Проблема чести и бесчестия. Почему люди становятся бесчестными

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» была написана в начале XIX века. Это время начала зарождения в России нового социального класса – класса предпринимателей. Название поэмы имеет двойной смысл: подразумевает покупку главным героем фактически мертвых крестьян, и указывает на то, что души помещиков уже зачерствели, умерли. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков, является как раз одним из ранних предпринимателей, представителем нового сословия.
Родился Чичиков в небогатой дворянской семье, и был он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Он с детства не имел друзей, жизнь смотрела на него сквозь «мутное стеклышко». Когда же Чичиков пошел учиться, ему был дан отцом совет, определивший в каком-то смысле его будущее: «Не дури, не повесничай, угождай начальнику, водись с теми, кто побогаче, не угощай и не потчевай никого, береги и копи копейку».
В школе у Чичикова тоже не было друзей, однако его этот факт ничуть не удручает, он начинает практиковать то, что в современном мире называется бизнес: получая угощенье, припрятывал его, а потом продавал; учил мышь различным трюкам, не жалея времени на это, чтобы потом получить за нее хорошие деньги. Тогда же Чичиков учится подстраиваться под требования начальства – на уроках он сидит неподвижно, тем самым заслуживая хорошие оценки. Однако впоследствии, когда его учитель нуждается в помощи, Чичиков не желает для него потратить хоть сколько-нибудь значимую сумму. Это говорит о том, что Чичикову чужды какие бы то ни было дружеские, теплые чувства, даже элементарная признательность, благодарность.
Когда Чичиков пошел на службу, он сразу же возымел успех. Его бойкость в делах и приятность в поступках сыграли свою роль. Тогда он и задумал свою первую аферу, но она, как мы знаем, не удалась. Другой человек отчаялся бы, бросил все – другой, но не Чичиков. Он идет в таможенную службу и добивается там повышения в должности. После этого он вступает в сговор с контрабандистами и за год получает около 400 тысяч рублей. Однако эта легкая жизнь заканчивается, когда напарник Чичикова после ссоры пишет на него донос. Чичиков чудом, опять же благодаря своей обходительности, избегает тюрьмы, и даже сберегает около десяти тысяч. Но главное, он не впадает в отчаяние, его честолюбивая натура жаждет обогащения, возвращения хорошей жизни.
По приезде в город N, Чичиков проявляет себя хорошим дипломатом, он прекрасно умеет подстроиться под собеседника, доставить удовольствие от общения с собой. Все его новые знакомые неизменно хорошо о нем отзываются. Он начинает скупать мертвые души, и остался бы неразоблаченным, если бы не допущенные им ошибки: он рассказал о мертвых душах Ноздреву и купил крестьян у Коробочки.
Несмотря на постоянное стремление Чичикова обогатиться за счет других, за счет чужого труда, он не совсем чужд душевным проявлениям. Он подумывает «о бабенке, о детской, о многом приятном», то есть хочет создать семью. Он также увлекается губернаторской дочкой, красивой блондинкой.
Однако в Чичикове есть множество отрицательных качеств – лицемерие, безнравственность, эгоизм, - которые свидетельствуют об испорченности его души. Для Чичикова не существует ничего святого, он преследует лишь одну цель в жизни: обогатиться.
Замыслом Гоголя было очистить душу Чичикова во втором томе своей поэмы. Но он ведет к этому нас, читателей, уже в первом: хотя автор показывает «отталкивающие» качества Чичикова, он все же говорит о нем с надеждой.
Исходя из всего этого я делаю вывод, что душа Чичикова уже не может называться действительно «живой», но она ещё не совсем умерла для чувств. Таким образом получается, что духовное перерождение Чичикова вполне возможно, но для него необходим какой-то мощный стимул, как например, осознание собственной ничножности.

Тема дороги и образ Чичикова объединяют все разнообразные сцены-картины в поэме «Мёртвые души». Внешне сюжет построен как описание путешествия Чичикова по российской губернии, рассказ о Павле Ивановиче проходит сквозной нитью через всё произведение, другие герои характеризуются не только сами по себе, но и через отношения с Чичиковым.В образе дороги воплощен и житейский путь героя благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия композиция выглядит очень рацио­нально: экспозиция сюжета путешествия дана в первой главе (Чичикова знакомится с чиновниками и с некоторыми помещика­ми, получает у них приглашения), далее следуют пять глав, в которых "сидят" помещики, а Чичиков ездит из главы в главу, скупая мертвые души.

Однако содержание «Мёртвых душ» не исчерпывается рассказом о Чичикове и его жизни. Тема произведения глубже и значительнее: Гоголь хотел написать поэму о прошлом, настоящем и будущем России, а Чичиков, по мнению автора, выражает как раз настоящее русской жизни . Наряду с ним, в произведении присутствуют помещики, чиновники, представляющие прошлое России, в эпизодах мелькают мужики, городской люд, слуги и т.д. У всех этих героев свои проблемы и жизненные цели, которые, сложно переплетаясь, складываются в социальный роман.

Чичиков в поэме представляет набирающий силу класс российских предпринимателей Чичиков получил в наследство четыре старые фуфайки, двух крепостных, дом и землю на тысячу рублей. Иными словами,он должен был сам устраиваться в жизни Гоголь подробно расказывает биографию героя. Если характеры помещиков, кроме Плюшкина, и всех чиновников показаны статичными, то есть не имеют в поэме истории, то образ Чичикова дан в развитии и становлении, в процессе воплощения его замыслов.

В образе каждого помещика выделены одна-две черты, определяющие суть героя: у Манилова - прекраснодушие,у Коробочки - тупость, у Ноздрёва - бесшабашность и т.д. УЧичикова несколько определяющих черт: интерес к людям, замечательная приспособляемость, изворотливый ум, крайний эгоизм, хотя есть и главная черта -несгибаемая целеустремлённость .

Если помещиков характеризует состояние имения, убранство дома, то Чичиков очень похож на свою шкатулку с двойным дном, поэтому его так трудно разгадать: внешне он общителен, но по сути чрезвычайно замкнут; внешне порядочен, быстро добивается расположения окружающих, а по сути человек без чести и совести, готовый на любую низость ради «копейки». За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчётливая и хищная натура. Приспособляемость свидетельствует не о слабости его характера, а, наоборот, отвёрдости и устойчивости.

В поэме Чичиков, в отличие от всех других героев, переживает нечто похожее на любовь. Это чувство вызвала в нём молоденькая губернаторская дочь. Автор сам иронично удивляется неожиданной сентиментальности такого расчётливого человека, как Чичиков На балу Чичиков подсаживается к очаровательной блондинке. И что же? Его несравненное умение очаровывать окружающих вдруг изменяет ему. Приятный и интересный собеседник превращается в разговоре с девицей в занудного человека, который своими рассуждениями наводит на соседку только тоску. Так чувство любви, обычно возвышающее человека, открывает в Чичикове пошлость.

Гоголь посчитал необходимым открыто выразить своё отношение к Чичикову. Этому посвящено большое авторское отступление в 11 главе, большое, так как автор пытается объяснить сложность и неоднозначность характера героя. Первое, что приходит на ум о Чичикове, - это мысль, что он герой бесчестный, способный на любую низость Но автор вдруг начинает защищать своего героя именно Чичикова автор выбирает для духовного воскресения в следующих томах «Мёртвых душ»: ведь чичиковский эгоизм проявляется не только в презрении к окружающему миру, но и в желании хозяйничать в нём, то есть у Чичикова есть хоть какой-то серьёзный жизненный интерес в отличие от помещиков и чиновников. Подводя итог, отметим, что образ Чичикова играет в поэме две важные роли -композиционную и идейную . Поэма построена как цепь приключений Павла Ивановича, но при этом «Мёртвые души» нельзя назвать авантюрным романом, ибо в своём произведении Гоголь изобразил «всю Русь», а не только хитроумные похождения героя-плуга.

Ради высокой духовной цели Гоголь задумал показать перерождение Чичикова во втором и третьем томе поэмы, но потерпел неудачу.

Чичиков является центральным героем поэмы Гоголя “Мертвые души”. Рассказ о нем проходит сквозной нитью через все произведение, и другие герои во многом характеризуются именно через отношения с ним. хотя Чичиков и занимает в поэме очень важное место, ее нельзя считать просто описанием судьбы и всевозможных приключений этого героя. Писатель не сводил свое произведение к истории одного или даже нескольких характеров. Он видел свою задачу в том, чтобы охарактеризовать различные явления жизни России, а образ Чичикова отражает лишь определенную сторону действительности.

Сюжет поэмы неразрывно связан именно с сущностью главного героя . Кому могла прийти в голову столь безумная идея - приобретать мертвые души с тем, чтобы потом совершать с ними сделки? Только человеку, жадно стремящемуся “приобретать”, не представляющему своего существования вне приобретения и умеющему изыскивать любые способы для того, чтобы стать владельцем богатства. Чичиков пускается на любые аферы и спекуляции, если они сулят ему солидные барыши. Спекуляции с мертвыми душами нагляднее всего раскрывают коммерческий, предпринимательский склад характера Чичикова. Его восхищение вызывает не тот, кто обладает высоким саном, а тот, кто владеет значительным капиталом.

Гоголь раскрывает образ Чичикова другим способом, нежели образы остальных героев поэмы. Ведь он не мог характеризовать Чичикова через его отношение к крепостнической собственности и через описание его быта. Гоголь показывает этого героя в действии, в процессе претворения им в жизнь своих замыслов. Чичиков, пожалуй, единственный персонаж, биографию которого мы узнаем очень подробно

К каждому лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой, особый, подход. Он виртуозно играет на слабых струнах человека, добиваясь расположения и симпатии самых разнообразных людей. Чичиков очень легко “перевоплощается”, меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях. В беседе с Маниловым он выглядит почти совсем, как сам Манилов. Он так же галантен и обходителен, так же чувствителен, как его новый друг. Чичиков отлично знает, как может произвести сильное впечатление на Манилова, а потому не скупится на всевозможные признания и душевные излияния.

Однако, разговаривая с Коробочкой , Чичиков не проявляет ни особой галантности, ни душевной мягкости. Он быстро разгадывает сущность ее характера и потому ведет себя развязно и бесцеремонно. При встрече сНоздревым Чичиков гибко приспосабливается к его разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только “дружеские” отношения, и Чичиков ведет себя так, словно они старые, закадычные приятели. Ноздрёв разговаривает с ним на “ты”, и Чичиков отвечает ему тем же. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков помалкивает, предоставляя другому право высказывать сомнения по этому поводу. Однако он зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети Ноздрёва, который явно собирается его надуть.

При встрече с Собакевичем “прямота” и “непосредственность” Чичикова совершенно исчезают. Собакевича не трогают и рассуждения на возвышенные темы. И тогда Чичиков вступает с ним в азартный торг, в котором каждый стремится перещеголять другого. С дельцом Собакевичем Чичиков показывает себя опытным коммерсантом, знающим всяческие приемы воздействия на партнера. К Плюшкину у Чичикова другой подход: он играет роль великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику.

Способность Чичикова к перевоплощению основывается на его необыкновенной изворотливости и энергии. За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчетливая и хищная натура. Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. У Чичикова полностью отсутствуют какие бы то ни было нравственные принципы, подлость его натуры безгранична.

Сопоставляя Чичикова с владельцами крепостных душ, Гоголь ярко показывает те новые черты, которые могли сформироваться только вне атмосферы барской усадьбы. Это - необыкновенные жизненная цепкость, приспособляемость и энергия. Чичикову чужды мечтательность Манилова и примитивное простодушие Коробочки. Он не мелочится, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую и прямолинейную деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве. Однако деятельность Чичикова сопоставляется Гоголем не только с бытием помещиков, но и с жизнью страны. Как и обитателей усадеб, Чичикова нисколько не волнуют социальные проблемы. Он совершенно равнодушен к тому, что не касается его самого, не затрагивает его интересов. Он не чувствует себя “гражданином земли своей”, которому близки и дороги ее судьбы.

аргументы к сочинению

Сочинения на тему чести на нашем сайте:

⁠ _____________________________________________________________________________________________

Проблема чести и бесчестия – одна из самых важных в жизни человека. Нас с детства учат тому, что поступать бесчестно плохо. Проходя мимо детской площадки, мы то и дело слышим: «Это нечестно! Надо переиграть!»
Вот какое определение чести мы находим словаре С.И. Ожегова:
Там же смотрит определение слову «честный» :
В словаре В.И. Даля даны такие поговорки о бесчестии:

Честь – категория нравственная. Понятие чести неразрывным образом связано с понятием совести, то есть быть честным человеком – это жить по совести, по глубоким внутренним убеждениям, что одно – хорошо, а другое – плохо.
С проблемой, как поступить: честно или бесчестно (соврать или сказать правду; предать или остаться верным стране, человеку, слову, принципам и т.д.), человек сталкивается буквально каждый день. Именно поэтому вся мировая литература так или иначе обращалась к ней.
проблема чести и бесчестия – одна из важнейших. Эраст, ветреный молодой человек, дворянин, увлекшись Лизой, крестьянской девушкой, думает оставить ради неё привычное общество и отказаться от прежнего образа жизни. Но в итоге его мечты оказываются самообманом. Лиза, глубоко влюблённая в Эраста, искренне верит молодому человеку и отдаёт ему самое дорогое, что есть у неё, бедной девушки, - свою девичью честь. Карамзин горько упрекает Лизу за этот поступок:

Но если Лизу мы можем понять и оправдать (она по-настоящему влюблена!), то Эраста оправдать невозможно. Воспитанный в дворянской среде так, что самостоятельно зарабатывать себе на жизнь он не может, герой, которому грозит долговая яма, так как он проиграл в карты всё своё состояние, решает жениться на богатой вдове. Лиза, ожидающая возлюбленного с войны, случайно узнаёт обо всем, и Эраст, застигнутый врасплох хочет откупиться от девушки деньгами. Поступок глубоко бесчестный, показывающий малодушие Эраста, его безволие, эгоизм. Лиза оказалась порядочнее Эраста, заплатив за свою любовь и потерянную честь очень высокой ценой – собственной жизнью.
все герои проходят испытание на честь. Береги честь смолоду - вот главное наставление отца Петру Гринёву, отправляющемуся на службу. И герой достойно выполняет наказ родителя. Он отказывается присягать Пугачёву, тогда как другой герой – Алексей Швабрин – делает это без особых колебаний. Швабрин – предатель, но если бы его поступок можно было объяснить только вполне понятным страхом смерти, то его хоть как-то можно было оправдать. Но Швабрин подлый, низкий человек. Мы знаем это из того, как он пытался очернить Машу Миронову в глазах Гринёва, как он подло ранил Петра во время дуэли. Поэтому его предательство вполне закономерно и не находит оправдания.
Бесчестными людьми показывают себя и приспешники Пугачёва, предавшие его. В то время как сам Пугачёв, хотя и представлен Пушкиным как неоднозначная фигура, оказался человеком чести (он с благодарностью помнит тулуп, подаренный Гринёвым, по просьбе главного героя тут же вступается за Машу и освобождает её из плена Швабрина).
проблема чести так же ключевая. Испытание на честь проходят оба главных героя – и Евгений Онегин, и Татьяна Ларина. Для Онегина это испытание заключается в отказе или согласии на дуэль с Ленским. Хотя по неписаным правилам светского общества отказываться от дуэли было малодушно, бесчестно (совершил поступок – отвечай!), в случае с Ленским бОльшим достоинством и честью для Онегина было бы принести свои извинения и отказаться от поединка. Но Евгений проявил малодушие, испугавшись осуждения света: он не стал объясняться с Владимиром. Итог дуэли всем известен: молодой поэт погиб в самом расцвете сил. Таким образом, формально Онегин ни в чём не был виноват: он принял вызов и судьба оказалась к нему благосклоннее, чем к Ленскому. Но совесть героя была нечиста. Именно сознание того, что он поступил нечестно, непорядочно, на наш взгляд, и вынудило Евгения оставить общество на долгих семь лет.
Татьяна же свой экзамен на честь выдержала с огромным достоинством. Она по-прежнему любит Онегина, в чём искренне ему и признаётся, но отказывается от отношений с ним, так как хочет сберечь доброе имя своей семьи. Для неё, замужней женщины, эта связь невозможна.
Сам А.С. Пушкин трагически погиб в рассвете сил, защищая честь своей жены, Натальи Николаевны, которую обвинили в связи с молодым французом Дантесом. На его смерть М.Ю. Лермонтов написал замечательные слова:
понятие чести заменено понятием выгода. Писатель неспроста даёт ему характеристику человека осмотрительно-охлаждённого характера. Чичиков с детства хорошо усвоил наказ отца «беречь и копить копейку». И вот маленький Павлуша продаёт своим однокашникам еду, делает воскового снегиря и так же продаёт. Повзрослев, он не гнушается бессовестной аферы с покупкой «мёртвых душ», находя к каждому продавцу подход, кого-то обманывая, сочинив для этого невероятную историю (как он это сделал с Маниловым), кому-то просто ничего не объясняя (Коробочка). Но другие помещики (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) вполне осознают смысл данного мероприятия, но тем не менее их «честь» нимало не страдает от предложения Чичикова. Каждый из этих помещиков с радостью продаёт главному герою «мёртвые души», тем самым улучшая и своё материальное положение.
Чиновники в поэме так же показаны бессовестными и бесчестными людьми. И хотя в произведении нет крупных, детально прорисованных образов, Гоголь даёт прекрасные портреты-миниатюры служителей государства. Так, Иван Антонович Кувшинное Рыло – типичный чиновник, который, пользуясь своим служебным положением, вымогает взятки у посетителей. Именно он знакомит Чичикова со всеми тонкостями бюрократической машины.
В отличие от поэмы

представлено подробное описание быта и нравов чиновников небольшого городка N. Все они бесчестны, так как не стесняются брать взятки, да и не особо это скрывают. Чиновники чувствуют себя полноправными хозяевами городка, и единственное, чего боится городничий, это донос. Привычка брать и давать взятки так глубоко укоренилась в сознании чиновников, что лучшим средством задобрить Хлестакова, которого они принимают за ревизора, они так же считают взятку. Хлестаков же, молодой человек, по определению Гоголя, «без царя в голове», не воспитанный в строгих понятиях чести и достоинства, проигравшись в Петербурге в карты и сидя в гостинице городка N без гроша в кармане, с радостью принимает деньги чиновников, поначалу даже не понимая, в чём дело и почему вдруг ему так неслыханно повезло. Его не заботят последствия его слов и поступков. И он рад обманывать, приписывая себе всё новые и новые заслуги (и с Пушкиным на дружеской ноге, и сам пишет и публикуется в журналах, и со всеми министрами знаком), его не стесняет то, что он объяснялся в любви и Марье Антоновне, дочери городничего, и его жене Анне Андреевне, а потом и вовсе пообещал жениться на Марье Антоновне.
честь оказалась пустым звуком для Андрия – младшего сына Тараса, старого козацкого полковника. Андрий с лёгкостью предает козаков ради своей возлюбленной – польской пани. Не таковы Тарас и брат Андрия, Остап. Для них козацкая честь важнее всего. Отец, как ни тяжело ему было, обезумев от гнева после того, как увидел сына, рубящего в бою своих же козаков, выстрелом убивает сына.
говорит само за себя. Герой рассказа – мальчик, которому подростки во время игры доверили охранять воображаемый военный склад, взяв с него честное слово не оставлять поста. И он не оставил, несмотря на то, что все давно разошлись и в парке становилось темно и страшно. Только разрешение военного, по счастливой случайности оказавшегося рядом, освободило ребёнка от данного обещания.
В жизни также нередко бывает, что слово, данное человеком, оказывается выше любых личных выгод, обстоятельств и прочего. Всё это говорит о высокой чести подобных людей. Так произошло с А.П. Чеховым, отказавшимся от звания академика после того, как такого же звания лишили М. Горького, за которого в своё время Антон Павлович горячо голосовал и которого тепло поздравлял с избранием. Но Академия наук решила отменить своё решение. Чехов был с этим категорически не согласен. Он говорил, что его голос в пользу избрания Горького академиком был искренним и решение Академии абсолютно не согласуется с его личным мнением.
В произведениях А.П. Чехова проблема чести, в том числе и чести профессиональной, поднималась не раз.

он говорит о докторе Осипе Степановиче Дымове, который остался верен своему врачебному долгу до конца. Он принимает решение отсасывать дифтеритные плёнки у больного мальчика, хотя это было очень опасно для врача, поэтому не предписывалось как обязательная мера лечения. Но Дымов идёт на это, заражается и умирает.

Сочинение соответствует тематике итогового сочинения 2016-2017 уч.г. Направление «Честь и бесчестие».

Стремление выглядеть достойно в глазах других людей, самоуважение – качества людей, по-настоящему понимающих, что значит честь. Когда-то оберегающие свою репутацию люди брали в руки шпаги и пистолеты, защищая честь, были готовы жертвовать жизнью. Шекспир утверждал, что для него утрата чести «равна утрате жизни».

К сожалению, в обществе всегда встречаются личности, начисто лишенные чувства собственного достоинства и благородства, любой ценой желающие добиться жизненных благ и выгоды. Почему люди идут на сделку с совестью, совершают недостойные поступки, превращаются в непорядочных и бесчестных?

По-моему, очень важную роль играет воспитание. В семье, где главными ценностями считаются богатство и власть, редко вырастет человек, искренне уважающий других людей, способный творить добро и сострадать. Этих людей гораздо больше волнует собственное благополучие. Часто они для достижения своих целей не останавливаются ни перед чем, забывают о совести и человеческом достоинстве. В произведениях русских писателей мы нередко встречаемся с героями бесчестными, порой превращающимися в таковых по советам старших.

Считаю, что понятия «честь» и «достоинство» никогда не устареют. Быть честным человеком нужно для того, чтобы всегда чувствовать себя свободным, уверенно идти по жизни, чтобы никогда не остаться наедине со своей бедой. Мало кто захочет протянуть руку помощи человеку непорядочному.

«Береги честь смолоду», — учит народная мудрость, и не забывай, что «честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь».

Тема дороги и образ Чичикова объединяют все разнообразные сцены-картины в поэме «Мёртвые души». Внешне сюжет построен как описание путешествия Чичикова по некоторой российской губернии, рассказ о Павле Ивановиче проходит сквозной нитью через всё произведение, другие герои характеризуются не только сами по себе, но и через отношения с Чичиковым. Однако содержание «Мёртвых душ» не исчерпывается рассказом о Чичикове и его жизни. Тема произведения глубже и значительнее: Гоголь хотел написать поэму о прошлом, настоящем и будущем России, а Чичиков, по мнению автора, выражает как раз настоящее русской жизни. Наряду с ним, в произведении присутствуют помещики, чиновники, представляющие прошлое России, в эпизодах мелькают мужики, городской люд, слуги и т.д. У всех этих героев свои проблемы и жизненные цели, которые, сложно переплетаясь, складываются в социальный роман.

Чичиков в поэме представляет набирающий силу класс российских предпринимателей, Гоголь называет его «хозяин» (гл. 11). Герой с детства запомнил завет отца — «копить копейку», которая «не выдаст, в какой бы беде ни был» (там же). Однако отец умел только давать мудрые советы — Чичиков получил в наследство четыре старые фуфайки, двух крепостных, дом и землю на тысячу рублей. Иными словами, Павел Иванович должен был сам устраиваться в жизни, не стесняясь в средствах, как и советовал ему отец. Гоголь подробно рас-сказывает биографию героя. Если характеры помещиков, кроме Плюшкина, и всех чиновников показаны статичными, то есть не имеют в поэме истории, то образ Чичикова дан в развитии и становлении, в процессе воплощения его замыслов.

В школе он был на отличном счету, так как демонстрировал кроткое поведение и лакейскую почтительность к учителям. Но угодливость подхалима не имеет ничего общего с уважением. Это понял учитель, которому любимый ученик Павлуша не пожелал помочь, когда бедный старик умирал с голода. Чичиков обманул своего первого начальника: ловко разыграл роль влюблённого в его дочь, чтобы получить очередной чин. Служа по различным ведомствам, Павел Иванович всегда пользовался своим служебным положением, то есть брал взятки (например, с контрабандистов на таможне) или просто воровал казённые средства (например, при строительстве капитального здания). Стремление приобрести «копейку» превратилось в жажду богатства, чтобы «жизнь была во всех довольствах» (гл. 11).

В образе каждого помещика выделены одна-две черты, определяющие суть героя: у Манилова — прекраснодушие, у Коробочки — тупость, у Ноздрёва — бесшабашность и т.д. У Чичикова несколько определяющих черт: интерес к людям, замечательная приспособляемость, изворотливый ум, крайний эгоизм, хотя есть и главная черта — несгибаемая целеустремлённость. Несчастья преследуют его: афера с казённым зданием принесла ему немалый доход, но всё рухнуло из-за нового начальника, «врага неправды»; болтливость коллеги по таможне пресекла успешную деятельность по пропуску контрабанды через границу. Но, благодаря своей целеустремлённости, Чичиков после очередного «карьерного крушения» встаёт на ноги, в то время как его подельники или спиваются, или стреляются, или безвозвратно опускаются «на дно». Афера с мёртвыми душами лучше всего демонстрирует непотопляемость Чичикова.

Если помещиков характеризует состояние имения, убранство дома, то Чичиков очень похож на свою шкатулку с двойным дном, поэтому его так трудно разгадать: внешне он общителен, но по сути чрезвычайно замкнут; внешне порядочен, быстро добивается расположения окружающих, а по сути человек без чести и совести, готовый на любую низость ради «копейки». За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчётливая и хищная натура. Приспособляемость свидетельствует не о слабости его характера, а, наоборот, о твёрдости и устойчивости.

В поэме Чичиков, в отличие от всех других героев, переживает нечто похожее на любовь. Это чувство вызвала в нём молоденькая губернаторская дочь. Автор сам иронично удивляется неожиданной сентиментальности такого расчётливого человека, как Чичиков: «Видно, так уж бывает на свете; видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов; но слово «поэт» будет уж слишком. По крайней мере, он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром» (гл.8). На балу Чичиков подсаживается к очаровательной блондинке. И что же? Его несравненное умение очаровывать окружающих вдруг изменяет ему. Приятный и интересный собеседник превращается в разговоре с девицей в занудного человека, который своими рассуждениями наводит на соседку только тоску. Так чувство любви, обычно возвышающее человека, открывает в Чичикове пошлость. Вместе с позой, которая вытесняется искренним чувством, исчезает и вся его привлекательность, зато выходит наружу прозаическая сущность.

Гоголь посчитал необходимым открыто выразить своё отношение к Чичикову. Этому посвящено большое авторское отступление в одиннадцатой главе, большое, так как автор пытается объяснить сложность и неоднозначность характера героя. Первое, что приходит на ум о Чичикове, — это мысль, что он герой бесчестный, способный на любую низость, то есть «подлец». Но автор вдруг начинает защищать своего героя: «Мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. (...) И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него. И в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес» (гл.11). Иными словами, это намёк-признание в том, что именно Чичикова автор выбирает для духовного воскресения в следующих томах «Мёртвых душ»: ведь чичиковский эгоизм проявляется нетолько в презрении к окружающему миру, но и в желании хозяйничать в нём, то есть у Чичикова есть хоть какой-то серьёзный жизненный интерес в отличие от помещиков и чиновников. Замысел Гоголя в том и состоял, чтобы найти не столько «живую душу», сколько живое в мёртвой душе. Недаром писатель признавался: «у меня предметом был всегда человек и душа человека».

Подводя итог, отметим, что образ Чичикова играет в поэме две важные роли — композиционную и идейную. Поэма построена как цепь приключений Павла Ивановича, но при этом «Мёртвые души» нельзя назвать авантюрным романом, ибо в своём произведении Гоголь изобразил «всю Русь», а не только хитроумные похождения героя-плуга.

Характер Чичикова является сатирическим, так как внешне привлекательный образ героя разительно отличается от внутреннего, аморального облика. Чичиков ничего не признаёт и ни во что не верит, кроме денег, в этом смысле он «герой своего времени» даже больше, чем Печорин. Появляясь в обществе под маской добродетели, он в душе смеётся над добротой и порядочностью. Выставляя напоказ свою благожелательность к людям, он думает только о том, как бы повыгоднее использовать их расположение. Только в свои аферы он вкладывает всего себя, своё знание жизни и свои таланты.

Гоголь хотел показать возрождение Чичикова, поэтому уже в первом томе придал ему черты, позволяющие сделать это в дальнейшем. При сравнении героя с помещиками проясняются даже привлекательные черты его характера. Ему чужда пустая мечтательность Манилова, он не останавливается на придумывании заманчивых проектов, а настойчиво добивается их реального воплощения. Чичиков не похож на примитивную скопидомку Коробочку, но и далёк от такого безоглядного прожигателя жизни, как Ноздрёв. От Собакевича главный герой выгодно отличается тем, что, кроме практической смётки, у него есть обходительность и умение расположить к себе людей, то есть живость характера.

Одновременно Чичикова и помещиков сближает главное: все они хотят устраиваться в жизни, а не устраивать её. Энергия и целеустремлённость Чичикова порождены жаждой обогащения, а должны были быть направлены, по мнению автора, на достойные дела. Ради высокой духовной цели Гоголь задумал показать перерождение Чичикова во втором и третьем томе поэмы, но потерпел неудачу.