«Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок!» Конспект внеклассного занятия о вреде употребления ПАВ. Сказка - быль, да в ней намёк

Царевна — Лягушка. Она — красавица

ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА. Воскресение духа.

Почему лягушка?

Лягушка – еще одно из изображений древнейших египетских божеств, Богиня Хикит (Hiqit), в ее аспекте лягушки, покоится на Лотосе, указывая тем на свою связь с водою. «Богиня лягушка или жаба» была одним из главных Космических Божеств, связанных с сотворением мира по причине ее амфибного характера и, главным образом, в силу ее кажущегося воскресения после долгих веков уединенной жизни, замурованной в старых стенах, в скалах. Она не только принимала участие в устроении мира, но была также связана с догмою воскресения.

Лягушка или жаба, заключенная в цветке Лотоса или без него, была формою, избранной для храмовых-светильников, на которых были вырезаны слова: «Εγώ είμι άναστάσις» – «Я есмь Воскресение». Эти богини-лягушки встречаются на всех мумиях. И первые египетские христиане приняли его в своих церквах. (Из ТД)

Иван – царевич метнул стрелу – мысль и получил желаемое, воскресение Духа. Последующим падением в материю затемнилось знание духа, и настолько, что Иван даже сжег лягушечью кожу. Чтобы вернуть воскресение в духе, — состояние непрерываемого счастья, — нужно испытать несчастье: путь туда, откуда Искра отлетела, нелегок. Тяжек и труден путь познания самого себя и, конечно же, неизменная битва со своим личным драконом самости. Без этого никак. Но, победившему себя, прощается все. И награда велика: чертог огненный, — местопребывание Царя и Царицы, достижение бессмертия.

Диво – дивное, чудо – чудное, эти русские сказки!

Ковер — самолет. Н. К. Рерих

Волшебные, полные изумительных явлений: скатерти самобранки, шапки – невидимки, сапоги – скороходы, двое из ларца – одинаковых с лица, исполняющих любое желание, даже самое несуразное! И все происходит по моему желанию, по моему хотению!

Дивные хрустальные дворцы и мосты, вырастающие за одну ночь, и все другие чудеса,

- «все это представляет собой попытку передать на земном языке чудесную действительность Тонкого Мира в формах, которые приспособлены к земному пониманию. В Тонком Мире можно свободно пройти через любое препятствие, стену, камень, закрытую дверь, гору, через любой предмет, если об этом знать. Если человек об этом не знает, он будет пользоваться теми же самыми способами, которыми пользовался он на Земле.

Там можно представить себя как угодно и, следовательно, принять любую форму, облечься в любую форму: человеческую, животного, растения, птицы или любой предмет. Можно стать всем, чем захочет стать человек, или что захочет собою представить. Но и об этом знают далеко не все и там продолжают вести себя и представлять себя по-земному.

Там волшебный жезл у каждого в руке: с его помощью можно, подобно магу или волшебнику, творить все, чего захочет воля. Но об этом не знают и продолжают пребывать в плотных ограничениях, которым подчинялись на Земле. Отрицание не дает возможности сознанию освободиться. Именно там рожденный летать продолжает ползать, и чудесные просторы Тонкого Мира остаются запечатанными для ползающих.

Они не знают и не верят, как не верили на Земле, что дух имеет крылья и на крыльях мысли может двигаться молниеносно и совершать дальние полеты…

Там каждый творит мир свой, но что же творит убогое воображение, не знавшее на Земле, что такое творчество духа?

Красотою утверждается чудесность Тонкого Мира. Ключ красоты открывает перед сознанием волшебную сторону чудеснейших сказочных возможностей, которые становятся там для человека тем миром, в котором он живет. Самая дерзновенная, самая несбыточная мечта на Земле осуществляется там, если ключ красоты не утерян» . (Грани Агни Йоги.1955. 255)

Именно возможность ничем не ограниченного светлого творчества являет собою волшебную чудесность Тонкого Мира, если развитое воображение позволяет.

Человек, лишенный воображения, не может творить. Нечистое воображение вовлечет дух в низшие сферы – со всеми ужасами, создаваемыми людскими пороками. Неочищенные духи тоже творят, но творчество это темно, беспросветно и насыщено вожделениями неудовлетворенных страстей.

Воистину, что посеешь, то пожнешь, ибо Тонкий Мир — по сознанию.


Ложью” у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: “Вот целая лужа бензина”, а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. Во втором утверждении — Правда, в первом же сказана не совсем Правда, т.е. Ложь. “Ложь” и “ложе”, “ложа” — имеют однокоренное происхождение. Т.е. то, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или — поверхностное суждение о предмете.

И все же, почему к Сказам применено слово “ложь”, в смысле, поверхностная правда, неполная правда? Дело в том, что Сказка — это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави, те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой. Т.о., можно сказать, что Сказка — это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь. Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), “вытаскивают” Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живем. В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: “Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что”. Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? — До поры, нет. Хотя, у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

“Урок” у славян означает нечто, стоящее У Рока, т.е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощенного на Земле. Урок — то, что необходимо усвоить, прежде чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше. Т.о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намек на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.


КОЛОБОК

Попросил Рас Деву: — Испеки мне Колобок. Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — “ам”, и съела целиком.
Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.
Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.
Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?
Для детишек еще пара-другая загадок: Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц) Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц) Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце) Кто на свете всех богаче? (Земля)
Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с
зодиакальным знаком Льва.



РЕПКА

Текст сказки наверняка все помнят c детства. Разберем эзотерику сказки и те грубые искажения образности и логики, которые были нам навязаны.
Читая эту, как и большинство других якобы “народных” (т.е. языческих: “язык” — “народ”) сказок, обращаем внимание на навязчивое отсутствие родителей. Т.е., перед детьми предстают сплошь неполные семьи, чем с детства внушается мысль, что неполная семья — это нормально, “все так живут”. Растят детей одни только дедушки и бабушки. Даже в полной семье стало традицией “сдавать” ребенка на воспитание старичкам. Возможно, эта традиция утвердилась во времена крепостного права, как необходимость. Многие скажут мне, что и сейчас времена не лучше, т.к. демократия — тот же рабовладельческий строй. “Демос”, по-гречески, — не просто “народ”, а народ зажиточный, “верхушка” общества, “кратос” — “власть”. Вот и выходит, что демократия — власть правящей верхушки, т.е. то же рабовладельчество, только имеющее в современной политической системе стертое проявление. Кроме того, религия также является властью верхушки для народа, и также активно участвует в воспитании паствы (сиречь: стада), для своей и государственной верхушки. Что мы воспитываем в детях, рассказывая им сказки под чужую дудку? Продолжаем “готовить” новых и новых крепостных для демосов? Или рабов Божиих?
С эзотерической точки зрения, какая картина предстает в современной “Репке”? — Линия поколений прервана, нарушен совместный благой труд, идет тотальное разрушение гармонии Рода, Семьи,
благополучия и радости семейных взаимоотношений. Какие люди вырастают в неблагополучных семьях?.. И этому учат нас новоявленные сказки.
Конкретно, по “РЕПКЕ”. Двое, самых главных для ребенка героев, отец и мать, отсутствуют. Рассмотрим, какие Образы составляют суть сказки, и что же конкретно было убрано из сказки на символическом плане. Итак, действующие лица: 1) Репка — символизирует Корни Рода. Она посажена
Предком, самым Древним и Мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода. 2) Дед — символизирует Древнюю Мудрость 3) Бабка — Традиция, Дом 4) Отец — защита и опора Семьи — убран из сказки вместе с образным значением 5) Мать — Любовь и Забота — убрана из сказки 6) Внучка (дочка) — Потомство, продолжение Рода 7) Жучка — охрана достатка в Роду 8) Кошка — благостная обстановка Дома 9) Мышка — символизирует благосостояние Дома. Мыши заводятся только там, где есть избыток, где каждую крошку не считают. Эти образные значения связаны между собой, как матрешка — одно без другого не имеет уже смысла и полноты.
Вот и думай потом, ведомо или неведомо были изменены русские сказки, и на кого они “работают” теперь.



КУРОЧКА РЯБА

Кажется — ну, какая глупость: били-били, а тут мышка, хлоп — и сказке конец. Зачем все это? Действительно, только детям несмышленым рассказывать…
Сказка же эта о Мудрости, об Образе Вселенской Мудрости, заключенной в Золотом Яйце. Не каждому и не во всякое время дано познать эту Мудрость. Не всякому она “по зубам”. Иногда приходится согласиться на простую мудрость, заключенную в Простом Яйце.


Когда вы рассказываете ту или иную сказку своему ребенку, зная ее скрытый cмысл, Древняя МУДРОСТЬ, заключенная в этой сказке, впитывается “с молоком матери”, на тонком плане, на подсознательном уровне. Такой ребенок будет понимать многие вещи и соотношения без лишних объяснений и логических подтверждений, образно, правым полушарием, как говорят современные психологи .


О КАЩЕЕ и БАБЕ-ЯГЕ

В книге, написанной по лекциям П.П.Глобы, находим интересную информацию о классических героях русских сказок: “Имя “Кощей” произошло от названия священных книг древних славян “кощун”. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Хранителя этого бессмертного наследства и называли “кощеем”. Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. (…) А в страшного злодея, колдуна, бессердечного, жестокого, но могущественного, … Кощей превратился сравнительно недавно — во время введения православия, когда всех положительных персонажей славянского пантеона превратили в отрицательных. Тогда же возникло и слово “кощунство”, то есть следование древним, нехристианским обычаям. (…) И Баба-Яга у нас популярная личность… Но до конца очернить ее в сказках так и не смогли. Не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь ложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели. Роль “русской Ариадны” делает нашу бабульку удивительно похожей на одно авестийское божество,… Чисту. Эта женщина-очистительница, своими волосами подметающая дорогу, сгоняющая с нее хравстру и всякую нечисть, очищающая дорогу судьбы от камней и мусора, изображалась с метлой в одной руке и клубком в другой. … Ясно, что при такой должности быть оборванной и грязной она никак не может. Тем более, своя банька есть”. (Человек — Древо Жизни. Авестийская традиция. Мн.:Арктида, 1996г.)

Это знание отчасти подтверждает славянское представление о Кащее и Бабе-Яге. Но обратим внимание читателя на существенную разницу в написании имен “Кощей” и “Кащей”. Это два принципиально разных героя. Тот негативный персонаж, что используется в сказках, с которым борются все действующие лица, во главе с Бабой-Ягой, и Смерть которого ” в яйце”, это — КАЩЕЙ. Первая руна в написании этого древнеславянского слова-образа — “Ка”, означающая “собирание внутрь себя, союз, объединение”. Например, руническое слово-образ “КАРА” — не означает наказание, как таковое, а означает нечто не излучающее, переставшее сиять, почерневшее, потому что собрало все сияние (“РА”) внутрь себя. Отсюда же слово КАРАКУМ — “КУМ” — родственник или множество чего-либо родственного (песчинок, например), а “КАРА” — собравшие сияние: “собрание сияющих частичек”. Это уже несколько иной смысл, нежели предыдущее слово “кара”.

Славянские рунические образы необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного читателя. Этими образами в целостности владели лишь Жрецы, т.к. запись и прочтение рунического образа — дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца.
Баба Йога (Йогиня-Матушка) — Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям. В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто — Бабушкой Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту — Йогиней-Матушкой.



Гуси-лебеди


Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов. В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост. Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означала, что дети-сироты посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род. Ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят. Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили Образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.


Очень интересным, с эзотерической точки зрения, является сказочное Наставление-Урок, сопровождающее не одну русскую народную сказку:
Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо Что.

Оказывается, не только сказочным молодцам давался такой Урок. Это наставление получал каждый потомок из Родов Свята Расы, что восходил по Златому Пути Духовного Развития (в частности, осваивая Ступени Веры — “науку образности”). Второй Урок Первой Ступени Веры человек начинает с того, что заглядывает внутрь себя, чтобы увидеть все многообразие красок и звуков внутри себя, а также изведать ту Древнюю Родовую Мудрость, которую получил при своем рождении на Мидгард-Земле. Ключ к этому великому кладезю Мудрости известен каждому человеку из Родов Великой Расы, он заключен в древнем наставлении: Пойдите Туда, не зная Куда, Познайте То, не ведомо для вас Что.

Этому славянскому Уроку вторит не одна народная мудрость мира: Искать мудрость вне себя — вот верх глупости. (Чаньское изречение) Загляните внутрь себя, и вы откроете весь мир. (Индийская мудрость)
Русские сказки претерпели множество искажений, но, все же, во многих из них осталась Суть Урока, заложенного в небылице. Она небылица в нашей реальности, но быль — в другой реальности, не менее реальной, чем та, в которой мы живем. Для ребенка понятие реальности расширено. Дети видят, ощущают гораздо больше энергетических полей и потоков, чем взрослые. Необходимо уважать реальности друг друга. То, что для нас — Небыль, является Былью для малыша. Потому так важно посвящать ребенка в “правильные” сказки, с правдивыми, изначальными Образами, без наслоений политики и истории.

Наиболее правдивыми, относительно свободными от искажений, на мой взгляд, являются некоторые сказки Бажова, сказки няни Пушкина — Арины Родионовны, записанные поэтом почти дословно, сказы Ершова, Аристова, Иванова, Ломоносова, Афанасьева… Наиболее чистыми, в своей первозданной полноте Образов, мне кажутся Сказы, из 4 книги Славяно-Арийских Вед: “Сказ о Ратиборе”, “Сказ о Ясном Соколе”, данные с комментариями и пояснениями по словам, которые вышли из русского повседневного употребления, но сохранились неизменными в сказках.
_________________
Из инета


Долгожданные и желанные, но неизменно нарушающие привычное течение жизни. И, поэтому, несколько утомляющие.

Ёлочка остро пахла хвоей и лесом. Игрушки на ней переливались стеклянными боками, и разноцветные фонарики разгоняли тени в углах квартиры. Люди и зверёныш Ассисяй готовились, прихорашивая себя и окружение. Правда кот никак уже не реагировал ни на пылесос, ни на мокрую тряпку, которая прохаживалась по его излюбленным и потаённым местечкам под и над шкафами, диванами и кроватями.

Когда поставили ёлочку, то котяра уже привычно стал пытаться грызть кончики веток и играть в раскачивающимися игрушками. Ёлочка была тщательно обнюхана, и занесена им в реестр уже с вечера. Да и люстра как то преобразилась- на ней появилась гирлянда, на которую сей кот имел виды (он пытался повиснуть на ней, но неизменно соскальзывал и, рушил мишурную красоту, за что ему попадало не по детски).

Суета перед праздником ничуть не была в тягость никому. Наконец, под ёлку, заполнив всё пространство под нижними ветвями, легли заготовленные заранее подарки.

На столе зажгли свечи, запахло ванилью и пряностями. За столом разговаривали о том, как провели на работе предпраздничные дни. Где и как взрослые, и облечённые разными обязанностями и чинами люди весело играли в разные необычные, но от этого не менее интересные роли - трёх поросят, волка, и Снегурочку- внученьку, которую играл волосатый и могучий парень. Смеялись и подтрунивали над всеми. Карнавальные действия рождали ощущения сказки.

За неспешными разговорами и неотложными делами как- то странно было на ходу глянув в окно, заметить плавное, беззвучное планирование снежинок на уже укрытую слоем снега землю. На окнах неизменно нарастала абсолютно чистая и сияющая белизной шуба. Кажется, сама природа тоже готовилась к зимнему празднику.

Наконец, уже сильно к ночи, гости ушли, посуда перемыта и водворена в шкафы, и у хозяйки появилась свободная минутка.

На кухне горел свет, за окном ночь кралась на мягких лапах. Кот лежал свернувшись в клубок и закрыв нос лапами, на диване, в старом доме была тишина и покой.

Кружка с чаем, сильно сдобренным имбирём и лимоном с мёдом, стояла на столе, и приглашающе пахла покоем. Тишина... Но что это, словно стеклянные иголки шуршат? Может, мыши? Да нет, кот спит, никак не реагирует. Звук не заканчивается, такое впечатление, что по трубе пытается проникнуть- протиснуться фея - ни- фея, но уж Дед Мороз с оленями- уж точно. Да и на окнах стали проявляться морозные узоры- сперва полупрозрачные, а потом всё больше обрастающие инием.

В комнате этот же звук протискивания и шуршания в стене раздаётся. НЕУЖЕЛИ???

Ой, да в этой стене дымоход. Вход перекрыт и заклеен обоями. Может, стоит открыть вьюшку, и чудо придёт?

Открытое окошко ясно разъяснило странные и необычные звуки. Температура сильно упала, и в трубу стали падать ледяные кристаллы, с которые превратился дождь за окном.

В эту Рождественскую ночь нас навестил реальный Дед Мороз. И, как всегда, пришёл он через трубу в доме.

Да, сказка быль, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Джамиля Микуленко
«Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!» Конспект внеклассного занятия о вреде употребления ПАВ

Творческая разработка

«Вредные привычки и их последствия

Табак, внутривенные наркотики, насвай»

«Сказка ложь , да в ней намёк –

добрым молодцам урок »

Микуленко Джамиля Дильмуратовна,

педагог-организатор

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детско-юношеский «Военно-спортивный центр «Патриот»

[email protected]

Введение

Тема : вредные привычки их последствия

«Сказка ложь , да в ней намёк , добрым молодцам урок »

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети.

Одна из основных проблем ребёнка – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И одна из важных миссий педагога – помощь в социальной адаптации учащегося.

По данным «Новокузнецкого наркологического диспансера» в течении 2013 года в 3 раза увеличилось число детей и подростков, употребляющих наркотические вещества, причём половина из них – школьники. Поэтому важно на ранних этапах расположить к себе ребёнка, узнать его интересы, и вовремя провести профилактическую работу. Ведь основы здорового образа жизни закладываются ещё в детстве. Именно поэтому целями данного занятия являются : профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ. Своими главными задачами считаю :

Довести до сведения детей информацию о том вреде , который наносит своему здоровью курящий, употребляющий внутривенные наркотики и насвай человек;

Формировать негативное отношение учащихся к табакокурению, наркомании, употреблению насвая ;

Предупредить возникновение у учащихся установки на желание

попробовать наркотики, табак;

Целевая аудитория : учащиеся 7-9 лет

Форма : практическое занятие

Оборудование : интерактивная доска, мультимедийная презентация, костюм Бабы-Яги, костюм Кощея бессмертного, листы А4, бумажные образцы легких человека, клей, карточки (насва- наркотик, насвай – благо, польза, картинки шприца с наркотическим средством, карандаши, фломастеры.

Одной из первых вредных привычек мной было выбрано- табакокурение. Табакокурение несовершеннолетних принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, что наносит огромный урон этносу в целом.

Особую остроту проблеме предает то обстоятельство, что именно в детском и подростковом

возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается алкоголь, а в ряде случаев и наркотики.

Тема наркомании не случайна, ведь общеизвестно, что наркомания ведёт за собой тяжелые медико-социальные последствия, представляющие угрозу здоровью населения. По данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, в России насчитывается около 6 млн. наркопотребителей, около 600 тысяч больных наркоманией. По данным Министерства здравоохранения РФ, ежегодный прирост наркоманов среди взрослого населения составляет 50%, а среди молодёжи и подростков – более 100%. Возрастной уровень приобщения к наркомании опустился с 19-18 лет до 13-14, а в отдельных случаях и до 8 лет.

Ещё один распространённый наркотик среди школьников – так называемый «насвай» . Насвай могут приобрести даже дети из младших классов – в то время как продавать сигареты и спиртное у нас разрешено только лицам, достигшим 18 лет. Это вещество не требует подкожных или внутривенных инъекций, что всё-таки пугает многих школьников. По статистике онкологов среднеазиатского региона, а именно оттуда родом «насвай» , 80% людей, страдающих раковыми заболеваниями губы, языка или гортани, регулярно употребляют «насвай» . Профилактика по данной проблеме необходима на ранних этапах воспитания, для предостережения от огромной ошибки в жизни детей.

Для реализации своей цели и задач по данному мероприятию мной были применены следующие методы : наглядно-образный, словесный, практический.

Наглядно-образный : у детей 7-9 лет хорошо развит наглядно-образный вид мышления. Посредством сказки , ярко и эмоционально сыгранных ролей Бабы-Яги и Кощея бессмертного данный материал надолго останется в памяти ребёнка. Демонстрация мультимедийной презентации поможет в усвоении материала и расширит круг знаний у детей.

Применяя словесный метод, мной были выбраны следующие виды : объяснение, рассказ , беседа. Объяснение причин, по которым люди начинают употреблять наркотические вещества, рассказ симптомов зависимого человека, объяснение и беседа с детьми о последствиях, приводящих при употреблении ПАВ . Данный метод расширяет знания младших учащихся о наркотических веществах, приводит к пониманию данной проблемы, способствует проверке изученного материала.

При практическом методе мной были применены следующие упражнения : аппликация, работа с карточками, творческое задание. Данный метод способствует развитию логического мышления, самостоятельности при выполнении задания. Так же практический метод играет важную роль при оценке усвоенного материала ребёнком, расширении и углублении знаний.

Основное содержание : методическая разработка

Тема : вредные привычки их последствия

(табак, внутривенные наркотики, насвай)

«Сказка ложь , да в ней намёк , добрым молодцам урок »

Ход занятия

Ребята, вы любите сказки ? А какие сказки вам нравятся ? Назовите положительных героев русско-народных сказок . Назовите отрицательных героев (Баба-Яга, Кощей бессмертный)

А знаете ли вы что Баба-яга и Кощей бессмертный не всегда были плохими и злыми? Что сделало их такими? А об этом они расскажут вам сами.

(появляется Баба-яга и Кощей)

Ведущая : Повстречались на дорожке

Злой Кощей, да бабка-ёжка

Вместе по лесу бредут

Да беседушку ведут :

Кощей : - Что ты, старая, хромаешь,

Громко охаешь, вздыхаешь?

Баба-яга : - Ох, Кощеюшка, досада!

Я и жизни уж не рада

Ведь сама себя сгубила,

Вот, послушай, как всё было :

Поселилась я в избушке

На глухой лесной опушке,

Всё лежала на печи, да считала кирпичи.

А когда весна настала

Что-то мне тоскливо стало,

Заскучавши, без забот

Завела я огород.

Посадила лук, чеснок,

Да душистый табачок.

Табачок-то посушила,

В ступе мелко искрошила,

Трубку табаком набила

С той поры и закурила.

Всё как будто развлеченье,

В голове туман, круженье,

На тоску, печаль плевать

И на сердце благодать.

Так втянулась в это дело,

Оглянуться не успела,

Как вместо бабушки лесной

Стала бабушкой – ягой.

Нос крючком, глаза слезяться

Ноги еле волочаться,

Задыхаюсь при ходьбе…

Это хворь сидит во мне,

Сушит, душит, убивает,

Сердце в камень превращает.

И теперь для всех детей

Нету Бабушки страшней.

Ох, зачем табак садила

И сама себя сгубила.

Ведь могла быть не ягой,

А красавицей лесной.

Кощей : Как помочь такому горю?

Ведущая : молвит тут Кощей

Кощей : Но спорю, мой удел

Куда ужасней

И страшнее и опасней,

Хоть зовут меня бессмертным,

Но я всё же уязвим,

Про иглу в яйце заветном

Известно недругам моим.

Та иголка не простая

В ней была вода живая,

Чтоб быстрей омолодиться

В кровь вливал я ту водицу.

Но случилася беда -

Кончилась в игле вода

Как тут быть?

Где бессмертье раздобыть?

Тут является купец-

Из-Заморья молодец .

Я на злато не скупился

У него водой разжился.

Но скажу тебе, сестриться,

Не живая та водица,

Только в кровь она вольётся

Душа с телом расстаётся.

Где-то в облаках ветаю

Ничего не понимаю.

Море – лужа, холм – гора,

То бесовская игра.

Но проходит навожденье

И от боли нет спасенья.

Тело крутит и ломает,

Будто зверь его терзает. Чтобы с бесом не водиться

Надоб вылить ту водицу…

Только зло идёт ко злу –

Вновь хватаюсь за иглу.

Дааа, не зря же говориться :

Смерть моя в игле таиться.

Чую близок мой конец

Одолел меня купец.

Баба-яга : Я, Кощей, купца не знала,

Только кое-что слыхала,

Кот учёный говорил,

Что он наркотик привозил.

Слова дивного такого

Никто слыхом не слыхал.

Повсему видать, бессмертный,

От него ты смертным стал.

А сорока стрекотала,

Что Иванушку видала.

Ванька сильно исхудал

И умом, как будто сдал.

Всё твердит, как попугай :

Дайте, дайте мне насвай.

Под язык его кладёт

Будто леденец сосёт.

Леденец то тот обман –

От него в глазах туман,

Всё куда-то уплывает,

Да и вовсе исчезает,

А потом нутро болит,

Всё во рту огнём горит.

Уж какая тут еда.

Ох, Кощей, беде, беда…

Что случилось в нашем царстве?

В тридесятом государстве?

За напастью, да напасть

Как бы всем нам не пропасть.

(уходят)

Ведущий : Ребята, что употребляет Баба-яга ? (табак, курит сигареты) (появляется слайд – сигарета)

А какие симптомы, после курения стали проявляться у Бабы-Яги? (по началу легкое головокружение, человеку становится плевать на все проблемы, он становится как бы заколдованным, но затем при длительном курении у человека темнеет цвет кожи, желтеют зубы, человека начинает задыхаться даже при ходьбе, ни говоря о беге. Начинает болеть и колоть сердце. Сильнее всего страдают легкие, которыми человек

дышит. При длительном курении человек может заболеть бронхитом, туберкулёзом и раком легких, приводящий к смерти.

Слайд с надписью Сигареты – это яд для больших и для ребят

Я предлагаю сделать вам аппликацию. Перед вами лежат образцы легких человека из бумаги. Возьмём одно лёгкое и сильно сожмём его в руках – так выглядит лёгкое курящего человека – приклеим его к листу бумаги. А рядом приклеим чистое, гладкое легкое, как образец не курящего человека.

А что же принимал Кощей бессмертный? (внутривенные наркотики) (появляется слайд – шприц)

Какие симптомы испытывал наш герой? (человека не владеет собой, ему видется то, чего нет на самом деле, но когда действие наркотика прекращается – человек испытывает невыносимые боли, которые разрывают его тело на части. Что избавиться от них, человек вновь вкалывает себе наркотик. Это приводит к тому, что человек гниёт внутри и снаружи. Наркотик убивает человека.

Слайд Наркотик – это гибель для человека (дети хором повторяют эту фразу)

Перед вами лежат карточки, на которых изображён шприц с наркотическим веществом, что нужно сделать с этим рисунком, чтобы человек понял, что наркотики нельзя употреблять ? (перечеркнуть шприц)

Возьмите фломастеры и жирной чертой перечеркните шприц.

А о каком персонаже говорили ещё наши герои? (об Иване-дурачке)

Что он принимает? – НАСВАЙ (появляется слайд – насвай)

Что же такое насвай? – это наркотическое средство, состоящее из табака, извести, золы различных растений и куриного помёта. Приупотребление данного наркотика вначале человека чувствует лёгкое расслабление и помутнение в глазах, но затем может возникнуть тошнота, головные боли, расстройство желудка и образование волдырей на губах. Длительное применение насвая вызывает у человека разрушение зубов, ухудшение памяти, задержка в психическом развитии.

Перед вами лежат карточки на которых написано «Насвай – это благо, польза» ,

«Насвай – наркотик» , нужно выбрать ту карточку, которую как вы считаете верная (насвай – наркотик) .

Запомните, насвай – это наркотик, а наркотик, как мы знаем, убивает человека.

Ребята, давайте сегодня пообещаем друг другу и себе – никогда не принимать наркотики и не начинать курить. Повернитесь друг к другу и скажите : «Я никогда не буду курить, я никогда не буду принимать внутривенные наркотики, я никогда не буду употреблять насвай .» Ведь теперь мы знаем, к чему это может привести. Сохраним

своё здоровье и здоровье близких нам людей! Что вы выбираете : наркотики, сигареты, насвай, которые приводят к смерти или вы выбираете ЗОЖ и Жизнь? (ответ детей)

Слайд – «Я выбираю жизнь» !

Заключение

Мной было проведено занятие , целью которого являлось профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ. Изучая литературные источники, знакомясь с источниками СМИ, беседуя с наркологами города Новокузнецка приходишь к выводу, что употребление ПАВ среди детей в нашем регионе имеет значительно большое распространение. И тема наркомании в любом её проявлении очень актуальна на сегодняшний день.

Занятие проводилось в формепрактического занятия .

Формы и методы занятий носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Все задания ориентированы на творческую работу ребенка – самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации.

При проведении занятия удалось заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к проблеме вредных привычек , таких как табак, внутривенные наркотики, насвай. Дети приняли активное участии в выполнении практических и устных заданий. Из полученного методического материала, воспитателями вместе с детьми были организованы выставки творческих работ по теме вредных привычек , которые ещё долгое время будут напоминать учащимся о вреде , который приносят психо-активные вещества и мотивировать детей на ЗОЖ.

Приложение

Баба-Яга, употребляющая сигареты Кощей бессмертный - наркоман

Аппликация «Лёгкое здорового человека и курящего»

Работа с карточками

Мультимедийная презентация

Литература

1. www.kuzdrav.ru › г. Новокузнецк Сайт департамента охраны здоровья населения Кемеровской области. ГБУЗ КО "Новокузнецкий наркологический диспансер".

3. Менделевич В. Д., Наркомания и наркология в России в зеркале общественного мнения и профессионального анализа/ В. Д. Менделевия – Казань : Медицина, 2006. – 260с.

4. Р. Ф. Хамитов, И. Г. Мустафин, О. Л. Пайкова, 2009, /Наркозависимость и инфекционная патология : клинико-иммунологические аспекты. Вестник своевременной клинической медицины Том 2, выпуск 3 –59с.

5. www.netnarkotik.ru/nasvay

6. Углов Ф. Г. Из плена иллюзий. - М., 1986. - C.209

7. Богдан Т. Воронович. Без тайн о зависимостях и их лечении. - Пер. с пол. - Киев : Сфера, 2004. - C.219

8. Замятина А. Страшный итог лёгкого кайфа / Наркомат. - 2004. - № 12. - C.54-55

Ольга Дорофеева
Литературная игра-викторина «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Ведущий :

Каждый человек с самого раннего возраста должен стремиться к тому, чтобы стать умным, любознательным, сообразительным, чувствительным, пожалуй. Все к этому стремятся, но, однако, не у всех это получается. Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки . Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками . Ведь именно благодаря сказке , вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого Они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки .

Цель нашей сегодняшней литературной викторины заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше сказок , их авторов и героев, а также еще больше приобщиться к чтению.

Каковы же условия нашей викторины? Разбиваемся на две команды. Вопросы командам задаются в порядке очередности,

Наша литературная викторина будет состоять из следующих тем :

1. Волшебные слова

2. Удивительные превращения.

3. Волшебное средство.

4. Друзья.

1 конкурс. Вспомнить, кто говорил в какой сказке следующие слова :

1 команда. Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой.

(Иванушка-дурачок, р. н. с. "Сивка - бурка"

Сим-сим, открой дверь!

(Али-баба, арабская сказка "Али-баба и 40 разбойников)

Крекс Фекс Пекс!

(Буратино, А. Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино")

2 команда.

Лети- лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через-юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

(Женя, В. Катаев"Цветик-семицветик")

Раз, два, три, горшочек, вари!

(девочка, братья Гримм "Горшочек каши")

Кара-барас

(Мойдодыр, К. Чуковский)

2 конкурс. Удивительные превращения

В кого превращались или "были заколдованы сказочные герои ?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля) .

Братец Иванушка (В козленка)

Гадкий утенок (в лебедя)

2. Чудище из сказки Аксакова " Аленький цветочек" (в принца)

Одиннадцать братьев- принцев из сказки Андерсена "Дикие лебеди"

(в лебедей)

Василиса Прекрасная (в лягушку)

3 Конкурс. Какие волшебные средства были у данных сказочных героев

1. У солдата из сказки Андерсена (Огниво) .

У Буратино (золотой ключик)

У кота (сапоги)

У Кащея Бессмертного (яйцо с иглой)

2. У маленького Мука (туфли)

У Золушки (хрустальные туфельки)

У Снежной королевы (волшебное зеркало)

У Бабы-Яги (метла)

4 конкурс Назовите друзей литературных персонажей

1. У маугли (Багира, Балу, Каа) .

У Малыша (Карлсон)

У Чипполино (Вишенка и Редиска)

У Бременского музыканта (осел, собака, петух, кот)

2. У Вини-Пуха (Пятачок, Кролик, Иа-Иа)

У Герды (Кай)

У Дюймовочки (рыбки, мотылек, ласточка) .

У Буратино (Мальвина и Пьеро) .

Игра

На полу рассыпаются мелкие предметы : кубики, колечки от пирамидки, шишки и т. п. Выбирают двух-трёх детей, завязывают им глаза и дают в руки корзинки. По сигналу (включение музыки) дети начинают собирать с пола игрушки и класть в корзинку. Как только музыка остановилась – глаза развязываются и подсчитывают, кто сколько собрал. Понятно, что выиграл тот , кто собрал больше.

Вам понадобится : открытки с картинками, конверты.

Подберите открытки с изображением животных или сказочных персонажей , словом того, о чём дети знают стихи или песни. Разрежьте каждую на части. Каждая открытка - это будущая команда, количество частей - количество детей. Каждую часть положите в конверт и раздайте детям. По команде дети открывают конверты и стараются как можно скорее установить, с кем у них совпадают части открытки. Когда, наконец, открытка собрана, можно приступать ко второй части конкурса. Команда должна исполнить песню, прочитать стихотворение или станцевать. Тема должна быть связана с изображением на открытке.

Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины , приустали, проголодались. Вот я и решила : объявляется обеденный перерыв. Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный .

V. «Пир на весь мир»

- Наш вопрос : кто, кого и в какой сказке так угощает ? Кто придумал такой обед - пир сказочный ?

«Наварила манной каши и размазала по тарелке..

Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»

(Лиса журавля. Русская народная сказка «Лиса и журавль» ).

«Съешь моего ржаного пирожка..

Не стану я ржаной пирог есть!

У моего батюшки и пшеничные не едаются!»

(Печка, девочка. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди» ).

«Испекла каравай - рыхлый да мягкий,

Изукрасила каравай разными узорами мудреными.

По бокам города с дворцами,

Садами, да башнями - сверху птицы летучие,

Снизу - звери рыскучие».

(Василиса-Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка» ).

«Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле» . (Старуха - старику. Русская народная сказка «Колобок» ).

«Приготовил он окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает». (Журавль - лису. Русская народная сказка «Лиса и журавль» ).

Вот мы с вами побывали на сказочном обеде , и, как полагаетсд в сказке , у нас «по усам текло, а в рот не попало» , но все равно никто, наверное, не скажет, он ушел с пира несолоно хлебавши!

А наша викторина продолжается

1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи :

Я ль на свете всех милее Всех румяней и белее?»)

2. Что кричал петушок, сидя на спице?

(«Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку!» )

3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.» )

4. Что молвила третья сестрица?

(«Я б для батюшки царя родила богатыря.» )

5. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?

(«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп

Откуплюсь, чем только пожелаешь.»)

6. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане » ?

(«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»)

7. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?

(«Смилуйся, государыня, рыбка!» )

8. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке » ?

(«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.»)

9. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане » ?

(«Я там был, мед, пиво пил -И усы лишь обмочил.» )

10. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке » .

Сказка ложь , да в ней намек !

Добрым молодцам урок .»)

«Из какой сказки отрывок

1. Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

«Сказка о царе Салтане .)

2. «Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» .

3. «Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно».

«Сказка о золотом петушке » .

4. «На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

«Сказка о рыбаке и рыбке »

5. «Жил-был поп, толоконный лоб» .

«Сказка о попе и его работнике Балде»

6. «Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит »

«Поэма «Руслан и Людмила» .

Ведущая. А сейчас, ребята, у нас музыкальная пауза. Пока играет мелодия , вы должны вспомнить и изобразить героя из любой сказки , мелодия закончится, вы должны замереть, а я попробую угадать, какого героя вы изобразили.

Четвертый конкурс «Узнай, от кого пришла телеграмма»

1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить да проклятое племя корчить! (Балда) .

2. Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Ждите,

ждите, очень спешим. (Корабельщики) .

3. Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут , знать не будет мне ОбиднО! (Молодая царевна ) .

4. Приеду с подарками, так как одна на весь мир наткала я полотна.

(Вторая сестрица)

5. Очень жаль, приехать не могу :

«Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола!

Горе! Смерть моя пришла». (Царь Додон) .

«Подскажи словечко»

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего (моря)

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому. .(зверюшку)

3. И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи (кругом)

4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)

5. Нужен мне работник : повар, конюх и (плотник)

6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)

8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный. (рожок)

Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам

1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием?

(Колобок.)

2. Назовите -героиню русской народной сказки , которая была овощем.

(Репка.)

3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной "жилплощади? («Теремок» , «Лиса и Заяц» )

4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую

5. Какой сказочный герой посеял деньги , думая, что вырастет денежное

дерево и останется только собрать урожай? (Буратино.)

6. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

Ведь мы здесь ещё больше подружились со сказкой . И она вновь зовет и манит нас к Наше путешествие в сказку закончено , но сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать : «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были..»

Песня Где водятся волшебники

Накорми кролика

На картоне нужно нарисовать мордочку кролика. Рот кролика открыт – там должно быть вырезано отверстие для морковки. Каждый игрок (с расстояния (6-8 шагов) должен с завязанными глазами подойти к кролику и вложить ему в рот морковку конфеты.