“слово о полку игореве”; – памятник древнерусской литературы. основные образы, идеи
Древние русские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние. В древней Руси нет описания бездействующей природы, которая играет прямую, а не косвенную роль. В "Слове..." нет пейзажей, природа введена в события, она участвует в них то ускоряя, то замедляя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.
В гениальной древней поэме "Слово о полку Игореве" русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств. Душа автора "Слова", до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в "Слове" заодно с человеком, заодно выступает с воинами-русичами, перегородившими "великие поля червлеными щитами". Она радуется вместе с ними победе, печалится при поражении. "О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! - говорится в другом древнерусском памятнике письменности. - Многими красотами дивишь ты - озерами многими, дивишь ты реками и источниками местопочтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьками различными, птицами бесчисленными, городами великими. Образ русской земли - центральный в "Слове о полку Игореве". Героем "Слова" является не какой-либо из князей, а русский народ. К русской земле обращены все лучшие чувства автора.
Автор "Слова о полку Игореве" рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое. В действие втянуты огромные географические пространства: половецкая степь, "синее море", Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов - Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие. Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Образ родины, полной городов, противопоставлен образу пустынной половецкой степи - "стране незнаемой", её холмам, болотам, "грязевым" местам. Русская земля для автора "Слова о полку Игореве" - это, конечно, не только "земля" в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, её населяющий. Автор "Слова" говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он помнит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он рассказывает о горе всего русского народа после поражения. Автор "Слова о полку Игореве" рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая "Слово", он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских князей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замыслы "Слова": он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к её врагам, он зовет русских людей на её защиту. Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. "Слово о полку Игореве" в наше время звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения. Это "золотое слово" учит нас любить свою родину Россию и хранить её единство.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве».
Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве»- центральный. Рассказывая о неудачном походе на половцев «Игорева храброго войска», автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые имена с настоящим. В круг повествования автора введены огромные географические пространства: половецкая степь, Дон, Чёрное и Азовское моря, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина; города, Корсунь, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль и др. К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие её народы: немцы и венецианцы, греки и моравы. В ход русской истории втянуты литва, финны, половцы. Огромность Русской земли подчёркивается В «Слове…»одновременностью действия в разных концах страны:
«Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле», «девицы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева».
Ощущение бескрайних просторов передаёт и пейзаж. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки – это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движение.
Автор «Слова…» хорошо знает природу степи, её флору и фауну. Но реальные образы животного мира, явления природы приобретают в «Слове…» символический художественный смысл. Приём олицетворения сил природы указывает на связь с устным народным творчеством.
Вся русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. «Солнце… тьмою путь заслоняет» князю – предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: « Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось». Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зелёном берегу, одевает его тёплым туманом.
Охватывая всё пространство Русской земли, автор тем не менее наблюдателен и точен в деталях. Он рассказывает о подробностях походной жизни, приёмах защиты и нападения, деталях вооружения, о поведении птиц и зверей. Героем «Слова…» становится вся Русская земля. Княжеские крамолы и распри допустили «поганых со всех сторон ходить с победами на землю Русскую». И вот все князья призываются в «Слове…» к единению и общей защите Русской земли от половецкой опасности.
В образе Русской земли объединяется для автора «Слова...» ее история и современность, села и города, реки и просторы степей, а главное - люди, ее населяющие, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» - пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь. Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя.
Войско Игоря - это на просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.
Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово...», главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.
Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизма.
Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» -несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово...» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента его открытия А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово...» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам - людям, живущим уже в XXI веке?
Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, как может показаться по названию, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к родине. Вот почему оно оказалось близко всем, кому дорога родина и свой народ. Героем «Слова...» является не какой-либо из князей, изображенных в нем, а русский народ, русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место.
Автор «Слова...» рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое. Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр, Дунай, это древние города Киев, Чернигов, Курск, Переяславль, Новгород, Белгород, Галич, Путивль и многие другие, это «сине море» и просторы степей - «страны незнаемой».
Обширности русской земли подчеркивается одновременностью действия в разных ее частях: «девицы поют на Дунай, - вьются голоса через море до Киева». Действующие лица «Слова...» передвигаются с гиперболической быстротой: Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, а наутро оружием отворотил ворота Новгорода.
В таких необозримых пространствах и могущество героев приобретает гиперболические размеры: галицкий Ярослав подпер горы угорские своими железными полками, затворив Дунаю ворота.
Не менее грандиозен и пейзаж «Слова...». Ветер, солнце, грозовые тучи не просто составляют фон, на котором разворачивается действие, но и сами участвуют в нем: солнце затмением заступает путь Игорю, как бы желает отвратить-его от гибельного для Руси похода на половцев, а Донец стелет бегущему из плена князю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом.
Природа предстает живой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающей за судьбу родины. Вот почему, как к живым, обращается Ярославна к ветру, веющему под облаками, к Днепру, лелеющему Святославовы ладьи, к солнцу, в безводной степи истомившему жаждой русских воинов.
Так к образе Русской земли объединяется для автора «Слова...» ее история и современность, села и города, реки и просторы степей, а главное - люди, ее населяющие, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» - пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь. Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя.
Войско Игоря - это на просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.
Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово...», главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.
Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А га любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизма.
В настоящий момент нет единого мнения насчет того, кто именно был автором произведения. Известно, что это был общественный деятель и поэт, образованный, выдающийся человек своего времени.
Историческая основа памятника – поход на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославовича, его сына Владимира и брата Всеволода. Герои: Игорь и Всеволод (братья); мужественны, честолюбивы, целеустремленны. Ярославна (жена князя Игоря) воплощает лиричное, женственное начало. Это обобщенный женский образ. Образ киевского князя Святослава (двоюродного брата Игоря и Всеволода) символизирует идею объединения Руси.
Композиционно “Слово…” делится на три части: вступление, повествовательная часть и заключение (“Будьте здравы, князья и дружина…”) “Золотое слово” Святослава – композиционный центр произведения. Особенности – композиция мозаичная. Наличие нескольких повествователей.
Идея “Слова…” – патриотическая. Объединение Руси как средство избежать кровавых княжеских междоусобиц.
Образная система “Слова…”: Святослав как воплощение государственной мудрости, Ярославна – символ женственности, образ автора, образ князя Игоря. Художественное совершенство “Слова…”. Русская земля – основной художественный образ “Слова…”. Связь с фольклором: сказочные мотивы, повторы, прием одушевления природы (плач Ярославны).
- Сюжетную основу “Слова о полку Игореве” составляют подлинные исторические события: неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против степных кочевников половцев весной 1185 года, который закончился...
- Почему, на ваш взгляд, “Слово о полку Игореве” ряд исследователей относят к воинским повестям? Ответ обоснуйте. О жанре “Слова о полку Игореве” в литературоведении нет...
- Поэма “Слово о полку Игореве” написана на древнерусском языке неизвестным автором, современником того времени. Он рассказывает о походе русских князей против половцев в 1185 году,...
- Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное...
- “Слово о полку Игореве” – величайший памятник древнерусской литературы, которая во многом определялась особой ролью христианской религии в жизни общества. Вот почему для людей той...
- В 80-х годах XII в. неизвестный нам автор создал величайшее произведение древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Открытие и публикация в 1800 г. “Слова”...
- Гениальный общий литературный памятник русского, украинского, белорусского народов – “Слово о полку Игореве” – был открыт случайно в 1795 году собирателем русских древностей Мусиным-Пушкиным. Высокие...
- Главным героем “Слова” является не какой – либо из князей, а русский народ, Русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место....
- “Слово о полку Игореве” – удивительнейший памятник древнерусской литературы. Более восьми веков назад неизвестный автор написал эти немудреные строки, а сколько научных статей и художественных...
- “Слово о полку Игореве” является художественным памятником не только русской поэзии, но всех восточнославянских литератур. Открыт он был знатоком русской древности А. И. Мусиным-Пушкиным в...
- Вторая часть “Слова…” – идейный центр произведения. Без исторического комментария невозможно понять высокий и трагический пафос обращения автора к князьям, постичь ту глубину страдания, которая...
- Вот свидетельства прошедших годов о том, когда впервые упоминается и от чего происходит название “Русская земля” и кто раньше начинает княжить в Киеве, – об...
- Драгоценнейший памятник древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Это произведение посвящено походу 1185 года новгорд-северского князя Игоря Святославича на половцев. На примере неудачи Игоря...
Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы
Цели и задачи урока:
Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
Развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе;
Обучение анализу литературного произведения;
Подготовить учащихся к написанию сочинения;
Воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.
Оборудование:
Компьютер, диск со слайдами;
Раздаточный материал (фрагменты статьи Д.С.Лихачева "Золотое слово русской литературы”);
Иллюстрации: гравюры В.А.Фаворского, миниатюры из Радзивилловской летописи XV в. и Лицевого летописного свода XVI в.
Эпиграфы:
"Слово о полку Игореве”… представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь – то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
Д.С.Лихачев
"Слово о полку Игореве”, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине.
Д.С.Лихачев
Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, – основной художественный образ "Слова…”
Д.С.Лихачев
Ход урока
I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.
1. Постановка цели:
– Назовите главные образы поэмы.
– "Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?
– Из чего складывается образ Русской земли?
2. Самостоятельное чтение фрагмента "Образ Русской земли в "Слове...” из статьи Д.С.Лихачева "Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).
Читая текст, учащиеся делают пометки:
"P ” – уже знал;
"+” – новое;
"-” – думал иначе;
"?” – есть вопросы.
II стадия – осмысление, ее цель – аналитическое чтение текста, получение новой информации.
1. Беседа по прочитанному:
– Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?
– Что показалось непонятным?
– Что удивило, взволновало?
– Что бы выделили как главное?
2. В процессе беседы составляется кластер (рис. 1):
3. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:
– Природа в "Слове…”;
– Люди Древней Руси в "Слове…”;
– История Руси в "Слове…”.
Группы составляют свой кластер по теме (рис. 2, 3, 4) и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа.
4. Выступление представителя каждой группы перед классом.
5. В процессе их выступления класс продолжает составление кластера:
III стадия – стадия рефлексии. Цель ее – анализ всего процесса изучения материала, обобщение полученной информации.
1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленный кластер:
– Было ли вам интересно на уроке?
– Сумели ли вы получить новые знания?
– Как же создается образ Русской земли в поэме?
– Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?
2. Что вы можете использовать в своем сочинении по теме "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве”?
Домашнее задание: написать сочинение "Образ Русской земли в "Слове…”
Литература к уроку:
1.Коровина В.Я. "Когда ты хочешь молвить слово…” // Литература в школе, 1995, № 4, с. 54-61.
2.Курилов А.С. Нравственные уроки "Слова о полку Игореве” // Русская словесность, 2000, № 5, с. 32-36.
3.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.
4.Прокофьев Н.И. "Слово о полку Игореве” // Литература в школе, 1985, № 4, с. 5-16.
5.Рыбаков Б.А. Как вникнуть в сущность "Слова о полку Игореве” // Литература в школе, 1990, № 4, с. 2-19.
6.Рыбаков Б.А. "Слово о полку Игореве” и его современники. – М., 1971.
7.Слово о полку Игореве. – М., 1980.
8.Ткаченко О. Литература и традиция // Литература (ПС), 1999, № 26, с. 6-11.
9.Фогельсон И.А. Учить учиться. Формирование навыков самостоятельной работы на уроке литературы // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, № 5, с. 30-31.
10.Шкляревский И. Загадки и тайны "Слова о полку игореве”. – М., 1998.