Урок литературного чтения "Сова" В. Бианки

Учитель: Прозорова Е.А.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

1. Образовательные:

а) формировать внимательное отношение к языку произведения; умения понимать образные выражения; высказывать своё отношение к прочитанному, анализировать текст.

б) совершенствовать умения осознанного и вдумчивого чтения про себя и вслух.

в) учить навыкам работы над выразительностью: выбор интонации, тона, темпа, громкости.

г) обучать младших школьников методам познания родного края.

д)показать неразрывную связь человека и природы.

2. Воспитательные:

а) воспитывать любовь к слову, природе, ко всему живому на земле.

б) положительную мотивацию через интерес к самому процессу чтения.

в) эстетическое, нравственное и практическое отношение к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней.

г) учить детей решать экологические проблемы, близкие и доступные младшему школьнику:

Защита и сохранение видового многообразия растений и животных и мест их обитания как природного окружения человека;

Защита о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей;

Охрана природной среды от разрушения и истощения;

3. Развивающие:

а) развивать устную речь учащихся, образное мышление, кругозор.

б) развивать читательские умения: слушать и говорить

в) научить детей прослеживать межпредметные связи.

Г)приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

Оборудование: портреты В.В.Бианки; иллюстрации луга, совы, клевера, шмелей; кроссворд, листы с тестами.

Ход урока.

1. Орг.момент.

2. Проверка д.з.

3. Мотивация на урок:

Отправляемся на чудесный летний луг. Но вспомним, как себя ведут в гостях, правила поведения в природе (не сорить, не рвать цветы, не ломать ветви деревьев, не разорять птичьи гнёзда, не пугать зверей).

- Закройте глаза. Постарайтесь представить что- то очень для вас приятное, близкое, красивое, то, что везде окружает нас. А может кто- нибудь почувствует запахи, услышит звуки?

(зелёные листики, пение птиц, аромат цветов).

- Как вы себя чувствовали, когда слушали голоса птиц?

(очень нежно, хотелось пойти в лес, на луг и посмотреть на птиц

- А как, вы, думаете, связан человек с природой?

  • (он сам является частью природы, влияет на её красоту, бережёт природу
  • Закрываем глаза (звучит стихотворение ):
  • Бежит тропинка через луг,

ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

да по колено травы.

  • Открываем глаза, мы на чудесном лугу. Но не просто будем гулять, но ещё и… (читать, наблюдать, вспоминать, думать)

4 Подготовительная работа.

Сегодня на уроке отправимся в удивительное путешествие, побываем в гостях у природы. Но для этого нам надо подготовиться.

  1. Слушание диска
  2. Кроссворд
  3. Беседа о писателе

Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома. Был у писателя и аквариум с рыбами, и террариум с черепахами, ящерицами и змеями.

Все свои наблюдения в природе В.В.Бианки записывал. Так же он записывал, путешествуя по стране, народные песни, сказки, прибаутки, поговорки. Все эти увлечения соединились вместе, так родилось более трёх десятков сказок.

Книги В.В.Бианки - это ответы на ваши постоянные "Отчего" и "Почему?"

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного

ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

— Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним рассказом В.В. Бианки «Сова».

  1. Беседа о сове

Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездятся в брошенных гнёздах; других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

В мире насчитывается около 130 видов сов. На территории России встречается 16.

5. Изучение нового материала

1. Словарная работа.

хо-ро-нишь-ся — хоронишься

сто-ро-нишь-ся — сторонишься

рас-сер-ди-лась — рассердилась

от-ча-ян-ная — отчаянная

пе-ре-кли-ка-ют-ся — перекликаются

за-гля-ды-ва-ют - заглядывают

стар — старик — стариковом

шмель — шмелевые

корм — кормовистый

глаза — глазищами

лез — вылезла

носить — переносить

2. Первичное чтение.

Читает учитель

Чтение сказки цепочкой .

Работа по частям, работа по содержанию.

1 часть - до слов» Ночь пришла»

- Как обратилась Сова к старику?

- А что Старик ответил ей?

- Почему Старик не считал Сову своим другом?

- Как ответил он на её предупреждение?

2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…»

- Почему мыши так расхрабрились?

- Чем они занялись на лугу?

- Как предупреждает Сова Старика о возможной беде?

- Прислушался ли он к совету Совы?

- Подумайте, как ответ Старика характеризует его?

(Легкомысленный, ненаблюдательный)

3 часть- до слов « Старик браниться…»

Словарная работа:

Клевер кормовистый- клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень- пыльца.

- Почему не родится клевер на лугу?

- Что стало с коровой?

- Найдите три предупреждения Совы.

- О чём она предупреждает Старика?

- Меняется ли его поведение?

(Герой стал задумываться о правильности своего поведения).

4 часть - до слов « Простила Сова…»

- Что изменилось в Старике?

(Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)

- Когда Старик понял свою ошибку?

(Вот и чай белить Старику нечем стало»)

- Права ли оказалась Сова? Пришлось ли старику кланяться?

- Найдите пословицу. Что она означает?

(Дружно не грузно, а врозь хоть брось).

5 часть .- до конца сказки.

- Как Старик исправил ошибку? Что он понял?

(В природе всё друг с другом связано

- В какой пословице содержится главная мысль сказки?)

- Убедил ли нас писатель том, что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга?

О связи всего живого можно написать научную статью, но В. Бианки написал художественное произведение. Почему?

- Докажите, что это действительно сказка.

(Произведение « Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами, действуют, думают как люди; использована поговорка:

Мыши не волки, не зарежут тёлки, пословица: Дружно не грузно, а врозь хоть брось; слова автора звучат как стихи- складно»

При чтении встретятся слова Как вы их понимаете?

  • кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту. Клевер можно встретить на лугах, лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них много сладкого нектара. Клевер специально высевается на колхозных полях, т.к. даёт питательное сено для скота. А ещё цветки растения используются в медицине.
  • цветень - пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. Многие из вас видели на цветках растений пчёл, шмелей, бабочек. Здесь они кормятся цветочным соком - нектаром. Но не только кормятся, они ещё выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа - опыление цветков. В цветках, кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда шмель садится на цветок, пыльца остаётся на мохнатом тельце. Перелетая с цветка на цветок, шмель невольно переносит на него и пыльцу - опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые - опылители.
  • пойло - питательное питьё для скота
  • Вы читали 1и 2 части произведения. Какие основные моменты можно выделить? Вспоминаем. (ответы уч-ся: Старик показан легкомысленным, ненаблюдательным, грубым в общении. Прогонял сову с луга, не считал её своим другом, не прислушивался к советам, ведь она много раз предупреждала его о возможной беде).
  • А какая беда? (от такого грубого отношения сова перестала ловить мышей, она улетела, забралась в дуб; мыши стали рыть землю, искать шмелиные гнёзда ).
  • Старик легкомысленный. А сова? (мудрая, всё понимает).
  • Какого человека называют мудрым? (который даёт советы, предупреждает об ошибках).
  • Сова мудрая. А ещё? (смелая).
  • Подберите близкие по смыслу слова …(храбрая, мужественная, отважная, решительная).
  • Какие приёмы увидели? (сравнение: нос - крючком, мыши не волки)
  • Объясните, сказку или рассказ мы читаем? (произведение «Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами; действуют, думают как люди; встречаются пословицы, поговорки).
  • Хорошо, я с вами согласна. Это сказка. А ещё В.Бианки считают создателем нового жанра - «Сказки - несказки» (слайд №1) . Они рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения. И попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.
  • Надеюсь, что и вы сегодня сами ответите на свои «почему»? и много сделаете открытий. Над лугом нависла беда. Что же было дальше?

5. Работа над содержанием следующих частей произведения .

1) 3 часть

  • 3часть читаем выразительно цепочкой по предложению, понаблюдаем за языком автора. При чтении верно выбираем: темп, громкость, тон (на доске)

б) Целевая установка .

  • При чтении нужно найти следующие 3 предупреждения совы (на доске).

в) чтение

г) проверка восприятия

  • О чём теперь предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1.Шмели с луга летят. 2. Не кому переносить цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.
  • Что стало с коровой? Зачитайте.
  • Меняется ли поведение старика? (старик « в затылке скребёт», молчит, ничего не говорит на предупреждения совы; стал задумываться о правильности своего поведения).
  • Сравните, как, каким тоном разговаривал старик вначале, как отвечал теперь на предупреждения совы? (грубо, свысока, а теперь молчит, ничего не говорит ).
  • Какие приёмы здесь использует Бианки? (олицетворение- ветер гуляет; сравнение - травы с кашей).
  • Трава без клеверу, что каша без масла. Как вы это понимаете? (клевер имеет сочные мягкие стебельки, от цветов идёт приятный запах, и животные с удовольствием едят траву, где растёт клевер. Ну, а каша с маслом - вкусная и питательная).

Вывод:

  • Старик изменяется, начинает задумываться над своим поведением, прислушивается к словам совы.
  • Как бы вы прочитали слова совы, в которых содержится предупреждения, выберите нужную карточку. Зачитайте, показав голосом (на доске карточки ): строго, с мольбой, с насмешкой, радостно, с возмущением, с досадой.
  • Не попадает цветень с цветка на цветок, не родится клевер на лугу, корова стала тощать. Молчит старик, ничего не говорит.

2) 4 часть - комбинированное чтение (учитель - уч-ся хором).

а) Целевая установка .

  • Заметьте, каким здесь видим старика, что изменилось в нём?

б) чтение

в) проверка восприятия

  • Каким здесь видим старика, что в нём изменилось? (стал более добрым, пошёл кланяться к сове, т.е. просить о помощи).
  • Когда старик понял свою ошибку? (вот и чай белить нечем).
  • Как бы вы прочитали слова старика, выберите нужную интонацию
  • Права ли оказалась сова?
  • Прочитайте 1 предложение этой части. Как вы его понимаете? (от слов мало толку, надо дело делать, исправлять ситуацию)
  • Когда старик просит о помощи, как реагирует сова? (уже его простила, глазищами луп-луп, т.е. рада, ей то какого без мышей - они для неё еда).
  • Что хотела сказать сова пословицей: « Дружно не грузно, а врозь хоть брось»? (ответы уч-ся).
  • Бианки использует такие приёмы как… (олицетворение и сравнение ).

Тема: «В. Бианки «Сова»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: знакомство с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».

Задачи:

Предметные:

1) познакомить учащихся с творчеством и страницами жизни В. Бианки;

2) дать понятие о новом литературном жанре «познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;

3) продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора;

Метапредметные:

4) закрепить библиографические знания;

5) развивать умения анализировать текст, искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную мысль;

6) развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);

7) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;

Личностные:

8) развитие интереса к чтению;

9) воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.

Оборудование:

  • выставка книг В.Бианки;
  • презентация (Приложение );
  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
  • карточки для словарной работы и с деформированным планом;
  • аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл ).

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

Прозвенел и смолк звонок. Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

Какой раздел мы изучаем?

С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

- Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» по вопросам в учебнике (с. 145, задание 6)

Выполнение задания 7 на с. 145

Кто такой музыкант? Посмотрели ли вы в энциклопедии?

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте. А также вообще человек, занимающийся такой игрой.

ΙΙΙ. Актуализация знаний.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

  • Всю ночь летает - мышей добывает,
  • а станет светло - спать летит в дупло. (Картина на доске )

А что вы знаете об этой птице?

(Сообщение ученика).

Сова – ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

ΙV. Сообщение темы и цели урока.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

  • Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?

У. Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

На доске:

Узнаем…….

Научимся….

V. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Смысловое прогнозирование .

О чем, по-вашему, это произведение?

Проверим наши предположения.

VΙ. Первичное знакомство с текстом.

1) Чтение текста учителем и учащимися.

Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

2) Словарная работа.

Как можно заменить слова и выражения? (Работа в парах с карточками )

Утекает

убегает.

Кормовистый

клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

прятаться, таиться.

Раздолье

много места.

Как бы худа не вышло

как бы беды не было.

Чай белить

добавлять молоко в чай.

Пойло

питательное питьё для скота.

Проверка.

Физминутка для глаз (Слайд 4)

VΙΙ. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса.

К какому жанру относится произведение, которое вы прочитали? Покажите с помощью сигнальных кругов. (На партах у детей сигнальные круги литературных жанров ). (Слайд 5)

На доске:

Почему вы так решили?

К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.

Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

VΙΙΙ. Закрепление усвоения содержания сказки.

Ответы найти по тексту сказки.

- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу?

Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл ).

Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (
Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (
Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит,
(Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (
Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

ΙX. Работа над усвоением смысла прочитанного.

1. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

Назовите главных героев. (Картинки с изображением героев помещаются на доске)

Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся. ) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах . Проверка по слайду. (Слайд № 6)

2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой . Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

  • Рассердилась сова.
  • Молока у Коровы мало.
  • Шмели на чужих лугах гуляют.
  • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
  • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
  • Пошел Старик Сове кланяться.

Взаимопроверка. (Слайд №8)

X. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание (Слайд 8):

  1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору по плану.

2. Чтение по ролям

XΙ. Рефлексия.

Закончите предложения (Слайд 9):

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…

XΙΙ. Подведение итогов.

Над каким произведением работали?

Какого жанра? Чему нас учит произведение В. Бианки?

А как вы, дети, можете помочь природе?

Используемые источники:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012.
  2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2015 г.

Поэзия природы стала основой художественности в сказках Виталия Валентиновича Бианки. Свобода вымысла соединилась в его сказках с правдой о несказанно причудливом мире леса, полей, рек и озер В сказке «Сова» поведано, как тесно связана между собой жизнь птиц, насекомых, зверей и самого человека. Перестала Сова летать на поле: обидел ее Старик - и развелось много мышей, покинули поле шмели, некому стало опылять клевер, не стало хорошего корму и все меньше стала доиться Корова. И вот уже нечем Старику забелить чай.

Нос у каждой птицы свой, хорошо приспособлен для ее жизни. И трудно решить, чей же нос лучше («Чей нос лучше?»).

Что ни сказка - то новая страница из многолистной писательской энциклопедии, в которой охвачены все месяцы года, все следующие чередом изменения в природе.

Все в этом мире до мельчайших мелочей известно писателю. Все поражает своей затейливостью. Однако верный свойствам сказки как искусству Бианки не только несет своим читателям знание. Он всегда остается художником. Отсюда веселая игра интонаций, метких выражений и вообще весь склад «исательской речи - речи повествователя - поэта и художника. Вот и про Сову сказано, что она «вдовушка», что «из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туи. Эта игра словом, как в прибаутках, как в детских играя. Маленькая сказочка «Лис и Мышонок» стала привлекательнее от одного необычного словечка в последней фразе: «отнорочек». Лис сказал, что подстережет Мышонка в норе.

А Мышонок отвечает: есть, мол, у меня спаленка, есть и кладо-вочка - можно отсидеться. Но Лис не отступает - говорит, что разроет норку. Тут Мышонок и сказал: «А я от тебя в отнорочек- и был таков!» Все в сказках Бианки располагает к любви к миру живой природы - любви высокой, облагораживающей, той, без которой нет настоящего человека.

Русские писатели всегда охотно обращались к разработке тем, мотивов и образов сказочного фольклора других народов и народностей. В наше время переход сказок от народа к народу - один из могучих и плодотворных источников взаимного обогащения культур братских народов многонационального Советского Союза. Выдающийся успех пришел к писателю-дальневосточнику Дмитрию Дмитриевичу Нагишкину, когда он решился на воссоздание в сказках фольклорных преданий и мифов нанайцев, ульчей, нивхов, орочей и других малых народов Приамурья и Приморья. Нагишкин нашел здесь все, чем привлекательно подлинное художественное творчество, - глубокую жизненность, романтическую героику, дерзкий вымысел и неповторимость такого взгляда на мир, в котором объединились древние традиции мифа и реализм.

Герой сказки писателя храбрец, отважный Азмун, чтобы спасти свой народ от голодной смерти, спустился на дно морское. Спустился и увидел: лежит на нарах старый Тайрнадз, владыка моря, спит, забыл о нивхах - перестал посылать им рыбу. Разбудил Тайрнадза юноша: «Я - Азмун, нивхского народа человек, - назвал себя герой.- Отец, нивхам помоги - нивхам рыбу пошли. Отец, нивхи с голоду помирают». Это речь человека, помнящего о своем долге. И стыдно стало Тайрнадзу. В трактовке сказочного подвига ощутима манера Нагишкина как автора романа о герое-комсомольце Виталии Бонивуре («Сердце Бонивура»). В истории о юноше Азмуне подвиг во имя счастья и благополучия народа воссоздается в полном соответствии с героическим пафосом нивхских преданий. В фольклоре народов Дальнего Востока писатель нашел близкое себе.

Источники:

  • Сказки русских писателей/ Вступит, статья, сост., и коммент. В. П. Аникина; Ил. и оформл. А. Архиповой.- М.: Дет. лит., 1982.- 687 с.
  • Аннотация: В книгу вошли сказки русских писателей XIX и XX вв.

Главные герои сказки Бианки «Сова» — Старик и Сова. Старик сидел и пил чай с молоком. Когда мимо него пролетала Сова, она поздоровалась и назвала Старика другом. Старик сердито ответил, что Сова ему не друг.

Тогда Сова обиделась и сказала, что больше не будет прилетать на луг Старика, где растет клевер, и не будет там ловить мышей. Старик Сову слушать не стал и прогнал ее прочь.

Сова перестала летать на его луг, и мыши осмелели. Они стали разорять гнезда шмелей, и шмели улетели с этого луга. Некому стало опылять клевер, и он не уродился.

Без клевера корова Старика стала давать мало молока. А вскоре молоко у коровы и вовсе пропало. Не с чем стало Старику чай пить и пришлось ему идти к Сове мириться. Сова простила Старика и стала вновь летать на луг, охотиться на мышей.

Шмели вернулись, стали опылять клевер как раньше, а от клевера и у коровы молоко появилось. Старик снова стал с молоком чай пить и Сову теперь в гости приглашает.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Бианки «Сова» заключается в том, что не следует пренебрежительно относиться к тем, кто нас окружает. Возможно, от кого-то из них зависит и наше благополучие. Старик прогнал Сову и остался, в итоге, без молока.

Сказка Бианки «Сова» учит быть дружелюбным и приветливым.

Какие пословицы подходят к сказке «Сова»?

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Все в этом мире до мельчайших мелочей известно писателю. Все поражает своей затейливостью. Однако верный свойствам сказки как искусству Бианки не только несет своим читателям знание. Он всегда остается художником. Отсюда веселая игра интонаций, метких выражений и вообще весь склад «исательской речи - речи повествователя - поэта и художника. Вот и про Сову сказано, что она «вдовушка», что «из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туи. Эта игра словом, как в прибаутках, как в детских играя. Маленькая сказочка «Лис и Мышонок» стала привлекательнее от одного необычного словечка в последней фразе: «отнорочек». Лис сказал, что подстережет Мышонка в норе. А Мышонок отвечает: есть, мол, у меня спаленка, есть и кладо-вочка - можно отсидеться. Но Лис не отступает - говорит, что разроет норку. Тут Мышонок и сказал: «А я от тебя в отнорочек- и был таков!» Все в сказках Бианки располагает к любви к миру живой природы - любви высокой, облагораживающей, той, без которой нет настоящего человека.

Русские писатели всегда охотно обращались к разработке тем, мотивов и образов сказочного фольклора других народов и народностей. В наше время переход сказок от народа к народу - один из могучих и плодотворных источников взаимного обогащения культур братских народов многонационального Советского Союза. Выдающийся успех пришел к писателю-дальневосточнику Дмитрию Дмитриевичу Нагишкину, когда он решился на воссоздание в сказках фольклорных преданий и мифов нанайцев, ульчей, нивхов, орочей и других малых народов Приамурья и Приморья. Нагишкин нашел здесь все, чем привлекательно подлинное художественное творчество,- глубокую жизненность, романтическую героику, дерзкий вымысел и неповторимость такого взгляда на мир, в котором объединились древние традиции мифа и реализм.

Герой сказки писателя храбрец, отважный Азмун, чтобы спасти свой народ от голодной смерти, спустился на дно морское. Спустился и увидел: лежит на нарах старый Тайрнадз, владыка моря, спит, забыл о нивхах - перестал посылать им рыбу. Разбудил Тайрнадза юноша: «Я - Азмун, нивхского народа человек,- назвал себя герой.- Отец, нивхам помоги - нивхам рыбу пошли. Отец, нивхи с голоду помирают». Это речь человека, помнящего о своем долге. И стыдно стало Тайрнадзу. В трактовке сказочного подвига ощутима манера Нагишкина как автора романа о герое-комсомольце Виталии Бонивуре («Сердце Бонивура»). В истории о юноше Азмуне подвиг во имя счастья и благополучия народа воссоздается в полном соответствии с героическим пафосом нивхских преданий. В фольклоре народов Дальнего Востока писатель нашел близкое себе.