Сочувствие в произведении преступление и наказание. Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Преступление и наказание

«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Во все времена русскому человеку было присуще такое душевное качество, как сострадание. Именно поэтому у народа на протяжении веков складывалось особое отношение к людям страдающим, особенно обиженным природой, с телесными изъянами.

Именно к ним окружающие относились с некоторой долей жалости, сочувствия и одновременно снисхождения. Отсюда и почти любовное отношение к юродивым, карликам, «божьим» старушкам. Обидеть такого человека считалось великим грехом. Более того, раньше верили, что помощь страдающему уже сама по себе влечет за собой искупление даже самых тяжких грехов. Возможно, именно поэтому в XIX веке во многих богатых семьях содержались так называемые приживалки и приживалы.

Стремление освободиться от грехов могло даже такую скупую душу, как героиню романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Арину Петровну, подвигнуть накормить подобную несчастную душу. Удивительно и отношение русского человека к самому страданию, которое воспринимается как испытание на пути к душевному очищению. Безусловно, подобная черта характера русского народа не могла остаться без внимания у писателей, поскольку человеческие чувства и душевные порывы интересовали литераторов во все времена. По-разному затрагивается эта проблема в художественных произведениях. Писатели далеко неодинаково понимали и воспринимали значение переживаний, духовных метаний и мук для формирования определенного мировоззрения человека. Однако большинство все же приходили к выводу, что без некоей доли страдания и возникновения сострадания к живым существам невозможно вообще формирование нормально гармоничной личности.

Безусловно, одним из первых исследователей этого русского феномена явился великий писатель Ф. М. Достоевский, который в своих литературных произведениях постарался обратить внимание читателей не на телесные, а на духовные страдания простого человека.

В романе «Преступление и наказание» замечательно был создан образ Сонечки Мармепадовой. Девушка, страдающая и одновременно обладающая ярко выраженной склонностью к состраданию вынуждена торговать своим телом, жить в грязи, ради определенного благополучия своей семьи. Однако, несмотря на физическую грязь, она способна сохранять в себе самое чистое - свою светлую душу. Соня воспринимает свою жизнь как испытание, которое необходимо пройти со смирением и с божьим словом на устах. Практически все герои произведений Достоевского подвергаются этому великому испытанию через страдание. Иногда складывается впечатление, что Михаил Федорович просто не понимает и не замечает людей, которые не умеют страдать и сами не испытывают тяги к состраданию, поскольку именно эти два взаимосвязанных чувства являются своеобразным мерилом человеческой святости и подлости. Герои Достоевского, страдая и мучаясь, каждый, по-своему раскрывается перед читателем. Причем не всякий способен выдержать это испытание. Страдание толкает Раскольникова на тяжкое преступление - убийство старухи-процентщицы, Мармеладов, не выдержав его, пристращается к алкоголю. Однако чаще всего страдание на самом деле очищает, как-то возвышает человека. Так, к примеру, притеснитель и яростный поклонник Дуни Свидригайловлод действием страдания от неразделенной любви, наоборот, начинает совершать добрые, казалось бы, не свойственные ему поступки. Он сознательно отказывается от брака с совсем юной девочкой, оставляя ей деньги и пресекая желание ее матери повыгодней «продать» дочь. Активно хлопочет по поводу устройства детей Катерины Ивановны после смерти их матери в приличные учебные заведения и оставляет им свои деньги.

В итоге и Раскольников посредством страдания, а также сочувствия и любви к Соне, пересматривает свои жизненные установки, отказывается от своей губительной теории. Таким образом, страдающие люди просто нуждаются в сострадании окружающих. Достоевский как нельзя лучше показал, что многие, попадая в тяжелую ситуацию, уже не способны сами верно оценить обстановку и защитить себя от превратностей действительности. Именно поэтому они еще в большей степени должны рассчитывать на поддержку и понимание родных и близких. Только в этом случае возможно их возрождение и возврат к нормальной жизни. Это хорошо понимает Катерина Ивановна, когда, не раздумывая, бросается защищать Соню, обвиненную Лужиным в воровстве. Ее личная трагедия только обостряет в ней чувство справедливости и сострадания. Мачеха не верит в виновность Сони, даже в тот момент, когда деньги обнаруживаются в кармане у девушки. По мнению писателя, страдание искупает любую вину и одновременно способно задеть за живое даже самого жесткого человека. Это прекрасно показывают герои другого русского писателя А. С. Пушкина. Бедственное положение Маши, главной героини романа «Капитанская дочка», не могло не тронуть даже такое озлобленное и закаленное сердце, как у Пугачева. Он, испытывая чувство сострадания к девушке, потерявшей родителей, находящейся в заключении у своего бывшего поклонника, сумел простить обман. Атаман отпускает ее и Гринева с миром. Сострадание, трепетное отношение к чужому страданию нередко способно охладить даже самую непримиримую ярость, вызвать сочувствие к неприятелю. Так это чувство побудило генерала Миронова остановить пытку башкирца - посланника Пугачева. Бедственное состояние гонца вызывает сочувствие у окружающих: жалкая сгорбленная фигура, отсутствие ушных раковин, носа и языка. На Гринева внешний вид башкирца произвел удручающее впечатление. Он делает вывод, что какое бы преступление не совершил этот человек, он не должен быть наказан таким варварским образом. Часто страдание выступает не только испытанием для самого терпящего бедствие, но и для окружающих его людей. При этом каждый по-разному способен откликнуться на подобное положение близкого или знакомого: кто-то постарается восстановить справедливость, кто-то предпочтет остаться в стороне, а кто-то не воспользуется сложившейся ситуацией и извлечет для себя какую-нибудь выгоду.

Лужин, например, прекрасно знает, что Дуня не любит его, идет замуж только от безвыходного положения, да и он в своем выборе руководствуется не чувствами, а определенным расчетом. Однако это совершенно не останавливает его, он до последнего строит планы по поводу воссоединения с девушкой. Швабрин, воспользовавшийся смутным временем, и беззащитностью своей возлюбленной, запирает Машу в светлице, принуждая ее выйти за себя замуж.

А Порфирий Головлев, главный герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», совершенно не чувствует своей вины, когда прибирает к рукам деньги братьев и матери. Таким образом, каждый из героев, воспользовавшись чужим горем, проявляет себя и далеко не с лучшей стороны. Лужиным движет себялюбие и стремление к власти над более слабым. Швабрин старается отомстить за уязвленное самолюбие. Головлевым овладевает чувство жадности и стяжательства. Однако как бы не поворачивался сюжет, каждый несет определенную ответственность за того, кто находится рядом, и испытывает страдание. Отсутствие сочувствия к таким людям непременно карается по заслугам. Ни один из выше перечисленных обидчиков не находит ни счастья и ни успокоения в своей жизни. Тяжесть от содеянного тяжелым грузом оседает у них в душах. Лужин отвергнут. Швабрин предается правосудию, а его клевета, возведенная на Гринева, успешно опровергается. Порфирий Головлев вынужден остаток жизни провести в одиночестве. Испытывая чувство вины, он ночью старается добраться до могилы матери и замерзает на дороге.

То есть отсутствие сострадания к другим людям делает человека духовно беднее, разрушает его личность и навлекает на него всевозможные беды.

Дабы не отходить от источника сей пророческой реплики, обратимся к одному из замечательных творений Ф. М. Достоевского «Идиот».
Главный герой романа – князь Лев Николаевич Мышкин – являет собой образец христианского сознания в представлении автора. Он бесконечно добрый, всепрощающий, тонко разбирается в людских душах. Однако окружающий героя мир далек от идеала. Мышкину не удается ни спасти от смерти Настасью Филипповну, ни уберечь Рогожина от совершения преступления, ни удержать Аглаю от опрометчивого шага. Однако сам Мышкин тоже не выдерживает тяжести мира и своей скрытой вины перед этими людьми. С иронией называя своего героя идиотом, в то время как задумывался роман «о положительно прекрасном человеке», автор подробно описывает социальную среду, в которую попадает персонаж. Его герои все как один – обуреваемые страстями грешники, не стоящие, по словам Аглаи, поднять платок князя Мышкина, – не будучи в силах разобраться сами в своих прегрешениях и страстях, тянутся к нему как к свету. Он чист душой. Он утешает всех, кто просто говорит ему, что хочет покаяться. Его отношение к Настасье Филипповне определяется в тот момент, когда он видит ее портрет: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено», но, осознав, что она не добра, а наоборот, под чувством своей тяжелейшей вины сама готова глумиться над правыми и неправыми, он решает для себя, что она безумна. Она же не безумная, а скорее бесноватая, и, чтобы исцелить ее, нужен действительно Христос, а Мышкин при всей доброте и чистоте не обладает твердостью в борьбе со злом, в отречении от лукавого. Он не видит зла в мире, для него все люди добрые, все несчастные и все страдают. Достоевский считает иначе. Он помещает своего героя в мир склок, раздоров и грехов. Мышкину удается своим бескорыстием вернуть отчасти на тропу истины, пусть и на короткий срок, Ганю Иволгина, но этот поступок в целом не оправдывается.
По сути, сострадание проявляется, когда человек забывает о своих насущных, эгоистичных интересах и отдает все, что может, нуждающемуся ближнему. Если человек способен на такой поступок, значит, он уверен, что с ним ничего не случится, он не пострадает, потому что его бережет Господь, а тому, кто нуждается, действительно нужно помочь, поскольку он отворотился от Бога и не верит в его помощь. Сострадание у Достоевского неразрывно связано с верой, а что может спасти душу, если не вера. Таким образом, человек эгоистичный отступает перед человеком духовным. Страдает тело, душа же принадлежит Богу, а потому источник душевной муки писатель видит в духовной слепоте, в неспособности отыскать божественный промысел в событиях жизни. Эта неспособность идет от человеческого малодушия, отсутствия истинной веры, страха за что-то суетное, в то время когда душа мучается и страдает не находя в потемках истинного света. Сострадание, способность ощутить душой и отчасти принять на себя страдания другого человека, его душевные муки и тем самым отречься хотя бы на короткий миг от собственного эгоизма показывают силу человеческого духа, а что если не духовная организация определяет смысл человеческого существования. Так, князь Мышкин являет собой воплощенный смысл духовных исканий писателя. Другой вопрос, что окружение вычурно безобразно и любви от него хотят совсем не христианской, а это в понимании писателя тяжкий грех. Достоевский имел верные представления о духовной сути, но основной конфликт произведения – в желании быть чистым и грязи окружающей обстановки, которая в свою очередь лишает героев веры в свои силы что-то изменить. Они не могут исправить свою жизнь, но могут и в этой обстановке оставаться людьми – прощать, любить, сострадать. Именно это определяет писатель смыслом существования человеческого. Пробуждение духовной сущности является масштабным прорывом для его героев. При совершении этого пробуждения, вспоминании человека о своем предназначении, смысле своего существования происходит оправдание совершенных им доселе в помраченном сознании деяний. Он оправдывает и Раскольникова, и Рогожина. Страдание искупает вину формально, сострадание же, открытие духовной сущности возносят человека на новый виток развития. Он уже не будет прежним. Познавший сострадание отрекается от зла, его жизнь наполняется любовью, светом и благодатью. Именно этого так хочет Мышкин. Чтобы люди о совести вспомнили, о ближних помолились, врагов пожалели. И пусть у него мало что получилось, он жил не зря. Возвращенный из безумия в мир помраченных разумом, он вынужден был испить и свою чашу страдания. Видна связь страдания и безумия, ибо лишь безумный, отворотившись от Бога, начинает страдать, а пребывающий с Богом испытывает благодать и понимание божественного промысла, а не страдание. Чистое намерение князя Мышкина помочь людям заведомо оправдывает его существование, поскольку его сострадание им излечивает души и дарует силу от Бога.

  • «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский). (По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского) - -
  • «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно…» (Ф. М. Достоевский). Великий русский поэт Н. А. Заболоцкий (идеалы, творчество, судьба) - -

Литература полна примеров как великодушных, так и мстительных героев. С одних мы, как читатели, можем брать пример, а другие являются наглядной иллюстраций того, как делать не нужно. «Преступление и наказание» Достоевского так же вмещает в себя таких противоположных персонажей, способных на злодеяния и месть или же на добро и великодушие.

  1. (Месть бесполезна и ведет к плохим последствиям ) Преступление Раскольникова можно назвать своеобразной местью. Его мучит социальная несправедливость, что крайне отталкивающая старуха-процентщица при всем своем богатстве необычайно жадна, а бедные люди живут в нищете. Продумывая и анализируя теорию «тварей дрожащих и право имеющих», герой все-таки решается бросить вызов сложившейся ситуации. Однако его средства для достижения цели – ограбление и убийство, поэтому из его, так называемой, мести проку не вышло – герой лишь совестливо переживал содеянное, не зная, как не сойти с ума. Месть чаще всего и подразумевает жестокость, поэтому даже для достижения справедливого результата не стоит прибегать к злодеяниям: вкус заслуженной победы будет не так сладок, а скорее, только испорчен от горького привкуса мести.
  2. (Сила великодушия и его роль в человеческих отношениях ) Благодаря положительным качествам других персонажей роман Достоевского окрашивается в светлые тона. Сонечка Мармеладова, узнав о поступке Родиона Раскольникова, не отступилась от героя. Напротив, девушка искренне хотела спасти душу бедного молодого человека, поэтому она посоветовала ему покаяться в преступлении. Соня даже читает Раскольникову легенду о воскресении Лазаря с надеждой на возрождение новой жизни. Понимая, что Раскольников сожалеет об убийстве, она сострадает ему, не оставляя без поддержки. Безмерная любовь к людям и отзывчивость Сони смогли вытащить Родиона из ужасной пропасти. Так, автор подчеркивает силу великодушия, которое может спасти человеческую душу.
  3. (Великодушные люди часть становятся жертвами жесткости, это качество не приносит счастья ) К сожалению, даже добрые и сострадающие люди могут сталкиваться с несправедливой местью и жестокостью. Часто они становятся невинными жертвами ситуации, как получилось с Соней Мармеладовой. На поминках ее отца Лужин, несостоявшийся жених Дуни Раскольниковой, подложил в карман девушки сто рублей, чтобы потом обвинить ее в воровстве. Конкретно против Сони Лужин ничего не имел: таким образом, он лишь хотел отомстить Раскольникову за то, что тот выгнал его из квартиры. Зная, что Родион прекрасно относится к Соне, Лужин и воспользовался ситуацией, но Лебезятников спас дочь Мармеладова от клеветы. Месть героя не обвенчалась успехом, все лишь убедились в его безнравственности.
  4. Бороться за справедливость можно и без мести . Следователь Порфирий Петрович в своем деле весьма талантлив, и он догадался о преступлении Раскольникова задолго до его признания. Не имея улик против главного героя, он старался психологически вывести Родиона на чистую воду. После прочтения статьи Раскольникова, его падения в обморок и возмущений, что следователь с ним играет вместо того, чтобы действовать по форме, Порфирий Петрович только убеждается в своей интуиции: «Да уж больше нельзя себя выдать». Однако Порфирий подталкивал Раскольникова к признанию не для того, чтобы облегчить себе работу, или как-то скорее отомстить преступнику настоящим наказанием. Напротив, он делал это из глубокого великодушия и сострадания, ведь явка с повинной может смягчить наказание героя. Порфирий Петрович – человек, для которого справедливость – не пустой звук, однако в своем деле он сочувственно проявляет великодушие к настрадавшемуся Раскольникову.
  5. (Цена великодушия, пример великодушного человека ) Проявление великодушия – задача не из легких, иногда приходится отказываться от желаемого и идти на уступки. Семья Раскольниковых жила совсем небогато, и, чтобы выбраться из бедственного положения, сестра Родиона Дуня собиралась выйти замуж за расчетливого дельца Лужина. Раскольников понимал, что сестра идет на это не из-за любви, а из желания помочь их матери и самому Родиону. Не смиряясь с этой ситуацией, главный герой настаивает на расторжении помолвки: он понимал, что в интересах Лужина будет попрекать Дуню и командовать будущей женой, ведь тот спас ее от нищеты. Дуня была готова пойти на это, что говорит о ее заботе и стремлении помочь родным. Но, к счастью, Родион здесь также оказывается не скуп на великодушие, и не позволяет сестре загубить себе жизнь. Быть великодушным не так легко, для этого нужно быть готовым к самопожертвованию. Кроме того, не менее важно, чтобы люди, ради которых человек идет на уступки, ценили это.
  6. (Может ли месть быть справедливой? Месть судьбы ) Свидригайлов выступает воплощением теории Раскольникова. Его, на первый взгляд, не тревожат муки совести, а ведь он виновен не в одной смерти. Но, если судебные наказания так и не настигли героя, то это не значит, что Свидригайлов не был отомщен судьбой. Сам Аркадий Иванович признается Раскольникову в том, что к нему приходят привидения, а это означает, что персонаж чувствует собственную вину. Месть может быть справедливой и совершаемой не человеком, а роком, именно это и ожидало Свидригайлова. За все содеянное герой был отомщен несчастной судьбой – он остался без поддержки, вследствие чего не выдержал и совершил самоубийство.
  7. Великодушие друзей может выручить любого в трудную минуту. Совершив долгожданное преступление, Раскольников уже не может вести себя, как обычно, хоть и старается отвести от себя всякие подозрения. От бедности убийство старухи-процентщицы его так и не спасло, ведь герой в муках совести и страха избавился от всего украденного. На помощь к Родиону неоднократно приходит его приятель Разумихин, замечавший, что с другом творится что-то странное. Товарищ не ограничивается материальной помощью. Когда Раскольников понимает, что ему стыдно находиться с матерью и сестрой, он просит Разумихина быть с ними и поддерживать его семью. Родион мог полностью положиться на своего приятеля, а тот великодушно поддерживал Раскольникова, как мог.

Многие русские писатели, создавая свои произве-дения, рассматривали в них насущные проблемы со-временности, обличая пороки своего времени. Каж-дая эпоха знаменовалась новой плеядой вопросов ос-мыслению которых посвящало свое творчество не одно поколение поэтов и писателей. С развитием об-щества происходило и развитие литературы, меня-лись злободневные темы, перед творческими людьми вставали новые задачи, но неизменной, пожалуй во все века и времена оставалась одна тема - обличение социальной несправедливости, защита достоинства «маленького человека». Этот вопрос поднимался в произведениях Гоголя, Пушкина, Некрасова. Одно из ведущих мест занимает эта тема и в произведениях Достоевского. Ярким примером тому является роман «Преступление и наказание», где протест против со-циальной и нравственной униженности личности со-пряжен с поиском силы, которая могла бы вывести че-ловека из духовного и социального кризиса, из рас-четливого мира наживы в противостоящий ему мир доброты и правды.

Людские страдания, несправедливость, царящие в мире, подвигли писателя на поиск различных путей спасения человечества, но Достоевский однозначно отвергает насильственные и революционные методы воздействия, он не приемлет право одного человека вторгаться в судьбы других людей, вершить их по сво-ему усмотрению, благой целью оправдывать недозво-ленные средства. Всеобщее счастье, в основу которого положены жертвы отдельных людей, по мнению ве-ликого писателя, то же зло, облагороженное высоки-ми словами. Мысль о недопустимости этого «блага» в полной мере раскрыта великим писателем в романе о «бедном» студенте Раскольникове. Ведь главный ге-рой романа оправдывает свое преступление — убийст-во, состраданием ко всем «униженным и оскорблен-ным», разрешающим ему «кровь по совести». Но так ли это? Что такое сострадание? Co-страдать, значит «страдать вместе». А страдания Раскольникова на-правлены исключительно вглубь себя. То, что он ис-пытывает, можно назвать скорее сочувствием. Мысль об убийстве созревала в его голове постепенно. За пол-года до описываемых в романе событий Раскольников пишет статью «О преступлении», где «рассматривал психологическое состояние преступника в продолже-ние всего хода преступления», и вместе с этим затро-нул вопрос о таком преступлении, которое разрешает-ся по совести, и потому не является преступлением как таковым. В дальнейшем он создает теорию о двух разрядах людей: «тварях дрожащих» и «право имею-щих». И, естественно, задается вопросом о собствен-ной принадлежности к той или иной категории. Вот он — мотив убийства. Но никто не сознает себя пре-ступником. Каждый — борец и страдалец за правду. По этому же пути идет и Раскольников. Сначала он и от самого себя скрывает неправоту своих целей, убеж-дая себя в том, что убивает только для того, чтобы «по-святить потом себя на служение всему человечеству и общему делу». Но он с самого начала предчувствует свой самообман. «Свою собственную казуистику вы-думываем, у иезуитов научимся... убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели», — так он говорит о решении сестры выйти замуж за Лужи-на, но эти слова можно отнести и к его собственному внутреннему состоянию. Слова, услышанные в трак-тире о том, что «десятки семейств, спасенных от ни-щеты, от разложения, от гибели» стоят того, чтобы убить и ограбить «ничтожную, злую старушонку», воспринимаются им как спасение, как оправдание его ужасного замысла. «Я лгать в этом не хотел даже себе...»,но все же он «лжет». Одну цель — «самоут-верждение» он пытается заменить другой — «всеоб-щее счастье». «Я сам хотел добра людям», — говорит Раскольников Дуне. «Я для себя убил, для себя одно-го», — признается он Соне. И этот самообман лишь усиливает последующие страдания героя. «Страдать вместе», но Раскольников «словно ножницами отре-зал себя от всего и всех», противопоставив всем ос-тальным. И страдания его больше из-за того, что он не смог переступить через себя, что «тварь он дрожа-щая». Хотя убеждает себя в том, что страдания пре-ступника — это непременный признак его правоты и величия.

Полной противоположностью Раскольникову яв-ляется Соня Мармеладова. именно она, по замыслу автора, является воплощением истинного милосер-дия и сострадания. Пытаясь спасти от голодной смер-ти свою семью, она выходит на улицу продавать собст-венное тело. Воспитанная по христианским запове-дям, она осознает, что совершая подобный грех, обрекает свою душу на вечные мучения. Но сострада-ние голодным детям, больной мачехе, несчастному отцу оказывается сильнее стремления спасти свою душу. При этом Сонечка остается верна своим убежде-ниям, сохраняя бесконечное человеколюбие, веру в себя и в людей. «Ты тоже переступила... Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это все равно!)...», — говорит ей Раскольников. Но и сам чув-ствует, что не «все равно». Она — ради других, а он — ради себя. Ее «преступление» не коснулось ее души. По сути Сонино «преступление» — это подвиг, в то время как Раскольников хочет выдать за «подвиг» свое преступление. Соня тяжело переживает свое па-дение, посещают ее и мысли о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора. Но образы голодных, беспомощных детей заставляют забыть о своем стра-дании.

Так же самоотверженно бросается Сонечка спасать душу Раскольникова. В ней нет осуждения его зло-деянию, безграничное милосердие проявляется в ней по отношению к его нравственным страданиям. И здесь-то как раз уместно вспомнить о том, что состра-дать, значит «страдать вместе». Соня искренне стра-дает вместе с Раскольниковым, пытаясь найти путь спасения его души. И только благодаря ее стараниям Раскольников приходит к мысли о несостоятельности своей теории. Именно Соня пробуждает его к жизни, ведет к спасению души. В эпилоге Раскольников пре-клоняет колени перед девушкой: «...он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся су-ществом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!». Ни одна теория в мире не способна побе-дить истинное милосердие и сострадание человече-ское. Именно на этом стоит вся жизнь.

“Что лучше – истина или сострадание?” Человек – вот правда! Надо уважать человека! М. Горький Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький – гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике – в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе “На дне”, написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше – истина или сострадание? Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе – правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса – это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: “Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо!” Ему противопоставлен Лука – добрый, сострадательный и “лукавый”, сознательно навевающий “сон золотой” исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострада-нии, – сам М. Горький. Именно он, как мне кажется, является носителем истины сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ноч-лежке, босяки плакали, кричали: “Мы хуже!” Целовали и об-нимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда на-чали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и со-страдание. Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой “подвал, похожий на пещеру”, под “тяже-лыми каменными сводами”, где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие “на дно жизни”, куда их безжалостно выбросило преступное об-щество. Кто-то очень точно сказал: “На дне” – это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слы-шать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли про-шлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вы-рвется отсюда: “Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…” Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, “ворова сына” Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо. Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который “ничего не ждет”, у него “все уже в прошлом”; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, “бывших людей”, пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: “Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда! ” Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: “Доброго здоровья, народ честной!” Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали! К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: “И вся философия, вся проповедь таких людей – милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные”. И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек? Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллю 1000 зии, которые он заронил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души. Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. “Все ищут люди, все хотят – как лучше… дай им, Господи, терпенья!” – искренне говорит Лука и добавляет: “Кто ищет – найдет… Помогать только надо им…” Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: “Вот – Лука… много он врет… и безо всякой пользы для себя…” Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: “Нет, ты скажи – зачем ты все это…” Наташа его спрашивает: “Отчего ты – такой добрый?” А Анна просто просит: “Говори со мной, милый… Тошно мне”. И становится понятно, что Лука – человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что “не всегда правдой душу вылечить”. И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни. Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей – восторг. И слезы, и восторг – результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?! Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” То есть истина и сострадание – понятия, не исключающие друг друга. От правды, которую осознает Клещ: “Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда! “, уводит Лука, говоря: “Она, правда-то, может, обух для тебя…” Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: “…Жалеть людей надо! Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!” И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: “По-моему – дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?” Для него правда – жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: “Во что веришь, то и есть…” Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: “Человек – вот правда!” Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: “Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…” Таким образом, не существует для Луки вопроса: “Что лучше – истина или сострадание?” Для него истинно то, что человечно. Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: “Сам молись…” И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: “Эй, ты, сикамбр! Куда?”. Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: “Эх… испортил песню… дур-рак!” Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе. А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. “Человек – вот правда!” И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Любить и понимать свой народ, сострадать ему лучше всего учиться у Некрасова. Он обо всем пишет так, как будто сам все испытал: “Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять! Благослови же работу народную и научись Read More ......
  2. В чем состоит трагедия Печорина? Печально я гляжу на наше поколение! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов. Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” создан Read More ......
  3. Первым произведением Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярный роман “Бедные люди”, в котором молодой автор решительно встал на защиту “маленького человека” – бедного чиновника, ведущего скудную, жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благородство. Эта тема стала Read More ......
  4. Настоящая жизнь”. . Что же это такое, какую жизнь можно назвать настоящей? Наверное, перед миллионами людей не раз вставал вопрос, действительно ли их жизнь настоящая, такая, какой она и должна быть, действительно ли они живутправильно и нет другой лучшей жизни? Read More ......
  5. Рассказы и повести, написанные в пору художнической зрелости Н. С. Лескова, дают достаточно полное представление обо всем его творчестве. Разные и о разном, они объединены “думой о судьбе России”. Россия является здесь многоликой, в сложном переплетении противоречий, “убогой и обильной”, Read More ......
  6. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. (“Дума”. Лермонтов) Эти строки – крик мятежной души, пытающейся обрести жизненный идеал – и Read More ......
  7. Объясняя замысел “Мертвых душ”, Гоголь писал, что образы поэмы – “ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в Них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других”. “Главное свойство” гоголевского дара – “…очертить в такой силе пошлость пошло-го человека, чтобы Read More ......
  8. “Пир во время чумы” – трагедия, несущая в себе то, что древние греки называли катарсисом, разрешением трагического конфликта. Сюжетная конструкция здесь великолепна. В один клубок сплелись и щемящее чувство тоски и одиночества человека, запертого холерными карантинами в маленькой деревушке, и Read More ......
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования Ф М Достоевский По одному из произведений русской литературы XIX века