Гим крыму. Директор гим алексей левыкин: хорошая выставка, да…

Цитата сообщения

ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ (ГИМ) АЛЕКСЕЙ ЛЕВЫКИН
в программе "Музейные палаты" на радио "Эхо Москвы"

К. ЛАРИНА: Ну что, начинаем программу «Музейные палаты». Сегодня мы отправляемся в Государственный Исторический музей, где открылась уникальная, не побоюсь этого слова, выставка «Наполеон и Лувр». Приехала она, как вы понимаете, из Франции. Продлится выставка до 10 декабря. (Эта выставка не раз уже была описана мною в Нескучных заметках: уже вышли в свет и части, готовится к выпуску продолжение - часть третья, она выйдет сразу после этого интервью, - не пропустите! Здесь и далее примечания курсивом - myparis)

Успейте, пожалуйста. Тем более, что директор Исторического музея Алексей Левыкин… Добрый день, Алексей, здравствуйте.

А. ЛЕВЫКИН: Добрый день.

К. ЛАРИНА: …предупредил меня уже точно, что надо 2 – 3 раза туда сходить, чтобы понять, вообще в чем смысл и уникальность этой выставки. (Довольно странное признание от самого директора музея; Для того, чтобы понять, в чем вообще смысл этой выставки, любому посетителю должно быть вполне достаточно одного 300-рублевого визита. По крайней мере, именно в этом - смысл работы директора любого музея. - myparis)

Тимур Олевский здесь, в студии. Тимур, приветствую тебя.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Доброе утро. Подтверждаю.

К. ЛАРИНА: Да, несколько раз надо ходить?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Как минимум.

К. ЛАРИНА: Ну что же, мы сегодня услышим и, естественно, впечатления очевидца и очевидцев, поговорим с Алексеем Левыкиным, пригласим вас, подарим вам подарки. Сегодня у нас что будет в подарках, Тимур?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Сегодня у нас потрясающий очень полный каталог выставки «Наполеон и Лувр» из собраний музеев Франции. Такое толстое серьезное издание с историческими справками, море фотографий.

К. ЛАРИНА: Оно продается там, на выставке?

А. ЛЕВЫКИН: Продается.

Т. ОЛЕВСКИЙ: И очень дорого стоит. (1300 руб., скоро появится и в Париже, объявленная цена - 60 евро. Для справки - входной билет в Музей Лувр - всего 6 евро (~240 руб.) - myparis)

А. ЛЕВЫКИН: Ну, хороший каталог. Хорошая выставка, да…

К. ЛАРИНА: А кто режиссер этой выставки, Алексей?

А. ЛЕВЫКИН: Ну эта выставка создавалась целым коллективом и французских специалистов, и специалистов нашего музея. Вообще когда говорится о выставке, вы знаете, целый комплекс. Потому что я сейчас начну говорить имена отдельные, я, так сказать, упущу… (Эту фразу ТАК СКАЗАТЬ, весьма неожиданную для лексики руководителя Государственного учреждения культуры(!), за пол-часа интервью директор ГИМ Алексей Левыкин повторит аж 25 (!!!) раз. Примерно по одному в минуту! Это огромная цифра. А сколько было, так сказать, э-э-э, - то это вообще не поддаётся счёту. - myparis)

А. ЛЕВЫКИН: Да, коллективный автор. Потому что здесь и те дизайнеры, которые разработали дизайн выставки. И прежде всего - это художник Наталья Языкова, которая справилась с неимоверной вообще задачей, с неимоверной задачей, как в условиях трудного зала, так сказать, вот, э-э-э-э, разместить эту выставку. (Да-да, директор музея публично похвалил за смекалистость ту самую блондинку Наталью Языкову, которая придумала гениальную вещь: для того, чтобы была некая "тайна", она решила, что лучше всего спрятать привезенные из Парижа экспонаты (в т.ч. зеркало из несессера Императора), а не показывать их заплатившим по 300 руб. москвичам! Этим чистосердечным признанием мадам Языковой (но не Императорским зеркалом!) можно еще раз полюбоваться на этом ролике: он начнется как раз с той самой, "тайной" минуты!.. Те же мои читатели, кто все-таки хочет узнать, а что же за тайну прятала от всех в трудном зале лукавая шутница Наталья Языкова, могут полюбоваться полностью разложенным несессером Императора у меня у меня зал не трудный. - myparis)

К. ЛАРИНА: Почему трудного зала?

А. ЛЕВЫКИН: Потому что зал очень сложный, зал очень неудобен для экспонирования. Он высокий, он двусветный, он имеет такую прямоугольную форму, экспонатура тяжелая, достаточно крупная. Поэтому создаются сразу очень большие условия. (А еще он украшен старым барельефом молодого Ленина!.. Но возникает невольный вопрос из, так сказать, трудного зала: если эту выставку и впрямь считают такой уникальной (см. выше), то почему не подобрали для нее более легкий зал, который был бы удобнее и для экспонатов, и для толкающих друг друга посетителей??? Или слова про уникальность - это, так сказать, лишь просто слова?... - myparis)

Это и Виктор Безотосный, который работал с нашей стороны над концепцией выставки, над отбором экспонатов. Это и Тамара Игумнова, которая, так сказать, провела огромную организационную работу по этой выставке, заместитель по выставочной работе. Это многие, многие, многие. Даже сейчас многих и не назову…

К. ЛАРИНА: Откуда там Лувр? Поскольку в названии существует «Лувр», но, насколько я знаю, там, помимо Лувра, есть еще какие-то собрания.

А. ЛЕВЫКИН: Ну там целая группа знаменитых музеев Франции. Я вот, допустим, только назову – это и музей Фонтенбло замка, и Версаля, и Музей сербской мануфактуры, (не сеРБской, а Севрской, город такой есть - Севр (фр. Sévres), юго-западный пригород Парижа. Между прочим, помимо фарфора и Музея керамики, известен также и тем, что именно там расположено Международное бюро мер и весов. - myparis) и Музей декоративно-прикладного искусства, и Музей армии. Но все-таки стержень этой выставки и его основа – это Лувр.

К. ЛАРИНА: В чем драматургия? Она ведь как-то складывалась… Не просто ведь вывалили, что привезли?

А. ЛЕВЫКИН: Ну наверное, драматургия, да… Я не случайно сказал: чтобы понять эту выставку, мало посмотреть ее один раз. Допустим, окончательно, так сказать, я стал понимать эту выставку, уже войдя в этот зал один, два, три раза. А драматургия, наверное, в драматургии образа Наполеона. Обратите внимание, я сказал «образа». Не человека, а образа.

К. ЛАРИНА: Который сложился за многие, многие годы.

А. ЛЕВЫКИН: Конечно. Потому что, как всегда в жизни, в истории, есть реальный человек, реальные его деяния, плохие, хорошие, популярные, непопулярные, а есть потом затем тот некий образ, который складывается.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Ну он и сам постарался сложить его.

А. ЛЕВЫКИН: В том-то и дело, да, он э-э-э...

Т. ОЛЕВСКИЙ: Это на выставке хорошо видно.

А. ЛЕВЫКИН: Особенность Наполеона заключается в том, что буквально с первого момента, я так думаю, еще с капитана, он складывает свой образ. Этот образ, он не только сохранился во Франции, эта вот легенда – Наполеон, а мы, бедные, помните, и сочинение писали, да? И даже Раскольников рассуждал, можно ли старушку топором бить.

К. ЛАРИНА: Да, да, да, комплекс Наполеона.

А. ЛЕВЫКИН: «Кто я?», да? Комплекс Наполеона, например, в России, он прошел через весь 19-й век, вот. Так что вот эта выставка – в какой-то степени попытка ответить на этот вопрос: как это произошло, каким образом?

К. ЛАРИНА: Алексей, а вот, в принципе, мы сейчас будем отвечать (так в оригинале стенограммы. Но здесь скорее, - отмечать. - myparis) 200-летие войны. Да? В 2012-м году. По сути, это же агрессор, захватчик, враг. А мы такой роскошный пиар ему делаем – говорим о неоднозначности этой натуры, да, о его вкусах…

А. ЛЕВЫКИН: Пиар был сделан давно, Ксения. Пиар был сделан давно. Во Франции был сделан пиар.

К. ЛАРИНА: Это же вражина?!...

А. ЛЕВЫКИН: А наша классическая русская литература 19-го века, которая пиарила его на протяжении, как я уже сказал, всей истории.

К. ЛАРИНА: А почему любовь к врагу победила ненависть к врагу?

А. ЛЕВЫКИН: Ну, тут, наверное, есть несколько причин. Ну, во-первых, то, что все-таки в конечном счете, э-э-э, мы в этой войне победили.

К. ЛАРИНА: Ну послушайте, мы и в Великой Отечественной войне победили.

А. ЛЕВЫКИН: Правильно. А вы не замечаете некоторых особых точек,вот таких вот, соприкосновения? Ну, пожалуйста, фильм э-э-э-э, «Семнадцать мгновений весны». Кто, так сказать, помнит… в головах у тех людей, которые сидели, не отрываясь, смотрели на экран?..

К. ЛАРИНА: Ну, кроме Штирлица. Мюллер.

А. ЛЕВЫКИН: Шелленберг, Мюллер, да, да, да…

К. ЛАРИНА: Высокие умы, да?

А. ЛЕВЫКИН: Это в какой-то степени отношение победившей нации к побежденной.

К. ЛАРИНА: Но, тем не менее, мы выставку работ… э-э-э, Шиленгробера не устраиваем. (Возможно, ведущая имела ввиду Шикельгрубера (нем. Schicklgruber) - фамилию, приписываемую Гитлеру, как его якобы подлинную - myparis)

Т. ОЛЕВСКИЙ: Хочу напомнить, что это вольтерьянство, (Вольнодумство, по имени Вольтера - myparis) это определенная прогрессивная республиканская сперва, потом уже имперская идея, которая была у нас в Европе. Я думаю, что многие умы просто болели этим в России в то время.

А. ЛЕВЫКИН: Вот, а потом почему «пиарить Наполеона»? Наполеон действительно человек, который оставил глубокий след в истории. Действительно, у нас, у русских, в большей степени отношение к нему, как к военному деятелю. Мы отлично знаем, что Наполеон – это военный деятель, он был блестящий полководец. И слава Кутузову, слава русской армии, слава Александру Первому, которые фактически разгромили его. (Назвать Кутузова, проигравшего ВСЕ без исключения свои битвы, сжегшего Москву и потерявшего сотни тысяч своих солдат блестящим и славным полководцем может только слепо влюбленный в него человек. Директор же исторического музея обязан быть объективным. - myparis)

Коалиция коалицией, но главным стержнем коалиции была Россия и русская армия. И она разгромила его. Вот это слава наша, почему мы об этом войне так долго и хорошо помним. Но с другой стороны, если вспомнить, это и кодекс Наполеона, который вошел в основу законодательств практически всех стран Европы, не только Европы, но и Японии, например, тоже. Это и какие-то просветительские идеи, гуманитарные идеи, в том числе, которые выносились из этой революционной Франции, на территорию Европы. Это и э-э-э, его деятельность даже в области культуры. Ведь тот Лувр, который мы знаем… не тот Лувр, который мы могли бы изначально начать, (начать?! мы могли бы Лувр начать?? странно... - myparis) когда он складывается как музей, а вот тот Лувр, который мы сейчас знаем, он опять-таки создается при Наполеоне.

То есть его вклад, - его вклад, э-э-э, вот, в историю и Европы, и человечества очень высок. А кстати, вот, отношение к нему разное! Я вот с удивлением э-э-э-, вот, в период торжеств по открытию выставки, от французов узнал совершенно другое мнение: о том, что он деспот, о том, что, так сказать, революция ничего Франции не дала, о том, что все это плохо, потому что Франция была красиво развивающейся страной, да (нотки опять замечаете разные?), (В стенограмме - разные, но в звукозаписи слышно - равные... Что это должно означать, какие там еще нотки?? Непонятно... - myparis) значит, без проблем, вот. А вот эта революция – это жертвы, это, так сказать, проблемы, это нахождение врагов и прочее, прочее, прочее.

К. ЛАРИНА: А как, кстати, вот у русской интеллигенции менялось отношение к Наполеону?

А. ЛЕВЫКИН: К литературе обращаемся. По-разному. Одна, так сказать, превозносила, другая опускала, вот. То есть опять-таки это неоднозначная фигура. Очень сильная фигура, очень умная фигура, очень значимая фигура, вот! (Как это фигура может быть умной? - myparis) И поэтому отношение к ней, э-э-э, я так думаю, что, глядя на его карьеру, никто, так сказать… это блестящая карьера! И прекрасная карьера для повторения.

К. ЛАРИНА: Всегда многое можно узнать о человеке, когда ты смотришь на какие-то вот предметы, связанные с его художественным вкусом. Вот вкус Наполеона в этом смысле, он тоже был столь же неоднозначен и масштабен, как сама личность?

А. ЛЕВЫКИН: Потрясающий вопрос.

К. ЛАРИНА: Да?! Как мне приятно это слышать, боже!.. Ха-ха-ха!!!

А. ЛЕВЫКИН: Я обращаюсь опять к выставке… Вот это, кстати, это вы попали в самую точку этой выставки. Попав на эту выставку, вы поймете вкус Наполеона. (Скорее, вкус русских организаторов этой выставки, что отбирали для нее экспонаты по парижским музеям... - myparis)

К. ЛАРИНА: Но у него вкус-то был?

А. ЛЕВЫКИН: Был.

К. ЛАРИНА: Его, в принципе, это интересовало, вообще искусство?

А. ЛЕВЫКИН: Очень! Очень интересовало. Он интересовался искусством, он…э-э-э... Вы понимаете, вот если так подумать, я посмотрел, прочитал внимательно каталог, посмотрел выставку «Лувр»… тогда было Министерство пропаганды, которое создавало вот этот образ Наполеона. Вкусы были. Обязательно. (Но вот никакого Министерства пропаганды тогда не было. Это оно было у Шикельгрубера. Сто лет спустя. - myparis)

К. ЛАРИНА: Ну, например, вот что есть…

А. ЛЕВЫКИН: Он оценивал!... Вы знаете, есть потрясающий сюжет на этой выставке. Там есть очень много сюжетов, да? ...вот взаимоотношений между - им, да?... его заказом, художником и людьми, которые контролировали этот заказ. Допустим, прекрасная э-э-э-э-э... конный портрет Давида. Изумительный, один из самых лучших вообще портретов Наполеона. (Да там ведь Наполеон на себя не похож!.. Возможно, директор такого восторженного мнения, так как не видел остальных пять таких же? - myparis)

Наверное, заказ звучал: «Изобразите меня спокойным на вздыбленном коне». (Наверно! Только вот эту фразу, как подлинную, заученно повторяли все кому не лень уже раз по сто! (см. ролик выше) - myparis)

Когда любимый скульптор, которого, наверное, Наполеон считал одним из самых выдающихся скульпторов современности, Канова создает его в образе э-э-э Марса-миротворца в таком античном исполнении, да? ...обнаженным, и это не понравилось Наполеону, потому что предпочитал видеть себя в современном костюме торжественном, то директор Лувра Денон, (Странно слышать это от историка! Денон был не директор Лувра, а директор "Музея Наполеона", как в то время он назывался. Это все равно, что сказать, что Левыкин - это директор московской Думы... - myparis) объясняя Канове, почему его, так сказать, работа не принимается, сказал: «Вы игнорировали главные черты, определяющие образ э-э-э-э императора». Это черты спокойствия движений. (Последняя фраза непонятна до гениальности! Напомнило одну песню Пугачевой, про волшебника: "Вычислить путь звезды..." - myparis)

К. ЛАРИНА: Во какие претензии-то формулировались! Потрясающе.

А. ЛЕВЫКИН: Да. То есть это человек, который очень четко просматривал себя. (Так сказать!.. - myparis)

К. ЛАРИНА: Новости, потом продолжим нашу программу. Напомню, что сегодня мы с вами путешествуем по выставке «Наполеон и Лувр», которая открылась в Историческом музее.

К. ЛАРИНА: И сегодня это палаты Государственного Исторического музея, где проходит выставка «Наполеон и Лувр: из собраний музеев Франции". А у нас в студии директор Исторического музея Алексей Левыкин. Программу сегодня ведут Ксения Ларина и Тимур Олевский. И, кстати, об отношении к искусству. Я сейчас вспомнила, конечно же, любимый мой факт из жизни Наполеона, что первый декрет, который он подписал, когда вошел в Москву, это был декрет о Комеди Франсез. Вот о чем он думал на самом деле! (Я уже писал об этом распространенном заблуждении в интервью Макса Галло. Это далеко не так. Театр Комеди Франсэз был создан задолго до Русского похода. Между тем, в горевшей Москве остался кое-кто из артистов местного театра, кто не сумел бежать из города. Их-то Наполеон и зачислил в труппу Комеди Франсэз, дав и работу, и поставив на довольствие. - myparis.)

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да, пока были новости, мы говорили о провинциальных комплексах Наполеона.

К. ЛАРИНА: Ну давайте послушаем репортаж Тимура с выставки, чтобы понять, как реагирует общественность на эту уникальную выставку. А потом продолжим наш разговор.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Великая история европейской цивилизации связана с именем одного человека. Он оказался меньше своих побед, но поднялся выше истории своих поражений. Император Наполеон опять в Москве. Теперь вполне безобидно, без крови и пожаров, принес республиканские ценности, диктаторские амбиции не на штыках, а в музейных витринах. Возле рисунка, на котором полки молодого корсиканского генерала расправляются с мамелюками, художник Анатолий Кретов рассказал, у кого учился будущий завоеватель.

Все-таки, невзирая на то, что он был выдающимся полководцем, он не был гениальным полководцем. (Однако!... - myparis) Были гениальнее его военачальники, до которых он старался дотянуться. Это были полководцы Азии, Египта, разумеется, Александр Македонский. Но он создал необычный стиль. Он оценил первые раскопки Помпеи. Здесь есть сформировавшийся стиль, который мы называем все «А́мпер» (Так и в стенограмме, и в звуковом файле! Художник подчеркнуто громко делает акцент на первый слог. - myparis) то есть это имперский стиль, формировавшийся во времена Наполеона. (Простим несчастного художника, севшего не в свои сани, и взявшегося рассуждать о том, в чем он совершенно ничего не смыслит! Еще в третьем классе школьники знают, что Ампе́р (художник неправильно ставит ударение, на первый слог) - это вовсе никакой не стиль, а единица измерения силы электрического тока, в то время как имперский стиль - это Ампи́р (по буквальному произношению французского слова empire - «империя». - myparis)

Студентка из Сербии Любица долго изучала барельефы Триумфальной арки. И пожалела, что французская армия не разбила турок. (Этим как раз Кутузов занимался! Там и глаз потерял... - myparis) А потом посетовала, что теперь уже так не строят.

Я учусь на архитектора, и я смотрю на все эти работы. Они настолько красивые, настолько это сделано хорошо. В связи с вот этим модерном, со всем этим продвижением, боюсь, что сейчас бы люди это немного по-другому воспринимали. …Хотел быть таким высоким, показать, что он выше других, что он такой знаменитый, что он император все-таки.

Жан Огюст Доминик Энгр и Франсуа Жерар, написавшие парадные портреты, только добавили разочарования Асе, которая увидела простого маленького человека, а представляла все иначе. (Кстати, судя по ее голосу, той женщине, которую коррепондент так по-панибратски назвал Асей - лет шестьдесят... - myparis)

Мне это интересно, а в Париж я никогда не попаду. Вот для меня он именно такой, хотя здесь, вот по тому, что я вижу на полотнах, он не производит впечатления. Сложился какой-то вот свой Наполеон.

Опытный управленец Татьяна оценила, как ловко Бонапарт воспел свое поражение при Эйлау и сравнила с одинокой фигурой на поле Ваграмской битвы. Человека, который совершал поступки и был готов за них ответить, раздирал внутренний огонь, рассказала она.

Наполеон – фигура, которая неразрывно связана с Россией. Мы немножко его идеализируем, а сейчас будем идеализировать, наверное, еще больше, посмотрев эту выставку. И какая-то в нем и загадка есть. Я не могу понять, почему тогда им бредили, потому что он оккупант, человек, который напавший, он хотел разрухи. (Однако!... - myparis) А это особенность, наверное, таких людей, которые, став фигурой неоднозначной, создают вокруг себя блеск. Так он весь соткан из комплексов.

Кстати, она же подметила, что женитьба на Австрийской эрцгерцогине Марии-Луизе и династические устремления – это все ерунда. Все равно весь мир помнит Жозефину, такую, как на портрете гобеленов, сохраненном почти в первозданном виде. (Что значит - ерунда? Будто он женился лишь для того, чтоб Жозефину не помнили?? - myparis)

Я удивилась вот туфельке Жозефины. Вот я все пыталась понять, какой размер у этих туфелек. (А это - первая задача директора музея - писать все в пояснительных табличках, чтобы люди не "пытались понять", придя в музей, а знали бы здесь все достоверно и точно... - myparis)

То ли они такие маленькие, то ли они усохли от времени. Первое, что мне пришло в голову: неужели такие маленькие люди? Потом посмотрела на платье, померила относительно себя. Платье, вроде, так сказать, немаленькое. Посмотрела на портрет, насколько это можно понять, потому что это гобелен, какие-то искажения… Но туфельки меня потрясли своей какой-то необычной изящностью. И очень интересный портрет.

Есть такой анекдот: «Когда Наполеон был в Турине, там же находился кортеж Его Святейшества. Престарелый папский камерарий по ошибке забрел на императорскую часть дворца и увидел совершенно голую Жозефину. Старик замер в шоке и ушел, бормоча вперемешку молитвы и извинения. А Наполеон пришел в восторг и оставил все без последствий». (А есть также и фильм: про таких вот любителей не к месту блеснуть сальными анекдотами. Но видимо, юный корреспондент по молодости лет его пока не смотрел. Занят был. Анекдотцами. - myparis)

А вообще любил распекать мужей-рогоносцев, но на поле брани их же и награждал. Орден Почетного Легиона - тут же, но инженера Николая больше заинтересовала шпага тонкой работы.

Шпага с тремя футлярами из себя представляет, конечно, шедевр. В 8-м году она была Наполеоном подарена Александру I, и каким-то образом она снова оказалась в Лувре. Причем это не один такой экземпляр, несессер, который был походный Наполеона, также был подарен Александру I, потому что он был очень удивлен этим предметом. И Наполеон его в порыве щедрости подарил Александру I. И опять все эти предметы оказались во Франции. Но здесь никто не может объяснить, почему они снова оказались там. (Вот именно что. Как послушать московских музейщиков, так прям всё, что в Лувре хранят, всё это Наполеон Александру подарил. Но тот быстро всё назад вернул. Из скромности. - myparis)

Переподарить – вроде как не принято, наверное, это было. …Я считаю, что это очень исторический и значимые, безусловно, то есть никакой не комический, не риторический. Это просто очень великий человек.

Знаменитый Кодекс императора – дар народам, (А привезли кстати-то, Уголовный кодекс - а вовсе не тот, знаменитый гражданский, Code civil des Francaise. Но никто об этом не говорит. Табличек там нет или не понимают, что ли? Видимо, и это - тайна! - myparis) и фигура всадника на вздыбленном коне. Будущий энергетик Роман искренне им восхищается, но сейчас никто в сумасшествии не мнит себя Наполеоном, с сожалением констатировал он.

Ну единственная картина, конечно, так картина, которую мы все время видим в учебниках, огромная, действительно впечатляет. Но даже в наше время это необычный человек. Но другие герои сейчас. Он был героем своего времени, так, наверное, можно сказать. А сейчас, наверное, все-таки люди стремятся к другим героям, не к той славе, к которой стремился Наполеон. То есть он вел народ к свободе, сейчас совсем другие идеалы, другие цели…

В Москве - расцвет бонапартистской Франции. Еще шумят балы, на которых он приказывает всем веселиться. И пары переходят из комнаты в комнату большой галереи. Очертания Святой Елены еще не проступают в тумане. Французский орел парит в Историческом музее.

К. ЛАРИНА: Ну что же, прошлись, с помощью Тимура ощутили атмосферу этой выставки. Дополнения и комментарии от Алексея Левыкина.

А. ЛЕВЫКИН: Ну, вы знаете, я, во-первых, потрясен вот, составом людей, который на эту выставку пришли.

К. ЛАРИНА: Какие люди приходят, да?

А. ЛЕВЫКИН: Да. Прекрасное понимание и разнообразие. Но, наверное, мы, так сказать… это приятно всегда. Мы получили ту аудиторию, для которой мы делали эту выставку. Кстати, я даже могу, так сказать, еще немножко подчеркнуть, особенно москвичам. Выставка работает ежедневно до 20 часов.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Ну послушайте, там есть один экспонат, про который я не рассказал, но он меня потряс. Там есть шляпа императора, та самая, которая известная…

К. ЛАРИНА: Треугольная?

А. ЛЕВЫКИН: Двуугольная. Двуугольная! Это мы привыкли называть ее треуголкой. (Молодец, директор! Здесь - в точку! - myparis)

К. ЛАРИНА: А, она же вот такая…

А. ЛЕВЫКИН: Ну, конечно!… Двуугольная она. Так что, вы знаете, я действительно рад точности оценок, вот тому вниманию, которое посетители оказывают.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Как оказались подарки русскому царю обратно в Лувре?

А. ЛЕВЫКИН: Вы знаете, я еще раз говорю, я не большой специалист в области, так сказать, истории Наполеона самого. (А это заметно, кстати. - myparis) И естественно, я круг происхождения экспонатов не изучал. Но мы прекрасно знаем, что у нас были прекрасные 20 – 30-е годы, когда мы, так сказать, любили пополнить казну нашей страны за счет продажи.

К. ЛАРИНА: То есть продали, наверное, да?

А. ЛЕВЫКИН: Это уходило и из Москвы, это уходило и из Санкт-Петербурга, вот. Кроме того, давно уже существует такая организация, которая называется «Фонд Наполеона», существует Дворец инвалидов, который является его пантеоном, комплексом, где собирается все, что есть. Да, то... Я не исключаю целенаправленных закупок, которые производились в те времена. (Версия вполне жизннная, но все же, обзывая "дарами" все подряд, логично было бы хоть через одно давать хоть какие-то доказательства того, что именно этот предмет и вправду был подарен. Это только добавило бы чести музейщикам. Но если таких доказательств нет, то стоит ли самообманываться-то? - myparis)

К. ЛАРИНА: Давайте немножечко по экспонатам пройдем. Потому что понятно, что мы все не сможем охватить в нашей передаче, но какие-то вот ключевые моменты выставки, может быть, вы нам подскажете.

А. ЛЕВЫКИН: Вы знаете, там очень много ключевых моментов. Вот сейчас прозвучало «двууголка Наполеона». Потрясающий экспонат, который… Ну, в принципе, мы символизируем даже этого человека.

К. ЛАРИНА: Как это внутри выглядит? Я все время мечтала заглянуть вовнутрь.

А. ЛЕВЫКИН: Они разные были. В зависимости от того, летняя она была, не летняя.

К. ЛАРИНА: Там какая-то подкладка…

А. ЛЕВЫКИН: Вообще у него всегда находилась в запасе дюжина, так сказать, шляп. И каждый год ему еще поставляли или осуществляли ремонт еще четырех. Потом, когда они изнашивались, он отдавал их своим слугам. Кстати, вот как история данной двууголки, вот она прошла такую же историю. Несомненно, изумительной красоты предметы, которые были сделаны специально для Наполеона и которыми он пользовался. И вот эта шпага, потому что это был подарок, но это работа выдающегося французского оружейника Буте. (Да, есть такой мастер Бутэ - (фр. Nicolas Noël Boutet), однако же он действительно больше известен, как оружейник, т.е. делавший огнестрельное оружие: пистолеты, мушкеты и карабины, но чтоб шпаги??? В основном все шпаги деле Наполеону ювелир Бьене... Не напутал ли тут директор? - myparis)

Это работы выдающихся э-э-э, французских ювелиров Бьене, Адео, которые работали над практически всеми предметами… Ну, мы можем их назвать, быта или роскоши – это посуда, она присутствует, прекрасные памятники сербского фарфора, (Опять! Севрского. - myparis) прекрасные э-э-э, предметы оружия, вот этот несессер, мебель, личные вещи Жозефины. Кстати, размер обуви ее 36, вот! (Подчеркну - размер той обуви, но вовсе не размер ноги самой Жозефины. - myparis) Изумительные произведения искусства – Давид, э-э-э-, Канова. Причем она из, наверное, самых замечательных работ Кановы – это «Амур и Психея», которая там представлена. (Вот только жаль, что там никак не представлено, а какое отношение эта Психея к Наполеону-то имеет? - myparis)

Потрясающие бюсты художников, скульпторов своего времени. В том числе, есть реальность увидеть Давида в том виде, в котором он выглядел, потому что сама портретная живопись, она не передает ничего. Его лицо было искажено болезнью, и, так сказать, реально увидеть его… То есть там можно называть каждый экспонат, который там находится. Он тщательно отобран, (Серьёзно?! Но почему тогда никто не может понять драматургию?! Причем - даже сам директор! - myparis) выполняет свою роль, является произведением искусства и играет на общую идею выставки.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Кстати, есть еще и старший брат Наполеона, да?

А. ЛЕВЫКИН: Да.

Т. ОЛЕВСКИЙ: И там интересное официальное представление о всех сражениях практически, успешных сражениях, сражениях до падения.

А. ЛЕВЫКИН: Это вы имеете в виду, что особенно, так сказать, в каталоге отмечается?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да.

А. ЛЕВЫКИН: Конечно.

К. ЛАРИНА: Скажите, пожалуйста, Алексей. А вот понятно, что мы же всякие параллели исторические проводим, безусловно. Потому что если есть такой деспот, тиран и диктатор, то он как бы есть и в виде Наполеона тоже. Несмотря на то, что существует некая мифология вокруг его имени, о чем мы говорили. Но, тем не менее, культ личности создавался, в том числе, и деятелями искусства наполеоновских времен.

А. ЛЕВЫКИН: Я еще раз подчеркиваю, мы даже с этого начали, он создавался специально! И, вот...

К. ЛАРИНА: Кто обслуживал его?

А. ЛЕВЫКИН: Его обслуживала целая группа.

К. ЛАРИНА: Живописцы придворные, скульпторы?

А. ЛЕВЫКИН: В принципе, его можно было смело называть министром пропаганды – это Денон, это директор Лувра, который, в принципе, осуществлял вот эту связь между императором и художественным сообществом. Он определял заказ, он определял, так сказать, как должен был выглядеть… Естественно, конечное решение принимал сам Бонапарт. Это очень серьезная, хорошо продуманная индустрия пиара. Тогда не было телевидения…

К. ЛАРИНА: Но газеты были?

А. ЛЕВЫКИН: Газеты были. Кстати, между прочим, количество газет при самом императоре и даже при первом консуле резко сократилось.

К. ЛАРИНА: То есть цензура делала свое дело, да?

А. ЛЕВЫКИН: Цензура делала свое дело, да. И он ввел цензуру, причем очень жесткую цензуру. Он ввел очень жесткую перлюстрацию писем на почте. Этот аппарат работал.

К. ЛАРИНА: А насколько были продуманы его появления на публике?

А. ЛЕВЫКИН: Я думаю, что вот этот вот, ...все торжественные мероприятия очень глубоко продумывались. Сама коронация, где она проводилась? Уникальная коронация. Вот уникальность этой коронации заключается…

К. ЛАРИНА: В Соборе Парижской Богоматери.

А. ЛЕВЫКИН: Да. Она проходила в Нотр-Дам, не там, в Рейнсе, (в Реймсе (фр. Reims) - столица Шампани. А точнее - в Реймском кафедральном соборе. - myparis) где постоянно короновались французские короли. Она была перенесена, чтобы как-то отличить это, да? Это серьезная работа… чтобы там был Папа Пий VII, который должен был участвовать в этой коронации.

К. ЛАРИНА: Там же есть по этому поводу сюжет.

А. ЛЕВЫКИН: Там есть картина…

К. ЛАРИНА: Конечно!

А. ЛЕВЫКИН: Да, есть картина, так сказать, знаменитая – это вот шествие, э-э-э- к собору, э-э-э- Нотр-Дам. И гравюра с очень знаменитой картины Давида, изображающая весь процесс коронации. Кстати, и сама даже гравюра пользовалась очень большой популярностью.

К. ЛАРИНА: А есть что-нибудь, кстати, от коронации вот на этой выставке?

А. ЛЕВЫКИН: Ну там есть трон, (Этому трону посвящена вся часть. На нем никогда не сидел Наполеон, и тем более - при коронации! - myparis) там есть императорский портрет. К сожалению, регалии Наполеона не сохранились, которые были сделаны для него. Они были уничтожены в период реставрации. (Смешно слушать! Хочется отвести директора за руку в Лувр, и показать: ниже на снимке - та самая наполеоновская корона, Париж, музей Лувр. - myparis)

К. ЛАРИНА: Я вот тут прочитала, когда готовилась к программе, интервью в «Известиях» с историком французским, академиком Максом Галло. Это имя, наверное, вам знакомо. (Это интервью Макса Галло - - myparis)

А. ЛЕВЫКИН: Угу...

К. ЛАРИНА: Он как раз тут пишет про вот эту вот картину, что Наполеон потребовал добавить нескольких персонажей, которые отсутствовали на церемонии в Соборе Парижской Богоматери. И вспоминает французский историк, как Сталин устранял некоторых своих соратников с фотографий. Вот то же самое и здесь произошло, то есть некая коррекция.

А. ЛЕВЫКИН: Да, в частности, там была добавлена мадам матушка. Это его мама Летиция Бонапарт, которая отсутствовала там, но она была добавлена на этой картине. (На фрагменте картины внизу видна мать Наполеона, Летиция Буонапарте, смотрящая на своего сына из ложи. Как выяснилось, она не присутсвовала на той церемонии в знак протеста против крупной ссоры, что произошла между ее сыновьями: Люсьеном и Наполеоном. Люсьена Бонапарта, младшего брата Наполеона, который в свое время так помог ему прийти ко власти, будучи Председателем Совета Пятисот, также не было на этой церемонии. Нет его и на этой картине. Кстати, Летицию Давид изобразил как раз по ее просьбе - спустя время, мать простила сыновей. Наполеон в свою очередь, одобрил решение Давида, однако же сам его об этом не просил, как это принято считать. - myparis.)

А с другой стороны, ну, читайте Ленина! Любимая революция, которую любили большевики – это была отнюдь не Парижская коммуна, извините меня, а Великая французская революция. А, так сказать, постоянная борьба с бонапартизмом, она проходит красной чертой через очень многие работы того же самого Ленина. То есть во многом, э-э-э, так сказать, они себя соединяли с вот этими событиями, которые проходили во Франции в начале века.

К. ЛАРИНА: А вот еще тоже такой вопрос из области смешного, скорее всего, поскольку мы говорим о всяких высоких вещах. А на самом деле проблема-то была еще и в том, что он был маленького роста. Это же не миф.

А. ЛЕВЫКИН: Может быть.

К. ЛАРИНА: Да? Это же не миф. И про этот комплекс мы тоже знаем. Сегодня существует масса ухищрений для того, чтобы лидер страны, это можно говорить о Саркози том же, который небольшого роста, можно говорить о наших руководителях – и Владимире Путине, и Дмитрии Медведеве, у которых тоже, я думаю, это составляет некую проблему… Да? Вот хочется же быть самым высоким. И мы сегодня знаем, что масса есть ухищрений, как снимать, как окружать, как выстраивать отношения в кадре между героем и его гостем. А как эта проблема решалась при Наполеоне? Были какие-нибудь свои законы, как изображать или как искусственно свой рост немножечко увеличивать?

А. ЛЕВЫКИН: Ну я ведь уже сказал, да? Я уже сказал: спокойствие, движение, да? Уверенность, спокойствие...(А какое может быть движение, когда спокойствие? Тут или тпру, или ну - или спокойствие, или движение: суть противоположные вещи! Эх, директор явно не chauffeur!... - myparis)

Ведь ему приходилось решать очень многие вопросы. Представляете, коронация заканчивается интересным торжественным актом: император, так сказать, приносит присягу о сохранении всех, так сказать, ценностей побед революции. Потрясающе, да? (Она довольно редко где встречается, поэтому я решил дать это фото. - myparis)

То есть он должен был постоянно решать очень многие вопросы. И поэтому, да, он должен был соответствовать. Он создавал новый двор, он создавал новое окружение, он представлял себя, как покровитель искусства, он представлял себя, как военный деятель. Там изумительная картина – это картина «Битва при Прейсиш-Эйлау». И это проходит, кстати, такой красной линией через все картины, посвященные битвам. Он нигде не в сражении, но он везде миротворец. Прейсиш-Эйлау – фактически проигранное французами сражение с большими, с огромными потерями. (После 14 часов непрерывного боя, потери русских составили около 15000, французов - от 10000 до 15000 человек. Поле боя осталось за французами, русские отступили. Примечательно, что Прейсиш-Эйлау - это вовсе была не территория России, а территория Королевства Пруссии в то время, суверенного государства. Что делала на территории чужой страны русская армия? Это мно-о-гое объясняет!... На снимке: картина "Наполеон I в битве под Прейсиш-Эйлау", руки Антуана Гро. - myparis)

Он все равно как миротворец, он милостиво обращается к раненным русским, которые остались после сражения. Сражение при Ваграме. Изумительно, да? Нет ни одного выстрела, ни одного взрыва. Спящий, думающий император…(О чем они вообще говорят? Какой такой спящий император?! Где они это видели?! На снимке: "Битва под Ваграмом", руки Горация Верне - всё там есть: и выстрелы, и взрывы, и никто не спит: Император на коне... Приснилось им самим уже там, что ли?! - myparis)

Т. ОЛЕВСКИЙ: В одиночестве.

А. ЛЕВЫКИН: В одиночестве, да. Восторженно глядящие на него генералы, подписывающие рескрипты. В принципе, понятно, итог сражения завтра утром будет решен, все решено. (Так в одиночестве, - или с генералами?! - myparis)

Т. ОЛЕВСКИЙ: Кстати, по поводу роста. Там есть довольно много работ, где император всегда на ступеньку выше своего собеседника.

К. ЛАРИНА: Вот я хотела про это спросить.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Есть такие работы, да. Он действительно выше или на коне, но, в общем, с ростом художники работали.

К. ЛАРИНА: А вот шинели, сапоги – там есть какие-нибудь вещи, кроме двууголки?

А. ЛЕВЫКИН: Ну, может, двууголка его повышала немножко.

К. ЛАРИНА: Потому что тут же плечи можно сделать, каблук на сапогах. Сапог нету?

А. ЛЕВЫКИН: Ну, я думаю, что он все-таки в большей степени решал вот эту проблему величием, отношением, да? Ведь очень много нюансов, такое очень часто, видимо, встречается, мы можем проследить. Да, вот даже эффект: сейчас очень много споров вокруг Жукова, да, но солдаты-то его любили, несмотря на то, что сейчас говорится – большие жертвы во время операций. То же самое с Наполеоном – его обожали солдаты. Огромные потери Франция понесла в этих войнах…

К. ЛАРИНА: Но это тоже, простите, результат пиар-кампании, или…

А. ЛЕВЫКИН: Это тоже пиар-кампания: он был всегда рядом с солдатом, он так сказать, когда-то разрешал им пограбить, иногда очень много награждений, очень много награждал.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Они же гибли пачками, но при этом любили его.

А. ЛЕВЫКИН: Они гибли пачками. Ведь Франция потеряла во время этих войн, причем это не очень точная цифра, более полутора миллиона человек. Представляете? Это без, так сказать, самолетов, без пулеметов…

К. ЛАРИНА: Это огромная цифра, да.

А. ЛЕВЫКИН: Это огромная цифра.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Главное, беспрестанная война, от которой просто, в общем-то, уже тяжело, потому что это много-много лет…

А. ЛЕВЫКИН: И все равно, вот тоже кстати, сюжет, который представлен на одном изображении – это вот прощание с гвардией Наполеона в Фонтенбло. Это действительно трагедия, это знаменитый такой момент, после поражения под Ватерлоо. Его любили.

(Директор говорит вот об этой, скорее - не гравюре, а правильно сказать - аквантине Шарля-Самюэля Жирарде (1780-1863) по оригиналу Горация Верне. 1825 год, музей замка Фонтенбло. Нельзя не привести и эту драматичную сцену из фильма Waterloo, блестяще сыгранную великим американским актёром Родом Стайгером, получившим Оскара за этот фильм. - myparis)

К. ЛАРИНА: Скажите, пожалуйста, а отношение к России, кроме как к территории, которая является предметом вожделения, что еще его интересовало? Или об этом умалчивает история?

А. ЛЕВЫКИН: Ну, наверное, Россия вообще представляла не очень большую проблему, он столкнулся с ней сразу. Вот он сразу с ней столкнулся, и я так думаю, что он неоднократно пытался решить вот этот русский вопрос. Кстати, есть потрясающее произведение историческое, его автор Манфред, называется «Наполеон Бонапарт», где он подчеркивает, не понимает, почему две страны, которые должны быть естественными союзниками, и в дальнейшем, в конце 19-го века, они станут этими союзниками… Даже когда Советский Союз был, так сказать, определенного идеологического направления, вы помните, да? - самые лучшие отношения были с Францией. Вот. Почему они воевали друг с другом? Ну, таков был нюанс.

Россия была мощной европейской державой. И решить те цели, которые он поставил перед собой… Я думаю, что он отнюдь не хотел оккупировать территорию России. Но выбить Россию из этой коалиции, выбить ее из коалиции с Англией, что для него, он понимал, был совершенно смертельный вариант, он все время хотел. Отсюда вот эти постоянные столкновения с Россией. (Согласен... - myparis)

К. ЛАРИНА: Временной отрезок здесь какой, на выставке? Чем начинается, чем заканчивается?

А. ЛЕВЫКИН: Ну, она начинается, наверное, с самого начала... (Так отвечают только двоечники на уроках истории, а не руководители столичных исторических музеев, к тому же - кандидаты исторических наук!... - myparis)

Хотя мы заходим, открывается вот вход в зал, в этот прекрасный двухцветный зал Городской думы, и мы сразу видим этот прекрасный портрет э-э-э, Наполеона-императора, трон. Но все-таки там прослеживается путь, наверное, в какой-то степени, ну, если не от капитана, то от…

Т. ОЛЕВСКИЙ: От бригадного генерала уж точно, да.

А. ЛЕВЫКИН: И до самого конца, который символизирует собой вот эту… даже не маску посмертную, а вот две изумительные небольшие картины – это император, который выходит из могилы, да, и вот эта вот история Наполеона в его шляпах.

К. ЛАРИНА: Выставка «Наполеон и Лувр», напомню, продлится до 10 декабря. Спасибо Алексею Левыкину, директору Государственного Исторического музея. Еще раз напомню, что выставка до 8 часов вечера идет, это очень важно.

А. ЛЕВЫКИН: До 8 часов вечера. Так что мы приглашаем всех и в рабочие дни, и в выходные дни. В выходные дни, конечно, народу гораздо больше там находится. Наверное, надо будет подождать, потому что зал не очень большой.

К. ЛАРИНА: Так что лучше в будний день идите.

А. ЛЕВЫКИН: Да, мы ждем всех на этой выставке.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

А. ЛЕВЫКИН: ...


Марина Тимашева:
Государственный Исторический музей обладает не только основным зданием на Красной площади, но и расположенными в разных частях Москвы многочисленными филиалами. В этом году музей должен лишиться одного из них, но прирасти и новыми площадями. Лиля Пальвелева представит нам нового директора Исторического музея Алексея Левыкина.

Лиля Пальвелева:
Алексей Левыкин в июне этого года стал 18-м по счету директором Исторического музея. В свое время директором Исторического музея был его отец Константин Левыкин. А наш собеседник долгое время работал по другую от Красной площади сторону стены, научным руководителем Музеев Московского Кремля. Так что, вполне резонно поинтересоваться мнением Алексея Левыкина по поводу происходящей сейчас передачи Русской Православной Церкви филиала Исторического музея – Новодевичьего монастыря. Почему музейное сообщество с такой легкостью согласилось на то, чтобы это непростое, спорное решение было реализовано?

Алексей Левыкин: Я, честно говоря, с вами не согласен, что музейное сообщество отказалось. Достаточно сказать, что это решение принималось очень долго и были постоянные попытки доказать, что гораздо лучше для памятника, для Новодевичьего монастыря (это и моя позиция), чтобы происходило это сосуществование - и Русской Православной Церкви, и музея - на одной территории. Тем более, это существование имеет наиболее давние и самые лучшие традиции. Я просто знаю прекрасно, как еще в период советского строя, сколько стоило моему отцу усилий, чтобы часть храмов, которые находятся на территории Новодевичьего монастыря, были переданы Русской Православной Церкви для осуществления служб. Трудно было представить в те времена, как это делалось, но это было сделано. Во-вторых, мне очень не нравится вот эта позиция, которая представлялась в СМИ. Давайте посмотрим, как обычные обыватели, которые включают телевизор и слышат об очередном имущественном споре: с одной стороны, музейное сообщество, которое говорит о том, что передавать нельзя, с другой стороны, Православная Церковь, которая говорит о том, что передавать надо, потому что это некогда принадлежало Православной Церкви и до 19-го века это сохранялось лучше, чем многие светские памятники. Получается такой классический имущественный спор двух хозяйствующих субъектов. А общество-то где? Где то общество, которое должно быть заинтересовано в сохранении памятников культуры, в большей степени их открытости, в большей возможности их посещения? Его нет.

Лиля Пальвелева: Когда стало известно о грядущем событии, звучало очень много утешительных слов по поводу того, что ничего страшного не происходит, люди и в дальнейшем смогут посещать все эти места и все осматривать. Более того, утверждалось, что даже экскурсии будут проходить. Однако, опыт Донского монастыря свидетельствует об обратном.

Алексей Левыкин: Вы знаете, я даже встречался с Владыкой Ювеналием, и было заявлено, что Исторический музей уйдет с территории Новодевичьего монастыря, он передаст и храмы, и иконостасы, но Русская Православная Церковь надеется создать свой музей на этой территории.

Лиля Пальвелева: Из каких экспонатов будет составляться новый музей и не случится ли так, что Церковь потребует те принадлежащие Историческому музею реликвии, что связаны с многовековой жизнью монастыря?

Алексей Левыкин: Закон отмечает, что это касается памятников недвижимых и тех иконостасов, которые есть. Вопрос, на каких экспонатах они будут существовать, это уже вопрос не Исторического музея. Возможно, мы можем ожидать каких-то определенных запросов на те экспонаты, которые связны с историей Новодевичьего монастыря. Но все-таки тот закон, который сейчас будет обсуждаться в Государственной Думе, он касается памятников недвижимых. По памятникам музейного фонда написано, что находятся в зоне действия Закона о музейном фонде и остаются у государства. Это - один вопрос. И другой вопрос – конечно, очень хотелось бы, чтобы действующие храмы, действующие монастыри работали в том же самом режиме, как, например, в Италии, где каждый желающий, после завершения службы, может зайти, ознакомиться, где существуют жесточайшие нормативы хранения, где производится классическая реставрация. Если это будет, то я думаю, что общество будет относиться к этому спокойно. Все-таки музейное сообщество, как правило, говорило не о собственности, а в большей степени опасалось за состояние этих предметов. А на практике мы можем только посмотреть.

Лиля Пальвелева: А окончательно покинет стены Новодевичьего монастыря Исторический музей лишь тогда, когда для него будут подготовлены обещанные помещения в Измайлово. Со временем там разместятся реставрационные мастерские и появятся новые выставочные пространства. Впрочем, все это, вероятно, дело не близкого будущего. Куда раньше должны быть наконец-то освоены площади бывшего Музея Ленина, изначально, до революции – здания Городской Думы. Здесь и находится кабинет директора.
Ваши окна выходят во внутренний двор. Это очень старая часть Москвы, сохранная часть, и были проекты, во время освоения этого пространства, уже как выставочного, накрыть все стеклянным куполом. Как вы относитесь к такого рода архитектурным новациям?

Алексей Левыкин: Вот это пространство, которое находится именно за моим окном, мы его будем обязательно осваивать, и это перспектива. Другой вопрос, что кроме нас в создании проекта принимают участие достаточно большое количество различных служб, и даже в официальных организациях очень много людей, которые принимают или не принимают форму перекрытия двора, я не скажу купола. И мы, естественно, прейдем к освоению данной территории и начнем, в первую очередь, с обычных реставрационных работ тех памятников, которые находятся здесь, но уже после завершения первых этапов тех работ, которые ведутся на Московской Городской Думе и на территории, которая ни у кого не вызывает сомнения - я имею в виду внутренний двор, который образован между комплексом Монетного двора и бывшим Музеем Владимира Ильича Ленина. Потому что там чисто технологическое пространство, которое не имеет никакого, ни исторического значения, ни памятникового - это внутренний двор и, возможно, там будет создан к 2012 году Музей войны 1812 года. Но я бы еще хотел обратить ваше внимание вот, на что. Есть перекрытие, как вы сказали, купол, который влечет за собой уничтожение памятника и создание какого-то нового архитектурного пространства. Но есть перекрытия, которые проводятся очень разумно, и я встречал такие работы в таких потрясающе ортодоксальных по отношению к архитектурной реставрации странах, как Дания и Швеция, где это очень четко продумывается, где конструкция отрывается от архитектурного памятника, где, наоборот, работает на его сохранение. И не надо забывать другого момента. Ведь в какой-то степени, даже когда музеи идут на это, они идут на это не ради того, чтобы создать дворик себе для чего-то, они, как правило, борются за то музейное пространство, в котором можно представлять памятники культуры. Так что сейчас пока что рано об этом говорить. Очень часто говорят о возвращении данного пространства для возможностей москвичей. Я, честно говоря, здесь никогда туристических групп не видел - только очень немногие и очень изощренные специалисты знали, что здесь находится. В общем, я думаю, что мы попытаемся сделать все возможное, чтобы не нарушить красоты вот этого района Москвы, о котором мало кто что знает (может быть, тот, кто попадал в отделение милиции, которое находилось в соседнем дворе), и я вас уверяю, мы будем подходить к этому осторожно.

В феврале 2017 года Государственный исторический музей будет отмечать 145-летие со дня своего основания. «Лента.ру» поговорила с директором музея Алексеем Левыкиным о том, как работает главное историческое хранилище страны и о больших планах его развития, а также о том, как создаются выставки и какие экспозиции ждут посетителей в новом году.

«Лента.ру»: Какие мероприятия музей готовит к 145-летию?

Левыкин : Конечно, отношение к этой знаменательной дате у нас особенное, хотя мы рассматриваем ее как начало подготовки к 150-летию музея в 2022 году. Исторический музей создавался особо и в особый период времени - как главный центр памяти и сохранения культурного и исторического наследия огромной страны, и он с честью выполняет эту задачу и сегодня. Ни одна страна в мире не обладает таким обширным хранилищем раритетов и памятников истории и культуры, мемориального наследия, как Россия в лице Исторического музея. Более пяти миллионов единиц хранения! Причем почти каждый из этих предметов связан с важнейшими этапами как в истории нашего государства, так и вообще с историей цивилизации на территории современной России и ее ближайших соседей.

Мы планируем провести мероприятия, которые зададут направление развития музея в будущем, позволят усовершенствовать его инфраструктуру, сделать более интересным и привлекательным для посетителей. Из наиболее заметных проектов - это совершенно новая система навигации в главном здании Исторического музея. Одна из самых главных проблем в музейном деле - это те объемы информации, которые музей может и должен предоставить посетителю. С конца января 2017 года каждый посетитель Исторического музея сможет получить не просто карту-схему, а полную картину основной экспозиции музея, причем он сможет сделать это и перед визитом в музей, загрузив информацию с сайта музея. Работа над этим проектом будет продолжена, ведь наша задача создать единую информационную систему, которая сможет дать информацию посетителю о каждом экспонате.

Конечно, в планах на 2017 год и организация серии выставок в Москве и регионах России. Любая выставка - событие и в жизни музея, и в истории нашей страны. В следующем году только на площадке ГИМ планируется 13 выставок, совершенно разноплановых - от локальных, основанных на показе наших коллекций, до таких крупных, как выставка, посвященная началу Русско-Турецкой войны 1877 года, где мы представим не только предметы из нашего собрания, но и из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи и музеев Болгарии.

Несомненно, важнейшая дата - 100-летие Великой русской революции. Хотя наш музей непрофильный с точки зрения изучения этой темы - ею занимается Музей современной политической истории, - но все-таки мы обладаем уникальной коллекцией, которой пополнился ГИМ с присоединением фондов Музея В.И. Ленина. На основе этого собрания осенью 2017 года мы представим большой выставочный проект, посвященный революции как поворотному событию в ходе мировой истории.

Как происходит процесс создания выставки? Кто, как правило, выдвигает идеи? Понятно, что бывают некоторые даты, которые сами подсказывают тему.

Вот вы сказали «бывают некоторые даты». На каждый год приходится несколько значимых и интересных дат, которые исторические музеи обойти вниманием не могут. Этот год был объявлен годом великого русского историка Карамзина; в 2014 году отмечалось столетие начала Первой мировой войны, события, которое сильно отразилась на судьбах народов всего мира, а в прошлом году основные события прошли под знаком 70-летия Великой Победы.

Так что есть определенные даты в истории нашей страны, которые обязательны к отражению в программе мероприятий Исторического музея. Тем более что события бурного ХХ века не охвачены нашей основной экспозицией. И не потому, что у нас нет памятников этого времени, а из-за нехватки экспозиционного пространства, где мы могли бы все разместить.

Нередко происходит так, что проект предлагается нашими партнерами из других музеев. Так, была организована выставка, которая сейчас пользуется огромным интересом у публики - «Боги и герои Древней Греции». Она проходит в рамках перекрестного года России и Греции, и работа над ней велась в рекордно короткие сроки: от начала переговоров до открытия прошло чуть более полугода. Надо учесть, что за этот период не только был произведен отбор экспонатов (в Москву впервые привезли первоклассные произведения античного искусства, которые никогда ранее не покидали Грецию), но еще и создана прекрасная экспозиция, выпущен каталог.

Кроме того, с рядом зарубежных музеев у нас есть программы долгосрочного сотрудничества, в рамках которых проводятся обменные выставочные проекты. В конце ноября мы открыли выставку из музея китайской провинции Шаньси. Для нас это не просто интересная работа по созданию выставки, посвященной истории и культуре Поднебесной, а еще и начало большого проекта по представлению коллекций нашего музея в Китае. Сейчас мы отправляем в Китай выставку, посвященную истории России имперского периода. Она будет показана в нескольких крупных музеях в течение всего следующего года.

Значит, полгода подготовки - это минимум?

Знаете, полгода - это даже не минимум, это вообще не срок. Просто в случае с «Богами и героями Древней Греции» предложение было крайне интересным: экспонаты предоставили 26 ведущих греческих музеев. Это поистине уникальные памятники, шедевры мирового уровня! Отказываться от такой выставки мы просто не имели права.

А вообще работа над выставкой идет несколько лет. Она включает в себя и работу научных сотрудников, создающих концепцию, работу реставраторов, готовящих памятники для экспонирования, работу редакционно-издательского отдела, который создает каталог, работу по продвижению выставки, в конечном итоге. В создании экспозиции задействовано очень большое количество людей.

Расскажите о взаимодействии Исторического музея с Министерством культуры. Как вы его оцениваете?

Мы являемся федеральным музеем и находимся в непосредственном ведении Министерства культуры, и взаимодействие, которое у нас происходит с нашим руководством, фактически ежедневное. Мы выполняем государственное задание - свою функцию по хранению и экспонированию предметов, по организации различных региональных выставочных проектов, ведем популяризаторскую деятельность. Отмечу, что предложения, с которыми мы обращаемся к министерству, чаще всего находят отклик. В министерстве работают специалисты, которые выполняют общую с нами работу по сохранению культурного наследия. И если мы решаем эту задачу в рамках одного музея, то для министерства это работа в масштабах всего государства.

Одна из главных сегодняшних проблем Исторического музея - это огромные фонды, требующие новых современных хранилищ, экспозиционных пространств. Решить эти проблемы без поддержки Министерства культуры невозможно. Мы только что говорили о предстоящем юбилее музея и его будущем развитии. Одним из самых главных событий, которые должны произойти в период празднования нашего 145-летия - это представление программы развития и определение тех целей, которых мы должны достичь за ближайшие пять лет. Одна из таких задач - создание нового современного реставрационно-депозитарного комплекса, который планируется на территории Новой Москвы. Без самого активного участия Министерства культуры это сделать невозможно. Запрос на расширение фондовых и экспозиционных пространств для крупнейшего музея страны был услышан и поддержан лично министром культуры Владимиром Мединским, который не отложил решение этой проблемы на будущее. Скажу больше - инициатива выделения территории в Новой Москве для фондохранилища ГИМа исходила лично от министра. Сейчас уже определен земельный участок; мы ведем работу с профильным департаментом министерства культуры по подготовке проектной документации и документов для федеральной адресно-целевой программы. Впервые за то долгое время, что Исторический музей добивался решения проблемы выделения дополнительных площадей, мы видим реальные действия, которые завершатся созданием современного комплекса, и это сразу позволит решить несколько задач: улучшить условия хранения, реставрации, экспозиции. И самое главное - открыть для посетителей новые выставочные площади в центре Москвы, которые мы освободим от фондохранилищ, реставрационных мастерских, административных помещений.

Министерство культуры помогает нам решать задачи по комплектованию фондов. Музей должен постоянно расширять свою коллекцию и смотреть в будущее. Это касается и предметов, связанных с современной историей, и вовлечением в музейный оборот коллекций, представленных на антикварном рынке. Без финансовой поддержки Министерства культуры это сделать невозможно, и такую поддержку мы получаем. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, сегодня мы имеем выстроенную программу комплектования. Это касается не только Исторического музея. В министерстве регулярно работают комиссии, которые рассматривают предложения музеев, оценивают их, дают свои рекомендации. В результате музейный фонд государства пополняется уникальными предметами и коллекциями.

Фото: предоставлено пресс-службой Государственного исторического музея

То есть музей делает запрос?

С одной стороны, это достаточно банальная - в хорошем смысле слова - отработанная технология. Конечно, сотрудники музея, его хранители ведут постоянный мониторинг исторических и культурных памятников, находящихся на антикварном рынке, причем часто не только в России, но и за рубежом. Да, у нас есть устоявшиеся контакты с людьми, работающими в этой сфере. Но в музей нередко приходят люди, которые предлагают музею вещи, хранившиеся в семье.

Мы оцениваем тот или иной предмет с точки зрения исторической ценности, насколько он значим для собрания государственного музея. И если специалисты принимают положительное решение, то мы обращаемся за финансированием к Министерству культуры. Естественно, федеральное министерство действует в рамках имеющихся финансовых лимитов. Но по-прежнему благодаря поддержке государства коллекции музея пополняются уникальными памятниками. Мы регулярно представляем наши новые поступления и в рамках празднования 145-летия музея покажем наиболее знаковые предметы, недавно пополнившие фондовые собрания.

Вы рассматриваете Исторический музей в первую очередь не как место, где посетители могут искать развлечение в виде выставки, а где они получают дополнительное образование, познания в области истории.

Дело в том, что развлечение и организация досуга - это очень важная функция музея, но это лишь часть нашей работы. Музей - очень сложный механизм. И если вы обратитесь к любому музейному работнику и спросите: «что самое важное осуществляет музей?», вам ответят: «хранит». Самая важная его функция - это сохранение. Без нее вы не сможете тщательно и подробно изучать памятники, которые здесь хранятся. Функция представления музейных предметов и целого спектра других услуг для широкой аудитории посетителей появляется уже на следующих этапах. Мы хорошо понимаем, что работаем для современной аудитории, которая не только хочет прийти в музей и увидеть что-то интересное. Люди хотят провести здесь время, хотят отдохнуть. И поэтому расширять спектр возможностей музея - тоже обязанность музея.

Так что музей, с одной стороны, является и хранилищем ценностей, и научным центром, потому что порой в нем проводятся уникальные научные исследования. Музей, как вы сказали, еще и образовательный центр, потому что основные посетители нашего музея - школьники и студенты, семейная аудитория. И мы ведем большую педагогическую работу, потому что посещение музея позволяет не только закрепить, полученные в школе знания, но и существенно расширить их. Например, получать высшее образование в области истории искусства или истории нашего государства либо другого государства без углубленного знакомства с коллекцией Исторического музея невозможно. В этом году при поддержке министерства культуры и личном участии министра мы запустили новый лекционный курс «Исторические субботы», в рамках которого лекции по российской истории читают лучшие специалисты. И мне отрадно видеть, что проект уже имеет свою постоянную аудиторию, которая еженедельно приходит в музей.

Есть еще одна очень важная функция музея - патриотическое воспитание. Назовите мне другой музей, куда человек может прийти и увидеть историю государства Российского, с его славными, драматическими, трагическими и героическими событиями? Только Исторический музей может представить историю цивилизации, истоки социально-национальной общности народов, составляющих нашу страну. Как итог сказанному, четко видим, что развлекательная функция музея минимальна, в большей степени это важнейшие направления работы, связанные с хранением, представлением экспонатов, изучением, образованием и, конечно, воспитанием.

Фото: предоставлено пресс-службой Государственного исторического музея

Вы практически ответили на вопрос, который я собирался задать. Когда я учился на истфаке в начале 1990-х, историк - это была одна из самых непрактичных профессий. Мы и мои сокурсники учились просто потому, что нам так хотелось, а не потому, что надеялись быть востребованными как историки…

У меня отношение к историческому факультету совершенно иное, потому что он дает настолько широкое образование, что очень многие мои сокурсники проявили себя не только в области науки либо своей профессиональной преподавательской деятельности, - они занимают важные государственные посты, и историческое образование им очень помогает. Я вам могу напомнить, что историком по образованию является Олег Борисович Добродеев, руководитель ВГТРК; наш министр культуры тоже историк по образованию.

И я там учился именно ради такого широкого образования. Но просто сейчас, я смотрю, ситуация изменилась. История - это одна из самых острых общественно-политических тем. Ежедневно или раз в неделю возникают какие-то дискуссии, основанные на истории нашего государства или других. История стала очень востребована в сравнении, ну, как мне казалось, с тем, что было лет 20 назад.

Дело в том, что она была всегда востребованной, потому что очень многие современные политические проблемы, которые мы сейчас решаем, имеют свои корни в прошлом. Причем порой это прошлое не столь далеко, как нам кажется. И, несомненно, историю очень часто используют как оружие в нечестной политической борьбе. Мы это видим сейчас на примере наших братских государств, политические деятели которых в целях каких-то своих интересов не только обнуляют нашу общую историю, но и запросто фальсифицируют исторические факты. Именно поэтому историю необходимо знать, хотя бы для того, чтобы не повторять прежних ошибок. Мы должны помнить высказывание выдающегося русского историка Василия Ключевского, что история ничему не учит, но жестоко спрашивает за плохо выученные уроки.

Порой такое впечатление складывается, что люди и даже целые цивилизации не учатся на уроках истории…

Ключевский прав!

Историки-то знают, но их никто не слушает, и все просто повторяется.

Ну почему… Все-таки иногда воздействие историков в понимании даже самих себя, в отстаивании определенных интересов государства присутствует, и к историкам прислушиваются.

Да, в последнее время больше стали прислушиваться к историкам.

Несомненно. И обратите внимание на то, что в последнее время государство уделяет большее внимание изучению и популяризации исторического знания. У нас созданы Российское историческое общество, Военно-историческое общество, членами которого являются не только профессиональные историки, но и государственные деятели.
Сегодня мы на себе испытываем колоссальный интерес людей к изучению истории, ее познанию именно в музее. Конечно, нужно возвращаться к очень нужной, на мой взгляд, практике познавательного исторического туризма. Сейчас, анализируя посетительский поток Исторического музея, мы видим, что большинство посетителей по-прежнему только из Москвы. А с организованным посещением музея жителями Московской области, например школьниками, уже сложнее, потому что мы все прекрасно знаем, что организационно привезти группу из Сергиева Посада - примерно то же самое, что из Красноярска. Как результат мы теряем очень большую аудиторию из российских регионов. И сейчас наши усилия направлены в том числе и на то, чтобы вернуться к тем показателям посещаемости, которые были у нас в 1980-е годы, и на то, чтобы познакомить регионы России с уникальным собранием Исторического музея. В год мы проводим 30-40 выставочных проектов, больших и малых, в различных уголках нашей страны. Открытие выставки Исторического музея в том или ином городе, регионе проходит практически ежемесячно.

Такое раньше меньше практиковали?

Сейчас гораздо активнее. Возвращаясь к сказанному о взаимодействии с Министерством культуры, замечу, что зачастую без поддержки министерства, в том числе и финансовой, региональным музеям очень сложно осуществить какие-либо выставочные проекты. А для того чтобы принять выставку из ГИМ, должны быть выполнены все необходимые условия по транспортировке, обеспечению сохранности, экспонированию коллекции.

Депозитарно-реставрационный комплекс - это не выставочные территории?

Сейчас нельзя решать такие вопросы только узко, в одном направлении. Любая структура, которая создается в музее, рассматривается с различных точек зрения ее использования. Реставрационный депозитарный центр, который мы увидим на территории Новой Москвы, будет уникальным, потому что на одной площадке будут расположены фондохранилища двух крупнейших национальных учреждений нашей страны - Российской государственной библиотеки и Государственного исторического музея. Представляете, какой мощный кластер там создается сейчас?! Но это не только фондохранилище и не только реставрационные мастерские. Во-первых, это фондохранилища нового типа, которые позволяют показать посетителям те уникальные коллекции, которые никогда раньше просто невозможно было увидеть широкой аудитории. Во-вторых, это обязательное создание экспозиционных зон, где мы сможем представлять экспозиции несколько иного типа, потому что, если здесь, на главной экспозиции, мы представляем историю в хронологической последовательности, то там мы сможем показывать крупные коллекционные комплексы. В коллекции Исторического музея более трехсот тысяч единиц хранения памятников изобразительного искусства, четырехсоттысячная коллекция костюма и тканей, коллекции фонда драгоценных металлов, нумизматики, миллионная археологическая коллекция. Кроме того, мы выделяем большое пространство на обустройство культурно-просветительской зоны, а также продумываем комфортную для посетителей инфраструктуру. Это учреждение - не некое хранилище, которое будет недоступно широкому посетителю или будет доступно только специалистам - нет, это настоящий мощный современный культурный музейный центр.

Фото: предоставлено пресс-службой Государственного исторического музея

А сроки создания его примерно каковы?

Мне сейчас очень сложно сказать. Естественно, мы хотели бы, чтобы этот комплекс был создан к 150-летию музея, и это одна главных задач нашего дальнейшего развития. Как я уже говорил, создание такого комплекса даст возможность провести широкие изменения здесь, в самом музее на Красной площади, например расширить его экспозицию. Но все будет зависеть от этапности каких-то определенных организационных работ, проведения проектирования и финансирования. Во всяком случае, сейчас очень часто у нас происходят рабочие совещания в министерстве культуры, где идет речь об уже совершенно конкретных шагах по созданию нового музейного центра. Этот проект находится под личным контролем министра и является его личной инициативой. Говоря, кстати, о депозитарном комплексе на территории Новой Москвы, нельзя не сказать о том, что сейчас принято очень важное решение, связанное с 500-летним юбилеем Новодевичьего монастыря. Подписано распоряжение правительства, утвердившее перечень мероприятий в рамках празднования этой юбилейной даты, которые необходимо провести к 2023 году, и одним из пунктов этих мероприятий предполагается создание экспозиционно-выставочного комплекса Исторического музея вблизи Новодевичьего монастыря. Это неслучайно, потому что, во-первых, история Исторического музея очень тесно связана с Новодевичьим монастырем, и нам удалось сохранить и культурные, и научные, и тесные организационные контакты с Московской областной епархией и с теми музеями, которые там расположены. Мы сейчас очень активно и участвуем, и помогаем в реставрационных работах на территории Новодевичьего монастыря, и с другой стороны, это наша совместная идея, наше совместное решение - создать экспозиционно-выставочный центр, который будет выполнять функции музейного центра рядом с уникальным памятником, входящим в состав мирового культурного наследия ЮНЕСКО. К 500-летию Новодевичьего монастыря мы откроем экспозицию, посвященную истории Русской православной церкви. Это еще один из этапов развития Исторического музея.

Можно в заключение назвать несколько выставок и экспозиций, которые в 2017-2018 годах люди смогут увидеть?

Как я уже говорил, будет выставка, посвященная 100-летию революции. Мы посмотрим на революцию шире. Мы постараемся представить предпосылки, течение и результаты революционных процессов: с одной стороны, это время высоких достижений, а с другой - трагические события, затронувшие судьбы очень и очень многих в нашей стране. Не за горами 2018-й год - это 100-летие событий, очень тесно связанных с Великой русской революцией, я имею в виду Гражданскую войну. Если посмотреть на Гражданскую войну современными глазами… Понимаете, мы сейчас ведь очень много говорим о понятиях примирения. Хотя я лично считаю, что примирение уже свершилось. Например, я правнук и внук людей, которые участвовали в революции с одной и с другой стороны, я являюсь гражданином России, и таких, как я, миллионы в нашей стране. Мы «в себе» уже примирили своих прадедов и дедов. Мы обязаны показать это событие именно с позиций нашей общей истории. И наши предки, которые, уверен, одинаково любили страну, Россию, думали о ее великом будущем, они были как со стороны «белых», так и со стороны «красных». Показать это - наша задача.

Откроет новый выставочный сезон выставка «Красавец мужчина», представляющая мужскую моду как неотъемлемую часть историко-культурного процесса в России. Она даст возможность проследить историю мужского костюма и аксессуаров, в зависимости от изменения роли мужчины в обществе.

Именно русская мода? Или интернациональная?

Мода не имеет границ. Если вы хотите увидеть традиционное, русское, вы сейчас можете обратиться к нашей выставке народного костюма, которая называется «Праздничная одежда народов России». Кстати, интерес к этой выставке очень велик среди профессионалов - третий тираж каталога подходит к концу! Ко Дню славянской письменности и культуры откроем выставку, посвященную очень интересной личности - митрополиту Макарию.

Современнику Ивана Грозного?

Да. Это тоже, кстати, интересно: мы очень часто говорим о государственном деятеле, а тут человек, который был идеологом и, может быть, еще раньше, чем первый государь российский продумывал структуру государственной власти страны. Это важная историческая личность для нашей страны, деяния которого серьезно отразились на ходе истории.
Есть еще очень интересный выставочный проект, потому что это тоже история нашего государства, она будет связана с историей казачества - «Кубанское казачество», выставка, которую мы делаем совместно с Краснодарским государственным историко-археологическим музеем.


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Алексей Константинович Левыкин (род. 7 сентября (19590907 ) , Москва) - кандидат исторических наук , специалист в области русского и зарубежного антикварного оружия, директор , председатель Ученого совета Государственного историко-культурного заповедника «Московский Кремль» , член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации , член Комитета Совета Федерации по культуре.

Биография

Родился в городе Москве в семье советского и российского историка Левыкина Константина Григорьевича (1925-2015) и Левыкиной Галины Михайловны (род. 1932). В 1981 году закончил исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова . С 1991 по 1998 год возглавлял Сектор оружия и парадного конского убранства Музеев Московского Кремля. В 1999-2000 был заведующий отделом «Оружейная палата » Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». С 2001 - научный руководитель ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

24 июня 2010 года был назначен на пост директора Государственного исторического музея (ГИМ).

Семья

  • Супруга - Наталья Афанасьевна Левыкина (род. )
  • Дочь - Татьяна Алексеевна Левыкина (род. )
  • Брат - Дмитрий Константинович Левыкин (род. ), инженер

Награды

  • Знак «За достижения в культуре», 2001
  • Премия Правительства Российской Федерации в области культуры, 2014

Книги

  • Московский Кремль. Императорская Рюст-камера. М.,2004. 250 с.: ил.

Напишите отзыв о статье "Левыкин, Алексей Константинович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Левыкин, Алексей Константинович

Скоро показался лес, и мы, повернув на уже хорошо знакомую нам тропинку, скрылись из виду... И вот тут-то я дала волю своим, вопящим от радости, эмоциям!.. Я пищала, как несказанно обрадованный щенок, тысячу раз целовала Пургу в шелковистый нос (количество чего она никак не могла понять...), громко пела какие-то несуразные песни, вообще – ликовала, как только позволяла мне моя счастливая детская душа...
– Ну, пожалуйста, моя хорошая, покажи им, что ты опять счастливая... Ну, пожалуйста! И мы снова будем вместе много-много кататься! Сколько захочешь, обещаю тебе!.. Только пусть они все увидят, что ты в порядке... – упрашивала я Пургу.
Я чувствовала себя с ней чудесно, и очень надеялась, что она тоже почувствует хоть частичку того, что чувствовала я. Погода была совершенно изумительной. Воздух буквально «трещал», настолько был чистым и холодным. Белый лесной покров блистал и искрился миллионами маленьких звёздочек, как будто чья-то большая рука щедро рассыпала по нему сказочные бриллианты. Пурга резво бежала по вытоптанной лыжниками тропинке, и казалась совершенно довольной, к моей огромной радости, начиная очень быстро оживать. Я буквально «летала» в душе от счастья, уже предвкушая тот радостный момент, когда мне скажут, что она наконец-то по-настоящему моя...
Через какие-то полчаса мы повернули назад, чтобы не заставлять волноваться всю мою семью, которая и без этого, волновалась обо мне постоянно. Соседка всё ещё была на дворе, видимо желая собственными глазами убедиться, что с нами обоими всё в порядке. Тут же, естественно, на двор выбежали бабушка и мама, и уже последним появился папа, неся в руках какой то толстый цветной шнурок, который сразу же передал соседке. Я легко соскочила наземь и, подбежав к папе, с колотящимся от волнения сердечком, уткнулась ему в грудь, желая и боясь услышать такие важные для меня слова...
– Ну что, милая, любит она тебя! – тепло улыбаясь, сказала соседка, и, повязав тот же цветной шнурок Пурге на шею, торжественно подвела её ко мне. – Вот, с этим же самым «поводком» мы привели её домой в первый раз. Бери её – она твоя. И счастья вам обоим...