Всесоюзные бабушки вероника маврикиевна и авдотья никитична.

Борис Павлович Владимиров (урожденный Сыромятников). Родился 8 марта 1932 года в Москве - умер 8 апреля 1988 года в Москве. Советский актёр театра и кино, эстрадный актёр, половинка эстрадного дуэта Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Авдотья Никитична).

Отец - Борис Сыромятников, юрист.

Мать - Ольга Владимировна Владимирова, певица, в последние годы жизни пела в хоре Ваганьковской церкви.

Имел младшего брата Юрия.

От рождения носил фамилию Сыромятников, однако позднее взял более благозвучную материнскую - Владимиров.

В 1941 отец ушел добровольцем на фронт и погиб. Мать с двумя мальчиками осталась в Москве. В 1941 году их дом на Малой Тульской разбомбили немцы и они жили в помещении школы № 583.

В 1943 году Борис Владимиров в возрасте 11 лет организовал свою театральную команду из своих сверстников - для выступления перед киносеансами в кинотеатре «Ударник». Сам ставил сценки на военные темы. Вскоре гвоздем программы стала "бабка" в круглых очках и белом платочке, которая комично тушила зажигательную бомбу. Именно она стала прообразом его знаменитой "бабки на футболе", а затем и Авдотьи Никитичны.

В 1944 году поступил в Центральный дом художественного воспитания детей при театре им. Вахтангова.

В старших классах создал молодежную труппу, они ставили отрывки из спектаклей, с которыми бесплатно выступали перед публикой.

После окончания школы поступил на актерский факультет ГИТИСа в класс Гиацинтовой. На этот же курс поступил - его будущий напарник. С актерского факультета Владимиров перевелся на режиссерский факультет к Юрию Завадскому, который оконичл в 1956 году.

В 1959 году создал и возглавил эстрадный театр «Комсомольский патруль».

Еще с 1958 года стал выступать с монологом Виктора Ардова «Бабка на футболе» - мужчина с платочком на голове о чём-то разглагольствовал старушечьим голоском. Владимиров удачно нашёл комический образ вредной, ехидной, но очень колоритной старухи в чёрных массивных очках, с длинным носом и выпяченной нижней челюстью. Артист разговаривал скрипучим «старческим голосом», трескуче смеялся и без конца облизывался.

А всесоюзную славу Борис Владимиров завоевал в роли Авдотьи Никитичны - эксплуатировал образ простоватой, но сметливой «деревенской» бабушки, составлявшей контраст «аристократке» Веронике Маврикиевне (Вадим Тонков).

Борис Владимиров - Авдотья Никитична

Впоследствии Элеонора Прохницкая говорила: "Не могу сказать, что между нами была какая-то "мексиканская страсть", но я была очень счастлива с ним: надежный, щедрый, заботливый, остроумный, искрометный - мне было очень хорошо с ним. Я была за ним, как за каменной стеной! Борис раскрыл меня как яркую характерную актрису. Я играла все - от пионерок до дедушек. Он вселил в меня веру в то, что я могу петь. Только благодаря ему я стала звездой мюзик-холла. Я сделала большую ошибку в жизни, что ушла от него к Эмилю Кио".

Борис Владимиров, Элеонора Прохницкая и Вадим Тонков

Вторая - Татьяна Державина (сестра актёра ). В браке родился сын , известный российский актер, ведущий артист Московского академического театра сатиры.

Фильмография Бориса Владимирова:

1959 - Неоплаченный долг - Лютиков
1962 - Семь нянек - продавец в зоомагазине
1971 - Терем-теремок (фильм-спектакль) - Авдотья Никитична
1971 - Старики-разбойники - начальник планового отдела
1979 - Бабушки надвое сказали... - Авдотья Никитична
1986 - Что такое Ералаш? - Авдотья Никитична

Озвучивание мультфильмов Бориса Владимирова:

1974 - Мешок яблок - Ворона
1975 - Уступите мне дорогу
1977 - 38 попугаев - Бабушка Удава
1978 - Чудеса среди бела дня - Продавщица пирожков
1978 - Дед Мороз и Серый волк - Ворона
1981 - Самый маленький гном - бабушка козлика
1982 - Каша из топора - Меланья
1983 - Как старик наседкой был - Меланья



И Бориса Владимирова , существовавший в СССР с по 1982 годы .

Владимиров играл старушку ещё в 1958 году . Он выступал тогда с монологом Ардова «Бабка на футболе». Зрители рыдали от смеха, наблюдая, как мужчина с платочком на голове о чём-то разглагольствует старушечьим голоском. Потом, уже после распада «Комсомольского патруля», Владимиров использовал однажды найденный удачный образ и создал комический дуэт, в который пригласил Тонкова.

Прообразом Вероники Маврикиевны послужили вполне реальные люди, - вспоминал впоследствии Вадим Сергеевич. - Это две мои тёти плюс известная артистка Александра Александровна Яблочкина . Все они женщины были интеллигентные, любили пококетничать, глубоко порядочные, остроумные. С ними происходили постоянно какие-то комичные сцены.

Эстрадный дуэт был постоянным участником «Голубого огонька » и юмористических телепередач тех лет, где исполнял и короткие репризы и целые номера. Галина Брежнева лично приглашала Владимирова и Тонкова выступить перед жёнами членов правительства на неформальном концерте .

Роль Авдотьи Никитичны исполнял Борис Владимиров, а Вероники Маврикиевны Мезозойской - Вадим Тонков.

Дуэт Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны много ездил с гастролями по СССР, были и поездки в Афганистан во время войны 1979-1989 .

Дуэт Владимирова и Тонкова построен на контрастах. «Вот находка, бабушки из разных социальных слоёв!» - писал о дебюте дуэта в телепрограмме «Терем-теремок» Александр Ширвиндт в своих мемуарах «Былое без дум» (1994). Владимиров изображает прямодушную, грубую, ехидную старуху с сильно выпяченной нижней челюстью, шамкающую и облизывающуюся. Старуха Владимирова постоянно задевает и высмеивает утончённую до гротеска, интеллигентную и сюсюкающую старуху Тонкова. Персонаж Владимирова смеётся резким скрипучим смехом, а персонаж Тонкова подыгрывает ему (ей), неизменно оставаясь в проигрыше. Оба артиста выступают в старушечьих белых старомодных платочках, в старомодных очках в толстой роговой оправе. Кроме того, Тонков надевает под платочек нелепую шляпку и парик.

Идея мужского дуэта, изображающего старушек, впоследствии была заимствована дуэтом Новые русские бабки (персонажи Матрёна и Цветочек).

См. также

Напишите отзыв о статье "Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична"

Примечания

Отрывок, характеризующий Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична

– Граф! Ваше сиятельство, вы как тут? – спросил доктор.
– Да вот хотелось посмотреть…
– Да, да, будет что посмотреть…
Пьер слез и, остановившись, разговорился с доктором, объясняя ему свое намерение участвовать в сражении.
Доктор посоветовал Безухову прямо обратиться к светлейшему.
– Что же вам бог знает где находиться во время сражения, в безызвестности, – сказал он, переглянувшись с своим молодым товарищем, – а светлейший все таки знает вас и примет милостиво. Так, батюшка, и сделайте, – сказал доктор.
Доктор казался усталым и спешащим.
– Так вы думаете… А я еще хотел спросить вас, где же самая позиция? – сказал Пьер.
– Позиция? – сказал доктор. – Уж это не по моей части. Проедете Татаринову, там что то много копают. Там на курган войдете: оттуда видно, – сказал доктор.
– И видно оттуда?.. Ежели бы вы…
Но доктор перебил его и подвинулся к бричке.
– Я бы вас проводил, да, ей богу, – вот (доктор показал на горло) скачу к корпусному командиру. Ведь у нас как?.. Вы знаете, граф, завтра сражение: на сто тысяч войска малым числом двадцать тысяч раненых считать надо; а у нас ни носилок, ни коек, ни фельдшеров, ни лекарей на шесть тысяч нет. Десять тысяч телег есть, да ведь нужно и другое; как хочешь, так и делай.
Та странная мысль, что из числа тех тысяч людей живых, здоровых, молодых и старых, которые с веселым удивлением смотрели на его шляпу, было, наверное, двадцать тысяч обреченных на раны и смерть (может быть, те самые, которых он видел), – поразила Пьера.
Они, может быть, умрут завтра, зачем они думают о чем нибудь другом, кроме смерти? И ему вдруг по какой то тайной связи мыслей живо представился спуск с Можайской горы, телеги с ранеными, трезвон, косые лучи солнца и песня кавалеристов.
«Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!» – думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой.
У помещичьего дома, на левой стороне дороги, стояли экипажи, фургоны, толпы денщиков и часовые. Тут стоял светлейший. Но в то время, как приехал Пьер, его не было, и почти никого не было из штабных. Все были на молебствии. Пьер поехал вперед к Горкам.
Въехав на гору и выехав в небольшую улицу деревни, Пьер увидал в первый раз мужиков ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою.
Одни из них копали лопатами гору, другие возили по доскам землю в тачках, третьи стояли, ничего не делая.
Два офицера стояли на кургане, распоряжаясь ими. Увидав этих мужиков, очевидно, забавляющихся еще своим новым, военным положением, Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их потными шеями и кое у кого расстегнутыми косыми воротами рубах, из под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты.

Пьер вышел из экипажа и мимо работающих ополченцев взошел на тот курган, с которого, как сказал ему доктор, было видно поле сражения.
Было часов одиннадцать утра. Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму.
Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская.

Борис Павлович Владимиров и Вадим Сергеевич Тонков познакомились в ГИТИСе, будучи студентами актёрского факультета. Они вместе готовили курсовые работы, этюды, сценки. Затем Владимиров перешел на режиссёрский факультет и вскоре организовал передвижной эстрадный театр «Комсомольский патруль».

География поездок - от Камчатки до Бреста. Авторами миниатюр были В.Ардов, А.Арканов, Г.Горин. Все парные интермедии и миниатюры исполняли Владимиров и Тонков.

Вадим Тонков

Борис Владимиров


Впервые этот дуэт появился 1 января 1971 года в телепередаче «Терем-теремок». По сюжету две бабуси привели своих внучат на ёлку, а сами стали судачить на разные темы.
Идея появления таких персонажей на эстраде принадлежит согласно одним источникам Александру Ширвиндту, а согласно другим его придумали сами актёры. Вдова Бориса Владимирова Элеонора Прохницкая сообщила в интервью газете «Комсомольская правда» следующее: Владимиров играл старушку ещё в 1958 году. Он выступал тогда с монологом Ардова «Бабка на футболе».
Зрители рыдали от смеха, наблюдая, как мужчина с платочком на голове о чём-то разглагольствует старушечьим голоском. Потом, уже после распада «Комсомольского патруля», Владимиров использовал однажды найденный удачный образ и создал комический дуэт, в который пригласил Тонкова.


Вадим Тонков вспоминал: Прообразом Вероники Маврикиевны послужили вполне реальные люди, - вспоминал впоследствии Вадим Сергеевич. - Это две мои тёти плюс известная артистка Александра Александровна Яблочкина.
Все они женщины были интеллигентные, любили пококетничать, глубоко порядочные, остроумные. С ними происходили постоянно какие-то комичные сцены. А А. Ширвинд считает, что это один в один прототипы его бабушки и няньки. Но сейчас не важно кому принадлежала идея и кто был прототипом. Главное ОНИ были!
Эстрадный дуэт был постоянным участником«Голубого огонька» (История телепередачи) и юмористических телепередач тех лет, где исполнял и короткие репризы и целые номера.
Галина Брежнева лично приглашала Владимирова и Тонкова выступить перед жёнами членов правительства на неформальном концерте.
Дуэт Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны много ездил с гастролями по СССР, были и поездки в Афганистан во время войны 1979-1989.
Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична
В 1979 году режиссёрами Валерием Харченко и Юрием Клебановым был снят фильм «Бабушки надвое сказали…». Телепремьера фильма на ЦТ состоялась 31 декабря 1979 г. По сюжету этого фильма Борис Владимиров и Вадим Тонков во время гастролей встречаются с собственными персонажами - Вероникой Маврикиевной и Авдотьей Никитичной.

Дуэт Владимирова и Тонкова построен на контрастах. Владимиров изображает прямодушную, грубую, ехидную старуху с сильно выпяченной нижней челюстью, шамкающую и облизывающуюся. Старуха Владимирова постоянно задевает и высмеивает утончённую до гротеска, интеллигентную и сюсюкающую старуху Тонкова.
Персонаж Владимирова смеётся резким скрипучим смехом, а персонаж Тонкова подыгрывает ему (ей), неизменно оставаясь в проигрыше. Оба артиста выступают в старушечьих белых старомодных платочках, в старомодных очках в толстой роговой оправе. Кроме того, Тонков надевает под платочек нелепую шляпку и парик.
Две старушенции, перемывающие косточки всем подряд, больно уж напоминали бабок из соседнего подъезда. Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна стали героями анекдотов наряду с Чапаевым и Штирлицем, чего удостаивались немногие личности.

Интеллигентная, но глуповатая хохотушка Вероника Маврикиевна постоянно становилась объектом насмешек мудрой, но хамоватой Авдотьи Никитичны. Этот контраст и создавал иронические ситуации. Не обходилось и без острой по тем временам политической сатиры. Поскольку рождались эти шутки, так сказать, по недомыслию («что с бабушек возьмёшь!»), им многое прощалось и сходило с рук. Хотя не всегда…
«Какая разница между химическим составом воды и коньяка?» - спрашивала Авдотья Никитична. Вероника Маврикиевна напрягала память: «Химический состав воды - аш два о, а вот формулу коньяка что-то не припоминаю». - «Как была ты неуч, так и осталась: вода - это, ты правильно сказала, аж два о. А коньяк - аж восемь двенадцать!».
Эту фразу, критикующую повышение цен на алкоголь, вырезали из миниатюры. Конечно, переслушивая и перечитывая их выступления, удивляешься, и чего мы все так смеялись-то. А ведь было…


Слава их была безгранична, но на улице Бориса Владимирова, в отличие от его коллеги, зрители не узнавали. Он по этому поводу очень переживал и, чтобы узнавали хотя бы «официальные лица», вкладывал в паспорт фотографию Авдотьи Никитичны.
Дуэт распался в 1982 году. Артисты стали выступать по отдельности. Борис Владимиров прожил после этого недолго. Борис Владимиров также снялся в эпизодических ролях в фильмах «Семь нянек» - продавец в зоомагазине; «Старики-разбойники» (История создания фильма) - представитель планового отдела.
Голос Б. Владимирова, порой так похожий на голос его Никитичны, звучит в старых добрых мультфильмах «Бабушка удава», «Самый маленький гном», «Дед Мороз и серый волк». Скончался Борис Владимиров 8 апреля 1988 года в возрасте 56 лет, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, рядом с матерью. Его сын - Михаил Владимиров - работает в Московском театре сатиры.
Вадим Тонков после распада дуэта продолжил выступать в маске Маврикиевны, много работал в дуэте с Г. Гриневичем. Его редкие появления на сцене зрители всё равно встречали овациями, аплодируя скорее старым добрым временам, когда они так любили Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну…
Заслуженный артист России (1994) Вадим Тонков скончался 27 января 2001 г., похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Идея мужского дуэта, изображающего старушек, впоследствии была заимствована дуэтом Новые русские бабки (персонажи Матрёна и Цветочек), но это уже не та популярность…

Все, кто родился не позднее первой половины 70-х годов, прекрасно помнят дуэт «старых русских бабок» - Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны. За этими колоритными персонажами скрывались актеры Вадим Тонков и Борис Владимиров.

Рождение дуэта Познакомились Тонков и Владимиров еще в пору учебы в ГИТИСе. Впоследствии Владимиров перешел с актерского на режиссерский факультет и организовал передвижной эстрадный театр «Комсомольский патруль», гастролировавший по всему Советскому Союзу. Тонков пошел по актерской стезе. Еще в 1958 году зрители рыдали от смеха, слушая монолог В. Ардова «Бабка на футболе», который произносил со сцены старушечьим голосом мужчина с платочком на голове.
Кому принадлежала идея создания комического дуэта, точно неизвестно. По одной из версий, его инициатором стал Александр Ширвиндт. По другой – Борис Владимиров, который после распада «Комсомольского патруля» пригласил Тонкова работать вместе.
Впервые зрители увидели дуэт по телевидению 1 января 1971 года в передаче «Терем-теремок. Сказки для взрослых». Тонков и Владимиров изображали двух бабушек, которые привели внучат на елку и, пока детишки развлекаются, сами болтают на разные темы.

«Бабушки-соседки»

Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична являли собой совершенно контрастных персонажей. Первая старуха –утонченная интеллигентка, вторая – простая и грубоватая. На обоих актерах были надеты старомодные белые старушечьи платочки и очки в роговой оправе. У Тонкова под платочком - нелепая шляпка и парик. Бабульки-соседки, сидящие на лавочке перед подъездом и перемывающие косточки всем подряд, стали в какой-то степени символом российского менталитета. На этом и сыграли авторы проекта… Хамоватая, но по-житейски мудрая Авдотья Никитична постоянно насмехалась над интеллигентной, но глуповатой товаркой. В своих диалогах «старые русские бабки» (кстати, так их стали называть только после появления «Новых Русских бабок», когда дуэт уже много лет как распался) задевали многие злободневные темы, в том числе не гнушались и острой социальной сатиры. Некоторые куски вырезала цензура. Так, из одной миниатюры вырезали следующий диалог: «Какая разница между химическим составом воды и коньяка?» - «Химический состав воды - аш два о, а вот формулу коньяка что-то не припоминаю». - «Как была ты неуч, так и осталась: вода - это, ты правильно сказала, аж два о. А коньяк - аж восемь двенадцать!» Здесь обыгрывалось повышение цен на спиртное.


Всенародная слава

Дуэт быстро обрел популярность: Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична даже стали героями анекдотов, наряду с Чапаевым и Штирлицем. Они постоянно участвовали в «Голубых огоньках» и юмористических телепередачах, во всех праздничных концертах, выступая как с короткими репризами, так и целыми номерами. Тонков и Владимиров ездили с гастролями по всей стране, были даже в Афганистане. Неоднократно их приглашали на закрытые концерты для членов правительства. Говорят, их очень любила семья Брежнева.
В 1979 году на экраны вышел фильм Валерия Харченко и Юрия Клебанова «Бабушки надвое сказали…» По сюжету картины Тонков и Владимиров на гастролях встречают собственных персонажей - Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну…
Любопытно, что, несмотря на огромную популярность, Бориса Владимирова, в отличие от Вадима Тонкова, не узнавали на улице. В конце концов, он стал вкладывать в паспорт свое фото в образе Авдотьи Никитичны – на случай общения с «официальными лицами».Увы, в 1982 году дуэт распался. Борис Владимиров прекратил выступать. Причины называли разные – кто пьянство, кто – творческий кризис, кто – онкологическую болезнь… Поговаривали также о том, что участники дуэта по жизни не очень ладили между собой.
Владимиров скончался в 1988 году, прожив всего 56 лет. Вадим Тонков какое-то время продолжал выступать в образе Вероники Маврикиевны. Его новым партнером стал Г. Гриневич. Но на сцене они появлялись редко. В 1994 году Тонкову было присвоено звание заслуженного артиста России. Умер он в 2001 году.
Идею мужского дуэта, изображающего старушек, впоследствии позаимствовали «Новые Русские бабки» Игорь Касилов (Клавдия Ивановна Цветочек) и Сергей Чванов (Матрена Ивановна Нигматуллина). Но им не удалось добиться славы их предшественников, и до сих пор многие жители бывшего СССР с ностальгическим сожалением вспоминают старых добрых Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну…

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Маврикиевна и Никитична

Маврикиевна и Никитична

Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична - комический эстрадный дуэт актеров Вадима Тонкова и Бориса Владимирова, существовавший в СССР с 1971 по 1985 год.

Впервые этот дуэт появился 1 января 1971 года в телепередаче «Терем-теремок». По сюжету две бабуси привели своих внучат на елку, а сами стали судачить на разные темы.

Идея появления таких персонажей на эстраде принадлежит, согласно одним источникам, Александру Ширвиндту, а согласно другим - его придумали сами актеры.

Вдова Бориса Владимирова Элеонора Прохницкая сообщила в интервью газете «Комсомольская правда» следующее. Владимиров играл старушку еще в 1958 году. Он выступал тогда с монологом Ардова «Бабка на футболе». Зрители рыдали от смеха, наблюдая, как мужчина с платочком на голове о чем-то разглагольствует старушечьим голоском. Потом, уже после распада «Комсомольского патруля», Владимиров использовал однажды найденный удачный образ и создал комический дуэт, в который пригласил Тонкова.

Вадим Тонкое, в свою очередь, вспоминал, что прообразом манерной пожилой леди Вероники Маврикиевны послужили вполне реальные люди: «Это две мои тети плюс известная артистка Александра Александровна Яблочкина. Все они женщины были интеллигентные, любили пококетничать, глубоко порядочные, остроумные. С ними происходили постоянно какие-то комичные сцены».

Эстрадный дуэт был постоянным участником «Голубого огонька» и юмористических телепередач тех лет, где исполнял и короткие репризы и целые номера. Галина Брежнева лично приглашала Владимирова и Тонкова выступить перед женами членов правительства на неформальном концерте.

Роль простоватой Авдотьи Никитичны исполнял Борис Владимиров, а «аристократки» Вероники Маврикиевны Мезозойской - Вадим Тонков.

Дуэт Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны много ездил с гастролями по СССР, были и поездки в Афганистан во время войны 1979–1989 годов.

В 1979 году режиссерами Валерием Харченко и Юрием Клебановым был снят фильм «Бабушки надвое сказали…». По сюжету этого фильма Борис Владимиров и Вадим Тонков во время гастролей встречаются с собственными персонажами - Вероникой Маврикиевной и Авдотьей Никитичной.

Народ обожал эту уморительную парочку. Когда «бабушек» Авдотью Никитичну и Веронику Маврикиевну показывали по ТВ, над территорией Советского Союза стоял оглушительный хохот.

Дуэт в самом деле был запоминающийся, сценки - короткими и забавными, образы - характерными. Хорошо соответствовали образам имена: Вероника Маврикиевна - старушка интеллигентная, но с чудинкой, а Авдотья Никитична - бабка народная, грубоватая. Сюжеты маленьких скетчей были разнообразными, иногда злободневными, иногда просто забавными недоразумениями, взаимное непонимание бабушек заставляло задуматься… Существовало множество анекдотов, где действовали Маврикиевна и Никитична.

Дуэт долго был популярен, много лет выступал, однако внимательный зритель с грустью наблюдал за эволюцией образов и сюжетов. Первоначально Маврикиевна была хоть и чудаковатой, но разумной и образованной, а Никитична часто просто не понимала ее высказываний и интеллигентных выражений, все перетолковывала по-своему, обрывала Маврикиевну и попадала впросак. Над этим и смеялись - невежественная и грубоватая бабка презирала ученую и умную. Маврикиевна же, по деликатности, не поправляла Никитичну и вообще вела себя интеллигентно - тушевалась перед хамством.

Со временем Маврикиевне авторы вкладывали в высказывания все больше старческой глупости и жеманства, а Никитичне - так называемой житейской народной мудрости. И смеялись уже над глупой подслеповатой интеллигенткой, которая не понимает простых вещей, заморачивается такой ерундой, как деликатность, боится сделать замечание - вот дура (гы… гы… гы… - скрипучий смех Никитичны).

В костюмах тоже шла эволюция: в первые годы успеха дуэт Владимирова - Тонкова выступал в обычных костюмах, только Маврикиевна набрасывала немодный газовый шарфик, а Никитична повязывалась косынкой. Все! Остальной эффект достигался актерской игрой - зрители видели на сцене старушек в образе. Потом их стали одевать уже по-женски, в платье и юбку с кофтой. Это тоже был шаг назад… Но главное - юмор опустился, шутки стали примитивнее, обыгрывались всякие нелепости, в основном - глупость Маврикиевны, которая уже совершенно не понимала, что вокруг происходит. Никитична же являла собою образец здравого смысла. Таким образом, «в народ» продвигалась мысль о том, что интеллигентность, деликатность и образование - ненужные заморочки.

Со временем успех дуэта сошел на нет, чему немало способствовала роковая болезнь Владимирова и сопутствовавший ей алкоголизм.

Идея мужского дуэта, изображающего старушек, впоследствии была заимствована дуэтом «Новые русские бабки» (персонажи Матрена и Цветочек).