Классификация основных форм трудовой деятельности. Классификация основных форм трудовой деятельности человека

Все виды труда можно разделить на две группы: физическая, где преобладает мышечная деятельность, и умственная, где доминирует мыслительная деятельность. Такое разделение достаточно условно, поскольку ни один из видов труда не может происходить без деятельности ЦНС. Но такое разделение необходим, поскольку эти два вида труда имеют свои особенности. Существует такая классификация трудовой деятельности:
1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этих форм становится все меньше, поскольку они связаны с тяжелым физическим трудом (землекопы, лесорубы, косари и т.д.). У представителей этих профессий полностью или частично отсутствует механизация производственного процесса. Названы профессии требуют значительных энергетических затрат. Хотя такая физический труд и развивает мышечную систему человека, она вызывает ряд негативных последствий. Основной из них - социальная неэффективность физического труда. Для достижения определенной производительности требуется значительное напряжение физических сил человека.
2. Механизированные формы труда - это многочисленные профессии во всех отраслях производства. Характерные черты механизированных форм труда связаны со снижением мышечного компонента в работе и усложнением программы действий. Механизация переводит мышечную активность с проксимальных звеньев на дистальные, уменьшая роль крупных мышц в пользу мелких, задача которых состоит преимущественно в развитии точных и быстрых движений.
Осложнения программы действий при механизированных формах труда связано с приобретением специальных знаний и двигательных навыков.
3. Групповые формы работы (конвейер). Основой высокой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, освобождение работника от вспомогательных операций, синхронизация работы всех ее участников. Эта форма работы отличается монотонностью однообразных трудовых процессов. Величину такта - интервал времени между операциями - можно принять за меру монотонности. В связи с этим высокая нагрузка приходится на нервную систему, эмоциональную сферу. Поскольку на конвейере работают люди с различными свойствами нервной системы, то создаются дополнительные нагрузки на нее.
4. Формы труда, связанные с полуавтоматическим или автоматическим производством. В этих формах работы механизация производственного процесса выражена в большей степени. Человек не дополняет механизм, а руководит им, обеспечивает его бесперебойную работу. Основной особенностью деятельности работника является готовность к действию и связанная с ней срочность реакции. Такое функциональное состояние назвали «оперативным покоем» (А. А. Ухтомский, 1927). Эта трудовая доминанта направлена на дальнейшую деятельность, Уровень «оперативного покоя» бывает разным в зависимости от ответственности будущей работы, отношение к ней, срочности действий, индивидуальных свойств рабочего. Сохранение состояния «оперативного покоя» - большая нервная работа.
5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением. Различают два основных рабочих ритмы. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию. Сложные формы - деятельность диспетчеров на производстве или транспорте.
6. Формы интеллектуального труда. С физиологической точки зрения интеллектуальная деятельность основывается на сложной работе ЦНС, в которой формируется соответствующая программа действий. Интеллектуальный труд очень разнообразна, и программы могут быть разные по качеству и сложности. С одной стороны, это постоянная, простая программа действий, что создает монотонный стереотип (телеграфисты, счетоводы и др.)., А с другой - переменная, сложная программа действий, которой придерживается талантливый ученый, выдающийся конструктор (творческая работа).

Особенности умственного труда

Умственным считается работа, связанная с приемом и переработкой информации. Она требует участия сенсорных систем, внимания, памяти, активизации мышления, эмоциональной сферы. характеризуется большим напряжением деятельности ЦНС, особенно второй сигнальной системы, но действительно умственная (творческая) деятельность вовсе не исключает возможности физических напряжений, даже крупных.
Основные виды умственного труда:
1. Работа оператора - группа профессий, связанная с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами (операторы-наблюдатели, операторы-исполнители, операторы-технологи и др.).. Для исследования этих профессий, очень распространены в современном производстве, виннк даже новый раздел науки - инженерная психология, изучающая функции человека в автоматизированных системах.
2. Управленческий труд - руководители предприятий, учреждений, преподаватели. В этой группе доминируют факторы, обусловленные ростом объема информации, в частности, дефицитом времени для ее переработки, повышением социального значения и личной ответственностью за принятие решений. Современному руководителю необходимы большое количество различных качеств (политических, организаторских, деловых, профессиональных, личных), широкий круг знаний (экономики, управления, техники, технологии, психологии), наличие определенных навыков (педагога, воспитателя). Для данной формы работы характерны нестандартность решений, нерегулярность нагрузки, возможность конфликтных ситуаций.
3. Творческая работа - одна из сложнейших форм деятельности человека, ибо она требует многолетней подготовки, высокой квалификации. Это научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, конструкторы. Для их работы характерны создания новых алгоритмов деятельности (чаще, чем у представителей других профессий), значительный объем памяти, пристальное внимание, что повышает уровень нервно-эмоционального напряжения. Кроме того, нерегламентированных график деятельности.
4. Труд медицинских работников. При всем разнообразии специальностей врача и среднего медицинского работника в них есть общие черты, связанные с постоянными контактами с людьми, преимущественно больными, повышенной ответственностью, часто - дефицитом информации для принятия правильного решения.
5. Труд учащихся и студентов. Учебный процесс требует напряжения основных психических функций - памяти, внимания (особенно ее концентрации и устойчивости), восприятия. Обучение часто сопровождается стрессовыми ситуациями (экзамены, зачеты).

Компании должна быть ориентирована на достижение максимального эффекта при минимальных потерях. При плановом ведении на основе соответствующих расчетов она требует физического движения различных грузов внутри и за пределами предприятия. Рассмотрим далее, как осуществляется организация производственной деятельности.

Общая характеристика

Производственно-финансовая деятельность представлена в виде сложной и многогранной структуры. Она находится в состоянии непрерывного развития и изменения. В этой связи первоначальный анализ производственной деятельности фирмы должен базироваться на общих показателях выполнения плана. Руководство на предприятии строится по принципу единоначалия. Права, которые принадлежат компании, реализует ее директор. В предусмотренных в законодательстве обстоятельствах руководство осуществляется совместно с профсоюзным комитетом.

Особенности

Производственная деятельность - это процесс, охватывающий технологию, технику, специфику операций, внедряемых на предприятии. Для оценки показателей работы компании используются установленные руководством средства контроля. Функционирование компании сопровождается различными расходами той или иной значимости. Учет затрат осуществляется в соответствии с принятым планом счетов. Реализация этой задачи возможна двумя способами. Первый считается традиционным для российской хозяйственной сферы. Он предусматривает расчет себестоимости изделий посредством группировки затрат на косвенные и прямые. Последние относят на исходную цену продукции непосредственным образом. распределяют по видам изделий в соответствии с методикой, принятой на предприятии.

Дополнительные задачи

Производственная деятельность - это сфера, в рамках которой осуществляется не только непосредственный выпуск товара. К ней также относят оплату новых предметов труда, сырья, материалов и прочего. За счет этих процессов обеспечивается непрерывная производственная деятельность. Это, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на прибыль компании. Оплата сырья и прочих необходимых предметов возможна при наличии соответствующих оборотных фондов. Они состоят из денег, средств в расчетных операциях и продукции.

Взаимодействия внутри предприятия

Производственная деятельность - это работа, которая требует серьезного и стабильного обеспечения. Функционирование и выполнение задач должностными лицами компании регламентируется соответствующими нормативными документами. В их числе, в частности, различные инструкции и рекомендации. управления - контроля над процессом переработки материалов в продукцию - тесно связаны с другими административными задачами. На промышленном предприятии устанавливаются достаточно сложные взаимоотношения между подразделениями разного уровня.

Особенности руководства

Управление и деятельности осуществляются начальником. В его ведении находится соответствующий диспетчерский отдел. В задачи этого подразделения входят:

  • Разработка планов производства.
  • Контроль над исполнением поставленных задач.
  • Своевременное обеспечение цехов материалами.

Производственными подразделениями, осуществляющими те или иные операции, руководят начальники, которым, в свою очередь, подчиняется инженерно-технический персонал. Директор всего предприятия контролирует работу через главного инженера. Ему подчиняются цеха, техническое и другие подразделения, непосредственно участвующие в выпуске продукции.

Основные задачи

В рамках производственной деятельности выполняется несколько важнейших функций. Среди них:

  1. Маркетинг.
  2. Сбыт.
  3. Финансовое обеспечение.
  4. Выпуск продукции.
  5. Материально-техническое обеспечение.
  6. Управление.
  7. Кадровое и инновационное обеспечение.

Из всех этих задач основной считается производство. Следующим по важности выступает сбыт.

Планирование и прогнозирование

Эти мероприятия связаны с оценкой и предвидением предстоящих действий. Прогнозирование способствует определению тенденций и направлений развития процессов, возможного срока наступления определенных событий. Например, это может быть расчет времени выполнения задач. С помощью планирования устанавливается и обеспечивается динамическое, целенаправленное и пропорциональное развитие производственной работы компании.

Вероятные ошибки

На практике известны случаи, когда результаты производственной деятельности были крайне низкими. Это обусловливается разными причинами. К основным ошибкам руководства можно отнести:

  • Неверное применение системы планирования и организации производственного процесса.
  • Недостаточно четкое формирование фонда оплаты труда.

Вследствие этого освоение мощностей происходит на предприятии крайне медленно, повышается количество бракованных изделий, завышается себестоимость и трудоемкость продукции. В некоторых случаях те формы организации системы зарплаты, труда и производства, которые характерны для поточно-массовых или автоматизированных и аппаратурных процессов, фактически безосновательно переносятся на предприятия, занимающиеся серийным выпуском изделий. Имеют место в практике и обратные ситуации.

Текущее планирование и оценка

Они состоят в исследовании возможностей реализации выпущенной продукции, оценке действующих мощностей, установлении поставщиков, определении условий, в соответствии с которыми предприятие может стабильно получать необходимые ему ресурсы. Потенциал и текущее состояние компании оцениваются на базе квалифицированного аудита, тщательной инвентаризации фондов, проверки квалификации сотрудников и так далее.

Итоги работы

Оценка результатов деятельности фирмы позволяет установить соответствие выпущенных изделий требованиям и стандартам, действующим на рынке. Полученные показатели дают возможность исследовать соотношение между товарами конкурентов и собственными продуктами, изготовленными на предприятии, по ценам и качественным характеристикам. неразрывно связана с требованиями и условиями, существующими за пределами компании. Взаимодействие предприятия с внешними факторами воплощается на входе в виде затрат и на выходе в форме передаваемых потребителям изделий. Финансовые итоги работы выражены в чистой прибыли. Она представлена в виде разницы между выручкой и расходами на изготовление изделий и их последующую реализацию. В составе финансового итога ключевое место занимают такие виды накоплений, как налог с оборота и прибыль.

Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.

В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

- формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и поэтому характеризуется повышенными энергетическими затратами;

- механизированные формы труда. Особенностью механизированных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;

- формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию механизма: подача материала для обработки, пуск в ход механизма, извлечение готовой продукции. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

- групповые формы труда - конвейер . Эти формы труда характеризуются дроблением технологического процесс а на отдельные операции, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. С сокращением времени выполнения операций возрастает монотонность труда и упрощается его содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;

- формы труда, связанные с дистанционным управлением . При этих формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;



- формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы), так и вне его (врачи, преподаватели, писатели и др.). Интеллектуальный труд характеризуется, как правило, необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций.

1.2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДEЯТЕЛЬНОСТИ

Энергия, необходимая человеку для совершения различных видов работы, высвобождается в его организме в процесс ах окислительно-восстановительного распада углеводов, белков, жиров и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах могут протекать как с участием кислорода (аэробное окисление), так и без кислорода "(анаэробное окисление). Анаэробное окисление характеризуется меньшим количеством высвобождаемой энергии и имеет ограниченное значение у высших организмов.

При аэробном окислении 1 г жира в организме высвобождается 38,94, а при окислении 1 г белка или 1 г углеводов - 17,16 кдж энергии. Высвобожденная энергия частично расходуется на совершение полезной работы, а частично (до 60 %) рассеивается в виде теплоты в живых тканях, нагревая тело человека

Совокупность химических реакций в организме, необходимых для жизнедеятельности, называется обменом веществ . Для характеристик суммарного энергетического обмена используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.

Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12….16 ч после приема пищи в положении лежа). Расход энергии в этих условиях составляет 87,5 Вт для человека массой 75 кг.

При изменении положения тела либо при совершении любой работы энергетические затраты повышаются по сравнению с основным обменом. Дополнительные затраты энергии зависят от рабочей позы, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов. В положении сидя за счет работы мышц туловища затраты энергии превышают на 5 ... 10 % уровень основного обмена, в положе стоя - на 10 .. .15, при вынужденной неудобной позе - на 40 .. .50 %.

Энергозатраты при мышечной работе зависят от ее напряженности и продолжительности. Так, при легкой сидячей работе они составляют 116,4 ... 125, при легкой физической работе - 408 ... 583, при тяжелой физической работе - 583 ... 875 Вт.

При интенсивной интеллектуальной работе потребности мозга в энергии составляют 15 ... 20 % основного обмена (масса мозга составляет около 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при выступлении с публичной лекцией - на 94, у операторов вычислительных - на 60 .. .100 %.

Суточные энергозатраты зависят от деятельности человека:

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Условия труда в целом оцениваются по четырем классам

I-й класс - оптимальные (комфортные) условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Для остальных факторов условно оптимальными считаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают допустимых пределов для населения;

2-й класс - допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальные и допустимые условия труда безопасны;

3-й класс - вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

3.1. - вызывающие обратимые функциональные изменения организма;

3.2 - приводящие к стойким функциональным изменениям и росту заболеваемости;

3.3 - приводящие к развитию профессиональн6й патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний;

3.4 - приводящие к возникновению выраженныx форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-й класс - травмоопасные (экстремальные) условия труда. Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие нa протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы:

Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две: lа, при которой энергозатраты составляют до 139 Вт, и lб, при которой энергозатраты составляют 140-174 Вт. К категории lа относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием. К категории lб относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории: Па, при которой энергозатраты составляют 175-232 Вт, и Пб, при которой энергозатраты составляют 233-290 Вт. К категории Па относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующих определенных физических усилий. К категории Пб относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы характеризуются расходом энергии 290 Вт. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.

1.4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов.

Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.

Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10..12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15 ... 20 мин с отдыхом такой же продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук (операторы ПЭВМ и др.), целесообразны более частые, но короткие 5 ... 10-минутные перерывы.

Кроме регламентированных перерывов, существуют микропаузы, перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального ритма работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9 .. .10 % рабочего времени.

Высокая работоспособность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12) и дневные (с 14 до 17 часы). У детей школьного возраста оптимум умственной работоспособности приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14, а в ночное время - с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, расписание занятий в учебных заведениях.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2,3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

В основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха (И.М. Сеченов) - «утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп».

Однако при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха более

целесообразен пассивный в хорошо проветриваемом помещении.

В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомления, улучшению·настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда. Однако Функциональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания, при умственной работе, при большой напряженности выполняемых работ, непостоянных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях внешней среды.

Для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановлением работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки."

Безопасность деятельности человека определяется характером труда, его организацией, взаимоотношением в трудовых коллективах, организацией рабочих мест, наличием опасных и вредных факторов в среде обитания. Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влия ние на функциональное состояние организма человека и определяются: статическими и динамическими физическими перегрузками (подъём и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы); физиологи чески недостаточной двигательной активностью и нервно-психологическими перегрузками (умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов). Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это его социальная неэффективность, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50 % рабочего времени) отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующие напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. снижение двигательной активности, что является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии. Дли тельная умственная нагрузка угнетающе влияет на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия.

В соответствии с существую щей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; конвейерные формы труда; формы труда, связанные с дистанционным управлением и формы интеллектуального труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности , имеют место при отсутствии механизации. Особенностями механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. При этом уменьшается объём мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда, снижению скорости реакции и быстрому утомлению. Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, строгой последовательностью их выполнения, заданным ритмом, автоматической подачей деталей к рабочему месту. Это приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При полу автоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда. Задача человека ограничивается обслуживанием станка. Для этих работ характерны монотонность, повышенный темп, утрата творческого начала. При формах труда, связанных с дистанционным управлением процессами и механизмами, человек включён в систему управления как необходимое оперативное звено. Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объёма памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Он приводит к значительному повышению степени нервно-эмоционального напряжения, что может вызывать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение лёгочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций организма.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности, степени эмоционального напряжения и других условий (температура, влажность, движение воздуха и др.).

Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеры, врачи, педагоги) составляют 10,5…11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы) – 11,3…12,5 МДж; для работников, выполняю щих работу средней тяжести (станочники, хирурги, сельскохозяйственные рабочие), – 12,5…15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (метал лурги, грузчики), - 16,3…18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. К свободным позам относят удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук). Фиксированная рабочая поза - невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе деятельности различать мелкие объекты. Наиболее жестко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов - луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лежа, на коленях, на корточках и т.д. Если по характеру работы рабочие позы разные, то оценку следует проводить по наиболее типичной позе для данной работы.

При рабочей позе сидя затраты энергии на 5…10 % выше уровня основного обмена; при рабочей позе стоя – на 10…25 %; при вынужденной неудобной позе - на 40…50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15…20 % от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет 2 % от массы тела. Повышение энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряжённости. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 % , при выступлении с публичной лекцией на 94 %, у операторов ПЭВМ - на 60…100 %.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряжённости выполняемой работы. Тяжесть труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Любая организация труда на предприятии должна начинаться с его же разделения, представляющего обособленность видов деятельности каждого работника и многое другое. Разделение деятельности - давно устоявшийся процесс, в который входят обособление, закрепление и видоизменение отдельных видов деятельности (трудовой). В основе любого разделения лежат основные виды труда:

  • физический;
  • умственный.

Физическая деятельность

В данном случае человек выступает орудием труда, так как он выполняет энергетические функции в системе. Виды ручного труда: динамический и статический. При динамическом труде человек должен перемещать свое туловище в пространстве. Статический - воздействие нагрузки на руки, мышцы, суставы.

Ручная деятельность характеризуется более высокой мышечной нагрузкой, которая ложится на опорно-двигательный аппарат и системы организма. При этом развивается мышечная система, стимулирующая обменные процессы.

Умственный труд

Это прием и переработка информации. Такая работа требует напряжения внимания, активизации мыслительных процессов, памяти. Труд связан с довольно высокой эмоциональной нагрузкой. Но продолжительная умственная нагрузка отрицательно влияет на психическую деятельность человека. Наблюдается ухудшение внимания, памяти, функций восприятия окружающей среды.

Элементы организации

Организация труда на предприятии - это установление и изменение порядка, согласно которому взаимодействуют работники со средствами производства. Также должно быть налажено взаимодействие между работниками для достижения целей деятельности. Труд организован, если он:

  • кооперирован;
  • разделен;
  • рабочее место организовано;
  • организовано обслуживание рабочего места;
  • установлены методы и приемы труда;
  • установлены нормы и меры затрат труда;
  • созданы благоприятные условия;
  • кадры подбираются, подготавливаются и могут повышать квалификацию;
  • труд оплачивается и материально стимулируется;
  • трудовая деятельность планируется, учитывается и анализируется;
  • присутствует дисциплина труда.

Взаимосвязанные виды труда

В общем смысле существует три взаимосвязанных вида разделения трудовой деятельности:

  1. Общее (разграничение деятельности работников между крупными отраслями, например, транспорт, промышленность, строительство).
  2. Частное (внутри отдельной отрасли).
  3. Единичное (труд разделен среди работников отдельного предприятия).

В зависимости от разновидности и рода работ различают такие виды разделения труда, как функциональный, квалификационный, профессиональный и технологический. Также он разделяется по территориальному признаку (крупные и мелкие подразделения) и внутри подразделений.

Функциональная форма разделения труда

При такой форме предполагается деление персонала на однородные группы, отличающиеся друг от друга ролью в производственном процессе или осуществляемой деятельности. Наиболее многочисленной функциональной группой персонала являются рабочие: вспомогательные и основные. Если первые занимаются и выполняют основные функции производства, то вторая группа обеспечивает выполнение этих функций (ремонт, наладка, контроль).

По функциям, которые выполняют работники, выделяются и другие категории. К ним относят специалистов, руководителей, служащих, технических исполнителей, младший обслуживающий персонал, учеников и т. д.

Если существует функциональное разделение труда на предприятии, можно говорить о том, что все категории персонала эффективно используются.

При данном виде разделения деятельности предполагается повышение эффективности за счет специализации рабочих, инженерно-технических работников и тех, кто работает, принимая за основу четкое разделение функций маркетинга, менеджмента, проектирования, управления персонала, производства товаров и т. д.

Технологическое распределение труда

При технологическом распределении труда предусматривается расстановка работников по фазам и стадиям, видам работ и т. д., а также по производственным операциям. Это зависит от технологии производства и особенностей выполнения работ. Такое распределение труда оказывает влияние на уровень содержательности труда. И если узкая специализация склонна к монотонности, то широкая имеет высокую вероятность того, что работы будут выполняться некачественно. Поэтому перед организатором стоит ответственная задача: найти оптимальный уровень разделения трудовой деятельности по технологическому признаку. Данная форма имеет три разновидности: предметное, постадийное и пооперационное разделение труда.

Квалификационное и профессиональное разделение труда

Такие виды разделения, как профессиональное и квалификационное, схожи, поскольку зависят от самого работника.

Вышеуказанное разделение труда подразумевает деление по профессиям и специальностям. Согласно такой форме разделения устанавливают необходимую численность разных категорий работников.

Квалификационное разделение - распределение работы в зависимости от сложности и в соответствии со знаниями и опытом работников. Распределяют обязанности между работниками разных групп с одинаковой квалификацией. Квалификационные разряды устанавливают соответствующие уровни квалификации рабочих. Чем больше разряд, тем, соответственно, выше уровень квалификации.

Перечисленные виды и формы труда, а также формы кооперации деятельности, соответствующие им, должны характеризовать особенности взаимодействия между работниками на производстве. Эти виды разделения труда создают для организации широкие возможности использования рабочей силы.

Формы организации трудовой деятельности

Способы установления плановых заданий, а также то, как учитывается уже выполненная работа, позволяют выделять такие виды организации труда:

  • Индивидуальная форма. Она используется для того, чтобы у каждого сотрудника было собственное задание. Соответственно, учет выполняемой работы ведется индивидуально, значит, у каждого имеется отдельно формирующийся заработок.
  • Коллективная форма. В этом случае задание получает весь коллектив. Выработанная продукция учитывается по конечным результатам работы. Весь коллектив получает определенный заработок.

Помимо основных двух форм существуют следующие виды труда или формы организации:

  • деление согласно формированию средств для осуществления деятельности (малое предприятие, кооператив, аренда, подряд, индивидуальная трудовая деятельность);
  • по способу взаимодействия с вышестоящими органами (контракт, договор аренды, подряда и прямое подчинение);
  • согласно управлению коллективов (полное, частичное и самоуправления);
  • по размеру коллектива и его месте в иерархии управления (групповые, цеховые, участковые, звеньевые, бригадные и т.д.);
  • согласно разделению и кооперации труда в комплексных подразделениях (полное разделение труда, частичная взаимозаменяемость и полная взаимозаменяемость);
  • разделение по способу планирования и учету затрат (хозрасчетные, с элементами хозрасчета и без хозрасчета);
  • в соответствии со способом оплаты и материального стимулирования (индивидуальная оплата труда, коллективная оплата - в основе - тарифная система, возможно с применением коэффициентов; бестарифная система оплаты труда).

Вышеперечисленные формы могут соединяться.

Условия труда

Под условиями труда понимают совокупность факторов рабочей среды и трудового процесса, где осуществляется деятельность человека. Виды условий труда подразделяются на четыре класса, исходя из гигиенических критериев:

  1. Оптимальные условия. При таких условиях здоровье работника сохраняется, поддерживается высокий уровень работоспособности.
  2. Допустимые условия. В данном случае факторы производственной среды не превышают допустимые уровни гигиенических нормативов для рабочих. Если же происходят какие-то изменения, то во время регламентированного отдыха организм работника восстанавливается.
  3. Вредные условия. Совокупные факторы трудового процесса оказывают вредное или тяжелое влияние на здоровье, а также на работоспособность человека в процессе труда.
  4. Опасные условия. Производственные факторы на таком уровне, что, воздействуя на работников, они создают угрозу для жизни или получения травмы, увечья. К традиционно относят промышленные организации, занимающиеся, например, атомной энергией. Конечно, в таких условиях работать запрещено. Но в случае аварии следует проводить экстренные мероприятия в таких местах.

Безопасность трудовой деятельности

Все виды труда нуждаются в обеспечении безопасности, то есть на работника не должны воздействовать опасные производственные факторы. Основными источниками права о безопасности деятельности служат следующие документы:

  1. Международный акт об экономических и социальных и культурных правах (1996 год).
  2. Конвенция МОТ.
  3. Конституция Российской Федерации (статья 7 - охрана труда и здоровья людей). В ней же установлен минимальный размер оплаты. В статье 37 указано право на трудовую деятельность в условиях безопасности и гигиены. Кроме того, принудительный труд запрещен.
  4. Трудовой кодекс в статье 219 определяет права каждого сотрудника на свое рабочее место, получение достоверной информации об условиях труда, социальное страхование. Также человек может отказаться работать в случае возникновения опасности для здоровья или жизни. Каждый работник должен быть обеспечен средством индивидуальной и коллективной защиты и т. п.

Другие виды труда

Результат работы также является критерием, по которому труд разделяется на два типа:

  1. Прошлый и живой. В первом случае это воплощение в предметах и средствах труда. Во втором случае он является трудом работника, который затрачивается в данный момент времени.
  2. Непроизводительный и производительный. Второй приводит к натурально-вещественным благам, а первый - к социальным и духовным, но они имеют не меньшую полезность и ценность для общества.

Также стоит упомянуть о репродуктивном и творческом труде. Репродуктивный приводит в заранее известным результатам, поскольку он отличается стандартностью всех воспроизводимых функций. Творческой деятельностью может заниматься не каждый человек. Все обусловлено и уровнем образования, и квалификацией, и способностью к новациям.

Каждый человек начинает познавать все виды труда в школе. Конечно, большая часть времени затрачивается на умственную деятельность. Но такие предметы, как физическая культура или труд, знакомят с физической деятельностью.

Понятие и виды труда многогранны. Их можно рассматривать с разных сторон, каждый раз открывать для себя новые стороны. Однако основные, общепринятые разделения трудовой деятельности следует знать, чтобы понимать разницу между ними. Это может пригодиться, например, при приеме на работу.