Доктор живаго любовь. возвращение к себе

В полной мере раскрыл в романе «Доктор Живаго». Будучи в душе поэтом, этот выдающийся писатель даже в книге о революции на первое место выдвинул тему любви. Тема любви является ключевой в творчестве каждого писателя, однако каждый из них воспринимает ее по-своему. В понимании Пастернака это было противоречивое и неоднозначное чувство, такое же стихийное, как и сама революция. Уже во второй главе мы знакомимся с «девочкой из другого круга», которая станет той самой музой для главного героя, которая была предначертана ему свыше.

Возможно, если бы не революция, они бы не встретились снова. Но, скорее всего, этим двоим суждено было пройти вместе какой-то отрезок жизни, чтобы понять и переосмыслить некоторые вещи. Главный герой произведения – русский интеллигент Юрий Андреевич Живаго . Детство его прошло в Москве, в семье Громеко, так как его родители рано умерли. Анне Ивановне и Александру Александровичу он был благодарен за безмятежную юность и искреннюю заботу, которой они его окружили. Так как рос он вместе с их дочерью Тоней , повзрослев, на ней и женился. Другой жизни он себе не представлял. Тоня стала для него тихой и надежной гаванью, где он всегда мог найти уют.

Уже во второй главе мы знакомимся с еще одной героиней, полной противоположностью Тони. Это «девочка из другого круга» – Лариса Гишар , которая приехала в Россию не так давно и вместе с матерью обосновалась в Москве. Лара с самого начала показана стихийным персонажем. Вокруг нее разворачиваются драмы, балансирующие на грани жизни и смерти. Юра впервые ее видит в день, когда ее мать Амалия Карловна, заподозрив свою несовершеннолетнюю дочь в связи с ее любовником В. И. Комаровским , решает свести счеты с жизнью. К счастью мать спасли, а от гнета Комаровского Ларисе вскоре удалось отделаться. Второй раз он видит ее на ёлке у общих друзей, где она решает выстрелить в ненавистного ей Комаровского.

Здесь нужно отметить, что в романе «Доктор Живаго» прослеживается два любовных треугольника. Это Лара-Юрий-Тоня и Лара-Юрий-Павел. За Павла Антипова героиня вышла замуж сразу после разговора в доме у Свентицких. Он ей признался, что с детства ее любит той самой щенячьей, восторженной любовью, а она ему призналась, что видит свое спасение в скорейшем замужестве. С одной стороны, Лариса хотела поскорее уйти из дома, освободиться от тирании Комаровского. С другой стороны, она искренне хотела построить семью с таким любящим и заботливым человеком как Паша Антипов. После венчания молодые супруги уехали на Урал. Этот брак оказался недолговечным. Павел так и не смог до конца простить и понять Ларису. Ему всегда казалось, что она вышла за него из сострадания, не испытывая никаких чувств.

Иначе сложились отношения у Лары с Юрой, с которым она встретилась уже годы спустя в военном госпитале. Это была стихийная любовь, разгоревшаяся из тлеющего на дне уголька. Он единственный смог понять боль Ларисы и излечить ее. Наверное,­ именно поэтому Пастернак наделил своего героя такой символичной фамилией и профессией. «Живаго» в его понимании означало «живительный», «оживляющий» и было взято из строк церковной молитвы: «сын Бога живаго». Нельзя говорить, что Юрий был равнодушен к своей жене. Он искренне ее любил и уважал, но в этой любви не было огня.

Любовь заставила героев романа страдать, переживать. В то же время она им помогала выжить в такое нелегкое для страны время. С одной стороны, тема любви у автора представлена, как светлое и чистое чувство, а с другой – как нечто приносящее горе, печаль и тоску. Тоня в своем прощальном письме мужу признается, что все еще любит его со всеми его достоинствами и недостатками. Так и от Паши Антипова-Стрельникова после отъезда Лары мы узнаем, что он все также ее любил и оберегал на расстоянии. На мой взгляд, автор хотел показать, что любовь может быть разной: заботливой, бережной, участливой, восторженной и даже стихийной.

Глава из книги В.М. Розин «ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ, СЕМЬЕ И ВЗГЛЯДАХ НА ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…».

Не так давно я перечитал «Доктор Живаго» Б. Пастернака и задумался. Надеюсь, все помнят, что в романе два основных женских образа - Тони, жены доктора, и Ларисы. И вот что интересно: образ Тони насквозь подозрительно положителен. Тоня беззаветно и безнадежно любит мужа, она готова, уважая его возвышенные чувства, даже отойти в сторону, уступить его Ларисе. Ее судьба трагична. Обстоятельства революционного времени заставляют ее вместе с семьей покинуть Россию, расстаться с мужем. Отношение Живаго к Тоне - не любовь. Долг, совесть, уважение, жалость - все что угодно, только не любовь. И Тоня сама это понимает. А почему, спрашивается, не любить Тоню? Если следовать рассудку, то стоит любить именно ее, такая она положительная. Но любит Живаго - страстно, глубоко, непосредственно - Ларису. Лариса же, по ее же словам, «надломленная, с трещиной на всю жизнь»; она в духовном порабощении у Комаровского и уезжает с ним в трагическую для Живаго минуту. А между тем Ларисе посвящены лучшие страницы романа, ее образ выписан нежнейшими красками, с огромным чувством и тактом: это не земная женщина, а идеал, сама красота и любовь, как их понимал поэт, живущий в тревожную и трагическую пору. Помните мысли о Ларе находящегося в плену Живаго:

О, как он любил ее! Как она была хороша! Как раз так, как ему всегда думалось и мечталось, как ему было надо! Но чем, какой стороной своей? Чем-нибудь таким, что можно было назвать и выделить в разборе. О нет, о нет! Но той бесподобно простой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом сверху донизу Творцом, и в этом божественном очертании сдана на руки его душе, как закутывают в плотно накинутую простыню выкупанного ребенка.

Не менее глубоки и прекрасны ответные чувства Ларисы. Дар любви, как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится. А нас точно научили целоваться на небе и потом детьми послали жить в одно время, чтобы друг на друге проверить эту способность. Какой-то венец совместимости, ни сторон, ни степеней, ни высокого, ни низкого, равноценность всего существа, все доставляет радость, все стало душою.

Впрочем, и здесь есть странность. Лариса начинает жизнь, теряя невинность еще гимназисткой; она живет с Комаровским, причем ей льстит, что годящийся ей в отцы красивый седеющий мужчина, которому аплодируют в собраниях и о котором пишут в газетах, тратит деньги и время на нее, зовет божеством, возит в театры и на концерты и, что называется, «умственно развивает» ее. Затем она находит силы уйти от Комаровского. Через несколько лет стреляет в него... Наконец полная свобода. Лариса выходит замуж за Пашу. Она учится, работает, отправляется на фронт, работает в госпитале. Встреча с Живаго. Лариса полюбила его, но они расстаются. Идет гражданская война. Лариса работает учительницей, помогает людям, многих спасает... И вот снова встреча с Живаго. Они открываются друг другу. Их совместная жизнь трагична (угроза ареста) и прекрасна. Но появляется Комаровский и увозит Ларису - явно обманом, воспользовавшись нависшей над Живаго опасностью и его растерянностью, но все же с ее согласия.

Как же объяснить, почему Живаго любит Ларису и не любит свою такую положительную жену Тоню и почему Лариса, женщина прекрасной души, ясного ума, любя Живаго, снова уходит к Комаровскому и даже какое-то время живет с ним? Ну, может сказать читатель, дело житейское. За что мы не любим женщину, всегда ясно, а вот почему любим - никогда не понятно. Что же касается Ларисы, то ведь сам Живаго одна¬жды сказал ей, имея в виду Комаровского: «Так ли ты хорошо всю себя знаешь? Человеческая, в особенности женская, природа так темна и противоречива. Каким-то уголком своего отвращения ты, может быть, в большем подчинении у него, чем у кого бы то ни было другого, кого ты любишь по доброй воле, без принуждения».

И тем не менее вопросы остаются. Оппозицию Тоня - Лариса можно понять, вспомнив, как вообще решали вопрос о семье и романтической любви многие писатели прошлого века. Возьмем хотя бы «Евгения Онегина» или «Дубровского». Пушкин считает: любовь - это одно, а брак и семья - другое. Романтическая любовь, любовь-страсть, любовь-влечение, обожествление любимого не совпадали с представлениями о супружеских отношениях. За супружескими отношениями стояли духовные и религиозные начала, а за романтической любовью - порыв, творческий экстаз, гений, природа. Расхожее мнение о несовместимости любви и брака, приобретшее особую популярность в канун Нового времени, пишет Р. Шапинская, в эпоху становления нового отношения к власти - легитимации, сформулировано М. Монтенем: «Удачный брак, если он вообще существует, отвергает любовь и все ей сопутствующее: он старается возместить ее дружбой». Закон социальности переформулирует христианскую формулу, заменяя духовные категории (любовь, милосердие и т.д.) категориями экономическими (надежность, прочность, опора). Причина невозможности сохранения любви в браке заключается, по мнению С. де Бовуар, в том, что супруга теряет свою эротическую привлекательность. В браке совершается «ловушка» - «хотя по предположению он социализирует эротику, ему удается только убить ее». А чуть выше Шапинская замечает: «В традиционной русской культуре «брак по любви» воплощается лишь в романтическом дискурсе или «скандальных» историях (если, конечно, не считать романтизированных «договорных» браков). Брак по любви, не получивший одобрения «старших», не мог принести ничего, кроме несчастья».

А.И. Гончаров в романе «Обрыв» решает дилемму любви и брака так же, как и Александр Сергеевич, и Стендаль в «Красном и черном», и Толстой в «Анне Карениной». Толстой писал, что он часто думал о влюблении и не мог найти ему места и значения. А место это и значение очень ясные и определенные: облегчить борьбу похоти с целомудрием. Влюбление, утверждал великий писатель, должно у юношей, не могущих выдержать полного целомудрия, предшествовать браку. Тут и место влюбления. Когда же оно врывается в жизнь людей после брака, то неуместно и отвратительно.

Эти писатели разводили в разные стороны романтическую любовь и супружеские отношения, утверждали, что они несовместимы. Для последних употреблялись и совершенно другие слова: супруг, друг, муж, жена, товарищи (по жизненному пути) и т.д. Если вам доведется гулять по аллеям Донского мона¬стыря в Москве, обратите внимание на эпитафии на могильных плитах XVIII и XIX веков. Обычны надписи типа: «Жене и другу», а помню и такую замечательную эпитафию:

Супругу нежную и истинного друга,
Мать, посвятившую жизнь для детей своих,
Оставившую свет еще в цветущих летах,
Оплакивают муж и семеро детей.

Очевидно, и Борис Пастернак исходит из тех же самых моделей любви и брака: любит Живаго Ларису, а жалеет и считает своей женой Тоню. Потому и нет им с Ларисой счастья, а только восторг и страданья, совпадения и боль.

Итак, в русской и не только русской литературе XIX века сложилась модель, разводящая романтическую любовь и брак. Правда, уже в середине этого столетия стала формироваться и другая модель, если можно так сказать, гражданского брака. Что для нее характерно? Ослабление религиозного начала, уважение к личности супругов, идеи сотрудничества и эмансипации. Разочаровавшись в идеалах романтической любви, Н.П. Огарев пишет своей будущей, второй жене Натали Тучковой: «Я думаю, единственная женщина, с которой я мог бы жить под одной крышей, вы, потому, что у нас есть одинаковое уважение к чужой свободе, уважение ко всякому разумному эгоизму, и совсем нет этой неприятной ме¬лочности, отягчающей человека заботами и последующей его привязанностью, которая пытается завладеть всем его существом, без всякого уважения к человеческой личности». Натали Тучкова полностью разделяла взгляды Огарева, но известно, чем все это кончилось: прожив с Огаревым семь лет в полном согласии и понимании, она полюбила Герцена и ушла к нему.

Третья жена Огарева, Мэри (в прошлом лондонская женщина легкого поведения), с которой он прожил 18 лет в мире и согласии до самой своей смерти, даже не понимала по-русски, а тем более его стихов или политической деятельности. Зато она его любила, обожала, создавала ему все условия для нормальной жизни и работы, т.е. была просто женой. «Мэри Сатерленд, пишет Лидия Лебединская в повести об Огареве, боготворила его, не понимая. И с годами Огарев стал думать, что, наверное, это естественно, коли так, и уже ничего и не пытался разъяснять. Впрочем, это и не надо было Мэри. Все, что делал муж, заведомо представлялось ей в ореоле непреложной справедливости и правоты».

Не правда ли, любопытная эволюция: начав с романтической любви, влечения сердца, страсти, Огарев приходит к идее подчинения любви разуму, чтобы в конце концов успокоиться в почти языческом понимании любви. Безусловно, в жизни все может случиться, однако вряд ли Натали ушла бы от мужа, если бы она понимала брак также как Татьяна Ларина.

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Модель гражданского брака в ценностном отношении развивается в XIX веке в двух направлениях: к буржуазному идеалу семьи и к революционно-демократическому. Первый идеал находит свое выражение в американской модели циклического брака (Т. Драйзер, Р. Кент, Э. Хемингуэй), второй - в модели коммунистического брака. В обоих случаях предполагается любовь (близкая к романтической), причем семья строится именно на ее основе. Герой Драйзера, финансист Фрэнк Каупервуд, как вы помните, каждый раз страстно и глубоко любит очередную избранницу. Он уходит из одной семьи и создает новую; оставленная же семья получает определенное содержание. Жена в амери¬канской модели брака не только ведет хозяйство, дом, воспиты¬вает детей, она - любимая женщина. Обладает она и правами, и независимостью. Но если любовь кончается или нарушаются договорные отношения, брак распадается.

В коммунистической модели брака на месте правовых и экономических отношений стоят сотрудничество, сознание, мораль, нравственность. Семейная жизнь К. Маркса является в этом отношении недосягаемым образцом: страстная, романтическая любовь к Женни фон Вестфален, пронесенная через всю жизнь, многодетная семья, взаимопомощь и сотрудничество супругов, единство взглядов и идеалов. В этой модели предполагается, что семья строится не только на любви, но и на сознательных гуманистических и даже коммунистических началах. Другой вопрос, в какой мере такую модель брака удавалось реализовать практически. Нашим родителям иногда это удавалось, а сегодня получается лишь в виде исключения. Понятно, что коммунистическая модель брака допускает развод и образование новой семьи.

любви в романе «Доктор Живаго»

Действие романа «Доктор Живаго» охватывает полстолетия от лета 1903 года до начала 50-х гг. Пастернак поднял в своей книге целые пласты истории: быт России перед первой мировой войной, революция 1905 года, мировая война, революции 1917 года, гражданская война и голод, нэп, Великая Отечественная война и несколько лет по ее окончании - и создал роман исторический. «Доктор Живаго» - не роман об извращении революционной идеи, «исторической хирургии». Б. Пастернак показал, как первоначальный нравственный смысл революции пришел в противоречие с революционной реальностью».

Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первой половине 20 века.

Живаго увидел революционные события в их трагической сложности, во всей противоречивости, так как их увидел Пастернак. Ни герой, ни автор не стремились их истолковать. Задача у Пастернака была иной: пропустить события истории через личное восприятие тонко и обостренно чувствующего героя. И эта задача была гениально выполнена. Роман необычен, он читается на одном дыхании, а стихи Юрия Живаго - прекрасное средство еще более глубокого раскрытия внутреннего мира героя и его отношения к внешнему миру. Жизнь вечна, а человек конечен. И судьба человека, которому довелось жить в переломные эпохи, находиться в самой гуще исторических событий, трагична. Человек - песчинка в море

жизни, но он - и хранитель истории, oн участвует во всех событиях, но не как творец, а лишь как капля в общем водовороте.

В романе присутствует множество мотивов: библейские, философские, судьбы, различных стихий, красоты, родины и др. Но нас в данной работе интересует тема любви .

Мы узнаем жизненную историю сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями страны. Через переплетение множества судеб показывается драматическая история несчастной любви доктора Живаго к двум женщинам, Тоне и Ларе. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, - это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары - это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру (известно, что прообразом ее была Ольга Ивинская, последняя любовь поэта. Он признавался ей в любви и мучился оттого, что у него жена, дети, совсем как Живаго в романе).

Главный герой - Юрий Андреевич Живаго принадлежал к очень богатой семье, но отец его разорился, в кутежах и распутстве, пустив по ветру миллионы. Мальчик рано остался сиротой. Мальчик рос в семье профессора Громеко, вмести с его дочерью Тоней. Родственники помогли ему получить образование и воспитание. Он окончил медицинский факультет Московского университета и стал прекрасным врачом. Но еще в гимназии мечтал о том, чтобы писать художественную прозу, в юности начал писать стихи. Позднее творчество стало главной его страстью. Врач и писатель - сочетание известное в русской литературе. Это сочетание редкостное, предопределяющее личность необыкновенную, особенно если принять во внимание, что Юрий Живаго в романе показан как гениальный поэт, кроме того, еще и религиозный философ.

Центральным образом книги (и книги стихов Юрия Живаго, и книги Пастернака о Юрии Живаго) становится образ горящей свечи из стихотворения «Зимняя ночь», той свечи,

с которой начался Юрий Живаго как поэт. Этот символ проведен через весь роман, пламя и свет свечи - стихия огня:

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

  • («Зимняя ночь»)
  • (Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. И книга стихотворений Юрия Живаго - это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью, и его видение мира). Любовь может быть как великим счастьем, так и великим бедствием.Это великая страсть, которой подчиняется все вокруг. Она может гореть ровным теплым пламенем свечи, согревая жизнь, а может вспыхнуть и обернуться пожаром, сжечь все вокруг дотла.

Юрий Андреевия женится на дочери профессора химии Громеко. Женитьба на Тоне была его внутренним побуждением. Ему казалось, что лучше Тони - доброй, понимающей, никогда не найти жену-друга. Семья представляет для Юрия наивысшую ценность. Он искренне любит и уважает свою жену (но это любовь, продиктованная разумом, а не сердцем), ценит тестя Александра Александровича, обожает сына Сашеньку.

Тоня отвечает взаимностью. Юрий Живаго - только с виду покорный и безвольный человек, перед лицом жизненных трудностей он способен принять свое собственное решение, отстоять свои убеждения, не сломаться. Его духовную силу чувствует Тоня, она понимает, что отсутствие воли с лихвой покрывает внутренняя сила, одухотворенность, талант Юрия Андреевича, и это для нее намного важнее. Она пишет мужу:

«А я люблю тебя. Ах, как я люблю тебя, если бы ты только мог мог себе представить. Я люблю все особенное в тебе, все выгодное и невыгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении, облагороженное внутренним содержанием лицо, которое без этого может быть, казалось бы некрасивым, талант и ум, как бы занявшие место начисто отсутствующей воли. Мне все это дорого, и я не знаю человека лучше тебя» .

С одной стороны, Юрий - безвольный человек, он не противостоит, полностью подчиняется революции, жизни. Но в то же время стойко сносит все испытания судьбы, духовно не меняется, не изменяет в душе своим идеалам, ничто не в силах повлиять на его моральные принципы. Живаго не принимает конкретных однозначных решений, живет сомнениями и колебаниями. Но это - не слабость, а его моральная сила. «В нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений» , - так пишет о Юрии Живаго Д. С. Лихачев в своих «Размышлениях над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Покладистость Юрия не является ни душевной слабостью, ни трусостью. Живаго обладает сильным умом и интуицией, он просто следует, подчиняется тому, что требует от него жизнь. Но он способен отстаивать свою позицию перед лицом опасности или в ситуациях, когда речь идет о его личной чести или убеждениях, сохраняя свою глубинную духовную сущность. Юрий не возражает против решений других людей, особенно дорогих и близких ему, принимая чужие решения как ребенок, который не спорит со своими родителями, принимает их подарки наравне с наставлениями. Живаго не возражает против свадьбы с Тоней, когда Анна Ивановна их «сговорила». Не возражает он и против призыва в армию, против поездки на Урал: «Однако к чему спорить? Вы решили ехать. Я присоединяюсь.» , - говорит Юрий.

Живаго остается верен себе в браке с Тоней Громеко. Их счастливая супружеская жизнь длится недолго - началась война с немцами. Живаго оставляет молодую жену с сыном. Военная действительность ставит Юрия Живаго в условия, которые противоречат его внутренней сути. Первую мировую войну Живаго воспринимает как страшную разрушительную силу, уничтожающую прежде всего физический мир. Гражданская война предстает как массовый психоз, одержимость людей, которые утратили представление о человечности и которые вовлечены в чудовищный процесс взаимоистребления. После Февральской революции супруги Живаго вновь вместе в холодной и голодной Москве. А весной 1918 они уезжают на родину предков Тони, на Урал. И там, чтобы выжить, занимаются сельским хозяйством. Так проходит год, может быть, лучший в жизни Живаго. А потом началась революция, которую Юрий вначале принял как обновление. Но очень скоро понял - каково ее истинное лицо. Ее преобразования оказываются делом чистой политики, результатом борьбы стремящихся к власти людей.

Но именно эта война и революция сближает Юрия Живаго с другой женщиной - Ларой Гишар. Лара - дочь бельгийского инженера и обрусевшей француженки, любовницы адвоката Комаровского, рано оставшаяся без отца. Еще будучи гимназистом Юра случайно оказывается свидетелем попытки самоубийства, предпринятой матерью Лары. И тогда же впервые видит Лару. Юра, еще мальчик, впервые увидевший Лару - девочку в ученическом платье, понял, почувствовал всю ее прелесть, всю ее женственность, всю силу ее любви, ее страстность.

С первой встречи она заронила в него «свет очарования», - как говорит он сам:

«Ты тогда ночью, гимназисткой последних классов в форме кофейного цвета, в полутьме за номерной перегородкой, была совершенно тою же, как сейчас, и так же ошеломляюще хороша... Когда ты тенью в ученическом платье выступила из тьмы номерного углубления, я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете. Если подойти к ней близко или дотронуться до нее пальцами, искра озарит комнату и либо убьет на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью... Все мое существо удивлялось и спрашивало: если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, еще больнее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь.» .

Через несколько лет они снова встречаются. Она - девушка с чистой душой, против воли становится, как и ее мать любовницей Комаровского, пытается застрелить его - и подчиняется ему. Лара мечтает об упорядоченной жизни и выходит замуж за Пашу Антипова (сперва гимназического учителя математики, потом жестокого прямолинейного революционера, принявшего псевдоним Стрельников и прозванного Растрельниковым).

Не будь войны, может быть Лара Гишар осталась бы в памяти Юрия той юной девочкой-женщиной, которую он видел всего лишь дважды: в номере гостиницы, когда травилась ее мать, и на елке у Светницких, когда Лара стреляла в Комаровского.

Во время мировой войны Живаго врачом попадает на Юго-Восточный фронт, оказывается ранен и в госпитале в его палату приходит сестрой милосердия Лара. В письме он сообщает об этом жене. Тоня уже тогда, по письму мужа почувствовала, ощутила ту тонкую, прозрачную как паутинка, но уже крепкую внутреннюю связь Юрия и Лары. Одной ей ведомым чутьем женщина поняла, что Юрию и Ларисе суждено быть вместе. Их жизнь связана каким-то стечением обстоятельств. И она знает это и пишет об этом Юрию, который еще не понимает этого, не верит, противится. Живаго поначалу не принял это всерьез. Долг верности и любви еще пересиливает эту связь:

«В этом письме, в котором рыдания нарушали построения периодов, а точками служили следы слез и кляксы, Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечении обстоятельств, с которыми не сравняться ее, Тониному, скромному жизненному пути» .

Незадолго до отъезда из госпиталя Лары и Юрия между ними состоялось неизбежное объяснение. Внешне ничего не изменилось. Он женат, она замужем. У него сын Шурочка, у нее дочь Катенька. Живаго расстается с Ларой вынужденно, и чувства к ней лишь усиливаются.

Юрий старается разобраться, противостоять этому, надеется, что что-то разрушит эту связь, ведь он «... любил Тоню до обожания. Мир ее души, ее спокойствие были ему дороже всего на свете. Он стоял горой за ее честь, больше чем ее родной отец и чем она сама. В защиту ее уязвленной гордости он своими руками растерзал бы обидчика. И вот этим обидчиком был он сам» , - Живаго страдает от раздвоенности. Он ведь женат и любит свою жену Тоню. Но Лара стала для него самой жизнью:

«Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть больше, чем им самим... Ах вот это, это вот ведь, и было главным, что их роднило и объединяло!» .

Извечный любовный треугольник, приносящий страдания всем троим. Из-за любви страдает Тоня, которая, переживая измену любимого, не в силах его разлюбить:

«Из одного страха перед тем, какое унизительное, уничтожающее наказание нелюбовь, я бессознательно остереглась бы понять, что не люблю тебя. Ни я, ни ты никогда этого бы не узнали. Мое собственное сердце скрыло бы это от меня, потому что нелюбовь почти как убийство, и я никому не в силах была бы нанести этого удара» .

Страдает Юрий: как человек чести он не может простить себе измены жене, но и не в силах оставить Лару. Страдает и сама Лара, ставшая причиной разрыва, понимающая и ощущающая причиняемую боль. Любовь приносит страдания, дает минуты радости, но потом сторицей заставляет платить за них, посылая испытания. Тоня и Лара любят одного и того же человека, но они - полная противоположность друг другу.

«Должна искренне признать, она хороший человек, но не хочу кривить душой, - полная мне противоположность. Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги» , - так пишет о Ларе в своем прощальном письме мужу Тоня.

Любовь Лары и Юрия осложняет им жизнь, но они живут этой любовью:

«Их любовь была велика. Но любят все, не замечая небывалости чувства. Для них же, - и в этом была исключительность, - мгновения, когда подобно веянью вечности, в их обреченное человеческое существование залетало веянье страсти, были минутами откровения и узнавания всего нового о себе и о жизни» , - пишет Пастернак.

Именно трепетная любовь Юрия Живаго и Лары Гишар - сердцевина романа, его душа.

Она - вершина трагической жизни Юрия Живаго, взлет всех его чувств. Описание этой любви - лучшие места в романе. Пастернак одаривает своего героя страстной любовью к Ларе. Именно в любви к женщине находит он своё искреннее призвание:

А я пред чудом женских рук,Спины, и плеч, и шеиИ так с привязанностью слугВесь век благоговею.

(«Объяснение»)

Лара и Юрий встретились так, как встречаются один раз в жизни и навсегда, и неважно, останутся они вместе или нет. Это была любовь метафизическая, на каком-то ином, непостижимом для человеческого разума уровне. В романе есть потрясающие строки о любви, ставшие ее формулой:

«Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной» .

У героев разные характеры, но родственные души. Лара - единственная женщина, которая так близка Живаго, так похожа на него, так одинаково с ним мыслит. Хотя она - по крови полуфранцуженка, но - русская по духу и чувствам. У Лары высшее образование. Она тонко чувствует искусство, очень женственна. Лариса почти боготворит Юрия Живаго.

«Лара была самым чистым существом на свете» ,- так говорит о ней Б. Пастернак.

«Мы с ним [с Павлом Антиповым] люди настолько же разные, насколько я одинаковая с тобою» , - это говорит сама Лара. Юрий и Лара абсолютно безразлично относятся к материальным благам, внутренне от природы свободны и щедры. Автор так пишет об этом:

«Еще более, чем общность души, их объединяла пропасть, отделявшая их от остального мира. Им обоим одинаково немило все фатально типическое в современном человеке, его заученная восторженность, крикливая приподнятость и та смертная бескрылость, которую так старательно распространяют неисчислимые работники наук и искусств для того, чтобы гениальность продолжала оставаться большой редкостью.» .

Но, в отличие от Юрия, Лара тверда и решительна, она противостоит жизни, не принимает ее условий, борется сама с собой: понимая грязь своих отношений с Комаровским, она до поры до времени не в силах порвать с ним. Но, решив изменить свою жизнь, Лара совершает отчаянный поступок - она покушается на него. Она сама принимает решения, и порой даже диктует свою волю более слабым. Лара решается выйти замуж за Патулю Антипова, тогда еще милого, застенчивого, безвольного юношу, и, когда муж пропадает без вести, она, оставив дочь, сама отправляется на его поиски.

Лара оказывает огромное влияние на Юрия. Живаго любит жизнь, ему кажется дикой даже сама идея переделывать ее. Жизнь, по его понятию, не материал, а действующее начало. Лара - воплощение этой жизни.

Любовь для героев не была чем-то обыденным, чем-то земным, тем, она роднит, объединяет. Любовь для Юры и Лары - это своего рода искусство, причем, высокое искусство. Юрий боготворит Лару, и даже ревность у него может вызвать лишь что-то низкое и далекое. Он принимает любовь только близких по духу людей, любовь порочную, низменную он отвергает:

Мне кажется, сильно, смертельно, со страстью я могу ревновать только к низшему, далекому. Соперничество с высшим вызывает у меня совсем другие чувства. Если бы близкий по духу и пользующийся моей любовью человек полюбил ту же женщину, что и я, у меня было бы чувство печального братства с ним, а не спора и тяжбы. Я бы, конечно, ни минуты не мог делиться с ним предметом моего обожания. Но я бы отступил с чувством совсем другого страдания, чем ревность, не таким дымящимся и кровавым. То же самое случилось бы у меня при столкновении с художником, который покорил бы меня превосходством своих сил в сходных со мною работах. Я, наверное, отказался бы от своих поисков, повторяющих его попытки, победившие меня , -

эти слова показывают силу и высоту чувств Юрия к Ларе. Живаго не ревнует ее к Антипову, он понимает, принимает, и, самое главное, разделяет ее чувства - чувства долга, ответственности, и нежной привязанности. Лара говорит Юрию, что если бы Стрельников «снова стал Пашенькой Антиповым», то: «...Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим. Тобою. И моею близостью с тобой, такой легкой, не вынужденной, саморазумеющейся... Это тот же голос долга, который гонит тебя к Тоне.» .

Через любовь Юрия и Лары, автор раскрывает многие прекрасные черты характера героев. Он показывает их внутреннюю силу, готовность пожертвовать своей любовью, своим счастьем ради спасения, ради покоя и благополучия друг друга. Юрий и Лара не могли не любить (Так, Живаго отказывается от заманчивого предложения Комаровского, жертвуя своей любовью к Ларе. Он не может поступиться своими убеждениями, поэтому не может ехать с ней. Юрий готов отказаться от своего счастья ради спасения и спокойствия любимой женщины, и ради этого он идет даже на обман).

В тот момент, когда доктор Живаго решает открыться Тоне и порвать с Ларой, его забирают в партизанский отряд. Юрий в плену у партизан, в неволе, в смертельном страхе за близких людей. Но его, все равно, охватывает счастье при виде леса, пронизанного лучами и отсветами вечерней зари. И все его существо направлено к одному: к Ларе. Она для него все: его жизнь, вся Божья земля, все простирающееся перед ним, солнцем озаренное пространство.

Пока Живаго находится в плену у партизан, его жена родила дочь Машу, вся семья вернулась в Москву, а оттуда вместе со многими представителями старой либеральной интеллигенции была выслана из Советской России. Антипов - Стрельников попал в немилость у революционных властей и, спасаясь от казни, где-то затаился. Живаго бежит от партизан к своей Ларе, и в полузабытье тяжелой болезни обретает счастье:

«О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О как всегда тяне сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо!

Вот это-то и есть Лара. С ними нельзя разговаривать, а она их представительница, их выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования!» , - думает

о Ларе Юрий, вернувшись из партизанского отряда. Лара - его жизнь, его любовь. Она захватила душу героя, и он не в силах сопротивляться ее влиянию.

Любовь Лары и Юрия является как бы и благословением их жизни, и грозной стихией, грозящей разрушить эту жизнь. Но любовь героев ниспослана им свыше, они предназначены друг другу решением небес:

«Дар любви, - говорит Лара, - как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится...» . Юрий и Лара остались наедине. Посреди всеобщего голода и разрухи они дышат и любят, и плачут, и держатся друг за друга. Они - почти одно целое Вот почему так единственна, так пронзительна их любовь:

Мне ли, слабой женщине, объяснять тебе, такому умному, что делается сейчас с жизнью вообще, с человеческой жизнью в России и почему рушатся семьи, в том числе твоя и моя? - говорит Лара Юрию. - Ах, как будто дело в людях, в сходстве и несходстве характеров, в любви и нелюбви. Все производное, налаженное, все относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, все это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Всё бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна не бытовая, непреложная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой. Мы с тобой как два первых человека Адам и Ева, которым нечем было прикрыться в начале мира, и мы теперь так же раздеты и бездомны в конце его. И мы с тобой последнее воспоминание обо всем том неисчислимо великом, что натворено на свете за многие тысячи лет между ними и нами, и в память этих исчезнувших чудес мы дышим и любим, и плачем, и держимся друг за друга и друг к другу льнем .

В заброшенном, полуразрушенном, заметенном снегами доме Лариса страдает, мысли ее мечутся в поисках несуществующего выхода из ловушки, в которую загнала жизнь и ее, и ее маленькую дочь, и ее любимого (Лара просит Юрия записать те стихи, которые он прежде читал ей на память, таким образом, мы, читатели, получаем уникальный своей целостностью цикл «Стихотворения Юрия Живаго», которым Б. Пастернак завершил свой философский роман «Доктор Живаго», который занял в сокровищнице мировой поэзии ХХ столетия особое место. Каждое из этих стихотворений завораживает нас своей поэтической красотой, глубиной смысла, мелодичностью, буйством стихий и философией бытия человеческого).

В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак изобразил удивительную историю любви. Эта любовь судьбоносна, предназначена героям свыше. Это чувство стало выражением настоящей радости, превозмогающей страх смерти. Примечательно, что вначале роман назывался «Мальчики и девочки». Действительно, с первых же эпизодов появляются мальчики: Юра Живаго, Миша Гордон, Ника Дудоров, Паша Антипов — и девочки: Надя, Тоня.

Вторая часть открывается главой «Девочка из другого круга» — это Лариса Гишар. «Лара была самым чистым существом на свете», — говорит об ней автор. Вместе с мальчиками и девочками в роман входит темы подросткового восприятия жизни, чуткого, наивного, ранимого, максималистски нетерпеливого к фальши и несправедливости. Героев разделяют расстояния, социальное положение, но им просто суждено встретиться.

Лара воспитывается в небогатой семье. Она вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача. Юра Живаго рано остался без матери. С детства он чувствовал недостаток тепла, любви. Поэтому так дорожил заботой и дружбой. Герои пока еще встречаются лишь мимолетно, вскользь, случайно, не замечая друг друга. Причем, каждая новая встреча происходит на новом жизненном этапе героев. Проходит время. Оказывается, что «мальчики выросли и все — тут, в солдатах». Уже повзрослев, они встречаются на званном вечере. Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. А свеча впоследствии станет символом их любви — знаком вечного духовного, спасительного огня, священной страсти двух душ. Поэтому рефреном всего романа являются строки из стихотворения Юры: «Свеча горела на столе, свеча горела». Во время встречи с Ларой на балу Юра шокирован ее поступком: измученная девушка стреляет не только в ненавистного ей богача, но и в ненавистное ей, навязанное извне существование. Герои сразу же оказываются втянутыми в широкие исторические события. Первая мировая война, три революции, гражданская война — это эксперименты, которые затевались во имя самых чистых, благородных идеалов. Но по отношению к обычной человеческой жизни они искусственны и надуманы. У Пастернака они ассоциируются с играми — повзрослевшие мальчики продолжают играть. Например, Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе о революции: «Вы думаете, какое сейчас время! И мы с Вами живем в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумаете: со всей России сорвало крышу, и мы все народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Душа Юрия восприимчива к добру, гармонии, красоте, и вместе с тем он чутко реагирует на исторические события. Творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом (врачеванием не только человеческих тел, но и сердец). Его взгляд силою обстоятельств становится мерой и трагической оценкой обстоятельств. Стихотворения Юрия — это поддержка и подтверждение надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение личности. Духовную свободу и освобождение от мучительных земных противоречий он обретает в чувстве любви к Ларе. Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он нежно любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира. О днях Февральской революции Пастернак пишет следующее: «Каждый день без конца как грибы, вырастали новые должности. И на все их выбирали. Они замещали посты в городском самоуправлении, служили комиссарами на мелких местах в армии по санитарной части и относились к чередованию этих занятий, как к развлечению на свежем воздухе, как к игре в горелки». Людям в годы революции стало казаться, что они могут отступить от христианских заповедей, они жаждали управлять собственной жизнью. На самом деле они верят ложным, временным ценностям, находятся во власти преходящих соблазнов. Но игры взрослых людей имеют серьезные последствия.

Это доказывает судьба Стрельникова — вестника и активного участника революции. Его идеи и действия губительны. В них отражаются настроения эпохи: пренебрежение к личности человека, потеря значения духовных идеалов во имя умозрительного равенства, искусственного единства. Эти игры несут кровь и смерть все тем же мальчикам, на какой бы стороне они ни сражались. Проекты переделки мира превратились в жестокие эксперименты. В результате образовалась жуткая реальность, которая враждебна не только духовной жизни, но и самому человеческому существованию. Таковы результаты игры с историей. «Игра в людей» противоестественна, — утверждает Борис Пастернак. Она не может заменить нормальную, обычную жизнь. Отдушину герой обретает в любви к Ларе. Она дает ему свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад. Герои во многом изменились, многое поведали. Но сердца их не потускнели, они почувствовали, узнали друг друга. Их встреча после революции в библиотеке маленького захолустного городка далеко не случайна. Большая часть романа наполнена ожиданием любви, изображению ее разных ипостасей. Но вот, наконец, они встречаются глазами. …И больше не могут расстаться ни на минуту. Оба героя шли к этому свету всю свою жизнь. И надежда не обманула их. Они рождены друг для друга. В их словах, поступках нет игры, лжи, насилия. Наоборот, они словно укрылись от темных смутных дней. Их отношения очень гармоничны, потому что любовь Юры и Лары окрашена нежностью, заботой, взаимопониманием. Только теперь герои начинают жить истинной жизнью. Лишь сейчас они сполна ощущают весь аромат жизни. Их любовь — это свет, тепло, умиротворение. Она являет собой органичное соединение биологического, духовного и вечного. Лишь в любви, в жизни во имя другого они находят утешение и смысл. В этом заключается истинное блаженство и великое предназначение человека. Юра и Лара вместе лепили огромный светлый мир. Именно он помог им спасти свои души. Отношения героев были тайными, но именно в них был заключен весь смысл жизни героев. Насильственное вмешательство человека в природу и историю имеет тяжелые последствия. Юре и Ларе чужды себялюбие, ограниченность, пошлость окружающего мира.

Любовь в романе Пастернака теснейшим образом связана с историей. С одной стороны автор показывает насилие и смуту, а с другой простую, но священную жизнь в любви и созидании. Он показывает, что власть идеологической схемы, надуманной системы губит всех, оборачиваясь трагедией и для того, кто ее исповедует и применяет. Подлинные, земные, человеческие заботы людей намного важнее революционных игр. Таким образом, значимость социальной истории снижается, и высокий вечный смысл приобретает жизнь человека, его любовь, его большие деяния и мелкие хлопоты, без которых невозможна жизнь человека. Любовью дышит весь подтекст романа. Символом любви и гармонии является здесь не только свеча, но и природа. Природа в романе есть воплощенное чудо, чудо жизни: «Чудо вышло наружу. Из-под сдвинувшейся снеговой пелены выбежала вода и заголосила». Истинным чудом в мире является сам человек, в сердце которого живет мудрая, всепроникающая любовь.

Лара (Антипова Лариса Федоровна) главная героиня романа; дочь инженера-бельгийца и обрусевшей француженки Амалии Карловны Гишар. Приехав после смерти мужа с Урала в Москву, мать Л., по совету своего любовника Комаровского, открывает швейную мастерскую. Лара учится в гимназии; испытывает странную зависимость от Комаровского и становится его любовницей, не чувствуя к нему привязанности. Подозревая об их отношениях, мать Л. пытается отравиться, но остается жива. Все более тяготясь связью с Комаровским, Л. весной 1906 г. поступает воспитательницей в богатую семью Кологривовых и перестает видеться с Комаровским. Окончив гимназию, поступает на курсы; хочет по их окончании выйти замуж за влюбленного в нее с детства Пашу Антипова. Чтобы заплатить денежный долг своего брата Родиона, Л. занимает деньги у Ко-логривова; чтобы рассчитаться с ним, она намерена просить денег у Комаровского, однако готова убить его, если он предложит ей вновь быть его любовницей. Отправляясь в Рождество 1911 г. на елку к Свентицким, где находится Комаровский, Л. берет с собой револьвер. По дороге она заезжает в Камергерский переулок к Паше; сидя в комнате с зажженной свечой, она просит, чтобы они как можно скорее обвенчались. Во время елки Л. стреляет из револьвера в прокурора Корнакова, который во время революции 1905 г. судил железнодорожников за участие в ней, и легко ранит его. Желая спасти Л., Комаровский утверждает, что она стреляла в него, а не в Корнакова. После этого Л. переносит тяжелую нервную горячку.

Весной 1912 г. она выходит замуж за Антипова, и через 10 дней они уезжают на Урал, в Юрятин. Там Лара преподает в женской гимназии. У них рождается дочь Катенька. Однако Антипов полагает, что Л. «любит не его, а свою благородную задачу по отношению к нему»; он уходит на фронт, где попадает в плен. Л., сдав экзамен на звание сестры милосердия, оставляет дочь в Москве и в санитарном поезде отправляется на фронт. В госпитале она встречается с доктором Живаго. Работая в небольшом городке Мелюзееве, Л. часто сталкивается с ним. Поняв, что тот влюблен в нее, она через неделю уезжает. Следующая встреча с Живаго происходит через несколько лет, в Юрятине, когда Живаго, переселившийся сюда с семьей из Москвы, приходит в дом к Л. Она рассказывает о своем муже, который служит в Красной Армии под фамилией Стрельников. Л. и Живаго становятся любовниками. В плену у партизан Живаго думает о Л. и о том, чем именно, «какой стороной своей» она хороша: «той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом». Для Живаго Л. — «представительница самой жизни, самого существования», «их выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования». Когда Живаго удается бежать от партизан и добраться до Юрятина, он приходит к Ларе. Она говорит о себе: «Я — надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны». Живаго говорит Л.: «Я ревную тебя к Комаровскому, который отымет тебя когда-нибудь, как когда-нибудь нас разлучит моя или твоя смерть». Живя с Живаго, Л. предчувствует скорый арест: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать». Когда в Юрятине появляется Ко-маровский, Лара в конце концов соглашается уехать с ним на Дальний Восток, надеясь, что Живаго вскоре присоединится к ним; при этом она уверена, что ее муж, Антипов/Стрельников, казнен.

Приехав через несколько лет в Москву из Иркутска, Л. идет в Камергерский переулок, в квартиру, где некогда жил Антипов; в его комнате она застает гроб с телом Живаго. В разговоре с Л. брат Юрия Живаго Евграф рассказывает ей, что муж Л. не был расстрелян, а застрелился сам и был похоронен Юрием Живаго. Л. пытается припомнить свой разговор с Пашей Антиповым в рождественский вечер 1911 г., но не может припомнить ничего, «кроме свечи, горевшей на подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной корке стекла». Прощаясь с мертвым, Л. говорит ему о какой-то своей страшной вине: «Нет душе покоя от жалости и муки. Но ведь я не говорю, не открываю главного. Назвать это я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна». После похорон Юрия Живаго Л. проводит несколько дней в Камергерском переулке, вместе с Евграфом разбирая бумаги покойного. Евграфу она сообщает, что у нее была дочь от Юрия Живаго. Однажды, уйдя из дому, Л. больше не возвращается. «Видимо, ее арестовали на улице и она умерла или пропала неизвестно где <...> в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера». В то же время исчезновение, «растворение» героини в бескрайних пространствах вносит дополнительный штрих в образ Л. как символа России (ср. также значение имени Лариса — «чайка»).

Дочь Лары и Юрия Живаго находит на фронте летом 1943 г. Евграф Живаго: она носит имя Таньки (ср.: «Татьяна, дочь Лары» — «Татьяна Ларина») Безочередевой, работает бельевщицей и считает себя дочерью «русского министра в Беломонголии Комарова» и его жены «Раисы Комаровой»; девочкой она была отдана на воспитание сторожихе железнодорожного разъезда, потом была беспризорницей, попадала в исправительные учреждения.