Национальный костюм в день флага абхазии. В абхазии возрастает интерес к абхазскому национальному костюму

Аннотация серии статей

Немного об авторах и самой книге. Роджер Джесси - англичанин, несколько лет назад приехавший в Абхазию как турист, и решивший поселиться в этой стране постоянно. Он преподает в Абхазском Госуниверситете. Перевел на английский язык несколько книг об Абхазии, что дало ему возможность теснее познакомиться с историй страны, ее традициями. Идея создания книги возникла из любви Роджера к составлению всякого рода списков по любому поводу. Республика Абхазия становится объектом все более пристального интереса со стороны мирового сообщества. В этой книге мы хотели показать страну с разных сторон, включив в наше исследование материалы по 10 темам (традиции, достопримечательности, растительность, кулинария и т.д.) и затем 10 наиболее значимых, с нашей точки зрения, разделов в каждой из тем. Хотя такой выбор дает только поверхностные сведения, мы надеемся, что читатель почувствует интерес к удивительной древней стране - Абхазии и у него появится желание к дальнейшему исследованию. Максим Гвинджия - абхаз. С 1999 он работал в МИДе Республики Абхазия, с апреля 2010 года по октябрь 2011 - в качестве министра. Его увлечение историей древних цивилизаций (особенно культурами майя и инков) помогли ему писать об Абхазии. Галина Джесси - белоруска, гражданка России, супруга Роджера Джесси.

По мнению ученых, древнейшим видом одежды абхазов была бурка (ауапа) - своего рода плащ-накидка из черного косматого войлока. Наиболее характерной частью мужскогo комплекта всегда являлась черкеска (ахтырпал). В качестве головного убора служили башлыки, войлочные шапки и папахи. Важной принадлежностью экипировки была «алабашьa» - деревянная палка с заостренным (металлическим) концом. Но главным атрибутом мужского туалета считалось оружие.

АБХАЗСКИЙ ЭТНОС

Находясь на границе Европы и Азии, Абхазия представляет собой перекресток, где в разные времена сталкивались интересы могущественных государств и проходили пути цивилизации, что наложило свой отпечаток на формирование этноса. Был ли Шабан Абаш, житель села Адзюбжа, потомком чернокожих рабов, завезенных в Абхазию морем, или его предки сами добрались сюда с африканского континента - это до сих пор загадка для этнографов.

Hарод Абхазии представляет собой уникальное многонациональное образование (русские, армяне, менгрелы, сваны, грузины, евреи, греки и т.д.), ядро которого формируют абхазы со своей философией “апсура”, включающей в себя понятие “аламыс” как национальную житейскую систему взглядов и норм морали.

НАРОДНЫЕ СХОДЫ

Богатые традиции устной речи дали обширный материал для развития ораторского мастерства. Искусство владения речью, убеждения, в чем абхазы традиционно преуспевали, играло важную роль на многочисленных собраниях, которые являются неотъемлемой частью народной культуры. Исторические сходки и собрания, на которых обуждались судьбы страны, обычно проводились на знаменитой поляне “Лыхнашта”. Сегодня там регулярно проводятся празднества с конными соревнованиями. Так что “поло” - развлечение не только британского высшего общества.

Аналогичная ему игра была популярна в Абхазии с незапамятных времен.

ПОСЕЛЕНИЯ

Старинные абхазские поселения обычно располагались в глубине страны вдали от моря. Они состояли из отдельных семейных усадеб - хуторов, разбросанных на значительном удалении друг от друга. Там до сих пор во многом сохранился неторопливый традиционный уклад жизни. С другой стороны, первые греческие города (Диоскурия, Питиунт, Гиенос и др.) возникли на побережье около 2500 лет тому назад и их основатели постепенно ассимилировались в местную среду. Диоскурия (Сухум) занималa лидирующее положение в списке исторических поселений городского типа.

В Яштухе, пригороде Сухума, первые обитатели появились полмиллиона лет тому назад (согласно Л. Соловьеву и др.).

Типичный абхазский дом представляет собой двухэтажное строение с галереей по фасаду. Традиционная усадьба включает жилые и хозяйственные постройки, двор, огород, пашню, пасеку. Двор в усадьбе должен быть просторным: в больших семьях жизнь не замирает - свадьбы, поминки, рождение. Под сенью старых деревьев, оплетенных виноградными лозами, в летний период проходит жизнь семьи, там же справляются семейные торжества и обряды, которые требуют присутствия всех родственников, близких и далеких, а это порой около тысячи человек.

Около одной из стен в земляном полу устраивался открытый очаг, над которым подвешивали сплетенную из прутьев и обмазанную глиной трубу.

Этические нормы семейной жизни, базирующиеся на обычаях, подразумевают подчинение младших старшим и женщин мужчинам на основе принципа взаимного уважения и неразрывной связи поколений. Мужья в Абхазии никогда не опускались до побоев или проклятия жен, рассматривая такое поведение, как противоречащее обычаям. Веками выработанные традиции устанавливают взаимоотношения в семье, регламентируют поминки, свадьбы, рождение, крещение, сопровождающиеся обычно пиршествами, на которых присутствуют все члены рода и множество гостей.

Самый важный момент свадебной церемонии - “Приход невесты в новую семью”. По современной традиции - либо в экипаже, либо в лимузине. Традиционная колыбель передается от поколения к поколению.

ПРАЗДНЕСТВА

В течение столетий население находилось под постоянной угрозой нападения, угона скота, похищения людей, и нужно было отстаивать это в кровавых стычках. В традиционных фестивалях поэтому доминируют конноспортивные соревнования, дающие возможность показать мастерство владением лошадью и оружием. Это нашло отражение и в фольклоре (сказания о богатырях-нартах), в песнях и танцах. Скачки в Абхазии очень популярны, накал страстей на абхазских конных состязаниях “Лыхнашта” не меньше, чем на английских “Royal Ascot” (королевских скачках).

Интересно: танцевальное движение "проход на носочках" по преданию, появилось потому, что возле старинных печей для выплавки железа земля так раскалялась, что вытащить изделие можно было, только подбежав на носочках.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА

По мнению ученых, древнейшим видом одежды абхазов была бурка (ауапа) - своего рода плащ-накидка из черного косматого войлока. Наиболее характерной частью мужскогo комплекта всегда являлась черкеска (ахтырпал). В качестве головного убора служили башлыки, войлочные шапки и папахи. Важной принадлежностью экипировки была «алабашьa» - деревянная палка с заостренным (металлическим) концом. Но главным атрибутом мужского туалета считалось оружие. Оно издревле ценилось у абхазов превыше всего и являлось предметом особой гордости.

В женском комплекте преобладали приталенные платье с клинообразным вырезом и металлическими застёжками на груди и кафтаны-бешметы.

Особенности быта, одежды, жилища, утвари, орудий труда и т.д. определяют этническую принадлежность народа. Производство меди, бронзы и позже железа было неотъемлемой частью местной промышленности. Гончарное производство даже предшествовало этому периоду. Большая часть одежды в старину изготовлялась дома из местных материалов. Трудовому воспитанию девочек придавалось большое значение, в частности, они осваивали шитье, кройку, вышивание, ткачество и т.д.

Абхазский и абазинский народы – носители самобытной культуры и традиций, многие из которых формировались тысячелетиями и сохранились до сих пор. Предлагаем читателям портала ВААК цикл этнографических очерков о различных сторонах быта, искусстве, ремеслах и национальных обычаях этих народов, имеющих общие корни и общую историю.

Астанда Ардзинба

Абхазы и абазины - братские народы, проживающие на северо-западе Кавказа и принадлежащие к абхазо-адыгской группе коренных народов Кавказа. На протяжении многовековой истории они создавали свою уникальную и самобытную культуру.

Территория проживания абхазов

Абхазы с древнейших времен были известны под названиями «абадза», «азеха», «апхаза», «абхазы», «абаза». Сами же себя абхазы называют «апсуа», а свою страну - «Апсны».

Исторически абхазский народ проживал на территориях от реки Ингур до реки Бзыбь - Большая Абхазия - и от реки Бзыбь до реки Мзымты - Малая Абхазия.

Территория внутри государственных границ современной Абхазии простирается от реки Ингур на востоке до реки Псоу на западе. Северная граница проходит по отрогам Главного кавказского хребта. Население Абхазии - около 250 тысяч человек, этнических абхазов среди них около 120 тысяч человек. По разным оценкам от 200 до 500 тысяч абхазов проживают за пределами исторической родины. Значительная часть абхазской диаспоры за рубежом представлена потомками абхазов, насильственно изгнанных в XIX веке с исторической родины.

Культура и традиционные занятия абхазов

Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты - сооружения из огромных каменных глыб - прим. ред. ) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII-VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.

Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, - это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.

В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища - общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю - нет. Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю». При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.

Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.

Абхазия - один из древнейших очагов виноделия. Изготавливать вино здесь начали за несколько тысячелетий до нашей эры. Об этом свидетельствуют и археологические находки. В дольменах (сооружения мегалитической культуры - прим. ред . ), которые возводились здесь в III-II тысячелетиях до нашей эры, были найдены кувшины с остатками косточек винограда. А в селе Бомбора близ города Гудауты была обнаружена бронзовая статуэтка в виде человека с винным рогом в руках, которая датируется примерно II тысячелетием до нашей эры.

Абхазские жилища, костюмы и национальная кухня

Абхазы с давних времен селились отдельными усадьбами, разбросанными по холмам. Рядом с большим просторным двором жилого дома и хозяйственными постройками были кукурузное поле, пасека и фруктовые сады. Облик абхазской усадьбы не изменился до сих пор: стоит выехать за пределы современных абхазских городов, как тут и там на холмах и предгорьях покажутся дома и дворы.

Традиционный тип жилища - плетеные домики, покрытые соломой, и апацхи (традиционные соломенные строения абхазов, выполнявшие роль кухни - прим. ред .). Апацха также была плетеной, в центре нее был очаг, которому абхазы придавали особое значение. В средние века они стали строить дома из досок на столбах «акуаскиа». Крышу на таких домах делали из дранки, а по фасаду протягивали украшенный резьбой балкон.

Традиционный мужской абхазский костюм включает в себя стеганый полукафтан, зауженные шаровары, черкеску, бурку, башлык или папаху и пояс с кинжалом.

Женщины носили платья с вырезом в виде клина, который закрывался с помощью металлических застежек. Праздничное платье дополняли серебряным поясом.

Национальная абхазская кухня предлагает множество блюд из кукурузной муки. Здесь превалируют блюда из продуктов растительного и молочного происхождения. Пищу приправляют острыми специями, самая знаменитая из которых - абхазская аджика.

Народ абаза

Наиболее близкий абхазам народ - абазины или абаза, как они сами себя называют. До XIV века абаза жили на северо-западном побережье Черного моря. Предки абазин переселялись на северные склоны Кавказского хребта постепенно, и, как отмечают некоторые исследователи, начиная еще с VI века нашей эры. Причины переселения называют разные, в том числе византийско-персидские войны в VI веке, арабское нашествие в VIII веке и татаро-монгольское нашествие, а вслед за ним - распад «царства абхазов и картлийцев» на ряд враждовавших между собой царств и княжеств в XIII веке.

Абазины заняли верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды. Сегодня они компактно проживают в таких селах Карачаево-Черкесской Республики, как Красный Восток, Кубина, Псыж, Кара-Паго, Эльбурган, Инжич-Чукун, Тапанта, Абаза-Хабль, Мало-Абазинск, Старо-Кувинск, Ново-Кувинск, Апсуа и Койдан. Общая численность абазин в России, согласно переписи 2010 года, составляет около 43 тысяч человек.

Общий протоязык и родственные языки

Абхазы и абазины - древнейший народ, о чем можно судить по архаичности их языков. Пять тысяч лет назад общий для абхазо-адыгских народов протоязык распался на три ветви: абхазский, адыгский и ныне вымерший убыхский языки. В древнеабхазском языке было множество диалектов, представлявших собой языки родственных племен. Постепенно племена объединялись в княжества, а затем, в VIII веке нашей эры, создали государство, Абхазское царство. Так сформировалась единая абхазская народность, и установилось единство абхазского языка.

Ушедшие за перевал этнические группы отделяла от территории исторической Абхазии естественная преграда в виде гор Большого Кавказа. Это способствовало самостоятельному развитию абазинского народа, формированию его языка. Исследователи указывают на тот факт, что ашхарский диалект абазинского языка более близок абхазскому. Из этого делают вывод, что ашхарауа, носители этого диалекта, отделились от общей этнической группы абхазов и абазин позднее, чем другой абазинский субэтнос тапанта.

Вероисповедание абазин и абхазов

Абазины в настоящее время исповедуют ислам суннитского толка, абхазы в большинстве своем - православные христиане. Но в памяти обоих народов сохранились традиционные языческие верования. Например, и абазины, и абхазы некогда придавали чудесные свойства деревьям. Важное место в системе традиционных верований отводилось явлениям природы, таким, как гром и молнии. И абхазы, и абазины почитали «покровителя лесов и диких зверей» и «владычицу вод».

Некоторые занятия и черты быта абазин

Абазины занимались земледелием и скотоводством. В том числе, отгонным (основанном на сезонных перегонах скота - прим. ред . ), как и абхазы. В своих садах абазины выращивали яблони, груши, кизил, барбарис и фундук. Важной отраслью хозяйства было пчеловодство. Обязанностью женщин считалась обработка шерсти и шкур.

/ Обычаи и традиции абхазов

Обычаи и традиции в Абхазии. Характер абхазов

Как и у любой другой страны Закавказья, в Абхазии, существует много древних обычай и традиций. В основе абхазской культуры заложено почитание старших. Именно отсюда идут все традиции: гостеприимство, почитание природы и бережное отношение к ней, любовь к родным местам, защита интересов страны, почитание родственных связей, верность слову, достоинство и честь…

Абхазы, в большинстве своём, очень дружелюбный и гостеприимный народ, но, неуважение к своим традициям воспринимают весьма болезненно.

Здесь присутствует достаточно сложный морально-этический кодекс – «апсуара» («абхазство», «абхазский этикет»). Это древний набор правил, которому здесь следуют, практически, во всех сферах отношений между людьми. В апсуаре делается упор на честь и совесть, благородство и галантность, мужество и человеколюбие, гостеприимство и уважение к старшим, скромность и терпение. Совесть («аламыс») здесь в большом почёте. В Абхазии есть очень известная поговорка «Смерть абхаза в его же совести», означает, что, совершив несовместимый с совестью поступок, абхаз «умирает живым».

Другое важное качество для абхазов – человечность («ауаюра»). Незыблемое правило – уважение любого человека. Здесь говорят «уважение к другому есть мера уважения к самому себе». Но, уважение и снисходительность («еихацгылара») абсолютно разные, несовместимые понятия. На улице к Вам может подойти абсолютно незнакомый человек и поинтересоваться, как Вам отдыхается в Абхазии, как у Вас дела и как здоровье – и это, всего лишь, демонстрация уважения к гостю. И вот здесь срабатывает вновь неписанный кодекс «апсуара». Согласно закону гостеприимства, приезжая на море, Вы попадаете в гости не только к конкретной семье (у которой снимаете жильё), а являетесь гостями для всего посёлка, а все жители, по отношению к Вам, считаются, как бы, хозяевами. И пока Вы на отдыхе в Абхазии, Вы – их гость, а гость должен находиться в центре внимания всего семейства, родственников и соседей...

Абхазы очень редко повышают голос. Крик или просто излишне громкий голос в общественном месте, воспринимается, как признак бескультурья или желания поссориться. Даже на базаре жители Абхазии сохраняют спокойствие и не повышают голоса для привлечения покупателей! Здесь, также, редко можно услышать громкую музыку на улицах, лишь открытые кафе и ресторанчики позволяют себе пустить её негромким фоном, но не более. Но, в случае какого-то ни было праздника эта традиция на время забывается.

Абхазы весьма сдержаны в проявлении своих эмоций, но, очень улыбчивы и дружелюбны. Они очень ценят скромность в общении. Дорогие подарки принимаются только в отношениях между равными, а указания, что в чужом доме что-то не так сделано, посчитают как бестактность. Здесь, также, не принято хвалиться своим достатком.

В силу добродушия людей здесь довольно ярко существует и процветает элемент ложной скромности. Абхазы часто извиняются по делу, и без дела, например, за причинённые неудобства, за незнание языка или незнакомство с кем-то из присутствующих, в общем, – за любую мелочь.

Стыд («пхашьароуп») имеет весьма важное значение для абхазов. Детей этому учат с малолетства: от лексики и жестикуляции, до сдержанности и предупредительности в отношении других людей. Возможно, именно поэтому, воспитанность и сдержанность абхазов, зачастую просто бросается в глаза. Местный житель скорее умолчит о какой-то проблеме или вежливо откажется от предложения, чем будет выпячивать своё мнение или просить о помощи. Споры при посторонних здесь большая редкость и абсолютно непродуктивны!

Абхазы обращаются друг к другу на «ты», но, в местном этикете присутствует огромное количество дополнительных форм почтительного обращения, возвышающих собеседника, и демонстрирующих покорность, например: «Вместо тебя», «Твои болячки на меня», «Чтоб я умер раньше тебя». Назидательный тон при разговоре абхазов неуместен. Если вдруг собеседник случайно прервал говорящего, он моментально воспользуется, искупающей вину, фразой: «Твою речь золотом я режу», в которую вкладывается максимум уважения к человеку, к его живому слову.

Обмен приветствиями является важным элементом абхазского этикета. Первым приветствует входящий – хозяина, мужчина – женщину, старший – младшего, всадник – пешего. Не поздороваться или не отвечать на приветствие считается верхом невоспитанности, даже, оскорблением. Традиционными формами приветствия являются: «Доброе утро!» («Шьжьыбзиа!»), «Добрый день!» («Мшыбзиа!») или «Добрый вечер!» («Хулыбзиа!»). Отвечают словами: «Добро тебе видеть!» («Бзиа убеит!») или «Добро пожаловать!» («Бзаала уаабеит!»). Мужчины, приветствуя друг друга, поднимают правую руку перед собой до уровня груди, слегка сжав при этом пальцы в кулак. Рукопожатие между мужчинами не обязательно. Принято взаимно осведомляться о здоровье и делах собеседника и его семьи.

У абхазов, как и у других народов Кавказа, принято вставать, если пришёл любой взрослый мужчина, это считается признаком глубокого уважения к нему. «Даже корова поднимается с места, когда другая подойдёт к ней, а как же человеку не почтить человека вставанием», – говорят абхазы. При появлении женщины мужчины, также, могут встать, но, это не обязательно. В общественных местах, например, в кафе, все входящие в помещение игнорируются, если они незнакомы и не собираются присоединиться к компании. Но, если пришёл знакомый человек, эта традиция приветствия вставанием соблюдается неукоснительно. Не встать, когда заходит человек, значит проявить к нему неуважение и, даже, в известном смысле, оскорбить его.

Неписанный закон абхазов – непоколебимое уважение старших. В присутствии старших надо стоять. Садится лучше не сразу после того, как старший попросит это сделать, а немного погодя; не допускается сидеть вразвалку, с раскинутыми по сторонам ногами или заложив ногу на ногу. Идя вместе со старшим, ни в коем случае нельзя обгонять их, или пересекать им дорогу. Закурить у старшего не попросят, и вообще не курят при нём. При этом, старшему подают огонь, если он курит, всячески помогают ему в его работе и труде. О любви, о женщинах и, даже, о своих детях в присутствии старших абхазы не говорят.

Сватовство – весьма колоритный обряд в Абхазии. Раньше о свадьбе сговаривались отцы, и часто это происходило после рождения жениха и невесты. Теперь молодые абхазы сами ищут свою вторую половинку. Но, до сих пор, свято чтится обычай просить благословение у родителей через самого младшего члена семьи или своего друга, но, не лично. Когда отцы жениха и невесты договорятся о свадьбе, они бросают друг другу под ноги пули или стреляют в воздух из револьвера или ружья. Этот обязательный ритуал сватовства называется «ашкаршва».

Интересно и то, что до сих пор, в Абхазии процветает такой восточный обычай, как похищение невесты женихом для последующего заключения брака. В Абхазии этот романтический обряд называется «амадзала».

Одна из новых черт жизни абхазской семьи – разрыв отношений с грузинским населением (или сильное сужение контактов с ним), в результате военного конфликта. 20 лет назад браки абхазов с грузинами были обычным явлением, в настоящее же время они сведены к минимуму. Более частыми стали браки с русскими, с представителями народов Северного Кавказа. Абхазы женятся на русских девушках, а абхазки выходят замуж за русских, адыгейцев и прочих. Всё это значительно повышает роль в обществе русского языка.

Честь и слава женщины в Абхазии тщательно оберегаются. В народе женщина пользуются большим уважением, её оскорбление приравнивается к кровной обиде. Не допускаются неприличные выражения в присутствии женщин, а мстить женщине считается позорным поступком, недостойным мужчины. Здесь не принято бить женщин, ни в каких ситуациях. Позором покроет себя тот, кто, поднимет руку на женщину, словом или действием оскорбит её честь. «Настоящий» мужчина считает это ниже своего достоинства. В Абхазии говорят: «Хорошая собака – и та на женщину не лает».

Жена – помощница мужа во всех делах, хранительница домашнего очага. Домашнее хозяйство – это святая обязанность абхазских женщин. В случае обиды или грубого обращения жена может потребовать развода, который иногда совершается без всяких формальностей, возвращением жены в дом её родных. Мужчины редко уходят от жён, бросить жену – значит нанести обиду всему её роду, и муж должен дать объяснение или взять её обратно.

Отношение к детям у абхазов особое. Здесь их очень любят и всячески балуют, но особого внимания на людях им уделять не принято. Стоит ребёнку зайти в дом, как старшие всегда встают в честь входящего. Здесь принято говорить: «Дети – будущее человечества, как мы себя поведём, так и они будут вести в дальнейшей жизни». И с этим не поспоришь. Проявление интереса к детям со стороны гостя будет воспринято с одобрением, но, до определённого предела. Сами малыши чувствуют себя во взрослом окружении весьма вольготно, но довольно стеснительно, особенно по отношению к незнакомцу.

Несмотря на то, что большинство абхазов, причисляют себя к одной из основных мировых религий (христианству или исламу), как правило, они не исполняют предписанные ритуалы. А единым Богом признают Анцва – Творца всего сущего.

Праздники здесь традиционно отмечают с семьёй и друзьями. Любое застолье сопровождается пожеланиями здоровья и удачи. В праздник Нового года гуляния длятся всю ночь и повсеместно можно услышать поздравления друг друга: «Чааныбзиала ашыкус чыц!», что по-абхазски означает «С Новым годом!».

Старый Новый год или Ажьырныхуа – связан в Абхазии с языческой традицией приносить жертву божеству – Шашве. В этот день на праздничном столе у абхазов обязательно присутствует блюдо из козьего мяса или зажаренный петух.

Ещё одна интересная особенность населения Абхазии – невероятное количество долгожителей. Одной и, пожалуй, самой главной причиной долгожительства в стране является воздух в Абхазии. Он богат отрицательно заряженными ионами, морскими солями, кислородом (41%), (для сравнения, содержание кислорода в Москве всего 8% (!)). Так, если в горах Абхазии количество отрицательных ионов около 20 000 (!!!) в 1 куб. см воздуха, то в лесах средней полосы России только 3 000 в 1 куб. см воздуха. В целом, на Кавказе проживают 42% всех жителей планеты, кто достиг ста и более лет.

Горно-морской климат и ионизированный воздух, ритмичное чередование труда и отдыха, психологическая устойчивость, сдержанность и чувство самоконтроля помогают многим абхазам, в хорошем здравии и крепкой памяти, дожить до весьма преклонных лет.

Несмотря на то, что местные жители живут под жарким южным солнцем, они все, практически, не имеют загара! Связано это с тем, что в Абхазии не принято показывать обнажённое тело. Местные мужчины здесь не носят шорты, а женщины, как правило, одеты в платья, закрывающие плечи, и имеющие юбки, подол которых должен обязательно закрывать колени. Открытые колени у женщин в Абхазии, до сих пор, считаются верхом неприличия, и такое бесстыдство терпят только со стороны отдыхающих. Хотя местная молодежь, всё чаще, старается одеваться на европейский манер.

Купальники и плавки в Абхазии допустимы только на пляже. Здесь непринято ходить в таком виде по улицам города и в любых населённых пунктах, как правило, это вызовет довольно резкую негативную реакцию со стороны местного населения.

Большой интерес представляет национальный костюм абхазцев. К мужскому абхазскому национальному костюму можно отнести черкеску с газырями из оленьих рогов, бурку, башлыки, войлочные шапки, ноговицы из шерстяной материи со штрипками или позументами, обшитые чёрными шнурками, с красиво простроченными, чёрной ниткой, краями, а также, ременной пояс, украшенный металлическим набором – железными бляшками, выложенными узором из белого металла (количеством до десяти и более). Обязательным атрибутом национального костюма является оружие (кинжалы и кремневки) с костяными и металлическими инкрустациями, а также, палка-посох с железным наконечником («алабашьа»).

Бурка – плащ-накидка из чёрного косматого войлока прекрасно защищает от непогоды. Башлык абхазы носят по-разному: повязывают им голову в виде чалмы, а концы закидывают за спину или оставляют свободно свисать по бокам. На торжествах и в праздничные дни башлык носят, искусно обернув вокруг головы; на похоронах – он распущен и накинут на голову со свисающими спереди лопастями; в жару, его носят, перекинув через левое плечо, а зимой обвязываются, как платком, скрестив концы под подбородком и закинув за спину.

К женской абхазской национальной одежде относятся широкие длинные шаровары со сборкой у щиколоток, и корсет, или укрыватель груди, а также, различные рубахи, платья, кафтанчики и безрукавки. Головными уборами служат разной формы косынки и шали, на ногах – сафьяновые чувяки, сапожки, либо туфли на каблучке. Женщины должны одеваться так, чтобы кроме лица и кистей рук всё тело было закрыто.

Традиционный абхазский дом представляет собой двухэтажный дом, на первом этаже которого располагается хозяйственная часть жилища, кухня с плитой и домашняя столовая. Зал верхнего этажа является парадным помещением дома – сюда приглашают гостей. Как правило, рядом с абхазским домом располагается двор, который представляет собой обширную площадку, на которой красуется большое тенистое дерево (лавровишня, граб или грецкий орех), и под которым хозяева проводят свободное время в жаркие дни.

Рядом с домом располагаются хозяйственные постройки, например, подсобные помещения для хранения зерна, помещения для коз, сарай для скота, навесы для хлева. Всё реже встречаются зарытые в землю, в особых помещениях, огромные кувшины для вина. Если есть пасека, то, как правило, она располагается позади дома.

О гостеприимстве абхазов ходят легенды. Человек может обладать всякими добродетелями, но, если он не хлебосольный и не гостеприимный, как правило, он окажется морально осуждённым и
ущербным в своём обществе.

Раньше, для приёма гостей строился специальный дом во дворе «асасааирта», («место, куда приходят гости»). В наши дни гостя принимают в лучшем помещении, специально отведённом для него, обычно асасааиртой служит зал, так называемого, «большого дома».

И по сей день, гостя здесь любят и очень ценят, отношение к гостю самое безупречное. Главнейшим элементом ритуала гостеприимства являются всё-таки угощение, хлеб-соль («ачеиджика»). Гостю предлагается всё самое лучшее в доме – лучшее вино, еда, фрукты, для гостя здесь не жалеют ничего. Женщины и молодежь готовят на кухне угощение, в честь гостя режут кур, козла, барана. Ему подадут всё, что есть в доме, сделают всё возможное, чтобы он хорошо провёл время и спокойно отдохнул, а помощь соседей, как правило, сделает незаметным недостаток средств или отсутствие хозяина или хозяйки дома. Одним словом, всё лучшее, что имеется дома из продуктов питания, должно быть подано на стол, ибо «то, что укрыто от гостя, принадлежит дьяволу». Куда бы не спешил гость, его не отпустят без угощения, которое часто принимает характер целого пиршества.

Абхазское застолье начинается и кончается обрядом омовения рук, которое является одним из традиционных элементов церемонии гостеприимства. Кто-нибудь из молодых членов семьи, обычно дочь или невестка хозяина, берёт в одну руку кувшин с водой, а в другой – держит мыло, чистое полотенце перекинуто через плечо, и подходит к гостю. Все встают. Между почётным гостем и старшим в доме происходит сцена, во время которой они приглашают друг друга совершить омовение первым.

Гость первым садится за стол. Его усаживают на самом почётном месте за столом. Хозяева не сядут, пока этого не сделает гость. Это стояние перед гостем является проявлением к нему уважения. При госте не допускаются неуместные шалости и игры молодёжи и детей, присутствие которых, как и женщин, там, где находятся старшие, вовсе не обязательно.

Когда гость накормлен и напоен, ему готовят лучшую в доме постель. Как правило, гость раздевается и ложится в присутствии женщин, которые, поправят гостю одеяло, слегка пригасят лампу и, наконец, выйдут, пожелав гостю спокойной ночи.

Главная обязанность хозяина, принявшего гостя – это защита его жизни, чести и имущества от посягательств со стороны кого бы то ни было. Если же гость позволяет себе лишнее в некоторых своих словах и действиях, хозяева относятся к этому с максимальной снисходительностью и терпеливостью. И всё-таки злоупотреблять гостеприимством не стоит...

Читайте, также:

Климат Абхазии – когда лучше ехать в эту горную страну

Деньги в Абхазии – как и чем расплачиваться за покупки

Красное ароматное терпкое и вкусное – какое оно абхазское вино?

Почём отдых в Абхазии? Для Вас наши лучшие цены...

Туры в Абхазию - спецпредложения дня

Староабхазский костюм ярко отразил в себе сословное и имущественное неравенство абхазов. По одежде сразу можно было определить социальную принадлежность человека. Знать и богачи носили добротные черкески , перетянутые богатыми серебряными поясами , дорогие бурки , папахи и башлыки с позументами; они разъезжали верхом, вооруженные пистолетами, кинжалами и саблями с серебряной насечкой. Крестьяне носили домотканые черкески, войлочные шапки, у пояса простые ножи, и кинжалы.

Полный комплект мужской крестьянской одежды включал нижнюю рубаху и кальсоны (последние получили распространение сравнительно недавно), грубошерстные, суконные или хлопчатобумажные штаны, короткую грубошерстную рабочую рубаху, бешмет, короткую черкеску, бурку, войлочную шапку, башлык, сыромятные кожаные чувяки, кожаные или шерстяные ноговицы с подвязками и кожаный пояс.

Наиболее характерным элементом мужской одежды считалась черкеска. Несколько десятков лет назад она была традиционным одеянием не только сельских, но и городских жителей. Однако князья и дворяне считали ношение настоящей черкески своей привилегией и преследовали крестьян, которые позволяли себе вместо короткого полукафтана без газырей носить красивую черкеску и главное появляться в ней в общественных местах. Наиболее спесивые феодалы доходили до того, что публично срывали у крестьян газыри на груди или обрезали у них полы черкески.

Черкеска, являвшаяся принадлежностью многих народов Кавказа, отличалась у абхазов некоторыми локальными особенностями. Так, говоря, что в одежде абхазы «совершенно сходны» с черкесами, Торнау в то же время отмечал, что «кафтан с патронами на груди... они носят гораздо короче черкесов» 25 . Однако эта особенность, по-видимому, недавнего происхождения: в старину абхазская черкеска доходила почти до щиколоток, и лишь со временем ее стали укорачивать.

Старинной принадлежностью крестьянского мужского костюма был островерхий войлочный головной убор, напоминающий скифские «островерхие шапки», упоминающиеся в древнеперсидских надписях. Своей формой он, возможно, обязан обычаю отращивать на макушке густую прядь волос наподобие запорожского чуба. В позднейшее время наиболее распространенным среди крестьян головным убором была более низкая войлочная шапка с полями. Крестьяне, жившие по соседству о Мегрелией, носили мегрело-имеретинские шапки - «круглый лоскут черного сукна, подвязанный ремнем под бороду» 26 . Головным убором феодалов, наряду с папахой, была низенькая суконная шапка с меховым околышем. Широко распространенным во всех слоях населения мужским головным убором был шерстяной башлык. Е. А. Мартель писал в 1903 г.: «Главной характерной чертой абхазского костюма является...длинный капюшон из сукна (иногда из верблюжей шерсти) очень яркого цвета, состоящий обыкновенно из двух кусков и оканчивающийся остроконечным верхом; в условиях быстро меняющейся капризной атмосферы он служит шапкой, тюрбаном, дождевым зонтом, зонтом от солнца, шарфом и пелериной, смотря по обстоятельствам» 27 .

У беднейшей части населения хуже всего, пожалуй, обстояло дело с обувью. Старики, которым уже не нужно было много ходить, носили деревянные сандалии; большинство крестьянства носило грубую сыромятную обувь. Многие ходили летом босыми. Напротив, представители высшего сословия щеголяли в привозных мягких чувяках или местной обуви, изготовленной лучшими мастерами из хорошо обработанной тонкой козьей или овечьей кожи. Такая обувь обыкновенно делалась несколько меньше ноги, при надевании размачивалась в воде, натиралась внутри салом или мылом и натягивалась подобно перчаткам; при надевании ее в первый раз требовалось выждать, пока она высохнет и примет форму ноги.

Женский костюм состоял из шаровар широкого покроя на вздержке и со сборками у лодыжек (апхвис еиква), длинного расширявшегося книзу «абхазского платья» (апсуа цкы) с туго затянутым высоким воротником и длинными застегивающимися у запястий рукавами и длинного ситцевого (у богатых шелкового) бешмета, застегивавшегося на груди металлическими (нередко серебряными) застежками - чапразами. Для придания фигуре стройности и уплощения груди девушки с 8-10 лет и до рождения первого ребенка постоянно носили узкий корсет «айлакь» из мягкой кожи или плотного льняного полотна с зашитыми в него роговыми, костяными или металлическими пластинками. У крестьянок айлакь застегивался на роговые пуговицы, у дворянок - на посеребренные или позолоченные застежки. Девушки носили на голове большой четырехугольный платок (акасы) , замужние женщины добавляли к нему трехугольной формы нижний платок (акасы еицарца), туго завязывавшийся сзади. Селезнев писал об абхазках: «Одни только княжеские фамилии занимаются собой, наряжаясь всегда в шелковые распашные платья, распускают каштановые волосы по плечам и завивают иногда в шесть косичек, а на голове носят грузинские налобники с лачакой, простые же покрывают голову обыкновенным платком» 28 . Обувью служили туфли или самодельные кожаные чувяки, а также деревянные башмачки (акап-кап, адыргун) , у богатых женщин красиво инкрустированные. При верховой езде женщины привилегированных сословий надевали широкий передник, предохранявший от грязи; в жару и дождь они пользовались зонтом.

В современной Абхазии среди колхозников старшего поколения, особенно у пастухов в горах, еще сохраняются те или иные элементы традиционного мужского костюма. В первую очередь это относится к войлочным шапкам, папахам и башлыкам , ноговицам, а также к кавказскому поясу с висящим на нем большим ножом. Довольно стойко удерживаются бурка и черкеска. Черкеска для многих крестьян сохраняет значение выходного национального костюма, особенно в случаях торжественных выездов верхом на коне. Однако теперь уже отнюдь не считается, как это было еще 20-30 лет назад, недостойным мужчины появляться в общественных местах без черкески, «в короткой одежде».

Сравнительно недавно в сельской местности мужчины отдавали предпочтение кавказской рубахе с широким поясом, брюкам галифе , узким азиатским сапогам. Весьма редко можно было увидеть обычную рубаху и брюки навыпуск. В настоящее время сельское население, особенно молодежь и интеллигенция, не говоря уже об абхазах горожанах, одевается по современной, более или менее общепринятой во всех республиках нашей страны городской моде; летом, как и в других южных республиках, мужчины предпочитают легкие светлые кители .

Национальная женская одежда почти полностью вытеснена современным костюмом городского типа. Известную специфику составляет предпочтение абхазками платья темной расцветки. В качестве выходного головного убора получил распространение черный шифоновый шарф. Пальто в селениях женщины стали носить лишь в последнее время, и то больше в среде сельской интеллигенции; многие предпочитают пользоваться теплыми шалями.

    25 Ф. Торнау. Указ. соч., стр. 61.
    26 С. Броневский. Указ. соч., стр. 325.
    27 E. A. Martel. La cote d"Azure Russe (Riviere du Caucase). Paris, 1963, стр. 99.
    28 М. Селезнев. Руководство к познанию Кавказа, т. II. СПб., 1847-1850, стр. 206.

из сборника "Народы Кавказа", изд-во АН СССР, Москва, 1962