Можно ли назвать Печорина типичным героем своего времени? "Герой нашего времени", Печорин: характеристика. Почему Печорин - "герой времени"? Личность одинокая и углубленная в себя

Само
название романа говорит о том, что
Лермонтову хотелось глубже вникнуть в
общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX
века,
сменившие время декабристов,- это годы
николаевской реакции. Главная проблема
этого романа - судьба мыслящего,
талантливого человека, который не мог найти
себе применение в условиях общественного
застоя. Белинский назвал его “умной
ненужностью”, “нравственным калекой”.

Главная
проблема этого романа - судьба мыслящего,
талантливого человека, который не смог
найти себе применение в условиях
общественного застоя. Белинский назвал его
“умной ненужностью”, “нравственным
калекой”. Лермонтов показал Печорина как
бы через историю “души человеческой”
через его судьбу.

Образ
Печорина “как героя своего времени”
раскрывается во взаимоотношениях с другими
персонажами, которые не похожи ни по
характеру, ни по положению на Печорина.
Особое значение имеет и смена лиц, ведущих
повествование. Сначала о Печорине
рассказывает Максим Максимыч, “проезжий
офицер”.
Потом о нем говорит автор-рассказчик, а
дальше Печорин раскрывается в своих
дневниках. Уже сам портрет Печорина
характеризует его как незаурядную личность.
Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”.
Он словно соткан из противоречий: то он смел,
энергичен, настойчив, то тих и кроток,
углублен в себя. Так же неровен он в
отношениях с людьми, и эти отношения еще
больше подчеркивают противоречивость
натуры Печорина.

Есть в
Печорине качества, привлекающие людей, с
которыми ему приходится общаться. Бывают
ситуации, когда он даже выгодно отличается
от других. Печорин, с кем бы он ни общался,
производит на всех впечатление, не прилагая
к тому больших усилий. Грушницкому же нужно
затратить множество усилий, чтобы обратить
на себя внимание. Поведение Груш-ницкого
вызывало чувство раздражения у Печорина.
Весь свой ум, энергию он употребил ради
мелкого, ничтожного удовольствия: “побесить”
Грушницкого. Печорин приложил все усилия,
чтобы Мери полюбила его. Пустота жизни
заставляет его действовать ради ощущения
жизни, что и привело к дуэли с Грушницким.

Из всех
героев романа Вернер ближе всех к Печорину
по своему интеллектуальному уровню. Он
умный, проницательный, так же, как и у
Печорина, у Вернера иронический склад ума.
Вернер - единственный человек, с которым
Печорину легко и просто. Они понимают друг
друга с полуслова, и Печорин дорожит
мнением Вернера. В дуэли Печорина с
Грушницким Вернер выступает в роли
секунданта, но исход дуэли пугает его, и
Вернер решает проститься с Печориным.

Ни глубокой
любви, ни настоящей привязанности Печорин
не испытывает ни к кому из женщин. С Бэлой он
обращается, как с надоевшей игрушкой. Играя
на предрассудках и инстинктах горцев,
Печорин тратит свой ум, энергию на цель,
недостойную порядочного человека.

В своем
отношении к княжне Мери Печорин выглядит
еще более отталкивающе. Он добивается любви
молодой княжны только лишь для того, чтобы
досадить Грушницкому, он даже не
задумывается над тем, что обрекает Мери на
страдание.

Способен ли
вообще Печорин любить? Из отношения
Печорина к Вере мы понимаем, что он любит ее.
Сильнее всего это чувство проявляется в тот
момент, когда возникает опасность потерять
Веру: “...Я молился, проклинал, плакал,
смеялся... нет, ничто не выразит моего
беспокойства, отчаяния!.. Вера стала для
меня дороже всего на свете...” Но такое
состояние длится у Печорина недолго. Его
стали одолевать вопросы, зачем это ему “гнаться
за погибшим счастьем”, что ему даст
последняя встреча, но больше всего он
боялся, что его могут увидеть рыдающим. И
Печорин возвращается домой.

В
отношениях в людьми Печорин проявляется
более чем “пустой ненужностью”. Это и о нем
Лермонтов сказал в “Думе”:

“И
ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не
жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует
в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь
кипит в крови”.

Печорин сам
говорит о себе: “Во мне живут два человека:
один живет в полном смысле этого слова,
другой мыслит и судит его”. Печорин -
энергичный, умный человек, но он не может
найти применения своему уму, своим знаниям.
Печорин - жестокий и равнодушный эгоист,
потому что он причиняет несчастья всем, с
кем общается, и его не волнует состояние
других людей. Но Белинский говорил, что он “страдающий
эгоист”, потому что он обвиняет себя за
свои поступки, он осознает свои действия, и
ничего не приносит ему удовлетворения.
Виною всему то общество, в котором
появлялись талантливые люди, но которые не
смогли проявить свои способности, обратить
свою энергию на добрые и нужные дела.

Реакционная
критика не смогла дать должной оценки
образу Печорина. Ф. Булгарин оценил
положительно в романе все, кроме главного
героя, как бы отвергая тем самым тот
беспощадный приговор условиям жизни
русского общества, продуктом которого был
Печорин. Характерно, что оценка Булгарина
совпала с оценкой Николая I,
который
поначалу решил, что героем будет старый
служака Максим Максимыч. Когда роман был
дочитан, царь пришел к мысли, что образ
Печорина - дань западной моде. Именно так в
письме к императрице оценил Николай I
роман
своего гениального современника, которого
он ненавидел. Печорин был порождением
русской действительности, не только героем,
но и жертвой своего времени.

Задачи и тесты по теме "Почему автор называет Печорина героем времени? (По роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени.)"

  • Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

" Герой нашего времени " - это роман, " в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно. " Главный его герой - Григорий Александрович Печорин, личность глубокая, противоречивая и несчастная.


Он - натура одаренная. Умен, может испытывать сильные страсти, может владеть собой. Печорин верно судит о людях и о себе. Характеристики, данные им его современникам, правильны. Сердце Печорина бьется ровно, хотя " бешеные порывы " одолевают героя. Григорий Александрович хочет быть полезным людям, но почти всегда его попытки заканчиваются неудачей. Почему?


Лермонтов считает Печорина " нравственным калекой ", ибо действует он противоречиво. Противоречие - и во внешности. Он не смеется, когда на лице улыбка, походка небрежна,хотя и тверда,сложение - крепкое при нервической слабости. Максим Максимыч, добрый друг, замечает, что время от времени Печорин грустит, кутаясь в теплые вещи, хотя солнце за окном, а может и окно распахнуть, и на кабана сходить - и ни словом не обмолвиться о том, что было холодно.


" Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку", - так он думает о себе


И в чем это проявляется? Во - первых, в его взгляде на мир. Ведь он живет " из любопытства", желая творить. Во- вторых, он не верит сам себе, потому что думает головою, а не чувствует при этом ничего. Сердце же у него - горячее, способное понимать других, но...


Противоречия в характере героя проявляется в отношении к женщинам, их внимания он добивается из желания покорить, влюбить и бросить. Так произошло и с Бэлой, и с Мэри.


Печорин - эгоист, но на любовь до беспамятства он способен. Не разбирая дороги, он поехал вслед за умирающей Верой, которая стала для него дороже чести, жизни, счастья. Не догнав, Григорий Александрович лег на траву и заплакал как ребенок. Потом разум возобладал, и душа " нравственного калеки" стала действовать по привычным законам.


Накануне дуэли Печорин думает о том,для какой цели он родился. Ведь он убивает Грушницкого, разрушает жизнь контрабандистов, избавляет от иллюзий Мэри, холодно общается с лучшим другом Максимом Максимычем. Поступки его мелки, что бы он ни писал у себя в дневнике. Печорин любит весь мир, а мир своего окружения не бережет. Потому и обречен.


Кто виноват в страшной судьбе героя, " умной ненужности" ? Воспитание? Светское общество? Он сам? Почему Лермонтов назвал Печорина героем своего времени?

Ответ лежит на поверхности. Время рождает своих героев и своих не героев, в зависимости от того, какие качества нужны или не нужны современному обществу. И тогда человек не вписывается в систему, оказывается ЛИШНИМ. Умные, критично мыслящие не могли найти себя, ибо не нужны были в тридцатые годы 19 века, когда приоритетным было молчание, а не действие. Впрочем, Печорин и сам виноват, ибо каждый - сам себе режиссер...

Почему Григория Печорина называют героем своего времени?

В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?”

“Герой нашего времени”, - говорит Лермонтов в предисловии к роману, - это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени - Печорина. Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова?

Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб - княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого... Почему же так получилось?

Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума...”

Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого... Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался завистлив... я выучился ненавидеть... я начал обманывать... я сделался нравственным калекой...”

Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.

Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны - это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин - это и “злой гений” и в то же время жертва общества.

В дневнике Печорина мы читаем: “...Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. Его внимание к женщинам, желание добиться их любви - это потребность его честолюбия, жажда подчинить своей воле окружающих.

Об этом говорит его любовь к Вере. Ведь между Печориным и Верой стояла преграда - Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился добиться своего вопреки любым обстоятельствам.

Но любовь Печорина к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Веру он не догнал, оставшись в степи без лошади, которая упала под ним. Тогда он упал на мокрую траву и заплакал, пишет Лермонтов. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему. В то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а реального, со всеми его достоинствами и недостатками. “Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, - говорит она Печорину. Но, как мы знаем, такова была участь большинства людей, с которыми близко сходился Печорин...

В минуту грусти Печорин рассуждает: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. И в самом деле, было ли у Печорина “назначение высокое”?

Я думаю, что, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим. Не случайно он занимает одно из центральных мест в галерее литературных образов “лишних” людей. С другой стороны, Печорин - это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.

События, описанные в романе «Герой нашего времени» происходят в 1839-ые года. Несколько лет прошло со дня казни декабристов, произошедшей в 1825-ом году. Настроения молодёжи, подрастающего поколения той эпохи были отрицательными, они постоянно сомневались в чём-либо, не верили.

Передовая молодёжь тех мрачных дней полностью отвергала все принципы, по которым долгое время жили их отцы и деды, увидев несостоятельность моральных ценностей предшествующих поколений. Молодые люди не могут найти самих себя, не видят того, куда могли бы направить свои энергию и силы. Именно поэтому знаменитый литературный критик Белинский вполне справедливо писал в то время, что «Печорин – страдает, Онегин – скучает».

«Герой нашего времени» — Печорин происходил из дворянского рода. Нанятые небедными родителями заграничные педагоги и гувернантки занимальись его образованием и воспитанием. Как и многие молодые люди из его круга, вырвавшись из-под семейной опёки и «отравившись пьянящей свободой», Печорин стал играть в карты, общаться с женщинами и пр.

Герой умён и хладнокровен, он беспристрастно и объективно оценивает окружающих, не стесняясь в выражениях, судит и их и самого себя. Еще, будучи молодым, Печорину надоели различные удовольствия, которые можно было испытать за деньги, и он разочарован в своей жизни. Ему становится скучно и грустно жить.

Именно скука заставляет Печорина оборвать все связи с обществом и уехать воевать на Кавказ. Смерившись со скучной жизнью, он, тем не менее, разбавляет её смертельными опасностями.

Различные противоречия в характере Печорина более всего отражается на его взаимоотношениях с противоположным полом. Он утверждает, что добивается их любви исключительно из чувства честолюбия. В отношениях с женщинами он выглядит настоящим эгоистом, при этом, как выясняется позже, Печорин всё же способен на искреннюю любовь. Достаточно прочитать историю их отношений с Верой.

Тем не менее, мне кажется, что отрицательных сторон в характере Печорина значительно больше положительных. Так почему же Лермонтов называет его «Героем нашего времени»? Причина в том, что в нашем случае герой – это не пример для подражания, а образ целого поколения, включающий в себя все пороки людей тех лет…

Почему Ю.М. Лермонтов назвал свой роман "Герой нашего времени"?

На мой взгляд, роман «Герой нашего времени» назван именно так по нескольким причинам. В первую очередь, главный герой неразрывно связан со своей эпохой, с жизнью дворянства, с его отношением к миру. Лермонтов показывает нам человека, полного противоречий, но, тем не менее, находящегося в поиске истины. Но находит ли он то, что ищет?

Нет, Печорин, подобно Онегину, не видит своего счастья. Скука и эгоизм объясняются не внутренней пустотой героя, а более глубокими причинами. «Современный человек» у Лермонтова не виновен в своей бесполезности для общества. Автор как бы представляет своему герою полную свободу выбора, однако поступки Печорина незаметно демонстрируют не только его волю, но и стоящую за ними власть обстоятельств, а главное – влияние современного общества.

Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе николаевской России было немного. И, тем не менее, в этом своеобразном, исключительно одаренном человеке Лермонтов показал типичного дворянского героя 30-х годов.

Герой не только не имеет ничего общего, но и глубоко враждебен обывательскому, обыденному отношению к действительности, которое господствует в дворянском обществе. Критический взгляд умного и наблюдательного Печорина на действительность его времени во многом совпадает со взглядами самого автора.

Время создания романа богато значительными событиями в общественной жизни. До русской публики стали доходить идеи Гегеля, сочинения утопистов – Фурье, Руссо и других. Вместе с тем, в России происходило заметное оживление общественной мысли, рождалась славянофильская идеология. Это было время появления многочисленных тенденций, еще не оформленных, но уже заявивших о себе. В этой эпохе только возникающих литературных идей Лермонтов создает роман, вобравший в себя всю «незавершенность» эпохи.

Также следует подробнее остановится на слове «герой» в названии романа. Само это слово несет в себе несколько значений. Герой – это и главный персонаж романа, и, вместе с тем, яркая личность эпохи, чем-то заслужившая это звание. Сразу же возникает вопрос: «Можно ли считать Печорина героем, потому что его поступки и действие не всегда носят героический характер?» Лермонтовский герой необыкновенен, «странен», и все события, в которых он участвует, столь же необыкновенны и странны.

Печорин – это сложившийся характер, который попадает в неожиданные ситуации. Он представлен как исторически закономерный герой времени. Наверное, такая эпоха не могла рождать иных героев.

При своей «странности», непохожести на других, Печорин, тем не менее, типичный герой своего времени, так как эгоизмом, противоречивостью характера, хандрой болен не только главный персонаж романа, но и все общество в целом.

Таким образом, назвав свой роман именно так, Лермонтов хотел показать, что Печорин является «визитной карточкой» своей эпохи. В его образе, по замыслу автора, соединилась типичность такой личности в обществе и ее уникальность, потому что в другие времена судьба главного героя сложилась бы иначе.