Национальные особенности сближают людей. Сочинение "Идеи Д.С

Мудрые мысли

(28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя - 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация)

Русский филолог, член (академик) АН СССР, затем Российской академии наук. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.

Цитата: 52 - 68 из 100

Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


Нелепо сравнивать культуры *по росту* - кто выше, а кто ниже. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


Нельзя безразлично относиться к своему будущему. («Мысли о России»)


Нет ничего опаснее полузнайства. Полузнайки уверены, что они знают все или по крайней мере самое важное, и действуют нагло и бескомпромиссно. Сколько людей были выброшены этими полузнайками на улицу! (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


Ни в одной стране мира с самого начала ее возникновения литература не играла такой огромной государственной и общественной роли, как у восточных славян. («Русская культура»)


О библиотекарях: «Вы - главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы, вообще всё идёт напропалую. Чтобы стране не пропасть, ей нужны прежде всего вы - библиотекари».


Образованность и интеллектуальное развитие - это как раз суть, естественное состояние человека, а невежество, неинтеллигентность - состояния ненормальные для человека. Невежество и полузнайство - это почти болезнь.


Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим.


Отношение природы и человека - это отношение двух культур, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким, внимательным и очень осторожным собственником.


Память противостоит уничтожающей силе времени.


По особенностям русского исторического прошлого мы, русские люди, часто предпочитаем эмоциональные концепты логическим определениям. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


Подделка под старое убивает старое.


Преподавание истории, литературы, искусств, пения призвано расширять у людей возможности восприятия мира культуры, делать их счастливыми на всю жизнь. («Ценности культуры»)


Прожив большую жизнь от самого начала века до его приближающегося конца, я имею не книжные, а самые непосредственные впечатления от русской истории: впечатления „на собственной коже“. Для меня, например, памятны Николай II, Александра Федоровна, наследник-цецаревич, великие княжны, стары дореволюционный Петербург - его мастеровые, балерины. Революция и пулеметные очереди у стен Петропавловской крепости со стороны Артиллерийского музея, а затем выстрелы из наганов на кладбище Соловков, видения прячущихся в мороз в Ленинграде 32-го года по парадным крестьянок с детьми, проработки плачущих от стыда и бессилия ученых в стенах университета и Пушкинского дома, ужасы блокады - все это в моей зрительной и слуховой памяти. («Размышления о русской истории»)


Интересно, что русские художники, оказываясь за границей, искали в своих пейзажах эти перемены времени года, времени дня, эти «атмосферические» явления. Таков был, например, великолепный пейзажист, остававшийся русским во всех своих пейзажах Италии именно благодаря этой своей чуткости ко всем изменениям «в воздухе», – Сильвестр Щедрин.

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у первого, по существу, русского пейзажиста Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.

Но не стоит увлекаться. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторое акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации. Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.

Если я говорю сейчас о том, что русский художник особенно чуток к изменениям годовым, суточным, к атмосферным условиям и почему, то сразу же на память приходит великий французский художник К. Моне, писавший лондонский мост в тумане, или Руанский собор, или один и тот же стог сена при разной погоде и в разное время дня. Эти «русские» черты Моне отнюдь не отменяют сделанных мною наблюдений, они лишь говорят, что русские черты в какой-то мере являются чертами общечеловеческими. Различие в степени.

Относится ли сказанное только к реалистической живописи XIX и начала XX века, например к живописцам круга «Мира искусства»? Я очень ценю живопись различных направлений, но должен сказать, что «искусство чистой живописи», какой мне представляется живопись «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», «Голубого рыцаря» и пр., меньше связано с национальными чертами того типа, о котором я только что говорил, и все ж таки связано с русским «материальным фольклором» – с искусством вышивки, даже вывески, глиняной игрушки и вообще игрушки, поскольку в этой живописи много игрового момента, много выдумки, вымысла. Выверт для этого искусства – похвала, потому что оно насквозь озорное и веселое. Не случайно это искусство требовало выставок, было так связано с шумными вернисажами. Его надо было демонстрировать на большой публике, оно должно было поражать и возбуждать толки. В русской культуре начала XX века вообще было много маскарадного и театрального, что так хорошо подчеркнуто Ахматовой в «Поэме без героя».

Природа других стран

Я уже давно чувствую, что пора ответить на вопрос: а разве у других народов нет такого же чувства природы, нет союза с природой? Есть, разумеется! И я пишу не для того, чтобы доказать превосходство русской природы над природой других народов. Но у каждого народа свой союз с природой.

Для того чтобы провести сравнение разных созданных совместными усилиями людей и стихий ландшафтов, надо, как мне кажется, побывать на Кавказе, в Средней Азии, а также в Испании, Италии, Англии, Шотландии, Норвегии, Болгарии, Турции, Японии, Египте. По фотографиям и по пейзажной живописи судить о природе нельзя.

Из всех перечисленных мною краев и стран я смогу поверхностно судить только о Кавказе и еще об Англии, Шотландии, Болгарии. И в каждой из этих «этноприрод» свои, своеобразные взаимоотношения природы и человека – всегда трогательные, всегда волнующие, свидетельствующие о чем-то очень духовно высоком в человеке, вернее, в народе.

Сельскохозяйственный труд, как и в России, формировал собой природу Англии. Но природа эта создавалась не столько земледелием, сколько овцеводством. Поэтому в ней так мало кустов и такие хорошие газоны. Скот «выщипывал» пейзаж, делал его легко обозримым: под пологом деревьев не было кустов и было далеко видно. Англичане сажают деревья по дорогам и дорожкам, а между ними оставляют луга и лужайки. Не случайно скот был непременной принадлежностью пейзажных парков и английской пейзажной живописи. Это заметили и в России. И даже в русских царских пейзажных садах, вкус к которым был принесен в Россию из Англии, ставились молочни и фермы, паслись коровы и овцы.


Лихачев всегда радует своих читателей великими, а главное мудрыми изречениями. Лихачев рассматривает проблему понятия национальности, а именно уникальности каждой нации. Данная тема актуальная в условиях частых национальных конфликтов.

Публицист говорит о том, что несмотря на различия между людьми разных национальностей, они должны быть толерантны друг к другу.

Я согласна с тем, что национальность не является поводом для разногласий.

У каждого человека есть имя, фамилия, пол, национальность.

Это примеры предписанного статуса, то есть положения в социуме, которое индивид занимает по праву рождения, неотъемлемая часть каждого человека. Нация – уникальная этническая общность с единым языком и самосознанием. Во многих развитых странах приняты законы о праве гражданина на определение своей национальности самостоятельно.С одной стороны, эта тенденция приводит к равенству всех народов, но с другой стороны, отказ от своих корней, от истории своей нации для общественного одобрения – немыслим, это влечет за собой потерю национальной самобытности – особенности социально-этнической общности, собственные традиции, обычаи, обряды. «Я русский и это звучит гордо!» - это пример национальной гордости, которая складывается из национального сознания и национальной самоидентификации. Человек должен нести звание своей нации с гордостью, бережно относиться к культурным памятникам, знать историю своей нации, человек чтущий традиции и нравы своей нации, толерантен к чужим национальным традициям.

Современные демократические государства для избегания ошибок прошлого принимают политику, направленную на признание права каждого человека, на определение своей национальной принадлежности. Согласно 26 статье КРФ никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Политика нашего государства направлена на учет особенностей национального многообразия граждан РФ. Так, например, в школах введены уроки по краеведению, истории родного края. Национальный язык изучают во многих школах, что показывает национализацию образования.

Таким образом, важно понимать, что все мы люди, вне зависимости от пола и национальности и нужно ценить человеческую жизнь.

Обновлено: 2018-01-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников
«Идеи Д.С.Лихачева и современность»

Конкурсное сочинение

«И все-таки мы едины!»

«Россию нельзя оторвать от населяющих её народов, составляющих вместе с русскими её национальное тело. Россия по богатству своих культурных типов, по сложности вплетения в них различных черт, по энергии своих разных проявлений, наконец, по интенсивности своих отношений с другими национальностями – едва ли не единственная в своём роде страна».

Д.С.Лихачев.

Педагог-наставник:
Колесникова Анна Николаевна, преподаватель гуманитарных и общественных дисциплин, ФГБОУ СПО «АМТ», высшая категория.

г. Армавир
2012
Содержание.

Введениес.3-5
Нации и национальный вопрос.с.5-8
Всемирная сеть: «Будет ли Россия примером национальной терпимости?». Размышление пользователя.с.9
Актуальный вопрос на форумах..с.9
Мой многонациональный городс.10
История города Армавира.с.11
Кто мы? (о нациях).с.11-13

(тестирование и его результаты)....с.13-15
Заключение.с.15-16
Используемая литература..с.17

ВВЕДЕНИЕ
«Если я чем-то на тебя не похож,я этим вовсе не оскорбляю тебя,а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери

К сожалению, проблема нетерпимости очень актуальна в наши дни удивительно, что даже в ХХI веке, веке прогресса, многие не принимают в свой круг людей другого цвета кожи, национальности Это несправедливо, жестоко, мерзко!
Недавно на уроке Обществознания нам рассказали притчу о том, что все народы неодинаковы, и не следует смеяться над другими – что нам кажется недостатком, другие народы могут воспринимать как достоинство.
Одно селение находилось в глубоком горном ущелье и его жители ничего не знали о своих соседях. Они употребляли очень вкусную воду из горной реки, но качество её оставляло желать лучшего. У каждого, кто пил её долгое время, на шее образовывался уродливый нарост, а головы поворачивались с огромным трудом. Все жители имели такой нарост.
Однажды сюда случайно забрёл человек из дальних мест. Его сразу же обступила толпа любопытных. Они с нескрываемым изумлением разглядывали странника и смеялись над его «тощей» шеей. Не стерпев, пришелец воскликнул: «Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите! Вам бы полечиться, да вырезать эти опухоли! А вы смеётесь над моей худой шеей!»
Ответ был таким: «Мы все в деревне похожи друг на друга как две капли воды, и так было испокон веков. Если ты такой ненормальный, то не следует обвинять в этом других!»
Почему-то эта притча запомнилась мне и снова возникла как образ, когда я стала изучать творчество Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Дмитрий Сергеевич Лихачев известен как российский ученый-литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель. Родился 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1906 в Петербурге, в семье инженера. 1923 - окончил трудовую школу и поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук. 1928 - окончил Ленинградский университет, защитив два диплома - по романо-германской и славяно-русской филологии. В 1928 - 1932 был репрессирован: за участие в научном студенческом кружке Лихачев был арестован и сидел в Соловецком лагере.
Дмитрий Лихачев - автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.
Работы Лихачева отличаются пристальным вниманием к эстетическому своеобразию культуры Древней Руси и в связи с этим к проблемам общей теории искусства, для них характерно комплексное изучение общественной идеологии, литературы, народной поэзии и изобразительного искусства.
Дмитрий Сергеевич впервые показал непреходящую художественную ценность русских летописей; подвергнув научному пересмотру историю киевского и новгородского летописания 11 12 веков, он вслед за языковедом Алексеем Александровичем Шахматовым отстаивал мысль о примате сознательных изменений текста летописцами над механическими. Обоснованию самостоятельного значения текстологии как науки посвящена книга Лихачева «Текстология» . Выступает также как популяризатор науки и публицист, борясь за охрану и изучение памятников старины.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, всю жизнь изучавший русский народ, изучал и культуры других народов. Он говорил о величии каждого народа по своему, но он не сравнивал нации друг с другом и не считал одну нацию выше других.
«Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Казалось бы, самая простая истина» - говорил он.
Он осуждал национализацию, называл ее «самым тяжелым из несчастий человеческого рода». И это несчастье и сейчас дышит и постепенно развивается.
Я задумалась: какие его мысли были бы созвучны этой старинной притче? И в скором времени они отыскались: «У всякого народа есть свои достоинства и свои недостатки. На свои надо обращать внимания больше, чем на чужие»; «Нелепо сравнивать культуры "по росту" - кто выше, а кто ниже».
Как много эмоций, мыслей может зародиться в душе, если живешь в нашей России! Почему? Ответ до банальности прост: многонациональный состав и масса социальных проблем, которые порождают межнациональные противоречия, доходящие до уничтожения физического и насилия нравственного. Подтверждение тому межнациональные конфликты в постсоветском пространстве, появление скинхэдов, локальные бытовые конфликты с явными национальными отголосками.
Почему же люди, некогда живущие в мире, вдруг вспомнили о том, что они разные по внешнему виду, по традициям, по содержанию?! Почему вдруг одержимые этой идеей, они захотели воевать между собой? Почему появилась тяга к тому, чтобы хвалить не просто свою нацию, а своих националистов, утверждающих, что именно они принесут долгожданное освобождение от «гнета» тех, кто совсем недавно числился в друзьях?..
Мне захотелось найти ответы на эти вопросы. Разобраться в них самой и попробовать понять, что же думают по этому поводу мои сверстники.
Итак, в самом начале своей работы я ставлю следующие задачи:
Исследовать, что такое нация и каковы её признаки, в чем истоки национальной розни;
Понять в чем уникальность Российской многонациональной культуры;
Определить какие народы издавна населяли наш город и какова история взаимоотношений между ними;
Исследовать уровень конфликтности по национальному признаку среди молодежи моего возраста, обучающейся в ФГБОУ СПО «Армавирский машиностроительный техникум».

Нации и национальный вопрос.

Народы - это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.
Д.С.Лихачев.
Россия – страна многонациональная. И, возможно, столько наций нет ни в одной другой стране. Русские, татары, армяне, черкесы – из всех называют «русскими людьми», гражданами Российской Федерации.
Что такое нация?
На
·ция (от лат. natio племя, народ) социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира. Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, великобританская, русская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны созданы из белых, креолов и индейцев-америндов.
Нация феномен в первую очередь культурный, и только потом этнический и социальный.
Национальная культура в общем не может ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноценное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентаций и образа жизни, чем этническая. Она включает в себя различные варианты субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными и классовыми факторами. Часто отмечается, что нация складывается не через утверждение единообразия. Она представляет собой чрезвычайно неоднородное образование, состоящее из компонентов различного рода, хотя каждый из них в отдельности содержит общие культурные признаки, отличающие данную нацию. Характерной особенностью национальных культур является их широкая дифференциация по профессиональному и социальному признакам.
В любой точке мира часто вспыхивают конфликты межнационального характера. Люди очень давно привыкли делить всех на белых, черных, желтых и красных. И представители каждой из этих рас уверены, что именно их раса – самая возвышенная и развитая. Так и представители различных наций кто-то открыто, а кто-то в тайне презирают друг друга. Это неправильно! Люди сами загоняют себя в определенные рамки, делая себя пленниками самих себя, притупляя свое сознание и притормаживая развитие. Надо смотреть на мир широко, нужно развиваться, а для этого нужно понимать не только себя, но и других людей и другие культуры. Представители различных национальностей часто цепляются за понятие культуры. Что такое культура?
Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.
«Мы – люди разной культуры» - говорят они.
Разумеется, у каждого народа свои обычаи, у каждого народа свои ценности, свои понятия, своя культура. Но ведь можно относиться терпимее к другим культурам. Есть такая плохая человеческая черта, как предвзятое мнение.
«Так как у них другая культура, то мы никогда не сможем друг друга понять».
Таким образом, думая так, человек и не пытается понять другого человека. Тогда как можно говорить о единстве? Как можно говорить о мире?
Межкультурные конфликты становятся причиной войн. На Ближнем
Востоке много лет длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Часто возникают национальные конфликты в других
странах Азии и Африки.
Не обходит эта проблема и Россию. Напряжённость в межнациональных отношениях– причина разобщенности общества.
Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа.
Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость. («Россия служит гигантским мостом между народами разных национальностей. Мостом прежде всего культурным», Дмитрий Лихачев ).
Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое –
плохо». Люди, придерживающиеся такой позицию, готовы оправдывать хорошее и плохое, что было в истории своего народа, и осквернять историю другого народа. Поневоле вспомнишь слова Дмитрия Сергеевича: «Национализм самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов».
В историческом прошлом у разных народов были прекрасные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в нашей истории и темные страницы, которые нельзя скрывать.
Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.
Исторический путь каждого народа – это возникновение и утверждение
национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть традиция гостеприимства, традиция помощи другим
народам. Так, после землетрясения в 1988г. в Армении народы России и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу. Люди сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.
Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно восхищения, а что – осуждения.
Германские фашисты, напав в 1941г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение национальных столкновений. Они ошиблись. Все народы нашей страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.
В Декларации прав свобод человека и гражданина записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.
И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что
оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.
Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.
Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять. От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.
Однако в конце 80-х – начале 90-х годов в некоторых районах страны
произошло обострение межнациональных отношений, возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Они выбивают людей из нормальной жизни, а в ряде случаев приводят к многочисленным жертвам. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия недопустимы. Они могут привести к всеобщей беде. И что же происходит сейчас? Сейчас каждая нация старается как можно сильнее отгородиться от других, стать как можно обособленнее. Но как можно отделяться если мы – единая страна, у нас общая Родина, общие цели и общие пути. Мы живем в одних городах, постепенно разрушая то, что было заложено, своими чаще необоснованными конфликтами.
Всемирная сеть: «Будет ли Россия примером национальной терпимости?». Размышление пользователя

Сейчас проблема толерантности в нашей стране очень актуальна. Данная тема активно обсуждается на различных ресурсах Интернета. Пролистывая множество различных дискуссий и обсуждений пользователей на различных Интернет-сайтах, я услышала множество различных мнений, как и похожих, так и абсолютно противоположных друг другу. «Сколько людей – столько и мнений» - я соглашусь с этим. Кто-то говорит, что толерантность подавляет русскую культуры, навязывая русским людям принципы равенства и культуры других народов. Другие говорят, что толерантность не позволяет распасться нашему многонациональному государству. «Россия – только для русских» - кричат третьи.
Но почему люди других национальностей, по их мнению, не имеют права на свои обычаи, на свои традиции и культуру? Если они не имеют этого права, тогда почему оно должно быть именно у нас? Мир огромен, и стран в нем очень много. И поэтому из-за таких, зачастую бессмысленных претензий разражаются межнациональные скандалы и даже войны. За что же мы проливаем кровь? За то, что кожа у нас другого цвета? В таком случае, человек не имеет право называться самым разумным существом на Земле: он не проявляет человечности.
Я посмотрела программу «Будет ли Россия примером национальной терпимости?» и выслушала много людей с их множеством собственных независимых мнений. В основном там спорили две стороны: выступающие за единство наций и говорящие о любви только к своей нации и культуре. Так же обсуждались и отсутствие специальных органов, занимающихся национальными вопросами, которые, по моему мнению, нужна такой большой и разнообразной по национальному составу стране как Россия. В общем, мне программа показалась убедительной, но точный ответ на главный вопрос так и не был дан. Каждый должен сам выбрать для себя свой путь и свою точку зрения. Что нужно делать, чтобы решить проблему толерантности? Я согласна с мнением, прозвучавшим в данной программе: нужно в первую очередь уважать друг друга, культурные особенности разных народов, просвещать детей, не настраивая их против остального мира, частью которого они, безусловно, являются. Также я согласна и с тем, что народ должен иметь свое мнение, и никто не может действовать по приказу, каждому человеку нужно время, чтобы обдумать свое решение и иметь точку зрения касательно него. Ведь если спросить людей на улице, почему они не терпят людей другой этнической группы, большинство из них ответит «да просто так», не объяснив своего ответа. Люди давно забыли, что значит единство, ведь как бы то ни было, мы одно целое, которое просто не может раскалываться на осколки.
Мой многонациональный город.

«Вообще: как важно вернуться к „структуре небольшого“. Из-за увлечения „самыми большими“, „самыми мощными“, „самыми производительными“ и т.д. мы стали крайне неповоротливы.
Между тем малые города, малые селения, малые театры, небольшие образовательные учреждения города легче откликаются на все новые веяния жизни, гораздо охотнее перестраиваются, менее консервативны, не грозят людям грандиозными катастрофами и во всех смыслах легче „подстраиваются“ к человеку и к его потребностям».
Д.С. Лихачев
Юг России не менее многонационален, чем ее европейская часть и та же Москва, куда стремится большинство людей.
Город Армавир (Краснодарский край) находящийся на пересечении реки Урупа и Кубани, является ярким тому примером.

Немного из истории города:

История Армавира началась в конце XVIII века, в период русско-турецкой войны и присоединения Кавказа к России. Тогда граница нашего государства проходила по реке Кубань: вдоль нее строились укрепления, создавались военные поселения. Летом 1778 года на высоком правом берегу Кубани побывал с ротой мушкетёров Нижегородского пехотного полка А.В. Суворов. Место ему понравилось, и он приказал построить боевой редут Всесвятский. Позднее здесь возникла крепость Прочный Окоп, рядом с ней - солдатский городок Фортштадт.
В 1839 году на правый берег Кубани пришли черкесогаи - черкесские, или горские, армяне. Они назвали свой аул Армавиром в память о столице древнеармянского царства. Развалины этого древнего города сохранились до наших дней в Октемберянском районе Армении. Развитие России не обошло и село Армавир, через него прошла железная дорога, оно стало центром торговли зерном, скотом и другой сельскохозяйственной продукцией. Открылись небольшие заводы, мастерские. По тем временам Армавир был крупным населённым пунктом.
Армавир развивался и по мере его развития, развивалась культура и быт его жителей. Со временем национальный состав Армавира становился все разнообразнее. Стоит только взглянуть на карту – и уже можно сделать предположение о национальном составе этого города. Республика Адыгея, северная Осетия, Карачаево-Черкесская Республика, недалеко и Абхазия, Грузия. Но все же подавляющее население Армавира – это русские (86,8 %) и армяне (7,8 %).

Кавказ многолюдный и пестрый в этническом отношении район нашей страны. Средневековые восточные авторы, побывавшие здесь, называли его и «Горой народов», и «Горой языков».
В далекую эпоху бронзового века (13 тысячелетия до нашей эры) тут соседствовали и смешивались племена собственно кавказские и степные, относившиеся к индоевропейскому языковому миру. Да еще через Большой Кавказ проникали выходцы из Закавказья и Средней Азии.
В античный период (VII век до нашей эры III век нашей эры) прямые потомки старинных обитателей кубанских берегов жили рядом, сливались с ираноязычными кочевниками киммерийцами, скифами, сарматами, аланами; с эллинами (греками) и римлянами, поселившимися на берегу Понта Эвксинского (Черного моря); с пришельцами из других областей Кавказа.
Ужасом готского и гуннского нашествий открылась эра «Великого переселения народов», и ее волны вынесли на берега Кубани и влили в местную этническую среду тюркоязычных булгар, загадочных до сего дня хазар, могущественных владельцев южнорусских степей половцев-кипчаков и многих других. С Х века нашли здесь прочно свое место и восточные славянорусы.
А следом нашествие монголо-татар, владычество Золотой Орды, расцвет генуэзских колоний в крымских и черноморских портах, где многоязыко смешались европейцы, азиаты, выходцы из Северной Африки и разных уголков самого Кавказа.
165 лет назад под защитой пушек крепости Прочный Окоп возникает небольшой аул черкесогаев (черкесских горских армян) будущий Армавир.
Предки горских армян переселились в Черкесию из Крыма в XVXVII веках. Прожив в горах несколько веков, армяне утратили свой национальный облик, переняв у адыгов их язык, нравы и особенности быта, сохранив, однако, свое этническое самосознание и христианскую веру. Таким образом, возникает своеобразная этническая группа черкесогаев, основными занятиями которой были меновая торговля и ремесло.
В начале XIX века, после принятия адыгами ислама, черкесогаи начинают переселяться к границам России, стремясь сохранить национальную самобытность и религию, а также желая установить более прочные торговые связи с империей. Со своей стороны Россия также была заинтересована в выходе черкесогаев на берега и равнины Кубани. При посредничестве предприимчивых горских армян военные власти рассчитывали привлечь население Закубанья к мирной торговле и промыслам.
Днем рождения города является 21 апреля (3 мая по новому стилю) 1839 года, когда на левый берег Кубани против крепости Прочный Окоп, по приказанию генерала Г.Х. Засса, майор Венеровский под прикрытием солдат Тенгинского пехотного полка привел горских армян, ставших первопоселенцами нового, пока еще безымянного аула.
Первоначально селение черкесо-гаев называли Ермэлыхьэбл, что в переводе с адыгского значит «Армянское селение». Также именовали будущий Армавир и окрестные горцы, однако многие из них называли аул селением гяуров (неверных, христиан), что по-черкесски звучит как Джаурхьэбл. В документах русской военной администрации аул черкесо-гаев именовался Армянским селением.
В 1848 г. по инициативе ставропольского армянского священника Петроса Патканяна аул получил название в честь первой столицы древнего Армянского царства.
С конца 70-х годов XIX века село становится крупнейшим на Северном Кавказе центром мануфактурной торговли.
Современники-экономисты считали, что Армавир по масштабам своих торговых оборотов это «Москва для Северного Кавказа», а местные жители сразу окрестили его «Маленькой Москвой».
Хотя большинство жителей в селе составляли русские, в Армавире было много национальных общин. Еще в 1889 г. журналист ставропольской газеты «Северный Кавказ» отмечал: «Чтобы понять, кто населяет Армавир, необходимо представить себе население города Одессы. И Армавир, подобно Одессе, разумеется в миниатюре, населяют все народы земного шара. Вы удивитесь и не поверите, но это истина, здесь каждый народ имеет свою физиономию, влияющую на общий ход жизни. Никто здесь не обезличен, каждый имеет свой национальный кружок. Здесь есть французы, немцы, масса поляков, евреев и греков, есть персы, австрийцы, грузины, туркмены, татары, горцы, итальянцы, армяне, русские и даже один «гордый янки». В начале ХХ века селение порой называли «новым Вавилоном». Армянская, немецкая и ассирийская общины Армавира были крупнейшими на Северном Кавказе.
По итогам Первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г. в этническом составе государства насчитывалось 196 народов, в Кубанской области 39; в Армавире же по данным Всероссийской переписи 2002 г. 86 народов.
Одна из особенностей формирования национального состава жителей города Армавира состоит в том, что темпы роста численности неславянских народов высокие, и удельный вес русского, украинского и белорусского населения постепенно снижается.
На территории Краснодарского края уже обозначились районы преимущественного расселения отдельных этнических групп, хотя ни в одном из них такая группа (кроме русских) не составляет абсолютного большинства жителей. В ряде городов и сельских районов края армяне стали второй после русских этнической группой. Лидирует здесь Армавир, в котором сегодня проживает 11% всех армян жителей Краснодарского края.
Представители разных народов имели в Армавире свои храмы и кладбища. К 1917 году в городе находились русские православные Николаевская, Троицкая и Успенская церкви, мужской православный Миссионерский монастырь с храмом Александра Невского и Малой Покровской церковью, четыре армяно-григорианских храма, римско-католический костел, немецкая лютеранская церковь, татарская мечеть, синагога и несколько православных часовен. В советское время большинство храмов было разрушено. Ныне, помимо действующей русской Троицкой и армянской Успенской церквей, в сильно перестроенном и искаженном виде сохранились здания русского монастырского храма святого Александра Невского, старой армянской Георгиевской церкви, татарской мечети и синагоги.
Каждый этнос, любая этническая группа, всякая семья независимо от своих национальных, территориальных и языковых корней, проживая в нашем городе некий срок, позволяющий внести активный вклад в его обустройство, вправе считать Армавир своей малой родиной.

«Проявим активную жизненную позицию!»

Настало время проверить, а как же к вопросу национальной терпимости относятся мои товарищи. Я решила исследовать этот вопрос с помощью анкетирования. Опрос проводился среди студентов первого курса Армавирского машиностроительного техникума. В нем участвовало 98 человек.
Ниже приводятся результаты анкетирования, которые довольно интересны, а некоторые даже неожиданны.
Возраст опрошенных – 15-17 лет.
Представленные этносы: русские, армяне, черкесы, украинцы, дагестанцы, грузины, ассирийцы, адыги, татары.
По национальному составу семьи опрошенных делятся на:
смешанные – 20.4%
однородные – 79.6%
На вопрос «Кем по национальности Вы себя считаете?», ответили:
русские – 86.7%
армяне – 6.1%
черкесы – 2%
украинцы – 2%
дагестанцы – 1%
адыги – 1%
татары – 1%
Удивительное дело! Некоторые ребята из смешанных семей определяют свою национальную принадлежность не по отцу, а по матери и идентифицируют себя с преобладающей нацией – русскими. Одна девушка их украинской семьи даже обиделась: «Да, мама и папа украинцы, но мы всегда жили здесь в России, значит, я – русская!»
К тому, что рядом живут люди другой национальности, относятся:
плохо – 13.3%
хорошо – 14.3
равнодушно («мне все равно, главное – человеческие качества, а не национальная принадлежность») - 72.5
С проявлением национальной неприязни столкнулись – 20.4%, из них «регулярно» - 1% и «случалось» - 19.4; остальные – 79.6% - «никогда» с этим не сталкивались.
Несколько удивила реакция на вопрос о поддержке организаций, действующих под лозунгом «Россия для русских!»
поддерживаю и готов стать её членом – 6.1%
в принципе согласен, но вступать не хочу – 54.1%
не поддерживаю такую позицию – 39.8%
Антифашистские молодежные организации поддерживают – 61.2% опрошенных. Из них – 36.7%, т.к. «они борются с неофашизмом» и 24.5% - т.к. «они дают молодежи выразить свою точку зрения»; 39.8% - не считают их деятельность полезной.
На вопрос «Есть ли среди Ваших близких друзей люди других национальностей?» - ответили:
«да, конечно» - 88.8%
«пока нет, но такое может случиться» - 9.2%
«для меня это неприемлемо» - 2.0%
Внешность как решающий фактор отношения к человеку отметили – 15.3% опрошенных, остальные - 40.8% - ответили «нет»; 43.9 – поставили отношение в зависимость от ситуации.
Особо важная роль отводилась вопросу «Стали бы вы врагом человеку, принадлежащему к другой вере?». Респонденты ответили:
«да, потому что моя позиция верна» - 1.0%
«нет, он имеет право выбора» - 73.5%
«в зависимости от ситуации» - 25.5%
Т.о., можно сделать вывод: несмотря на пестрый национальный состав, преобладающим населением всё-таки являются русские (как и по официальной статистике); на втором месте армяне – потомки основателей нашего города.
Люди разных народов, населяющих наш регион и наш город, их культуры, их стремления и идеи уже давно настолько переплелись, что мы не отделяем друг друга по национальному признаку. Мы просто дружим и не задумываемся о том, кто какого цвета кожи, глаз, у кого какая вера или язык. Мы довольно мирные: уважаем права и веру друг друга и главное все являемся гражданами России. И это вполне естественно для современных культурных людей.

Заключение

Ни одно общество не является и не может быть однородным, так как каждое общество состоит из людей, разных не только с точки зрения их этнического происхождения, вероисповедания, политических взглядов, но и с точки зрения возраста, пола, интересов, воспитания, материального положения и т.п.
Качество любого общества зависит от способности людей сосуществовать друг с другом, от того, или воспринимают они один другого, или уважают и поддерживают, или учатся один у другого, или объединяют свои усилия во имя общего дела, для постоянного улучшения своей материальной и духовной жизни. В условиях социального разнообразия очень важно установить культуру мира, который невозможен без действенного воспитания, основанного на принципах толерантности.
Как термин слово «толерантность» появилось в нашем крае не так давно. Но этого нельзя сказать о его содержании. В словарном запасе наших дедов и прадедов значились слова «терпимость» и «миролюбивость» (которые выражали способность не проявлять отрицательных реакций), обусловленные историческими реалиями.
На территории нашей страны проживали и проживают люди разных национальностей с присущими им особенностями духовно-культурной жизни. Со временем вследствие социальных, экономических и других взаимодействий они позаимствовали одни у других отдельные элементы, которые стали в такой способ общими для большинства этнических групп. Вместе с тем они, в основном, сохранили свою идентичность. В результате этих взаимоотношений зародились извечные социальные представления о людях в зависимости от этнических, конфессиональных, мировоззренческих и других отличий, которые неизбежно привели к появлению стереотипов. Известно, что стереотипы бывают как положительными, основанными на уважении, признании и подтверждении чужих ценностей, так и отрицательными, основанными на отталкивании, презрении или даже ненависти. Преодоление стереотипа сложный и продолжительный процесс. И я считаю, что пора делать первые шаги к сближению. Не по одиночке, а все вместе мы сможем преодолеть его и, наконец, заживем в мире, как и должны были жить всегда.
Очень приятно в этом плане знать, что у нас в крае проблема взаимоотношений между народами остается одной из самых важных. Губернатор краснодарского края Александр Ткачев считает, что конфликтов на межнациональной почве вполне можно избежать, если расширить информационную базу о культурах разных народов, населяющих наш регион. Вот его слова: «Я часто езжу по краю, захожу в центры возрождения традиций, культуры, и вижу насколько это востребовано. Сегодня перед нами стоят общие задачи – сохранить стабильность и добрососедские отношения на родной земле. В этом – залог будущего, процветания экономики. Думать о том, кто раньше на эту землю пришел – путь в никуда». Ткачев уверен, что именно отсутствие информации о традициях народов, проживающих на территории нашей страны, приводит к межнациональным распрям. Именно поэтому толерантность и обучение культуре других народов, по мнению губернатора, должны прививаться человеку с раннего детства .
Итак, после проделанной работы, увлекательной и интересной для меня, являющейся ребенком из многонациональной семьи, я поняла, что нам ко многому нужно стремиться, все еще впереди. Но для благой цели нельзя жалеть сил – оно того стоит, я считаю. Так сделаем же это вместе! Создадим лучший мир! И тогда, возможно, человеческая гуманность, о которой пишут в учебниках, подтвердит свое значение. А для того, чтобы изменить что-то в этом мире, нужно начать с самих себя, посмотреть вглубь себя. Что вы видите там? Люди сами должны захотеть перемен, тогда все получится. Но если же нет, то как же человек может убедить другого в этом? Никак. В этом вся проблема. У каждого свои мысли, свои чувства мечты. И мы не вправе вмешиваться в чужую жизнь, как и в свою никого не пускаем. Осознание действительности и наших общих проблем – вот главная задача. И каждый должен выполнить ее самостоятельно. Каждый человек, живущий в нашем мире, порой жестоком и мрачном, должен сам понять, что перемены необходимы всем, независимо от возраста и национальности. И только тогда, когда каждый осознает это, мы сдвинемся с мертвой точки ненависти друг к другу.

Используемая литература

А.Н.Иоффе. Манифест мирного сосуществования (ролевая игра по толерантности). // «Преподавание истории в школе». №1.2010. с. 10-15.
Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. - Л.: Сов.писатель, 1989.
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. - М.: Дет. лит., 1989. 238 с.
Д.С. Лихачев. Письма о добром СПб.: БЛИЦ, 1999. 190 с.
Лихачев Дмитрий. Земля Родная. – М.: Просвещение, 1983. 214 с.
Д.С. Лихачев Русская культура в современном мире.// «Новый мир». № 1. 1991. с. 3-9.
Д.С. Лихачев. Культура как целостная среда.// «Новый мир». № 8. 1994. с. 3-8.
Д.С. Лихачев. Заметки о русском.// «Новый мир». № 3.1980. с. 12-38.
Д.С. Лихачев. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.

Интернет-ресурсы

Площадь Д.С. Лихачева.// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дмитрий Сергеевич Лихачев.// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цитаты, высказывания, афоризмы.// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цитаты и Афоризмы / Дмитрий Сергеевич Лихачёв.// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Нация.// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ЛИХАЧЕВ Дмитрий | Цитаты | Свод житейской мудрости.// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цитаты и афоризмы - Дмитрий Сергеевич Лихачёв.// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиография.// bibliography.ufacom.ru
Армавир - история города.// http://hotel-all.ru/regions/uniq/1073/
Город с характером.// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков, и т. п. В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья – то с голыми ветвями, создающими своеобразную «графику зимы», то с листвой яркой, весенней, живописной. Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осенний лес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра (картина «Сиверко» Остроухова), дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег – сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или суток.

Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи начиная с Венецианова и Мартынова. В России континентальный климат, и этот континентальный климат создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.

Но в России, в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря или Белого озера, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создает на воде переливы красок, меняющиеся буквально в пятиминутные промежутки времени, целый «балет красок», и замечательные – длинные-длинные – восходы солнца. Бывают моменты (особенно весной), когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и «черные», темные дни в декабре создают не только многообразную гамму красок, но и чрезвычайно богатую палитру эмоциональную. И русская поэзия откликается на все это многообразие.

Интересно, что русские художники, оказываясь за границей, искали в своих пейзажах эти перемены времени года, времени дня, эти «атмосферические» явления. Таков был, например, великолепный пейзажист, остававшийся русским во всех своих пейзажах Италии именно благодаря этой своей чуткости ко всем изменениям в «воздухе», – Сильвестр Щедрин.

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.

Но не стоит увлекаться. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.

Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а и для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.

Если я говорю сейчас о том, что русский художник особенно чуток к изменениям годовым, суточным, к атмосферным условиям и прочему, то сразу же на память приходит великий французский художник Клод Моне, писавший лондонский мост в тумане или Руанский собор, или один и тот же стог сена при разной погоде и в разное время дня. Эти «русские» черты Моне отнюдь не отменяют сделанных мною наблюдений, они лишь говорят, что русские черты в какой-то мере являются чертами общечеловеческими.

Письмо тридцать шестое
ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН

Я уже давно чувствую, что пора ответить на вопрос: а разве у других народов нет такого же чувства природы, нет союза с природой? Есть, разумеется! И я пишу не для того, чтобы доказывать превосходство русской природы над природой других народов. Но у каждого народа как бы свой союз с природой.

Для того чтобы провести сравнение разных, созданных совместными усилиями людей и стихий ландшафтов, надо, как мне кажется, побывать на Кавказе, в Средней Азии, а также в Испании, Италии, Англии, Шотландии, Норвегии, Болгарии, Турции, Японии, Египте. По фотографиям и по пейзажной живописи судить о природе нельзя.

Из всех перечисленных мною краев и стран я смогу поверхностно судить только о Кавказе и еще об Англии, Шотландии, Болгарии. И в каждой из этих стран свои, своеобразные взаимоотношения природы и человека – всегда трогательные, всегда волнующие, свидетельствующие о чем-то очень духовно высоком в человеке, вернее, в народе.

Сельскохозяйственный труд, как и в России, формировал собой природу Англии. Но природа эта создавалась не столько земледелием, сколько овцеводством. Поэтому в ней так мало кустов и такие хорошие газоны. Скот «выщипывал» пейзаж, делал его легко обозримым: под пологом деревьев не было кустов и было далеко видно. Англичане сажают деревья по дорогам и дорожкам, а между ними оставляют луга и лужайки. Не случайно скот был непременной принадлежностью пейзажных парков и английской пейзажной живописи. Это заметили и в России. И даже в русских царских пейзажных садах, вкус к которым был принесен в Россию из Англии, ставились молочни и фермы, паслись коровы и овцы.

Англичане любят парки почти без кустов, любят оголенные берега рек и озер, где граница воды и земли создает четкие и плавные линии, «уединенные дубы» или группы старых деревьев, боскеты (небольшие рощи), стоящие среди лужаек как гигантские букеты.

В пейзажах Шотландии, в Хайленде, которые многие считают красивейшими, поражает необыкновенная лаконичность лирического чувства. Это почти обнаженная поэзия. И не случайно там родилась одна из лучших мировых поэзий – английская «озерная школа». Горы, поднявшие на свои мощные склоны луга, пастбища, овец, а вслед за ними и людей, внушают какое-то особое доверие. И люди доверили себя и свой скот горным полям, оставили скот без хлева и укрытия. В горах пасутся коровы с необыкновенно теплой и густой шерстью, привыкшие к ночному холоду и горной подоблачной сырости, овцы, дающие лучшую в мире шерсть и умеющие ночевать, сбившись в гурты, ходят люди, которые носят простые килты (шерстяные платки, обернутые вокруг бедер), чтобы их было удобно распрямить и высушить перед кострами, и пледы, которые не менее удобно сушить перед кострами и кутаться в них в сырые ночи. Поля перегорожены хайками – изгородями из камней. Их строили терпеливые руки. Шотландцы не хотели строить их из материала иного, чем родные горы. Поэтому каменные хайки – такая же часть природы, как и наши северные изгороди из жердей. Только ритм в них иной.

В Болгарии в характере взаимоотношения природы и человека есть одна удивительная черта: черта их взаимообращенности друг к другу, взаимооткрытости. Эта черта еще слабо выражена в первой столице Болгарии – Плиске. В основе названия города Плиска лежит тот же корень, что и в основе имени одного из старейших городов России – Пскова (в древности это «Плесков» – «побратим» именем с Плиской). Оба города расположены на ровном, плоском месте, отчего и получили свои имена. В останках великолепного дворца в Плиске, его стен, дорог Плиски и мостовых лежат большие каменные блоки. Своею монументальностью, тяжестью эти каменные блоки как бы утверждают могучие горизонтали окружающего пространства.

Кочевники протоболгары, переходя от кочевого образа жизни к оседлому, не могли еще расстаться с плоскими степями, где удобно пасти коней и скот, поэтому основали свою первую столицу не в легко обороняемых горах, а среди пастбищ. Чтобы утвердить свою новую оседлость, они выстроили свой первый город из огромных блоков крепчайшего камня, подчеркнув тем самым на веки веков свою предлежащую неподвижность, свою новую прикрепленность к земле.

Вторая столица Болгарии – Преслав расположен иначе: в огромной чаше окружающих гор. В центре чашевидной долины знаменитая Круглая церковь. Окружающие горы любуются Преславом с его центром – Круглой церковью, а Преслав любуется могучей оградой окружающих его лесистых гор.

Еще своеобразнее и сильнее эта взаимообращенность природы и человека в третьей столице Болгарии – Велико-Тырнове. Велико-Тырново своими основными районами расположен на высоких холмах, таковы два важнейших – ЦаRревец с неприступной крепостью и ТрапеRзица с многочисленными церквами и монастырями. А между холмами сложными петлями вьется река Янтра, повторяющая в своих водах дрожащую красоту города. А над всем этим сложным взаимоотношением гор, города и реки высятся еще более высокие горы. Одну из них тырновцы окрестили названием Момина крепость – Девичья крепость – крепость, которую могли бы защитить и девушки, настолько она сама по себе неприступна. Гора как город, город как горы... Горы и города слиты в единство до неразличимости, как бы живут вместе. Даже сравнительно новые, «возрожденческие» города Болгарии такие же. Один из них – Копривщица.

Копривщица – город «первой пушки». Здесь началось освободительное восстание против многовекового османского ига. Восстание это было поддержано самой природой, окружающими Копривщицу горами и темными лесами. И посмотрите: в каком союзе живут здесь до сих пор горы, лес и горы. В центре города среди двухэтажных, типично болгарских домов живут темные, могучие, необыкновенно высокие лесные ели. Это лес вошел в город. А из каждого дома видны горные луга со стадами овец; видна окружающая город местность; именно из каждого (разумеется, старого, ибо современные архитекторы этого не понимают) дома. Дело в том, что болгары изобрели удивительные дома. Этажи в этих домах поставлены свободно друг к другу, и второй, жилой этаж повернут всегда так, чтобы из его окон открывалась перспектива улицы и был вид на окружающую город природу: в горных – на горы, в приморских – на море. С высоким художественным смыслом повторяется в домах, оградах и воротах плавная линия – «кобылица» (коромысло), как бы вторящая линии болгарских гор.

Может быть, потому, что самый замечательный болгарский архитектор XIX века Колю Фичето нигде не учился, он так по-своему и так по-народному, по-болгарски понимал архитектуру. Архитектура для него была продолжением природы и быта людей. Арки его мостов не только описывают вместе со своим отражением в воде идеальные эллипсы, овалы, круги, но и с удивительной плавностью переходят в своды устоев моста, а колонны его других строений не столько «несут» над собой своды, сколько просто и дружелюбно их «дорисовывают»..

Сколько вообще мира, тишины и спокойствия в любой архитектуре мира, как мало в народной архитектуре модного сейчас «брутализма» и урбанистической агрессивности!

Обратимся к природе нашего родного Закавказья.

В Грузии человек ищет защиты у мощных гор, иногда тянется за ними (в башнях Сванетии), иногда противостоит горным вертикалям горизонталями своих жилищ. Но самое главное – в Грузии природа так огромна, что она уже не в простом союзе с человеком, она мощно ему покровительствует, обнимает его, вдыхает в него богатырский дух.

О Грузии писали многие. Не буду перечислять великих русских поэтов XIX века и советских поэтов, писавших о Грузии, о ее природе и людях, о ее обычаях и истории, о ее культуре и искусстве. Грузию любили и любят. Чтобы представить себе отношения природы и человека в Грузии, приведу одно стихотворение Н. Заболоцкого. Да не посетует на меня читатель за то, что я процитирую это стихотворение полностью. Резать стихи все равно что резать картину, а перечесть стихи Н. Заболоцкого всегда большое удовольствие.

Ночь в Пасанаури

Сияла ночь, играя на пандури,
Луна плыла в убежище любви,
И снова мне в садах Пасанаури
На двух Арагвах пели соловьи.

С Крестового спустившись перевала,
Где в мае снег и каменистый лед,
Я так устал, что не желал нимало
Ни соловьев, ни песен, ни красот.

Под звуки соловьиного напева
Я взял фонарь, разделся догола,
И вот река, как бешеная дева,
Мое большое тело обняла.

И я лежал, схватившись за каменья,
И надо мной, сверкая, выл поток,
И камни шевелились в исступленье
И бормотали, прыгая у ног.

И я смотрел на бледный свет огарка,
Который колебался вдалеке,
И с берега огромная овчарка
Величественно двигалась к реке.

И вышел я на берег, словно воин,
Холодный, чистый, сильный и земной,
И гордый пес, как божество, спокоен,
Узнав меня, улегся предо мной.

И в эту ночь в садах Пасанаури,
Изведав холод первобытных струй,
Я принял в сердце первый звук пандури,
Как в отрочестве – первый поцелуй.

Природа Грузии и в самом деле мощно принимает человека и делает его сильным, величественным и рыцарственным.

Впечатления от природы Армении заставляют меня несколько подробнее сказать и о ее пейзажах. Многовековая культура Армении победила даже горы. «Хоровод веков,–пишет Андрей Белый в «Ветре с Кавказа», – впаяны древности в почву; и камни природные – передряхлели скульптуру; и статуи, треснувши, в землю уйдя, поднимают кусты; не поймешь, что ты видишь: природу ль, культуру ль? Вдали голо-розовый, желто-белесый и гранный хребетик сквозным колоритом приподнят над Гегаркуником, Севан отделяющим; почвы там храмами выперты, храмы – куски цельных скал».

Не могу удержаться, чтобы не привести из той же книги отрывок, где Белый описывает свои первые впечатления от Армении, полученные им ранним утром из окна вагона:

«Армения!

Верх полусумерки рвет; расстояние сложилось оттенками угрюмо-синих, сереющих, бирюзоватых ущелий под бледною звездочкой: в дымке слабеющей зелень; но чиркнул под небо кривым лезвием исцарапанный верх, как воткнувшийся нож; и полезла гребенкой обрывин земля, снизу синяя, в диких разрывинах; будто удары ножей, вылезающих из перетресканных камневоротов – в центр неба; мир зазубрин над страшным растаском свисающих глыб, где нет линий без бешенства!»

Что это не мимолетное впечатление Белого, показывает тот факт, что на него откликнулся и сам гениальный армянский живописец Мартирос Сарьян, а что может быть авторитетнее именно такого отклика художника. В своем письме Белому, вызванном впечатлением от очерка «Армения», Сарьян пишет, что он хранит воспоминание о тех днях, когда они вместе «разъезжали или расхаживали по этой обожженно-обнаженной нагорной стране, любуясь громоздящимися камнями голубовато-фиолетового цвета, ставшими на дыбы в виде высочайших вершин Арарата и Арагаца».

Я не смею поправлять Сарьяна, и все-таки порой мне кажется, что пейзаж Восточной Армении суровее, чем на картинах Сарьяна. Безлесные горы, изборожденные дождями, ручьями и полосами виноградников, горы, с которых скатывались камни, густые плотные краски: это природа, точно впитавшая в себя народную кровь. Выше я писал, что для русской природы, очеловеченной крестьянином, очень характерен ритм вспаханной земли, ритм изгородей и бревенчатых стен. Ритм характерен и для пейзажей Армении, но в Армении он другой. Огромное впечатление оставляет картина Сарьяна «Земля» (1969). Она вся состоит из полос, но полос ярких, волнистых – совсем других, чем ритм, созданный человеком в России.

Этот же волнообразный ритм схвачен и в картинах замечательнейшего армянского художника Минаса Аветисяна. В его картине «Родители» (1962) отец и мать изображены на фоне армянского пейзажа. Поразительно, что ритм армянской природы как бы повторяется в душевном ритме людей. Даже горы в картине «Родители» стали волнами трудового ритма.

Трудовые ритмы Армении удивительно разнообразны, как разнообразен и труд ее народа. В картине Сарьяна «Полуденная тишина» (1924) на землю как бы наложены квадраты возделанных полей, словно расстелены разноцветные ковры для просушки. Ритмы гор и полей сочетаются и противостоят друг другу.

Свободен и легок ритм в картине Кождояна «Араратская долина». Горы в ней – волны, полосы долины – только легкая морская зыбь.

О богатстве природы Армении свидетельствует и то, что в живописи она отражена удивительно разнообразно. Один и тот же художник видел ее по-разному. И вместе с тем мы всегда скажем: это Армения. Страна москательных пожаров И мертвых гончарных равнин...

Раз уже пришли на память эти строки О. Мандельштама, то невозможно не вспомнить и стихи Валерия Брюсова, обращенные к армянам:

Да! Вы поставлены на грани
Двух разных спорящих миров.
И в глубине родных преданий
Вам слышны отзвуки веков.

Все бури, все волненья мира,
Летя, касались вас крылом, –
И гром глухой походов Кира,
И Александра бранный гром...

Как это хорошо – величие народа в касании к мировым событиям! В этой страдальческой причастности, а не в мещанском благополучии дух армянского народа:

Гранился он, как твердь алмаза,
В себе все отсветы храня:
И краски нежных роз Шираза,
И блеск Гомерова огня...

Даже бедный пастушеский посох у подножия Арарата становится похож на скипетр царя:

Внизу, на поле каменистом,
Овец ведет пастух седой,
И длинный посох, в свете мглистом,
Похож на скипетр вековой.

И в том же ключе говорит об армянской природе Николай Тихонов:

В ладонях гор, расколотых
Стозвучным ломом времени,
Как яблоко из золота,
Красуется Армения...

Золотое яблоко, то есть царский знак – «держава», и скипетр вручены русскими поэтами многострадальной и своею значительностью счастливой Армении. Это ли не царский подарок?

Статья подготовлена при поддержке интернет - магазина «Adidas.Ru». Стукнули холода, значит, пора одеваться в теплые вещи. Если Вы хотите оставаться стильной, но при этом не испытывать дискомфорт из-за холода, то стоит посетить интернет – магазин «Adidas.Ru». На сайте www.Adidas.Ru, вы сможете купить женскую зимнюю куртку по выгодной цене. Интернет – магазин «Adidas.Ru» постоянно расширяет свой ассортимент, поэтому Вы всегда сможете следить за модой и радовать себя новыми и стильными покупками.

Я жалею, что мало бывал в республиках нашей страны и не могу написать о каждой. Каждая обладает своей красотой – надо только увидеть. Но и из приведенных примеров ясно следующее: пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и все прочее. Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение души народа.