Педагогические требования к открытому уроку "презентация". Открытый урок п-к — копия.docx - Методическая разработка открытого урока на тему: "Применение игровых технологий на начальном этапе обучения в классе фортепиано" Открытый урок п

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя образовательная школа №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка», Фрунзенского района Санкт–Петербурга.

Открытый урок. Тема: « П.И.Чайковский – музыка для детей». Форма урока: лекция – концерт. Урок с учащимися 3а класса проводит: Гноро Назы Васильевна – учитель музыки. Цели.

    Приобщить детей к творчеству П.И.Чайковского. Пробудить интерес к посещению музыкальных театров и концертов классической музыки.
Задачи. Познавательные:
    Ознакомить обучающихся с биографией П.И.Чайковского – детские годы. Познакомить с историей создания «Детского альбома».
Воспитательные:
    Приобщить детей к великому отечественному музыкальному наследию.
    Воспитать культуру поведения при прослушивании концерта классической музыки.
Развивающие:
    Развить образное мышление, воображение.
Возраст учащихся – 8-9 лет. План проведения лекции – концерта:
    Просмотр фрагмента мультипликационного фильма на музыку «Детского альбома» П.И.Чайковского. Рассказ о детских годах биографии П.И.Чайковского. История создания « Детского альбома» П.И. Чайковского. Исполнение пьес из «Детского альбома» и чтение стихов В. Лунина
учащимися, просмотр фрагментов мультипликационного фильма.
    Вопросы. Задание.

Ход урока:

1.Просмотр отрывка из мультипликационного фильма, поставленного по пьесам из « Детского альбома П.И. Чайковского. Преподаватель: Мы посмотрели отрывок из мультфильма, и вы, конечно, узнали музыку, которая звучала в нём. Это пьеса из «Детского альбома П.И.Чайковского « Сладкая грёза». ВЫ, наверняка, много раз «встречались» с пьесами из « Детского альбома» на уроках музыкальной литературы, возможно, кто-то из вас разучивал эти пьесы в классе фортепиано, или ваши друзья исполняли их. Музыку П.И. Чайковского мы очень часто слышим в концертных залах, театрах, по радио и телевидению. Но не только в нашей стране, а во всем мире общепризнанно - произведения Чайковского звучат чаще других, его музыку знают и любят в каждом уголке планеты. Сегодняшняя наша встреча посвящена величайшему русскому композитору, дирижеру, педагогу, 175-летний юбилей которого мы встретим в 2015 году, а именно, его музыке, написанной для детей. 2.Каким же был сам Чайковский, когда он был ребёнком? Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. Его отец - (1795-1880) - выдающийся русский инженер (вопрос к ребятам: как вы думаете, от какого слова произошла фамилия – Чайковский?) Прадед Петра Ильича носил фамилию Чайка, которая в дальнейшем преобразовалась в фамилию Чайковский. Мать – Александра Андреевна Ассиер. В семье воспитывалось шестеро детей.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на и пела. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Гувернантка Петра Ильича Фанни Дюрбах писала впоследствии ему - «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Пётр Ильич, став композитором, часто использовал народные мелодии в своих произведениях. Он был особенным ребенком. Его няня называла его «хрустальным» за его очень щедрое и ранимое сердце . Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. С ним всегда было радостно и интересно, так как он был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку. Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так в 5 лет он стал сочинять музыку. В 1850 году Петр Ильич разлучается со своей семьёй, его отправляют учиться в училище правоведения в Петербург. В годы пребывания в училище и после окончания в 1859 году Чайковский не переставал заниматься музыкой, посещал театры, слушал произведения разных композиторов, а с 1861 года он окончательно целиком посвятил себя служению музыке. Пётр Ильич становится одним из первых студентов Петербургской консерватории. Окончив её с большой серебряной медалью получает приглашение и становится преподавателем Московской консерватории, носящей теперь его имя. 3. П.И.Чайковским написано огромное количество музыкальных произведений. Это произведения для фортепиано, скрипки, виолончели, для симфонического оркестра, ансамблей, оперы, балеты. (вопрос к ребятам: вспомните названия трёх балетов Чайковского). Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества. Мы возвращаемся к теме нашей беседы - к «Детскому альбому». Впервые композитор взялся за сочинение, обращенное непосредственно к детям. «Детский альбом» написан в 1878 году и посвящен племяннику Петра Ильича Володе Давыдову, которому в ту пору было 6 лет. « Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом» - писал композитор. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Музыкальный цикл «Детский альбом» состоит из 24 пьес. С помощью музыкальных зарисовок композитор описывает один день из жизни ребёнка, детский мир, обрисован композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни.

4.В начале альбома композитор помещает зарисовки утра: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама». Затем, как водится, ребенок начинает играть. Пьесы, изображающие детские игры: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».

«Марш деревянных солдатиков» - пьеса наделена чётким ритмическим рисунком, характерным для маршей. Звучание хрупкое, «кукольное», мы как- будто видим игрушечных солдатиков идущих тесным строем под сухую дробь барабанчика.

(Прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков», просмотр мультфильма.)

В лошадки и в солдатиков играют мальчики. А девочки любят игры с куклами. Следующие три пьесы - игры девочек: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Любимая кукла, видимо упала и разбилась. Девочке дарят новую куклу, её охватывают радость и

нетерпение, она начинает кружиться в стремительном танце с новой подружкой.

Кроме музыки мы сегодня будем слушать стихи поэта Виктора Лунина, написанные к пьесам из « Детского альбома».

(Стихотворение В.лунина читает Забережная Ольга.

Прослушивание пьесы «Новая кукла» в исполнении ученицы 4 кл. Панфиловой Арины). День, который описывает композитор, вероятно, праздничный, и, как на всяком празднике, здесь танцуют и поют. Чайковский очень любил бывать в доме своей сестры, А.Давыдовой, где было много детей, и часто собирались гости. В одном из писем композитор писал: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать». Три пьесы составляют танцевальную сюиту: «Вальс», «Полька», и «Мазурка» (Прослушивание пьесы «Вальс», просмотр мультфильма). Кружение вальса сменяется веселой «Полькой» (Прослушивание пьесы «Полька» в исполнении ученицы 4 кл. Корчагиной Марии). Далее композитор отправляет нас в увлекательное «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»). «Камаринская» - народная русская песня-пляска носит задорный, удалой характер. Будто все пустились в пляс под балалаечный наигрыш. (Стихотворение В.Лунина читает Шамшина Дарья. Прослушивание пьесы «Камаринская», просмотр мультфильма) Затем - путешествуем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки). Композитор много путешествовал и по России и загранице. Бывая в какой либо стране, Чайковский всегда интересовался народной музыкой и часто использовал в своих произведениях подлинные народные мелодии. «Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границ . «Старинная французская песенка» - протяжная, печальная мелодия погружает нас в атмосферу старины. (Стихотворение В.Лунина читает Кушнир Ульяна. Прослушивание «Старинной французской песенки» в исполнении ученицы 3 кл. Сафроненковой Анны). В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. (Стихотворение В.Лунина читает Грига Анна. Прослушивание пьесы «Неаполитанская песенка», просмотр мультфильма) Закончился праздник, наступает вечер. Дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами. (Стихотворение В.Лунина читает Михалевский Максим. Прослушивание пьесы «Нянина сказка», просмотр мультфильма). В угловатом звучании пьесы «Баба яга» чудится фантастический полет сказочного персонажа, сопровождаемый свистом ветра, характер музыки зловещий, причудливый. (Стихотворение В.Лунина чиает Емельянов Олег. Прослушивание пьесы «Баба яга» в исполнении ученицы 4 кл. Корчагиной Марии). Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой. День закончен. «Детский альбом» обладает большими художественными достоинствами, является одной из жемчужин мировой музыки. Его играют не только дети, но и многие взрослые музыканты исполняют «Детский альбом» П.И.Чайковского в своих концертных программах. 5. Теперь попробуйте ответить на вопросы. 1 Кто в семье Чайковских играл на фортепиано и пел? 2 От какого слова произошла фамилия – Чайковский? 3 Сколько лет было Пете Чайковскому, когда он начал сочинять музыку? 4 Кому посвятил П.И.Чайковский «Детский альбом»? 5 Какое количество пьес входят в «Детский альбом»? 6 Вспомните названия пьес, которые вы сегодня слушали. 6. Наша беседа подходит к концу, хочется спросить у вас - какая из прослушанных пьес вам полюбилась больше других? Придя сегодня домой попробуйте нарисовать картинку, возникшую в вашем воображении при прослушивании этой пьесы. Вы видели сегодня фрагменты мультфильма, где художники – мультипликаторы нарисовали свои картинки к музыке «Детского альбома». Ваши рисунки могут быть совершенно другими, ведь воображение у всех разное. И последнее: приближаются Рождественские и Новогодние праздники. Во многих семьях есть традиция ходить в театр на балет П.И.Чайковского «Щелкунчик». Это ещё одно обращение композитора к сказке, в которой оживают куклы. Балет поставлен по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана, действие которой происходит в новогоднюю ночь. В дни новогодних каникул посетите этот спектакль вместе с родителями, бабушками и дедушками, вместе со своими друзьями, и вы ещё раз соприкоснётесь с сказкой и чудесной музыкой П.И. Чайковского. На этом наша встреча заканчивается, благодарю всех участников.

Список литературы: Айзенштадт С.А П.И.Чайковского – М.: Изд.Дом «Классика XXI »,2006г. Нейгауз Г.Г. Записки педагога - М.:Музыка,1982г. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского - М.: Музгиз, 1949г. Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» - Москва ООО «Престо» 2003г.

Разделы: Общепедагогические технологии

Педагогические требования к открытым урокам

Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых уроков.

Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи. Применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного или инновационного опыта.

Открытый урок имеет методическую цель , в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели разнообразны. Например, «Ознакомление педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения учебных задач» или «Показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах» и т.д.

К подготовке и проведению открытых уроков предъявляют ряд требований.

Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.

Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки.

Показ уроков, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других учителей. Однако в методической работе с молодыми учителями это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.

Открытый урок обязательно должен иметь новизну.

Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру. В любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.

Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учебного заведения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому учитель, показывающий открытый урок, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых уроков, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.

Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.

Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися : учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.

Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованиям часто пренебрегают: иногда в классе из 25 учащихся сидят 15-20 учителей. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для учителя, и для учащихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.

Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение темы.

Недопустима «репетиция» открытого урока с одним и тем же классом. Это требование довольно часто нарушается: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого урока.

Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы учебного заведения. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки.

Нельзя проводить с одним классом в один день несколько открытых уроков. Нежелательно проведение нескольких открытых уроков в одном и том же классе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и учащиеся и учителя.

Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых уроков входит в функциональные обязанности заместителя директора, курирующего методическую работу.

Порядок подготовки и проведения открытого урока

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Учитель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения учащимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ урока он осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения учащимися учебного материала. Анализ уроков посещающими также отличается от оценки при проверках работы учителя или при изучении его педагогического опыта.

Выбор тем, позволяющих применить новое , осуществляется на основе анализа содержания программы и учебника. Поскольку состав знаний тем различен, методика их изучения также будет отличаться. Например, если методическая цель открытого урока относится к обучению работе с письменными источниками, в том числе с учебником, выбирается тема, позволяющая наиболее полно раскрыть приемы организации изучения учебника, дополняя информацией из других источников.

Выбор методических приемов , методов обучения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели. Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности использования средств обучения, учитель на открытом уроке должен показать их наиболее рациональное сочетание. Даже в том случае, когда нововведение (т.е. демонстрируемое посетителям) относится к процессуальной стороне учебного процесса (т.е. к методике), учитель должен определить, что из ранее использованного (общепринятого) он будет применять.

Планирование открытого урока осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. Не отличающийся в структурном отношении от обычных уроков открытый урок имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. По возможности планы уроков, усовершенствованные и отредактированные совместно с заместителем директора тиражируются для предоставления посетителям.

Наблюдения на открытом уроке. В отличие от посещения уроков с целью контроля или поиска элементов новизны, в опыте педагога на открытых уроках наблюдают новую методику, предлагаемую учителем. Соответственно, другие стороны учебного процесса не становятся предметом изучения (хотя и негативные, и позитивные стороны не остаются незамеченными посетителями). Наблюдающий урок определяет сочетаемость нового с широко используемыми на практике средствами обучения, их функциональное изменение в сочетании с вновь вводимым. Изучает возможность достижения предлагаемой новацией целей обучения с меньшими затратами времени и сил, эффективность (или жизнеспособность) ее устанавливается позитивным влиянием на развитие системы знаний, умений и навыков учащихся. При наблюдениях на открытом уроке посещающий его педагог также отвечает на вопросы, сможет ли он применить предлагаемое в своем опыте, каковы границы его применения, возможны ли негативные последствия, какие дополнительные источники информации нужно изучить для применения в своей работе и т.д.

Таким образом, посещающий открытый урок педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он, возможно спонтанно, одновременно подвергает оценке и свою деятельность.

Порядок анализа (самоанализа) открытого урока

Анализ открытого урока с участием посетивших урок не является обязательным. В анализе открытых уроков, проведенных в рамках научно-практических конференций, необязательно участие и самого учителя (т.е. он может отказаться от этого). Если планом методической работы или научно-методического семинара планируется анализ (например, если речь идет об обучении молодых учителей анализу урока) вначале слово дается педагогу – автору урока. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по его достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии, споры и т.д.

Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ.

Алгоритм анализа (самоанализа) открытого урока

№п/п

Педагогические явления

Показатель оценки

Методическая цель и инновации

Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
Роль инновации в выполнении задач обучения предмету.
Взаимосвязь с традиционной методикой.
Достижение методической цели открытого урока.
Факторы, препятствующие полному достижению методической цели.

Методическая цель и содержание урока

Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации).
Изменения содержания тем (структурные изменения, включение дополнительного материала и т.п.)
Соответствие изменений методической цели.

Методическая цель и структура урока

Педагогическая целесообразность выбора структуры урока.
Соответствие выбранной структуры урока методической цели.
Вариативность структуры урока, позволяющей достичь методическую цель.

Методическая цель и методические приемы, методы обучения

Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели.
Функциональные изменения традиционных методов и приемов обучения.
Методически целесообразное сочетание методов и методических приемов.

Инновации и формы организации учебного процесса

Методически целесообразный выбор форм организации учебного процесса.
Соответствие форм организации учебного процесса содержанию инновации
Индивидуальные и коллективные формы организации учебного процесса, их соответствие сути инновации.

Инновация и учебно-познавательная деятельность учащихся

Особенности учебно-познавательной деятельности учащихся при применении инновации.
Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся.
Уровень познавательной самостоятельности учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся. Активность учащихся на открытом уроке.

Негативные последствия применения инновации

Возможные негативные последствия применения инновации.
Условия, при которых проявляются негативные последствия применения инновации.

Вариативность применения инновации на уроках

Варианты применения инновации на уроке.
Методическая целесообразность выбранного варианта применения инновации.

Перспективы применения инновации в образовательной практике

Границы применения инновации. Тиражируемость инновации. Применимость в обучении другим предметам. Применимость в учреждениях другого типа.

Перспективы развития инновации

Целесообразность внедрения инновации в образовательную практику.
Направления развития инновации (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов) и т.д.

Инновации и методическая работа

Методическая работа по внедрению инновации.
Формы организации методической работы при внедрении инновации.
Формы и методы подготовки педагогов к внедрению инноваций.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия№10»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока на тему:
«Применение игровых технологий
на начальном этапе обучения в
классе фортепиано»
Подготовила:
педагог дополнительного образования

Костина Светлана Валерьевна

г. Железногорск, 2017

ПЛАН­КОНСПЕКТ
открытого урока педагога дополнительного образования
в области музыкального искусства
Костиной Светланы Валерьевны
Место проведения: МОУ «Гимназия №10», кабинет №34
Дата проведения: 16.03.2017г.
Тема урока: «Применение игровых технологий на начальном этапе обучения
в классе фортепиано»
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение
знаний).
Вид урока: традиционный
Цель урока: закрепление и применение полученных знаний на материале
упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.
Урок включает:
­организационную и содержательную установку;
­проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося;
­взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения­усвоение новых
знаний, умений, навыков;
­закрепление изучаемого материала и упражнений;
­диагностика прочности усвоения знаний;
­инструктаж по выполнению домашнего задания.
Задачи урока:
В интересной для ребенка форме закрепить практические навыки игры на
фортепиано, расширять творческих возможности учащегося в процессе
обучения на инструменте.
Образовательные:

­закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм,
мелодия, динамика);
­продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato,
legato, staccato);
Развивающие:
­развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма;
­развитие координации движений;
­активизировать образное музыкальное мышление через различные виды
деятельности.
Воспитывающие:
­воспитывать интерес и любовь к музыке, предмету «Фортепиано»;
­воспитывать эстетический вкус;
­воспитывать усидчивость, организованность, самоконтроль.
Методы обучения:
Перспективный­словесная передача и слуховое восприятие. Педагог
сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся
осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato,
legato, staccato.
Репродуктивный­запоминание учащимся сообщенной информации.
Способствует формированию знаний, умений, навыков через систему
упражнений.
Практический­музыкальные дидактические игры, повторные действия с
целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
Методические приемы:
­словесный, наглядный, практический;
­активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
­развитие мышления, творческой инициативы;
­приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать
воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать
ритмический рисунок.
Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп
урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом
складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Средства обучения: фортепиано, два стула, подставка на сиденье стула.
Рисунки, картинки, карточки, нотные пособия, «Музыкальная ромашка»,
схема «Средства музыкальной выразительности», компьютер, проектор.

Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая. Развиваются мышцы пальцев, что положительно
влияет на память, которая будет развиваться интенсивнее. Музыкальные
занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более
организован. Рациональная организация урока: динамическая пауза,
включение игровых моментов, упражнения на раскрепощение мышц шеи, рук,
плечевого пояса. Чередование различных видов учебной деятельности (игра
гаммы, упражнений сменяется разбором нотного материала. повторением
выученных пьес и слушанием музыки). На уроке важен психологический
комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций,
проявление доброжелательности педагога.
Технология личностно­ориентированного обучения И. Якиманской.
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного
процесса есть личностно­ориентированная педагогика. В основе этой
технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого
человека, его развитие прежде всего как индивида, наделенного своим
неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для
самореализации индивидуальных познавательных способностей, творческого
воображения (упражнение «Говорящие пальцы. Загадка»). Это задание:
стимулирует учащихся к самостоятельному выбору способов решения этой
задачи; загадка выявляет субъективный опыт ученика; оценивается не только
результат, а главным образом, процесс учений, то есть тех трансформаций,
которые осуществляет ученик; стимулирует ученика на саморазвитие,
самовыражение в ходе овладения знанием.
Технология проблемного обучения. Эта технология подразумевает
последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимся
учебных проблем. Учащиеся включаются в активную мыслительную
деятельность, высказывают собственное мнение и активно усваивают знания.
Создаем проблемную ситуацию учебным заданием.

Технология формирования мотивации или игровая технология.
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную
на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать
ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых
моментов («Подумай­угадай», «Музыкальная ромашка»), работа с рисунками,
карточками повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано,
активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так
называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к
обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и
вызывает положительные эмоции.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:
презентация, иллюстрации.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
мультимедийный компьютер.
План урока
1. Организационный момент
2.
Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного
аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно­
ориентированной технологии).
3. Физминутка
4. Работа с музыкальным материалом (с использованием
здоровьесберегающей технологии).
5. Проблемная ситуация на основе учебного материала.
6. Работа с музыкальным материалом
7. Закрепление пройденного материала с использованием игровой
технологии («Музыкальная ромашка», игра по карточкам, рисунки,
картинки).
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия.
10.Итог урока с оценкой проделанной работы обучающейся.

План­конспект открытого урока
(слайд1) Приветствие, посадка за инструментом.
Учитель: Вероника, желаю тебе работать с увлечением и сделать успехи!
Итак, за дело!
(слайд2) (Упражнение, направленное на свободу двигательного аппарата
«Радуга­дуга»). Посмотрим на твой замечательный рисунок. А теперь
нарисуй радугу над клавиатурой. А концы ее пусть звучат, приговаривая:
Ой ты, радуга­дуга
Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в пол минуты нарисую.
Сначала рисуй правой, потом левой рукой. А теперь нарисуй двумя руками.
Дуговые упражнения над клавиатурой с последующим погружением в нее.
Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и
мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговыми движениями
свободно и плавно. Представь себе, как прозрачная капелька катится по
радуге и звонко падает в глубокое озеро. Дома повторяй это упражнение.
А теперь поработают пальчики.
(слайд3) Пальчиковая игра: «Волшебный платок»
У меня живет проглот­
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко как у бегемота!
Учитель: Как ты думаешь, умеют ли пальцы говорить?
Ученица: Они могут звучать, когда коснуться клавиш.
Учитель: Но ведь пальцами можно «проговорить»; то есть прохлопать или
простучать ритмический рисунок стихов песенки.
Ученица: Это тоже пальцы говорят?
Учитель: Конечно. Запомни стишок.
(слайд4) Упражнение «Говорящие пальцы»

Лес весну встречать готов,
Под ногой трещит валежник.
Самым первым из цветов
Просыпается подснежник.
1 1 2 2 1 1 3 3 1 1 2 2 1 1 3 3
1 1 4 4 1 1 4 4 1 1 4 4 1 1 5 5 (стучим по крышке)
(слайд5) Упражнение «Говорящие пальцы. Загадка»
Учитель: Теперь прохлопай руками такую загадку:
Вот иголки и булавки
Выползают из­под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Учитель: Тут тебе предстоит все выполнить самостоятельно дома: отгадать
загадку, записать ритмический рисунок загадки в нотной тетради.
(слайд6) Какую гамму ты готовила к сегодняшнему уроку?
Ученица: Ми мажор.
Учитель: Назови ее ключевые знаки.
Ученица: Четыре диеза: фа, до, соль, ре.
Учитель: Расскажи стишок про порядок ключевых знаков.
Ученица: Фадосольрелямиси
Ехал в гости на такси
К Симиляресольдофа
Вот такая чепуха!
Далее проверяем знание ученицей гаммы Ми мажор. Играем гамму каждой
рукой отдельно в две октавы в прямом движении, повторяя вершину (со
снятием руки) с подтекстовкой:
От пиано на крещендо и до форте мы ведем,
Вниз идем диминуэндо и к пиано приведем.
Добиваемся Legato, с динамикой от PP.
Затем играем гамму в прямом движении двумя руками. Работаем отдельно
над подкладыванием 1­го пальца, отдельно каждую позицию («секрет»).
Затем играем гамму двумя руками в расходящемся движении.
Играем тоническое трезвучие отдельно каждой рукой и двумя руками в
расходящимся движении.
(слайд7) Упражнение «Гусеница» (по Ганону №1)
Добиваемся плотности звука, Legato.
(слайд8) Физминутка: Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук,
плечевого пояса: поднимаясь на носки медленно и плавно вместе со вздохом

«растем», поднимаем ненапряженные руки вверх. Затем резко с выдохом
тяжело «уронить» корпус и расслабленные руки вниз, наклонившись вперед.
Руки свободно раскачиваются в стороны ­ «Шалтай­Болтай». Повторяем.
Учитель: Перед тем как ты исполнишь пьесу, давай повторим ноты басового
ключа.
(слайд9) Пальчиковая игра: «Волшебная палочка»
Ученица берет в правую руку «волшебную палочку» с ноткой на конце. Левая
рука служит нотоносцем. Ученица прикладывает нотки к пальцам левой руки,
приговаривая:
Ты басы запомни точно,
СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА, ЛЯ­построчно,
Между­ ЛЯ, ДО, МИ и СОЛЬ
СИ­над всеми как король.
(слайд10) Учитель: Скажи, какой характер у пьесы?
Ученица: Радостный, веселый…
Учитель: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?
Ученица: Картина природы, веселье…
Исполнение. «Украинская народная песня».
Как ты думаешь, с помощью каких средств музыкальной выразительности
композитор(народ) передает образ, картину праздника, веселья?
Ученица: Использовали мажорный лад, быстрый темп (средний регистр,
короткие длительности нот, стаккато).
Учитель: Почему произведение называется песня, а слов к ней нет. Можем мы
пропеть мелодию?
Ученица: Да, можем. Похоже на танец…
Учитель: Можно придумать свои слова на эту мелодию. На пример:
Летом скучно без частушек и веселых песен.
Без гитары и гармошки мир не интересен.
Заиграю на баяне, постучу на ложках,
Не жалея ног станцую в красных босоножках!
Учитель играет мелодию и вместе с ученицей поют слова песни.
Учитель: Мелодия песни на высоких нотах, не очень удобно петь.
Необходимо опустить мелодию на терцию вниз, в какой мы оказались
тональности?
Ученица: Ми мажор.
Транспонируем мелодию в новую тональность (проанализировав строение
мелодии).
(слайд11) Учитель: Как называется твое следующее произведение?

Ученица: «Идет дождь»
Исполнение.
Учитель: Какое настроение у этого произведения?
Ученица: Спокойное…
Учитель; Какие образы у тебя возникают когда ты играешь эту пьесу?
Ученица: Это теплый дождь, летний, потому что пьеса в мажоре.
(слайд12) Учитель: Расскажи, какие краски использует композитор?
Анализ пьесы И. Берковича «Идет дождь»
Мелодия похожа на песню, здесь нет капелек дождя. Как будто человек сидит
у окна, смотрит на дождь и поет. Ему радостно, потому что будет хороший
урожай. Можно придумать слова к музыке. На пример:
«Я у окна сижу, и на улицу смотрю.
За окном все дождь льет, травы и цветы мнет.»
Работа над выразительным исполнением.
Учитель: Вот прошел дождь, на небе появилось солнышко и поплыли…
(слайд13) Ученица: Облака!
Учитель: Произнеси слово «облака» с ударением, а в музыке куда падает
ударение? Если бы мы могли потрогать облака, какие они на ощупь?
Работа над пьесой­ансамблем «Облака» Г. А. Емельянова (терции)
(слайд14) Учитель: Сейчас поиграем с тобой в игру я назвала ее
«Музыкальная ромашка», может быть ты предложишь другое название.
Сейчас прозвучат два произведения. После прослушивания тебе нужно
выбрать какие росинки должны упасть на лепестки. Затем ты выберешь
росинки для второй пьесы.
(слайд15) Звучат: «Клоуны» Д. Б. Кабалевский
(слайд16) «Старинная французская песенка» П. И. Чайковский
Ученица выбирает карточки, соответствующие, по ее мнению, данному
музыкальному произведению.
(слайд17) Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.
Учитель: Вероника, послушай следующие слова:
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Ты согласна с этим утверждением?
Как ты думаешь, можно научиться играя?
Ответ: Да! Мы играли, но я научилась, запомнила много.
Домашнее задание:(прошу записать самостоятельно, по памяти)
1. Отгадать загадку и записать ее ритм в нотную тетрадь.

2. Закрепить упр. «Гусеница», гамму и пьесы.
(слайд18) Тебе понравился наш сегодняшний урок? Было интересно? С
какими трудностями ты столкнулась? Чему ты сегодня научилась, что узнала?
Какое у тебя сейчас настроение? Выбери смайлик, который тебе подходит.
Ты сегодня старалась выполнять все задания, была очень внимательна и
активна на уроке. Поэтому твою работу на уроке я оцениваю как «отлично».
Урок окончен.

Список использованной литературы.
1. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.
2. Амонашвили Ш. А. Гуманно­личностный подход к детям/Ш. А.
Амонашвили; Акад. Пед. И социал. Наук, Моск. Психол.­социал. инт. ­
М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998г.
3. Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»
//Вопр. Психологии. ­ 1996г.­№6.
4. Гаккель А. Д. «Фортепианная музыка XX века». –М.: Советский
композитор, 1998г.
5. Гальперин П. Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка».
6. Грохотов С. В. «Как научиться играть на рояле». ­М.: издательский дом
«Классика –XXI», 2005г.
7. Давыдов В. В. «О понятии развивающего обучения» //Педагогика.
­1995г.­№1.
8. Сальникова Т. П. «Педагогические технологии». –М.: ТЦ Сфера, 2000г.
9. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие технологии». –М.: АРКТИ,
2003г.
10.Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям». –М.: Просвещение, 1979г.
11.Сократов Н. В., Феофанов В. Н. «Мотивационные основы
здоровьесберегающего образования детей»: Методические
рекомендации. –Оренбург. 2001г.

12.Теплов Б. М. «Психологические вопросы художественного
воспитания». Вып. 11. –М. –Л.: Известия АПН РСФСР, 1998г.
13.«Философский энциклопедический словарь». М, 1997г.
14.Цыпин Г. М. «Психология музыкальной деятельности: проблемы,
суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений
педвузов и консерваторий» / Г. М. Цыпин. –М.: Интерпракс, 1994г.
15.Шмидт­ Шкловская. ­2­е изд. –Л.: Музыка, Ленинградское отделение,
1985г.
16.Щапов А. П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». –
М. «Классика –XXI», 2005г.
17.Юдовина­Гальперина Т. «За роялем без слез, или Я­ Детский педагог».
СПб, Изд­во «Союз художников», 1996г.
Интернет­ ресурсы:
1. http
:// nsportal
2. http://as­sol.

Ru / shkola
/ muzyka

/2013/04/20/
Net/publ/metodicheskaia_stranica/kak_uvlech_rebenka_muzykoi/
3. http: //class. slovarik. org/dannye­7/data­id7936

Цели нашего занятия:

1. Систематизировать ваши знания в отношении событий начала ХХ в. и личности П.А.Столыпина.

2. Проанализировать планирование и ход аграрной реформы, ее причины и сущность.

3. Чтобы вы, ребята, ощутили интерес к колоритной фигуре П.А.Столыпина в нашей истории, сумели объяснить основные понятия данной темы.

4. При этом мы будем использовать игровые технологии при обобщении изучаемой темы.

Красная - на ней игроку будут заданы 2 вопроса, где он не имеет право ошибиться. Но она самая короткая.

Жёлтая – на ней игроку будут заданы 3 вопроса. Можно ошибиться 1 раз.

Зелёная - на ней игроку будут заданы 4 вопроса. Он имеет право на 2 ошибки.

Вопросы для красной дорожки

1. Вы Столыпин, вопрос: Что послужило для вас предпосылкой создания аграрной реформы?

2. Дайте оценку аграрной реформе Столыпина, выделите ее положительные и отрицательные стороны.

Вопросы для желтой дорожки

Ответ: крестьяне получили больше свободы в семейных делах, в выборе занятий и месте жительства, теперь они могли попытать счастья в городе или новых землях.

3. Расскажите, чем была вызвана поездка Столыпина в Сибирь в 1910 году?

Ответ: Столыпин поехал в Сибирь, т.к. хотел разобраться в большом оттоке переселенцев из Сибири.

Вопросы для зеленой дорожки

1. Расскажите о задачах крестьянских банков?

Ответ: крестьянские банки давали больше ссуды на покупку земель, но очень многие крестьяне не смогли вернуть деньги и разорились. Потеряли землю. И вынуждены были подаваться в города, пополняя армию рабочего класса.

2. Расскажите о переселенческой политике реформы?

Ответ: в 1906-16 годах в Сибирь уехала более 3 млн. крестьян. Сибири они принесли много пользы, были распаханы новые земли, выросли новые города. К сожалению многим крестьянам достались плохие участки (лес, болота), поэтому 500 тысяч вынуждены были вернуться.

Ответ: законопроекты о страховании рабочих от болезней, инвалидности, несчастных случаев. Об ограничении рабочего дня для подростков. Был инициатором бесплатного образования и т.д.

4. Когда произошло последнее покушение на Столыпина?

Ответ: 1 сентября 1911 года в г.Киеве. Это произошло в оперном театре. Через несколько дней Столыпин скончался.

Заключение урока

(Идёт награждение).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок: П.А.Столыпин. Аграрная реформа.

Здравствуйте, меня зовут Казарина А.А., я преподаватель истории ГБПОУ СО «Хвалынский агропромышленный лицей». Сегодня нам с вами предстоит стать участниками зонального конкурса «Преподаватель года-2008». Поэтому учебное занятие будет немного особенным, но я верю, что мы с вами справимся.

Дежурный доложите явку учащихся. Сколько человек в группе, сколько присутствует на уроке?

Наш урок будет проходить нетрадиционно в виде деловой игры «Умники и умницы». А речь в нем пойдет о Петре Аркадьевиче Столыпине, государственном деятеле, реформаторе начала ХХ века и его главном детище – Аграрной реформе.

Итак, тема нашего урока: «П.А.Столыпин. Аграрная реформа».

Цели нашего занятия:

  1. Систематизировать ваши знания в отношении событий начала ХХ в. и личности П.А.Столыпина.
  2. Проанализировать планирование и ход аграрной реформы, ее причины и сущность.
  3. Чтобы вы, ребята, ощутили интерес к колоритной фигуре П.А.Столыпина в нашей истории, сумели объяснить основные понятия данной темы.
  4. При этом мы будем использовать игровые технологии при обобщении изучаемой темы.

Петр Аркадьевич Столыпин достоин того, чтобы о нем помнила Россия и мы с вами. Он был нашим земляком, губернатором г.Саратова, где не так давно ему поставили памятник. Он был выдающимся гражданином своего времени. Хотя в Советский период его имя обходили молчанием, реформы не исследовались или замалчивались.

Петр Аркадьевич уделял огромное значение аграрной политике государства, его земельная реформа оказала огромное влияние на изменение социальной структуры общества: процесс дифференциации в деревне привел к наплыву в город чернорабочих.

В отличие от многих его реформ, она не осталась на бумаге.

Главные цели реформы состояли в разрушении общины и создании устойчивого слоя крестьян-собственников в лице хуторян и отрубников.

Крестьянская община существовала в России испокон веков. И Правительство вплоть до н. ХХ века проводило политику сохранения общины. Стремилось запереть крестьян в ней, оградить от влияния либеральных и социальных идей. С общины также было удобно собирать налоги.

Революция 1905-07 годов показала бесперспективность такой политики и Столыпин решительно взялся за разрушение тысячелетней русской общины.

Считается, что земельная реформа Столыпина потерпела неудачу. Но она дала много позитивного, полезного для России.

А что именно нам сегодня предстоит обсудить на уроке.

П.А.Столыпин говорил, что «…нельзя человека ленивого прировнять к трудолюбивому. Вследствии этого культурный уровень страны понизился. Добрый хозяин, хозяин-изобретатель – самою силою вещей будет лишён возможности приложить свои знания к земле».

Сегодня мы видим, что эти слова оказались пророческими. Реформы Столыпина не получили поддержки большинства российской общности, а после 1917 года вообще были свернуты. Хотя среди историков бытует мнение, что аграрная реформа послужила формированием колхозного строя СССР.

Ребята, перед вами на доске таблицы столыпинской аграрной реформы, где мы видим её основные направления, что планировалось и какие были неудачи. Таблицы помогут вам при работе на сегодняшнем уроке.

П.А.Столыпин говорил:…»Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России…». Но, увы, у России не было этих 20 лет, в скорости её ждали потрясения и смена формаций.

Сейчас мы переходим к основному блоку нашего урока к игре «Умники и умницы».

Давайте выберем трёх учащихся вашей группы, которые займут эти дорожки.

Красная - на ней игроку будут заданы 2 вопроса, где он не имеет право ошибиться. Но она самая короткая.

Жёлтая – на ней игроку будут заданы 3 вопроса. Можно ошибиться 1 раз.

Зелёная - на ней игроку будут заданы 4 вопроса. Он имеет право на 2 ошибки.

Кто первым придет к финишу, тот и победит.

Я желаю вам удачи. После игры наших главных героев, будут заданы вопросы на эрудицию зрительному залу, т.е. оставшимся ребятам. У которых было опережающее задание подготовиться к уроку, найти в библиотеке дополнительную информацию о П.А.Столыпине, о его личной жизни.

Итак начинаем, жребий брошен, игроки определены.

Вопросы для красной дорожки

  1. Вы Столыпин, вопрос: Что послужило для вас предпосылкой создания аграрной реформы?

ответ: Я считаю, что арендные хутора и земледельческий порядок – корень экономической бедности в России. А бедность хуже рабства. Поэтому я поддерживаю право крестьян на выход из общины.

  1. Дайте оценку аграрной реформе Столыпина, выделите ее положительные и отрицательные стороны.

Ответ: реформа не была полностью реализована, т.к. проводилась бюрократическим аппаратом, реформа не была завершена из-за первой мировой войны. Сельская община так и не была разрушена. 500 тысяч переселенцев вернулись назад, разорившиеся крестьяне пополнили армию рабочего класса.

Но положительным стало то, что возрос спрос на с\х продукцию. Посевные площади увеличились на 10%, на 1\3 возрос экспорт зерна, в Сибири выросли новые города. В целом реформа способствовала развитию капитализма.

Вопросы для желтой дорожки

1. Назовите три основных направления аграрной реформы.

А для чего Столыпин планировал переселение в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию?

2. Что по вашему в аграрной реформе было положительным для крестьян?

Ответ: крестьяне получили больше свободы в семейных делах, в выборе занятий и месте жительства, теперь они могли попытать счастья в городе или новых землях.

  1. Расскажите, чем была вызвана поездка Столыпина в Сибирь в 1910 году?

Ответ: Столыпин поехал в Сибирь, т.к. хотел разобраться в большом оттоке переселенцев из Сибири.

Вопросы для зеленой дорожки

  1. Расскажите о задачах крестьянских банков?

Ответ : крестьянские банки давали больше ссуды на покупку земель, но очень многие крестьяне не смогли вернуть деньги и разорились. Потеряли землю. И вынуждены были подаваться в города, пополняя армию рабочего класса.

  1. Расскажите о переселенческой политике реформы?

Ответ : в 1906-16 годах в Сибирь уехала более 3 млн. крестьян. Сибири они принесли много пользы, были распаханы новые земли, выросли новые города. К сожалению многим крестьянам достались плохие участки (лес, болота), поэтому 500 тысяч вынуждены были вернуться.

3.Какие еще законопроекты разработал Столыпин?

Ответ: законопроекты о страховании рабочих от болезней, инвалидности, несчастных случаев. Об ограничении рабочего дня для подростков. Был инициатором бесплатного образования и т.д.

  1. Когда произошло последнее покушение на Столыпина?

Ответ : 1 сентября 1911 года в г.Киеве. Это произошло в оперном театре. Через несколько дней Столыпин скончался.

Итак мы обсудили с вами аграрную реформу П.А.Столыпина, выделили ее положительные и отрицательные стороны, победы и поражения. В основу развития современного сельского хозяйства России взяты некоторые положения столыпинской реформы (например фермерское хозяйство).

Сейчас мы переходим к следующему этапу урока, подключаем к раскрытию данной темы зрительный зал, т.е. всех ребят группы.

Заключение урока

Замечательно, мы разобрали все имеющиеся вопросы, получили исчерпывающие ответы. Теперь будем подводить итоги. Победителем сегодняшней игры стал участник зеленой дорожки, т.к. не сделал ни одной ошибки и ответил на самое большое количество вопросов (оценка «отлично»).

Второе место занимает представитель красной дорожки (оценка «отлично»).

Третье место учащийся на желтой дорожке (оценка «хорошо»).

Вопросы для зрительного зала показали, что у вас в группе большое количество умников и умниц.

Молодцы. Хорошо подготовились. Показали хорошую эрудицию. Все ребята получают «хорошо» и «отлично». А также я вручаю медали за хорошую игру, на память о нашем уроке.

(Идёт награждение).

Ребята, мы очень много говорили сегодня о Столыпине, в заключение хочу добавить то, что Петр Аркадьевич так и не воплотил свои мечты и поиски в итоге он был отвергнут властью. По профессионализму он был выше власти, а власть этого не прощает. И только после смерти этот человек, его огромная роль в истории России, стала очевидна для потомков.

Запишите домашнее задание: написать реферат на тему П.А.Столыпин.

Урок закончен. Всех благодарю, до свидания.


Гузель Мустаева
Открытый урок по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» «Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО»

МБОУ ДО СР «Центр» Созвездие»

Открытый урок по теме

«. Ритм и Метр »

«Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО »

Выполнила :

Мустаева Гузель Наилевна

Педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ пгт. Агириш

Направленность : художественно-эстетическая

Тема занятия : Средства музыкальной выразительности . Ритм . Метр .

Цель : познакомить учащихся с понятием ритма и метра в музыке и раскрыть выразительные особенности ритма .

Задачи :

Образовательная :

В процессе последовательного развернутого материала познакомить учащихся с ритмом и метром , как средством музыкальной выразительности .

Развивающая :

Развить метроритмические навыки у учащихся и закрепить

их при помощи упражнений. Продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений , речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма

Воспитательная :

Обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный , художественный и эстетический вкус, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты :

Личностные :

У учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные :

Учащиеся научаться планировать пути достижения целей, самостоятельно ставить новые учебные задачи; определять понятия, обобщать, анализировать собственную учебную деятельность. Будут иметь представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; применение полученных знаний о музыке и музыкантах , о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной деятельности.

Предметные :

В процессе учащиеся должны знать, что такое ритм и метр , для чего они нужны и правильно выполнять ритмические рисунки .

Оборудование для педагога :

Видео - материалы;

Технические средства - компьютер , проектор, акустическая система;

- музыкальная аппаратура - синтезатор;

- музыкальные инструменты (шумовые, ударные) ;

Цветные карточки, магнитная доска (обычная доска, мелки) .

Виды деятельности :

Слушание материала, просмотр видео-материала, вокально-хоровая работа, хореографическая работа, ансамблевая работа (работа с музыкальными инструментами , работа с карточками.

Методы и приемы :

Наблюдение,

Использование видео - материала,

Аналитический,

Практический,

Наглядный.

Задание на дом : закрепление знаний по ритму и метру , работа с упражнениями.

Перспектива на следующее занятие : готовность изучать новый материал, уметь использовать изученный материал в последующих занятиях.

Ход занятия

Здравствуйте дорогие друзья!

(отвечают дети)

Приветствую вас! Сегодня мы с вами будем говорить о ритме и не только ! Древнегреческий философ Платон говорил, что ритм – это порядок в движении. Вы замечали, ребята, что с ритмом мы сталкиваемся на каждом шагу?

(Ребята приводят примеры)

Вот вы идете – это ритм . А послушайте, как бьется ваше сердце, тук-тук, тук-тук – это тоже ритм . А тиканье часов? Все это тоже ритм . А в музыкальном понимании ритм – это чередование звуков разной длительности. Давайте вместе со мной прохлопаем в ладоши ритм любимой песни , например, песни «В лесу родилась елочка» . Сначала мы ее споем.

(поем вместе с детьми песню «В лесу родилась елочка» , одного куплета достаточно)

А теперь прохлопаем ритм .

(вместе прохлопываем ритм )

А еще ритм тесно связан с движением и танцами. Ребята, а вы любите танцевать?

(дети дают свой ответ)

Сможете ли вы отличить вальс от других танцев? Польки, самбы, румбы?

(дети отвечают)

Уверена, что сможете! Потому, что у каждого из этих танцев свой характерный ритм . Вот давайте мы с вами послушаем вальс, раз, два, три, раз, два, три.

(смотрим видео-отрывок вальса)

А теперь давайте попробуем станцевать.

(берем несколько пар, девочка, мальчик, двух пар будет достаточно, но могут учувствовать все желающие дети)

Понравилось?

(дети дают свой ответ)

А теперь давайте послушаем польку, раз, два, раз, два.

(смотрим фрагмент польки)

А теперь, дорогие мои, давайте попробуем станцевать польку! Возьмем музыку , всем хорошо известную, «Добрый жук» из сказки «Золушка» . Давайте мы ее вспомним, споем.

(звучит песня «Добрый жук» , раздаются слова песни, одного куплета будет достаточно)

Ну вот, песню вспомнили, а теперь попробуем уловить ритм и придумать движения для нашей будущей польки! Сегодня мы с вами будем импровизировать, то есть сами будем сочинять.

(дети парами встают в круг)

Описание танца (польки) :

«встаньте дети, встаньте в круг, встаньте вкруг, встаньте вкруг» - дети парами идут по кругу

«жил на свете старый жук, старый верный жук» - дети идут в обратном направлении

«никогда он не ворчал, не кричал, не пищал» - кружатся парами на месте, взявшись за локти

«громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал» - кружатся так же, но в обратном направлении

(возможен другой расклад движений)

Понравилось вам?

(дети дают свой ответ)

А вы заметили, что в каждом произведении есть сильная и слабая доли? На раз звук звучит сильнее, а на два, три – слабее. Это неписаный закон. Каков бы не был ритм , в нем всегда чередуются сильные и слабые звуки, а точнее доли времени. Так вот, это чередование музыканты называют метром . Стало быть, ритм существует не сам по себе, а в содружестве с метром . Метр – это нечто вроде сетки, по клеткам которой можно вышивать различные ритмические узоры . Особенно ясно мы можем ощутить единство ритма и метра , когда движемся под музыку .

(смотрим фрагмент, где маршируют солдаты на параде)

Раз, два, раз, два – это двухдольный метр . Раз, два, три, раз, два, три, шелестят легкие шаги танцоров, кружащихся в вальсе. А это трехдольный метр . Но у этих двух неразлучных друзей, ритма и метра , есть еще третий товарищ – темп. Ведь любое музыкальное произведение можно сыграть как медленно, так и быстро. Вот почему композиторы в нотах, в самом начале, пишут обозначение темпа. Кстати, чаще всего эти указания пишутся не по-русски, а по-итальянски. Вот например, (показываем детям ноты и письменное обозначение на нотах) «Allegro» , то есть играть надо быстро. Или «Andante» - не спеша. «Vivo» - живо, а «Adagio» - медленно. Музыканты знают эти обозначения, как таблицу умножения. А еще, вы, наверное, удивитесь, есть музыка , построенная без мелодии, основанная на ритме . В национальной музыке узбеков , таджиков и других народностей есть танцы под аккомпанемент только одних ударных инструментов. Никакой мелодии. Зато как захватывает стихия ритма .

(смотрим фрагмент танца народов севера)

Ребята, представьте себе, что все вы музыканты и перед вами поставили ноты нового произведения, но вы не знаете, в каком темпе играть, быстро или медленно, кто же вам может помочь? Еще в давние времена, люди пытались изобрести прибор, который бы точно задавал темп в музыке , но удалось это сделать лишь в 1816 году австрийскому механику, пианисту, педагогу Иоганну Мельцелю. Этот прибор получил название «Метроном » . Метроном - от греческого «метрон » - мера и «номес» - закон – прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении . Как же он работает? Сейчас покажу. Вот он классический метроном , он состоит из корпуса, маятника и гирьки. Если перемещать гирьку вдоль маятника, то маятник качается быстрее или медленнее и издает щелчки.

(описываем маятник и показываем как он работает)

Слышите?

(дети отвечают)

Похоже на довольно громкое тиканье часов. Этими щелчками он и задет темп. Если гирька вверху, метроном будет отстукивать доли в медленном темпе, вот, к примеру, написано «adagio» , в переводу медленно, это 56 ударов в минуту (демонстрируем) . А давайте попробуем спеть песню в этом темпе?

(возьмем, к примеру, песню «В лесу родилась елочка» )

А теперь, опустим гирьку вниз. Поставим 152. И метроном застучит значительно быстрее. Этот темп «allegro» , то есть быстро. А ну ка, попробуем спеть в этом темпе!

(поем песню в заданном темпе)

А давайте мы с вами создадим или придумаем свой ритмический рисунок и прохлопаем его?

(здесь возможен различный вариант, например можно на доске рисовать палочки, или сделать цветные карточки с абсолютно любым изображением, например овощи, фрукты, матрешки, снежинки, единственное, что одни карточки больше размером, а другие меньше, что обозначает сильную и слабую доли)

Сначала мы посмотрим видео и поиграем в ритмические игры

(смотрим видео – материал «ритмические упражнения » )

(материал – «новоселье у гномов – играем с ритм схемами » , «ритмические упражнения для развития слуха – поймай снежинки», «ритмы зимы » , «ромашковые ритмы » , «ритмические загадки- сольфеджио » )

Понравилось вам?

(дети отвечают)

А теперь давайте сами придумывать ритмы

(дети сами расставляют картинки (или рисуют палочки) и прохлопывают ритмы )

А давайте мы с вами попробуем эти ритмы сыграть на музыкальных шумовых (ударных) инструментах!

(шумовые (ударные) инструменты – бубенцы, маракасы, ложки, трещотки, треугольник, металлофон, колокольчики, в общем какие есть такие и используем)

(опять же используем цветные карточки, картинки, и поверх ритмического рисунка накладываем карточку с изображением инструмента)

Вот так вот, дорогие мои мы с вами создали небольшой ансамбль и научились играть по ритмическому рисунку ! Вам понравилось?

(дети дают ответы)

На этом, дорогие мои мы заканчиваем! Давайте мы с вами закрепим наш материал. Что же мы с вами сегодня делали? Что узнали?

(дети дают свои ответы)

А что же такое ритм и метр ?

(дети отвечают)

Отлично! На этом наше занятие закончено. До свидания!

(дети прощаются)

Самоанализ педагога : Занятие прошло в режиме диалога, игры обучающегося с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная. Дети активно принимали участие в играх, самоанализе и познании темы. Тема занятия в целом раскрыта, поставленные задачи решен.

Ребята активно участвовали в обсуждении предложенных вариантов.

Перед началом практической работы перед ребятами были поставлены конкретные цели, даны разъяснения, чему они должны научиться в процессе занятия.

Для достижения целей использованы различные формы и методы работы. Воспитанники работали в парах, индивидуально, принимали участие в групповом обсуждении. Но больше всего уделялось внимание индивидуальной работе с детьми, раскрытию их творческого потенциала.

Были использованы методы иллюстрации и демонстрации (видео показ, словесные методы (рассказ, беседа, диалог, упражнения и игры. Занятие поставлено методически грамотно, чётко выделены основные этапы, соблюдено соотношение между теоретической и практической частями занятия, изучением нового материала и практическим закреплением. Благодаря такой системе работы на занятии сложилась очень дружелюбная атмосфера, ребята охотно помогали друг другу в работе, чувствовали себя комфортно.

Данный метод подведения итогов занятия помогает проанализировать деятельность педагога и детей на занятии, стимулировать их интерес к дальнейшей деятельности.

В заключении можно отметить, что поставленная цель занятия достигнута, воспитанники расширили кругозор.

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению,

а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

Музыка – это сама жизнь ».

Д. Б. Кабалевский.