Сколько лет жили кроманьонцы. Древний человек кроманьонец – характеристика образа жизни, орудия труда, интересные факты с фото и видео

А, м. Cro Magnon. От названия грота Кро Маньон во Франции, где во второй половине 19 в. были обнаружены скелеты этих людей. Мн. Люди эпохи позднего палеолита. БАС 1. Мы цивилизованные кроманьонцы и уже не поймем странной, придурочной правды о… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КРОМАНЬОНЕЦ, нца, муж. Ископаемый человек эпохи позднего палеолита. | прил. кроманьонский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (ньё), нца, м., одуш. (по назв. пещеры Кро Маньон (Cro Magnon) во Франции, где были впервые найдены ископаемые остатки). Человек современного типа, существовавший в Европе в верхнем плейстоцене. || Ср. архантроп, неандерталец, неоантроп,… … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 1 человек (86) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Представитель вымершей расы людей (Homo sapiens), остатки которой впервые были обнаружены в 1866 г. во Франции в пещере Кроманьон. В конце палеолита кроманьонская раса населяла Европу, С. Африку и Переднюю Азию. Геологический словарь: в 2 х томах … Геологическая энциклопедия

Общее название ископаемых людей современного вида, относящихся к неоантропам и живших около 40 тыс. лет назад … Большой медицинский словарь

М. см. кроманьонцы Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Кроманьонец, кроманьонцы, кроманьонца, кроманьонцев, кроманьонцу, кроманьонцам, кроманьонца, кроманьонцев, кроманьонцем, кроманьонцами, кроманьонце, кроманьонцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

кроманьонец - (2 м), Р. кроманьо/нца, Тв. кроманьо/нцем; мн. кроманьо/нцы, Р. кроманьо/нцев … Орфографический словарь русского языка

кроманьонец - кроманьон/ец/ … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Человек. Суперэнциклопедия , Гусев И.. Человек вчера, сегодня, завтра... Что мы есть, кем мы были и какими станем в будущем? С древнейших времен человек стремился познать самого себя. Постепенно его догадки и домыслы…
  • Человек. Суперэнциклопедия для умных и любознательных , И. Е. Гусев. Человек вчера, сегодня, завтра... Что мы есть, кем мы были и какими станем в будущем? С древнейших времен человек стремился познать самого себя. Постепенно его догадкии домыслы превращались в…

Кроманьонский человек


Самые ранние свидетельства существования современного типа гомосапиенс имеют возраст 30–40 тыс. лет. Ученые впервые «познакомились» с этим нашим пред ком в 1868 году, когда рабочие случайно обнаружили в пещере Кро-Маньон (Франция) останки доисторического человека, жившего, как показали исследования, 28 тыс. лет назад. С тех пор за людьми этого типа закрепилось название кроманьонцев. Сегодня следы кроманьонского человека обнаружены на всех континентах - в Африке, Европе, Азии, Австралии, Северной и Южной Америке. По строению черепа и остального костяка этот «финальный» разумный человек практически ничем не отличался от нас с вами, разве что несколько более массивным телосложением, но эта оговорка распространяется только на первых, наиболее древних представителей современного человеческого типа. Рост и строение тела кроманьонцев полностью соответствовали росту и строению тела современных людей. Череп и зубы также имеют все признаки современного типа, надбровные дуги обычно слабо выражены или практически отсутствуют, средний объем мозга составляет 1350 см3.

Многочисленные находки скелетов позднепалеолитического человека позволяют нам получить представление о состоянии здоровья наших предков. Их средний возраст составлял 30 лет, в исключительных случаях они поживали до 50 и более лет. Впрочем, величина среднего возраста сохранялась на этом уровне вплоть до Средневековья, так что можно смело утверждать, что здоровье позднепалеолитических охотников было по тогдашним условиям жизни вполне удовлетворительным. Патологические изменения на костях встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты. Судя по находкам, в большинстве случаев у них были очень здоровые зубы. Кариес зубов практически не встречался.

Охота была главным занятием кроманьонцев. Их жизнь подчинялась годовым циклам миграции стад крупных копытных, являвшихся основным объектом охоты. Долгую холодную зиму ледникового периода эти люди проводили в постоянных становищах, где были оборудованы довольно прочные и теплые хижины. Летом племя кочевало вслед за стадами животных, делая короткие стоянки и живя в легких палатках из жердей и шкур. В Европе широко известны такие «классические» стоянки первобытного человека, как Кро-Маньон и Комб-Капелль во Франции, Оберкассель в ФРГ, Пржедмости и Долни Вестонице в Чехии.

Основным отличием кроманьонца от всех предшествовавших ему человекообразных существ является неизмеримо более совершенный и разнообразный инвентарь, сопутствующий находкам останков кроманьонского человека. Главным оружием человека каменного века было копье с каменным или костяным наконечником. В искусстве изготовления этих орудий кроманьонцы достигли настоящей виртуозности. Нередко можно встретить костяные наконечники с желобком для оттока крови, гарпуны с направленными назад шипами («елочкой»). Палеолитические охотники знали уже разнообразные системы западней и силков. В прибрежных поселениях кроманьонцев обнаружены сети и сачки, сплетенные из лозы и служившие для рыбной ловли, а также различные типы удочек. К тому же периоду относятся первые каменные наконечники стрел и луки, тяжелые костяные дубинки, костяные ножи, часто украшенные орнаментальной резьбой. Высокой степени совершенства достигла и выделка кожи. Даже некоторые этнографические группы современных людей, например эскимосы или некоторые народы Сибири, признанные мастера обработки кож, располагают менее богатым набором орудий, чем кроманьонские охотники.

Кроманьонцы делали ожерелья из раковин, клыков хищных зверей, перьев, цветов и костей, вырезали из кости или делали из обожженной глины Фигурки зверей и людей. Но самым потрясающим было искусство наскальной живописи кроманьонцев. Оно достигло таких высот, что ученые XIX века, открывшие наскальные росписи эпохи верхнего палеолита, долго отказывались верить в то, что они сделаны «первобытными дикарями». И в этом необыкновенном, неслыханном расцвете искусства и таится, вероятно, загадка происхождения современного человека. Вопреки распространенным еще недавно заблуждениям, отнюдь не труд «сделал обезьяну человеком» - «человек умелый» Луиса Лики сотни тысяч лет долбил свои камешки, но человеком так и не стал. И уж тем более не спорт - австралопитек миллионы лет бегал на длинные дистанции и метал камни, но как был обезьяной, так обезьяной и остался. И не в объеме черепа тут дело - у неандертальца была голов как пивной котел, но где он сейчас, этот неандерталец?

Одна лишь культура, таинственным образом пробудившая тупого троглодита, позволила ему в кратчайшее время лишиться звериных черт и человеком в истинном смысле этого слова. Влияние культуры на биологическое развитие человека с самого начала было исключительно сильным, но последних фазах эволюции оно приобрело прямо-таки решающее значение!

Духовной жизни палеолитического человечества, палеолитическом) искусству и попыткам реконструкции социальных отношений того времени посвящены тысячи статей и сотни книг. Однако загадка происхождения человеческой культуры не получила никакого удовлетворительного объяснения до сих пор. Можно с большой долей уверенности предположить, что она не будет решена никогда. И, вероятно, правы те религиозные философы, которые утверждают, что история - это диалог человека с Богом и когда этот диалог прекратится, прекратится и человеческая история. А каким образом еще можно вести диалог с Богом, как не на языке культуры?

Обнаруженные археологами захоронения кроманьонцев доказывают наличие у них развитой системы культово-религиозных представлений. Из отложений позднего палеолита известны погребения с чертами сложного погребального ритуала. В большинстве захоронений могилы прикрыты лопатками, челюстями и другими крупными костями мамонтов. Обеспечение умерших «последним приютом» характерно не только для первобытных людей, но и для исторического времени (римские саркофаги и т. д.), и даже для наших дней. О существовании у кроманьонцев каких-то сложных ритуалов свидетельствуют и находки чаш, сделанных из человеческих черепов. Но главным доказательством того, что именно в эти времена начался диалог человека с Богом, являются росписи пещер - изумительные и удивительные наскальные картины, выполненные древесным углем и минеральными пигментами. Любопытно, что большинство этих картин находится в местах укромных, плохо освещенных и неудобных, что говорит о том, что они явно не предназначались для широкого обозрения, а служили местом каких-то ритуальных действий или обрядов, в которых принимал участие небольшой круг людей. Интересно и другое: как установили исследователи, живопись в таких местах нередко является многослойной, то есть первобытные охотники, попав сюда, добавляли свои рисунки к тем, что были сделаны их предшественниками. То есть людям разных племен, живших в разные времена, были понятны смысл этих рисунков и сакральное значение места, где они находились. Это позволяет говорить о существовании единой системы религиозных представлений, по крайней мере у значительных групп кроманьонских племен. И хотя ясно, что главным элементом этого культа было, вероятно, поклонение неким божествам охоты, картина мира кроманьонского человека еще далека от полной ясности. И это не единственная тайна кроманьонцев.

Кроманьонцы - общее название ранних представителей современного человека , которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40-30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию практически ничем не отличались от современного человека.

Термин «кроманьонец» может означать в узком смысле только людей, обнаруженных в гроте Кро-Маньон и живших рядом 30 тыс. лет назад; в широком смысле это все население Европы или же всего мира эпохи верхнего палеолита .

Количество достижений, изменений в социальной организации жизни кроманьонца было настолько велико, что в несколько раз превосходило количество достижений питекантропа и неандертальца, вместе взятых. Кроманьонцы унаследовали от своих предков большой деятельный мозг и достаточно практическую технологию, благодаря чему в относительно короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперёд. Это проявилось в эстетике, развитии общения и систем символов, технологии изготовления орудий и активном приспособлении к внешним условиям, а также в новых формах организации общества и более сложном подходе к себе подобным.

Этимология

Название происходит от скального грота Кро-Маньон во Франции (город Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй в департаменте Дордонь), где в 1868 году французский палеонтолог Луи Ларте обнаружил и описал несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита . Возраст этой популяции оценивается в 30 тыс. лет .

География

Важнейшие ископаемые находки: во Франции - Кро-Маньон , в Великобритании - Красная дама из Пэйвиленда , в Чехии - Дольни-Вестонице и Младеч , Сербии - Лепенски-Вир , в Румынии - Пештера-ку-Оасе , в России - Маркина гора , Сунгирь , Денисова пещера и Оленеостровский могильник , в Южном Крыму - Мурзак-Коба .

Культура

Кроманьонцы являлись носителями ряда культур эпохи верхнего палеолита (Граветтская культура) и мезолита (Тарденуазская культура , Маглемозе , Эртебёлле). В дальнейшем территории их обитания испытали миграционные потоки других представителей вида Человек Разумный (например, Культура линейно-ленточной керамики). Эти люди изготовляли орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения. У них появилось первое домашнее животное - собака.

Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Фигурки зверей пронзали стрелами, убивая таким образом зверя.

У кроманьонцев существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта , еду, украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой , надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (в позе эмбриона).

По другой версии, современные представители негроидных и монголоидных рас формировались автономно, а кроманьонцы распространялись по большей части только в ареале неандертальцев (Северная Африка, Ближний Восток, Средняя Азия, Европа). Первые люди с кроманоидными чертами появились 160 000 лет назад в Восточной Африке (Эфиопия). Покинули её 100 000 лет назад. В Европу проникли через Кавказ до бассейна реки Дон. Миграция на Запад началась приблизительно 40 000 лет назад, а уже через 6 тысяч лет появилась наскальная живопись в пещерах Франции.

Миграция кроманьонцев в Европу

Генетика

См. также

  • Гуанчи - вымерший аборигенный народ Канарских островов, представители афалу-мехтоидной подрасы , считающиеся близкими кроманьонцам по своему антропологическому типу.

Напишите отзыв о статье "Кроманьонцы"

Литература

  • П. И. Борисковского . С. 15-24 // STRATUM plus. 2001-2002. № 1. Вначале был камень;
  • Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, М., 1963;
  • Нестурх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958, с. 321-38.

Научно-популярная литература

  • Эдуард Шторх - «Охотники на мамонтов». Книга со ссылками на реальные археологические источники
  • Б. Байер, У. Бирштайн и др. История человечества, 2002, ISBN 5-17-012785-5

Примечания

Ссылки

  • - верхнепалеолитическая стоянка древнего человека недалеко от Владимира, 192 км от Москвы

Отрывок, характеризующий Кроманьонцы

– Отчего ж, можно.
Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю.
– А что же, спят молодцы? – сказал Петя.
– Кто спит, а кто так вот.
– Ну, а мальчик что?
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
– Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
– А вот барину наточить саблю.
– Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
– А вон у колеса.
Гусар взял чашку.
– Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.
«Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.
С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.
Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.
– Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете.
Петя очнулся.
– Уж светает, право, светает! – вскрикнул он.
Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги.
– Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.

Кроманьонцами принято считать предков современного человека, живших на нашей планете в эпоху позднего (или верхнего) палеолита (40—12 тысяч лет назад). Название этого вида произошло от пещеры Кро-Маньон, расположенной в юго-западной части Франции. Именно там в 1868 г. археолог Луи Ларте во время раскопок наткнулся на останки древних людей, которые по своему отличались от обнаруженных ранее скелетов неандертальцев и напоминали человека разумного (Homo sapiens). Находка, возраст которой составлял около 30 тысяч лет, сразу же привлекла к себе внимание учёных, исследовавших историю того периода, ведь про образ жизни кроманьонцев тогда ничего не было известно. В последующие годы их останки вместе с орудиями труда были обнаружены и на других территориях (Младеч и Дольни-Вестонице в Чехии, Пэйвиленд в Англии, Пештера-ку-Оасе в Румынии, Мурзак-Коба в Крыму, Сунгирь в России, Межиреч в Украине, Фиш Хук, Кейп-Флетс в Африке и т. д.).

Возникновение и миграция

Происхождение кроманьонцев до сегодняшнего дня окончательно не изучено. Раньше историки и антропологи придерживались марксистской теории возникновения этого типа древнего человека. Если верить ей, то кроманьонец является прямым потомком неандертальца. Многие современные исследователи ставят под сомнение эту теорию. Они склоняются к версии, что неандертальцы и кроманьонцы произошли от общего предка, после чего каждый из них стал развиваться обособленно.

Современным учёным не удалось достичь единого мнения по поводу того, в какой части планеты появились первые предки современного человека и когда это точно случилось. Наиболее распространённая версия гласит, что кроманьонцы сформировались в отдельный вид около 200 тысяч лет назад, и произошло это в восточной части Африки. Спустя 70 тысяч лет они в поисках новых земель для жизни начали миграцию на Ближний Восток. Отсюда одна часть кроманьонцев заселила и побережье Индийского океана, а другая продвинулась на север и достигла земель Малой Азии и Северного Причерноморья. В Европе человек разумный появился приблизительно 40-45 тысяч лет назад.

Внешний вид

Как же выглядели кроманьонцы? Древний человек, ископаемый человек отличался от современных индивидов строением тела и размерами мозга. В отличие от него представители Homo sapiens напоминали нынешних людей, но были более крупными. Археологические находки позволили выяснить, что кроманьонцы-мужчины, населявшие древнейшую Европу, достигали в росте 180 см (женщины были ниже), имели широкие лица и глубоко посаженные глаза. разумного составлял 1400—1900 сантиметров кубических, что соответствует этому показателю у современных людей. Образ жизни кроманьонцев, которым приходилось выживать в суровых условиях древности, способствовал формированию у них хорошо развитой мышечной массы.

Быт

Жили в общинах, численность которых достигала 100 человек. Основными их занятиями были охота и собирание растительной пищи. Они первыми начали изготавливать орудия труда из костей и рогов. Наряду с этим у них оставалось широко распространенным использование каменных инструментов. Более лёгкие и усовершенствованные изделия позволили им добывать больше еды, шить одежду, изобретать приспособления, направленные на облегчение их существования. Учёные убеждены, что у древних людей этой эпохи была хорошо развита речь.

Жилище

Кроманьонцы всё ещё продолжали селиться в пещерах, но у них уже стали появляться новые виды жилья. Они научились возводить надёжные шатры из шкур животных, дерева и костей. Такие домики можно было перемещать, благодаря чему образ жизни кроманьонцев перестал быть оседлым. Кочуя с места на место с целью освоения новых земель, они переносили с собой жильё и хозяйство. Кроманьонцы стали первыми доисторическими людьми, которым удалось приручить собаку и использовать её в качестве помощника.

У предков человечества был широко распространён культ охоты. Об этом свидетельствуют многочисленные находки фигурок животных, пронзённых стрелами, найденные во время раскопок их поселений. Стены своего украшали изображениями зверей и сценок охоты.

Добыча еды

Охота прочно вошла в жизнь кроманьонца. Реалии каменного века являлись таковыми, что для того, дабы прокормиться, необходимо было убить. Охотились древние обитатели нашей планеты хорошо организованными группами по 10—20 человек. Объектами их преследования становились крупные животные (мамонты, волки, шерстистые носороги, медведи, благородные олени, бизоны). Уничтожив зверя, они обеспечивали свои общины большим количеством шкуры и мяса. Основными орудиями убийства животных у кроманьонцев были копьеметалки и лук. Кроме охоты, они занимались ловлей птиц и рыбы (для первого занятия использовались силки, а для второго — гарпуны и крючки).

Кроме мяса и рыбы, потомки современного человека употребляли в еду дикорастущие растения. Пища неандертальцев и кроманьонцев была очень похожа. Они ели всё, что давала им природа (кору, листья и плоды деревьев, стебли, цветы и коренья растений, злаки, грибы, орехи, водоросли и т. д.).

Захоронения

У кроманьонцев были интересные погребальные обычаи. Усопших родственников они клали в могилу в полусогнутом положении. Их волосы украшали сеткой, руки — браслетами, а лица накрывали плоскими камнями. Тела покойников посыпали сверху цвета. Древние люди верили в загробный мир, поэтому хоронили своих сородичей вместе с предметами обихода, украшениями и едой, будучи уверенными, что после смерти они им понадобятся.

Культурная революция кроманьонцев

Люди, жившие в период позднего палеолита, сделали ряд открытий, позволивших им значительно превзойти в культурном развитии своих предшественников. К их главному достижению относится изобретение нового способа обработки кремня, вошедшего в историю под названием «метод ножевидных пластин». Это открытие произвело настоящую революцию в изготовлении орудий труда. Метод заключался в том, что от каменного желвака (нуклеуса) отбивались или отжимались отдельные пластины, из которых впоследствии изготавливали различные изделия. Благодаря новой технологии доисторические люди научились получать из одного килограмма кремня до 250 см рабочего края (у неандертальцев этот показатель не превышал 220 см, а у их предшественников едва достигал 45 см).

Не менее важным открытием кроманьонцев стало производство орудий из животного сырья. Проводя много времени на охоте, древний человек заметил, что кости, рога и бивни зверей отличаются повышенной прочностью. Он начал изготавливать из них качественно новые изделия, облегчившие ему жизнь. Появились костяные иглы и шила, благодаря чему стало проще шить одежду из шкур. Животное сырьё стали использовать при строительстве новых жилищ, а также изготавливать из него украшения и статуэтки. Освоение новых материалов привело к изобретению более усовершенствованных орудий охоты — копьеметалки и лука. Эти приспособления позволили кроманьонцам убивать животных, которые во много раз превосходили их по силе и размеру.

Образ жизни кроманьонцев заключался не только в выживании среди дикой природы. Доисторические люди стремились к прекрасному. Они оставили своим потомкам немало произведений искусства. Это и настенная живопись в пещерах, и украшенные уникальным орнаментом орудия труда, и сделанные из кремня, глины, костей и бивней статуэтки бизонов, лошадей, оленей и других животных. Древние кроманьонцы преклонялись перед женской красотой. Среди находок, обнаруженных археологами, есть немало фигурок представительниц прекрасного пола. За пышность форм современные историки нарекли их «Венерами».

Первой научно исследовательской находкой человека современного типа был обезглавленный скелет, найденный в Уэллсе (Англия) в 1823 году. Это было погребение: покойника украсили раковинами и посыпали красной охрой, впоследствии осевшей на костях. Скелет сочли женским и прозвали "Красная леди" (через сто лет он был признан мужским). Но наиболее известны более поздние находки (1868г.) в гроте Кро-Маньон (Франция), по которым всех древних людей часто не совсем называют кроманьонцами .

Это были люди высокого (170-180 см) роста, практически не отличавшиеся от нас, с крупными, грубовато-красивыми чертами широких лиц. Сходный антропологический тип до сих пор встречается у ныне живущих людей на Балканах и Кавказе. Впоследствии останки людей подобного типа находили во многих местах Европы, в нашей стране от крымских пещер до Сунгиря близ г. Владимира.

В древности человечество было не менее разнообразно, чем сейчас. Наряду с кроманьонцами, порой рядом с ними, в Европе и Азии обитали представители иных форм.

Неоантропы жили в эпоху так называемого верхнего палеотипа. Как и неандертальцы, они использовали для жилья не только пещеры. Из стволов деревьев, мамонтовых костей и шкур, и в Сибири даже из каменных плит они строили хижины. Орудия их становятся более совершенными, кроме камня при их выделке используются рог и кость. Человек современного типа рисовал на стенах пещер великолепные фрески, изображавшие промысловых животных: лошадей, мамонтов, бизонов (вероятно, для каких-то магических обрядов), украшал себя ожерельями, браслетами и кольцами из ракушек и мамонтовой кости; одомашнил первое животное - собаку.

Кроманьонцы жили в пещерах или хижинах в самом конце последней из ледниковых эпох. В те же времена климат был холодным, а зимы снежными, лишь невысокие травы и кустарники могли расти в подобных условиях. Кроманьонцы охотились на северных оленей и шерстистых мамонтов. Кроманьонцы научились делать множество новых видов оружия. К своим копьям они привязывали острые наконечники из оленьего рога с направленными назад зубцами, чтобы копьё глубоко застревало в боку раненого животного. Для того чтобы метать копьё как можно дальше, они использовали специальные метательные устройства. Эти устройства изготовлялись из оленьего рога, а некоторые из них украшались разным узором.

Они ловили рыбу при помощи гарпунов, вырезанных из оленьих рогов, с наконечниками и загнутыми назад зубцами. Гарпуны привязывались к копьям, и рыболовы протыкали ими рыбу прямо в воде.

Кроманьонцы сооружали хижины из длинных берцовых костей и бивней мамонтов, покрывая каркас звериными шкурами. Концы костей вставляли в черепа, поскольку строители не могли воткнуть их в мёрзлый грунт. В земляном полу хижин и пещер кроманьонцев было обнаружено множество захоронений. Этот скелет был покрыт бусами из камней и ракушек, ранее крепившихся к его сгнившей одежде. Покойников, как правило, укладывали в могилу в согнутом положении, с коленями, прижатыми к подбородку. Иногда в могилах находят также различные орудия и оружие.

Эти кроманьонцы разрезали оленьи рога при помощи зубилообразного каменного орудия - резца.

Вероятно, они были первыми людьми, научившимися делать иглы и шить. С одного конца иглы они проделывали дырочку, служившую ушком. Затем они зачищали грани и острие иглы, потерев её о специальный камень. Возможно, они протыкали шкуру каменным сверлом, чтобы можно было продеть иглу сквозь образовавшиеся дырочки. Вместо ниток они использовали тонкие полоски кожи или кишки животных. Кроманьонцы часто пришивали к своей одежде маленькие бусины из разноцветных камешков, чтобы выглядеть наряднее. Иногда для этих целей они использовали и ракушки с дырочками посередине.

По-видимому, кроманьонцы и жившие в то время другие люди по развитию высшей нервной деятельности практически ничем не отличались от нас. На этом уровне биологическая эволюция человека завершилась. Прежние механизмы антропогенеза перестали действовать.

Каковы были эти механизмы? Напомним, что род Homo ведёт начало от австралопитеков - фактически обезьян, но с двуногой походкой. Ни одна обезьяна, перешедшая с деревьев на землю, этого не сделала, но и ни одна, кроме наших предков, не сделала основным орудием защиты и нападения сначала подобранные в природе, а затем искусственно сделанные орудия. Вот почему главным фактором антропогенеза считают естественный отбор на лучшую орудийную деятельность. Именно это и имел в виду Ф. Энгельс, отметивший, что человека создал труд.

В результате жестокого отбора самых умелых мастеров и искусных охотников сложились такие достижения антропогенеза, как крупный и сложно устроенный головной мозг, кисть руки, пригодная для самых тонких трудовых операций, совершенная двуногая походка и членораздельная речь. Важно подчеркнуть и то обстоятельство, что человек с самого начала был общественным животным - уже австралопитеки, судя по всему, жили стаями и лишь потому были способны, например, добить ослабленное и раненое животное и отбиться от нападения крупных хищников.

Всё это привело к тому, что на стадии неоантропов такие мощные факторы эволюции, как естественный отбор и внутривидовая борьба, потеряли значение и заменились социальными. В результате биологическая эволюция человека почти прекратилась.