Конспект занятия по изо старшая группа. Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая осень
Конспект занятия по изобразительной деятельности
для старшей группы по теме: «Осень золотая»
Программные задачи :
Расширить представления детей о золотой осени в поэзии, произведениях изобразительного искусства;
Учить отражать в рисунке осенние впечатления.
Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Закрепить умение смешивать краски для получения третьего цвета (оранжевый, коричневый).
Материал для занятия:
Альбомный лист, размер А4;
Набор гуашевых красок;
Кисти;
Стакан с водой;
Салфетка;
Образцы картин «Осень золотая»; образцы разных способов изображения деревьев;
Палитра для смешивания красок.
наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Ход занятия:
Педагог предлагает детям послушать сказку о листике:
«В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжёлые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идёт прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принёс он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался что засохнет, свернётся в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понёс его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом - парком».
Педагог.
Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?
Дети.
- Это листопад.
Педагог.
Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму.
Листья опадают осенью со всех деревьев. На следующий год на деревьях появляются новые листики.
Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад».
Опавшей листвы разговор еле слышен:
Мы с клёнов…
Мы с яблонь…
Мы с вязов…
Мы с вишен…
С осинки…
С черёмухи…
С дуба…
С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов
Педагог.
Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, но и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Давайте рассмотрим этот рисунок (демонстрация образца 1): что на нем изображено? Какая осень? Какие краски вы видите? Как его можно назвать?
Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.
Как обидно.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!..
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!..
И. Михайлова
Физкультминутка .
«Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. Дети покачивают листиками в руках над головой.
Дунул ветер – полетели. Бег в разных направлениях.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. Приседают.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. Встают, поднимают руки с листочками вверх, покачивают ими.
Закружились, полетели Бег в разных направлениях.
И на землю снова сели. Возвращаются на свои места.
Практическая часть.
Педагог : Итак, сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать осенний лес и листопад. В лесу растет много разных деревьев, угадайте, какие (художественное слово).
Если дует ветерок,
Задрожит её листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок …
Дети : Осины
Педагог :
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Дети : Рябина
Педагог :
На дереве этом
Качаются детки,
Маленькие, озорные,
На них шапочки резные.
Дети : Дуб, желуди.
Педагог : Молодцы! Правильно отгадали. Какие еще деревья можно увидеть в парке?
Дети : Клен, береза, липа.
Педагог : Много деревьев вы знаете. Давайте рассмотрим, какими способами можно их изобразить (демонстрация образца 2). Теперь давайте их наконец нарисуем. Они как люди могут быть низкие и высокие, старые и молодые. Стволы у них могут быть прямые, а могут быть изогнутые или сильно наклоненные к земле, толстые и тонкие.
Ветки, как руки у людей, длинные и тонкие, когда светит солнышко ветки, поднимаются вверх и тянутся к нему, когда дует ветер ветки, наклоняются в ту сторону, куда он дует, когда идет холодный, осенний дождь мокрые ветки опускаются вниз.
Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная, оранжевая, багряная. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев (использование образцов педагога).
Педагог : Для создания осеннего пейзажа нам понадобятся разные цвета, вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев? давайте вспомним, как получить коричневый и оранжевый цвета? (смешивание красок на палитре). А теперь подумайте, какие деревья вы нарисуете в своем лесу, и как они будут расположены на вашем рисунке, каких цветов будут у вас листья, будет ветер или дождь?
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь) и дети начинают рисовать. (Педагог подходит по просьбам детей, помогает смешивать краски, подсказывает в создании композиции)
Педагог : Напоминает ребятам, кисти, какого размера необходимо применять для изображения ствола, веток, листьев. Какие дополнительные средства можно применять для изображения листвы. (Приемы изображения ствола: начинают изображать ствол сверху вниз кончиком кисти и постепенно опускают её в положение плашмя.
Приемы изображения веток в ветреную погоду: с одной стороны ветки прижаты к стволу, а с другой отклонены от него. На основных, больших ветках необходимо нарисовать тонкие ответвления, которые склоняются от ветра, так же как и большие ветки.
Техника рисования тычком и жесткой кистью.
Тычком: слегка намочить тычок, набрать на него краску, держа тычок вертикально быстрыми, отрывистыми движениями нанести изображение.
Жесткой кистью: намочить кисть, набрать на неё краску, просушить излишки воды о газету и полусухой щетиной нанести быстрые вертикальные мазки изображающие летящие листья, вертикальными мазками можно придать живость траве).
Педагог : Поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности и неповторимости, например: дерево, поваленное сильным ветром; группа молодых деревьев, сильно наклонившаяся от ветра; изображение травы жесткой кистью, изображение дождя или солнца и т. д.
По окончанию рисования деревьев (пока сохнет работа):
Педагог : А вот теперь приготовьте ушки – слушать, глазки – смотреть, разумок – запоминать. Учимся «волшебному» рисованию.
Листик с дерева намажу
Снизу желтенькой я краской.
Сверху я его проглажу –
Выйдет дерево, как в сказке.
Так деревья рисовать –
Ничего нет проще.
Я могу наштамповать
Небольшую рощу.
Итог занятия:
1. Выставка и анализ детских работ
Педагог : Давайте посмотрим, что у нас получилось? Несите все работы ко мне. У кого получилась пасмурная и грустная осень, а у кого веселая и ясная? У кого сказочная? Она вся такая разная! Так какая же осень на самом деле?
Дети : Волшебная.
Педагог : Ребята, вам нравится? Мне очень понравился ваш пейзаж. Вы настоящие волшебники. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Когда краски немного подсохнут, мы повесим ваш «Осенний пейзаж» в коридоре, чтобы им могли полюбоваться и дети, и взрослые (анализ).
А в уголок для творчества я положу вам две книги. Вы их потом полистайте и найдите в них пейзажи, нарисованные как знаменитыми художниками, так и такими же детьми, как и вы (исследовательский).
Ольга смирнова
Конспект занятия по ИЗО «Осень золотая »
Цель : развивать чувство цвета, формы, эстетическое восприятие
Задачи :
1 Закреплять технические приёмы рисования, правильно держать кисточку
2 Умение передавать в рисунке относительную величину дерева, куста
3 Развивать моторику пальцев, рук, внимания
4 Вызывать желание любоваться своими работами
Материалы : гуашь, кисти, бумага для акварели
Интеграция образовательных областей : художественное творчество, познание, физкультура
Предварительная работа : беседа на тему «Осень » , просмотр и обсуждение рисунков,
картин на осеннюю тему , чтение стихов про осень
Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь,
Я спросил у папы :
Что случилось вдруг?
И ответил папа :
Это осень , друг.
Н. Антонова.
Ход занятия:
Воспитатель : Сегодня мы с вами нарисуем красивые осенние деревья и кусты , осенью они раскрашены разноцветными красками (желтой, красной, оранжевой и т. д)
Немного отступим от нижнего края листа и нарисуем ствол и ветви дерева (ствол книзу нарисуем толще) . Рядом с деревом кончиком кисти нарисуем веточки куста. Теперь на нижнем поле листа нарисуем траву зелёной краской, но осенью трава , тоже, как и листья, желтеет, поэтому на зелёном фоне мы сделаем мазки жёлтой краской. Теперь дадим немного подсохнуть краске и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка :
Ветер дует нам в лицо, (дыхательные упражнения)
Закачалось деревцо. (руки вверх, наклоны вправо-влево)
Ветер тише, тише, тише-
Деревцо всё выше, выше (дети поднимают руки вверх на носочках, поднимают руки вверх)
Воспитатель : Теперь нарисуем дереву листья, наберём кистью гуашь (цвет на выбор ребёнка) и примакивая кисть к листу сделаем листочки. Листья могут быть разных цветов. Молодцы! Теперь украсим красивой листвой и наш кустик. Листочки у кустика по размеру меньше чем у дерева, и техника рисования будет другая. Аккуратно,кончиком кисточки, тычками рисуем листья. Незабываем, что кусты у нас, тоже, осенние . Молодцы! Какие красивые, нарядные осенние деревья у нас получились!
Рефлексия :
Воспитатель : Дети, чем мы сегодня занимались?
Дети : рисовали осенние деревья и кусты .
Воспитатель : Чем мы рисовали?
Дети : гуашью.
Воспитатель : Молодцы ребята. Пусть эти рисунки порадуют вас и поднимут вам хорошее настроение.
Публикации по теме:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Золотая Осень» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и Осенних явлениях. Задачи: -Учить детей называть приметы осени, изменения.
Конспект занятия «Колос золотой, осень - золотая» Программное содержание: Обогащать речь детей образными словами, выражениями, синонимами. Развивать речевое внимание, фонематический слух.
Конспект комплексного занятия в средней группе «Золотая осень» Конспект комплексного занятия в средней группе «Золотая осень» Провела воспитатель 3 группы: Комарова Е. А. 2014г. Цели: Закрепить и уточнять.
Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе «Золотая осень» Программное содержание! Познакомить детей с нетрадиционным течением в живописи «пуантилизмом»; -обучать созданию композиции «Золотая осень».
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Золотая осень» Золотая осень. Нетрадиционные техники: печать листьями, набрызг, оттиск печатками. Цель: знакомить с жанром изобразительного искусства –.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осень золотая» План-конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «Осень золотая» Направление: Познавательное.
Лексическая тема: Осень. Цель: Уточнение и закрепление представлений об осени и ее приметах, расширение и активизация словаря по теме,.
Конспект занятия
по изобразительной деятельной
в старшей группе
на тему:
«Осенний лес»
Цель: учить детей рисовать деревья разные по форме и строению.
Задачи: 1. Учить детей располагать изображения на всём листе, используя разные приёмы рисования (рисовать по мокрому листу, концом кисти, всем ворсом, мазками);
2. Закреплять знания детей о жанре живописи – пейзаже;
3. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приёмы: вводная беседа, художественное слово (стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»), рассматривание картин с изображением осенних пейзажей.
Материал к занятию: картины с изображением пейзажей, схемы изображения различных деревьев, альбомные листы, простые карандаши, краски акварельные, кисти, тряпочки, банки с водой.
Предварительная работа: циклические наблюдения заявлениями природы и сезонными изменениями, беседы об осени, составление описательных рассказов об осени по картинкам, знакомство с разнообразными приёмами в рисовании, дидактическая игра «С какого дерева листок?», дидактическая игра «Перспектива»
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомни, какое время года наступило? (осень)
- А какие признаки осени мы с вами знаем? (дети перечисляют признаки осени).
- Правильно, ребята. Видите, как много вызнаете об осени. Многие писатели, поэты, художники любили это время года и называли осень золотой. Вот послушайте, какие замечательные стихи написал А. Плещеев.
Осень наступила, Вянет и желтеет
Высохли цветы,
· Травка на лугах
И глядят уныло Только зеленеет
Голые кусты Озимь на полях.
Туча небо кроет, Воды зашумели
Солнце не блестит. Быстрого ручья.
Ветер в поле воет Птицы улетели
Дождик моросит. В тёплые края.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а какое настроение навевает это стихотворение и почему? (ответы детей).
- Молодцы, ребята, вы правильно отметили, что перед нами рисуется грустная картина. Но осень может создавать и радостное, праздничное настроение. Посмотрите на эти картины и скажите, что помогло автору создать яркую праздничную атмосферу? (Дети отмечают яркость красок, прозрачность воздуха).
- Вот и сегодня окажемся в осеннем лесу, каждый в своём. Кто-то в грустном, дождливом, кто-то в золотом, радующим глаз. Но прежде давайте вспомним: какие деревья мы можем увидеть в осеннем лесу и как правильно их нарисовать?
Дети отвечают на вопрос, воспитатель для облегчения задачи демонстрирует схемы рисования разных деревьев.
- А сейчас мы немножко отдохнём.
Физкультминутка
Ребята, закройте глаза, представьте осенний лес. Возьмите карандаши или краски и приступайте к работе.
Дети рисуют осенний лес. Воспитатель оказывает помощь. По окончании работы вывешиваются на стенд. Воспитатель вместе с детьми отмечает достоинства и разнообразие рисунков.
Программное содержание:
Обучать детей приемам работы в технике «посыпание крупой».
Развивать воображение, эстетическое восприятие, художественное творчество детей.
Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки.
Оборудование:
Клей, подставки под клей, кисти, кукурузная и пшеничная крупы, шаблоны дерева, образцы деревьев, изготовленные в разных техниках.
Предварительная работа:
Изготовление шаблонов и образцов деревьев.
Ход занятия:
Вводная часть
Игра «Давайте познакомимся»
Дети встают в круг, идет представление воспитателя с детьми.
Здравствуйте, меня зовут Анна Викторовна, а сейчас познакомимся с вами, вы на счёт 3 скажите дружно свое имя 1-2-3. (Дети называют свое имя) Вот мы с вами и познакомились.
Основная часть
Загадка
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
День все больше убывает,
Когда это бывает? (Осенью)
Предлагаю вам прогулку по осеннему парку, пойдемте за мной.
Деревья желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют.
Мы с вами побывали, в каком парке? (ответы детей)
А как вы думаете, он обычный? (ответы детей)
Он ребята необычный, а почему он, такой как вы, думаете? (ответы детей)
Парк не обычный, так как деревья изготовлены из разных материалов. Посмотрите на них и скажите, из какого материала изготовлены деревья? (ответы детей)
Деревья изготовлены из пластилина, салфеток, кукурузной крупы, из кусочков бумаги.
А вы умеете делать такие деревья?
А хотите, я вас научу? (да)
Я вам приготовила необычный материал, пойдемте со мной.
А теперь проходите на свои места.
Сегодня мы с вами станем юными художниками и будем творить чудеса.
У вас на столах приготовлены необычные материалы, кто мне может назвать их?
У вас на столах приготовлена кукурузная и пшеничная крупа, клей и кисти.
Сейчас на занятии мы будем рисовать крупой – осеннее дерево.
А выполняется оно просто: берем кисти, обмакиваем в клей и наносим на крону дерева, намазываем небольшой участок, не выходя за контур дерева, и тут же посыпаем его крупой, а какую крупу мы выберем для кроны дерева?
Затем продолжаем намазывать клеем крону дерева и посыпать крупой.
(повторить с несколькими детьми технику рисования крупой)
А теперь чтобы нарисовать ствол, что нам нужно сделать? А какую крупу мы выберем для ствола?
Чтобы работы наши подсохли приглашаю на игру.
Игра
«Точки, кочки, дочки»
Дети встают в круг, воспитатель дает каждому ребенку имя Точки, Кочки, Дочки. Дети берутся за плечи рядом стоящих детей и на счет 3 подпрыгивают вверх и проговаривают свое имя.
Теперь вернемся к нашим работам. Возьмите свои работы, и излишки крупы стряхните в тарелочку. Предлагаю нашими работами украсить осенний парк (развешиваются работы). Давайте посмотрим, получился ли у нас с вами необычный осенний парк, по которому мы с вами гуляли? (ответы детей)
У меня для вас есть небольшой подарок, деревья, которые мы с вами встретили в осеннем парке, я хочу вам подарить, на память, чтобы вы и дальше могли творить чудеса.
Занятие окончено, всем большое спасибо.
Продолжать учить детей передавать в рисунке осенние изменения в природе.
Совершенствовать умение рисовать акварельными красками, наносить их на осенние листья и делать отпечатки на бумаге.
Развивать умение подбирать осенние листья с различных деревьев и кустарников для выполнения будущего рисунка.
Воспитывать аккуратность, умение работать без спешки, получая удовольствие от проделанной работы, развивать воображение и фантазию детей на занятии.
Материал: листья, кисти, акварельные краски, бумага, посуда для мытья кистей, салфетки.
Ход занятия по рисованию в старшей группе
Дети, давайте станем в круг и возьмемся за руки, пожмите их. Вы чувствуете как тепло ваших рук передается по кругу? Каждый из нас дарит частичку тепла, доброты. А сейчас поставьте ладони к вашему сердцу, почувствуйте как бьется ваше сердце, сколько тепла, любви, доброты оно излучает... Подарите свое тепло каждому. А талисманом нашего занятия является вот это сердце, передайте его по кругу как символ доброты, тепла, любви.
(Дети передают сердце по кругу, последним его принимает воспитатель)
Воспитатель:
Дети, какое теплое наше сердечко. Каждый из вас подарил ему частичку своего тепла доброты. Давайте, мы передадим наше сердечко гостям вместе с теплом, добром и гостеприимством.
А сейчас подойдите ко мне и послушайте, что я вам хочу рассказать. Сегодня утром, когда я шла в детский сад, я обратила внимание на двух воробушков, которые сидели на дереве и грустно чирикали. Когда я прислушалась, то поняла, что они чирикают о том, что осень улетает в теплые края и скоро наступит белая, холодная зима. И мне стало грустно, потому что я очень люблю осень, и совсем не хочу прощаться с ней. А вы дети?
Посмотрите, дети, у каждого на столе лежит много листочков. Мы уже знаем, что осенними листочками можно любоваться, играть, слушать их язык. А еще рисовать. Я вам предлагаю в память о красивой осени, ее красоте, нарисовать «осенний ковер». Итак, начнем рисовать осенними листочками. Превратим их в кисточки и нарисуем осенний ковер.
Вот посмотрите, какой осенний ковер нарисовала я. Давайте я вам покажу, как я это сделала. Выбираем три различных по форме листочки, теперь положим их на подставочку. Возьмем кисточку, обмакнем ее в желтую краску и покроем им обратную поверхность осеннего листочка (на обороте жилки четкие и рельефнее). Теперь возьмем осторожно тот листочек окрашенным боком на свой лист бумаги. Сверху прикроем листок салфеткой, прижмем немного и погладим ладошкой несколько раз. Поднимем салфетку и посмотрим, что там у нас получилось. Настоящее чудо: листок как будто оставил нам на память свое фото - желтый отпечаток, точная копия его самого.
Теперь возьмем другие листочки, закрасим их в теплые цвета осени - красный, оранжевый, коричневый и продолжим печатать на своем листе бумаги создавая красивую композицию. Работать будем аккуратно, чтобы работа приносила удовольствие вам или тому, кому захотите ее подарить. А сейчас каждый садится на свое место.
Воспитатель:
А перед тем, как вы начнете работать, мы проведем разминку для пальчиков :
Вместе сделаем так:
Упражнение «Бабочки».
Воспитатель:
Вы размяли пальчики, а теперь давайте работать.
(Работа детей)
Какие замечательные рисунки у нас с вами вышли. А давайте на коврике выложим большой осенний ковер из наших маленьких ковриков.
Воспитатель:
Очень красивый у вас получился ковер, молодцы! А теперь закройте глаза и представьте, что вы листочки. Все вы осенние листочки, разноцветные и очень красивые. Но легкий прохладный ветерок сорвал вас с веточек деревьев и закружил в танце осеннего листопада. Вы поднимаетесь все выше и выше, ваши движения легкие, вам очень хорошо, спокойно... А сейчас вы падаете на землю, укрываете ее теплым покрывалом что будет согревать всю зиму...
Открывайте глаза вы прекрасно отдохнули.