Названия концертных программ о песне. Драматургия различных форм концертов и представлений
204. «И день, и ночь на вахте мужества стоит российский наш солдат!»
205. «О, женщина – пристань летящей весны!»
206. «Эх, Маслёна, ты, Маслёна – русское веселье!»
207. «Победный майский день – ты наша честь и наша слава!»
208. «Прислушайся к музыке снега» (зимний бал, вечер отдыха)
209. «Сквозь снежинок хоровод пляска русская идёт» (концерт ансамбля народного танца в зимнее время)
210. «Музыку жизни мы вам посвящаем!» (концерт оркестра)
211. «Движенье чувств сквозь радужную призму» (концерт хореографического ансамбля «Радуга»)
212. «Порыв души рождает танец» (концерт хореографического коллектива)
213. «Чарующая магия романса» (вечер романса)
214. «Отец – ответственная должность» (День отца)
215. «Под сенью победного флага»
216. «И снова славит мир спасённый великий тот, победный май!»
217. «Величие подвига ярче сверкает, чем дальше уходит война!»
218. «Победный свет тех майских дней нести в веках завещано судьбою!»
Ко Дню работника культуры России:
196. «Мы рождены, чтоб жить среди народа,
197. «Мы культработники, и мы всегда в ответе
198. «Звезда культуры озарила нашу жизнь!»
199.«Нам через сердце виден мир»
200. «Из тысяч профессий одну мы избрал
201. «Мы дарим людям искры вдохновенья»
202. «…И работы нету интересней
203. «Призванье наше – радостью делиться,
179. «Призванье наше – радостью делиться,
И званьем культработника гордиться!»
180. «Задорная прелесть частушки»
181. «Ты припомни, Россия, как всё это было…» (День памяти героев России)
182. «Звени, гитара, пой струна!» (барды)
183. «Вновь душу волнует знакомый мотив...» (Вечер романса)
184. «Конфетти до пяти» (Новогодний вечер)
185. «Километр серпантина, два вагона конфетти»
186. «Комсомольская юность, никогда ты покоя не знала» (День комсомола)
187. «Есть память, которой не будет забвенья,
и слава, которой не будет конца!»
188. «Люблю твою, Россия, старину!» (праздники, обряды, традиции)
189. «Звёзд земных талантливая россыпь» (фестиваль)
190. «Новогодняя таверна "Хрустальная подкова» (Новогодний вечер к году Лошади)
191. «Это счастье - петь для России» (Концерт ко Дню России)
192. «Набат войны нам вновь звучит в сердца»
193. «Сокровища душевной красоты»
194. «Встретимся, вспомним, споём» (Посиделки для пожилых людей)
195. «На волнах «Радио Любви» (Дискотека к Дню Святого Валентина.
154. Учителя, Вы в нашем сердце навсегда!»
155. «Склоняем низко голову перед тобой, Учитель!»
156. «Жива в нашем сердце победная дата!»
157. «Ликуй, победная весна!»
158. «Трубите, трубы, Победу!»
159. «Победный май навечно в сердце нашем!»
160. «Поклон тебе, солдат России!»
161. «Во славу победителей»
162. «Свет отчего дома» (День семьи)
163. «Мои года – моё богатство» (юбилей)
164. «Юбилей длиною в жизнь»
165. «Игры, шутки, танцы, песни нынче нас собрали вместе»
166. «И музыкой, и пением, и танцем являем мы вершины мастерства» (Концерт)
166. «Вы свой труд посвятили дороге, традиции ваши продолжать молодым!» (Железная дорога)
167. «Наши песни звучат в перестуке колёс!»
168. «Мы песней, музыкой и танцем дороге нашей славу воздаём!»
169. «Дорога нашей судьбы!»
170. «Скорость, устремленная в будущее!»
171. «В рабочих буднях – ваша жизнь!» (юбилей предприятия)
Мероприятия, посвященные Дню работника культуры России:
172. «Мы рождены, чтоб жить среди народа,
Чтоб трогать разум, души бередить…»
173. «Мы культработники, и мы всегда в ответе
За человеческие души и сердца!»
174. «Звезда культуры озарила нашу жизнь!»
175.«Нам через сердце виден мир»
176. «Из тысяч профессий одну мы избрал
И с этой стези никогда не сойдём!»
177. «Мы дарим людям искры вдохновенья»
178. «…И работы нету интересней
Делать жизнь прекрасней и чудесней!»
128. «Бесценный дар в руках твоих» (доноры, медики)
129. «О, Новый год, пришёл ты снова!»
130. «Забавы Веселушки-Хохотушки» (игровая программа)
131. «Корабль отплывает в … Шутку»
132. «Поднять паруса!» (выпускной вечер в школе)
133. «Светя другим, сгораю сам» (медики)
134. «Теплом сердец согрет их труд»
135. «К лицу Победы боевые ордена»
136. «Листая страницы войны»
137. «Поэзия, как родниковый дар, из недр души струит тепло на волю …» (вечер поэзии)
139. «Город наш, как песня – не кончается, добрая о нём идёт молва!» (День города)
140. «Любимый город! Тебе слагаем оду!» (День города)
142. «Был в Вашей жизни 41-ый, но есть и вечно будет 45-ый!»
144. «С Россией, именно с Россией не разлучить души моей!»
145. «У летних ворот – игровой хоровод»
146. «Уходят годы осторожно, но Вам не сдать своих высот!» (День пожилого человека)
147. «Всё начинается со школьного звонка»
148. «И хорошее настроение не покинет больше вас!»
149. «Праздник добрых сюрпризов»
151. «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен!»
152. «Бутылка «Шампанского», или необычайные Новогодние приключения»
153. «Прометеи, несущие свет» (День учителя)
100. «Хохматуха» (День смеха)
101. «В день прекрасной любви» (День Св. Валентина)
104. «Открыть окно души навстречу свету» (Вечер романса)
106. «Я танцу душу отдал всю сполна…» (творческий вечер хореографа)
107. «Давайте встречаться чаще!» (вечер отдыха)
108. «Ярким огнём карнавальным встречает Земля Новый год»
109. «Под звон бокалов говорим мы: «С Новым годом!»
110. «Нет у любви бесследно сгинуть права!»
113. «Мы этой памяти свято верны!» (День Победы)
114. «Лицом к Победе»
115. «Запоём на все лады» (праздник песни)
116. «Сибирские потешки» (посиделки в русском стиле)
117. «Покуражимся?» (День молодежи)
118. «Разве годы имеют значенье, если молод душой человек?!» (День пожилого человека)
119. «И день, и ночь на вахте мужества бойцы милиции стоят» (День милиции)
120. «Все, чем мы живы, начинается с мамы» (День Матери)
121. «Мама! Да святится имя твоё!» (День матери)
122. «Осенняя феерия» (осенний бал)
123. «Закружился в вихре вальса лист осенний» (осенний бал)
125. «Вечер, заполненный чудесами» (Новый год)
126. «Распахни, Россия, в пляске ширь души» (День танца)
127. «В гостях у Смехотрона» (День смеха)
81. «И мчит вперёд, отстукивая годы, сибирская железная дорога»
82. «Дорога-то железная, а люди – золотые!»
83. «Вся наша жизнь – железная дорога»
84. «И эта стальная дорога судьбой пролегла через жизнь!»
85. «На клавишах весны» (весенний бал)
86. «Масленичные забавы»
87. «Как сегодня не петь о России?!» (День России)
88. «Моя душа страдания полна, но я живу, я нужен людям» (День инвалидов»
89. «Студенческий вернисаж» (студенческая вечеринка, День студентов)
90. «Спою еще немало песен» (творческий вечер вокалиста)
91. «Всё бы нам «хи-хи», «ха-ха»!» (Вечер отдыха)
92. «И каждый возраст пусть подольше длится, любой хорош, но лучший – впереди!» (День пожилого человека)
93. «Вам в отставку пока уходить еще рано!» (День пожилого человека)
94. «Вы все войны шальные дети, и генерал, и рядовой…» (День Победы)
95. «Слышите? Великий 45-ый с прошлым и грядущим говорит!» (День Победы)
96. «Звени, звени, златая Русь!» (День России)
97. «Россия, Русь, храни себя! Храни!» (День России)
98. «Наш праздник молодостью ярок» (День молодёжи)
99. «Мы – молодые, мы гордое племя, мы - свет и надежда Земли!» (День молодёжи)
55. «В мире много сказок, грустных и смешных» (викторина по сказкам)
56. «Ларчик с затеями» (игровая программа с детьми)
57. «С душою светлою, как луч» (День учителя)
58. «Ваш возраст – ошибка!» (День пожилого человека)
59. «Солдат Отечества! Восхищены мы доблестью твоей»
60. «Наполним музыкой сердца» (вечер романса)
61. «Романса свежее дыханье» (вечер романса)
62. «Театр – не мода, он – навсегда» (День театра)
63. «Милые красавицы Руси» (конкурс)
64. «Победным набатом звучи, 45-ый!» (День Победы)
65. «Бойцы вспоминают минувшие дни» (Вечер встречи с ветеранами войны)
66. «Очнись, Россия, ото сна, с колен ты гордо поднимись!»
67. «Новогодний праздник яркий приготовил нам подарки!»
68. «Малятки веселятся» (дети)
69. «Пришёл к нам в гости «Ералаш».
70. «Озорные вытворяшки»
71. «Путешествие в город Необыкновенск»
72. «Там, на неведомых дорожках»
73. «Веселись, детвора!»
74. «Джентльмены среди нас» (этикет)
75. «Танцуй, пока молодой!» (День молодежи)
76. «В ночь на Ивана Купалу»
77. «Волшебная ночь, колдовская» (Новый год)
78. «Ух, ты! Подарок!» (игровая программа)
79. «Земной поклон труду крестьянскому» (День сельхоз.работника)
80. «Волшебники стальных магистралей» (День железнодорожника)
25. «На поляне сказок» (детская игровая программа)
27. «Смеяться, право, не грешно!» (День смеха)
28. «Люблю тебя, моя Россия!» (День России)
29. «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики» (Первоклассники)
30. «А без папы и без мамы, это что за выходной?!» (День семейного отдыха)
31. «Этот день мы будем вечно славить, этот день останется в веках!» (День Победы)
32. «Служить уходят сыновья» (проводы в армию)
33. «Снежная карусель» (игровая программа на улице в зимнее время)
34. «Предъявите улыбку!» (День смеха, вечер отдыха)
35. «Серебряные свадьбы – негаснущий костёр» (25 лет совместной жизни)
36. «Театра волшебный миг» (День театра)
37. «Мечта расправляет крылья» (профориентация, фантаст-проект)
38. «Калейдоскоп улыбок» (День смеха, вечер отдыха)
39. «Приглашает Играй-город» (игровая программа)
40. «Праздничный парад загадок, викторин, шарад» (дети)
41. «Помогай нам, солнышко, крепнуть и расти!» (детский летний праздник)
42. «Цветы, цветы, в них Родины душа, и красота необъяснимая!» (выставка цветов)
43. «Живёт на всей планете народ весёлый – дети!» (День защиты детей)
44. «На орбите хорошего настроения» (вечер отдыха)
45. «Принимай пополнение, школа!» (День знаний)
46. «Весь вечер на «ты» (праздник общения)
47. «Аты-баты, шли солдаты» (День защитников Отечества)
49. «Игры-потехи, забавы-утехи» (игровая программа)
50. «Есть душа у цветов» (выставка цветов)
51. «На планете Земля – Новый год»
52. «Все звезды в гости к нам!» (вечер пародий)
53. «Турнир в честь прекрасной любви» (конкурс ко Дню Св. Валентина)
54. «Бой эрудитов» (интеллектуальная программа)
Варианты названий мероприятий.
1. «Вы дали нам право на жизнь!» (встреча с ветеранами ВОВ)
2. «Весна Победы вновь стучит в сердца!»
4. «А песня ходит на войну» (о военной песне)
5. «Посидим по-хорошему, пусть виски запорошены…» (День пожилого человека)
6. «Всем Вам в лицо заглянула война» (ко Дню Победы)
7. «Сквозь годы с нами говорит война» (ко Дню Победы)
8. «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной!»
9. «А у нас сегодня праздник!» (игровая программа)
10. «Водные феерии» (дети, День Нептуна)
11. «Весёлый дилижанс» (молодежь)
12. «Вот и стали мы на год взрослее…» (выпускной вечер в школе)
13. «Тусовка – 200….» (День молодежи)
14. «Нам года – не беда!» (День пожилого человека)
15. «До свиданья, солнечное лето, здравствуй, наша школьная страна!»
(День знаний)
16. «Осеннее разноцветье» (Осенний бал)
17. «Вы по Земле прошли недаром, Вы отстояли жизнь Земли!» (День Победы)
18. «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья!» (День России)
21. «Интеллектуальное казино» (молодежь, подростки)
22. «Весёлый переполох» (игровая программа)
23. «Час затей» (дети)
24. «Путешествие за сюрпризной коробкой» (игровая программа)
Примеры удачных и неудачных названий
1. Примеры УДАЧНЫХ, ИНТЕРЕСНЫХ названий
«Осенний вальс» – конкурс музыкально-художественного творчества;
«Талисман удачи» – конкурс детского и юношеского творчества;
«Страна поющего соловья» – региональный фестиваль детского творчества;
«Все мы родом из детства» – праздник, посвященный международному Дню защиты детей;
«Солнечный клоун» – вечер юмора.
«Крепкий орешек» – конкурсная программа для мальчиков
«Кошкин дом» – мероприятие по противопожарной безопасности
«Хрустальный башмачок» – районный смотр-конкурс хореографических коллективов
«Маленький принц», «Птица счастья» конкурсы детского творчества
«Звездный дождь» фестиваль талантов
2. Примеры НЕУДАЧНЫХ названий
«Пиво или пепси» – тематическая дискотека. Честно говоря, и то и другое вредно для здоровья (вспоминается шутка русского радио «Россия из двух зол выбирает оба»).
«Урок с короткой темой – жизнь» – встреча поколений. Жизнь человека не может быть короткой темой.
«Вперед, игла» – встреча на дому. Воображение городского жи-теля рисует притон наркоманов.
«Играй сам» – развлекательная программа. Звучит недоброже-лательно с подтекстом «Отстань»…
Шоу-программа «Жизнь прошла мимо». Комментарии излишни.
Вечера-встречи ветеранов в клубе «Ещё не вечер»… Может, здесь кроется какой-то скрытый смысл: вечер под названием «Еще не вечер»…
«Брось сигарету!». Звучит как приказ и вызывает отрицательные эмоции.
Однако «все рекорды бьет» урок здоровья под названием «Де-вичий перекур»…
М. Ю. Гиченко, методист.
Ростовский ОДНТ
Полезные советы
1. Избегайте избитых названий, таких как
o «Мама, папа, я – спортивная семья»
o «Хлеб – всему голова»
o «Казачьему роду нет переводу»
o «Мои года – мое богатство»
o «Любви все возрасты покорны»
o «Скажи наркотикам нет»
o «В здоровом теле – здоровый дух» и т. д.
Сами по себе эти названия – хороши, но их так часто исполь-зуют, что они потеряли новизну.
2. Лучше, если название не будет начинаться с предлогов. На-пример, концертные программы: «А победа на всех одна», «И хорошее настроение», «И зачем считать года».
3. Название должно быть коротким.
4. Название должно содержать какую-то мысль, избегайте ни-чего не говорящих названий, например, «У моей России» (День Конституции). Напрашивается вопрос: «Что именно у моей России?»
5. Не забывайте выделять запятыми обращение в названиях. Это беда многих клубных специалистов: «Гуляй, казак», «Здравствуй, милый хуторок».
6. Не стоит использовать общеизвестные истины «Спорт – это здоровье», «Пьянство – яд!».
7. Не делайте акцент на негативном слове в названии, например, «Наркотический дурман». В названии добро должно торжествовать над злом – «Я выбираю жизнь».
8. Многие клубные специалисты для того, чтобы подстроиться под молодое поколение используют в названии мероприятия английские слова.. Так зачем нам обращаться к словам другой страны? Чем мы тогда отличаемся от подростков в их преклонении перед всем западным? Вы можете представить себе, что в Америке проводится танцевальный конкурс с русским названием? Вряд ли. Проявите смекалку – можно придумать хорошее современное название с по-мощью великого русского могучего языка. Например, «Звездная молодежь», «Новое тысячелетие», «Танцующее лето», «Танцевальный Олимп», «Звезда танцпола», «Танце-вальный экспресс», «Танцевальный фейерверк» и т. д.
2. Следующий источник – цитаты и высказывания выдающихся личностей: писателей, политиков, педагогов, философов и др. Цитаты обычно бывают длинными, поэтому из них надо выбрать для названия ключевые слова. Например, из высказывания П. Беранже «Сердце матери – неиссякаемый источник чудес» может получиться название для праздника, посвященного Дню матери – «Неиссякаемый источник чудес». А из высказывания Плиния Старшего «Дом там, где твое сердце» – название мероприятия, по-священного семье – «Там, где твое сердце».
3. Оказать помощь в поиске названий могут обычные толковые словари. Мы не в состоянии держать в памяти все слова, многие из них забываются из-за того, что употребляются нечасто (исповедь, поднебесье и др.). Кроме обычного словаря, в работе над названием пригодится словарь символов, о котором говорилось выше. Его можно купить в книжном магазине, а также найти в Интернете по адресу
www.mirslovarei.com . В Интернете есть также Словарь красивых русских слов (www.krasivoe-slovo.ru). Эти слова можно использовать по– разному – в повседневной речи, в поздравительной открытке, в названии мероприятия. Кроме того, с помощью этого Словаря можно сочинять стихотворения, поскольку все слова даны с подходящими рифмами.4. Если вам нужно срочно придумать название, а под рукой только телефонный справочник, предлагаю вам воспользоваться словами-помощниками. Оригинальное название из них, к сожале-нию, не получится, но все же лучше чем ничего. Итак, к одному из приведенных ниже слов вы просто подставляете героя, предмет или какое-либо понятие (из вашего мероприятия).
В гостях у (подставляем героя в зависимости от темы мероприятия – «В гостях у Деда Мороза», Лесовичка, Золушки и т.п.)
Праздник (русского платка, детства, солнца, друзей, книги).
Приключение (солнечных зайчиков, снеговика и т. п.)
В царстве (флоры и фауны, фантазий, весны, любви)
Азбука (здоровья, солдата, родителей)
Путешествие (на ковре самолете, в страну детства и т. п.)
Золотой (ая, ое) («Золотая нить» – конкурс модельеров, «Золотое перо» – поэтов, писателей, журналистов)
Музыка, мелодия (лета, любви, души, сердца, природы)
Сказка (и) (леса, моря, зимняя сказка)
5. Если времени у вас много, попробуйте использовать метод ассоциаций.
Например, вы придумываете названия к празднику 8 марта. С чем он у вас ассоциируется? Записывайте все, что приходит в голову.
Когда фантазия истощится – попробуйте из записанных слов составить название.
Например:
1. Букет из самых нежных чувств
2. Если в сердце живет весна
3. О, женщины, вам имя – совершенство!
Чем больше ассоциативных цепочек вы создадите, тем больший будет выбор слов для названия. Во время этой работы можно задавать различные вопросы: «Что любят женщины», «Каковы их главные качества» и т. п. Ответы записывайте.
Где искать название для мероприятия?
1. Поскольку название состоит из слов – полезно обратиться за помощью к мастерам слова – поэтам, писателям, журналистам. Часто в качестве названия можно использовать строчку из стихо-творения. Например, для праздника, посвященного 8 марта – «И тает лед, и сердце тает», для Дня Святого Валентина – «Я побежден, любовь, твоею силой». Приведем в качестве примера отрывок из стихотворения Всеволода Рождественского «Деревянный медведь»:
Кто этот неведомый резчик,
Умелец мечты и ножа,
Вложивший в безмолвные вещи
Ту радость, что вечно свежа?
Строчка «Умелец мечты и ножа» вполне может стать назва-нием для выставки мастеров резьбы по дереву (но лучше подойдет множественное число – «умельцы»). Однако поэтическая строка должна быть понятной. Например, концертная программа под на-званием «Свистят они, как пули у виска». Согласитесь, для многих стало загадкой - кто эти загадочные свистуны. Кроме того, строчка из песни, как и название фильма, тоже может стать подходящим на-званием вашего мероприятия. Например, строчка из песни «Куда уходит детство» станет неплохим названием для выпускников школы. Название фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» подойдет для фестиваля творчества инвалидов. Разве не чудо, когда незрячий человек рисует красивые картины, а лишенный слуха – танцует под музыку? Название известного сериала «Улицы раз-битых фонарей» подойдет для ток-шоу с участием подростков.
Много идей вы найдете и в прозе: сказках, романах, рассказах. Полезно вспомнить литературных героев или литературные образы, такие как Алые паруса, Синяя птица, Аленький цветочек, Цветик-Семицветик, Лукоморье. Большой простор для поиска подходящего названия представляют мифы: древнегреческие, мифы древних сла-вян. Например, международный конкурс вокалистов «Золотой Ор-фей» получил свое название от героя мифа Древней Греции. Орфей был великим певцом, сыном речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы.
Журналисты – мастера придумывать броские заголовки. По-этому, читая статьи, посвященные различным культурным меро-приятиям, обращайте внимание на заголовки и наиболее красивые и интересные выписывайте. В дальнейшем они могут вам пригодиться. Приведем примеры удачных заголовков статей:«Увидеть мир сердцем» (статья о фестивале творчества детей-инвалидов), «Парад фантазий» (о выставке декоративно-прикладного искусства), «Новый рассвет старой дружбы» (о празднике национальных культур), «От сердца к сердцу» (о международном фестивале на-родного творчества) и т. д.
В-пятых, хорошо если в названии будет присутствовать игра слов. В качестве примера приводим названия подобных мероприя-тий:
1. «Горькие плоды сладкой жизни» (здесь мы видим противопос-тавление) беседа с врачом-наркологом.
2. «STAR-СТАРТ» (созвучие) веселые старты для детей.
3. «Взросление без курения» (рифма) тематический вечер,.
Попробуйте и вы поиграть словами, например, заменить при-евшиеся прилагательные на существительные. Так, если мы говорим о выставке мастеров по кружевоплетению, пусть она называется не «Сказочные кружева», а «Кружевная сказка»; если о выставке гончарных изделий, то – не «Чудесная глина», а «Чудеса гончарного круга»; о выставке мастериц-вышивальщиц – не «Вол-шебные нити», а «Волшебство на кончике иглы».
Важно помимо общего названия попробовать переименовать и саму форму мероприятия, чтобы она также вызывала интерес. Причем содержание его может не меняться. Вспомните, как в фильме Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» главная героиня печет торт «Чайный», но придумывает для него романтическое название «Маэстро». Попробуйте поступить также и вместо приевшихся «конкурсно-игровых программ» и «викторин» назвать мероприятия сказочный круиз «Летучий корабль» или игра-путешествие «Вокруг света за одно лето». Согласитесь, это звучит интересней.
Если мы готовим профессиональный праздник, можно сделать так, чтобы профессия угадывалась в названии:
– для Дня медицинского работника – «Скорая культ-помощь», «Рецепт хорошего настроения»
– для Дня строителя: «Фундамент счастья», «Домашние очаги»
– для Дня автомобилиста: «Колесо фортуны», «Дороги, которые мы выбираем»
– для Дня железнодорожника: «Счастливый билет», «Поезд дружбы», «Всё путём на путях» и т. д.
Во-первых, неправильно начинать работу над мероприятием с названия. Вначале нужно определиться с темой и идеей, тогда и название придумать будет гораздо легче.
Во-вторых, хорошо если название будет образным. Обычно человек легче всего воспринимает образ, поэтому можно постараться создать с помощью слов «картинку» в воображении. Например, в нашей стране существуют фестиваль под названием «Майское дерево», праздник поэзии «Ромашковая Русь», конкурс детско-юношеского творчества «Подснежник».
В-третьих, можно создать символичное название: здесь неоценимую услугу окажет словарь символов. Например, из него мы узнаем, что:
искра символизирует душу;
лабиринт – таинственность, загадочность;
луч – творческую энергию;
журавль – долголетие, мудрость, честь;
дельфин – спасение, скорость, мощь моря;
гора – духовную высоту, подъем, устремленность;
мост – объединение;
рассвет – надежду и молодость;
свеча – одинокую человеческую душу;
лира – поэтическое вдохновение.
КАЛЕНДАРЬ НАЗВАНИЙ
Кому не знакома ситуация, когда написан прекрасный сценарий мероприятия, приглашены хорошие коллективы, но вот название, которое надо дать в афише никак не придумывается… А ведь зачастую именно удачно подобранное название праздника способно вызвать у зрителей интерес и желание посетить его.
Опыт показывает, что проблема создания хорошего названия существует. Но проблема вполне разрешима.
ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НОМЕРОВ В ДРАМАТУРГИИ СБОРНОГО КОНЦЕРТА. - ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПОРЯДКЕ ВЫСТРАИВАНИЯ НОМЕРОВ. - НАЗВАНИЕ КОНЦЕРТА. - РОЛЬ КОНФЕРАНСЬЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДРАМАТУРГИИ СБОРНОГО КОНЦЕРТА. - ПАРНЫЙ КОНФЕРАНС. - ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ В ИГРУ (СИТУАЦИЮ). - ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА КОНФЕРАНСЬЕ. -МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ФЕЛЬЕТОНА (МОНОЛОГА) В ДРАМАТУРГИИ КОНЦЕРТА.
Пойдем от простого к сложному. Рассмотрим драматургию сборного концерта, состоящего, к примеру, из десяти-двенадцати номеров* разных жанров.
На первый взгляд, его проведение не потребует от организаторов - администратора, режиссера-постановщика и возможного сценариста никаких титанических интеллектуальных усилий.
Вроде, все просто! Следует распределить исполнителей в каком-то одном порядке, первым выпустить на сцену конферансье со словами «Добрый вечер, дорогие друзья!» - и концерт пройдет успешно.
На самом деле все обстоит сложнее.
Сам порядок расположения номеров в любом виде концерта влияет на его драматургическое решение. Простая перестановка номеров способна привести к кардинальному изменению драматургии зрелища в целом.
Это легко сказать: «Выпускать артистов на эстраду в каком-то одном порядке». А на самом деле попробуем понять, в каком именно? По алфавиту? По возрасту? По росту? По званию?
* Практика показывает, что концерт в одном отделении продолжительностью около часа включает в себя, как правило, 10-12 номеров.
Стр. 194
Иногда за кулисами провозглашается шутливый лозунг: «„Концерт должен идти по нарастающей", значит, начнем с меня...».
Одно из основных правил построения концерта состоит в том, что он «должен идти по нарастающей».
Должны возрастать темпоритм концерта, качество номеров, их зрелищность и, как следствие, интерес зрителей. Каждый следующий номер должен пользоваться большим успехом, чем предыдущий. Но как это точно определить? Артист бывает «в форме, в голосе, в ударе», а бывает - и нет. Случается, что у артиста в зале - «его публика»: ветераны, демобилизованные, молодежь, школьники, амнистированные - эстрада демократична! А бывает - и «не его зритель».
Все эти факторы приводят к тому, что вопрос «кто в концерте за кем идет?» бывает очень сложным и болезненным. Здесь очень часто начинают проявляться актерское тщеславие и амбиции!.. И многое другое, не имеющее отношения к искусству*.
Наверное, не следует сначала выпускать на сцену одних женщин, а потом одних мужчин. Не желательно, чтобы подряд выступали три вокалиста, а потом четыре жонглера. Хорошо бы быть в курсе того, что может исполнить конферансье, когда за его спиной будут передвигать рояль...
Кроме того, имеет смысл прикинуть общее время программы, исходя из элементарных соображений. Обычный эстрадный концерт в одном отделении длится приблизительно час-час двадцать минут. Средний номер занимает 6-8 минут. Одна песня длится 3-4 минуты. В часовом концерте конферансье не должен в общей сложности занимать более 10-15 минут времени. Так как одна страница текста (28-30 строк при 60 знаках в строке) в живой речи звучит примерно 2 минуты, можно прикинуть, что должен иметь в репертуаре ведущий, что от него требуется и что он может себе позволить.
Даже самый простой эстрадный концерт все-таки должен иметь какую-то «шапку», «девиз», «посыл», название, пусть незамысловатое.
Например, «Приходите, побеседуем!» Или - «За чашкой чая». Такое себе позволял даже великий А. Райкин - это реальные названия его когда-то шедших на эстраде программ
* Вспомним, что именно из-за этого - кому сейчас идти на сцену - был убит за кулисами поэт и певец Игорь Тальков..
Стр.195
А одна из концертных молодежных программ в санкт-петербургском Дворце культуры им. Ленсовета когда-то называлась задорно, весело и весьма двусмысленно: «А мы отдыхаем так!».
Впрочем, эстрадный концерт может называться и совсем просто: «Музыка, песня, сатира, юмор».
В сборном - даже по названию - концерте в любом случае присутствуют определенные закономерности в выстраивании последовательности номеров.
В данном случае, в начале, уже за занавесом, должна прозвучать какая-то бодрая музыка типа «Концертного марша» И. Дунаевского, потом должен выйти конферансье и, поздоровавшись с публикой, исполнить свой вступительный фельетон (монолог), имеющий прямое отношение к названию программы. Хорошо, если вступление тематически будет иметь отношение к залу, где проводится это мероприятие, к составу артистов, занятых в программе, каким-то важным событиям дня или недели...
Продолжительность вступления к концерту, как правило, не должна превышать 3-4 минуты, то есть на «бумажном носителе» это полторы-две страницы.
Психологи утверждают, что любое публичное выступление не должно содержать более 2-х новых мыслей. Такова специфика восприятия зала. Когда появляется третья мысль - первая забывается. И тем не менее хорошо, когда уже во вступлении к сборному концерту прозвучат две-три хороших репризы, на которые зал среагирует, улыбнется, а, может быть, даже и зааплодирует.
Иногда с этой вроде бы нехитрой задачей справляется сам конферансье, а иногда привлекается профессиональный автор.
Чаще всего это бывает на так называемых «корпоративных мероприятиях», где по условиям, выдвинутым заказчиком, надо говорить и шутить на заранее заданную тему, связанную с характером фирмы, компании, производства, темой самого праздника, на который приглашены артисты эстрады.
Кроме вступления к концерту конферансье должен иметь несколько связок-подводок к номерам разного жанра, это могут быть и короткие, на полстраницы, интермедии или репризы и, желательно, какой-то свой номер: юмористический, сатирический,
Стр.196
пародийный... Собственный номер конферансье, разумеется, заранее придумывается, пишется автором и ставится режиссером...
Таким образом, конферансье в сборном концерте очень часто принимает на себя функции драматурга зрелища, которые выражаются в установлении последовательности номеров, в придании программе хотя бы видимости тематизма, в обеспечении определенного сквозного действия в течение представления .
В концерте может быть «задействован» и парный конферанс, когда программу ведут два исполнителя. Иногда это ОН и ОНА; тогда в задачу автора, режиссера и исполнителей входит необходимость как-то решить проблему взаимоотношений ведущих между собой, иметь какие-то «маски», выписанные роли в диалогах, которые артисты ведут, выходя на эстраду.
У парного конферанса более широкие, чем у конферанса-соло, возможности, но и трудностей в этом случае заметно больше.
В принципе конферансье могут работать и втроем, как это делали в свое время Е. Петросян, Л. Шимелов и А. Писаренков, и впятером, как однажды сделали наши доблестные питерские «менты» в концерте в Кремлевском Дворце съездов...
Отметим, что вступительный монолог может быть написан как в прозе, так и в стихах, а иногда давать пусть не очень сильный, но тем не менее достаточно рельефный ход для всей дальнейшей концертной программы.
Приведем пример.
В начале концерта на эстраде появляется конферансье с букетом цветов в руках и под негромкую фоновую лирическую музыку читает следующие строчки:
Я на свиданье к вам пришел с цветами,
Нарочно их для этого купил,
И, вот ведь как... Заговорил... Стихами!
Хотя всю жизнь я прозой говорил...
Цветы меня настроили невольно
На музыкальный, поэтичный лад,
И чудится не зал мне театральный,
А расцветающий весенний сад,
И номера концертные цветами
Стр.197
Мне хочется сегодня называть,
В большой букет собрать их перед вами,
И от души в подарок передать!
Примите же улыбок теплый свет,
И звонких песен красочный букет!
…………………………………….....
Несмотря на кажущуюся простоту и некоторую наивность этих строк, они давали возможность легкой театрализации дальнейшего концерта, формально сопоставив номера с цветами, а сам концерт - с красивым подарочным букетом, преподносимым зрителям...
Далее могла быть разработана тема «Цветы нашей жизни», то есть цветы как растения с такими своеобразными названиями, как Анютины глазки, или Иван-да-марья, или Столетник, Бессмертник, Незабудка, Подорожник... Могла возникнуть тема и ЦВЕТОВ РАДУГИ. «Всеми цветами радуги!» - совсем неплохое название для эстрадной программы.
Еще одной ступенью к первичной, легкой театрализации может быть придумка и реализация какой-то «ролевой игры», предложенной залу. Может быть, даже точнее будет сказать - вовлечение зрителей в розыгрыш, их участие в какой-то предложенной драматургом элементарной ситуации.
Примером может служить такой драматургический ход: в своем вступительном монологе конферансье «озвучивает» простую мысль о том, на каких больших скоростях во всех областях вынужден жить сегодня наш мир и каждый из нас. Тут широкое ноле для шуток на тему о том, сколько времени требовалось раньше для того или иного действия или акции, и сколько требуется сейчас... Как быстро мы стали ездить, плавать, летать, богатеть, разоряться... Что можно сегодня сделать за неделю, за жизнь, за час, за минуту - дома, на работе, в постели... Вот только время от зачатия человека до его рождения испокон веков и поныне остается постоянным - 9 месяцев. Хоть ты умри, а это мировая константа! Точно так же как, например, нормальная температура человеческого тела 36 и 6 десятых градуса, а ускорение свободного падения любого тела 9,8 метров в секунду, и т. д. и т. п.
Стр.198
Мы можем вернуться к происходящему на сцене и в этом зале, и, вспомнив о том. что следовало бы отключить все мобильные телефоны, констатировать - на эти ближайшие 1 часа нашего концерта: «Вы, уважаемые зрители, будете оторваны от жизни целого мира, вы не просмотрите ни одной телепередачи, не узнаете по радио ни одной новости, не услышите ни одной новой сплетни, ни одного нового анекдота, кроме тех, что решим рассказать вам мы... Но для того чтобы вы окончательно не отстали от жизни мира, мы решили пойти вам навстречу и организовали при нашей концертной программе свою небольшую радиостанцию, свой радиоканал и время от времени будем сообщать вам, что творится за стенами этого концертного зала в привычном формате современных радиопередач... Итак, мы начинаем! Говорит радиостанция „Эстрада"! Московское время 19 часов 15 минут! Начинаем эстрадный концерт! Для вас поет...»
Далее этот «ход» достаточно ясен. Весь конферанс, все необходимые интермедии и связки между номерами подаются в известном всем формате радиопередач. Тут и «Последние известия», и юмористические передачи, и... Ну, что хотите, только «упакованное» в определенную и всем знакомую форму сетки радиовещания. Этот прием удобен, он может быть очень эффектен, хотя и требует некоторых умственных затрат, как, впрочем, и любая интеллектуальная работа. Тут важно не быть навязчивым, не перегружать ведение концерта дополнительными и не обязательными текстовыми структурами, связанными с применением выбранного приема, а соблюдать чувство меры...
· · · · · ·
Очень удобным приемом «первичной театрализации» обычного сборного концерта может служить трансформация образа конферансье.
Имеется в виду прием, когда он от образа обычного, стандартного, относительно нейтрального «артиста эстрады» перевоплощается в образ того или иного театрального персонажа. Это можно делать с самого начала концерта, впервые появляясь перед зрителями в том или ином образе. Например - в образе эксцентричного весельчака-говоруна, или, наоборот, забывчивого меланхолика...
В принципе, эту игру можно усилить и украсить, допустим, сменными париками, усами, накладками. Можно превратить в забавный номер, причем на протяжении концерта этих образов может быть несколько, особенно у артиста, обладающего даром трансформации.
Стр. 199
Соответственно меняется и сама форма подачи номеров эстрадного концерта. Условно говоря, артист эстрады так называемого «старого закала» будет объявлять номера в одном ключе, артист драматического театра, изучавший систему Станиславского, - в другом, диктор телевидения - в третьем, современный диск-жокей - в четвертом...
Хорошо, если эта линия поведения на протяжении концерта может меняться и изначальный Бомж, получивший работу и попавший в хорошую компанию и соответствующую атмосферу, может к концу концерта стать вполне приличным человеком, которым он когда-то, возможно, и был. А современный Недоросль - в чем-то прозреть и стать не карикатурой, а просто смешным и милым персонажем. Но этот прием так же требует и сценарной проработки, и режиссерского труда, и актерских усилий...
Примером этого приема могла бы служить программа выпускников Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ, сейчас имени Л. С. Маслюкова), поставленная в Московском театре эстрады в середине 70-х годов. Но так случилось, что вести программу было некому.
Тогда выбор пал на одного молодого симпатичного артиста музыкальной комедии, имевшего и свой сольный вокально-танцевальный номер и умевшего неплохо говорить. Именно говорить: он мог исполнять монологи лирического, романтического характера, но юмор был ему не совсем свойствен, это было не его амплуа. И тогда для него был придуман образ Влюбленного, который ходит по городу и мучается, не зная, что подарить своей любимой девушке...
«Если бы я был космонавт или хотя бы астроном, я бы открыл для нее новую звезду или хотя бы маленький астероид и назвал ее именем... Если бы я был геолог, или моряк, или путешественник, или альпинист-экстремал, я бы в честь нее открыл новый остров, новый высочайший пик на земле... Если бы я был студентом торгового института, я бы открыл возле ее дома... ларек! С цветами! И каждый день встречал ее с новым букетом, под песню „Миллион-миллион-миллион алых роз"... Но я всего лишь артист эстрады...Что я могу? Я могу... Придумать для нее новую, блистательную эстрадную программу! Я уже, кажется, вижу празднично украшенный зал Московского театра эстрады... Я вижу внимательные лица зрителей в первых рядах, пришедших на программу выпускников нашего ВТМЭИ. Я вижу, как я выхожу на сцену и зал встречает меня дружными аплодисментами... А я говорю: „Спасибо,
Стр.200
дорогие друзья, право, не ожидал... Ведь выходить на сцену - моя и наша профессия, наша обязанность, тут нашей большой заслуги нет. А вот в том, что вы пришли сегодня в этот зал, несомненно ваша большая заслуга. Я считаю, что таких зрителей артисты должны приветствовать аплодисментами!"»
На этих словах занавес взвивался, и на сцене группа участников программы аплодисментами и цветами встречала зрительный зал, который, конечно же, тоже начинал аплодировать в ответ на этот нехитрый прием. Ну, а дальше все уже было просто. Наш влюбленный «придумывал» для своей возлюбленной эту новую эстрадную программу, придумывал, что называется, «на ходу», в чем-то забавно нарочно, а иногда и не нарочно ошибался, попадал в забавные ситуации. Дело было сделано, с помощью в общем-то простейшего приема, но программа шла, катилась, жила...
Именно вступительный монолог конферансье эстрадной программы содержит в себе определенные признаки экспозиции, завязки, так называемого главного и предшествующего события. Только они не показаны, не сыграны, а переданы в тексте этого монолога, что для эстрады, с ее вечным дефицитом времени, вполне естественно.
Еще раз повторим, что это, как говорят представители точных наук, для сборной эстрадной программы «необходимо и достаточно».
Стр.201
Место проведения: Зеленая роща
Время проведения: 11.00ч.
С 09.00ч. утра начинается трансляция праздника по звукоусиливающей аппаратуре и громкоговорителям, где дикторы приглашают всех желающих отдохнуть на лоне природы, развлечься под живую музыку.
С 10.00ч. начинается монтаж стоянок, двориков и юрт каждого сельского клуба и сельского Дома культуры района.
С 11.00ч. начинается официальное открытие народного праздника «С песней по жизни». Выступление официальных лиц.
По завершению выступления официальных лиц девушки в национальных костюмах преподносят хлеб-соль-мед официальным лицам.
Добро пожаловать на праздник песни народной!
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям по российским
От души поклон вам низкий.
С добрым словом и с любовью,
И с хлебом-солью.
Исполняется башкирский танец в исполнении хореографического ансамбля «Озорная молодость» (рук. Р.Дейниченко)
На сцену под веселую народную русскую песню выходят двое ведущих в русских национальных костюмах.
Ведущий 1:
Добрый день, сударыни и сударушки!
Ведущий 2:
Добрый день, судари! Рады видеть нас на нашем празднике! А собрались мы здесь песни послушать, попеть, потанцевать, да и про песню узнать!
Ведущий 1:
В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».
«Как живется, так и поется»
«Где песни, там и молодость»
«Песня – душа народная».
Ведущий 2:
Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От
самого рождения и до самой смерти.
Выходит молодая девушка, с венком на голове и в национальном костюме.
Ведущий 2 :
Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?
Девушка /в русском костюме/:
Пролетали утки – уронили дудки,
Пролетали гуси -уронили гусли,
Их весною вешней
Нашла, не удивилась…
Ведущий 1: Ну, а песня?
Девушка: С песней на Руси и родилась.
Выходит девочка с куклой на руках. Звучит «Колыбельная».
Ведущий 1:
Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка -Дон у Ростова.
Это матушка — Волга в пути.
Песня русская – это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай -
Ты заслушаешься, дружок.
Ведущий 2 :
Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу – всюду ему помогала песня. Дорогие наши зрители, гости! На сцене праздничной программы народный ансамбль русской и украинской песни «Кудерушки» с народной песней «Под окном широким».
Ведущий 1:
Я для песни душевной
Взял лесов зеленый шепот,
А у Волги в жар полдневный
Темных струй послушал рокот.
Взял у осени – ненастье,
У весны — благоуханье,
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.
Ведущий 2:
Пели за рукоделием, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой. Встречаем народный ансамбль украинской песни «Хуторок». (с рукоделием в руках)
Ведущий 1 :
Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим. На сцене праздничной программы народный башкирский ансамбль «Аманат».
Ведущий 2:
То уводишь хороводы в поле,
То сжигаешь в пляске ты себя!
Ты вовек созвучна русской доле,
Песня родниковая моя!
Вспомните: умирает ямщик в степи, раненый ли боец во чистом поле в последнюю минуту – их мысли обращены к родному дому, к батюшке и матушке. О жизни, о доле своей поет русский человек в песнях. Русская народная песня «Ой на горке калина». На сцене народный ансамбль «Кудерушки».
Ведущий 1 :
Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения – то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы былинами.
Ведущий 2:
А еще бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.
Ведущий 1 :
Ну, а в редкие те времена на праздники звучали веселые плясовые песни, да под гармошку, да с припевками! Встречаем народный татарский ансамбль «Энжелэр».
(Плясовая, частушки.)
Ведущий 2:
Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе, Про сердечную тоску.
Ведущий 1 :
И мы сейчас споем, но не про тоску, а про что-нибудь веселое. Русская народный песня «Курочка». На сцене праздничной программа народный ансамбль русской песни «Сударушка».
Ведущий 2:
На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов. Хороводных песен знали много и одну из них мы сейчас услышим в исполнении народного ансамбля «Кудерушки». И всех гостей и зрителей мы просим присоединиться в наш чудесный хоровод!!!
(Звучит хороводная песня)
Ведущий 1 :
Кроме хороводных песен, были и хороводы-игры, в которых и пели и играли.
(Хороводная игра.)
Ведущий 2:
В одной из песен есть такие слова «Какая песня без баяна». А еще? Какая песня без …?
/гармошки, балалайки/.
Ведущий 1 :
Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!
Ведущий 2:
Песня русская — не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и 20, и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!
Ведущий 1:
Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. Песня объединяет нас, поющие песню - кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас
один общий дом – Россия.
Ведущий 2 :
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
Ай да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
»Песня о России» – исполняет народный ансамбль «Кудерушки».
Ведущий 1: :
А теперь гости и ваш черед,
Кто частушки тут споет?
(Конкурс "Частушки веселушки")
Ведущий 2:
Наш веселый праздник дружно продолжаем.
Конкурс наш "А вам слабо?"
Вместе объявляем!
Конкурс "А вам слабо?" для мужчин.
1.Кто расколет кулаком доску
2.Кто вперед выпьет молоко из бутылки и т.д.
По окончании мужчины клянутся "После праздника легко, будем пить лишь молоко".
Ведущий 1:
Молодцы наши мужички, постаралась да на славу! А сейчас шагаем дальше, плясунов мы выбираем!
Ведущий 2:
Всех танцоров приглашаем!
Ведущий 1:
Эй, гармошки, заиграйте
Ведущий 2:
Лучших плясунов праздника нашего выбирайте!
Идет конкурс плясунов под татарскую музыку.
Ведущий 1:
А сейчас для всех для вас
Будет русский перепляс.
Кто станцует веселей?
Подходи сюда скорей.
Читают по очереди ведущие:
Кадриль - старинный танец,
Любимый на Руси.
Через века, столетья
Танцуем теперь мы.
Умели наши деды
Душою отдохнуть:
И в поле поработать
И весело гульнуть.
Играй, гармонь веселая,
И балалайка пой,
Пройдись-ка, моя милая,
Я - следом за тобой.
«Какая пара славная!» -
Дивится весь народ.
«Вот удаль молодецкая
Красу свою ведет!»
Походочкою плавною
Манерно и легко
Танцует девка с парнем,
Соперницам назло…
Прошли года, столетья.
Не тот уже народ,
Но память он о предках
С любовью бережет.
И вот старинный танец,
Известный на Руси,
Через века, столетья
Танцуем теперь мы…
Танец «Кадриль».Исполняет хореографический ансамбль «Озорная молодость». Всех зазываем танцевать на поляне.
Ведущий 2:
У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.
Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах -
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
На ветру шумят рябины.
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России -
Столько во поле цветов.
Кто сложил её - не знаю.
Только песня та добра.
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова её простые
Душу трогают до слёз.
Сколько песен у России -
Столько в рощицах берёз.
Песни русские такие,
Что охота подпевать,
Сколько песен у России -
Ведущий 1:
Низкий поклон вам, добрые люди!
Счастья, здоровья и долгих лет…
Разве за песни кто нас осудит?
Раз нету песен - и жизни нет.
Над головою чистого неба
Нам бы хотелось вам пожелать,
Славы, застолья, досыта хлеба,
С песнями жить и не унывать.
Ведущий 2:
Русская пословица гласит: «Делу - время, потехе - час!».
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Главное действие на сцене закончилось. Далее идет концертная программа сольных вокалистов. Жюри оценивают стоянки, дворики. Идет подведение итогов. Завершение праздника.
План подготовки к проведению народного праздника
«С песней по жизни»
№п |
Наименование работы |
Сроки выполнения |
Ответственные |
Установка звукоусиливающей аппаратуры |
08.06.2013г. |
Сафин И.М. |
|
Подготовка сценария праздника |
01-05.06.2013г. |
Ганиев Н.Р. Хомякова М.А. |
|
Подготовка сценария театрализованного представления |
01-05.06.2013г. |
Арсланова А.Т. |
|
Репетиция музыкального блока и театрализованного представления |
06-07.06.2013г. |
Ломанец В.А. Хомякова М.А. Ганиев Н.Р. Лынник И.П. Арсланова А.Т. Дейниченко Р.Х. |
|
Монтаж/демонтаж конструкций сцены |
06-07.06.2013г. |
Османов М.А. |
|
Подготовка, пошив и ремонт костюмов |
01-07.06.2013г. |
Карпова Н.Ф. |
|
Перевозка участников художественной самодеятельности |
06-08.06.2013г. |
Шарафутдинов Р.З. |
Художественный руководитель – С.Тупицо
детская стоматология