Выставка Сергея Эйзенштейна «Монтаж аттракционов. «Монтаж аттракционов» Сергея Эйзенштейна действует Сергей эйзенштейн «монтаж аттракционов»

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМ. А.А. БАХРУШИНА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КИНО

МУЗЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО БОЛЬШОГО ТЕАТРА РОССИИ

ГОСФИЛЬМОФОНД РОССИИ

КИНОКОНЦЕРН "МОСФИЛЬМ"

КИНОКОМПАНИЯ "СТВ"

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА / МУЗЕЙ "МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ"

представляют выставку

СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН "МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ"

Куратор: Ольга Свиблова

В рамках празднования 20-летия Мультимедиа Арт Музея, Москва

В этом году Мультимедиа Арт Музей, Москва - первый российский музей, который начал специализироваться на фотографии, новых медиа и современном искусстве, празднует свое 20-летие.

Наш юбилейный год мы открываем выставкой Сергея Эйзенштейна "Монтаж аттракционов", на которой будут представлены фотографии, рисунки и фрагменты кинофильмов, костюмы к фильмам и личные вещи, связанные с жизнью и творчеством легендарного российского кинематографиста. Выставка также приурочена к Году кино, который объявлен в России в 2016 году.

В программу праздничного вечера входит музыкальное поздравление от Дианы Арбениной, а также благотворительный аукцион в поддержку Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ).

Мультимедиа Арт Музей, Москва, был основан в 1996 году. На сегодняшний день музейное собрание насчитывает более 130 000 экспонатов, и это - самая крупная и представительная коллекция, отображающая всю историю развития отечественной фотографии и современного искусства, использующего фотографию как медиа. Музей обладает наиболее полным корпусом произведений Александра Родченко, русской модернистской фотографии (Макс Пенсон, Елеазар Лангман, Михаил Прехнер, Георгий Петрусов) и русского пикториализма (Александр Гринберг, Юрий Еремин, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола). Значительное место в коллекции занимают видео-арт, интернет-арт и новые медиа. Современный период представлен работами Бориса Михайлова, Александра Слюсарева, Николая Бахарева, Сергея Чиликова, Сергея Браткова, Ольги Чернышевой, группы AES+F, Олега Кулика, Дмитрия Булныгина. Только за последние несколько лет выставки из музейной коллекции были показаны в лондонской галерее "Хейвард", Мартин-Гропиус-Бау (Берлин), Фотографическом музее Винтертура, Музее современного искусства Кастелло ди Риволи (Турин), Музее современного искусства Сан-Пауло, Фотографическом музее Амстердама.

Главная цель МАММ - способствовать развитию российского современного искусства во всем его разнообразии, а также знакомить российскую публику с выдающимися произведениями звезд мировой художественной сцены.

Начиная с 1996 года, музей провел более 1500 выставок в России и за рубежом. Мы первыми познакомили российскую публику с творчеством "Флюксуса" и группы "Zero", показали масштабные выставки arte povera, Джозефа Кошута, Андреаса Гурски, Ребекки Хорн, Аннетт Мессаже, Фабриса Ибера, Дэвида Линча, Марка Куинна, Дэмиена Херста, Ай Вэйвэя, Тарин Саймон и многих других художников, без которых невозможно представить мировое искусство второй половины 20-го и 21-го века. За двадцать лет существования музея партнерами МАММ стали ведущие мировые институции, включая Центр Жоржа Помпиду (Париж), Тейт Модерн (Лондон), Музей Ван Аббе (Эйндховен), Лондонскую Королевскую академию художеств, Художественный музей Хельсинки, Художественный музей Рейкьявика и др.

Структурным подразделением музея является Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко, которая в этом году тоже празднует свой юбилей - 10 лет. Сегодня студенты и выпускники Школы уже стали заметным явлением в российском и международном художественном ландшафте. Они регулярно участвуют в значимых музейных и галерейных выставках по всему миру и становятся лауреатами и финалистами важнейших российских премий в области современного искусства - премии "Инновация" и Премии Кандинского, а также международных премий и конкурсов, включая World Press Photo, Foam Talent, MACK First Book Award, Leica Oskar Barnack Award, Vienna Book Festival и German Photobook Award.

В год нашего двадцатилетнего юбилея мы благодарим всех, кто помогал и помогает музею, и особенно - меценатов, коллекционеров, художников и наследников.

Следуя примеру Центра Помпиду, сегодня отмечающему свое 40-летие, МАММ объявляет свой юбилейный год Годом мецената. Ведь только благодаря нашим совместным усилиям коллекция музея может расти и развиваться.

Россия, Москва..

24 ноября 2016 года в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Сергей Эйзенштейн «Монтаж аттракционов»». Она приурочена к Году российского кино, которым объявлен 2016 год, а также к 20-летию МАММ.

Уникальность выставки «Монтаж аттракционов» заключается в том, что она объединила на одной площадке различные документальные свидетельства и артефакты, связанные с творчеством классика отечественного кинематографа, великого режиссёра, сценариста, художника, педагога, автора фундаментальных работ по теории кино Сергея Эйзенштейна. Всего в МАММ представлено около 260 экспонатов. Некоторые из которых посетители музея увидят впервые. Фотографии, рисунки, фрагменты кинофильмов и многие другие документальные свидетельства жизни и творчества Сергея Эйзентейна предоставили Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации (Госфильмофонд РФ), Киноконцерн «Мосфильм», Российский государственный архив литературы и искусства, Государственный центральный музей кино, Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина и др.

На выставке представлено очень много рисунков Эйзенштейна (а рисовал он всю жизнь), фотографий режиссёра: его портреты, фотосъёмки его спектаклей и постановка оперы Вагнера «Валькирия», кадры со съёмок его знаменитых фильмов, а также снимки, сделанные в ходе поездки Эйзенштейна в 1930 году в США и Мексику.

В залах выставлены и костюмы к фильму «Иван Грозный», а также эскизы декораций и костюмов к спектаклям, поставленным Эйзенштейном. Особое внимание привлекают бисерный ридикюль и серьги, подаренные режиссёром дочери его друга Григория Рошаля – Марианне, которая была студенткой Эйзенштейна. Их сопровождает дарственная надпись: «Не мечите бисер по примеру учителя».

Но главной частью выставки являются фрагменты кинофильмов Эйзенштейна, которые демонстрируются как на больших экранах, в том числе в центральной части выставочного пространства, так и на планшетах для индивидуального просмотра.

Здесь же можно увидеть и плакаты к картинам режиссёра, автором некоторых из которых является Александр Родченко. Например, в экспозиции включены две работы Александра Родченко для фильма «Броненосец «Потёмкин», причём одна из них существует в единственном экземпляре.

Само название выставки «Монтаж аттракционов» отсылает к программному манифесту Сергея Эйзенштейна, написанному ещё в 1923 году. Об этом, а также о том, как сохранившиеся документальные свидетельства помогают лучше понять личность и формирование личности режиссёра, рассказала директор МАММ и куратор выставки Ольга Свиблова.

Ольга СВИБЛОВА: Эйзенштейн в «Монтаже аттракционов» ставит главный вопрос. В центре любой художественной деятельности стоит зритель. Всю свою жизнь он будет абсолютно научно, серьёзнейшим образом заниматься не только психологией творчества, но и психологией восприятия творчества. Потому что он серьёзно, в отличие от многих деятелей культуры, перейдёт на сторону зрителя. Для него было болезненно, мучительно, но он перешёл на сторону революции и выяснял с этим отношения всю свою жизнь. Но он чётко уже в 1923 году в программной статье «Монтаж аттракционов» говорит – «Я на стороне зрителя. Если зритель не чуствует моего месседжа, то это не плохой зритель. Это я – плохой художник». И мы старались сделать выставку так, чтобы она эмоционально воздействовала на зрителя. И не просто потому что здесь много экранов, много материала. Потому что у Эйзенштейна нельзя выявить логический ход, – ни в его жизни, ни в его творчестве, – и построить его академически. Вот эта часть, которую мы условно называем «биографическая», она самая академическая. Мы видим здесь детские рисунки Эйзенштейна, и мы понимаем, что мальчик, ребёнок уже мыслил абсолютно персонажно. То есть это удивительное зрение и охват реальности, как персонажей, характеров и развития этих персонажей. То есть путь его был предопределён, несмотря на старания папы сделать из него тоже архитектора и несмотря на то, что Эйзенштейн-таки закончит институт инженерных… Он гордился этом, что «Я инженер». Он не говорил «Я архитектор». Вот это соединение конструктивного начала, – поэтому Эйзенштейн ещё великий теоретик, – конструктивного начала, которое пытается, найдя интуитивно. очень чётко выстроить логику того, как он воздействует на зрителя, и что он хочет сказать в каждом фильме. Можно сказать, что фильмы Эйзенштейна, они дидактичны. Он абсолютно искренне пытался в них просто иногда дидактично, как в детском рассказе, объяснить, что происходит в России, порывы советской власти, её желание создать создать определённые мифы. Мы понимаем, что Октябрь, Потёмкин – это мифы. Но он из них делает не конкретное событие, он из них делает греческую трагедию. Потому что человека, который так бы знал мировую культуру в мире, кроме Эйзенштейна, не было. Начания работать над этой выставкой, а начало было четыре года назад, мы перечитали всё, что написал Эйзенштейн. Это тома-тома-тома. Мы собрали список просто деятелей мировой культуры, композиторов, архитекторов, художников, графиков, фотографов, кинематографистов, на которых ссылается Эйзенштейн. У нас получилось 230 страниц убористо, без пролётов текста. То есть так, как свистела мировая культура через Эйзенштейна, так она не прошла ни через одного другого деятеля культуры, ни через одного режиссёра, ни через одного художника. Но в этом огромном культурном потоке Эйзенштейн очень жёстко строит свой месседж. «Монтаж аттракционов» – это как донести этот месседж».

Неслучайно, как рассказала Ольга Свиблова, принято решение продлить до 12 февраля проходящую сейчас выставку «Александр Родченко. Опыты для будущего». Таким образом, в одном выставочном пространстве можно познакомиться с творчеством двух великих новаторов русского искусства – Эйзенштейна в области кино и Родченко – в фотографии. Выставка «Монтаж аттракционов» открывает юбилейный год для МАММ. В 2016 году Мультимедиа Арт Музею исполняется 20 лет. «Монтаж аттракционов» продлится до 26 февраля 2017 года.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Ольга Свиблова и генеральный директор «Первого канала» Консантин Эрнст.. Photo by Aleksey Salomatov

Плакат к фильму «Иван Грозный». Photo by Aleksey Salomatov

Текст: Алексей Саломатов
Фото- и видеоматериалы: Алексей Саломатов

Одна из самых популярных и «модных» столичных площадок - Мультимедиа Арт Музей - отмечает 20-летие целым рядом юбилейных мероприятий и выставок. Первая из них также приурочена к Году кино. Экспозиция «Монтаж аттракционов» посвящена одной из важнейших фигур мирового кинематографа - Сергею Эйзенштейну. Подробности - у Станислава Дорэ.

Выставка, посвящённая одному из главных гуру мирового кинематографа, занимающая три этажа музея, сама подобна аттракциону. Она, как фильмы Эйзенштейна, выстроена интуитивно, психологично, со множеством смыслов и подтекстов и с намерением захватить зрителя, погрузить его в разные состояния. Фотография демонстрирует привычную реальность, рассказывает о важных событиях из жизни режиссёра, его эскизы и рисунки погружают в богатый внутренний мир. Название выставки повторяет название статьи Эйзенштейна «Монтаж аттракционов», написанной в 1923 году, когда автор еще работал в театре, но уже сформулировал свои главные принципы работы в кино.

Эйзенштейн очень по-своему определяет «аттракцион» и пишет, что это не трюк, а специфическое воздействие на зрителя, причем агрессивное, которое должно достучаться до эмоций, состояния человека и вызвать у него потрясения, переживания и переосмысления», - говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

В экспозиции - первые издания трудов Эйзенштейна, его эскизы к несостоявшимся спектаклям, и фотоснимки тех, что увидели свет. Эксперименты с фотографией, плакаты к фильмам, рисунки, например, один интересный - называется «Святой Себастьян в райвоенкомате». Много фотографий с кинопроб и съёмочных площадок, кадры из большинства знаменитых фильмов, в которых важное место занимали темы власти и толпы.

«Проблема неорганизованной толпы, массы. Он дает первый титр в «Броненосце Потёмкине»: «Личность, едва осознав себя, растворилась в массе. Масса растворилась в порыве, потому что Эйзенштейну - мальчику из хорошей семьи буржуазной, тоже нужно с этим миром было найти взаимоотношения», - объясняет директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Эйзенштейн был человеком компромиссов. Особенно это касается власти. Он разделял идеи революции, однако со временем наступать на горло своей собственной песне становилось всё труднее.

«Иван Грозный» - один из самых сложных фильмов Эйзенштейна. Картина режиссёру давалась трудно. Говорят, сценарий утверждал лично Сталин. Правки, цензура, запреты. Третью серию так и не сняли. Фильму «Иван Грозный» посвящён целый зал. Здесь представлены фото, видео, рисунки, костюмы.

Ассистентом Эйзенштейна на съёмках этой ленты была дочь его близкого друга - Марианна Рошаль. В экспозиции представлен последний подарок режиссёра своей ученице. Это бисерный ридикюль с дарственной надписью: «Не в пример учителю никогда не мечите…»

–– первый российский музей, который начал специализироваться на фотографии, новых медиа и современном искусстве, празднует свое 20-летие.

Юбилейный год Мультимедиа Арт Музей открывает выставкой Сергея Эйзенштейна «Монтаж аттракционов» (25.11.2016 - 26.02.2017 ), на которой будут представлены фотографии, рисунки и фрагменты кинофильмов, костюмы к фильмам и личные вещи, связанные с жизнью и творчеством легендарного российского кинематографиста. Выставка также приурочена к Году кино, который объявлен в России в 2016 году.

Стратегические партнеры Музея: Норильский Никель, MasterCard, ОАО «Новатэк», Ahmad Tea в России

Партнеры открытия: Ruinart, Бюрнье

Мультимедиа Арт Музей, Москва, был основан в 1996 году. На сегодняшний день музейное собрание насчитывает более 130 000 экспонатов, и это - самая крупная и представительная коллекция, отображающая всю историю развития отечественной фотографии и современного искусства, использующего фотографию как медиа. Музей обладает наиболее полным корпусом произведений Александра Родченко, русской модернистской фотографии (Макс Пенсон, Елеазар Лангман, Михаил Прехнер, Георгий Петрусов) и русского пикториализма (Александр Гринберг, Юрий Еремин, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола). Значительное место в коллекции занимают видео-арт, интернет-арт и новые медиа. Современный период представлен работами Бориса Михайлова, Александра Слюсарева, Николая Бахарева, Сергея Чиликова, Сергея Браткова, Ольги Чернышевой, группы AES+F, Олега Кулика, Дмитрия Булныгина. Только за последние несколько лет выставки из музейной коллекции были показаны в лондонской галерее «Хейвард», Мартин-Гропиус-Бау (Берлин), Фотографическом музее Винтертура, Музее современного искусства Кастелло ди Риволи (Турин), Музее современного искусства Сан-Пауло, Фотографическом музее Амстердама.

Главная цель МАММ - способствовать развитию российского современного искусства во всем его разнообразии, а также знакомить российскую публику с выдающимися произведениями звезд мировой художественной сцены.

Начиная с 1996 года, музей провел более 1500 выставок в России и за рубежом. Музей познакомил российскую публику с творчеством «Флюксуса» и группы «Zero», показал масштабные выставки arte povera, Джозефа Кошута, Андреаса Гурски, Ребекки Хорн, Аннетт Мессаже, Фабриса Ибера, Дэвида Линча, Марка Куинна, Дэмиена Херста, Ай Вэйвэя, Тарин Саймон и многих других художников, без которых невозможно представить мировое искусство второй половины 20-го и 21-го века. За двадцать лет существования музея партнерами МАММ стали ведущие мировые институции, включая Центр Жоржа Помпиду (Париж), Тейт Модерн (Лондон), Музей Ван Аббе (Эйндховен), Лондонскую Королевскую академию художеств, Художественный музей Хельсинки, Художественный музей Рейкьявика и др.

Структурным подразделением музея является Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко, которая в этом году тоже празднует свой юбилей – 10 лет. Сегодня студенты и выпускники Школы уже стали заметным явлением в российском и международном художественном ландшафте. Они регулярно участвуют в значимых музейных и галерейных выставках по всему миру и становятся лауреатами и финалистами важнейших российских премий в области современного искусства - премии «Инновация» и Премии Кандинского, а также международных премий и конкурсов, включая World Press Photo, Foam Talent, MACK First Book Award, Leica Oskar Barnack Award, Vienna Book Festival и German Photobook Award.

В год двадцатилетнего юбилея МАММ благодарит всех, кто помогал и помогает музею, и особенно - меценатов, коллекционеров, художников и наследников.

Следуя примеру Центра Помпиду, сегодня отмечающему свое 40-летие, МАММ объявляет свой юбилейный год Годом мецената. Ведь только благодаря нашим совместным усилиям коллекция музея может расти и развиваться.

Мультимедиа Арт Музей (он же Московский дом фотографии) отмечает свой двадцатилетий юбилей выставкой "Сергей Эйзенштейн. Монтаж аттракционов", уникальный материал для которой предоставили три архива (РГАЛИ, РГАКФД, Госфильмофонд России), три музея (Театральный музей имени А.А.Бахрушина, Государственный музей кино, Музей Большого театра), а также "Мосфильм" и кинокомпания СТВ.

Фактически в Год кино МАММ предложил любопытный перевод истории экспериментов, триумфов и драм, поисков и открытий крупнейшего героя, режиссера, теоретика отечественного и мирового кинематографа на язык мультимедийной инсталляции. "Монтаж аттракционов", эта самая известная формула режиссера, дает ключ не только к фильмам Эйзенштейна, но и к экспозиции, созданной Ольгой Свибловой, Анной Зайцевой и архитекторами Кириллом Ассом и Надей Корбут.

Вместо зачина - длиннющая бумажная лента с нарисованной очередью 1916 года за чаем, сахаром, кофе, в которой, кажется, не стоят, а живут, - эффектная "проба пера" начинающего карикатуриста и, разумеется, обещание будущих кинолент. Но еще - и камертон. Игра, шаржи, обыгрывание слов (иногда - на трех языках сразу, как в московском автошарже сентября 1941) и вещей (как в подписи к подарку ученице - бисерному кисету: "Не в пример учителю - никогда не мечите!", где вместо слова "бисер", как в шараде, сам кисет) - это не заготовка "экспромтов" впрок, это способ думать и жить. Вот фотография Виктора Домбровского - Михаил Ромм и Эйзенштейн на съемках "Ивана Грозного" в 1942-1943. Могли бы дежурно таращиться в камеру, но для обоих режиссеров (а Ромм тут еще и актер, загримированный для роли английской королевы Елизаветы I) это слишком скучно. К тому же появление объектива - почти как команда "Мотор! Начали!". И вот уже Ромм-Елизавета, со стула-трона наклоняется к Эйзенштейну, взяв его за подбородок как нашкодившего ребенка. Снимок удваивает пространство игры, не говоря уж о смыслах… Много позже, Ромм вспоминал о том, что Эйзенштейн "почти никогда и ничего не говорил всерьез", "его язвительно-добродушные остроты", вспомнил, "что каждую его фразу нужно было понимать двояко…".

"Двоякость" игровой стихии пронизывает выставку, выстроенную очень тонко… Так, "перевод" знаменитых картин "Стачка", "Броненосец "Потемкин", "Октябрь", "Старое и новое (Генеральная линия)" в формат показа на планшетах, конечно, дань современной "речи", в которой уже рутинным стал параллельный монтаж (поклон автору "Октября"!) видео из youtube, снимков Instagram, комментов в твиттере и постов в блогах… Но любопытно, что этот же формат - при других возможностях техники, конечно, - использовал Эйзенштейн в театральных постановках. Так, на призыв Луначарского в 1923 году ставить пьесы Островского Эйзенштейн ответил постановкой "Мудреца", где дневник Глумова представал как нечто похожее на современный видеоблог. Киновставки из "дневника" появлялись на заднике сцены и пародировали документальную хронику и популярные немые фильмы о Фантомасе... В эксцентричном "Мудреце" Эйзенштейн впервые взял в руки кинокамеру.

Эйзенштейн почти никогда и ничего не говорил всерьез

Но к этой рифме в экспозиции, закольцовывающей театральный поиск 1920-х годов, открытия нового киноязыка и современную скоропись на планшетах и телефонах, добавляется еще одна. Я имею в виду параллель между "монтажом аттракционов" и поисками конструктивистов, которые очевидны, скажем, в эскизах Эйзенштейна к декорациям и костюмам в театральных постановках. Эти "переклички", как и отсылки к буффонаде и цирковым трюкам, - прямой мостик не только к ФЭКСам, но, конечно, еще и к большой выставке Александра Родченко тут же в музее.

Кураторы избегают развернутых комментариев, стараясь везде, где можно дать слово самому Эйзенштейну. Благо речь его оказывается не только блистательной, щедрой на неожиданные ассоциации (чего стоит шарж времен войны "Св.Себастьян в военкомате" - надо ли говорить, что героя, который, как и полагается, весь в стрелах, признают годным к службе?), но и очень современной. В эпоху, когда визуальная информация теснит словесную, его рисунки не требуют перевода. Среди графических работ в третьей части выставки, где "Александр Невский" выступает на пару с "Иваном Грозным" - сразу на многих экранах, рядом с "Бредовыми видениями" танцоров без голов, можно увидеть набросок "Проверка человека метелью". Его персонаж, как воздушный гимнаст под куполом цирка, висит, держась одной рукой за кольцо. Но вместо арены и зрителей - вкруг него вихри метели, в которой ни зги не видно.

Автобиографический характер рисунка почти не вызывает сомнений. Достаточно посмотреть на кадры из "Александра Невского", рядом с которыми - раритетные снимки из оперы Вагнера "Валькирия". Ее в 1940-м Эйзенштейн ставил в Большом театре. Дело даже не в том, что снимки проявляют "оперную", условную природу фильма. Опера и фильм сообщают о прямо противоположных политических контекстах. "Александр Невский", за который режиссер получил Сталинскую премию, был изъят из проката после пакта Молотова-Риббентропа 1939 года. А в знак дружбы с Германией на сцене Большого срочно поставили оперу Вагнера, столь любимого Гитлером… Война вернет "Невского" на экраны страны. А Эйзенштейн в итоге неожиданно получит шанс поработать с цветом - мрачный танец в сцене пира и убийства во второй части "Ивана Грозного" снят на трофейную немецкую цветную пленку. И вихревое движение в этом эпизоде вдруг напомнит о рисунке, где вкруг висящего на волоске альтер эго автора кружит-вертит метель. То ли как акробата в цирке, то ли как ребенка в прятках, то ли как обреченного князя в "Иване Грозном"... Эйзенштейн знал, что рисовал, когда набрасывал этот фантасмагорический сюжет.