Уральские «денежные мужики» Ивана Шадра. Школьная энциклопедия

Русский советский художник, скульптор-монументалист, лауреат Сталинской премии.

Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия Иванов) родился 30 января 1887 года в городе Шадринске (ныне Курганской области) в многодетной семье столяра. В 1898 году Ивана отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком.

В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года.

С 1907 года обучался на Высших драматических курсах Санкт-Петербургского театрального училища, в рисовальной школе Общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматической школе. С 1908 года Иван Дмитриевич начал использовать псевдоним «Шадр».

В 1910 году Иван Дмитриевич уехал за границу. Обучался в Париже у О. Родена и Э. А. Бурделя, в Риме - в Институте изящных искусств.

В 1912 году Шадр возвратился в Россию, учился в Московском археологическом институте. В 1918 году уехал в Омск забрать семью, однако остался в этом городе до 1921 года. Там он выступал с лекциями по искусству. В 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Иван Дмитриевич вернулся в Москву.

С 1922 года Шадр работал по заказу Гознака над созданием скульптур «Красноармеец», «Рабочий», «Крестьянин», «Сеятель», изображение которых печаталось на банкнотах, облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. Первые в СССР художественная маркированная почтовая карточка и маркированный конверт вышли с «шадровскими» марками. Прототипы своих героев скульптор нашёл в деревне Прыговой Шадринского района.

В 1923 году Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Там же демонстрировались его скульптуры, которые имели успех.

В 1924 году Иван Шадр создал натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. За 13 лет Шадр создал 16 скульптурных изображений Ленина, в том числе для Центрального Музея В. И. Ленина.

Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей», скульптуру «Булыжник - оружие пролетариата». Последняя была установлена в Москве, Челябинске, Львове, Шадринске, Монголии и Румынии.

Умер Иван Дмитриевич Шадр 3 апреля 1941 года в Москве. Он удостоен посмертно Сталинской премии за памятник Горькому, сооружённый у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Ивана Дмитриевича скульптором В. И. Мухиной при помощи Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой. Имя Шадра носит Екатеринбургское художественное училище.

Русский советский художник, скульптор-монументалист

Иван Дмитриевич родился 30 января 1887 года, окончил приходскую школу, хорошо рисовал. В 11 лет отдан в работу на Екатеринбургскую фабрику «Панфилов и сыновья». В 1904 г. учился в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге у Теодора Эдуардовича Залькална (ученик Родена), затем в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге, позднее в Париже (академия художеств) и Риме (институт изящных искусств).

Уже известным скульптором И. Д. Шадр не раз приезжал в родной дом из Москвы. В 1918 г. он выступил в Шадринске с первой публичной лекцией об искусстве. В этом доме он создал с натуры портрет матери Марии Егоровны. В 1922 г. в деревне Прыговой (Калгановой) Шадринского района работал над знаменитой серией скульптур: «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Сеятель» для воспроизведения их на первых советских деньгах и марках. Иван Дмитриевич работает главным художником 2-ой фабрики Госзнака при Наркомате финансов и отвечает за оформление всей денежной продукции.

Иван Дмитриевич жил в эпоху революционных переворотов, поэтому его творчество тесно связано с этими событиями. После смерти вождя пролетариата Ленинская тема стала центральной в творческой биографии многих советских художников. Комиссия по увековечению памяти В.И. Ленина пригласила художников и скульпторов в Колонный зал Дома Союзов, которые в течение четырех дней рисовали и лепили В.И. Ленина с натуры. Ещё в Горках 22.01.1924 г. скульптором С.Д. Меркуровым была снята маска. В траурные дни прощания с вождем в Колонном зале работало 25 мастеров изобразительного искусства, среди них Н.П. Ульянов, С.Д. Меркуров, Д.С. Моор, К.С. Петров-Водкин, И.Д. Шадр и другие. В траурные январские дни в Колонном зале Дома Союзов И.Д. Шадр беспрерывно работал 46 часов. Скульптор впервые лепил В.И. Ленина. Он был подавлен безмерным горем, но его поддерживало чувство огромной ответственности перед народом за свою работу. В те часы, когда Шадр находился у гроба Ленина, он дал слово создать памятник, увековечивающий Ильича во всем величии его гения. «Стоя в отдалении, я оцепенел, - писал впоследствии художник, - на меня в первую минуту напал панический страх. Смутно помню, мимо меня пронесли мою глину, ведро с водой, станок для лепки, поставили рядом с гробом. Лепить в то время, когда сохранение тела еще не было известно. Лепить перед историей, когда моя работа явится, может быть единственным документом для изучения портрета Ленина. Лепить в окружении миллионов критикующих глаз, пытливо и ревниво сравнивающих мой слепок с оригиналом… Начал работать, лепил в натуральную величину. Обласканная руками глина легко и послушно подчинялась моей воле». Произведение Шадра явилось документом огромной исторической и художественной ценности.

15.02.1924 г. Комиссия ЦИК СССР (председатель - Ф.Э. Дзержинский, члены: М.И. Калинин, Л.Б. Красин, А.В. Луначарский, А.С. Енукидзе, К.Е. Ворошилов), выполняя решение II съезда Советов СССР от 26.01.1924 г. об увековечении памяти Ленина, объявила конкурс на лучшие произведения искусства. За месяц поступило более 500 работ. 25.03.1924 г. Комиссия рассмотрела поступившие произведения: 55 скульптур, 23 картины и рисунка. Из скульптурных работ были признаны хорошими и рекомендованы к массовому производству и распространению: барельеф и скульптурный бюст, выполненные В.А. Андреевым; маска и барельеф (гипс под бронзу), выполненные И.Д. Шадром, из остальных поступивших произведений – 12 признаны удовлетворительными, а остальные отклонены. Это был большой успех нашего земляка.

С 1924 г. Иван Дмитриевич активно работает над ленинской темой. Выступая на собрании Московского архитектурного общества 01.03.1924 г. И.Д. Шадр сказал: «Вопрос «большого» памятника очень сложен, и трудно сейчас в этом отношении сказать что-либо определенное». В это время художник получил заказ на памятник В.И. Ленину от управления Госзнака, где находились его ранее выполненные скульптуры: «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Сеятель» (все 1922), «Булыжник – оружие пролетариата» (1927), положившее начало созданию портрета трудового человека.

В 1926 г. были поставлены памятники В.И. Ленину во многих городах страны. Самым значительным достижением монументального искусства была работа И.Д. Шадра – памятник В.И. Ленину (1925-1927) в Грузии на Земо-Авчальской ГЭС. Памятник был поставлен на месте слияния Арагвы и Куры и органически вписался в окружающий ландшафт. Прекрасно выполненный барельеф в январские дни 1924 г. был использован автором при работе над портретом В.И. Ленина для памятника. Результатом творческих поисков мастера стала скульптурная композиция, отличающаяся выразительностью и динамичностью и к тому же обладающая большим портретным сходством. Предложение установить фигуру В.И. Ленина на Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Закавказье импонировало автору и помогло ему окончательно утвердиться в правильности композиционного решения памятника. Новый монумент стал одним из лучших произведений 1920-1930 гг. и самым крупным памятником В.И. Ленину (высотой 16 метров). Известны слова М. Горького, сказанные об этой работе Шадра: «Впервые человек в пиджаке, отлитый из бронзы, действительно монументален и заставляет забыть о классической традиции скульптуры». А.В. Луначарский отмечал: «Описать реального великого пролетарского вождя, это гигантская задача, для которой нужен очень высокий уровень мировоззрения и огромный талант. Далеко не каждый талантливый художник мог успешно справиться с такой трудной задачей».

В 1934 г. памятник Ленину был установлен у главного входа в музей им. Ленина в Горках. За 13 лет после смерти Ленина Шадр выполнил 16 скульптурных изображений Владимира Ильича.

06.04.1930 г. Президиум ЦИК СССР утвердил высшую государственную награду – орден Ленина. В разработке проекта ордена принимали участие ведущие художники страны - И.Д. Шадр, И.И. Дубасов, В.К. Куприянов. В 1934 г. вид ордена был несколько изменен, в создании окончательного варианта участвовали Н.А. Соколов и А.Ф. Васютинский.

В 1935 г. И.Д. Шадром созданы скульптурные композиции для зала Верховного Совета СССР в большом Кремлевском дворце.

В музее Революции (г. Москва) было собрано большинство работ Шадра: «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Отдых», «Штурм Земли», «Вождь» (предназначавшаяся для Мавзолея), бюст Красина и матери, голова Ленина, сделанная с натуры и др. Директор музея С.И. Мицкевич говорил: «Музей Революции - это музей Шадра». В Шадринском краеведческом музее экспонируется 16 скульптур нашего земляка.

В Москве на Красной Пресне установлена скульптура «Булыжник – оружие пролетариата», на площади им. Лермонтова - «Сезонник». Для Новодевичьего кладбища им были созданы скульптурные надгробия: Е.Н. Немирович-Данченко, В.Л. Дурову, Н.С. Аллилуевой (1939 г.) и др. После смерти Маяковского Шадр работал над проектом его памятника. Скульптура Г.К. Орджоникидзе, выполненная им для выставки в 1940 г., была ночью кем-то разбита, что сильно расстроило уже больного Шадра. Иван Дмитриевич близко знал А.М. Горького и работал над памятником писателю, законченный В. Мухиной и установленный на площади Белорусского вокзала в 1951 г.

Иван Дмитриевич Шадр после тяжелой болезни скончался 03.04.1941 г. и 6 апреля похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы.

В г. Шадринске имеется улица Ивана Шадра. В г. Екатеринбурге имя Шадра носит Екатеринбургское художественное училище (с1987 г.).

comments powered by HyperComments

Самый простой способ помочь нашему проекту - рассказать про эту страницу в своих социальных сетях. Заранее большое спасибо!

Ива́н Дми́триевич Шадр (настоящая фамилия - Иванов; 1887 - 1941) - русский советский художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн».Родился 30 января (11 февраля) 1887 года в городе Шадринске (ныне Курганская область) в многодетной семье столяра (14 детей).

В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Т. Э. Залькальна.

Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в своё время Максим Горький. Они побывали на Каме, Волге, Дону, путешествовали по Кавказу, Украине, заехали в Москву, Иван пешком дошёл до Санкт-Петербурга. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссёр Александрийского театра М. Е. Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы он мог учиться на певца. В училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к И. Е. Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. В Санкт-Петербурге Шадр посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматическую школу. В столице Иван прожил до 1908 года, затем год служил в Русской армии.

В 1910 году Иван уехал за границу. Сначала в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Academie de La Grande Chaumiere под руководством Ф. О. Родена и Э. А. Бурделя. Затем парижские учителя отправили И. Шадра на стажировку в Рим в Институт изящных искусств. В 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию. В Москве он обучается в Московском археологическом институте. В 1918 году Шадр уезжает в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года. Там он выступал с лекциями по искусству. В 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Шадр уехал в Москву.

В 1926 году И. Шадр стал членом Общества русских скульпторов, в дальнейшем Союза советских скульпторов.

Умер И. Д. Шадр 3 апреля 1941 года в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2, надгробие - скульптор Рабинович, архитекторы Г. П. Гольц, А. А. Заварзин).

Творческая деятельность

В своем творчестве Иван Шадр искал пути создания монументальной реалистической скульптуры. Многочисленные мемориальные сооружения, созданные им в 1910-1930-х годах, были посвящены преимущественно жертвам Первой мировой войны. Они связаны с традициями модерна и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной архитектуры. Среди его ранних работ выделяется проект «Памятника Мировому страданию» (1916). Позднее эта работа преобразовалась в ещё более грандиозный проект «Памятника человечеству».

В 1919 году Сибирский кадетский корпус за 18 тысяч рублей заказал Ивану Шадру памятник своему воспитаннику генералу Корнилову. В том же году скульптор готовит проект коронования адмирала Колчака, а также проект памятника в честь освобождения Сибири. Кроме того, колчаковским правительством Шадру было поручена разработка эскизов денежных знаков серии «Возрождение России». Однако эти проекты так и остались нереализованными, так как в ноябре 1919 года Омское правительство бежало из Омска и город был занят частями Красной Армии.

В апреле 1920 года И. Шадр берётся увековечить память жертв белого террора, погребённых в городском саду Омска. В мае того же года он получил заказ от Сибревкома на памятник Карлу Марксу. Летом статуя уже была готова и установлена. В Омске Иван Дмитриевич работал также над рельефами с изображением Карла Маркса, Карла и Вильгельма Либкнехтов и Розы Люксембург.

И. Д. Шадр является автором скульптур так называемых «денежных мужиков»: фигур рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля (гипс, 1922, Русский музей; бронзовые отливки - в Третьяковская галерея), созданных по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Первые три скульптуры стали основой для выпуска четвёртого стандартного выпуска почтовых марок РСФСР (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 73-85), первого стандартного выпуска СССР (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 99-194) и частично - для двух последующих (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 281-287, 291-295). Первые в СССР художественная маркированная почтовая карточка и маркированный конверт вышли с «шадровскими» марками. Скульптуры Ивана Дмитриевича были также воспроизведены на облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. Прототипы своих героев скульптор нашёл в деревне Прыговой Шадринского района.

В 1923 году Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Там же демонстрировались его скульптуры, которые имели успех.

В 1924 году Иван Шадр создаёт натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. За 13 лет И. Шадр создал 16 скульптурных изображений В. И. Ленина, в том числе для Центрального Музея В. И. Ленина в 1934 году. Одна из самых значительных его работ - монумент с одиннадцатиметровой бронзовой фигурой, установленной в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС имени В. И. Ленина (ЗАГЭС) в Грузии. Это один из первых памятников В. И. Ленину, он был демонтирован в 1991 году.

Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей» (1922), скульптуру «Булыжник - оружие пролетариата» (1927). Последняя, помимо Москвы, была установлена в Челябинске, Львове, Шадринске, Монголии и Румынии.

В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. Основной моделью скульптора стала В. Д. Волошина, студентка Московского Института физкультуры. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако она подверглась критике и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха имени Горького (Луганск)|парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу.

К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева). Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на прежнем месте. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.

Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, но фигура девушки была в купальнике и c веслом в левой руке, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году.

В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника А. С. Пушкину. В 1939 году создал скульптуру А. М. Горького в образе Буревестника (бронза, Третьяковская галерея). В том же году он подготовил более классическую модель памятника Горькому. Однако этот памятник был сооружён у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Ивана Дмитриевича скульптором В. И. Мухиной при помощи Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой.

Большинство работ И. Д. Шадра (в частности, «Штурм земли», «Булыжник - оружие пролетариата» и другие) находятся в Музее современной истории России в Москве.

И. Д. Шадр - автор надгробий Н. С. Аллилуевой (1933; архитектор - И. В. Жолтовский) и Е. Н. Немировича-Данченко (1939) на Новодевичьем кладбище в Москве. Оба надгробия выполнены из мрамора и гранита. Надгробие для Надежды Аллилуевой было выполнено скульптором по заказу ЦК ВКП(б).

Иван Шадр и скульптор П. И. Таёжный были авторами макета ордена Ленина, эскиз которого был передан им весной 1930 года.

Интересные факты

Псевдоним «Шадр» Иван Дмитриевич начал использовать с 1908 года. Его основой послужило имя родного города Шадринска. Иван Дмитриевич писал:

Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» - от названия родного города, чтобы прославить его.

В номере газеты «Ленинградская правда» в 1961 году (почти через 20 лет после смерти Шадра) появилась статья «Бронза, чугун, алюминий», посвящённая известному ленинградскому заводу «Монументскульптура». В ней, в частности, говорилось:

В эти дни в цехи завода часто заходит ваятель И. Д. Шадр. Сейчас закончена отливка в бронзе его скульптуры, названной «Булыжник - оружие пролетариата».

Композиция «Булыжник - оружие пролетариата» - одно из наиболее известных произведений не только в отечественной, но и в мировой скульптуре. Она была создана в 1927 году известным скульптором И. Д. Шадром. Работа выполнена в классическом стиле, однако приобрела популярность за счет того, что автор наполнил традиционную форму новым, современным содержанием, отобразив в символическом образе простого рабочего пафос революционной борьбы за свободу.

Общая характеристика творчества

Шадр прославился как создатель в стиле "модерн". Многие его произведения проникнуты романтическим духом. В своей работе он использовал элементы народной архитектуры. Автор проявлял большой интерес к человеческому телу, к анатомическим деталям, что придавало его изображениям такую убедительность. Его труды имеют глубокий философский смысл: Шадр стремился показать застывшую в мертвом камне человеческую фигуру, которая старается его преодолеть и вырваться наружу. Поэтому произведения скульптора отличаются удивительной пластичностью и динамикой. Яркий пример тому - композиция «Булыжник - оружие пролетариата». Пожалуй, именно в данной работе творческие принципы художника нашли свое наибольшее воплощение. Однако помимо этой скульптуры он создал и многие другие портретные изображения и фигуры людей из простого народа: красногвардейца, сеятеля, крестьянина.

Описание

Шадр создал свою знаменитую композицию в память о событиях первой русской революции, произошедшей в 1905 году. Работа выполнена в классическом стиле, в котором автор очень хорошо разбирался, так как в свое время учился данному искусству в Риме и Париже. В основе композиции - фигура простого рабочего. «Булыжник - оружие пролетариата» представляет собой изображение человека, вырывающего камень из мостовой. Тело этого мужчины выполнено в лучших античных традициях, однако автор наполнил скульптуру революционным содержанием. Лицо модели изображает готовность к борьбе, противостоянию. Вместе с тем многие критики отметили, что автор показал отчаявшегося человека, готового на крайние меры, чтобы хоть как-то преодолеть нужду.

Восприятие

Не все сразу по достоинству оценили эту работу. Скульптуру «Булыжник - оружие пролетариата» критиковали за то, что она была выполнена в классическом стиле, от которого в рассматриваемое время предполагалось отказаться. Тем не менее современник автора Нестеров отметил, что в свой новой работе автор соединил красоту духа и формы, что было главным принципом античного искусства. Композиция была представлена в год десятилетия Октябрьской революции.

Установка

Одним из наиболее известных советских скульпторов был Шадр. «Булыжник - оружие пролетариата» - его наиболее знаменитая композиция, которая была установлена не только в столице, но и в ряде других городов. Показателен тот факт, что первоначально скульптура была сделана из гипса, но через двадцать лет ее отлили из бронзы. Она была установлена в московском парке, посвященном Декабрьскому восстанию 1905 года, рядом с Краснопресненским районом, где тогда происходили наиболее ожесточенные вооруженные столкновения. Скульптура «Булыжник - оружие пролетариата» была расположена на фоне гранитной доски с о борьбе пресненских рабочих.

Значение

Эта работа стала настоящим мировым шедевром и является, пожалуй, наиболее известным произведением художника, который к тому же придумал для нее столь выразительное название. Однако в наши дни оно получило несколько ироничное и даже саркастическое звучание, означая слишком простой и прямолинейный способ достижения цели. Тем не менее скульптура «Булыжник - оружие пролетариата», автор которой прославился целым рядом монументальных работ, стала настоящей классикой в искусстве.

Шадр (настоящая фамилия — Иванов) Иван Дмитриевич , советский скульптор. Учился в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903—07), в рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1907—08), в Париже (1910—11), где пользовался советами Э. А. Бурделя и О. Родена, и в Риме (1911—12). Член общества русских скульпторов (ОРС; с 1926).

Ранние произведения Ш. (проект памятника «Мировому страданию», 1915, не осуществлён) отмечены влиянием стиля «модерн». Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Под влиянием революционной действительности тяготение Ш. к романтической обобщенности образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл. Свойственная Ш. пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик [«Красноармеец», «Рабочий», «Сеятель» (см. илл.), «Крестьянин» (серия для воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях; все — гипс, 1922, Музей Революции СССР, Москва; отлиты в бронзе, 1951, Третьяковская галерее)]. В скульптуре «Булыжник — оружие пролетариата» (см. илл.) динамически переданное движение молодого рабочего, выламывающего булыжник из мостовой, вырастает в символ революционного порыва народных масс.

С 1924 Ш. много работал над образом В. И. Ленина. Одним из лучших советских монументов стал созданный им памятник Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС (Грузинская ССР; см. илл.); образ вождя раскрывается в своём историческом величии и жизненной правдивости. Монумент органически сочетается с окружающей его горной природой, архитектурой гидростанции и её плотиной. Итогом поисков Ш. в области монументальной скульптуры стала работа над образом М. Горького [проект памятника Горькому в Москве, бронза, 1939, Третьяковская галерея.; осуществлен В. И. Мухиной совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой (см. илл.)].

Тенденция к символической обобщенности образов характерна также для исполненных Ш. портретов: «Мать» (гипс, 1922, собр. Т. В. Шадр-Ивановой, Москва; бронза, Третьяковская галерея), «Максим Горький. Буревестник» (бронза, 1939, там же) и надгробий (Е. Н. Немирович-Данченко, мрамор, лабрадор, 1939, Новодевичье кладбище, Москва, и др.). Творчество Ш., исполненное революционной романтики, сыграло важную роль в утверждении социалистического реализма в советской скульптуре.

И. Д. Шадр. Портрет работы М. В. Нестерова. 1934. Третьяковская галерея. Москва.


Женский портрет. 1941. Бронза. Собрание Т. В. Шадр-Ивановой. Москва.


«Рабочий». 1922. Бронза. Третьяковская галерея, Москва


Сеятель. Бронза. 1922. Третьяковская галерея. Москва.


Надгробие Е. Н. Немирович-Данченко на Новодевичьем кладбище в Москве. Мрамор, лабрадор. 1939.


Памятник М. Горькому в Москве. Бронза, гранит. 1951. Скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова, архитектор З. М. Розенфельд.