Сделать театральный кружок. Московские театральные студии для детей

Организовать школьный театральный кружок - значит создать целый мир, в котором дети будут чувствовать себя настоящими героями, смогут примерять различные образы любимых персонажей. Театральное искусство позволит с самых ранних лет развиваться всесторонне, снять раскрепощенность, поставить правильную речь, научиться держаться на публике. Как правильно создать театральный кружок? Какие плюсы занятий в нем будут для детей?

Особенности занятий

План театрального кружка должен составляться в зависимости от психологической особенности детей, их возраста. Занятия позволят детям развиваться в различных направлениях: музыкальном, театральном, хореографическом, психологическом. Также такие занятия научат ребенка творчески мыслить, развивать память, постепенному достижению поставленной цели.

Готовый спектакль - это конечный результат, который ребята покажут публике. До результата же проходит подготовка: репетиции, знакомство с ролью, "вживание" в образ, постановка речи и движений, раскрепощающие игры, переживания по поводу успехов и неудач. Все эти моменты являются главным аспектом.

Театральный кружок способен влюбить в себя ребенка, в конечном итоге, после нескольких занятий, в созданной группе останутся только самые заинтересованные детки.

Программа театрального кружка

Чтобы правильно начать работу с детьми, привлечь их внимание и заинтересовать в посещении кружка, необходимо постепенно вводить их в мир театра. Поэтому для начала стоит обратить внимание на следующие обязательные моменты:

  1. На первом занятии необходимо ребенка познакомить с самим понятием театра и его видами. Объяснить, чем один жанр отличается от другого.
  2. Поэтапное освоение разных видов творчества. С детьми необходимо не только играть, но и учить ставить голос, в этом поможет пение. Придумайте совместно с учениками гимн своего коллектива, и каждое занятие начинайте с него.
  3. Развитие пластики направлено на раскрепощение движений. Танцы и активные игры помогут добиться результата.
  4. Совершенствование артистичных навыков и умений.
  5. Обучение моделированию ситуации при поставленной задаче. Например, двоим ребятам дается задание разыграть сценку: дворник ругается на женщину за брошенную бумажку. Объясните детям, что необходимо правильно выйти из сложившейся ситуации, и чтобы зрителям (остальным членам кружка) было интересно и смешно. Главная цель поставленной задачи - импровизация.

Таким образом, работа театрального кружка будет направлена на образование и воспитание. Первый аспект отвечает за обучение ребенка артистизму, а второй за дисциплину, выполнение поставленных задач, контроль эмоций, развитие интеллекта и памяти, социализацию, коммуникативные навыки.

Работа с детьми

Планирование занятий играет важную роль в достижении поставленных целей. Поэтому театральный кружок должен работать в совокупности различных видов искусств. Не стоит делить занятия так: сегодня поем, завтра пляшем, послезавтра будем играть. Каждый урок должен быть заполнен по максимуму всеми видами искусства, так и ребенку будет интереснее, и результат достигается в более короткие сроки.

Программа театрального кружка должна включать в себя чтение с детьми по ролям классических произведений, пьес, баек, готовых сценариев. Так преподаватель сможет сразу оценить обстановку, работать с каждым ребенком отдельно, выбирать для каждого роль будущего спектакля по его возможностям.

На развитие речи хорошо влияют скороговорки. Чтобы было интереснее, детей можно поставить в круг, дать им мяч. Игра проходит просто: кому в руки попал мяч, тот и говорит скороговорку. Мяч должен побывать в руках каждого члена кружка, чтобы все поучаствовали.

Задачи театрального кружка

Как уже мы писали ранее, готовая постановка - не главная задача, а результат. Детские театральные кружки направлены развивать ребенка, их основные цели:

  • совершенствование творческого потенциала отдельного ребенка;
  • совершенствование наблюдательности, памяти, быстроты мышления и реакции;
  • развитие самостоятельности;
  • пластики, владения собственным телом;
  • расширение всех знаний;
  • развитие мышления, в том числе ассоциативного типа;
  • развитие раскрепощенности, умения держаться на широкой публике;
  • пополнение словарного запаса детей, его расширение;
  • совершенствование диалогической и монологической речи.

Кроме всего прочего, театральные кружки в школе должны быть направлены на обучение детей честности, порядочности, прививать уважение к собственному и чужому труду.

Что получает ребенок вследствие посещения кружка?

Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что способны дать детям театральные кружки. Что еще получит ребенок?

  1. Умение импровизировать в любой, даже самой сложной ситуации.
  2. Умение полностью контролировать свое тело, чувствовать ритм.
  3. Отличное владение разговорной речью.
  4. Умение воспроизводить любой характер и образ.
  5. Умение правильно составлять монолог и диалог.
  6. Способность решать конфликты, выходить из сложных ситуаций.
  7. Навыки командной работы.
  8. В итоге постоянного общения с детьми разного возраста, выступлений на сцене перед зрителями, ребенок раскрепостится, перестанет бояться публику.

Кому стоит посещать кружок?

Детский театральный кружок подходит всем, без исключений. Например, музыкальная школа может не понравиться ребенку, или у него нет предрасположенности и таланта к пению, игре на музыкальных инструментах. Спортивная секция также может быть совершенно не той сферой, в которой хотелось бы развиваться ребенку. Театральный кружок же понравится практически каждому, вне зависимости от возраста, увлечений и предпочтений.

Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. Тихие детки научатся вырабатывать в себе лидерские навыки.

Гиперактивные дети найдут в театральном кружке именно ту активность, которая им необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, "ходят на голове", "стоят на ушах" и занимаются прочими полезными делами!

Хулиганистые детки здесь обучатся дисциплине, дружбе, умению работать в паре и большой команде, самостоятельно добиваться поставленных целей, обязательности, доброте.

Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?

Итак, через два-три месяца стабильных занятий в кружке остаются детки, заинтересованные в дальнейших занятиях, саморазвитии, и они уже готовы к настоящим репетициям. Также за этот промежуток времени преподаватель познакомится с потенциалом каждого участника школьной труппы. Самое время выбирать сценарий.

Самое главное, что должен помнить руководитель, это то, что пьеса для театрального кружка выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами, и не осталось ребятишек, которые будут в массовке играть безмолвный народ.

Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Маленьким деткам не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка "Кошкин дом", "Красная шапочка", и прочие. Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как "Царевна-Лягушка", "Сказка о царе Салтане". Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.

Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.

С распределением ролей тоже стоит хорошо проработать. Конечно, нужно отталкиваться от пожеланий самого ребенка, но и учитывать следующий момент: давать ребятам роли, которые колоссально отличаются от их собственного характера (сорванцу стоит попробовать воплотить образ спокойного и рассудительного персонажа, а скромному ребенку сыграть роль главного героя или злодея).

Часто допускаемые ошибки руководителя кружка

Очень часто в постановке оказывается неправильно подобранное музыкальное сопровождение, или оно возникает в ходе спектакля слишком часто. Стоит помнить, что музыка должна подчеркивать главные моменты, жанр соответствовать выбранной теме спектакля.

Бывают моменты, когда руководитель неправильно подобрал произведение. В таком случае дети просто не смогут качественно исполнить роль, сыграть чувства и ощущения, с которыми не знакомы, вообще понять смысл постановки.

Необходимо из сценария исключить сложные предложения, непонятные слова, их дети просто не смогут запомнить. Замените на более понятные и доступные детским познаниям обороты речи.

Случается, что материал совершенно не подходит зрителям.

Часто преподаватели в целях совершенствования актерского мастерства, и внесения в спектакль своеобразного юмора, раздают мужские роли девочкам, а мальчикам достаются женские образы. С такой задачей смогут справиться только старшеклассники, и то не все.

Для младшей театральной группы, как мы уже говорили, стоит подбирать сценарии детских сказок. Но они не должны быть такими, каковыми их привыкли видеть. Необходимо вносить в образы героев коррективы, например, делать их более современными.

Этапы подготовки спектакля

Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.

Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?

  1. После выбора произведения предоставьте его на суд детей. Всем без исключения тематика должна понравиться.
  2. Когда сценарий одобрили, необходимо провести коллективное чтение. На этой стадии создания спектакля выявляется ритм постановки, распределяются роли.
  3. После распределения образов, необходимо заострить внимание на чтении по ролям. В это время дети могут немного заскучать, но этот этап необходимо пройти без движений, просто сидя.
  4. Определение главной темы, идеи. Ребята должны понимать цель произведения.
  5. Первое составление образа спектакля на сцене. На этом этапе можно прислушаться и к участникам, они могут предлагать хорошие идеи общего рисунка хода действий.
  6. Первоначально спектакль отрабатывается по частям, а потом из отдельных сцен составляется полная картина.
  7. Генеральная репетиция за день до выступления должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. То есть, если актер где-то ошибся, пусть импровизирует без помощи режиссера, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет. Также при генеральной репетиции не должно быть остановок, передышек, переговоров. Дети должны отработать постановку так, как перед зрителями.

Непосредственно с самой первой репетиции руководитель кружка должен добиваться от каждого актера правдоподобной игры, правильного взаимодействия с остальными персонажами. Если изначально допустить неправильную игру, то в дальнейшем будет очень сложно ее исправить, так как дети очень быстро запоминают и движения, и манеру разговора. Покажите сами, как правильно следует двигаться и общаться с партнерами по сцене.

Особенности работы со старшеклассниками

Театральный кружок в школе не должен уподобляться серьезным урокам. Посещающие занятия подростки и так устают от сложной учебной программы, и там они являются детьми для учителей. Руководителю же кружка стоит больше доверять своим актерам, прислушиваться к их мнению, а не работать на том, что главный здесь руководитель, и все нужно делать так, как он сказал.

Попросите детей помочь в выборе произведения для постановки. Выберите несколько самых интересных сценариев, и совместно голосуйте за тот, который будете ставить на сцене. Также стоит ребят подключить к подбору музыкального сопровождения. Молодежь лучше знает, что нравится их сверстникам. Такая командная работа еще больше сплотит коллектив, и каждый участник будет гордиться внесенным вкладом в спектакль.

Стоит обратить внимание на то, что подростки являются импульсивными, не допускайте между ними ссор. Старайтесь научить детей находить альтернативные решения, которые всех будут устраивать.

Заключение

Самыми яркими постановки получаются тогда, когда для участия в них приглашаются танцевальные кружки. Не бойтесь создавать такой дуэт, от этого только все выиграют.

Хочется напоследок посоветовать всем руководителям школьных театральных кружков быть не только преподавателями, но и друзьями детей. Больше шутите, смейтесь, не забывайте про совместно проведенное внеурочное время. Водите детей в походы летом, среди учебного года устраивайте небольшие тематические вечеринки, и тогда в коллективе все заладится!

В наше время быть популярным актером модно и престижно. Но дети не только поэтому стремятся стать ими. Их душа открыта для всего нового, в силу возраста гибкая и податливая. Театр для детей — игра, в которой они могут примерить на себя новые роли, воплотить мечту стать кем-то другим, хотя бы на сцене. Поэтому в школах пользуются большой популярностью, а в больших городах у малышей и подростков имеется возможность посещать занятия по актерскому мастерству, совершенствуя свое мастерство и получая новые знания.

Чем полезно

В процессе обучения дети учатся не только играть, они получают необходимые актеру навыки. Опытные педагоги помогают раскрыться, перестать быть скованными, зажатыми, побороть стеснительность. для детей -это обязательное развитие речи, умение сдерживать эмоции, координировать движения, развивать коммуникативность. Разнообразный репертуар развивает интеллект, расширяет кругозор ребенка.

Актерская или театральная помогает гармоничному развитию их личности. Актерское мастерство для детей преподают опытные педагоги. В процессе обучения используются различные упражнения, в ходе которых ребенок не только учится выступать, но и получает навыки взаимодействия с другими персонажами на сцене. Этот опыт будет нужен и в реальной жизни, когда придется общаться с другими людьми. Будут полезны навыки актерского мастерства и тем детям, которые не собираются становиться артистами, а посещают занятия для того, чтобы развить ораторские способности, перестать бояться публики.

Кому подойдет

В каждом ребенке талант просыпается индивидуально. Кто-то с детского сада любит выступать перед публикой, принимает участие в постановках музыкального руководителя. Другие созревают попозже, видя опыт своих товарищей или задумываясь о будущей профессии. Тем не менее существуют курсы актерского мастерства, которые могут посещать дети любого возраста. Родители должны поощрять интересы своего ребенка такого рода. Ведь подобные занятия - это весело, интересно и просто здорово. Так как курсы актерского мастерства пользуются большим спросом, в Москве существует несколько мест, где занимаются обучением детей.

Школа «КиноРебенок»

Здесь детей учат быть раскрепощенными, уверенными. Школа имеет свою собственную актерскую базу, в которую ребенок попадает автоматически, окончив эту курс занятий. После пройденного обучения дети не боятся камеры, успешно участвуют в кастингах и получают роли в телесериалах, фильмах или рекламных роликах. проводят актеры, имеющие профильное образование и опыт телевизионных съемок. Среди них ведущая передачи «Прыг-Скок Команда» на канале «Карусель», и Сергей Друзяк, знакомый детям Каляка-Маляка с того же телеканала. Программа занятий включает в себя актерское мастерство, вокал, развитие речи. Кроме того, детям показывают, как работать со сценарием. Они узнают, что такое драматургия, рисунок роли, эмоциональное состояние героев, как работают на съемочной площадке. Кроме того, в киношколе проводят мастер-классы знаменитые кинематографисты. Актерское мастерство для детей может преподаваться здесь по индивидуальной программе.

Театральная студия для детей «Отражение»

Она не ставит перед собой глобальных задач. Она приглашает детей на свои занятия именно для того, чтобы совершенствовать навыки общения и самопрезентации, раскрывая творческий потенциал ребенка. Программа студии состоит из трех этапов. Сначала дети обучаются актерскому мастерству. По окончании первого проводятся отчетные концерты. На втором этапе начинается освоение диалогов, сценических пауз и действий. На третьем детям предлагают ознакомиться с творчеством драматургов и поэтов. Их учат импровизировать, работать с предметами на сцене. В итоге дети принимают участие в полноценном спектакле. Далее продолжается изучение литературных жанров. Прохождение всех этапов означает, что вполне освоено актерское мастерство предлагает и другие варианты для занятий.

Детская профессиональная студия «Актер»

Программа состоит из основных и дополнительных занятий. Тренинги проводятся по направлениям: актерское мастерство, сценические движения и речь, методы прохождения кастинга, вокал и танцы, обучение технике игры в кино. Дополнительно изучаются теории кино и театра, работа журналиста, озвучка. Проводятся практические занятия с режиссерами, гримерами, мастер-классы известных актеров. Дети посещают музеи и театры в рамках общего развития.

Театральная студия «ГлазАлмаз»

Процесс обучения проходит в группах, поделенных по возрастам детей от 5 до 18 лет. В программе актерское мастерство, постановка этюдов, импровизация. Кроме того, занятия хореографией, музыкой. Полученное здесь актерское мастерство, для детей означает возможность участвовать в спектаклях, а также различных публичных мероприятиях, концертах в Москве.

Высшая школа актерского мастерства «Галатея»

Здесь могут обучаться как дети, так и взрослые. В зависимости от возраста предлагается и программа обучения. Детская состоит из трех этапов. На первом происходит освоение пластики, правильного дыхания, артикуляции. Дети знакомятся с профессиональными понятиями. Новой для них оказывается возможность использования своих эмоций и чувств для создания актерского этюда. Этот этап длится один год. В конце этого периода дети уже овладевают актерским мастерством, раскрывают свой талант. Второй год — это начало второго этапа обучения. Здесь упор делается на постановку профессионального спектакля. Для этого дети глубже познают способы действия на сцене, приобретают навыки импровизации. В конце третьего этапа они умеют самостоятельно работать над ролью и с текстом, способны выступать на разных сценах.

Если нет возможности водить ребенка на специальные актерские курсы, можно совершенствовать его навыки дома. Поощрять его стремление к театральной деятельности, ставить спектакли, хотя бы для членов семьи. Это, несомненно, положительно повлияет на коммуникативные, ораторские качества ребенка, поможет общаться в коллективе и не стесняться публичных выступлений.

Работа кружка ведётся планомерно, начинаем всегда с подбора сказки. Сказка для ребёнка это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. д. Слушая или читая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

На занятиях кружка важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы своё применение чувства ребёнка, испытанные им во время чтения художественной литературы, чтобы он мог содействовать, сочувствовать реально.

Итак, сначала мы выбираем с детьми сказку и я по ней пишу сценарий. Сложность заключается в том, что детей в кружке занимается много, а героев мало. Поэтому приходится добавлять новых героев. Затем читаю сценарий ребятам, и мы анализируем прочитанное. Очень важно, чтобы каждый ребёнок мог высказать свою точку зрения. В конце обсуждения находим главную мысль текста и основную идею, которую хотел донести до нас автор. После обсуждения распределяем роли. Стараюсь учитывать желания детей, их возможности. На следующем занятии читаем выразительно. Если в тексте попадаются непонятные слова, объясняем их значение, подбираем синонимы, чтобы детям легче было заучивать текст.

Чтобы донести до зрителей идею произведения актеры должны проговорить свои реплики чётко и выразительно. Выразительность основана на вдумчивом анализе текста и применении основных положений искусства чтения, содействует умственному и эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей. Выразительное чтение неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие детей. Оно способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства! Если есть такая возможность, то на занятиях я использую живое слово актёра (запись). Большой наградой для меня является правильно прочитанная реплика.


На занятиях знакомимся с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание это ещё и здоровье.

Приведу несколько упражнений, которыми пользуюсь в работе.

1)И. п. встать, расправить плечи, голову держать прямо. Глубокий вдох, задержать дыхание, полный выдох.

2)Глубокий вдох. Выдыхая, постукиваем по носу.

3)Вдох через одну ноздрю, выдох через другую. Затем наоборот.

4)И. п. тоже. На выдохе произносим пословицу, поговорку или скороговорку.

Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать.

На занятиях я использую следующие упражнения для развития голоса.

1)И. п. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки (м), (л), (н), или другие.

2)То же, что и в 1 упражнении, но с добавлением гласных звуков.

Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться «6-ю рычагами»: громко- тихо, быстро- медленно, выше- ниже.

Очень важна хорошая дикция. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок

1)Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки, в различном темпе.

2)Произносим согласные вместе с гласными би- бе- ба- бо- бу- бы.

Проводится работа, со скороговорками работая с ними, вырабатываю чистоту звука, а затем и интонацию с помощью задания: «Прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, предостеречь, сообщить».

Существует множество различных упражнений, которые способствуют выработке чистоты звука, нужной дикции. Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие рассказы и стихи, которые я даю на первых занятиях и на уроках чтения. В работе над выразительностью речи большое внимание уделяю средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Главное средство речевой выразительности - интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации. Вот некоторые примеры заданий:

1. Перечитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ненависть).

2. Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию страха, радости).

3. Прочитай предложение с разной интонацией вопросительной (повествовательной, восклицательной).

Всем этим мы пользуемся на занятиях нашего кружка. Работа над выразительностью ведётся в течение всех репетиций сказки. После нескольких занятий посвящённых отработке интонации и заучиванию ролей переходим к репетициям с движениями. Очень важно чтобы дети могли правильно двигаться по сцене, изображать мимикой, жестами, то, что они хотят донести до зрителей. Затем проводятся репетиции на сцене со всеми декорациями и с микрофонами. Пользоваться микрофонами, тоже нужно учить. Как правильно держать микрофон, куда и как положить, кому передать, на одной репетиции этому не научишь.

Все декорации, костюмы мы готовим своими руками. Конечно не без помощи родителей.

Театральный кружок это большая трудоёмкая работа, но она приносит огромное удовлетворение и мне, и детям. Нашими зрителями являются родители, ребята из детских садов, ученики нашего лицея, малыши из детского дома. В детский дом мы привезли не только спектакль, но и подарки малышам: игрушки, одежду, книги. Посещение детского дома оставило в душах ребят неизгладимое впечатление.

За 30 лет моей работы в школе бало поставлено множество спектаклей: «Мешок яблок» и «Ёлка» Сутеева, спектакль по мотивам произведения В. Катаева «Цветик- семицветик». Благодаря этому спектаклю ученики смогли познакомиться с культурой нескольких стран. Ребята много узнали об Англии, Франции, Италии, Украине и конечно же о России, услышали их песни, увидели танцы. Красной нитью пролегающей по всему спектаклю является идея дружбы народов и мир на земле.

Все наши сказки музыкальные. Есть в них и песни и танцы. А в литературно- музыкальной композиции «Осенины» поют и танцуют все герои, получается настоящая опера.


Иногда сценарии дети приносят сами, я их изменяю, подстраивая под свой коллектив. Так по просьбе детей мы поставили сказку «Про Пима, Серёжку и их путешествие в аквариум» и сказку Маршака «Смех и слёзы». Первая сказка учит детей любить природу и заботиться о домашних животных. Основная мысль этой сказки «Мы в ответе за тех, кого приручили.» Вторая сказка о дружбе, взаимовыручке и о том, что если ты хочешь чего-то добиться, то нужно идти к поставленной цели не пугаясь никаких трудностей. Сценарий последней сказки был очень большим и трудным, но детям он очень понравился, поэтому ставить спектакль было легко.

Детям нравится перевоплощаться в разных сказочных героев: то становиться лисёнком, то рыбкой, а то превращаться в могущественного волшебника. Им нравится выступать на сцене, петь, танцевать, используя силу слова, мимику и жесты, раскрывать характер своего героя.

Конечно, постановка спектакля требует огромного труда, сил и времени, но это того стоит.

Глядя на детей, посещающих кружок, я вижу, как они меняются. Сцена помогает им раскрыть свои таланты, возможности, приобрести уверенность в себе и найти новых друзей. Они становятся более открытыми и доброжелательными, учатся ясно выражать свои мысли и чувства. Кроме занятий в кружке ребята хорошо учатся, посещают спортивные секции и другие кружки. Всё это разносторонне развивает ребят. А главное они становятся активными, самостоятельными и уверенными в себе личностями.

Все дети талантливы, нужно только найти и раскрыть у них этот талант.

Введение

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе кружка «Творческая мастерская» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Кружок «Творческая мастерская» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

Пояснительная записка

Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.

Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоцености и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.

Театральный кружок «Творческая мастерская» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Занятия в кружке «Творческая мастерская» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, сто предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
  • Формирование общей культуры;
  • Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

В результате освоения программы театрального кружка «Творческая мастерская» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года они должны:

  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельной решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

Учебный план на два года

Учебно-тематический план на два года

Тема занятий

Количество часов

Сроки

Учебно-тематический план 1-го года обучения
I полугодие

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

Культура и техника речи

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

Выпуск газеты «Слово в театре…»

Ритмопластика

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

Театральная игра

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.

Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

Этика и этикет

Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)

Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).

Привычки дурного тона. (Этикет)

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество)

II полугодие

Культура т техника речи

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»

Вечер «Знание – сила»

Ритмопластика

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

Театральная игра

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил».

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен.

Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.

Выступление перед учащимися группы продленного дня.

Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня).

Этика и этикет

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)

Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.

Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья)

Театральная игра

Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.

Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок».

Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей.

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

Генеральная репетиция

Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня).

Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).

Анализ работы за год.

Учебно-тематический план 2-го года обучения
I полугодие

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская»

Культура и техника речи

Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).

Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».

Выпуск газеты «Игры ведут знатоки». (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей).

Ритмопластика

Испытание пантомимой.

Тренировка ритмичности движений.

Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

Совершенствование осанки и походки.

Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

Театральная игра

Значение подробностей в искусстве.

Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин).

Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)

  • Сценические этюды на воображение.
  • Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
  • Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).

Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.

Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).

Техника грима. Светотень.

О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.

Анализ мимики своего лица.

Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.

Генеральная репетиция. Оформление сцены.

Премьера. (Перед учащимися начальных классов)

Анализ выступления.

Обсуждение темы «Наркотики». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Цапля – курильщица» о вреде курения.

Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).

Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».

II полугодие

Этика и этикет

(Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.

(Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.

Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ.

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

Театральная игра

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума.

Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек).

Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса.

Работа над образом. Сказочные гримы.

Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.

Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

Премьера спектакля.

Анализ выступления.

Культура и техника речи

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций.

Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно).

Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице.

Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста.

Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

Ритмопластика

Пантомимический этюд – тень

Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.

Этика и этикет

Круглый стол «Азбука общения»

Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики).

Анализ работы за год

Список литературы

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
  6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.