характеристика умственных способностей крепостного крестьянина.
Сообщение учащегося о Сократе.
Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, - 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников - Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо.
Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них.
В поведении Хоря нет зависимости, и он не выкупается из крепостных по каким-то практическим соображениям.
Сообщение «историка».
«Попал Хорь в вольные люди... кто без бороды живет, тот Хорю набольший».
Речь идет о драматическом положении крестьянина, решившегося путем выкупа освободиться от крепостной зависимости. «Вольный» мул попадал в зависимость от «безбородой» чиновничьей братии, разорявшей его вымогательствами и поборами. Чиновники по указу Николая I не имели права носить бороду, за что и получили в народе прозвание безбородых.
Выразительное чтение от слов «Хорь молчал, хмурил густые брови…» до слов «Его познания были обширны, но читать он не умел».
Какой смысл в контексте рассказа приобретает фраза: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Что хорошо - то ему и нравится, что разумно - того ему и подавай, а откуда оно идет - ему все равно»?
Это сопоставление, как и сравнение внешности Хоря с наружностью Сократа, придает особую значимость образу Хоря.
Так за сюжетом, взаимоотношениями героев возникают вопросы, чрезвычайно волнующие автора, - о человеке и обществе, о народном характере и истории, человеке и государстве, и проявляются они и в особенностях изображения персонажей, и в подробных описаниях обстановки, места действия, биографии действующих лиц.
Какое начало преобладает в образе Хоря - рациональное или идеальное? Найдите в тексте ответ на вопрос.
«Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист». В основе характера героя находится рациональное начало.
Важнейшее средство характеристики героя - параллель с другим персонажем, Калинычем. Они четко противопоставлены как рационалист и идеалист. Однако в отношениях с Калинычем герой проявляет себя с иной стороны.
Б) Калиныч
2 группа
Выступление ученика: Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке. Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа.
Вот как описывает Тургенев Калиныча: Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда. Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог. Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой.
В какой форме зависимости от своего хозяина были Хорь и Калиныч. Ведь оба они были крепостными. Хорь - платил хозяину оброк, а Калиныч отрабатывал барщину. Давайте вспомним, чем отличаются эти формы повинностей.
Чем выгодна был оброк для Хоря? Но как говорится, до боженьки высоко , до царя –батюшки далеко.
Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Это единство гармоничное, это счастливое соединение в русском характере общественного и естественно-природного.
Отношения главных героев. Дружба крестьян.
А) слово учителя.
Нам понятно, что произведение построено на противопоставлении. Перед нами два разных крестьянина, по характеру, внешности, отношению к своему хозяину. На чём же строилось их взаимное уважение? Где мы можем увидеть взаимоотношения Хоря и Калиныча.
Б) Зачитывание отрывка
(от слов «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга… до слов Он много видел, много знал.)
Тургенев специально показывает этих героев, выражая в них лучшие качества русского мужика. Они словно дополняют друг друга, составляя одно целое. Давайте найдём в тексте подтверждение любви автора к своим героям.
«Я с удовольствием слушал их и наблюдал за ними»
«Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика»
«Жаль мне было расставаться со стариком»
«Меня занимали новые мои знакомцы»
«Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд»
3 группа Полутыкин
В произведении мы знакомимся с одним мелким помещиком Полутыкиным.
Неспроста о Полутыкине говорится мимоходом: так незначителен, так пуст этот человек по сравнению с полнокровными характерами крестьян. «Отличный человек» звучит иронично. В финале рассказа звучит фраза: «Стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще». Устами крепостного мужика Тургенев дает отрицательную оценку культурно-хозяйственным возможностям русского дворянина. Крестьянин относится к помещику с пренебрежением, считая его человеком пустым, совершенно не приспособленным к полезной, практической деятельности.
Слово учителя В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала.
Прототипом Полутыкина послужил помещик Н.А. Голофеев, который узнал себя и очень обиделся на писателя.
Почему он обиделся?
Каким предстает рассказчик в «Хоре и Калиныче»?
Рассказчик вызывает симпатию у героев, поскольку с уважением относится к людям. Он доискивается сути виденного и слышанного, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь.
Игра «Кто это?»
Все вы, ребята, прекрасно ознакомились с текстом рассказа, осталось выяснить н, насколько правильно вы разобрались в образах главных героев.
(Слайды № 10, 11)
«Синквейн».
(слайд №12)
V . Заключительная часть урока.
Итог урока
За неприглядной внешностью крестьян, их простыми, а часто и скудными формами бытия писатель сумел рассмотреть многие истинно человеческие, прекрасные по своей сути качества. И не случайно уже по первому очерку «Хорь и Калиныч» Белинский сделал вывод о том, что Тургенев подошел к народу «с такой стороны, к какой до него к нему еще никто не заходил». Это было новаторство, имевшее важные последствия для всей русской литературы.
Заполнение диагностических карт
(Слайд №13)
Слайд 14
Просмотр содержимого документа
«Викторина»
«…мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти…» О каком мужике идёт речь?
А) калужском
Б) орловском
В) пензенском
Г) тульском
«…деревня (мы говорим о восточной части …ской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой…». О деревне какой губернии упоминает автор?
А) о Калужской
Б) об Орловской
В) о Тульской
Г) о Пензенской
«… деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тесом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью…» О деревне какой губернии упоминает автор?
А) о калужской
Б) об орловской
В) о тульской
Г) о пензенской
«В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, … страстным охотником и, следовательно, отличным человеком». Фамилия помещика:
А) Хорь
Б) Калиныч
В) Полутыкин
Имя и отчество господина Полутыкина.
А) Порфирий Иванович
Б) Панкратий Сысоевич
В) Николай Кузьмич
Г) Иван Сергеевич
Кличка собаки господина Полутыкина.
А) Гастроном
Б) Агроном
В) Астроном
Г) Метроном
Чья это усадьба? « Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба... Она состояла из нескольких сосновых срубов, соединенных заборами; перед главной избой тянулся навес, подпертый тоненькими столбиками».
А) Хоря
Б) Калиныча
В) Полутыкина
Чья это изба? « Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу, перед тяжелым образом в серебряном окладе, теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и по косякам окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумчивых тараканов ».
А) Хоря
Б) Калиныча
В) Полутыкина
Сколько детей было у Хоря?
А) 6
Б) 7
В) 8
Г) 9
Какой оброк поначалу был назначен Хорю?
А) 36 пудов зерна
Б) 50 рублей
В) 36 рублей
Г) 50 пудов зерна
О ком идёт речь? «… был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой».
А) о Хоре
Б) о Калиныче
В) о Полутыкине
Имя неженатого сына Хоря.
А) Андрей
Б) Захар
В) Иван
Г) Фёдор
О чьей жене идёт речь? «Жена его, старая и сварливая, целый день не сходила с печи и беспрестанно ворчала и бранилась; сыновья не обращали на нее внимания, но невесток она содержала в страхе Божием».
А) Хоря
Б) Калиныча
В) Полутыкина
Кто из персонажей повести «…пел довольно приятно и поигрывал на балалайке»?
А) Хорь
Б) Калиныч
В) Полутыкин
Любимая песня Хоря в исполнении Калиныча.
А) «Ой, мороз, мороз…»
Б) «Ой, цветёт калина»
В) «Доля ты моя, доля!»
Г) «Дубинушка»
В каком году было написано произведение «Хорь и Калиныч»?
А) 1848
Б) 1845
В) 1847
Г) 1846
Просмотр содержимого документа
«Диагностическая карта»
Диагностическая карта
Фамилия, имя | Оценка группы | Оценка учителя | Комментарий |
|
Диагностическая карта
Фамилия, имя | Оценка группы | Оценка учителя | Комментарий |
|
Диагностическая карта
Фамилия, имя | Оценка группы | Оценка учителя | Комментарий |
|
Просмотр содержимого документа
«Самоанализ»
САМОАНАЛИЗ урока литературы в 6Б классе
Тип урока : комбинированный
Тема: Характеристика героев рассказа «Хорь и Калиныч» И.С.Тургенева.
Методы обучения: аналитическая беседа, выразительное чтение, проблемный вопрос, синквейн, поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Основное содержание урока
Урок литературы проведён в 6Б классе 04.12.2017г..
Раздел «Из русской литературы 19 века».
Целью данного урока является: создание условий для формирования навыков анализа текста как целостного художественного произведения на примере рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».
Для достижения цели были определены задачи:
Проанализировать проанализировать рассказ И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию писателя, рассмотрев композицию, позицию автора и характеры героев, формирование познавательных УУД;
-
- воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД
По типу урока-это комбинированный урок, с использованием технологии АМО.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Подготовка к уроку: индивидуальные сообщения, чтение рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч»
6Б класс, в классе 14 человек, в классе доброжелательные межличностные отношения, дети разного уровня развития, большинство класса – дети визуалы. Учащиеся умеют работать в группах, умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать.
Владеют навыками самооценивания себя и взаимооценивания друг друга. В классе присутствует дух соперничества. Большинство детей включается в учебную деятельность активно. У 2/3 учащихся класса преобладает низкий и средний темп техники чтения, что затрудняет восприятия произведений.
Урок по данной теме является пятым, уроком внеклассного чтения.
Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе (разрезанные предложения для деления на группы). При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод, применяя познавательные УУД. При формулировке цели урока учениками- регулятивные УУД.
На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического мышления (оброк, барщина, Сократ).
Проводилась на уроке работа в группах, как важный аспект развития коммуникативных УУД.
При работе с произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика героев.
На заключительном этапе урока ребята отвечали на вопросы викторины, что способствовало развитию личностных и коммуникативных УУД.
При закреплении темы написание синквейна группами использовала для развития умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.
Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД.
Цель урока достигнута.
Учитель ______________________________________________
Просмотр содержимого документа
«таблица»
Герой | Портрет | Социальный статус | Черты характера | Отношения с другими героями |
Полутыкин |
Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока Хорь и Калиныч»
Технологическая карта урока литературы в 6Б классе
Тема урока: Характеристика героев рассказа «Хорь и Калиныч» И.С.Тургенева
Цель урока:
создание условий для формирования навыков анализа текста как целостного художественного произведения на примере рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».определить отношение писателя к простому русскому мужику, дать сравнительную характеристику главных героев выявить активную гражданскую позицию автора в стихотворении.
Задачи:
проанализировать проанализировать рассказ И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию писателя, рассмотрев композицию, позицию автора и характеры героев, формирование познавательных УУД;
развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать умение выразительного чтения, навыков поисковой работы, ассоциативного мышления, работы с текстом; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;
воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
||
Добрый день, ребята! При входе в класс каждый из вас получил небольшую часть предложения с описанием одного из героев произведения. Сейчас я прошу вас сложить предложения, находя друг друга, вы сможете определить свою группу. С творчеством великого русского писателя 19 века И.С.Тургенева мы встречаемся уже не первый год. Давайте вспомним, с какими из его произведений мы уже знакомы? (на слайдах- иллюстрации к рассказам «Муму» и «Бежин луг» - дети называют эти произведения). | Делятся на группы. Называют произведение и героя. | Внимание, уважение к сверстникам (Л) ; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К) ; мобилизация сил и энергии (Р). |
II . Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
||
Раннее творчество И.С Тургенева - это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов 19 века Тургенев был уже довольно известным писателем. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Великий русский критик В.Г.Белинский объяснил повышенное читательское внимание к произведению, сказав: «неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Все рассказы цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных, которые по своим нравственным качествам изображаются выше их бессердечных господ. Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым «Записки охотника»? В центре рассказа «Хорь и Калиныч» два крестьянских характера. Тургенев создавал образ Хоря под впечатлением встречи с реальным крестьянином, «с натуры» и даже послал ему свой очерк, чем тот был очень польщен. И.С. Тургенев дает точную характеристику образа жизни и духовного облика крестьян различных губерний России. К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк. Давайте вспомним, что означают данные слова. Викторина на знание содержания рассказа. | Выступают докладчики | Поиск и выделение необходимой информации (П). Побуждение к деятельности (Л). Анализ объектов с целью выделения признаков (П), изложение и аргументация мнения (К). Овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П) |
. «Открытие нового знания» Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися. |
||
Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет проникнуть в тайну народного русского характера. Тургенев специально сопоставляет два психологических типа: рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера. Хорь и Калиныч - две стороны единого национального русского характера, в котором сосуществуют трезвое отношение к жизни - и мечтательность, деловитость, предприимчивость и пренебрежение к материальному благополучию. Калиныч ближе к природе, Хорь - к людям, к обществу. Весь рассказ построен на антитезе - изображении двух противоположных, но дополняющих друг друга русских характеров. Какой смысл вкладывает рассказчик в сравнение Хоря с Сократом? Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи? Каким изображен помещик Полутыкин в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора - «отличный человек»? | Сравнительная характеристика Хоря, Калиныча и Полутыкина. Работа с текстом. Группы заполняют таблицы. Презентация работы групп. | Выполнение логических операций: анализ, синтез (П). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К). Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности (Р). Побуждение к деятельности (Л). Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (Лог). Выдвижение гипотез и их обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К). Нравственно-эстетическая ориентация (Л). Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск необходимой информации (П). Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста (П). Анализ, обобщение, определение понятия; построение логически обоснованных рассуждений; представление информации в разных формах (П). Понимание позиции другого, выраженного в явном и неявном виде (диалог с автором текста); переработка, систематизация информации (К). Осознание целостности мира и многообразие взглядов на него, вырабатывание собственных мировоззренческих позиций (Л) |
V .Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
||
«Синквейн». В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). В чём новаторство И.С.Тургенева? Как И.С.Тургенев показывает простой народ? Какое место в литературе 19 века занимают эти рассказы? За неприглядной внешностью крестьян, их простыми, а часто и скудными формами бытия писатель сумел рассмотреть многие истинно человеческие, прекрасные по своей сути качества. И не случайно уже по первому очерку «Хорь и Калиныч» Белинский сделал вывод о том, что Тургенев подошел к народу «с такой стороны, к какой до него к нему еще никто не заходил». Это было новаторство, имевшее важные последствия для всей русской литературы. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Заполнение диагностических карт | Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л). |
V . Домашнее задание |
||
Написать сочинение-миниатюру. После такой активной работы с текстом, нам необходимо подвести итог. Он и выльется у нас в небольшую письменную работу: напишите, что узнали по теме урока, задайте вопрос, на который ответа не получили. | Записывают домашнее задание |
Просмотр содержимого презентации
«открытый урок»
«…неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил».
В.Г.Белинский
Характеристика
героев рассказа
«Хорь и Калиныч»
Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами.
Барщина - даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.
ХОРЬ
… высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.
… заливался смехом, причем его маленькие глазки исчезали совершенно.
… старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный
(Его) занимали вопросы административные и государственные
… расплодил большое семейство, покорное и единодушное
КАЛИНЫЧ
Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами
(Его) более трогали описания природы, гор, водопадов, необыкновенных зданий, больших городов
… не любил рассуждать и всему верил слепо…
… пел довольно приятно и поигрывал на балалайке.
… была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе.
Рефлексия "Синквейн".
1-я строка – очерк «Хорь и Калиныч»;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).