Как нарисовать графический рисунок карандашом. Учимся рисовать графический портрет карандашом

Эта статья будет посвящена рисованию карандашом. Если вы хотите научиться рисовать, но никак не можете приступить, сейчас самое время заняться обучением. Возьмите лист бумаги, карандаш и пробуйте 🙂 Начнем с техники рисования.

Техника рисования карандашом

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом.

Штриховка

С помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньшее штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее). Направлением штрихов вы можете передать фактуру поверхности фигуры. Например, горизонтальные штрихи хорошо передадут поверхность воды, а вертикальные штрихи – траву.

В основном, штриховка выполняется короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносятся все остальные штрихи.

Для усиления глубины тона можно применить перекрёстную штриховку. Например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, затемняя тон, затем на то, что вышло, можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому – это затемнит еще больше. Самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений.

Растушевка

Растушёвка – один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона.

Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

  1. Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.
  2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи.

С помощью таких техник можно изобразить на бумаге все, что угодно.

10 частых ошибок, которые совершают новички

Большинство людей, которым нравится рисовать, делают первые шаги самостоятельно. И даже если это всего лишь хобби, они все равно делают различные зарисовки. Мы хотим написать о 10 возможных ошибках, с которыми наверняка сталкиваются все начинающие художники.

1. Неправильно подобранный карандаш

Если у вас плохо выходят тени, проверьте маркировку своего карандаша. Скорее всего, он слишком жесткий. Тени рекомендуется прорисовывать карандашами с маркировкой B, 2B и 4В, но никак не HB.

2. Рисунок с фотографий

Каждый художник начинает срисовывать с фотографий. Но очень часто фотографии не передают достаточного количества черт лица для хорошего рисунка. Когда лицо человека расположено в анфас, будет трудновато правильно смоделировать его лицо на бумаге, поскольку исчезает перспектива сзади головы. Попробуйте взять фотографию, где голова человека наклонена немного в сторону. Таким образом портрет будет более реалистичным и с лучшей передачей теней.

3. Ошибочные основные пропорции

Очень часто люди начинают сразу уделять внимание деталям, рисуя их полностью без набросков всего рисунка. Это неправильно, так как вы не планируете правильные пропорции заранее. Сначала желательно сделать наброски всего рисунка, а только потом прорисовывать углубленно детали.

4. Искривленные черты

Мы привыкли смотреть на человека прямо и при рисунке выравнивать . В итоге, портрет выходит довольно искаженным. При рисовании сложных предметов попробуйте сначала очертить направляющие, по которым дальше будет легче выстроить рисунок.

5. Рисунок животных

Обычно мы смотрим на наше животное сверху вниз. От этого голова нам кажется больше, чем все тело, и теряется нормальная пропорциональность. Попробуйте отвлечь животное, чтобы оно повернуло мордочку в сторону, тогда рисунок выйдет более правдивым.

6. Штрихи

Если вы рисуете каждую волосинку или травинку отдельно, то рисунок выйдет отвратительный. Постарайтесь делать резкие наброски, следуя от темного к светлому.

7. Деревья

Не пытайтесь рисовать правильными формами деревья, цветы, листья. Используйте контуры и полутени для реалистичности.

8. Неправильная бумага

Прежде чем покупать бумагу, проверьте ее на кусочке образца, изобразив что-нибудь легкое. Бумага может быть слишком гладкой и рисунок будет бледным. Также бумага может быть слишком жесткой, и рисунок будет довольно плоским.

9. Объемность

Старайтесь при передаче объема не использовать четкие линии для краев. Они могут быть очерченными легкими линиями разной тональности.

10. Тени

Очень часто не выходит наложить тени ровно. Старайтесь использовать полный цветовой диапазон карандаша, уходя от светлого к самому темному. Если вы боитесь переборщить с темным, подложите под край кусочек бумаги, и вся чернь будет на ней.

Сначала может показаться, что рисунки карандашом слишком обычные, тусклые. Но с помощью карандаша можно передать огромное количество эмоций.

Небольшая подборка видео каналов по рисунку карандашом:

От автора: Если вас интересует живопись, рисунок, композиция, и искусство в целом, то вам сюда! По специальности я Живописец-Монументалист. Окончила МГАХИ им. Сурикова. На канале Art Shima вы найдете ролики на которых я рисую и пишу маслом, и ролики с советами. Так как я владею многими техниками, вы можете смело задавать вопросы, и я с радостью на них отвечу. Подписавшись на мой канал, вы сможете видеть все мои новые видео.

Интересные видео уроки на любую тематику.

Работы посложнее, но с хорошим описанием. Если очень захотеть, и такое выйдет.

Значит хотя бы немного верите, что сможете научиться рисовать. И это действительно так! Даже если вы рисовали совсем чуть-чуть, вообще не рисовали или сомневаетесь в своих способностях, найдите несколько карандашей и 20 минут в день — и за месяц вы научитесь создавать поразительные изображения.

Для того, чтобы добиться успеха, вы будете учиться постепенно, шаг за шагом. Мы сфокусируемся на Девяти основополагающих законах рисования: начнем с простейших фигур, штриховки и композиции и закончим более сложными — законами перспективы, копированием фотоизображений и рисованием с натуры.

Для начала немного теории… Да, это всего лишь скучные правила на первый взгляд, но без них вы не продвинетесь дальше! Я не призываю вас их вызубрить, вы все запомните и поймете в практических уроках. А пока достаточно будет лишь коротко пробежаться по основам.

Если вы действительно хотите научиться рисовать реалистичные эскизы, при создании композиции, вам следует руководствоваться этими Девятью фундаментальными законами рисования:

1. Закон перспективы: объекты, расположенные близко кажутся больше, а те, что дальше, соответственно, — меньше.

2. Закон расположения: объекты, расположенные ниже на листе, кажутся визуально ближе.

3. Закон размера: чем больше объект, тем он смотрится ближе на рисунке.

4. Закон перекрытия: объект, находящийся впереди другого, кажется визуально ближе.

5. Закон полутени: часть объекта, находящаяся на противоположной стороне от источника света должна быть темнее для создания объема.

6. Закон тени: чтобы создать объемное изображение, необходимо нарисовать отбрасывающую тень от объекта на противоположной стороне от источника света.

7. Закон контуров: прорисовывайте границы округлых предметов, чтобы придать им объемность и глубину.

8. Закон горизонта: необходимо обозначить горизонт, чтобы создать иллюзию того, что объекты на картинке находятся на различном расстоянии от наблюдателя.

9. Закон плотности: для создания иллюзии расстояния, дальние объекты прорисовываются менее детально, и делайте их более светлыми.

Невозможно нарисовать трехмерное изображение без применения одного или нескольких из этих фундаментальных законов. Эти девять инструментов – основа для успешного рисования трехмерных изображений. Они неизменны и применяются всегда. С каждым уроком вы все лучше будете понимать каждый закон, и применять его на практике. В дополнении к девяти базовым законам рисования, есть три принципа , которые нужно держать в уме: оптимизм, детали и практика.

1. Оптимизм : вы обязаны сказать себе: «Я могу сделать это!», позитивное отношение – это важная часть приобретения любого навыка.

2. Детали : добавьте ваши собственные идеи и дополнительные детали рисунку, чтобы сделать его по настоящему уникальным.

3. Постоянная практика : ежедневное применение каких-либо новых навыков абсолютно необходимо для успешного овладения мастерством. Практикуйтесь регулярно!

Без этих принципов вы не сможете научиться рисовать . Каждый из них важен для вашего творческого развития.

В последующих уроках, мы сконцентрируемся на том, как применять эти девять законов на четырех базовых фигурах: сферы, куба, цилиндра и конуса.

Чтобы не пропустить новые уроки, делиться своими работами и получать советы вступайте в

Любой графический рисунок можно отнести либо к линейной графике, либо к пятновой. В первом случае это будет рисунок линиями, во втором – рисунок пятном . Возможно также сочетание линии и пятна в одной композиции. В каждом из этих случаев есть своя особенность для восприятия, свой смысл и красота.

Мы уже немало говорили , особой выразительности линии, а теперь давайте рассмотрим другое изобразительное средство – ПЯТНО . Пятновая графика не менее разнообразна и интересна.

СИЛУЭТ В ГРАФИКЕ

Самый простой вариант черно-белых композиций – это СИЛУЭТ, черное изображение на белом фоне или белое на черном. Вы наверняка встречали такие черно-белые рисунки в книгах.
Эти рисунки двухмерны, очень условны и лаконичны.

Искусство силуэта имеет древнюю историю и восходит к фигуративной росписи на сосудах Древней Греции. Помните те прекрасные изображения на амфорах: мифологические сцены, Олимпийские игры, фигуры греческих красавиц и атлетов?..

Настоящий же бум искусства силуэта пришелся на 18-19 века. Можно сказать, что тогда изготовление силуэтов было повальным увлечением.

Многие художники отдали дань этому виду графики и создали прекрасные образцы силуэтных работ.

Где только не находили им применение: иллюстрации, портреты, рисунки на ширмах, посуде и в интерьере… Умению создавать силуэтные композиции обучали даже в институте благородных девиц!

Традиционно силуэтные портреты вырезались из черной бумаги и наклеивались на белый фон . Контраст черного и белого давал возможность точно и быстро передать черты облика, ведь профиль человека в силуэте очень легко узнаваем.

Легкость исполнения и, соответственно, дешевизна сделали такой вид графики очень популярным. Однако, чтобы картинка была выразительной, важно очень точно подметить особенности очертаний формы того или иного персонажа, дать характерные её детали.

Лет десять назад я и сама занималась силуэтными портретами . Острые ножницы, черная бумага, намётанный глаз – и через 10-15 минут твой натурщик будет запечатлен на века. Хорошее развлечение на вечеринке или приработок в голодный год… 🙂

Хотя, конечно, силуэтные композиции могут быть гораздо более сложными и притягательными для рассматривания, нежели просто портреты.

ЧЕРНО-БЕЛЫЕ РИСУНКИ С ОТТЕНКАМИ СЕРОГО

Однако кроме локально черного пятна в графике могут использоваться и все оттенки серого. Мы видим эти градации в рисунках углем, соусом, пастелью, тушью.

В этом случае изображение уже может быть объемным, реалистичным, очень достоверно передающим реальность.

Но как бы то ни было, и здесь пластика и выразительность пятна имеют немаловажное значение. Особенно виртуозны во владении выразительностью пятна художники Китая и Японии.

При всей простоте мотива их графические листы необыкновенно притягательны. Игра размытых и четких пятен, красивое перетекание серых цветов, совершенство и гармония форм.

И вот мы уже всем нутром ощущаем нежные, утонченные, такие хрупкие листки орхидеи, мягкую шерсть кошки, скорость стремительного бега лошади, радость полёта птицы…

На примере этих работ мы можем понять, что рисунок пятном – это нечто большее, чем узнаваемый силуэт .

Вот это очень важный момент, который мне хотелось бы донести до вас.

Выразительность изображения может быть заложена

НЕ ТОЛЬКО в узнаваемости силуэта (что изображено),

но и В САМОЙ ФОРМЕ пятна (как изображено).

О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ПЯТНО?

Давайте возьмем для примера разные пятна.

Даже если наш глаз не находит в каком-то из этих пятен знакомых очертаний (а он очень пытается), то мы можем связать форму пятна с определенными ощущениями.

Например, мы можем сказать, спокойное это пятно или подвижное, агрессивное или дружелюбное, нежно-утонченное или монументально-массивное.

Какие ассоциации вызывают у вас те или иные пятна? Можете ли вы их почувствовать?

Предлагаю вам посмотреть запись одного из моих выступлений в Перископе (из тренинга «Открой в себе Творца»). В нем я делюсь практикой создания пятен с разным характером.

После выполнения упражнений вы сможете освободить руку и создать собственные художественные образы, позволив пятну “заговорить” языком силуэтов.

Язык пятна в графике: практические упражнения

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМЫ ПЯТНА

Из основных форм пятна мы можем выделить четыре, каждая из которых по-разному воздействует на зрителя:

  1. Квадрат и прямоугольник.
    Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. Квадрат наиболее статичен и тяжёл, не склонен к движению.
  2. Круг.
    Замкнутая компактная форма, сосредоточенная на себе. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив. Для человека круг ассоциируется с понятиями “добро”, “счастье”, “жизнь”.
  3. Треугольник.
    Самая подвижная, динамичная форма, устойчива только в случае, если одна из сторон горизонтальна. Треугольник – символ движения, энергии, иногда даже агрессии.
  4. Форма “амёбы”.
    Её текучесть выражает неустойчивые по характеру образы в широком диапазоне от романтичности, меланхолии до пессимизма.

Современные художники активно используют пятно именно в качестве “пятна”. 🙂 Полюбуйтесь!мастер-класс по кляксографии

Итак, из этой статьи вы узнали, что какой бы графический рисунок вы ни создавали, силуэтный ли или тональный, немаловажно помнить о ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ пятна.

Совершенствуйте свои умения в создании интересных по форме, пропорциям и динамике пятен, и ваши рисунки будут более выразительны и привлекательны! Успехов вам!

Буду благодарна за комментарии и репост статьи в соцсетях!


На сегодняшний день все популярнее становятся 3d рисунки на бумаге, в них можно долго всматриваться и любоваться. Создавать такие шедевры могут не только талантливые художники, но и те, кто только знакомится с изобразительным искусством. Научится рисовать никогда не поздно, сделать эффектные 3d рисунки сможет каждый.

Инструменты, которые потребуются для 3d, самые простые: ручка, карандаши, маркер и листок бумаги. Кстати, рисовать новичкам лучше всего по клеткам в тетради, так изображать фигуры намного проще.

Стоит отметить, что изображение создается на бумаге поэтапно, в этом деле главное – последовательность, даже если воспроизводятся простые и незамысловатые картинки.

Многих интересует как нарисовать 3d рисунок на бумаге карандашом ярко и реалистично. Для этого стоит использовать фото инструкции или видео, которые наглядно покажут всю технику воссоздания 3д рисунка.

Давайте разберем рисунки карандашом поэтапно для начинающих. Для наглядности распечатывайте нарисованные изображения, чтобы облегчить себе задачу. Заметьте, что первое знакомство с техникой 3д может вызвать неоднозначные впечатления, здесь не нужно спешить, плавные движения и выдержка – главные помощники начинающего художника.

Итак, приступим к делу, будем учиться как рисовать красивые 3d рисунки.

Бабочка

Простая схема позволит понять как рисовать 3д ручкой удивительно красивого насекомого. Ознакомься с этой техникой и нарисуй чудо-рисунок самостоятельно.


Пошаговая инструкция:

Ступеньки

Если вы не знаете что именно можно нарисовать 3d ручкой или карандашом, тогда начните с самого простого. Ведь придать изображениям реалистичность вовсе не так уж сложно, убедитесь на предложенном ниже фото-уроке.


Этапы создания изображения:

Бананы

Сымитировать лежащие на столе фрукты довольно просто, нет необходимости применять особые техники изображения предметов. Можно использовать для создания рисунка 3д ручки и маркеры.


Техника выполнения рисунка:

Более подробную инструкцию по выполнению работы в такой технике на примере руки пришельца вы сможете увидеть на видео (или можно использовать свою руку, просто обведите свою ладонь и пальцы карандашом, а далее следуйте видео-инструкции):

Воронка

Если вы хотите узнать как нарисовать простой 3d рисунок на бумаге, используйте распечатанный образец. По освоенной технике вы сможете обучить и ребенка как нарисовать 3д.


Пошаговое выполнение работы:

Лестница

Перед тем как рисовать 3d ручкой необходимо попробовать сделать подобные рисунки карандашом. Учимся создавать красивые объемные изображения вместе.


Как выполнить рисунок:

Сердце

Объемное, будто живое сердце станет отличным подарком для любимого человека. Возьмите в руки карандаш и маркер, отчетливо проведите линии, выделите их и растушуйте. Поверьте, нарисованное изображение сможет полностью передать ваши чувства.


Как нарисовать:

Видео 3d иллюзия сердца:

Помните, воображению нет границ, создавайте собственные уникальные рисунки, поразите всех умением создавать объемные изображения.

Например, можете нарисовать по этой инструкции Карлсона:

Простой вариант:

Сложный вариант:

Видео-бонусы: рисунки 3d ручкой

Рисуем 3d ручкой красивую бабочку:

Рисуем 3D фото-рамочку:

Рисуем 3д ручкой букет ромашек:

3Д Снеговичок:

3d елочка ручкой:

Основы выполнения графического рисунка.

Виды графического рисунка

В графическом рисунке, особенно линейном, тоже используются тонкие и широкие линии, но главное их отличие в том, что в рисунки они «живут» — проводятся от руки, «строят» объем, подчеркивает тени, определяя границу светлого и темного. Линия на одной длины может иметь разную толщину. При помощи линий намечают количество планов на рисунках, и их в основном три. Ближний к нам первый план, или, вернее, предметы на первом плане, выделяю при помощи утолщенной линии.
При помощи линейного рисунка можно изобразить людей, животных, пейзаж, выполнить эскиз костюма. В линейном рисунке используются только линии различной толщины. Световоздушная сред передается при помощи сплошных, прерывистых и плавных лини различной толщины. Дополнительно для усиления выразительности может использоваться штрих или пятно. Линейный рисунок отличается переходом линий в утолщения пятна, характерен для искусства Японии и Китая. Его можно выполнять углем, соусом, сангиной, мягкими графитными карандашам! Особенно уместен линейный рисунок в набросках и зарисовках.
Помимо линейного к графическому рисунку следует отнести плоскостной декоративный (выполняемый пятнами любого тона) и свете теневой объемный (выполняемый также при помощи пятен, строящих объем, или штриха различной толщины). Декоративный рисунок выполняют последовательно, залива пятна тушью или гуашью, а также любыми мягкими материалам! Применяют его в плакатах, в эскизах костюма, т. е. там, где необходима графическая четкость для выявления определенной темы ил формы.
В светотеневом рисунке форма строится при помощи пятен, выполняемых штрихом, с градацией от самых темных до самых светлых.

Техника штриха имеет свои особенности. Штрих наносится на рисунке в различных направлениях, но желательно по форме предметов, не нарушая цельности их восприятия, т. е. штрих не должен «рвать», «дробить» форму. Штриховые линии могут располагаться близко друг к другу и далеко, на любом расстоянии одна от другой при этом можно усилить или ослабить нажим карандаша.
Светотеневой рисунок богат всевозможными переходами тона; Богатство живописных приемов такого рисунка привлекало и привлекает к себе художников.
Помимо линейного к графическому рисунку следует отнести плоскостной декоративный (выполняемый пятнами любого тона) и свете теневой объемный (выполняемый также при помощи пятен, строящих объем, или штриха различной толщины).
Декоративный рисунок выполняют последовательно, залива пятна тушью или гуашью, а также любыми мягкими материалам! Применяют его в плакатах, в эскизах костюма, т. е. там, где необходима графическая четкость для выявления определенной темы ил формы.
В светотеневом рисунке форма строится при помощи пятен, выполняемых штрихом, с градацией от самых темных до самых светлы
Техника штриха имеет свои особенности. Штрих наносится на рисунке в различных направлениях, но желательно по форме предметов, не нарушая цельности их восприятия, т. е. штрих не должен «рвать», «дробить» форму. Штриховые линии могут располагаться близко друг к другу и далеко, на любом расстоянии одна от другой при этом можно усилить или ослабить нажим карандаша.
Светотеневой рисунок богат всевозможными переходами тона; Богатство живописных приемов такого рисунка привлекало и привлекает к себе художников

Приемы рисования геометрических тел

При рисовании самых простых предметов необходимо тренировать руку и научиться, во-первых, правильно держать карандаш во-вторых, правильно выполнять штрих, простые и ломаные лини. Тоновые решения в рисунке
Работа над светотеневым рисунком неразрывно связана с нахождением верного тонального решения. Даже при изображении одноцветных гипсов мы наблюдаем различия между несколькими легкими полутенями и темнотой окружающих предметов. Одни и те же предметы, помещенные на свету и против света, имеют различный тон. Под тоном мы понимаем светосилу.
Карандашом на бумаге нельзя передать яркий свет солнца на белой стене и глубокие тени на черном бархате. В рисунке возможны меньшие контрасты, чем в природе. Для правдивости изображения необходимо правильно выдерживать последовательность соотношения всех тональностей натуры от самых темных до самых светлых. Тональности передаются множеством серых оттенков, промежуточных между тоном бумаги и тоном карандаша.
Пользуясь для изображения более резких контрастов натуры сближенными тональными соотношениями, можно показать сверкание снега и глубину теней. Тона меняются также в зависимости от Расстояния до предмета изображения: при удалении они теряют контрастность, тени кажутся светлее, яркий свет более тусклым. Это обусловлено недостаточной прозрачностью воздуха.
Понятие «тон» означает передачу в рисунке не только светотени, но и различий в окраске предметов по светлоте. Всякая ошибка в тоне нарушает пространственные планы.
При тональном решении нельзя сравнивать тон какого-либо одного места рисунка с тоном такого же участка натуры (такое рисование «в упор» может породить множество ошибок), необходимо анализировать сразу несколько тонов, т. е. создавать определенные соотношения между тонами как в натуре, так и в рисунке. Это правильно помогает передать тональный масштаб.

Распределение светотени на поверхности предметов передают при помощи тоновых переходов от светлого к темному: блик, свет, полутень, собственная тень, падающая тень, рефлекс. Самое светлое пятно или полоса на предмете называется бликом. Это — отражение источника света на полированной или глянцевой поверхности предмета. Оно отличается от света большей светлотой.
Свет равномерно переходит в полутень и, сгущаясь, превращается в тень, которая находится на предмете. Есть еще падающая тень, которую отбрасывает предмет на плоскость стола, доски, стены и т- д. Размеры падающей тени зависят от источника света, его расстояния до земли или до той плоскости, на которой стоит предмет. Многие замечали, что предметы, деревья, строения, которые освещает солнце в разное время года или даже дня, по-разному отбрасывают свои тени. Зимой, когда солнце освещает деревья, дома несколько сбоку, тени от деревьев длинные, а летом, когда солнце в зените, тени короткие.
Если предметы имеют разную фактуру материала, то цвет тона также будет сильно отличаться при их сравнении. Рисуя предметы разными по тону, не обязательно черный цвет брать черным, важно соблюдать условные тоновые соотношения, взятые один к другому. Намечая тень, нужно помнить, что даже в этом случае должна просвечивать бумага, и стараться не слишком чернить рисунок, т. е. не делать тень черной, а только темнее по тону.

Проверка правильности рисунка

Рисуя, учащийся постоянно должен проверять свою работу: правильность компоновки, конструкцию построения предметов, соблюдение пропорций между натурой и изображением. Кроме того, что рисунок во время работы нужно для проверки отставлять на расстояние, равное приблизительно трем частям длины размера натуры, его непосредственно можно поставить к самой натуре и проверять, сравнивая с натурой, с того места, с которого шло рисование. Рисунок отставляют в любом направлении, лишь бы он
Для контроля правильности рисунка другим способом можно взять зеркало и, поставив рисунок параллельно его плоскости, посмотреть на свою работу — в зеркале получится обратное изображение, и будут хорошо заметны малейшие промахи.



Рисование геометрических тел и гипсовой вазы

Рисование цилиндра, стоящего на горизонтальной плоскости

Рисование цилиндра начинают с нижнего лежащего на плоскости стола основания. Поскольку оно представляет эллипс, сравнивают Размеры большой и малой осей. Рисуя лежащий нижний эллипс, необходимо изображать его с плавными переходами. К большой оси восстанавливают перпендикуляры эллипса и отмечают высоту цилиндра. Верхнее основание цилиндра также представляет собой эллипс, но его размеры уменьшаются по сравнению с нижним, так он приближается к линии горизонта и на ней превращается в линии. Объемную форму цилиндра подчеркивают штриховкой по форм отделяя падающие тени от предмета. Рисование цилиндра, лежащего на горизонтальной плоскости

Цилиндр, лежащий на плоскости, может быть расположен к рисующему строго фронтально или под случайным углом зрения, фронтальное положение более простое, поэтому разберем подробнее положение под случайным углом зрения. Неустойчивость цилиндра в таком положении легко объяснима: он лежит на cтоле круглой цилиндрической поверхностью, соприкасаясь с ним, и он опирается на одну прямую линию — образующую. Цилиндр построить на основе прямоугольной призмы, в которую его можно вписать. Сторона основания при этом будет равна вертикально диаметру круга основания цилиндра. Построив оси симметрии, водят эллипсы оснований и окончательно строят цилиндр. Штрихом подчеркивают форму цилиндра и падающие тени.

Рисование группы геометрических тел

Первый этап заключается в поиске наиболее удачного расположения группы предметов на листе, т. е. соотношения ширине и высоте всей группы сразу, а затем каждого предмет; отдельности. Намечая основные пропорции общей композиции, необходимо включить в нее падающие тени и оставшиеся пустоты листа.
Весь рисунок выполняют легкими линиями, используя вспомогательные линии для построения предметов на плоскости и в перспективном сокращении. Рисуют так, будто все предметы просвечивают один через другой. В постановке один предмет может закрывать другой по-разному, поэтому необходимо найти выразительный поворот одного предмета к другому. Каждый решает композицию по своему, при этом главным окажется тот или другой предмет. Все прозрачные вспомогательные грани нужны для проверки положения предметов в пространстве. Наметив композицию листа, обозначают основания предметов которые находятся непосредственно на плоскости стола.

Второй этап включает в себя конструктивное построение и проработку формы предметов. Легкой штриховкой нанос полутени, более темный тон оставляют для теней — собственных и падающих. Для лучшего выявления белых гипсов намечают фон стены, доски или стола. Освещенную часть гипса оставляют белой, незаштрихованной.

На третьем этапе рисования продолжают работу над светотенью, выявляя все полутона и рефлексы, обобщая по возможности некоторые части. При этом смотреть необходимо перед собой в пространство на всю постановку сразу, покрывая сильнее тени, оставляя в запасе еще силу тона для окончательного завершения работы.

Четвертый этап — обобщение рисунка, его окончательная доработка. На этом этапе уже трудно что-либо исправлять в конструктивном построении, поэтому в основном проверяют силу тональных отношений рисунка и постановки, подчинение в тоне второстепенных деталей целому, т. е. работают только светотенью. Так как нельзя заново перестраивать конструкцию предметов или исправлять их положение в пространстве и относительно друг друга, то необходимо строго соблюдать последовательность этих четырех этапов ведения рисунка.

Ваза по сравнению с геометрическими телами представляет более сложную форму, хотя состоит из относительно простых частей. Средняя ее часть является основной и представляет собой яйцевидную форму, напоминающую шар. Нижняя часть — подставка — это два сильно укороченных цилиндра, причем нижний — конусообразующий. Верхняя часть вазы сравнительно невысокая, в виде усеченного конуса, к которому сверху прикреплена форма, напоминающая тарелку. Передача всех этих пропорциональных соотношений — основная задача рисунка.
При рисовании вазы применяется принцип симметричного построения. Вертикальная ось симметрии проходит через центр вазы, на которой откладывают высоту в виде произвольного отрезка, сверху оставляют расстояние от края меньшее, чем снизу, чтобы затем нарисовать падающие тени на столе и поверхность стола.
Далее намечают линию горизонта, или уровень глаз рисующего (у стоящего уровень глаз будет выше, чем у сидящего), и определяют отношение высоты вазы к ширине. Для этого от центральной оси на уровне самого широкого места откладывают в обе стороны в виде равных отрезков всю ширину вазы. Наметив на всех уровнях ширину, приступают к построению вазы. Необходимо помнить, что все поперечные сечения вазы — это окружности, а в перспективе — эллипсы.

На уровне линии горизонта эллипс изображают в виде прямого отрезка, ниже или выше линии горизонта — в форме эллипсов от узких до окружности при виде сверху или снизу. Важно установить размеры эллипсов на рисунке: если ваза стоит прямо перед нами, эллипс верхнего основания будет уже, чем нижнего. Проверив еще раз все пропорции, соединяют отрезки, намечая общую форму вазы.
После этого переходят к передаче объема светотенью. Следует вспомнить, что любая линия в светотеневом рисунке является границей светлого и темного, т. е. в законченном рисунке линий практически не должно оставаться. Все неосвещенные места покрывают штрихом, который наносят по форме, намечают падающие тени, оставляя при этом в постановке самое светлое и самое темное места.
Завершающая стадия — обобщение рисунка. При помощи карандаша и резинки убирают излишнюю дробность, смягчают тени, высветляя рефлексы и освещенные места. Рефлекс — отраженный и поэтому ослабленный свет относится к тени и показывает характер поверхности формы в теневой ее части.
Рисуя вазу, закрепляют знания о перспективе, учатся изображать округлые предметы, анализировать любую сложную форму, а также сочетать различные формы в единое целое.

Рисование драпировок и складок на тканях

Ткань сама по себе — плоскость, плоская поверхность, не имеющая формы. Только облегая какой-либо предмет или фигуру человека- она может спускаться в виде складок, поворачиваясь то лицевой, то изнаночной стороной. Рисование помогает изучить свойства тканей.
Любая ткань в зависимости от удерживающих ее в определенных опорных точках линий и форм образует складки. Более сложные складки принято называть драпировками. Складки и драпировки могут быть различных форм.
Форма складок зависит от того, на какой предмет она наброшена, и направление складок зависит от этих форм.
Форма человеческого тела во многом напоминает геометрические фигуры — цилиндр, шар. Прежде чем изучать драпировки на фигуре человека, можно их рассмотреть, набросив ткань на шар, цилиндр, конус и т. д., определяя закономерности образования складок. В ткани, брошенной на поверхность стола, стула отчетливо проявляются, ее пластические свойства. Замины, изломы и складки образуют, в зависимости от мягкости, текучести или, наоборот, жесткости ткани, т. е. ее структуры. Так, складки на марле сильно отличают от складок на бархате, парче или сукне, а также на шелке или ситце. Сравнение двух тканей возможно по принципу контраста — легкая или тяжелая, матовая или блестящая, жесткая или мягкая, плотной или разреженной структуры и т. д.

Давая ткани образные и точные характеристики, ее можно на назвать мягкой, струящейся; жесткой, торчащей; тяжелой с крупными складками; легкой воздушной, прозрачной или упругой, вялой и т..
Рисунок драпировки ведут в четыре приема:
1— намечаем композицию рисунка в виде наброска тонкими нитями.
2— намечаем основные пропорции всей массы ткани, обозначая крупные и второстепенные складки.
3— легко заштриховываем все затемненные места.
4— заканчивая рисунок, наносим все полутона, подчеркивая тени выделяя основные складки.

Узор или рисунок ткани (клетка, полоска, цветочный орнамент и т.д.) при рисовании драпировок изображают на рельефе складок.
Выполнять наброски и зарисовки тканей (гладких и с рисунком) можно различными материалами, подходящими для выбранной ткани. Легкие, прозрачные ткани можно изображать акварелью, тушью, пером, углем; жесткие, торчащие — тушью, заливая пятна и подчеркивая изломы пером; мягкие, ворсистые, тяжелые — сангиной, соусом и др.

Схема построения складок различной конфигурации:

Намечаем прямоугольник, треугольник или любую другую форму которую имеет данный кусок ткани;
проводим линию, ограничивающую ширину складки внизу, зигзагообразного контура изгибов тканей обращаем взимание соотношение высоты зигзага и ширины ткани;

строим контуры изгибов складок, обращая внимание на параллельность отдельных элементов зигзага и плавность изгибов линий;

намечаем вертикальные контуры и нижний контур складок (построение контуров верха должно соответствовать построению контуров низа);

после прорисовки контуров условно определяем направление света падающего на складки ткани, и в соответствии с этим намечаем более светлые и темные плоскости на поверхности складок;

создавая иллюзию объема с помощью света и тени, заштриховываем все теневые места.

Рисование натюрморта

Натюрморт от французского nature mort — мертвая натура. В отличие
рисования живой натуры натюрморт составляют и изображают для изучения свойств неживой натуры, конструктивных особенностей отдельных предметов, а также изучения фактурных и пластических свойств различных материалов.
Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI—XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей.
Восприятие натюрморта не может быть однозначным.
Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.
Основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.
Рисовать натюрморт вначале надо из двух-трех предметов, чтобы лучше выразить все их пластические свойства, выбирая определенную точку зрения, т.е. линию горизонта.
Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.

При пространственном решении натюрморта на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся о фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая таким образом еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань может
быть гладкой и с узором или рисунком, но она не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Ее часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд зрителя в глубину, к композиционному центру для лучшего пространственного решения.
Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение — искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным.
Вначале выполняют предварительные эскизы на небольших по размеру форматах листа различной формы — квадратном, вытянутом в высоту, положенном по горизонтали. Выбрав наиболее удачный из эскизов, можно приступать непосредственно к рисованию.
Разметив натюрморт на листе, нужно проследить за перспективным построением, а также передать объем при помощи светотени, подчиняя все детали общему тональному решению так, чтобы в итоге получился не набор отдельных предметов, а целая композиция. Важно научиться видеть это целое, а детали будут усваиваться постепенно в процессе работы.