«Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения. Сандро боттичелли "весна" - история картины

Сандро Боттичелли. Весна. 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!

Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!

И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.

Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин .

Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.

Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны?

Попробуем разобраться.


Сандро Боттичелли. Весна (с расшифровкой). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Чтобы легче было прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:

Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц – МАРТ.

Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины.

Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения.

Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.

Как и с людьми, так и с божественными созданиями он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.

2. ХЛОРИДА

Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.

Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.


Франческо Мельци. Флора. 1510-1515 гг.

Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.

Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.

Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа … ведь у Амура завязаны глаза.

А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.


Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли здесь не оригинален, изобразив трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.

«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!

7. МЕРКУРИЙ

Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К которой имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.

Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.

Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр.


Сандро Боттичелли. Меркурий (фрагмент картины «Весна»). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Не смогу точно ответить. Но мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.

Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными. Заложить весной плодородие – главное.


Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г.

А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Которое и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине. Оно и вправду так может.

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Долгое время ее не выставляли, и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.

1. Венера . Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). «Она, — пишет Фичино, — есть нимфа пригожести величайшей, рожденная от небес и более других возлюбленная Богом Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. О дивная красота! Сколь прекрасна для созерцания. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть (вновь обыгрывается брачная тема. — Прим. авт.). Если ты сочетаешься с ней браком и назовешь ее своею, она сделает твои годы сладостными, а тебя самого — отцом превосходных детей».
2. Три грации. Это спутницы Венеры. Фичино называет их Чувством, Интеллектом и Волей. «И поскольку, — пишет он, — оно [чувство] не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад; двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается».
3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо. С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины.
4. Зефир и нимфа Хлорида. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня… / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.
5. Весна. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных... / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства.
6. Амур. Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.
Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM

Это произведение написано великим итальянским художником, представителем Эпохи Возрождения, Сандро Боттичелли (в реальности Алессандро ди Мариано ди Вепи) в 1482 году. Как совсем недавно выяснилось, картина предназначалась как подарок ко дню свадьбы могущественного в то время представителя знатного и богатого клана Лоренцо Медичи. И художник, взявшись за выполнение заказа, имел представление о предполагаемых размерах, сюжете и местоположении картины.

В настоящее время «Весна» экспонируется в знаменитой на весь мир флорентийской галерее Уффици, занимая достойное место среди других шедевров итальянских мастеров, таких как Рафаэль, Джорджоне и Тициан.

Сюжет картины живописцу навеяли весьма распространенные тогда произведения Лукреция и Овидия. Глядя на полотно, всплывают знаменитые строки из «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и... Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, ... Шествует Флора-мать…

Как точно подчеркнул и художественно облек в образы на картине Венеру, Меркурия, Зефиру и Флору Боттичелли! Именно с этой картиной теперь неразрывно связаны персонажи Лукреция. Из поэмы «Фасты» появились еще персонажи: Хариты и Хлорида. Воображение живописца облекло бесплотные вымышленные образы античных поэтов во вполне реальных героев картины.

Главной и непререкаемой персоной картины является Венера – богиня любви и благоугающих садов. Ее поза: склоненная чуть набок голова и поднятая вверх рука, как бы одобряют происходящие действия на картине, лицо задумчиво. Значимость Венеры подчеркнута скрытой символикой богини: переплетением деревьев и мирты, образуя арку над ее головой, над головой изображен Амур – ангел-младенец, пускающий стрелы любви.

Слева от Венеры, взявшись за руки, танцуют Хариты: Талия, Аглая и Ефросина. Изящность и привлекательност ь этих богинь радости и веселья подчеркивают грациозные позы в движениях танца и тончайшие ткани, окутывающие их фигуры. Художник умело подчеркнул красочность слияния танцующих дев. Воздушность картине придает эффект невесомости изображенных персонажей – кажется, будто они парят над землей или едва касаются.

Несмотря на обилие черных тонов, произведение не кажется мрачным и угрюмым. Чернота земли показывает обильность чернозема, тем более поражает обилие цветущих растений, разбросанных Боттичелли по всему полотну. При подсчете оказалось, что их число приближается к 500! Апельсиновые деревья склоняются под тяжестью спелых плодов. Все дышит весной и пробуждающейся природой!

В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал живописец в свою картину? Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры. Многие теории предполагают мифологичность – ведь на полотне изображены античные персонажи в цветущем саду. Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей.

Но сколько бы ни было споров и трений, это нисколько не умаляет значимости и красоты «Весны» знаменитого Боттичелли.

Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры. Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены. Затем, чтобы искупить свой безумный порыв, он превратил возлюбленную в богиню и подарил ей восхитительный сад. Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли. Что касается Лукреция, то у него великий мастер живописи Возрождения нашел идею для создания композиции "Весны".

Фигуры, изображенные в картине, заключают в себе множество смыслов. Прежде всего, они символизируют весенние месяцы. Зефир, Хлорис и Флора – это март, поскольку весну приносит первое дуновение ветра-Зефира. Венера с парящим над ней Амуром, а также кружащиеся в танце грации – апрель. Сын богини Майи Меркурий – май.

История создания

Один из своих главных шедевров Боттичелли создал по заказу всемогущего флорентийского герцога Лоренцо Медичи. Она была необходима ему в качестве свадебного подарка для своего близкого родственника Лоренцо ди Пьерфранческо. Поэтому символика картины тесно связана с пожеланием счастливой и добродетельной семейной жизни.

Центральные образы

Венера представлена здесь прежде всего как добродетельная богиня супружеской любви, именно поэтому ее внешний облик схож с обликом Мадонны. Изящные грации являются воплощением женских добродетелей – Целомудрия, Красоты и Наслаждения. Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы. Именно так было принято делать на свадьбах. Над головой богини любви Венеры парит крылатый Амур с завязанными глазами, ведь любовь слепа.

Почти все женские персонажи картины, прежде всего – Венера и Флора – внешне напоминают безвременно умершую первую красавицу Флоренции Симонетту Веспуччи. Существует версия, что художник был тайно и безнадежно влюблен в нее. Возможно, именно благодаря этой благоговейной, целомудренной любви, Боттичелли удалось создать столь возвышенное полотно.

Судьба шедевра

Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо. До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи. В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Однако в то время имя Сандро Боттичелли было почти забыто, и на картину не обратили внимания. Лишь во второй половине 19 века английский искусствовед Джон Рескин заново открыл творчество великого флорентийца, сделав его достоянием широкой общественности. Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи.


Эпоха Возрождения подарила человечеству невероятные по красоте полотна. Причём многие из них содержат скрытые символы и смыслы. Один из таких шедевров - «Весна» Сандро Боттичелли . В этой прекрасной картине скрыто гораздо больше, чем кажется. О некоторых символах и аллегориях этого удивительного полотна и пойдет речь в этом обзоре.



Сандро Боттичелли писал «Весну» (Primavera ) по заказу Лоренцо Медичи. Картина должна была стать его свадебным подарком для еще одного из этого знатного рода – троюродного брата Лоренцо ди Пьерфранческо. Картина стала не просто изображением одного из любимых в то время мифологических сюжетов, а философским напутствием будущему браку. Практически все элементы «Весны» содержат те или иные символы или аллегории.



Венера изображена в самом центре картины в апельсиновой роще (именно это дерево было символом семьи Медичи). Но это не блистательная и роковая богиня, а скромная замужняя женщина (что можно понять по ее фате). Ее правая рука занесена в благословляющем жесте. Когда Боттичелли передавал свое творение Лоренцо, то он акцентировал внимание именно на фигуре Венеры. Если тому удастся сочетаться браком со столь благородной богиней, то жизнь его будет сладострастной и счастливой.



Три Грации олицетворяют женские добродетели: Целомудрие, Красоту и Наслаждение. Жемчужины на их головах символизируют чистоту. Грации вроде бы и в одном хороводе, но движения их разобщены. Целомудрие и Красота изображены спереди, а Наслаждение - спиной, и ее внимание приковано к Меркурию.



Меркурий в мифологии олицетворял разум и красноречие. В Древнем Риме ему был посвящен месяц май, названный в честь матери божества нимфы Майи. К тому же свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо была назначена именно на этот месяц.



Для того, чтобы изобразить Весну, Боттичелли представил целый три фигуры. Эта была отсылка к мифу о том, как весенний ветер Зефир влюбился в нимфу Хлорис и тем самым превратил ее в богиню цветения Весну. Изо рта Хлорис слетает барвинок (символ верности), который становится продолжением следующей фигуры. Так художник показал превращение нимфы в богиню. Кроме этого, эта композиция стала символом первого весеннего месяца.



Весна (Флора) предстала на картине в образе юной девы в наряде, украшенном цветами. Неспешно выступая, она разбрасывает розы (так это делали на свадьбах). Цветы на платье так же выбраны не случайно. Васильки – это символ приветливости, лютики – богатство, ромашка – верность, а земляника – нежность.



Над головой Венеры изображен ее сын Амур, который целится в одну из Граций. Глаза его завязаны - любовь слепа. По одной из версий, Сандро Боттичелли в образе Амура изобразил себя.

Для тех, кому нравится искать скрытый смысл, наверняка придутся по душе