В каком российском городе установлен памятник клавиатуре. Памятник клавиатуре, екатеринбург, россия

Публичный доступ круглосуточно Статус Построен (восстановлен 17 августа 2011 года) Дата открытия 5 октября 2005 год Материалы бетон Длина 16 (52 фт) Ширина 4 (13 фт) Под юрисдикцией Россия Проектирование Анатолий Вяткин Строительство Павел «Стрингер» Плаксин, Стас Якубовский, Евгений «Мастер» Лукьянов, Константин Бащенко, Макс Филенков, Виталий «Рис» Бухаров, Николай Князев, Олег Шабалин, Антон Худяков, Глеб Щипачев, Игорь «Повар» Кононов, Иван Крюков

Па́мятник клавиату́ре - первая в Екатеринбурге лэнд-арт скульптура, посвящённая компьютерной клавиатуре . Открыта 5 октября 2005 года . Автор - Анатолий Вяткин.

История создания

Клавиатура была создана в 2005 году в качестве спецпроекта фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» по проекту Анатолия Вяткина. Продюсерами и кураторами проекта выступили Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев, представлявшие на тот момент культурное агентство «АртПолитика». Производство проекта было осуществлено при технической поддержке компании «Атомстройкомплекс». Несмотря на высокую популярность у горожан и гостей города проект так и не обрёл официального статуса памятника или достопримечательности. Фактически не признанная местными властями как культурно значимый объект клавиатура тем не менее вошла во многие неофициальные путеводители по Екатеринбургу. С неё весной 2011 года началось рисование на асфальте «Красной линии » , проходящей через 32 главных достопримечательности центра города.

Конструктивные особенности

Памятник представляет собой копию клавиатуры из бетона в масштабе 30:1. Состоит из 104 клавиш, сделанных из бетона весом от 100 до 500 кг, расположенных в раскладке QWERTY . Клавиши расположены в углублениях с интервалом 15 см. Общая площадь проекта 16 × 4 м. Поверхность клавиш плоская с рельефными обозначениями алфавита и функциональных символов, размещенных в том же порядке, что и на обычной компьютерной клавиатуре.

Культурологические особенности и оценки

Бетонную «Клавиатуру» можно рассматривать одновременно и как фетиш компьютерной эры, и как индустриальный «сад камней», масштабный, средовой эксперимент, формирующий новую коммуникационную среду на территории городской набережной Екатеринбурга. Каждая кнопка бетонной клавиатуры является одновременно и импровизированной скамейкой. Монумент стал культурной достопримечательностью современного имиджа города и новым «брендом » .

Положительный резонанс относительно проекта наблюдается среди всех слоев населения города. Мониторинг реакции прохожих на набережной показал, что в 80 % случаев реакция проходящих - восторженная, в остальных случаях - заинтересованная. Жители города испытывают гордость за реализацию подобного проекта на территории города, в которой их прежде всего привлекает нестандартность воплощения и современность образа .

Вопросы охраняемости объекта

До июня 2011 года было украдено несколько клавиш с памятника (клавиши F1 , F2 , F3 , Y), а на клавишу Windows нанесён логотип Apple .

В связи с этим в июне 2011 года руководитель паблик-арт-программы Пермского музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева предложила перенести памятник клавиатуре в соседнюю Пермь. По её словам, в Екатеринбурге о нем никто не заботился, а пермский музей был очень заинтересован в этом арт-объекте.

Но усилиями екатеринбургской инициативной группы, куда вошли Евгений Зорин , Лидия Карелина, директор ООО «Литек» Надежда Заостровных, 17 августа 2011 года утраченные клавиши были восстановлены. Ремонт памятника стал возможен благодаря Антону Борисенко, директору компании «Юнион Тракс», занимающейся продажей и обслуживанием грузовиков. Во время реставрационных работ присутствовал автор памятника Анатолий Вяткин.

По словам координатора проекта, Надежды Заостровных, благодаря ремонту знаменитая екатеринбургская достопримечательность теперь точно не уедет в Пермь. «Но проблема остается, хотелось бы, чтобы самая большая клавиатура в мире попала в реестр памятников, охранялась государством и никто никогда не смог её у нас забрать. Для этого мы составили коллективное обращение по внесению памятника клавиатуре в реестр культурных ценностей, 30 июля 2011 года в День сисадмина собрали более 100 подписей и 4 августа 2011 года передали все в администрацию города . Пока ждем ответ», - отметила Надежда Заостровных.

С подачи Евгения Зорина и единомышленников у памятника стали проводиться регулярные культурно-массовые мероприятия, основным из которых является так называемый ежегодный «Субботник на Клавиатуре» . Во время «субботника» производится очистка и покраска клавиш, а также проводятся чемпионаты по киданию на дальность нерабочих компьютерных мышей , подниманию связки жёстких дисков и т. д.

Напишите отзыв о статье "Памятник клавиатуре"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Памятник клавиатуре

«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?
Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.
– Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
– Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
– Маменька, что вы говорите!..
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.

Памятник клавиатуре - первая реализованная в Екатеринбурге скульптура в стиле лэнд-арт. Она посвящена одному из величайших открытий человечества - устройству ввода информации, более известному под названием клавиатуры или просто клавы. Скульптурный комплекс находится на набережной реки Исеть, в шаговой доступности к улице Гоголя. Автором открывшегося 5 октября 2005 года памятника клавиатуре стал Анатолий Вяткин.

История создания памятника клавиатуры

Екатеринбургская клавиатура была создана в 2005 году, как образец специального проекта для городского фестиваля "Длинные истории Екатеринбурга". Кураторами проекта стали Арсений Сергеев и Наиля Аллахвердиева, которые представили на суд жюри и общественности это концептуальное решение. Автором проекта и исполнителем стал Анатолий Вяткин. В качестве подрядчика была задействована компания Атомстройкомплекс. Продвигали проект посредством культурного агентства АртПолитика.

Что любопытно, несмотря на высокую популярность оригинальной идеи и исполнения проекта среди местных жителей и гостей Екатеринбурга, он так и не обрел статуса официального памятника или достопримечательности. Фактически не признанная муниципальными органами композиция, тем не менее, была включена в реестр самых популярных и рекомендуемых мест города многими путеводителями. Именно с нее в начале 2011 года стартовало рисование "Красной линии" на асфальте, которая проходила через 32 основные достопримечательности центральной части Екатеринбурга.

Памятник представляет собой точную бетонную копию компьютерной клавиатуры в масштабе 1:30. Композиция состоит из 104 близко установленных клавиш, выполненных из бетона и разложенных в QWERTY-раскладке. Вес отдельных клавиш достигает 500 кг. Они вмонтированы в углублениях с интервалом до 15 см. Совокупная площадь проекта достигает 64 м2;. Основание бетонных клавиш повторяет символы и буквы из алфавита, причем расположение аккурат такое же, как и на стандартной клавиатуре.

Памятник клавиатуре - фетиш или дань сверхпопулярному гаджету?

Бетонную клавиатуру, утопающую в зелени, можно рассматривать с различных аспектов. С одной стороны это архитектурный фетиш, символизирующий достижение эндшпиля компьютерной эры. С другой стороны - это индустриальный каменный сад, грандиозный, бросающийся в глаза. Для многих памятник ассоциируется с архитектурным экспериментом, который призван сформировать принципиально новую коммуникационную среду в районе екатеринбургской набережной.

При этом каждая кнопка клавы являет собой пример импровизированной скамейки. Объект сразу же заслужил внимание молодых людей, став своего рода культовым. Поэтому многие городские жители ратуют за включение памятника клавиатуры в официальный реестр достопримечательностей столицы Урала.

Положительный резонанс наблюдается среди всех возрастов и слоев населения. Мониторинг продемонстрировал, что в 80% случаев отношение прохожих сугубо положительное. Мало того - многие в восторге от того, что в их любимом Екатеринбурге появилось нечто, доказывающее прогресс современного искусства в благоустройстве города. Всех опрошенных преследует гордость за набережную, а также привлекает нестандартность творческой мысли.

Интересные факты о памятнике клавиатуры

К сожалению, памятник пострадал в результате актов вандализма. Думается, кому-то так понравилась композиция, что они не смогли унести с собой одну из клавиш-скамеек, несмотря на минимальный вес в 100 кг. К тому же, на клавишу Windows был нанесено лого корпорации Apple. Не будем подозревать маркетинговые войны в случившемся. По всей видимости, фанаты iPhone решили подшутить. С арт-объекта также были украдены клавиши F1 (помощь), F2, F3 и Y.

Организаторы даже хотели перевезти клавиатуру в соседнюю Пермь в качестве экспоната арт-искусства. Но усилиями местной инициативной группы утраченные клавиши восстановили. Автор композиции присутствовал при реставрационных работах.

Во время монтажа объект посетил профессор Никлаус Вирт, автор компьютерного языка Паскаль. Такая вот любовь иностранцев к символу эпохи.

А в 2011 году согласно итогам онлайн-опроса памятник включили в топ-10 наиболее известных достопримечательностей Екатеринбурга.

Как говорят авторы проекта, памятник сумел повлиять на символическую реинтерпретацию окружающего пространства. Благодаря этому окрестности парка заиграли совершенно новыми креативными красками. К примеру, находящийся по соседству древний каменный дом теперь гордо называют системным блоком за его схожесть с элементом компьютера. Реку Исеть теперь в онлайн-пространстве пишут как I-сеть. Ну, а в непосредственной близости к клавиатуре предлагается установить памятник модему, как одному из величайших изобретений мира электроники.

Гигантская клавиатура была создана в 2005 году в Екатеринбурге, как образец специального проекта для городского фестиваля "Длинные истории Екатеринбурга". Кураторами проекта стали Арсений Сергеев и Наиля Аллахвердиева, которые представили жюри и обществу это концептуальное решение. Автором проекта и исполнителем стал Анатолий Вяткин. В качестве подрядчика была задействована компания "Атомстройкомплекс".

Что любопытно, несмотря на высокую популярность оригинальной идеи и исполнения проекта среди местных жителей и гостей Екатеринбурга, он так и не обрел статуса официального памятника или достопримечательности. Фактически не признанная муниципальными органами композиция, тем не менее, была включена в реестр самых популярных и рекомендуемых мест города многими путеводителями.

Именно с клавиатуры в начале 2011 года стартовало рисование "Красной линии" на асфальте, которая проходила через 32 основные достопримечательности центральной части Екатеринбурга. Памятник представляет собой точную бетонную копию компьютерной клавиатуры в масштабе 1:30. Композиция состоит из 104 близко установленных клавиш, выполненных из бетона и разложенных в QWERTY-раскладке. Вес отдельных клавиш достигает 500 кг. Они вмонтированы в углублениях с интервалом до 15 см. Совокупная площадь проекта достигает 64 м2. Основание бетонных клавиш повторяет символы и буквы из алфавита, причем расположение такое же, как и на стандартной клавиатуре.

“Памятник Клавиатуре”установлен на втором ярусе набережной реки Исеть, со стороны улицы Гоголя. Памятник состоит из 86 клавиш, весом около 80 кг каждая (клавиша «пробел», весит пол тонны).
Почти всю работу, которая велась вручную, скульптору пришлось выполнять под проливным дождем, что, впрочем, не слишком ему помешало. Клавиатура символизирует объединение коммуникаций Европы и Азии. Материал, выбранный для воплощения замысла - "вандалоустойчивый" бетон. Устанавливать скульптуру пришлось при помощи специальной техники. Теперь жители города и туристы не сидят на газонах, как было раньше, а с комфортом располагаются на бетонных клавишах.

Поверхность клавиш плоская с обозначениями алфавита и функциональных символов, размещенных в том же порядке как и у стандартных клавиатур.
Бетонную «Клавиатуру» можно рассматривать одновременно и как фетиш компьютерной эры, и как индустриальный «сад камней», масштабный, средовой эксперимент, формирующий новую коммуникационную среду на территории городской набережной Екатеринбурга. Каждая кнопка бетонной клавиатуры является одновременно и импровизированной скамейкой. Монумент стал культурной достопримечательностью современного имиджа города и новым «брендом».

Положительный резонанс относительно проекта наблюдается среди всех слоев населения города. Мониторинг реакции прохожих на набережной показал, что в 80 % случаев реакция проходящих - восторженная, в остальных случаях - заинтересованная. Жители города испытывают гордость за реализацию подобного проекта на территории города, в которой их прежде всего привлекает нестандартность воплощения и современность образа.
До июня 2011 года было украдено несколько клавиш с памятника (клавиши F1, F2, F3, Y), а на клавишу Windows нанесён логотип Apple.

Побывавший в Екатеринбурге профессор Никлаус Вирт, изобретатель языка Паскаль, выразил желание посетить проект даже на стадии монтажа.
Памятник повлиял на символическую переинтерпретацию всего окружающего пространства и резкое повышение его креативности. Расположенный поблизости старинный каменный дом теперь называют «системный блок». Главная городская река Исеть на интернет-форумах теперь пишется как «I-сеть», а рядом с «Клавиатурой» предлагается разместить памятник модему. Жители Екатеринбурга фантазируют по поводу возможного размещения памятника Монитору и компьютерной Мыши.

Памятник с восстановленными клавишами в августе 2011 г.
Проект вынесен на конкурс по статусу одного из семи чудес России.
В 2011 году по результатам интернет-голосования памятник вошел в «топ-10» самых популярных достопримечательностей г. Екатеринбурга.

Существует легенда, что если нажать компанией Ctrl+Alt+Del перезагрузится весь мир.

См. также:

→ (Санкт-Петербург)
Петергоф на протяжении 200 лет являлся парадной летней резиденцией императоров. Парк строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России.

→ (Якутия)
Полюс холода – это место на планете Земля, где зафиксирована самая низкая температура воздуха. Существует два признанных региона, в которых находятся самые холодные точки на планете.

→ (Татарстан)
Раифский Богородицкий мужской монастырь – один из самых знаменитых в Поволжье. Сотни людей приходят сюда послушать духовные песнопения братии.

→ (Ямал)
Юрибей - река в России, протекает по территории Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на полуострове Ямал. Местные жители называют Юрибей чудо-рекой.

→ (Тверская и Новгородская области)
Озеро Селигер - одно из крупнейших озер России и одно из самых красивых. Оно расположено между Москвой и Санкт-Петербургом, среди живописных холмов Валдайской возвышенности.

→ (Смоленск)
Смоленская крепостная стена возведена в конце XVI в. на месте более ранней деревянной крепости легендарным русским зодчим Федором Конем. Сохранились 18 башен кремля.

→ (Москва)
Собор Василия Блаженного - православный храм, который расположен на Красной площади в Москве. Это один из самых известных памятников русской архитектуры.

→ (Коми)
Мансийские болваны (Столбы выветривания) - геологический памятник на хребте Маньпупунёр (что на языке манси означает «Малая гора идолов»), в междуречье рек Илыч и Печора.

→ (Тобольск)
Тобольский кремль - удивительной красоты комплекс древнейших зданий в городе Тобольске. Кремль высится на Троицком мысу, это не только единственный каменный кремль в Сибири...

→ (Сергиев Посад)
Троице-Сергиева Лавра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.

→ (Северная Осетия)
Цейское ущелье – одно из самых прекрасных и солнечных мест Северного Кавказа. Изумительная природа, величественные горные вершины и древние памятники.

→ (Северный Кавказ)
Эльбрус - это двувершинный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, восточная - 5621 м. Находится на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.


Государственный Эрмитаж - крупнейший в России и один из самых крупных в мире художественных и культурно-исторических музеев. Датой основания Эрмитажа считается 1764 год.

→ (Камчатка)
Авачинская бухта - одна из самых больших и удобных бухт мира, по своим размерам она уступает лишь бухте Порт-Джексон в Австралии.

→ (Якутия)
В городе Мирный (Якутия) находится один из крупнейших в мире алмазных карьеров - кимберлитовая трубка «Мир». Над этой шахтой не летают даже вертолёты.

→ (Челябинская область)
Аркаим - загадочный древний город, укреплённое деревянное поселение эпохи средней бронзы рубежа III-II тыс. до н. э., считающееся ровесником египетских пирамид и древнего Вавилона.

→ (Иркутская область)
Озеро Байкал – одно из древнейших озер планеты и самое глубокое озеро в мире. Оно входит в десятку самых больших озер на планете. Его средняя глубина около 730-ти метров.

→ (Астраханская область)
Озеро Баскунчак - уникальное творение природы, своеобразное углубление на вершине огромной соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубину земли.

→ (Татарстан)
Башня Сююмбике является признанным архитектурным символом Казани и широко известна далеко за пределами Татарстана. Башня Сююмбике относится к «падающим» башням.

→ (Тульская область)
Богородицкий дворец (музей) находится в бывшей усадьбе графов Бобринских. Усадьба была создана Екатериной II для своего внебрачного сына А.Г. Бобринского.

→ (Сибирь)
В центре Сибирского федерального округа (СФО), в междуречье Оби и Иртыша, находятся Васюганские болота. Это самое большое болотное место в России и мире.

→ (Забайкальский край)
Многие люди России называют восьмым чудом света уникальное место в Забайкальском крае, где находится Великий исток пресных вод. C этого места водные потоки разделяются в русла 3-х рек.

→ (Владивосток)
Владивостокская крепость - это уникальный в своём роде комплекс военных оборонительных сооружений, который был построен в конце XIX века во Владивостоке и его окрестностях.

→ (Ингушетия)
Историческое сооружение Вовнушки получило свое название от ингушского села в Джейрахском районе современной Ингушетии. Оборонительный замок был построен древним ингушским родом.

→ (Башкирия)
Горы Шиханы - уникальный и неповторимый природный памятник в Башкирии. В древности на этом месте находилось море, а Шиханы были рифами. По сей день они хранят на себе отпечатки моллюсков.

→ (Камчатка)
Долина гейзеров на Камчатке - одно из крупнейших скоплений гейзеров в нашем мире, и единственное в Евразии. Долина гейзеров находится на территории Кроноцкого природного заповедника.

(Кавказ)
Дольмены обладают колоссальной загадочной силой, объяснений которой до сих пор нет. Считается, что находясь рядом с ними, человек открывает в себе необычные способности.

→ (Красноярск)
Природный заповедник «Столбы» - один из старейших заповедников России. Основной достопримечательностью заповедника являются скалы, имеющие общее название - столбы.

→ (Бурятия)
Иволгинский дацан - значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. Это комплекс буддийских монастырей традиционной Сангхи.

→ (Санкт-Петербург)
Исаакиевский собор - один из самых крупных храмов не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Расположен на Исаакиевской площади. С 1991 года имеет статус музея.

→ (Карелия)
Кижи - музей-заповедник под открытым небом, один из крупнейших в России. Этот уникальный природный и исторический комплекс является особой ценностью в культурном наследии России.

(Вологодская область)
Кирилло-Белозерский монастырь - мужской монастырь в Вологодской области, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллов, который вырос из слободы при монастыре.

Павел «Стрингер» Плаксин, Стас Якубовский, Евгений «Мастер» Лукьянов, Константин Бащенко, Макс Филенков, Виталий «Рис» Бухаров, Николай Князев, Олег Шабалин, Антон Худяков, Глеб Щипачев, Игорь «Повар» Кононов, Иван Крюков

Памятник клавиатуре - первая в Екатеринбурге лэнд-арт скульптура, посвящённая компьютерной клавиатуре, находящаяся на втором ярусе набережной реки Исеть, со стороны улицы Гоголя. Открыта 5 октября 2005 года. Автор - Анатолий Вяткин.

История создания

Клавиатура была создана в 2005 году в качестве спецпроекта фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» по проекту Анатолия Вяткина. Продюсерами и кураторами проекта выступили Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев, представлявшие на тот момент культурное агентство «АртПолитика». Производство проекта было осуществлено при технической поддержке компании «Атомстройкомплекс». Несмотря на высокую популярность у горожан и гостей города проект так и не обрёл официального статуса памятника или достопримечательности. Фактически не признанная местными властями как культурно значимый объект клавиатура тем не менее вошла во многие неофициальные путеводители по Екатеринбургу. С нее весной 2011 года началось рисование на асфальте «Красной линии», проходящей через 32 главных достопримечательностей центра города.

Конструктивные особенности

Памятник представляет собой копию клавиатуры из бетона в масштабе 30:1. Состоит из 104 клавиш, сделанных из бетона весом от 100 до 500 кг, расположенных в раскладке QWERTY. Клавиши расположены в углублениях с интервалом 15 см. Общая площадь проекта 16 4 м. Поверхность клавиш плоская с рельефными обозначениями алфавита и функциональных символов, размещенных в том же порядке, что и на обычной компьютерной клавиатуре.

Культурологические особенности и оценки

Бетонную «Клавиатуру» можно рассматривать одновременно и как фетиш компьютерной эры, и как индустриальный «сад камней», масштабный, средовой эксперимент, формирующий новую коммуникационную среду на территории городской набережной Екатеринбурга. Каждая кнопка бетонной клавиатуры является одновременно и импровизированной скамейкой. Монумент стал культурной достопримечательностью современного имиджа города и новым «брендом».

Положительный резонанс относительно проекта наблюдается среди всех слоев населения города. Мониторинг реакции прохожих на набережной показал, что в 80 % случаев реакция проходящих - восторженная, в остальных случаях - заинтересованная. Жители города испытывают гордость за реализацию подобного проекта на территории города, в которой их прежде всего привлекает нестандартность воплощения и современность образа.

Вопросы охраняемости объекта

Анатолий Вяткин и Антон Борисенко восстанавливают утраченные клавиши

До июня 2011 года было украдено несколько клавиш с памятника (клавиши F1 , F2 , F3 , Y), а на клавишу Windows нанесён логотип Apple.

В связи с этим в июне 2011 года руководитель паблик-арт-программы Пермского музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева предложила перенести памятник клавиатуре в соседнюю Пермь. По ее словам, в Екатеринбурге о нем никто не заботился, а пермский музей был очень заинтересован в этом арт-объекте.

Но усилиями екатеринбургской инициативной группы, куда вошли Евгений Зорин, Лидия Карелина, директор ООО «Литек» Надежда Заостровных, 17 августа 2011 года утраченные клавиши были восстановлены. Ремонт памятника стал возможен благодаря Антону Борисенко, директору компании «Юнион Тракс», занимающейся продажей и обслуживанием грузовиков. Во время реставрационных работ присутствовал автор памятника Анатолий Вяткин.

По словам координатора проекта, Надежды Заостровных, благодаря ремонту знаменитая екатеринбургская достопримечательность теперь точно не уедет в Пермь. «Но проблема остается, хотелось бы, чтобы самая большая клавиатура в мире попала в реестр памятников, охранялась государством и никто никогда не смог ее у нас забрать. Для этого мы составили коллективное обращение по внесению памятника клавиатуре в реестр культурных ценностей, 30 июля 2011 года в День сисадмина собрали более 100 подписей и 4 августа 2011 года передали все в администрацию города. Пока ждем ответ», - отметила Надежда Заостровных.

Достопримечательность

Памятник Клаве

Страна Россия
Город Екатеринбург
Автор проекта Анатолий Вяткин
Строитель «Атомстройкомплекс»
Дата основания

Описание

В центре Екатеринбурга на набережной реки Исеть разместился "памятник Клаве" - бетонный монумент, воспроизводящий клавиатуру компьютера в масштабе 30:1. Это самая большая клавиатура компьютера в мире. Памятник состоит из 86 клавиш, весом от 100 до 500 кг, сделанных из бетона. Клавиши расположены в углублениях, с интервалом 15 см. Общая площадь проекта 16 х 4 кв.м. Поверхность клавиш плоская с рельефными обозначениями алфавита и функциональных символов, размещенных в том же порядке, что и на обычной компьютерной клавиатуре. Проект был сделан в 2005 году уральским художником Анатолием Вяткиным в рамках фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга 3».

История

С точки зрения истории компьютер вошел в нашу жизнь сравнительно недавно. А уж памятник клавиатуре в Екатеринбурге - тем более довольно молод, его открытие состоялось 5 октября 2005 года. Творение екатеринбургского художника Анатолия Вяткина установлено на втором ярусе набережной реки Исеть, со стороны улицы Гоголя. 86 бетонных клавиш весом около 80 килограммов каждая (а вот "пробел" весит целых полтонны) размещены в том же порядке, как и у стандартных (qwerty) клавиатур.

Установка памятника прошла в рамках уральской Урбан-акции "Длинные истории Екатеринбурга". По словам устроителей этого фестиваля, горожане положительно отнеслись к появлению памятника. На набережную постоянно приходят люди, чтобы сделать фотографии уникальной скульптурной композиции. Очень рады маленькие дети, они с удовольствием прыгают на "буквах", а родители говорят, что здесь можно изучать алфавит.

В 2011 году пермский музей современного искусства PERMM предлагал перенести клавиатуру в Пермь, потому что в Екатеринбурге о ней не заботятся должным образом. Тогда в ней недоставало нескольких клавиш, а вместо логотипа Windows кто-то нарисовал логотип Apple. Клавиатуру отремонтировала инициативная группа, и она осталась в Екатеринбурге. С тех пор регулярно проводятся субботники, во время которых клавиши красят и восстанавливают при необходимости.

Уральцы считают, что бетонную клавиатуру можно рассматривать как "эксперимент, формирующий новую коммуникационную среду на территории городской набережной". Новый памятник быстро начал влиять на все окружающее пространство. Расположенный вблизи старый каменный дом теперь называют не иначе как "системным блоком". А вот уже несколько веков главная городская река Исеть, смысл названия которой давно утрачен для современных жителей, благодаря активности форумов по поводу появления "Каменной Клавы", теперь пишется как "Iсеть". Есть и идеи разместить поблизости памятники модему, а также увековечить в монументе компьютерную мышь.

Проект остроумно соединяет ценности западной и восточной цивилизаций. Это не только памятник предмету массового употребления, воплощающему определенную стадию развития западной технологической культуры, но и ландшафтная композиция, которая воспроизводит традицию восточного сада камней. Так, екатеринбургская клавиатура вполне подходит для территории, где проходит граница Европы и Азии.