Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в

Представлении о разумной закономерности мира, красоте природы, нравственных идеалах

Объективное отражение окружающего мира

Стремление к разумной ясности гармонии, строгой простоте

Формирование эстетического вкуса

Сдержанность и спокойствие в проявлении чувств

Рационализм и логичность в поступках

Рококо – это..

стиль в искусстве 18 века, характерной чертой которого были пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, напоминающим силуэт раковины.

43. Рокайл – это…… главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины и диковинных растений.

44. Маскаро́н -это…. вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас

45. Сентиментализм – это… это направление в литературе и искусстве второй половины 18 века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к окружающему миру, где любовь к человеку и природе лежит на первом месте.

Какое из выдающихся архитектурных сооружений классицизма именуют «Сказочным сном»

Резиденция французских королей в предместье Парижа – Версальский дворец.

47. Принципы градостроения в эпоху классицизма:

Создание идеального города с постройками выполненными по единому плану. Городской ансамбль проектируются в виде квадрата или прямоугольника в плане. Внутри них планируется строго регулярная прямоугольная или радиально кольцевая система улиц с городской площадью в центре.

48. Почему творчество Н.Пуссена называют вершиной классицизма в живописи?

Н.Пуссен- основатель стиля классицизм. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.

Н.Пуссен

49. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» - А.Ватто и Ф.Буше

Мир сложных любовных интриг и жизнь на фоне первозданной природы.

Назовите композиторов Венского классицизма.

А – Йозиф Гайдн, Б – Вольфганг Моцарт, С – Людвиг ванн Бетховен

А Б С

51. Симфония – это… (созвучие) произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей, где первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной , которой и определяется

МХК, 11 класс

Урок № 6

Искусство классицизма и рококо

Д.З.: Глава 6, ?? (с.63), тв. задания (с.63-65), таб. (с. 63) в тетради заполнить

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • дать представление об искусстве классицизма, сентиментализма и рококо;
  • расширять кругозор, навыки анализа жанров искусства;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к музыкальному творчеству рококо.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • О. Фрагонар;
  • классицизм;
  • Г. Риго;
  • рококо;
  • сентиментализм;
  • гедонизм;
  • рокайлеи;
  • маскароны;
  • В.Л. Боровиковский;
  • ампир;
  • Ж. Ж. Руссо

Проверка знаний учащихся

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами.

2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи?

3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему?

4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?

Универсальные учебные действия

  • оценивать ; выявлять способы и средства находить ассоциативные связи систематизировать и обобщать
  • определять существенные признаки стилей классицизма и рококо, соотносить их с определенной исторической эпохой;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи ;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
  • находить ассоциативные связи и различия между художественными образами классицизма, барокко и рококо, представленными в различных видах искусства;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
  • выдвигать гипотезы, вступать в диалог , аргументировать собственную точку зрения по сформулированным проблемам;
  • систематизировать и обобщать полученные знания об основных стилях и течениях искусства XVII-XVIII вв. (работа с таблицей)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Эстетика классицизма.
  • Рококо и сентиментализм.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеют эстетика классицизма, искусство рококо и сентиментализм?


подвопросы

  • Эстетика классицизма. Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы. Главное содержание искусства классицизма и его творческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Понятие о стиле ампир.
  • Рококо и сентиментализм *. Происхождение термина «рококо». Истоки художественного стиля и его характерные особенности. Задачи рококо (на примере шедевров декоративно-прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных течений в рамках классицизма. Эстетика сентиментализма и его основоположник Ж. Ж. Руссо. Специфика русского сентиментализма в литературе и живописи (В. Л. Боровиковский)

Эстетика

классицизма

  • Новый художественный стиль - классицизм (лат. classicus образцовый) - следовал классическим достижениям Античности и гуманистическим идеалам Возрождения.
  • Искусство Древней Греции и Древнего Рима стало для классицизма главнейшим источником тем и сюжетов: обращения к античной мифологии и истории, ссылки на авторитетных учёных, философов и писателей.
  • В соответствии с античной традицией был провозглашён принцип первенства природы.

Левицкий Д.Г.

Портрет

Дени Дидро. 1773-1774 гг. Музей искусства и истории города Женевы в Швейцарии.

«…изучать Античность, чтобы научиться видеть Природу»

(Дени Дидро)


Эстетика

классицизма

Эстетические принципы классицизма:

1. Идеализация древнегреческой культуры и искусства, ориентация на нравственные принципы и идеи гражданственности

2. Приоритет воспитательного значения искусства, признание ведущей роли разума в познании прекрасного.

3. Пропорциональность, строгость, ясность в классицизме сочетаются с законченностью, завершенностью художественных образов, универсализмом и нормативностью.

  • Главным содержанием искусства классицизма стало понимание мира как разумно устроенного механизма, где человеку отводилась существенная организующая роль.

О. Фpaгonap. Портрет

Дени Дидро. 1765-1769 гг. Лувр, Париж


Эстетика

классицизма

Творческий метод классицизма:

  • стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте;
  • приближение к объективному отражению окружающего мира;
  • соблюдение правильности и порядка;
  • подчинение частного главному;
  • высокий эстетический вкус;
  • сдержанность и спокойствие;
  • рационализм и логичность в поступках.

Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской (1648). Лондонская Национальная картинная галерея


Эстетика

классицизма

Каждому из видов искусства были

присущи свои особенные черты:

1. Основой архитектурного языка

классицизма становится ордер ( тип

архитектурной композиции, использующий

определённые элементы и

подчиняющийся определённой архитектурно-

стилевой обработке ) , гораздо более

близкий по формам и пропорциям к

зодчеству Античности.

2. Произведения архитектуры отличают

строгая организованность

соразмерность и уравновешенность

объёмов, геометрическая

правильность линий, регулярность

планировки.

3. Для живописи характерны : чёткая

разграниченность планов, строгость

рисунка, тщательно выполненная

светотеневая моделировка объёма.

4. Особую роль в решении

просветительской задачи играли

литература и в особенности театр ,

ставший самым массовым видом

искусства этого времени.

Ш. Персье, П.Ф.Л. Фопmеп.

Триумфальная арка на площади Каррусель в Париже. 1806 г. (стиль - ампир)


Эстетика

классицизма

  • в эпоху царствования «короля – солнце» Людовика XIV (1643-1715) была выработана некая идеальная модель классицизма, которой подражали в Испании, Германии, Англии и в странах Восточной Европы, Северной и Южной Америки.
  • вначале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка.

Г. Риго. Портрет Людовика XIV.

1701 г. Лувр, Париж


Эстетика

классицизма

  • Казанский собор в Петербурге (1801-1811 гг.) Арх. А.Н. Воронихин.
  • Искусство в форме так называемого революционного классицизма, служило идеалам борьбы против тирании, за утверждение гражданских прав личности, созвучных Французской революции.
  • На последней стадии своего развития классицизм активно

выражал идеалы наполеоновской империи.

  • Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (от фр. style Empire - «имперский стиль») – стиль позднего (высокого)

классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во

Франции в период правления императора Наполеона I.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

  • Характерной особенностью XVIII в. в западноевропейском искусстве стал неоспоримый факт одновременного существования с классицизмом барокко, рококо и сентиментализма.
  • Признавая только гармонию и порядок, классицизм «выпрямил» причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенёс в сферу отношений между отдельной личностью и государством. Барокко, изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму и рококо.

О. Фрагонар. Счастливые

возможности качелей. 1766 г.

Коллекция Уоллес, Лондон


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

В 20-е гг. XVIII в. во Франции

сложился новый стиль искусства –

рококо (фр.rocaille - раковина). Уже

само название раскрывало

главную, характерную черту этого

стиля – пристрастие к изысканным

и сложным формам, причудливым

линиям, во многом напоминавшим

очертания раковины.

Раковина то превращалась в

сложный завиток с какими-то

странными прорезями, то в

украшение в виде щита или

полуразвёрнутого свитка с

изображением герба или эмблемы.

Во Франции интерес к стилю

рококо ослабел уже к концу 1760-х

гг., но в странах Центральной

Европы его влияние было

ощутимо вплоть до конца XVIII

столетия.

Ринальдиевское рококо:

интерьеры Гатчинского замка.

г. Гатчина


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Главная цель искусства рококо - доставлять чувственное

наслаждение ( гедонизм ). Искусство должно было

нравиться, трогать и развлекать, превращая жизнь в утончённый маскарад и «сады любви».

Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства рококо.

Аллегория изобразительного искусства,

1764 г. - Холст, масло; 103 х 130 см. Рококо. Франция. Вашингтон, Нац. галерея.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Характерными чертами стиля рококо в произведениях искусства:

грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость

и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике;

Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных картушей, масок;

сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота;

культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции, изощрённая чувственность, эротичность;

Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам («Прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного человека;

эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность

образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов,

чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного

взгляда или влажного блеска в глазах.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях

декоративно-прикладного искусства Франции (интерьерах дворцов

и костюмах аристократии). В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре - в виде свитков, щитов и замысловатых раковин - рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих

соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маекаранов (лепных или резных масок в виде

человеческого лица или головы зверя, размещённых над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Сентиментализм (фр. sentiment - чувство). В мировоззренческом плане он, как и классицизм, опирался на идеи просветительства.

Важное место в эстетике сентиментализма занимало изображение мира чувств и переживаний человека (отсюда его название).

Чувства воспринимались как проявление природного начала в человеке, его естественного состояния, возможного только при тесном контакте с природой.

Достижения цивилизации с множеством

соблазнов, развращавших душу

«естественного человека», приобретали

явно враждебный характер.

Своеобразным идеалом

сентиментализма стал образ сельского

жителя, следовавшего законам

первозданной природы и живущего в

абсолютной гармонии с ней.

Court Joseph-Desire (Жозе-Дезери Кур). живопись. Франция


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Основоположником сентиментализма считают французского просветителя Ж.Ж. Руссо, провозгласившего культ

естественных, природных чувств и

потребностей человека, простоты и

сердечности.

Его идеалом был чувствительный,

сентиментальный мечтатель,

одержимый идеями гуманизма,

«естественный человек» с «прекрасной душой», не развращённый буржуазной цивилизацией.

Главную задачу искусства Руссо

видел в том, чтобы учить людей

добродетели, звать их к лучшей

жизни.

Главный пафос его произведений

составляет восхваление человеческих чувств, высоких страстей, пришедших в столкновение с общественными, сословными предрассудками.

Французский̆ философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Родился: 28 июня 1712 г., Женева. Умер:2 июля 1778 г. (66 лет), Эрменонвиль, близ Парижа.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Правомернее всего рассматривать сентиментализм как одно из художественных течений, действовавших в рамках классицизма.

Если рококо делает акцент на внешнем проявлении чувств и эмоций, то сентиментализм

подчёркивает внутреннюю,

духовную сторону бытия человека.

В России наиболее яркое воплощение сентиментализм нашёл в литературе и в живописи, например в творчестве В. Л. Боровиковского.

В.Л. Боровиковский. Лизынька и Дашинька. 1794 г. Государственная

Третьяковекая галерея,Москва


Контрольные вопросы

1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барокко?

2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось отказаться?

3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его особенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном искусстве?

4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли

5*. На каких идеях просветительства базировался сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?



Темы презентаций, проектов

  • «Роль Франции в развитии европейской художественной культуры».
  • «Человек, природа, общество в эстетической программе классицизма».
  • «Образцы Античности и Возрождения в искусстве классицизм».
  • «Кризис идеалов барокко и искусство классицизма».
  • «Рококо и сентиментализм - сопутствующие стили и течения классицизма».
  • «Особенности развития классицизма в искусстве Франции (России и др.)».
  • «Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма».
  • «Культ естественного чувства в искусстве сентиментализма».
  • «Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового искусства».

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Кобяков Руслан. Санкт-Петербург

Классицизм - это художественное направление эпохи абсолютизма. Классицизм складывается во Франции в 17 веке, в эпоху Людовика ХІУ, вошедшего в историю знаменитой фразой: «Государство – это я». Крупнейшими представителями классицизма во французской литературе являются трагики Корнель и Расин, комедиограф Мольер, баснописец Лафонтен. Эстетическая программа классицизма была изложена в стихотворном трактате Никола Буало «Поэтическое искусство».

Предметом искусства, по мнению классицистов, может быть только высокое, прекрасное. «Чуждайтесь низкого, Оно всегда уродство…»- писал Буало. В реальной жизни высокого, прекрасного немного, поэтому классицисты обращались как к источнику прекрасного к античному искусству. Заимствование сюжетов, героев из античной литературы – характерная черта классицизма.

Пафос классицизма, формировавшегося в эпоху, когда государство в форме абсолютной монархии играло прогрессивную роль, - утверждение главенства государственных интересов над личными. Этот гражданский пафос по-разному выражался в разных жанрах.

Классицисты создали строгую жанровую систему. Жанры делились на высокие (к ним относились трагедия, эпическая поэма, ода) и низкие (комедия, басня, сатира). Все жанры были четко отделены друг от друга, для каждого существовали законы, которых должны были придерживаться писатели. Так, для трагедии классицизма обязательными были конфликт чувства и долга, закон трех единств («Пусть всё свершится в день И в месте лишь одном…» - писал Буало), пятиактная композиция и александрийский стих как форма повествования. Нормативность классицистической эстетики не стала препятствием для художников, лучшие из которых в пределах строгих законов классицизма смогли создать яркие, художественно убедительные произведения.

Особенности трагедий классицизма. Трагедия Корнеля «Сид»

Трагедия была ведущим жанром литературы классицизма.

В эстетике классицизма была тщательно разработана теория трагедии. Основные законы её следующие. 1. В основе трагедии лежит внутренний конфликт чувства и долга. Этот конфликт принципиально неразрешим, и трагедия заканчивается гибелью героев. 2. Сюжет трагедии подчиняется закону трёх единств: единства места (все события происходят в одном месте), единства времени (все события происходят за 24 часа), единства действия (в трагедии нет побочных сюжетных линий, не работающих на основной конфликт). 3. Трагедия пишется стихом. Определен и размер: александрийский стих.

Одна из первых великих классицистических трагедий – «Сид» Пьера Корнеля (1637). Герой трагедии – мужественный и благородный рыцарь Родриго Диас, воспетый в испанском героическом эпосе «Песнь о моем Сиде» и многочисленных романсах. Действие в трагедии Корнеля движется конфликтом чувства и долга, который реализуется через систему частных конфликтов, перетекающих друг в друга. Это конфликт чувства и государственного долга (сюжетная линия инфанты), конфликт чувства и фамильного долга (сюжетные линии Родриго Диаса и Химены) и конфликт фамильного долга и государственного долга (сюжетная линия короля Фернандо). Все герои трагедии Корнеля после мучительной борьбы выбирают долг. Утверждением идеи государственного долга и завершается трагедия.

«Сид» Корнеля был восторженно принят зрителями, но стал объектом острой критики в литературной среде. Дело в том, что драматург нарушил основополагающие законы классицизма: закон единства жанра (в «Сиде» трагедийный конфликт получает благополучное разрешение), закон трёх единств (в «Сиде» действие происходит в течение 36 часов в трех разных местах), закон единства стиха

(стансы Родриго написаны не александрийским стихом). Со временем отступления от классицистических норм, допущенные Корнелем, забылись, сама же трагедия продолжает жить в литературе и на сцене.

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами. 2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи? 3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему? 4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?