«Образ весны в искусстве. Образы природы в искусстве

4

«Образ Весны в искусстве и литературе».

Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное

воспитание ученика.

Задачи занятия:1. Расширение кругозора, развитие общей культуры ученика

2. Ознакомление с общечеловеческими ценностям мировой

культуры.

3. Воспитание любви к родной культуре.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие

2. Образ Весны в искусстве и литературе.

Учитель включает отрывок из произведения Вивальди «Времена года. Весна». Дети внимательно слушают.

Учитель: Ребята мы начали с вами занятие с музыки. И это не случайно! Скажите, какие чувства вы испытали, слушая эту музыку?

Ученики : Она радостная, живая. Нам стало очень хорошо.

Учитель : Действительно музыка жизнеутверждающая, энергичная. Ее написал итальянский композитор Антонио Вивальди. И открою вам секрет: посвящена она одному из времен года. Какому?

Ученики : Лету?

Учитель : Сейчас я прочту вам начало стихотворения Ф.И.Тютчева и вы обязательно догадаетесь.

Еще в полях белеет снег, а воды…

Ученики : Это – весна.

Учитель : Ну конечно, ребята. Это весна . Тема нашего занятия «Образ Весны в искусстве и литературе» . Издавна люди сравнивали весну с чем-то светлым, новым, она была символом возрождения жизни. Я не случайно начала занятие с музыкального произведения. Многие композиторы посвящали свои произведения временам года. Наш великий русский композитор создал цикл из 12 пьес для фортепьяно «Времена года». Кто-нибудь догадывается, как его имя?

Ученик: Это Петр Ильич Чайковский.

Учитель : Ну, конечно же. Петр Ильич Чайковский очень любил Россию и ее удивительную природу, а еще он очень любил и ценил русскую поэзию. В своем сборнике «Времена года» он каждую пьесу, посвященную определенному месяцу, он предварил эпиграфом, т.е. отрывком из стихотворения какого-нибудь русского поэта. Например, перед пьесой «Март. Песнь жаворонка» стоит эпиграф из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:

«Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Перед пьесой «Апрель. Подснежник» Чайковский поставил тоже стихотворение Майкова:

«Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…»

А вот пьесу «Май. Белые очи» предваряет отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета:

«Какая ночь! На всем такая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!»

А сейчас ребятки мы послушаем эти три пьесы П.И. Чайковского, посвященные Весне.(Учитель включает магнитофон).

А.С.Пушкин:

«Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

Улыбкой ласковой природа

Сквозь сон встречает утро года».

А.А.Фет:

«Еще весны душистой нега

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути».

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая.

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

И.С. Никитин:

«Полюбуйся. Весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!»

Учитель: Молодцы ребята. Я, продолжая «пернатую» тему весны, прочту вам удивительные стихи Николая Заболоцкого:

«Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворечнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.

По колено затоплены тополи.

Пробуждаются клены от сна,

Чтоб, как бабочки, листья захлопали».

Не только поэты, композиторы, но и художники изображали весну на своих полотнах. Какая картина и какого русского художника о весне связана с грачами?

Ученица: Это картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

Учитель: Молодец. Я хочу показать вам эту картину. (Показывает репродукцию детям)

А вот еще одна картина. Это полотно ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана «Апрель» Что общего в этих картинах по вашему мнению?

Ученик : Это начала весны. Еще лежит снег. И весна только еще ощущается. Она незримо присутствует в природе. Это только настроение.

Учитель . Ты прав и ты замечательно передал характер этих картин. Но в мировой живописи существуют картины, где художники передают образ весны в человеческом образе. Как правило, весна-это прекрасная молодая женщин с цветами. Это традиция идет от изображения греческой богини плодородия Деметры. Да и в пьесе «Снегурочка» А.Н. Островского Весна – молодая женщина, мать Снегурочки.

Сейчас я покажу вам три картины разных художников, изобразивших весну в человеческом облике. Это картина А.Г.Венецианова «На пашне. Весна», Сандро «Боттичелли «Весна», Джузеппе Арчимбольдо «Весна». Что вы можете сказать об этих картинах? (Учитель показывает репродукции )

Ученица : Картина Арчимбольдо очень странная. Какое-то существо украшено цветами!

Учитель: Арчимбольдо – удивительный художник. Он творил XVI веке. Это был большой фантазер и единственный в своем роде портретист. Он «составлял» лица людей из овощей, фруктов, цветов. Таков портрет весны. Цветы главное в композиции. От их многообразия захватывает дух. А что мы можем сказать о других картинах.

Ученик: У Венецианова Весна в русском костюме, а у Боттичелли в платье из цветов.

Учитель. Ты прав. Алексей Гаврилович Венецианов изобразил Весну в образе красивой русской женщины в кокошнике и сарафане, а Боттичелли изобразил молодую женщину эпохи Возрождения. Как не разнятся эти картины, но в них есть много общего. И,
прежде всего, это преклонение перед красотой природы и красотой человека. А теперь ребята я раздам вам листы бумаги. И вы сами попробуете изобразить весну на бумаге. (Учитель раздает детям листы бумаги и они рисуют.)

ФИЛАРМОНИЯ ШКОЛЬНИКА

«Картины природы в поэзии, музыке, живописи»

Ребята любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите. Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие страны. Можно совершить путешествие, не выходя из нашей школы. Это путешествие в мир красоты природы, и помогут его совершить замечательные художники, музыканты и поэты.

Природа удивительно разнообразна красками и формами: жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – шум дождя, шелест листвы, завывания ветра и целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и различных животных!

Природа – настоящий храм красоты. И не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении, восхищались красотой родной природы, вдохновлялись на создание замечательных произведений.

Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразил композитор Юрий Антонов в песне «Родные места»

(Звучит песня «Родные места»)

Чтец:

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней просто миг – и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас?
Хотя бы день, полдня, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?
Мы ей за все “спасибо” говорим,
И, веря в торжество ее, – творим!

(О. Гаджикасимов)

Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи. В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой - один из путей познания божественной истины. Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.

Интересно, что в европейской живописи пейзаж приобрёл популярность в то время, когда активно развивалась промышленность, когда всё больше людей переселялись в город. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.

Природа величава, прекрасна, богата и такие выдающиеся мастера кисти, как Левитан, Саврасов, Шишкин, и многие другие, изображали родную природу в разных состояниях в разное время года и суток: в глубоком сне зимы, в радостном весеннем пробуждении, когда, как молоком облитые, стоят сады вишневые, в истоме лета, в печали осени.

Слайды с осенними пейзажами

Осень

Чтец:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

Слайд с портретом И. Левитана

Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них – Левитан. Достаточно произнести его имя, и перед нами предстает облик прекрасного, глубокого и благородного человека.
Встают картины художника, что с детства навсегда вошли в нашу жизнь, картины родной русской природы, то грустные, то радостные. «Левитановские» – говорим мы.
Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.

Осень была любимейшим временем года для Левитана, он посвятил ей более сотни картин.

Слайд «Осенний день. Сокольники»

«Осенний день. Сокольники» - первая картина Левитана, на которой он изобразил осень.

Осень… Тихий печальный день. Серое небо. Далеко-далеко в сосновый бор уходит дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревца. Они уже засыпали землю жёлтыми, золотыми, коричневыми листьями. Печаль пасмурного дня дополняется фигурой грустной женщины в чёрном, одиноко идущей по ворохам опавшей листвы. Художнику помогал в работе его друг Николай Чехов: он написал фигуру женщины, идущей по аллее парка. Это единственная картина Левитана, где был изображён человек.

Слайд «Золотая осень»

Пожалуй, наиболее популярна среди всех работ отличающаяся необыкновенной яркостью.

Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы. Смотришь на картину - и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе - лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане - стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!

Чтец:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. А. Бунин)

Левитан очень любил поэзию, называл её «очаровательницей жизни». Он знал наизусть множество стихотворений Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, А. А. Фета. К тому же известно, что Левитан очень любил музыку, особенно музыку Петра Ильича Чайковского. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность.

Слайд с портретом П.И. Чайковского

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков», а сам композитор, чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной литературы.

Сейчас мы прослушаем пьесу - элегию «Осенняя песнь».

Звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского

Чтец:

… Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А.С. Пушкин)

Зима

Слайды с зимними пейзажами

Чтец:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

(А.С. Пушкин)

Слайд с портретом И.Э. Грабаря

Нельзя пройти мимо жизнерадостных, полных света и гармонии картин И.Э. Грабаря. Он вошёл в историю русской живописи как поэт русской зимы.

Игорь Грабарь - замечательный художник, выдающийся реставратор, неутомимый исследователь, музейный деятель. Более 60 лет он создавал свои полотна.

Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир - он всегда стремился запечатлеть его в красках. И. Грабарь открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.

Наибольшим стимулом в живописи Грабаря стала его любовь к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него. Художник очень любил изображать иней. Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. «Не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции».

Слайд И. Э. Грабаря «Иней»

Настоящий зимний праздник! Берёзы, горят, сверкают на солнце. Сверкает чистая белизна ствола, ослепительная белизна ветвей, в гуще которых густо синеет небо. И хрусткие льдинки, намёрзшие на каждой веточке. Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег! Попробуй одной белой – и правда, выйдет тускло, мертво. Нет, тут надо взять и голубую, и синюю, и фиолетовую, и розовую. Сверкающий снег, белизна берёз заметнее рядом с яркой синевой неба.

Чтец:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

( Ф. И. Тютчев)

Слайд « Февральская лазурь»

Перед вами репродукция знаменитой картины "Февральская лазурь".
Во время одной из своих обычных утренних прогулок Грабарь был поражён праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.

В то необычайное утро природа праздновала какой – то небывалый праздник – праздник лазоревого жемчужных берёз и сапфировых теней на белом снегу. Я стоял около дивного экземпляра, берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять…Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги,
объединённых голубой эмалью неба…Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит берёзу, а среди берёз - "плакучую" её разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" берёза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении видеть его очарование сказалось радостное восприятие художником природы России. На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью". Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. В картине художник наносил мазки плотным слоем, благодаря чему выявились и объём у стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Автору удалось передать всю градацию голубого цвета - от светло-зелёного внизу до ультрамаринового наверху. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно иной облик, заискрилась радостными красками, наполнилась ощущением простора и света. Художник не сразу пришёл к названию своей картины.
Он обдумывал варианты "Лазоревый февраль", "Конец февраля". И только после этого отыскал, как ему показалось, лучшее название - "Февральская лазурь".

Весна

Наступает весна – и всё на свете меняется. То, что, казалось бы, каждый день перед глазами, обновлено дыханием весны. Мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым

Слайды с весенними пейзажами

Чтец:

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

“Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!”

Весна идёт! Весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

(Фёдор Тютчев)

Слайд с портретом А.И. Сасрасова

Много написано стихов, песен, создано картин об этом чудесном времени года. Русские художники с проникновенным лиризмом и теплотой изображали весеннюю природу. Один из них – Алексей Кондратьевич Саврасов . Кому не знакома эта бесконечно близкая и понятная каждому картина пробуждающейся природы.

Слайд «Грачи прилетели» А.И. Сасрасова

Более 100 лет назад Саврасов написал свою знаменитую картину «Грачи прилетели». Но и теперь, как и прежде, в Третьяковской галерее у небольшого полотна собираются люди и подолгу его рассматривают. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении.

На первом плане картины – грачи. Они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. Грачи спешат соорудить на берёзах гнёзда. В пасмурном небе идет борьба весны с зимой. Вот-вот пойдет снег.

Много воды. Снег рыхлый, тает. Снег написан нежнейшими оттенками синего, голубого, тепло-желтого цвета. Настроение тревожное. Даже неуютно.

В середине – облупленная церквушка с колокольней. Гнезда грачей на березах растрепаны. Атмосфера переезда, перемен, неприбранности. Но природа и человек всегда рады этим переменам. В тихом уголке русского селения художник увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям.

На картине Саврасова изображён конец марта. А этот случай был в апреле.

Инсценировка стихотворения «Этот случай был в апреле».

Этот случай был в апреле,

С юга птицы прилетели.

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

–Убирайся вон, задира,

– Просвистел ему скворец.

– Ни за что, моя квартира,

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенёс.

А сейчас, под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей,

– Прочирикал воробей.

–Не упрямься!

Мне в наследство

Этот дом остался с детства.

Вылетай. Мой клюв остёр

Но тут во двор

Со скворечней Петя вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

– Я, друзья сердечно рад,

Охраняйте вместе сад.

Только Петя слез долой,

Воробейка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили. Хочу предложить вашему вниманию, один из лучших образцов инструментального концертного цикла, написанный итальянским скрипачом, дирижером и композитором эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди . Цикл «Времена года» состоит из четырех частей «Весна», «Лето», «Зима» и «Осень» - чарующая красота этой музыки продолжает завоёвывать сердца всё новых и новых поколений ценителей музыки. Надеюсь и вам она знакома. Мы слушаем первую часть «Весна».

Звучит «Весна» Антонио Вивальди Цикл «Времена года»

Лето.

Слайд с портретом И.А. Шишкина

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Произведения выдающегося художника, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

На высоком берегу Камы, среди лугов, полей, озер и прекрасных сосновых лесов, расположился старинный городок Елабуга. Здесь и родился, провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Шишкин. Еще с детства елабужские сосновые леса наметили основную тему картин художника – тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса», через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.

Слайд «Рожь» И.А. Шишкина

«Рожь» – одно из лучших творений в русской пейзажной живописи.

Да, сюжет картины прост. Но смотришь на нее, не оторвешь: вот она Россия, с ее раздольем, богатством земли. А какими красками написана картина! Светлыми, звонкими, голубовато-зелеными, золотисто-коричневыми – лучезарными! Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Над землёй летают ласточки. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. Быть грозе. Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы. И рожь, и сосны, и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл.

Чтец:

Рожь, рожь… дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Над полем, низко провисая,

Лениво стонут провода.

Рожь уродилась. Близки сроки.

Отяжелела и на край,

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула, хоть подпирай.

Знать колос, туго начиненный,

Четырехгранный, золотой,

Устал держать пуды,

Вагоны, состава хлеба

Над землей.

(А. Т. Твардовский)

А сейчас мы хотели бы показать вам еще картины Ивана Шишкина посвященные лету.

Слайды с пейзажами И. А. Шишкина

Чтецы:

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.

Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

(Николай Рыленков)

Слайд «Утро в сосновом лесу» И. А. Шишкина

«Утро в сосновом лесу» одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца; и влажный покров земли; и сочная листва кустарников; и дыхание сиреневого тумана. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера.

Послушайте в исполнении Чистяковой Насти песню про такого же медвежонка, как на картине «Ай я жу-жу».

Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, вам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то великий художник Леонардо де Винчи сказал: “В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины. Чтобы ответить на это задание поэта Бромлея:

Чтец:

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета
зима, весна и лето?

Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире.
Возьми в дорогу кисти,
Глаза открой пошире.
Смотри какого цвета
Огромная планета.

И сейчас для вас будут танцевать «Веселые карандаши» в исполнении младших классов хореографического отделения

Мы надеемся, что картины, прозвучавшие стихи, музыка, подарили вам частицу красоты, тепла, добра, мудрости и крупицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы, если будем любить и охранять родную природу.

Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

И.В. Корнеева, учитель русского языка и литературы

О.И. Медведева, учитель музыки
Открытый интегрированный урок.

(Музыка, изобразительное искусство, литература)

Тема: «Образ весны в искусстве»

Слайд №1

Звучит музыка “Времена года” А. Вивальди.
Учащиеся входят под музыку, готовятся к уроку.

Ход урока:


  1. Орг. момент

  2. Вступительное слова учителя.

  1. Чтение отрывк ов из стихотворений
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!..

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора…

Ребята, скажите, о чем идет речь?

Ответы детей.

Учитель : Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки.

Учитель: А почему мы решили так сделать, вы скажите чуть позже, когда прочтете эпиграф к нашему уроку.

Учитель: Что такое эпиграф.

Ответы детей.

Слайд №2

Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный”

Ульям Шекспир.

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Ответы детей: Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ.

Учитель: Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ?

Ответы детей: Нам помогают еще и художники.

III . Знакомство с новым материалом.

Слайд №3

Учитель: Тема нашего урока «Образ весны в искусстве»

Слайд №4

Учитель: Цель нашего урока: определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ весны.

Учитель: Вспомните, какие поэтические произведения вы знаете о весне? Назовите их авторов?

Учитель: . Сегодня мы с вами вернемся к творчеству Ф. И. Тютчева.

Слайд №5

Учитель: Какие интересные моменты его жизни вам запомнились?

Ответы детей: Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье. Юные годы провел в Москве. Рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование. В 1819 году он поступил на словесное отделение Московского университета, которое закончил в 1821 году. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, а в 1822 году отправляется в Мюнхен, где живет и работает 22 года. Все это время он переводит стихи многих европейских поэтов, а также пишет свои, публикуя их в журнале «Современник». В 1844 году Тютчев возвращается на родину. В конце 40-х годов начинается новый подъем его лирического творчества: выходит сборник со стихотворениями поэта.

Учитель: Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало. Записывал: А потом еще и еще раз возвращался к тексту и оттачивал каждое слово, каждую фразу, добиваясь красоты, точности, чуда.

И вот одним из таких чудес является стихотворение

« Весенние воды».

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят -

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

Учитель: Давайте закроем глазки и внимательно послушаем его стихотворение.

Учитель: Вам понравилось это стихотворение? Какие чувства и настроение оно вызывает?

Ответы детей. О какой весне пишет поэт? (о ранней)

Какие слова вам подсказали? (ещё в полях белеет снег)

Словарная работа.

Слайд №6

В стихотворении есть слова, которые могут быть вам непонятны. Давайте поговорим о них.

Гонец - человек, посланный куда - нибудь со срочным известием

Анализ стихотворения.

(Цель: совершенствовать навык работы с поэтическим текстом и навык чтения.)

Учитель: А теперь проанализируем стихотворение.

1 четверостишие (читается)

Каким поэт Тютчев назвал берег? (сонным)

Почему о весенних ручьях сказано, что они блещут и гласят? (блещут - вода отражается в лучах солнца; гласят - бегут, разговаривают, шумят)

Какие ещё действия совершают ручьи? (бегут, будят)

Что общего между всеми этими словами? (глаголы)

Тютчев использует в своём стихотворении глаголы, чтобы оживить природу, показать скорый приход весны.

2 четверостишие(читается)

Прочитайте, что гласят весенние ручьи. (Весна идёт! Весна идёт!)

Как они сами себя называют? (мы молодой весны гонцы)

Тютчев наделил ручьи человеческой речью. А на самом деле они говорят? (журчат, звенят, как будто говорят)

Как в литературе называется этот приём? (олицетворение)

Олицетворение - такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

3 четверостишие(читается)

О чём восклицает поэт в 3 четверостишье? Для чего Тютчев использует в своём стихотворении эти повторы? (показать скорое наступление весны)

Учитель: И вот ребята, мы еще раз убедились, в том, что Ф.И. Тютчев непревзойденный мастер пейзажа и художественного слова при помощи средств художественной выразительности он показал одухотворенность многогранность, многоликость, яркость весенней природы.

Сейчас мы с вами рассмотрели литературный пейзаж, но пейзажи еще бывают и живописными.

Кто создавал живописные пейзажи?

Ответы детей.

Слайд №7

Ученик: Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца ХIХ века. Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало признанием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы.

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина И. И. Левитана "Весна. Большая вода"

Слайд №8

Ученик: на картине изображён момент половодья, когда «большая вода» покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками. Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым зелёным пятном ели, а также оттенками зелёного в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет: вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня.

Ученик: «Весна - большая вода» очень гармонична и притягательна, это одна из самых лирических картин Левитана. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы.

Моменты весеннего пробуждения природы мы можем увидеть на картинах других наших художников.

Слайд №9

«Грачи – первые вестники весны».

Учитель: Как на Руси весну встречали раньше?

Ответы детей.

Слайд №10

Учитель. А еще в эти дни дети бегали стайками по селу с птицами, сделанными из теста. Одних они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Других надевали на длинные шесты и раскачивали так, чтобы птицы казались летящими. При этом пели песни-заклички.

Песни-заклички назывались «Веснянками». Сейчас мы с вами одну из таких песен и послушаем.

Слайд №11

(звучит музыка)

Учитель: При помощи каких средств художник раскрывает образ весны.

(красок, линий, кисти)

Учитель: Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимое всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой.. После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна.

Назовите мне первые цветы , которые появляются весной? (подснежники)

Слайд №12

И вот почему их так называют и символом чего они являются, об этом нам сейчас расскажут.

Ученик : «Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор подснежники, стали символом надежды и любви»

Ученик : А я знаю другую легенду про нас. «Как-то раз подснежник нарушил закон вечного царства зимы и пробился навстречу солнцу. Добрая волшебница-Весна захотела согреть его. Но налетел злобный ветер и швырнул в нее колючим кустом. Брызнула алая кровь и обагрила белые лепестки. Ожил цветок и стал с тех пор символом торжества добра над злом. И по сей день у молдаван принято дарить 1-ого марта женщинам белые и красные подснежники как символ счастья и любви».

Учитель: Какие красивые легенды рассказали нам! Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора

Слайд №13

Учитель: П. И. Чайковского, когда он жил в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудо м природы. Им написан целый цикл, который он посвятил всем временам года. Он так и назвал свой цикл «Времена года», где каждому месяцу года он посвятил целое произведение. Каждая пьеса имеет название и поэтический эпиграф.

Слайд №14

Учитель: Эпиграфом к музыкальной пьесе ”Подснежник” Чайковский выбрал строки поэта 19 в. А. Н. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистой – последний снежок.
Последние слезы о горе былом. И первые грезы о счастье ином.

(Слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Подснежник )

Слайды№№ 15 - 21
Учитель : Какой характер произведени я?

Какую картину вы себе представили , слушая произведение?

Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания:
Слайд№22
Учитель: “...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”

Насколько перекликаются настроения стихотворения, картины, музыкальной пьесы?

Ответы детей. Настроения радости, так как происходит пробуждении природы.

Учитель: А когда еще бывает такое состояние пробуждения.

( Утром).

Учитель: Что такое утро? (появление солнышка на небе)

Я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас я включу запись мелодии произведения “Утра”, а вы попробуете изобразить появление солнышка. Будьте внимательны. Под мелодию вы должны будете поднимать руки на вверх. Как солнышко восходит. И на кульминации солнышко должно будет проснуться и поднять на небо. Это все вы будете показывать.

Слайды№№23-28

Учитель : Молодцы, у вас хорошо получилось.

Какое настроение было в произведении? (певучее, спокойное, напевное, мелодичное)

Какой темп был у произведения? (умеренный, медленный, спокойный).

Какие инструменты солировали в оркестре? (скрипка, флейта).

Какие интонации слышны в теме флейты? (пение птиц)

Удалось ли композитору передать в музыке весеннее пробуждение природы? (да)

А с помощью чего? (темпа, характера, инструмента)

Учитель: Это произведение написал норвежский композитор Э. Григ, а называется оно “Утро”.

Слайд №29

Учитель: Как вы думаете, почему мелодия “Утра” отражает в себе весенние образы?

Ответы детей: Весной и утром вся природа вокруг просыпается.

Учитель : Молодцы! Увидеть красоту природы помогает и песня Александра Ермолова «Апрель»

(исполнение песни)

Слайды№№30,31

Учитель: Делаем вывод по сегодняшнему уроку.

Слайд№32

Учитель: Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства.

Слайд№33

Вначале урока мы поставили перед собой цель- определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ весны. Давайте ответим на этот вопросы:

Как раскрывает образ весны живопись? (рисует образ линией и красками)

Как музыка?(звуком)

Как литература?(словом)

Учитель: Каждый из вас был настоящим творцом, вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

И в заключение мне захотелось пожелать:

Слайд №34

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Приглядывайтесь к родникам,

ничто не повторится.

За мигом миг,

за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так и нет

Через одно мгновенье.

IV . Сегодня, когда будете идти домой, посмотрите на ожившую природу глазами Вивальди, Чайковского, Тютчева, Саврасова……

Внеклассное занятие по теме «Искусство» для учащихся 6-7 классов.

Литературная гостиная «Осенний Вернисаж», 6-7 класс

Материалы могут быть использованы в составлении разных проектов с осенней или зимней тематикой учителями, детьми, родителями.
Цель: Формирование эстетического вкуса учащихся.
Задачи:
1. Продолжить работу над выразительным чтением и навыком аудирования.
2. Способствовать возрастанию в детях любви к родной природе.
3. Продолжить работу над формированием классного коллектива

Ход встречи

Ведущий: «Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,
Только художник на всем чует прекрасного след.»

Эти слова принадлежат нашему великому поэту Афанасию Афанасиевичу Фету.
Кто же такой художник и что такое искусство?
Мы сегодня попытаемся лишь прикоснуться к этому важному в жизни человека вопросу.
Искусство - это “образ” - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. Когда мы говорим: «искусство» - всегда имеем в виду уникальность, неповторимость. И когда мы вошли в этот зал, то сразу увидели эту неповторимость, которая смотрит на нас с полотен художников. Да, это всего лишь репродукции, но даже в них заметна удивительная особенность манеры письма, особенность самих образов, художником запечатленных. Мы смогли догадаться, что есть общая для всех этих картин тема – это тема «Осени». Осень - самая утонченная, нежная и в тоже время, полная мудрости пора. Именно поэтому она так сильно привлекала к себе внимание художников, композиторов, поэтов- всех тех, кто творит истинное искусство.
И сегодня мы не только увидим, но и услышим, как многогранно в нашем русском искусстве звучит тема «Осени».

Чтец 1:
Осень (1842)
Как грустный взгляд, люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу -
На небо белое гляжу
Да на верхушки темных сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С улыбкой развалясь ленивой,
Мечтой заняться прихотливой
Да слушать дятлов тонкий свист.
Трава завяла вся... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней...
И грусти тихой и свободной
Я предаюсь душою всей...
Чего не вспомню я? Какие
Меня мечты не посетят?
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
(И.Тургенев)

Ведущий: Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении. Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии.
Когда все вокруг так наполнено поэзией, то ты сам в себе вдруг открываешь поэта. Наши девочки: Ира и Аня прочтут вам свои стихи об осени, которые были навеяны им этим сентябрем.

Чтец 2:
Листва шуршала
И тихо на ушко мне что-то шептала:
- Хочу поведать тайну я.
Ты думаешь шуршит листва?
Нет, я царица-осень.
Царица листьев и грибов,
Дождя и солнца и ветров.
Дам радуги-дуги кусок
И приготовлю кузовок
Для урожая нового.
(Кузьмина Анна, 7кл.)

Чтец3:
О чем шепчут листья в лесу?
Не известно про то никому.
«шу-шу-шу»-
Не пойму, нет, никак не пойму.
Ну, а если музыка в сердце твоем,
И стихи не слетают ни ночью, ни днем?
Эти листья откроют вдруг тайну небес,
И про мир нашуршат, где так много чудес.
Постучится Господь: «Тук-тук-тук,
В эту осень открой мне, пожалуйста, друг
в сердце дверь».
(Комлева Ирина, 7кл)

Ведущий: Звучат стихи, но как будто чего-то не хватает, и ты понимаешь, что не хватает музыки. Когда рядом близкие люди, когда в руках гитара, то музыка, уже звучащая в сердцах, становится слышна всем.

Звучит песня «Солнца не будет жди – не жди»

Ведущий: Я задала себе вопрос, а бардовская песня имеет ли право относиться к искусству? Может быть, оно не такое тонкое и изящное? А может быть это этюд, набросок к тому, чтобы родилось что-то высокое, сильное, завораживающее, как в тех картинах, репродукции которых мы видели.
Так хочется на минуту вернутся к ним, потому что каждый из нас особенно отметил для себя из множества какой-то один пейзаж, почему-то именно он показался понятным и близким.
Мы сейчас будем передавать вот это яблоко по нашему кругу и делиться, почему именно та или иная картина более других созвучна каждому из нас. Передавая яблоко, мы произносим фразу: картина
(называем художника и название) созвучна мне, потому что…

Идет игра

Ведущий: Да, мы увидели знакомые места, мы почувствовали особую тайну и притягательность осени: опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета, осеннего дождя в пасмурной дымке неба поздней осени. А сейчас всё это мы услышим отрывок из фортепианного цикла Петра Чайковского «Октябрь», в исполнении учителя музыки..

Ведущий: Красиво, торжественно. И в тоже время особая таинственная грусть остается после прослушивания этой удивительной пьесы.
Осень- это особая пора тайн, загадок. Но стоит присмотреться, прислушаться, и ты сам вдруг станешь участником этого великого торжества Осени.

Чтец 4
Падая в травушку солнечным днем?
Нежностью лета и свежестью мыслей,
Пряностью звездной, луны серебром
С липовым вкусом, слегка сладковатым,
Терпкостью клена и вязью дубов…
Радугой летних рассветов, закатов
В них отражается солнца Любовь…
Чтец 5
Знаешь, как пахнут осенние листья,
Если их дождик смочил сентября?
Запахом тайны и вечностью истин -
Всем, что дарует Праматерь-Земля,
Будто готовится к длительной спячке
И укрывается шалью-листвой…
Дождик обильно польет её, значит,
Выпьет Земля пред зимою настой…
Чтец 6
Знаешь, в Природе есть множество нитей,
Связанных крепко в единый узор,
Но в че
реде этих ярких событий
Осень по-своему радует взор.
Выйди на улицу в вечер осенний,
Тот аромат полной грудью вдохни
И до поры долгожданной весенней
Где-то в душе сохрани эти дни…
Елена Ольховик

Ведущий: А еще наш внимательный русский народ подмечал приметы осенних месяцев, давайте заглянем за спинку нашего стула и узнаем, какая же осень в представлении наших предков.

Приметы осени

Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.
В ноябре солнце сквозь слезы и "белых мух" улыбается
27 сентября - Воздвиженье, третья встреча осени. Первые зазимки. На Воздвиженье первая барыня - капуста (срубают капусту).
4 ноября - Казанская. До Казанской - не зима, с Казанской - не осень. Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит.
28 сентября - гусепролет, гусарь. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.
Сентябрь - хмурень
В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается: " Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем".
Октябрь - грязник
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся
Ноябрь - листогной

Ведущий: Да, искусство поистине многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека...

«Образ Весны в искусстве и литературе». Занятие в группе продленного дня.

Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное

воспитание ученика.

Задачи занятия:1. Расширение кругозора, развитие общей культуры ученика

2. Ознакомление с общечеловеческими ценностям мировой

культуры.

3. Воспитание любви к родной культуре.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие

2. Образ Весны в искусстве и литературе.

Воспитатель включает отрывок из произведения Вивальди «Времена года. Весна». Дети внимательно слушают.

Воспитатель: Ребята мы начали с вами занятие с музыки. И это не случайно! Скажите, какие чувства вы испытали, слушая эту музыку?

Ученики : Она радостная, живая. Нам стало очень хорошо.

Воспитатель : Действительно музыка жизнеутверждающая, энергичная. Ее написал итальянский композитор Антонио Вивальди. И открою вам секрет: посвящена она одному из времен года. Какому?

Ученики : Лету?

Воспитатель : Сейчас я прочту вам начало стихотворения и вы обязательно догадаетесь.

Еще в полях белеет снег, а воды…

Ученики : Это – весна.

Воспитатель : Ну конечно, ребята. Это весна . Тема нашего занятия «Образ Весны в искусстве и литературе» . Издавна люди сравнивали весну с чем-то светлым, новым, она была символом возрождения жизни. Я не случайно начала занятие с музыкального произведения. Многие композиторы посвящали свои произведения временам года. Наш великий русский композитор создал цикл из 12 пьес для фортепьяно «Времена года». Кто-нибудь догадывается, как его имя?

Ученик: Чайковский.

Воспитатель : Ну, конечно же. Петр Ильич Чайковский очень любил Россию и ее удивительную природу, а еще он очень любил и ценил русскую поэзию. В своем сборнике «Времена года» он каждую пьесу, посвященную определенному месяцу, он предварил эпиграфом, т. е. отрывком из стихотворения какого-нибудь русского поэта. Например, перед пьесой «Март. Песнь жаворонка» стоит эпиграф из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:

«Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Перед пьесой «Апрель. Подснежник» Чайковский поставил тоже стихотворение Майкова:

«Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…»

А вот пьесу «Май. Белые очи» предваряет отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета:

«Какая ночь! На всем такая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!»

А сейчас ребятки мы послушаем эти три пьесы, посвященные Весне.(Воспитатель включает магнитолу ) .

«Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

Улыбкой ласковой природа

Сквозь сон встречает утро года».

«Еще весны душистой нега

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути».

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая.

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

«Полюбуйся. Весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!»

Воспитатель: Молодцы ребята. Я, продолжая «пернатую» тему весны, прочту вам удивительные стихи Николая Заболоцкого:

«Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворешнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.

По колено затоплены тополи.

Пробуждаются клены от сна,

Чтоб, как бабочки, листья захлопали».

Не только поэты, композиторы, но и художники изображали весну на своих полотнах. Какая картина и какого русского художника о весне связана с грачами?

Ученица: Это картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

Воспитатель: Молодец. Я хочу показать вам эту картину. (Показывает репродукцию детям)

А вот еще одна картина. Это полотно ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана «Апрель» Что общего в этих картинах по вашему мнению?

Ученик : Это начала весны. Еще лежит снег. И весна только еще ощущается. Она незримо присутствует в природе. Это только настроение.

Воспитатель . Ты прав и ты замечательно передал характер этих картин. Но в мировой живописи существуют картины, где художники передают образ весны в человеческом образе. Как правило, весна-это прекрасная молодая женщин с цветами. Это традиция идет от изображения греческой богини плодородия Деметры. Да и в пьесе «Снегурочка» Весна – молодая женщина, мать Снегурочки.

Сейчас я покажу вам три картины разных художников, изобразивших весну в человеческом облике. Это картина «На пашне. Весна», Сандро «Боттичелли «Весна», Джузеппе Арчимбольдо «Весна». Что вы можете сказать об этих картинах?(Воспитатель показывает репродукции )

Ученица : Картина Арчимбольдо очень странная. Какое-то существо украшено цветами!

Воспитатель: Арчимбольдо – удивительный художник. Он творил XVI веке. Это был большой фантазер и единственный в своем роде портретист. Он «составлял» лица людей из овощей, фруктов, цветов. Таков портрет весны. Цветы главное в композиции. От их многообразия захватывает дух. А что мы можем сказать о других картинах.

Ученик: У Венецианова Весна в русском костюме, а у Боттичелли в платье из цветов.

Воспитатель. Ты прав. Алексей Гаврилович Венецианов изобразил Весну в образе красивой русской женщины в кокошнике и сарафане, а Боттичелли изобразил молодую женщину эпохи Возрождения. Как не разнятся эти картины, но в них есть много общего. И,
прежде всего, это преклонение перед красотой природы и красотой человека. А теперь ребятки я раздам вам листы бумаги. И вы сами попробуете изобразить весну на бумаге. (Воспитатель раздает детям листы бумаги и они рисуют.)

Во время прогулки воспитатель предлагает детям самим провести экскурсию «Жизнь природы весной».

Образец: Природа оживает. Поют птицы. Дни стали длиннее. Посмотрите как набухли почки на деревьях. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Солнышко пригревает. Зеленеет трава. Воздух наполнен ароматами земли и зелени.