Наталья бардо и вайсберг. — Неприятные ситуации с персоналом уже были? Сейчас, когда ты выстраиваешь новые отношения…

Звезда сериала «Улетный экипаж» рассказала о первом отпуске в жизни, который взяла недавно, о семейном бюджете и о важном секрете, которым она воспользовалась при подборе няни для ребенка.

На канале СТС — долгожданная премьера второго сезона сериала о летчиках. Первый сезон снял известный режиссер Марюс Вайсберг. Главную роль, пилота Полину Овечкину, в картине играет Наталья Бардо, она же — жена Марюса. Мы поговорили с Натальей о том, каково это — работать с мужем на одной площадке, и о семейной жизни двух творческих людей.

— Во втором сезоне будет больше романтики, больше отношений, много сцен вне самолета. Мы вышли из кабины в реальную жизнь, спустились с небес на землю, — говорит актриса. — Будет много ревности. В итоге Полина оказывается между выбором. Либо она прощает Кулагина, потому что все-таки его любит. Либо надо рассматривать кого-то другого. Самое главное, во втором сезоне моя Полина изменилась внутренне. Она осознала: карьера — это важно, но это не самое главное в жизни. Поняла, что хочет любить. Стала более женственной, у нее появились мысли о семье и детях. Ей стало этого хотеться.

— Вы ведь тоже переживали нечто подобное в жизни? Какое-то время жили только работой, карьерой, но в итоге все-таки решили стать мамой. Или у вас все это было более гармонично?

Наташа родилась в Москве. В детстве она занималась баскетболом, балетом и художественной гимнастикой.

— Нет, у меня гармонично никогда не было. Я всегда была карьеристкой, всегда думала только о работе. Я не скрываю, что Марюс и ребенок пришли в мою жизнь очень внезапно, неожиданно. Как мне на тот момент казалось, даже не вовремя. Я была утверждена на несколько главных ролей, когда я узнала о беременности. По этому поводу у меня даже была сильная депрессия. Мне достаточно непросто было понять, что семья — это важно, что ребенок — это прекрасно.

Понимание пришло только со временем. Уже когда ребенок стал подрастать. Я только недавно задумалась о том, что невозможно 24 часа в сутки грузиться лишь работой. И впервые в жизни устроила себе месячный отпуск.

— И что вы делаете?

— Просто летаю, куда хочу, делаю, что хочу. Или вообще ничего не делаю и не испытываю из-за этого угрызений совести. Я никогда не умела отдыхать. Не знала, что это такое — сидеть и не думать о работе. Я вообще не понимала, как это.


О своей любви к режиссеру Марюсу Вайсбергу Наталья регулярно пишет в соцсети.

— Сын Эрик этот месяц проводит с вами?

— Нет, Эричка дома. У него там свое расписание. Мои поездки все равно так или иначе связаны с работой. Благодаря соцсетям меня приглашают отдыхать по бартеру. И не всегда могут предложить отдых с семьей, потому что это сложно и дорого. Тем более для двухлетнего ребенка многочисленные перелеты могут быть утомительными. Поэтому он в Москве, дома, с моей мамой и няней.

— Как вас Марюс отпускает в такие долгие поездки?

— Абсолютно нормально, потому что мы много работаем вместе. И каждому нужно отдыхать. Сейчас он монтирует кино, поэтому не может уехать. Безусловно, он был бы рядом, если бы смог. Он сам понимает: почему я должна сидеть в Москве, где уже выпал снег, если можно быть на море? Дома, конечно, прекрасно, но почему бы не поехать, если есть такое предложение?


А вот лицо их сына Эрика актриса пока скрывает.

«У нас с мужем раздельный бюджет»

— Вы играете женщину-пилота. Вам приходилось когда-нибудь летать в самолетах, где за штурвалом находилась женщина?

— Да. Пару раз. Это было как раз после съемок второго сезона. После «Улетного экипажа» я стала обращать внимание, кто пилот, кто стюардессы, стала вникать в эту жизнь. Недавно у меня была поездка во Францию, и я увидела женщину-пилота с таким же хвостиком, как у меня, тоже блондинку. Словно это моя героиня. Это было очень символично!

— Женщина-пилот — это все-таки редкость. Им приходится отвоевывать свое место за штурвалом.

— Да, именно так. Постоянно доказывать, что женщина тоже может быть сильной, способной принимать серьезные решения, нести ответственность. Я сейчас как раз очень много думаю на тему того, должна ли женщина быть настолько сильной? Про феминизм и прочее… Счастливы ли те женщины, которые борются за независимость, взваливают все на себя, находятся в бесконечных бегах, как загнанные лошади? Я за последние 12 лет так сильно устала, что всерьез задумалась об этом.


В новом сезоне сериала «Улетный экипаж» зрителей ждет классический любовный треугольник (на фото — с Алексеем Чадовым).

— И к чему вы пришли в своих мыслях?

— Пока еще не пришла ни к чему. Лишь думаю об этом. Хотя сама живу по принципу самодостаточности, всего добиваюсь сама. И у нас с мужем раздельный бюджет. Я всегда считала, что надо все делать самой. Но сейчас, в последние месяцы, размышляю на тему: счастлива ли я по-настоящему?

И, может быть, для таких женщин, как я, мужчины перестают совершать какие-то поступки? Они думают: «А зачем делать? Она все сама, ей нравится самостоятельность». И таким образом получается, что мужчине и делать-то нечего! Палка о двух концах. Непонятно: это мужчины расслабились и женщины стали самостоятельными? Или женщины стали самостоятельными и таким образом расслабили мужиков?

— У вас в семье классическая для кино ситуация: жена — актриса, муж — режиссер. Это все-таки помогает в работе и в отношениях? Или мешает?

— Дома мы абсолютно спокойно говорим и о кино, и о работе, и поддерживаем друг друга. Многие поначалу говорили: «Ой, класс. Вот у нее муж режиссер, он ее снимет во всех фильмах». А на деле я столкнулась с тем, что в каком-то смысле это мешает.


«Муж-режиссер — это не всегда залог успеха для актрисы. Иногда это даже мешает», — убеждена Наталья…

— Почему?

— Во-первых, мы варимся в одном котле, и все друг о друге знаем. Нам не хватает новых тем. Вечером дома обсудить уже нечего. Все разговоры об одном и том же, немножко устаешь от этого. Во-вторых, другие режиссеры меня, например, не снимают по причине того, что я жена Марюса. А мы, мол, будем открывать новые лица… Одна птичка донесла мне на хвосте, что меня уже не воспринимают отдельно от Марюса и его проектов. Так что муж-режиссер — это не всегда залог успеха. Мне, конечно, хотелось бы участвовать в других проектах. И думаю, что Марюсу тоже хотелось бы снимать новых, других актрис.

— И что вы будете с этим делать?

— Я недавно поговорила с Марюсом о том, что нам надо чуть-чуть поменять концепцию рабочих отношений и попробовать все-таки поработать по отдельности. Вместе, конечно, классно. Но хочется иметь какие-то другие темы для разговоров дома.

— Он поддержал эту идею?

— Ну ему это показалось странным, хотя он и попытался отнестись к этому с пониманием. При этом продолжает высылать мне какие-то сценарии (смеется).


…хотя не отказывается от работы с Марюсом. Совсем скоро, например, выйдет фильм Вайсберга «Бабушка легкого поведения-2», где Наталья снимается с Александром Реввой.

«Я в банке руководила людьми»

— Вы сказали, что не совсем были готовы к появлению в жизни Марюса, потом Эрика. Сейчас чувствуете, что изменились?

— Да, ребенок дает мне много энергии. И нет уже этого пунктика в голове, как у многих женщин: мне 30, у меня нет детей, надо торопиться. У меня этот пунктик теперь закрыт. Безусловно, я обожаю своего сына. Для меня он — самый лучший ребенок, самый талантливый и красивый. Все как у любой мамы (смеется). Но прибавилось, конечно, больше хлопот. Надо следить за нянями, за воспитанием, за обучением. Я никогда в своей жизни столько не думала о быте, сколько стала думать после появления ребенка. И пришлось проявлять свои организаторские способности.

— Неприятные ситуации с персоналом уже были?

— У меня с этим нет проблем, потому что в подборе персонала есть огромный и очень важный секрет. Надо взять бумажку и написать, какого конкретно человека ты ищешь и что от него хочешь. Потом, когда берешь няню на работу, надо, чтобы она эту бумажку прочитала и подписала. Важно, чтобы человек понимал, какие у вас ожидания по отношению к нему. И чтобы вы точно понимали, кого ищете. Надо просто уметь четко ставить задачу — и тогда проблем не будет.

— Вам кто-то это посоветовал или вы опытным путем до такого дошли?

— Нет, я сама, интуитивно. У меня есть любовь к организации чего-либо. И немножко менеджерские способности. И я, кстати, борюсь в семье за то, чтобы договоренности четко выполнялись. Например, моя мама может попросить няню убрать дополнительное помещение или помыть посуду. Я ругаюсь и говорю, что человек не должен этого делать. Его не для этого брали на работу. Он занимается ребенком. А многие как поступают? Принимают на работу няню и стараются все на нее навесить. Это неправильно. Хотите навешивать — доплачивайте. Все надо проговаривать заранее, нельзя какие-то нововведения вводить нежданно-негаданно.


Недавно актриса взяла месяц отпуска и всласть попутешествовала по миру.

— У вас ведь есть еще банковское образование. Оно вам как-то пригождается по жизни?

— Я всегда думала, что нет. Но недавно столкнулась с тем, что да, помогает. Когда стали появляться серьезные актерские договоры, когда приходится много сотрудничать с банками, считать какие-то проценты — сразу вспоминаются те знания. Плюс, конечно, интеллектуально развивали нас там неплохо. И это мне помогло даже в театральный вуз поступить. Мы были приучены к труду, учиться было очень тяжело. Поэтому, наверное, все это помогло. Ну и опять же общение с персоналом. У меня была практика, где я в банке руководила людьми.

— Есть ли у вас какие-то планы по поводу того, чтобы родить Эрику братика или сестренку?

— Нет-нет. Пока я думаю, что у меня будет много работы.

— Вы очень переживали, что выпадете из обоймы из-за беременности. И это довольно распространенная история среди девушек-карьеристок. Если бы сейчас вам надо было поддержать подругу в такой же ситуации, что бы вы ей сказали?

— Тут все зависит на самом деле от женщины. Есть те, кто боится выпасть из обоймы, потом выпадают из нее и при этом счастливы! Они стали нормально спать по ночам, радоваться, что есть ребенок и любимый муж рядом. Стали отдыхать вместе. То есть кто-то получает от подобного только удовольствие. Если же выпадать из обоймы не хочется, то не надо этого бояться. Надо просто родить ребенка, все организовать и вернуться к делам. Сейчас я не вижу тут проблемы. Не хочешь выпадать — с тобой этого не случится. Есть ясли, детские сады, няни. Можно все решить.

Другой вопрос, когда я в принципе думала о ребенке, я решила для себя, что стану мамой довольно поздно. И планировала растить ребенка сама, без нянь. Мне казалось, что няня — это плохо, что ребенок в таком случае растет без родителей. Сейчас я столкнулась с тем, что у нас есть няня. И все мои страхи — это просто страхи. Эрик знает, что я его мама. Он меня любит. И это полный бред, что дети начинают любить нянь больше родителей. Знаю, многие этого боятся, говорят об этом. Это все неправда. Я осознанно пошла на то, что у моего ребенка будет няня. И в итоге ничего плохого в этом не вижу. Тут надо выбирать. Если ты хочешь быть в обойме после родов, безусловно, нужна какая-то помощь — родители или кто-то еще.

— Сейчас у вас «Улетный экипаж» выходит. Чего дальше ждать зрителям?

— В январе будет «Бабушка легкого поведения-2», где я приняла участие. Есть еще один проект, который пока держится в секрете. И, возможно, будет третий сезон «Улетного экипажа», если зрителям понравится второй.

«Это бред, что дети начинают любить нянь больше, чем родителей»

— Чего, кстати, ждать зрителям во втором сезоне?

— В первом сезоне моя героиня воевала за свое место за штурвалом. Говорила: «Я не стюардесса, я пилот». Полина Овечкина — очень целеустремленная девушка, карьеристка, желающая быть всегда первой и лучшей, она действительно талантливый пилот. Видимо, играют роль гены, ее папа — известный пилот. В первом сезоне Полина воевала за карьеру. Хотя были и события личного характера — она влюбилась первый раз в жизни, привязалась к мужчине, к Леше Кулагину, которого играет Алексей Чадов. Правда, их чувства были основаны не на романтике, а на любви к самолетам. В кабине они постоянно спорили, ругались, выясняли отношения по разным поводам. И при этом узнали друг друга настолько хорошо, что поняли, что не могут друг без друга.

Во втором сезоне появляется третий персонаж — брат Леши, которого играет Макар Запорожский. Полина дорастет до звания первого пилота, ей подбирают партнера. А она уже привыкла летать с Кулагиным, не может никого подпустить к себе. Просто представьте: часами находиться в замкнутом пространстве с каким-то незнакомым человеком — это же тяжело! С одной стороны, она сильно обижена — ведь Кулагин ее предал, с другой — никого другого рядом видеть не хочет.

В конце концов Полина оказывается в одной кабине с братом Кулагина, он становится ее вторым пилотом. Родственные связи при этом выясняются не сразу. И самое интересное, что в итоге, конечно, парень в нее влюбляется. Получается классический любовный треугольник. И я уверена, что наблюдать за его развязкой будет очень интересно!

Личное дело

Наталья Бардо родилась 5 апреля 1988 года в Москве. В 2012 году окончила Театральный институт имени Бориса Щукина по специальности «мастерство актера». В 14 лет Наталья впервые побывала на съемочной площадке и влюбилась в этот процесс. В 18 лет впервые снялась в фильме Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». Сыграла в сериалах «Барвиха-2», «Вероника. Потерянное счастье», в фильмах «Бабушка легкого поведения», «Ночная смена», «В Россию за любовью». Наталья состоит в отношениях с режиссером Марюсом Вайсбергом. Есть сын Эрик.

Вместе они совсем недавно, но слухов вокруг их отношений уже довольно много. Люди они успешные - каждый в своем деле. Кинорежиссер Марюс Вайсберг снимает громкие кассовые картины («Любовь в большом городе», «8 новых свиданий»), а Наталья Бардо - успешная киноактриса. Поскольку история их любви еще только начинается, то и разговор наш получился скорее как прелюдия к чему-то важному и очень серьезному

Фотография: Владимир Васильчиков

М арюс, Наташа, я неожиданно обнаружил, что оба вы скрываетесь под псевдонимами. От чего или от кого бежите?

Марюс: Немного поправлю тебя, Вадим. У меня не псевдоним. Вайсберг - фамилия отца. Долгое время я жил с маминой фамилией - Бальчюнас. Сменить ее я решил после смерти отца. Он очень известный человек в кинематографической среде: работал с Андреем Кончаловским, Гайдаем, Бондарчуком-старшим, был директором нескольких фильмов Андрея Тарковского. Андрей часто бывал у нас дома, когда я был ребенком. Я смотрел все его фильмы, а «Зеркало» и «Андрея Рублёва», над которыми с Андреем работал мой отец, я в детстве просто знал наизусть... Я долго жил в Америке. А когда начал снимать кино в России, мне захотелось взять фамилию отца - я им очень горжусь.

Наталья: А я, наоборот, взяла фамилию мамы - Бардо. Мне кажется, для актерской профессии она более звучная, мелодичная, нежели Кривозуб.

М.: Нет ничего плохого в фамилии Кривозуб. Абсолютно нормальная фамилия. Звонкая, запоминающаяся.

Н.: Чересчур запоминающаяся. (Улыбается .)

Помимо пристрастия к смене фамилии в чем вы еще похожи?

Н.: У нас очень много общего. Мы даже по знаку зодиака оба Овны.

М.: Я, конечно, к гороскопам особо не прислушиваюсь, но и сам, честно говоря, удивляюсь тому, насколько мы похожи по темпераменту, во взглядах на определенные вещи. Впервые рядом со мной женщина-Овен. У меня даже иногда возникает ощущение, что я живу со своей копией.

Познакомились вы наверняка на профессиональной почве.

Н.: Мы познакомились на одном светском мероприятии. Марюс спрашивает: «Актриса?» Я говорю: «Да». И всё, разошлись. Через некоторое время снова встретились, совершенно случайно, а он в то время как раз собирался снимать кино «8 новых свиданий», шли пробы. Марюс предложил мне сыграть одну из второстепенных ролей, на этой почве мы разговорились, проболтали часа два-три, кажется, обо всем на свете. Марюс, вот с такими горящими глазами, жестикулируя, рассказывал мне, как он будет снимать, какими должны получиться сцены. Я слушаю его и понимаю: как здорово - Вайсберг, замечательный режиссер. (Улыбается. ) А потом… сидим, смотрим друг на друга, и я понимаю: что-то тут речь уже не про кино идет. Он мне нравится, и я чувствую, что и я ему нравлюсь… Но тогда в моей жизни был довольно тяжелый период. В личном плане?

Н.: Да, у меня только закончились отношения. А Марюс мне говорит: «Ну ты что! Приедешь в Киев, будут съемки, отвлечешься…»

М.: Роль на самом деле была совсем небольшая, но характерная. Я предлагал ей сыграть симпатичную медсестру, которая поставила неправильный диагноз главному герою. Ее в итоге сыграла Нино Кантария.

А что случилось? Наташу не устроил объем роли?

Н.: Меня немного смутило то, что роль совсем маленькая. Я тогда ему в шутку сказала: «Вот будет у вас большая роль для меня, тогда соглашусь…» Но если быть искренной, я, как женщина, очень испугалась тогда. Мне стало страшно, что у нас может завязаться что-то серьезное.

А чего бояться-то? Тем более если на тот момент ты была свободна от каких-либо обязательств?

Н.: Морально я не была готова к новым отношениям. Так что Марюс улетел снимать свое кино, а я осталась в Москве. Он мне потом говорил, что переживал, поскольку был одной ногой там, другой здесь, со мной. Кстати, ухаживать за мной он начал, еще когда был на съемках в Киеве. Присылал письма, цветы, настойчиво звонил, мы разговаривали по телефону почти всё свободное время.

М.: Однажды я специально прилетел в Москву на один день.

Н.: Даже на полдня. Мы так здорово время провели! Я тогда поверила, что это мой человек.

Наташа, а тебя не смущало, что у Марюса репутация ветреника? В прессе немало писали про его романы, в том числе и про недавние отношения с актрисой Катей Шпицей.

Н.: Я слишком много о нем знаю, поэтому убеждена, что Марюс другой. Не всё то, что говорят о человеке, является правдой. Все мы находимся в поиске второй половинки, мы часто обжигаемся, но продолжаем верить, искать, выбирать и пробовать. Это жизнь. У меня хорошая интуиция, я чувствую: что бы там ни было, я знаю наверняка, что для нас это не проходной этап. Я не знаю, как еще об этом сказать. Но важно то, как мы чувствуем. Марюс, а ты что скажешь?

М.: Да, рядом со мной видели ярких женщин, но это еще не повод вешать на меня какие-то ярлыки. Я по большому счету никакой не ловелас. Восемь лет я прожил в Лос-Анджелесе в гражданском браке. Вернулся обратно уже как холостяк, существовал в этом режиме, но никакого гарема у меня никогда не было. Ну а потом я встретил Наташу, которая идеально мне подходит и по темпераменту, и по душевным качествам. С одной стороны, она бойкая, строптивая, с другой - нежная, покладистая, заботливая. С одной стороны, степенная, рассудительная, с другой - эмоциональная, бесконтрольная. Я впервые встретил женщину, в которой есть комбинация всех этих черт. Рядом с Наташей я нахожусь в состоянии дисбаланса, и мне это нравится. Мне с ней интересно, она для меня и любимый человек, и друг.

А ты не боишься, что такую многогранную девушку могут увести у тебя из-под носа?

М.: Я не привык жить в страхе, поэтому я об этом вообще не думаю. Когда всё хорошо, просто увести человека невозможно.

Наташа, у тебя уже есть опыт семейной жизни. Твой первый муж был старше тебя на двадцать лет. Сколько вы прожили вместе?

Н.: Четыре с половиной года.

Сейчас, когда ты выстраиваешь новые отношения…

Н.: Нет, о прежних отношениях я не думаю и ничего не сравниваю, не анализирую. Со временем многое в жизни меняется, человек становится мудрее, дипломатичнее. Правда, вот готовить я так и не научилась. (Улыбается .)

Марюса, как человека творческого, я думаю, это не сильно смущает.

М.: Меня это вообще не смущает. Я просто верю в то, что она научится и будет готовить хотя бы изредка. А еще я хочу, чтобы Наташа выучила английский в совершенстве. Для меня это очень важно.

Поясни.

М.: Во-первых, я надеюсь проводить много времени в Лос-Анджелесе, у меня там дом. Кроме того, я планирую в будущем и кино там снимать. Я хотел бы разделять с любимым человеком все свои интересы. Хочу, чтобы Наташа могла смотреть кино на языке оригинала и чтобы могла играть в моем англоязычном кино. Хочу, чтобы она Уильяма Фолкнера в оригинале прочитала, - там очень богатый, насыщенный, образный язык. Мне хотелось бы, чтобы она могла разделить со мной всё, что приводит меня в восторг. Насчет Фолкнера - это прекрасно. А ты, Марюс, задавал Наташе вопрос, зачем она в свое время пошла на проект «Дом-2»?

М.: Я, честно говоря, про это не знал.

Я надеюсь, ты не от меня это узнал? Это же не страшная тайна.

М.: Нет, нет. Мне кто-то прислал эту информацию, я даже сначала подумал, что это ошибка какая-то. Спросил у Наташи, она мне всё рассказала.

Н.: Давайте, Вадим, я и вам сейчас расскажу, чтобы уже закрыть эту тему. С этой историей связано очень много неприятных моментов. Мне было восемнадцать лет. У моего папы, чемпиона Европы по легкой атлетике, случился инсульт. Он упал в обморок, сломал шею. Мы его практически теряли. Нужны были очень большие деньги, чтобы приобрести аппарат, с помощью которого папу можно было бы вылечить. Денег не было, мама работала на пяти работах, но этих средств не хватало, а я училась. Я пошла на «Дом-2» после того, как мне сказали, что там платят зарплату. На тот момент я уже снималась в сериалах, у меня постепенно появлялись роли. Но предложений было не так много, а вопрос о стабильности дохода стоял тогда в нашей семье ребром. Кстати, тогда в «Доме-2» не было фривольностей, которые появились позже. Со мной подписали контракт на определенный срок, дали деньги. Это спасло моего отца. Но откровенно говоря, людей, к сожалению, не волнует мотивация, многим дай лишь повод обсудить и осудить. Да, это было в моей жизни, но всё уже в прошлом. И я больше не хочу с этим ассоциироваться.

Марюса я не могу пока воспринимать как режиссера. Я уважаю то, что он делает, горжусь им, но не думаю о нем как о режиссере. Для меня он просто самый настоящий мужчина

Главное, что у Марюса всё это не вызывает негативной реакции.

М.: Для меня это обыкновенное реалити-шоу, я девятнадцать лет прожил в Америке, где этот жанр появился довольно давно. Поэтому я не вижу в этом ничего страшного. Меня гораздо больше волнует то, что Наташа нервничает, когда снова и снова всплывает эта тема.

Ну, Наташа наверняка закаленная, она же серьезно занималась спортом.

Н.: Были попытки, ведь папа спортсмен. Я занималась художественной гимнастикой в спортивной школе олимпийского резерва. Спорт закалил меня, да. Я сама себе такие планки ставлю, что могу прыгать с шестом очень высоко, образно говоря. Если я поставлю цель, то всеми правдами и неправдами добьюсь ее.

Теперь у тебя и свой режиссер появился, что очень удобно для реализации актерских амбиций.

Н.: Конечно! Я как раз мечтала в комедии сняться (обращается к Марюсу ). Шучу. Кстати, Марюса я не могу пока воспринимать как режиссера. Я уважаю то, что он делает, горжусь им, но не думаю о нем как о режиссере. Для меня он просто самый настоящий мужчина, очень пунктуальный и ответственный. Хотя есть же стереотип, что режиссер - это обязательно несобранный человек, ветер в голове, каши с ним не сваришь… Я впервые слышу о таком стереотипе. Что ж, теперь буду знать. Но ведь кашу режиссеру Вайсбергу ты, Наташа, всё равно не варишь - независимо от того, ответственный он или безответственный.

Н.: Гречку варила как-то раз. А когда он болел, я даже рис сварила, но он слегка не удался. (Дружный смех .)

М.: Да, она умудрилась неправильно его сварить. Я ее обожаю просто. (Смех .)

Наташа, как я понимаю, ты всегда хотела быть актрисой. Почему же сразу не пошла по этой дорожке, а сначала училась в математической школе?

Н.: Потому что мама мечтала, чтобы я серьезным делом занималась. Чтобы работала с девяти до шести и вовремя получала зарплату. Когда я поступала в театральный, то мы с мамой так и договорились: «Если у меня не сложится со съемками, стану экономистом. Но пожалуйста, дай мне возможность попробовать заняться тем, что мне по-настоящему дорого!» В Щукинский институт я поначалу вольным слушателем ходила и впоследствии проводила там двадцать четыре часа в сутки.

Скажи, родители тебя жестко контролировали, или ты росла вольной птицей?

Н.: Мои родители расстались, когда я была маленькой. Мама много работала, но, несмотря на нагрузку, окружала меня сумасшедшей любовью и заботой, которой может делиться со мной только она. Я горжусь этим, с ней у меня особенная связь. Мама мне друг.

Марюс, а ты каким рос? Кинематографическая семья, богемный мир...

М.: Я хотел пойти по стопам отца, заниматься кино, но родители определили меня в Институт иностранных языков, посчитав это гарантом некоей стабильности, надежности. У меня всегда была способность к иностранным языкам. Я поступил в иняз, замечательно там учился, но втайне от родителей подал документы на режиссерский факультет ВГИКа к Владимиру Наумову. Мне тогда было семнадцать лет. Наумов потом говорил: «Почему ты не сказал, что ты сын Вайсберга?» А мне же хотелось испытать себя, хотелось, чтобы всё было по-честному. Но во ВГИКе я тоже недоучился, хотя Наумов ко мне относился тепло. Так получилось, что меня пригласили в Голливуд. И я Владимиру Наумовичу сказал: «Можно я академический отпуск возьму? Я туда и обратно». Он говорит: «Никуда ты не вернешься. Хотя я буду тебя ждать». Это был 91-й год.«Пригласили в Голливуд» - звучит красиво и интригующе. Что это было?

М.: Меня позвали поработать ассистентом режиссера Рона Шелтона на картине «Белые люди не умеют прыгать». Это комедия, как раз тот жанр, в котором мне самому очень нравится работать.

А что, в Америке такая острая нехватка ассистентов, раз обратились к тебе, москвичу?

М.: Нет, просто всё совпало. Учась во ВГИКе, я проходил летом практику на съемках фильма Андрея Кончаловского, который продюсировал мой отец. Фильм назывался «Ближний круг». Я уже тогда хорошо знал английский, и актриса, которая играла главную героиню, Лолита Давидович, попросила, чтобы меня прикрепили к ней как ассистента-переводчика. Мы очень сдружились, а во время съемок к ней приехал ее будущий жених, известный режиссер Рон Шелтон. Я показал ему несколько своих вгиковских работ, они ему понравились, и он мне посоветовал ехать учиться в Лос-Анджелес. А я как раз об этом и мечтал. В результате Рон позвонил мне и пригласил прилететь и поработать на его новом проекте личным ассистентом. Для меня это был колоссальный опыт. В итоге я закончил киношколу Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, одну из лучших в мире.

В Америке ты добился какого-либо успеха?

Н.: Он с Анджелиной Джоли работал.

М.: Там такая получилась история. Я учился вместе с ее братом Джеймсом Хейвеном. Мы были обязаны задействовать друг друга в студенческих работах. Он почему-то полюбил меня как актера и снимал всегда. И вот как-то ночью Джеймс мне позвонил и говорит: «Можешь меня выручить? У меня в восемь утра съемки, актер «слетел». Приезжай...» А я совсем не спал: студенческая жизнь, мы всю ночь гудели. Приезжаю в итоге в офис Джона Войта, там уже свет ставят. И Джеймс мне говорит: «Ты играешь психиатра. Ты сидишь на этом диване, говоришь всё что угодно, это неважно. Это немая сцена. Звука не будет. К тебе приходит пациентка, ты с ней общаешься, и вы влюбляетесь друг в друга. Всё должно закончиться поцелуем». Я отвечаю: «Хорошо, не проблема. Только можно я сейчас посплю, пока вы свет ставите?» Просыпаюсь - рядом сидит Анджелина Джоли… Конечно, тогда еще она не была такой звездой.

Видишь как, а в Россию вернулся - снял фильм «Любовь в большом городе» с Шэрон Стоун. Неплохая компания получается!

М.: Между прочим, в Америке я снял фильм с Кристиной Риччи, он называется «Мест нет», фильм получил премии на многих международных фестивалях, включая Московский. На самом деле в Америке у меня всё было неплохо: я писал довольно успешные сценарии, продюсировал, снял несколько фильмов. Адаптировался, обрастал знакомствами. Но потом возник тяжелый период, прежде всего в психологическом плане. Я долго вынашивал идею большого проекта, написал сценарий, его приняли, картина была в запуске. Я летал в Сан-Франциско, выбирал натуру, объекты для съемок. Главную роль должен был сыграть Кевин Костнер, и я полгода с ним работал, репетировал. Но финансисты не смогли договориться с Костнером насчет гонорара. Переговоры шли долго, и в результате проект закрыли. Для меня это стало страшным ударом, я месяц находился в депрессии. В это же время случилась семейная трагедия - внезапно умер отец. И я уехал в Россию. Ты рассчитывал вернуться в Америку или принципиально хотел сменить обстановку и задержаться здесь надолго?

М.: Я приехал на похороны отца. Так получилось, что туда пришли люди из моего детства, кинематографисты - соратники отца. Один из них, Сергей Ливнев, предложил мне остаться в России. Он видел мои фильмы, знал, что я делаю в Лос-Анджелесе. Сергей мне сказал: «Сделай кино, которое ты хочешь сделать. Я дам тебе полную свободу, дам денег столько, сколько тебе нужно». И я решил, что это хороший шанс. Кроме того, надо было поддержать маму, которая осталась одна... И так всё закрутилось.

Закрутилось по-крупному. Ты снимаешь фильмы нон-стоп, все они имеют резонанс, а в личной жизни всё «докрутилось» до встречи с Наташей. Скажи, ты хотел бы остепениться, завести семью, детей? Тебе ведь сорок четыре года.

М.: Порыв завести семью у меня появился только пару лет назад. Я в этом смысле человек позднего созревания. До этого я был полностью погружен в работу, занимался самореализацией.

Так что встреча с Наташей произошла на благодатной почве.

М.: Конечно! Несмотря на то что наши отношения завязались не так давно, Наташа стала для меня уже родным человеком, с которым у меня много чего в жизни связано. Я ей верю, я очень ее люблю, и я уверен: что бы дальше ни случилось, для меня это на сто процентов важная история. Бывало у меня такое: встречаешься с человеком, а видишься всего один-два раза в неделю. А тут мы сразу съехались и начали жить вместе. То есть с Наташей мои отношения развиваются иначе, чем это было раньше.

Марюс, на сколько лет ты старше Наташи?

М.: Почти на шестнадцать лет.

«Я и не знала» - ты это хочешь сказать?

Н.: Я просто не считала.

А надо ли торопиться бежать в загс?

Н.: Нет, пожалуйста. Смысла в этом пока нет.

Что конкретно должно произойти для того, чтобы ты сделал девушке предложение?

М.: Я просто должен почувствовать, что она этого хочет. Как только я пойму, что Наташа хочет выйти за меня замуж, я сразу сделаю ей предложение.

Н.: Пока мы находимся на той стадии отношений, когда нам просто хорошо вместе.

Стиль: Алиса Донникова.

Макияж и прически: Алексей Горбатюк/ URBANDECAR, KÉRASTASE

Поздравляю вас с премьерой фильма «Бабушки легкого поведения». В чьей голове родился фееричный сценарий про мошенника, скрывающегося в образе бабушки от бандитов в доме престарелых?


Марюс:
Идею предложил Саша Ревва, который очень любит перевоплощаться. Он мне все время говорил: «Марюс, давай сделаем что-нибудь вместе, у меня есть идея - я бабушка, попадаю в дом престарелых». Честно говоря, долгое время я не знал, как подступиться к этой истории. В какой-то момент понял, что, если сделать из него не совсем старую бабушку, а такую, вроде Барбары Стрейзанд, и взять за прототип маму самого Саши, то может получиться очень веселая, модная и свежая история. Стал работать над сценарием, и мы долгое время доводили его до кондиции. Понятно, что в самой концепции ничего нового нет, ведь артисты переодевались в женщин еще со времен «В джазе только девушки». Сложнее всего было сделать по-настоящему свежий фильм на старую тему.


- Чем запомнились съемки?


Марюс:
Для меня это был чрезвычайно тяжелый фильм с технической и постановочной точки зрения. В нем очень много трюков, пластический грим, который занимал по два с половиной часа съемочного дня, много объектов, пожилые артисты. Мало того, мы начали снимать осенью, а она моментально, практически через две недели после начала съемок превратилась в лютую зиму.


Наташа:
С дождем, градом, метелью и морозом…


Марюс:
В сцене, где Наташа выходит из подъезда с чемоданом, нам пришлось буквально разбивать, растапливать лед, убирать из-под ног снег и засыпать землю золотыми листьями.


Наташа:
Во дворе воссоздали кусочек осени, а вокруг была зима, и я в летнем пальто стою, жду Сашу Ревву. Или еще была сцена, после которой я слегла с ангиной, - где я вылезаю в люк машины, летящей в мороз на бешеной скорости. Я просила Сашу не разгоняться, но он ехал 70 км/час. У меня бутылка шампанского, которая почти замерзает, прилипает к руке, дикий холод, и я кричу: «Мы счастливы, мы богаты!» На спине два пледа намотано - непросто торчать из люка машины на такой скорости, когда тебя ветром просто прибивает к люку. Делали несколько дублей, и в итоге у меня на спине образовался большой синяк, никакие пледы не спасли.


- Вы впервые работали вместе как режиссер и актриса?


Наташа:
Да. Кстати, когда мы с Марюсом познакомились, то выяснилось, что я смотрела его фильмы, но не знала, что именно он их режиссер. Он где-то меня видел, но не понимал, что я актриса. Так получилось, что у нас сначала личные отношения завязались. И только потом, спустя время, Марюс начал пробовать меня на свои проекты.


Марюс:
Наташа оказалась прекрасной комедийной актрисой. Честно говоря, неожиданно, по-моему, даже для нее самой.


Наташа:
В «Бабушке легкого поведения» у меня роль небольшая, но достаточно яркая. Я играю подельницу афериста - героя Саши Реввы, пытаюсь кинуть его на деньги. И Марюс уже потом, после завершения съемок, понял, что комедия - это мое, и я это тоже поняла. А в январе выходит еще один фильм Марюса - «Ночная смена», где у меня главная роль. Играю там стриптизершу. Ради этого проекта я научилась танцевать на пилоне.


- Марюс, помню, вы не так давно говорили, что собираетесь снять триллер. Готовы изменить своему любимому жанру - комедии?


Марюс:
История совершенно уникальная. Я четыре года бегал за этим голливудским сценарием, пытался купить русскоязычные права на него. И вот наконец-то писатель отдал мне права на русскоязычный ремейк. Снимать начну весной следующего года. Главную роль будет играть Саша Петров, еще хочу пригласить Евгения Миронова. С героиней пока не определился: продюсеры говорят о Саше Бортич, я в принципе не против - актриса Бортич мне нравится.


- О чем история? Название уже есть?


Марюс:
Фильм называется «Вниз». История про двух молодых счастливых молодоженов, которых ждет медовый месяц. Ребята забегают в ЗАГС, расписываются, затем бегут за деньгами к папе - девочка из богатой семьи, счастливые, целуются, снимают друг друга на айфон - в общем, полное счастье. Забегают в лифт небоскреба, и с ними заходит третий, мужчина. Они едут в лифте вниз и на каком-то этаже застревают, втроем в этом лифте, опаздывают на самолет. Сначала все хиханьки - хаханьки, пытаются дозвониться диспетчеру, но в какой-то момент понимают, что застряли они не просто так и что мужчина этот с ними неспроста… Мне эта история понравилась в первую очередь тем, что каким-то образом удалось при адаптации вывести ее в драматическую плоскость. То есть, я надеюсь, что у меня получится создать ощущение драмы, с философской подоплекой о том, что такое семья, что такое настоящая любовь, чем она отличается от первого счастливого семейного года, когда бабочки в животе.

Две половинки одного целого


- Наверное, сложно все время быть вместе, и на работе, и дома?


Наташа:
Мы два Овна, во многом очень похожи, а в последнее время зачастую понимаем друг друга без слов. Марюс может сказать: «Ты знаешь, мне кажется, вот туда надо это, можно вот это повесить…». Я говорю: «Ладно», не задавая лишних вопросов, потому что понимаю, о чем он говорит. То есть, мы в унисон мыслим, живем, работаем, любим. Для меня семья - приоритет, несмотря на то, что и работа кипит, и характер непростой, но Марюс с пониманием к этому относится. Я гиперактивная, и, к сожалению, не готовлю совсем, для меня кухня, это что-то очень чуждое… Год назад еще давала себе слово научиться, но все стало еще хуже - яичницу готовлю, она у меня подгорает. Уже окончательно разучилась, хотя, какие-то потуги я делаю, стараюсь. Марюс мне говорит: «Ну, вот овсянку насыпал, кипятком залил, вот тебе завтрак». Так я обожгусь обязательно, или залью холодной водой, потому что забыла на чайнике кнопочку нажать, чтобы он вскипел. То есть, ну совсем не мое. Я благодарна Марюсу, что он с пониманием к этому относится. В остальном я могу сделать все, что угодно: организовываю быт по полной программе, мусор выкидывается вовремя, уборка дома, все чисто, поглажено, постирано.



Наталья: я не готовлю совсем, для меня кухня - это что-то чуждое. Но Марюс с пониманием к этому относится. Фото: Андрей Салов


- То есть, вы идеальная хозяйка во всем, кроме готовки.


Марюс:
Она идеальный топ-менеджер хозяйства (смеется). Но для меня это не так важно. То есть, конечно, важно, но я понимаю, что идеальных людей не бывает.


- Может быть, Марюс замечательно готовит?


Наташа:
Он тоже не готовит, ну не наша это история. У нас никто не готовит, зато мы такие красивые и стройные, совершенно не заморачиваемся на тему еды.
Марюс: Я вообще считаю, надо делать то, что приносит удовольствие, по-настоящему вдохновляет. Человек, который любит готовить, он приходит в магазин и думает: «А вот это будет сочетаться с этим, а сейчас добавлю вот это». Приготовление еды - абсолютно творческий процесс. Наташа не может насильно реализовываться на кухне, она реализуется в другом. Для меня семья - совершенно не обязательно готовка. Если этот аспект не сложился у моей любимой женщины, для меня это вообще не трагедия. Есть другие вещи, в которых она прекрасна, как жена.


- Какие Наташины таланты вы отметите?


Марюс:
Во-первых, она совершенно гениальный инженер-ремонтник, у нее золотые руки. Например, Наташа может запросто собрать шкаф, спроектировать кухню, у нее аж руки трясутся, так ей это нравится. А я к этому даже близко не могу подойти, я не понимаю, куда и что закручивать. Не знает, где у нас дома лежат инструменты - шуруповерт, дрель. У Наташи же инженерное мышление, она могла бы быть очень крутым архитектором.


Наташа:
Только вчера три книжных шкафа собрала. Хотя и мастера есть, но я отбираю у них работу, говорю «Вы криво вкручиваете, медленно, лучше я сама».
Марюс: И потом, она человек преданный, которому я полностью доверяю, с которым у нас абсолютно одинаковое мировосприятие. И это для меня в разы важнее, чем готовка. Мы с ней по-настоящему, что называется, душа в душу живем, мы понимаем, что кому нравится, не внедряясь в пространство друг друга, когда это не нужно. Мы нашли определенную гармонию и симбиоз, и при этом живем реально счастливой, здоровой и дружной семьей. Такое первый раз в моей жизни.


- Интересно, каким было самое долгое ваше расставание?


Наташа:
Вот Марюс недавно на целых два дня уехал в Выборг на фестиваль, я так скучала.


Марюс:
Ну, надолго расставались, когда Наташа беременная была и жила в нашем доме Лос-Анджелесе, а я работал здесь, в России


- Некоторые пары говорят, расставаться надо обязательно, это очень полезно для отношений.


Наташа:
Раньше я тоже так считала, а теперь вот не могу понять, почему надо расставаться? Но все равно же мы расстаемся в течение дня - он на спорт, я на спорт, он куда-то и я по своим делам. Но у нас нет такого, чтобы мы уставали друг от друга, нам хорошо вместе. У нас такое ощущение, что мы, как пазлы, в каком-то смысле, дополняем друг друга, как две половинки.


Марюс:
У меня никогда еще не было, чтобы настолько с человеком было хорошо… От чего отдыхать, когда не устаешь? Причем, я знаю, что такое уставать от человека. Когда у него другая энергетика, немножко другое мировосприятие и так далее, то либо ей, либо тебе все время приходится подстраиваться, и такое бывает очень часто.


Наташа:
Мы не грузим друг друга, мы можем быть рядом и молчать, обниматься, но каждый при этом работает, занят чем-то своим, я читаю, он что-то делает. Я могу возиться на кухне, собирать очередной шкаф, например, Марюс монтирует свое кино, но, тем не менее, ощущение, что мы рядом, оно есть, и от этого хорошо и комфортно. Мы не долбим друг друга, что вот если мы встретились, мы обязательно должны решать какие-то проблемы. Потому что и у меня есть такая черта и у Марюса она есть, но у нас как-то не возникает проблем.


Марюс: у нас с Наташей одинаковое мировосприятие, и это для меня намного важнее, чем готовка. Фото: Андрей Салов


- Значит, в прошлых отношениях эти проблемы возникали?

Возникали. То есть, встретились: «Так, надо вот это решать, с этим что-то делать». Постоянно такие разговоры у людей, и про ревность, и про быт и еще про что-то. У нас вообще этого нет и, слава Богу, потому что на это ни времени, ни желания нет. У всех сейчас такая сумасшедшая жизнь, найти бы время, просто пообниматься молча.

Жена режиссера

Наташа, у вас, как у жены режиссера, есть право, как говорят, первой ночи - первой прочитать сценарий, выбрать себе роль?
Наташа: Нет, я не хочу выбирать себе роль, только потому что я жена. И я Марюсу тоже это говорю. Я читаю сценарий и иду на пробы, как все. Хотя мне все говорят «Да что в этом такого, все режиссеры снимают своих жен». Я не обижусь, если он отдаст роль другой актрисе, и даже больше того, я даже предлагаю ему актрис.


Марюс:
Да, она мне очень помогает с кастингом.


Наташа:
Помогаю с кастингом, знаю уже всех актеров, и многие знакомые у него снимаются в главных ролях. Потому что для меня важно, чтобы у Марюса был успешный проект. Есть роли, которые мне не подходят, или я не хочу, либо не могу их играть, либо даже боюсь. Разные могут быть ситуации. И потом, я бы не хотела, чтобы у него было какое-то ограничение - жена…


Марюс:
А я не очень могу себе представить, что буду ее снимать в откровенных сценах… У меня есть серьезные любовные линии, где мне надо, чтобы у двоих людей случился огонь, романтика. С Наташей мне будет некомфортно, я не смогу в это вложиться сам, не смогу это по-настоящему срежиссировать.
- Для вас все должно быть по-настоящему?


Марюс:
Да. А тут, во-первых, для актера - это моя жена, то есть, он уже совершенно по-другому играет. Получается, полный конфликт интересов внутри.


Наташа:
Конечно, и я тоже не хочу в этом участвовать. Чтобы это было в ущерб фильму или в ущерб отношениям. Кому нужны эти ненужные эмоции.


Марюс:
Но я понимаю, конечно, что она актриса, этого не избежать, но я лично сам принимать в этом участие не собираюсь. Наташа советуется со мной в любом случае, но никакого табу и запретов у нас нет.

Наташа: У нас как бы по умолчанию в семье вот такой договор: ты мудрый. Каждый отвечает сам за себя, но каждый в голове понимает, насколько он внутренне чистоплотен. В комедии это все легко, там в основном и нет таких страстей, все-таки жанр другой. Но я бы сейчас не хотела играть какие-то тяжелые отношения, любовь, страсть. Я не готова в этом сниматься, потому что не умею играть и не чувствовать, я в роль погружаюсь полностью. Но я не хочу этого всего испытывать, потому что это будет противоречить моим семейным ценностям. Достаточно много другой работы, другого жанра, где не надо себя в чем-то ломать и делать больно близкому человеку.

Добивался два года


- Читателям, конечно, хочется узнать историю вашего знакомства. Кто на кого глаз положил?


Марюс:
Глаз на Наташу я положил давно уже. Хотя, мы не были знакомы, я просто видел ее на фотографиях, может, по телевизору когда-то. Писал ей на Фейсбук какое-то время, пытался позвать на свидание, организовать встречу по работе, неважно как, просто хотел познакомиться. Придумывал разные поводы, но пару лет было полное молчание. Я думал - в отношениях, наверное, живет с кем-то, и я не хотел влезать. Но ненавязчиво раз в полгода что-то писал, мало ли, вдруг ситуация изменится… Потом мы наконец-то познакомились.


Наташа:
Лично встретились на какой-то вечеринке два года назад. Я помню, мы сидели с подружками, и кто-то Марюса притащил за наш женский стол. Он сидел, смотрел на меня внимательно и на прощание сказал «Я тебе еще раз напишу».


Марюс:
Да, она ведь мне так и не ответила.



Наталья: мы два Овна, во многом похожи, а в последнее время зачастую понимаем друг друга без слов. Фото: Андрей Салов


- Почему игнорировали?


Наташа:
Во-первых, у меня были отношения, во-вторых, я никогда в Интернете вообще не знакомилась. Меня перспективность никогда не прельщала, ни режиссерская, ни денежная, никакая, мне это неважно. У меня только так: увидела, зацепилась, все. Но все-таки, судьба нас свела.


- Марюс еще раз написал, и вы все-таки ответили?


Наташа:
Написал. Уже понял, что напрямую не получится, начал мне сценарии присылать, а я ему говорила: «Это маленькая роль, я не буду это играть». Но он так галантно себя вел, писал так по-доброму, и на день рождения звал, и везде уже звал. И главное, ненавязчиво, но регулярно. И я решила, что надо все же обратить на это внимание. Написала: «Ну, хорошо, можем попить чай, просто поговорим по работе». Мы встретились и просидели на первом свидании шесть часов, ресторан закрывали, нас оттуда выгоняли, а мы не могли наговориться. Все в кучу: и о работе, и о перспективах, и о надеждах, и о мечтах, и вообще обо всем. И таких свиданий было пять, по пять-шесть часов мы сидели, не могли рта закрыть ни на секунду, а потом уже больше не расставались.


Марюс:
Я в Киев уехал снимать кино, мы общались по телефону, я прилетал, как только мог, на один день. Такая была красивая история.


Наташа:
Он вообще утром прилетал, вечером улетал, день гулял со мной и уезжал. Был в Киеве, и постоянно цветы присылал с открытками. Регулярно мне звонил незнакомый номер, я брала трубку и слышала: «Алло, куда вам доставить цветы?». И все время были такие романтичные открытки, если я заболела или еще что-то. Все они у меня сохранились.


- Для вас самое ценное качество в Марюсе, его главная черта характера, которая вас покорила?


Наташа:
Он теплый, и он ответственный. Это то, что я очень редко в людях вижу. То есть, если Марюс сказал, он сделает. Помимо этого, он воспитанный, очень добрый, отзывчивый, он всегда пожалеет. Если какая-то проблема, он будет помогать. Если я заболею, он будет по всей Москве носиться, лекарства покупать. В общем, для меня он идеальный мужчина.


- На все эти качества повлияло то, что Марюс уже больше 20 лет живет в Америке?


Наташа:
Да, в этом есть заслуга. Потому что многие российские мужчины постоянно ищут, мне так кажется, какую-то подковырку: «А где же тут какашка?». У нас все так живут: «Сейчас что-то случится» А в Марюсе этого нет, он всегда всем верит, с открытыми глазами на мир смотрит. И у него нет фиги в кармане. Я тоже начала у него этому учиться, и мне уже страшно, потому что я тоже становлюсь такая же, доброта поглощает, и тебе уже все кажутся хорошими.


Наталья: Марюс увез меня на Гавайи и там сделал предложение. Это было так круто, просто волшебно! Фото: Андрей Салов


- Где вы больше времени проводите, где сейчас ваш дом?


Марюс:
Раньше долго жили в Лос-Анджелесе, а сейчас здесь много работы. Уже с полгода, как обосновались в Москве, обустраиваем квартиру, достраиваем дачу.

Свадьба не за горами


- Год назад была информация, что Марюс сделал предложение, и вы готовитесь к свадьбе. Но про саму свадьбу до сих пор ни слова. Вы все-таки поженились или нет?


Марюс:
Нет, не поженились, но обязательно поженимся. Очень сложным выдался этот год по работе, просто физически не успеваем.


Наташа:
Марюс увез меня на Гавайи и там очень красиво сделал предложение. Это было так круто, просто волшебно. Для меня это очень личный момент, я мало кому об этом рассказывала. Просто выложила в тот день фотографию в инстаграм с датой и написала: «Пусть это останется здесь». Мы уже и кольца купили, но пока времени нет совершенно.


Марюс:
Мы выбираем место в Москве, пристреливаемся. Надо ведь организовать все по-настоящему хорошо, собрать всех друзей. А сейчас у нас очень много всего: дачу за городом построили, ремонт в квартире, работа. Но у нас и нет такого, что надо срочно-срочно, нам некуда торопиться, потому что у нас и так все здорово. Наоборот, будет, чего ждать.


Наташа:
Мы никуда не спешим. Свадьба от нас не убежит, кольца лежат, осталось только друзей позвать. Я не тороплюсь, потому что я невеста. Каждый день я просыпаюсь невестой. Продлеваю себе удовольствие. И это так классно.

Хотели дочку, а родился офигенный сын


- А почему до сих пор никто не видел вашего сына - Вайсберга младшего, где вы его прячете уже второй год? Как его зовут?

Наташа: Назвали Эриком, в честь папы Марюса. А крестный у нас Паша Деревянко, наш большой друг. Мы сына специально не прячем, обязательно покажем, но ждем для этого какого-то особого повода и момента. У нас и так почти вся жизнь на публике, все всё видят, все всё знают. Как-то хочется, чтобы было что-то свое, чтобы не надо было ребенка терроризировать этими фотографиями. Потому что это его мир, к которому мы относимся тепло и трепетно.


- Расскажите про Эрика, какой он, на кого похож?

Наташа: Ой, он такой классный, просто ангелочек. Если честно, я даже знакомым иногда боюсь его показывать. Хоть я и не суеверная, но думаю, что люди все разные, и встречаются не очень добрые. Не хочется, чтобы в адрес малыша был какой-то негатив. Он у нас такой клевый! На Марюса похож, настоящий папин сын. Улыбчивый, смеется постоянно. Сейчас Марюс покажет вам.

Марюс листает в телефоне фотографии очаровательного белокурого карапуза, с длинными волнистыми волосами. Маленький Эрик очень похож на папу, но вот глаза - ярко голубые - у него точно мамины.



Марюс: когда я с Наташкой познакомился, то сразу понял, что это та женщина, с которой я хочу и ребенка, и все остальное. Фото: Андрей Салов


Марюс:
У нас прекрасный ребенок. Но пока еще такой маленький, такой беззащитный, что очень страшно разрушить ту идиллию, где ребенок находится в коконе счастья и любви… Он счастливый, улыбчивый, он, тьфу, тьфу, тьфу, здоровый. И вот зачем, для чего нам публиковать его фото? Я не думаю, что маленького ребенка надо возить куда-то, показывать, ведь для него это стресс… Пусть он созреет немножечко, сформируется. Когда мы приехали с ним из Америки, Эрик совсем крошкой был, а сейчас смотрю на него и вижу, что он уже покрепче стал, уже такой мужичок самостоятельный, ходит сам. Сейчас мне уже комфортно вместе с ним куда-то пойти, взять с собой, чтобы он мог с кем-то пообщаться. Нам очень помогает прекрасная бабушка, Наташина мама. Скоро и моя мама в помощь прилетит.


- Вы сразу хотели ребенка, или все-таки это известие стало приятным, но неожиданным?


Марюс:
Честно говоря, мы ничего не планировали, так получилось. Но мы настолько нежно и трогательно друг к другу относились, что не могли себе представить, что сейчас мы что-то будем делать, кроме как рожать. Вообще я с Наташкой когда познакомился, сразу понял, что это та женщина, с которой я хочу и ребенка, и все остальное. Может быть, опять же, потому что мы два Овна, у нас все достаточно органично. Мы ничего не планируем, ничего не форсируем. Но какие-то главные вещи мы ценим, бережно к ним относимся, к тому, чтобы друг друга не обидеть, ни в коем случае не задеть, друг друга охраняем эмоционально. Сын для нас сейчас самое важное, что называется, наш главный общий проект. В Испании мы его зачали. И через какое-то время Наташа мне говорит: «Представляешь…». Я воскликнул: «Какой кайф!». И все. Это по большому счету настолько естественно все получилось, что у нас не было каких-то дилемм, сделали, родили, растим теперь.


- Вам важно было, кто родится, мальчик, девочки, или все равно?


Марюс:
Хотели девочку оба, а родился офигенный мальчик, и теперь я даже представить себе не могу, что мог быть не он…


- Ну, наверное, на одном ребенке не остановитесь?


Наташа:
Я только хочу, чтобы в следующий раз Марюс сам толстел, рожал, потом худел (смеется).


«Бабушка легкого поведения» уже в кино

Поздравляю вас с премьерой фильма «Бабушки легкого поведения». В чьей голове родился фееричный сценарий про мошенника, скрывающегося в образе бабушки от бандитов в доме престарелых?


Марюс:
Идею предложил Саша Ревва, который очень любит перевоплощаться. Он мне все время говорил: «Марюс, давай сделаем что-нибудь вместе, у меня есть идея - я бабушка, попадаю в дом престарелых». Честно говоря, долгое время я не знал, как подступиться к этой истории. В какой-то момент понял, что, если сделать из него не совсем старую бабушку, а такую, вроде Барбары Стрейзанд, и взять за прототип маму самого Саши, то может получиться очень веселая, модная и свежая история. Стал работать над сценарием, и мы долгое время доводили его до кондиции. Понятно, что в самой концепции ничего нового нет, ведь артисты переодевались в женщин еще со времен «В джазе только девушки». Сложнее всего было сделать по-настоящему свежий фильм на старую тему.


- Чем запомнились съемки?


Марюс:
Для меня это был чрезвычайно тяжелый фильм с технической и постановочной точки зрения. В нем очень много трюков, пластический грим, который занимал по два с половиной часа съемочного дня, много объектов, пожилые артисты. Мало того, мы начали снимать осенью, а она моментально, практически через две недели после начала съемок превратилась в лютую зиму.


Наташа:
С дождем, градом, метелью и морозом…


Марюс:
В сцене, где Наташа выходит из подъезда с чемоданом, нам пришлось буквально разбивать, растапливать лед, убирать из-под ног снег и засыпать землю золотыми листьями.


Наташа:
Во дворе воссоздали кусочек осени, а вокруг была зима, и я в летнем пальто стою, жду Сашу Ревву. Или еще была сцена, после которой я слегла с ангиной, - где я вылезаю в люк машины, летящей в мороз на бешеной скорости. Я просила Сашу не разгоняться, но он ехал 70 км/час. У меня бутылка шампанского, которая почти замерзает, прилипает к руке, дикий холод, и я кричу: «Мы счастливы, мы богаты!» На спине два пледа намотано - непросто торчать из люка машины на такой скорости, когда тебя ветром просто прибивает к люку. Делали несколько дублей, и в итоге у меня на спине образовался большой синяк, никакие пледы не спасли.


- Вы впервые работали вместе как режиссер и актриса?


Наташа:
Да. Кстати, когда мы с Марюсом познакомились, то выяснилось, что я смотрела его фильмы, но не знала, что именно он их режиссер. Он где-то меня видел, но не понимал, что я актриса. Так получилось, что у нас сначала личные отношения завязались. И только потом, спустя время, Марюс начал пробовать меня на свои проекты.


Марюс:
Наташа оказалась прекрасной комедийной актрисой. Честно говоря, неожиданно, по-моему, даже для нее самой.


Наташа:
В «Бабушке легкого поведения» у меня роль небольшая, но достаточно яркая. Я играю подельницу афериста - героя Саши Реввы, пытаюсь кинуть его на деньги. И Марюс уже потом, после завершения съемок, понял, что комедия - это мое, и я это тоже поняла. А в январе выходит еще один фильм Марюса - «Ночная смена», где у меня главная роль. Играю там стриптизершу. Ради этого проекта я научилась танцевать на пилоне.


- Марюс, помню, вы не так давно говорили, что собираетесь снять триллер. Готовы изменить своему любимому жанру - комедии?


Марюс:
История совершенно уникальная. Я четыре года бегал за этим голливудским сценарием, пытался купить русскоязычные права на него. И вот наконец-то писатель отдал мне права на русскоязычный ремейк. Снимать начну весной следующего года. Главную роль будет играть Саша Петров, еще хочу пригласить Евгения Миронова. С героиней пока не определился: продюсеры говорят о Саше Бортич, я в принципе не против - актриса Бортич мне нравится.


- О чем история? Название уже есть?


Марюс:
Фильм называется «Вниз». История про двух молодых счастливых молодоженов, которых ждет медовый месяц. Ребята забегают в ЗАГС, расписываются, затем бегут за деньгами к папе - девочка из богатой семьи, счастливые, целуются, снимают друг друга на айфон - в общем, полное счастье. Забегают в лифт небоскреба, и с ними заходит третий, мужчина. Они едут в лифте вниз и на каком-то этаже застревают, втроем в этом лифте, опаздывают на самолет. Сначала все хиханьки - хаханьки, пытаются дозвониться диспетчеру, но в какой-то момент понимают, что застряли они не просто так и что мужчина этот с ними неспроста… Мне эта история понравилась в первую очередь тем, что каким-то образом удалось при адаптации вывести ее в драматическую плоскость. То есть, я надеюсь, что у меня получится создать ощущение драмы, с философской подоплекой о том, что такое семья, что такое настоящая любовь, чем она отличается от первого счастливого семейного года, когда бабочки в животе.

Две половинки одного целого


- Наверное, сложно все время быть вместе, и на работе, и дома?


Наташа:
Мы два Овна, во многом очень похожи, а в последнее время зачастую понимаем друг друга без слов. Марюс может сказать: «Ты знаешь, мне кажется, вот туда надо это, можно вот это повесить…». Я говорю: «Ладно», не задавая лишних вопросов, потому что понимаю, о чем он говорит. То есть, мы в унисон мыслим, живем, работаем, любим. Для меня семья - приоритет, несмотря на то, что и работа кипит, и характер непростой, но Марюс с пониманием к этому относится. Я гиперактивная, и, к сожалению, не готовлю совсем, для меня кухня, это что-то очень чуждое… Год назад еще давала себе слово научиться, но все стало еще хуже - яичницу готовлю, она у меня подгорает. Уже окончательно разучилась, хотя, какие-то потуги я делаю, стараюсь. Марюс мне говорит: «Ну, вот овсянку насыпал, кипятком залил, вот тебе завтрак». Так я обожгусь обязательно, или залью холодной водой, потому что забыла на чайнике кнопочку нажать, чтобы он вскипел. То есть, ну совсем не мое. Я благодарна Марюсу, что он с пониманием к этому относится. В остальном я могу сделать все, что угодно: организовываю быт по полной программе, мусор выкидывается вовремя, уборка дома, все чисто, поглажено, постирано.



Наталья: я не готовлю совсем, для меня кухня - это что-то чуждое. Но Марюс с пониманием к этому относится. Фото: Андрей Салов


- То есть, вы идеальная хозяйка во всем, кроме готовки.


Марюс:
Она идеальный топ-менеджер хозяйства (смеется). Но для меня это не так важно. То есть, конечно, важно, но я понимаю, что идеальных людей не бывает.


- Может быть, Марюс замечательно готовит?


Наташа:
Он тоже не готовит, ну не наша это история. У нас никто не готовит, зато мы такие красивые и стройные, совершенно не заморачиваемся на тему еды.
Марюс: Я вообще считаю, надо делать то, что приносит удовольствие, по-настоящему вдохновляет. Человек, который любит готовить, он приходит в магазин и думает: «А вот это будет сочетаться с этим, а сейчас добавлю вот это». Приготовление еды - абсолютно творческий процесс. Наташа не может насильно реализовываться на кухне, она реализуется в другом. Для меня семья - совершенно не обязательно готовка. Если этот аспект не сложился у моей любимой женщины, для меня это вообще не трагедия. Есть другие вещи, в которых она прекрасна, как жена.


- Какие Наташины таланты вы отметите?


Марюс:
Во-первых, она совершенно гениальный инженер-ремонтник, у нее золотые руки. Например, Наташа может запросто собрать шкаф, спроектировать кухню, у нее аж руки трясутся, так ей это нравится. А я к этому даже близко не могу подойти, я не понимаю, куда и что закручивать. Не знает, где у нас дома лежат инструменты - шуруповерт, дрель. У Наташи же инженерное мышление, она могла бы быть очень крутым архитектором.


Наташа:
Только вчера три книжных шкафа собрала. Хотя и мастера есть, но я отбираю у них работу, говорю «Вы криво вкручиваете, медленно, лучше я сама».
Марюс: И потом, она человек преданный, которому я полностью доверяю, с которым у нас абсолютно одинаковое мировосприятие. И это для меня в разы важнее, чем готовка. Мы с ней по-настоящему, что называется, душа в душу живем, мы понимаем, что кому нравится, не внедряясь в пространство друг друга, когда это не нужно. Мы нашли определенную гармонию и симбиоз, и при этом живем реально счастливой, здоровой и дружной семьей. Такое первый раз в моей жизни.


- Интересно, каким было самое долгое ваше расставание?


Наташа:
Вот Марюс недавно на целых два дня уехал в Выборг на фестиваль, я так скучала.


Марюс:
Ну, надолго расставались, когда Наташа беременная была и жила в нашем доме Лос-Анджелесе, а я работал здесь, в России


- Некоторые пары говорят, расставаться надо обязательно, это очень полезно для отношений.


Наташа:
Раньше я тоже так считала, а теперь вот не могу понять, почему надо расставаться? Но все равно же мы расстаемся в течение дня - он на спорт, я на спорт, он куда-то и я по своим делам. Но у нас нет такого, чтобы мы уставали друг от друга, нам хорошо вместе. У нас такое ощущение, что мы, как пазлы, в каком-то смысле, дополняем друг друга, как две половинки.


Марюс:
У меня никогда еще не было, чтобы настолько с человеком было хорошо… От чего отдыхать, когда не устаешь? Причем, я знаю, что такое уставать от человека. Когда у него другая энергетика, немножко другое мировосприятие и так далее, то либо ей, либо тебе все время приходится подстраиваться, и такое бывает очень часто.


Наташа:
Мы не грузим друг друга, мы можем быть рядом и молчать, обниматься, но каждый при этом работает, занят чем-то своим, я читаю, он что-то делает. Я могу возиться на кухне, собирать очередной шкаф, например, Марюс монтирует свое кино, но, тем не менее, ощущение, что мы рядом, оно есть, и от этого хорошо и комфортно. Мы не долбим друг друга, что вот если мы встретились, мы обязательно должны решать какие-то проблемы. Потому что и у меня есть такая черта и у Марюса она есть, но у нас как-то не возникает проблем.


Марюс: у нас с Наташей одинаковое мировосприятие, и это для меня намного важнее, чем готовка. Фото: Андрей Салов


- Значит, в прошлых отношениях эти проблемы возникали?

Возникали. То есть, встретились: «Так, надо вот это решать, с этим что-то делать». Постоянно такие разговоры у людей, и про ревность, и про быт и еще про что-то. У нас вообще этого нет и, слава Богу, потому что на это ни времени, ни желания нет. У всех сейчас такая сумасшедшая жизнь, найти бы время, просто пообниматься молча.

Жена режиссера

Наташа, у вас, как у жены режиссера, есть право, как говорят, первой ночи - первой прочитать сценарий, выбрать себе роль?
Наташа: Нет, я не хочу выбирать себе роль, только потому что я жена. И я Марюсу тоже это говорю. Я читаю сценарий и иду на пробы, как все. Хотя мне все говорят «Да что в этом такого, все режиссеры снимают своих жен». Я не обижусь, если он отдаст роль другой актрисе, и даже больше того, я даже предлагаю ему актрис.


Марюс:
Да, она мне очень помогает с кастингом.


Наташа:
Помогаю с кастингом, знаю уже всех актеров, и многие знакомые у него снимаются в главных ролях. Потому что для меня важно, чтобы у Марюса был успешный проект. Есть роли, которые мне не подходят, или я не хочу, либо не могу их играть, либо даже боюсь. Разные могут быть ситуации. И потом, я бы не хотела, чтобы у него было какое-то ограничение - жена…


Марюс:
А я не очень могу себе представить, что буду ее снимать в откровенных сценах… У меня есть серьезные любовные линии, где мне надо, чтобы у двоих людей случился огонь, романтика. С Наташей мне будет некомфортно, я не смогу в это вложиться сам, не смогу это по-настоящему срежиссировать.
- Для вас все должно быть по-настоящему?


Марюс:
Да. А тут, во-первых, для актера - это моя жена, то есть, он уже совершенно по-другому играет. Получается, полный конфликт интересов внутри.


Наташа:
Конечно, и я тоже не хочу в этом участвовать. Чтобы это было в ущерб фильму или в ущерб отношениям. Кому нужны эти ненужные эмоции.


Марюс:
Но я понимаю, конечно, что она актриса, этого не избежать, но я лично сам принимать в этом участие не собираюсь. Наташа советуется со мной в любом случае, но никакого табу и запретов у нас нет.

Наташа: У нас как бы по умолчанию в семье вот такой договор: ты мудрый. Каждый отвечает сам за себя, но каждый в голове понимает, насколько он внутренне чистоплотен. В комедии это все легко, там в основном и нет таких страстей, все-таки жанр другой. Но я бы сейчас не хотела играть какие-то тяжелые отношения, любовь, страсть. Я не готова в этом сниматься, потому что не умею играть и не чувствовать, я в роль погружаюсь полностью. Но я не хочу этого всего испытывать, потому что это будет противоречить моим семейным ценностям. Достаточно много другой работы, другого жанра, где не надо себя в чем-то ломать и делать больно близкому человеку.

Добивался два года


- Читателям, конечно, хочется узнать историю вашего знакомства. Кто на кого глаз положил?


Марюс:
Глаз на Наташу я положил давно уже. Хотя, мы не были знакомы, я просто видел ее на фотографиях, может, по телевизору когда-то. Писал ей на Фейсбук какое-то время, пытался позвать на свидание, организовать встречу по работе, неважно как, просто хотел познакомиться. Придумывал разные поводы, но пару лет было полное молчание. Я думал - в отношениях, наверное, живет с кем-то, и я не хотел влезать. Но ненавязчиво раз в полгода что-то писал, мало ли, вдруг ситуация изменится… Потом мы наконец-то познакомились.


Наташа:
Лично встретились на какой-то вечеринке два года назад. Я помню, мы сидели с подружками, и кто-то Марюса притащил за наш женский стол. Он сидел, смотрел на меня внимательно и на прощание сказал «Я тебе еще раз напишу».


Марюс:
Да, она ведь мне так и не ответила.



Наталья: мы два Овна, во многом похожи, а в последнее время зачастую понимаем друг друга без слов. Фото: Андрей Салов


- Почему игнорировали?


Наташа:
Во-первых, у меня были отношения, во-вторых, я никогда в Интернете вообще не знакомилась. Меня перспективность никогда не прельщала, ни режиссерская, ни денежная, никакая, мне это неважно. У меня только так: увидела, зацепилась, все. Но все-таки, судьба нас свела.


- Марюс еще раз написал, и вы все-таки ответили?


Наташа:
Написал. Уже понял, что напрямую не получится, начал мне сценарии присылать, а я ему говорила: «Это маленькая роль, я не буду это играть». Но он так галантно себя вел, писал так по-доброму, и на день рождения звал, и везде уже звал. И главное, ненавязчиво, но регулярно. И я решила, что надо все же обратить на это внимание. Написала: «Ну, хорошо, можем попить чай, просто поговорим по работе». Мы встретились и просидели на первом свидании шесть часов, ресторан закрывали, нас оттуда выгоняли, а мы не могли наговориться. Все в кучу: и о работе, и о перспективах, и о надеждах, и о мечтах, и вообще обо всем. И таких свиданий было пять, по пять-шесть часов мы сидели, не могли рта закрыть ни на секунду, а потом уже больше не расставались.


Марюс:
Я в Киев уехал снимать кино, мы общались по телефону, я прилетал, как только мог, на один день. Такая была красивая история.


Наташа:
Он вообще утром прилетал, вечером улетал, день гулял со мной и уезжал. Был в Киеве, и постоянно цветы присылал с открытками. Регулярно мне звонил незнакомый номер, я брала трубку и слышала: «Алло, куда вам доставить цветы?». И все время были такие романтичные открытки, если я заболела или еще что-то. Все они у меня сохранились.


- Для вас самое ценное качество в Марюсе, его главная черта характера, которая вас покорила?


Наташа:
Он теплый, и он ответственный. Это то, что я очень редко в людях вижу. То есть, если Марюс сказал, он сделает. Помимо этого, он воспитанный, очень добрый, отзывчивый, он всегда пожалеет. Если какая-то проблема, он будет помогать. Если я заболею, он будет по всей Москве носиться, лекарства покупать. В общем, для меня он идеальный мужчина.


- На все эти качества повлияло то, что Марюс уже больше 20 лет живет в Америке?


Наташа:
Да, в этом есть заслуга. Потому что многие российские мужчины постоянно ищут, мне так кажется, какую-то подковырку: «А где же тут какашка?». У нас все так живут: «Сейчас что-то случится» А в Марюсе этого нет, он всегда всем верит, с открытыми глазами на мир смотрит. И у него нет фиги в кармане. Я тоже начала у него этому учиться, и мне уже страшно, потому что я тоже становлюсь такая же, доброта поглощает, и тебе уже все кажутся хорошими.


Наталья: Марюс увез меня на Гавайи и там сделал предложение. Это было так круто, просто волшебно! Фото: Андрей Салов


- Где вы больше времени проводите, где сейчас ваш дом?


Марюс:
Раньше долго жили в Лос-Анджелесе, а сейчас здесь много работы. Уже с полгода, как обосновались в Москве, обустраиваем квартиру, достраиваем дачу.

Свадьба не за горами


- Год назад была информация, что Марюс сделал предложение, и вы готовитесь к свадьбе. Но про саму свадьбу до сих пор ни слова. Вы все-таки поженились или нет?


Марюс:
Нет, не поженились, но обязательно поженимся. Очень сложным выдался этот год по работе, просто физически не успеваем.


Наташа:
Марюс увез меня на Гавайи и там очень красиво сделал предложение. Это было так круто, просто волшебно. Для меня это очень личный момент, я мало кому об этом рассказывала. Просто выложила в тот день фотографию в инстаграм с датой и написала: «Пусть это останется здесь». Мы уже и кольца купили, но пока времени нет совершенно.


Марюс:
Мы выбираем место в Москве, пристреливаемся. Надо ведь организовать все по-настоящему хорошо, собрать всех друзей. А сейчас у нас очень много всего: дачу за городом построили, ремонт в квартире, работа. Но у нас и нет такого, что надо срочно-срочно, нам некуда торопиться, потому что у нас и так все здорово. Наоборот, будет, чего ждать.


Наташа:
Мы никуда не спешим. Свадьба от нас не убежит, кольца лежат, осталось только друзей позвать. Я не тороплюсь, потому что я невеста. Каждый день я просыпаюсь невестой. Продлеваю себе удовольствие. И это так классно.

Хотели дочку, а родился офигенный сын


- А почему до сих пор никто не видел вашего сына - Вайсберга младшего, где вы его прячете уже второй год? Как его зовут?

Наташа: Назвали Эриком, в честь папы Марюса. А крестный у нас Паша Деревянко, наш большой друг. Мы сына специально не прячем, обязательно покажем, но ждем для этого какого-то особого повода и момента. У нас и так почти вся жизнь на публике, все всё видят, все всё знают. Как-то хочется, чтобы было что-то свое, чтобы не надо было ребенка терроризировать этими фотографиями. Потому что это его мир, к которому мы относимся тепло и трепетно.


- Расскажите про Эрика, какой он, на кого похож?

Наташа: Ой, он такой классный, просто ангелочек. Если честно, я даже знакомым иногда боюсь его показывать. Хоть я и не суеверная, но думаю, что люди все разные, и встречаются не очень добрые. Не хочется, чтобы в адрес малыша был какой-то негатив. Он у нас такой клевый! На Марюса похож, настоящий папин сын. Улыбчивый, смеется постоянно. Сейчас Марюс покажет вам.

Марюс листает в телефоне фотографии очаровательного белокурого карапуза, с длинными волнистыми волосами. Маленький Эрик очень похож на папу, но вот глаза - ярко голубые - у него точно мамины.



Марюс: когда я с Наташкой познакомился, то сразу понял, что это та женщина, с которой я хочу и ребенка, и все остальное. Фото: Андрей Салов


Марюс:
У нас прекрасный ребенок. Но пока еще такой маленький, такой беззащитный, что очень страшно разрушить ту идиллию, где ребенок находится в коконе счастья и любви… Он счастливый, улыбчивый, он, тьфу, тьфу, тьфу, здоровый. И вот зачем, для чего нам публиковать его фото? Я не думаю, что маленького ребенка надо возить куда-то, показывать, ведь для него это стресс… Пусть он созреет немножечко, сформируется. Когда мы приехали с ним из Америки, Эрик совсем крошкой был, а сейчас смотрю на него и вижу, что он уже покрепче стал, уже такой мужичок самостоятельный, ходит сам. Сейчас мне уже комфортно вместе с ним куда-то пойти, взять с собой, чтобы он мог с кем-то пообщаться. Нам очень помогает прекрасная бабушка, Наташина мама. Скоро и моя мама в помощь прилетит.


- Вы сразу хотели ребенка, или все-таки это известие стало приятным, но неожиданным?


Марюс:
Честно говоря, мы ничего не планировали, так получилось. Но мы настолько нежно и трогательно друг к другу относились, что не могли себе представить, что сейчас мы что-то будем делать, кроме как рожать. Вообще я с Наташкой когда познакомился, сразу понял, что это та женщина, с которой я хочу и ребенка, и все остальное. Может быть, опять же, потому что мы два Овна, у нас все достаточно органично. Мы ничего не планируем, ничего не форсируем. Но какие-то главные вещи мы ценим, бережно к ним относимся, к тому, чтобы друг друга не обидеть, ни в коем случае не задеть, друг друга охраняем эмоционально. Сын для нас сейчас самое важное, что называется, наш главный общий проект. В Испании мы его зачали. И через какое-то время Наташа мне говорит: «Представляешь…». Я воскликнул: «Какой кайф!». И все. Это по большому счету настолько естественно все получилось, что у нас не было каких-то дилемм, сделали, родили, растим теперь.


- Вам важно было, кто родится, мальчик, девочки, или все равно?


Марюс:
Хотели девочку оба, а родился офигенный мальчик, и теперь я даже представить себе не могу, что мог быть не он…


- Ну, наверное, на одном ребенке не остановитесь?


Наташа:
Я только хочу, чтобы в следующий раз Марюс сам толстел, рожал, потом худел (смеется).


«Бабушка легкого поведения» уже в кино