Памятники - история и интересные факты. Десять интересных фактов о памятнике минину и пожарскому


В мире много интересного и необычного. Здесь представлено вашему вниманию небольшую коллекцию необыкновенных и удивительных памятников со всего мира.

Памятник очереди в Вашингтоне.

Памятник Апельсину в Одессе. "Екатерина II издала 27 мая 1794 года указ о строительстве в Одессе морского торгового порта, который должен был стать крупнейшим на юге Российской империи.Однако после смерти императрицы, Павел I собирался отменить ее указ, оправдывая это большими финансовыми затратами. Одесские купцы, узнав о том, что Павел I намерен отозвать выделенные средства на строительство порта и развитие города, отправили царю под конвоем Феногарийской греческой гвардии несколько телег с апельсинами. Император очень любил эти фрукты. В то время в России апельсины считались экзотическими фруктами, и их было трудно достать. На следующий день после получения щедрого подарка, оценив находчивость одесситов, император возобновил указ матери о выделении 250000 рублей золотом на строительство порта и развитие города. Так, получается, что апельсины "дали" городу Одессе жизнь, то есть его способствовали его строительству."

Памятник нежинскому огурцу в городе Нежин под Киевом. "Памятник представляет собой композицию из трех элементов, имитирующих: погребок, для хранения солений и консервации, бочку, в которой в старину засаливали овощи, и нежинский огурец."

Памятник национальной русской закуске – огурцу в подмосковном городе Луховицы. «Зеленый кормилец» является основной статьей дохода города. Именно Луховицы являются основным поставщиком отменных огурчиков на рынок Москвы и Подмосковья.


Памятник яблоку в Алма-Ате.
Мраморное, яблоко стоит на подножье из которого струится вода, а в углублении блестят монеты.

Памятник яблоку-антоновке в Курске. Когда начали проводить конкурс общественного признания « года», победителям в качестве награды вручают маленькие золоченые яблочки.

Памятник огрызку в Иерусалиме. Что он означает, известно, наверное, только самому автору.

Памятник общеизвестному сырку "Дружба". Сырок на памятнике воспроизведен очень досконально - даже со штрихкодом Адрес - Москва, пересечение улиц Руставели и Огородного проезда, у завода.

Памятник балтийским шпротам в Калининградской области (Мамоново). Рыбоконсервный комбинат действует в городе с 1949 года, а потому Мамоново можно считать родиной отечественных шпрот.

Памятник Колбасе в Новосибирске.

Памятник ШОКОЛАДУ (мням-мням) в г.Покров

Памятник Галушке в Полтаве. Многие, фотографируясь, по традиции садятся в ложку, чтоб почувствовать себя галушечкой, наверное.

Памятник Варенику в Черкассах. (И "Горілка" с кружкой рядом).

Памятник пиву в Китае. (Специально для Ильи Коркина и других любителей ПИВА!

Памятник самовару в г.Елабуга. Даже жар с имитирован!

Гвадалахара, Мексика. Весьма необычный памятник-стул с ушами.

Памятник-скамейка. Называется "Съедим бисквит вместе". Сеул, Ю.Корея.

Памятник Крану и струе воды на Канарских островах. Установлен в Аквапарке, рядом с Лас Америкас на Тенерифе.

Памятник отопительной батарее в Самаре. Бронзовая композиция представляет собой радиатор и подоконник с греющейся кошкой. Скульптуру в 2 м высотой и весом в 200 кг разместили в проходной старейшей в стране Самарской ГРЭС. Таким необычным способом в городе отметили 150-летний юбилей батареи - в 1855 году русский немец итальянского происхождения Франц Карлович Сан-Галли изобрел первый отопительный радиатор.

Памятник Прищепке в Филадельфии.

Памятник клизме в Железноводске.

Самое страшное животное - ЖАБА! Она пол мира "задушила". Памятник ЖАБЕ в Бердянске.

Памятник Жабе в г. Киеве. Эта Жаба имеет : внутри нее находится ковш, в который падают все монетки, которые туристы в нее бросают. И говорят, что однажды этот ковш переполнится и все богатство высыпется счастливчику под ноги.

Памятник Ежику в тумане в Киеве.

Памятник СЧАСТЬЮ в г.Томске. Символом Счастья выбрана , наиболее полно воплощающая это состояние, - сытый волк на свадьбе из легендарного мультфильма «Жил-был пес». При поглаживании прохожими сытого живота волка - памятник "говорит" незабываемым голосом Армена Джигарханяна: «Щас спою».

Памятник Корове в скафандре в Стокгольме.

Памятник "Ожившая спичка" в г.Киеве Символизирует участие в экологическом движении с целью привлечь внимание жителей к уменьшению площади зеленых зон и чрезмерной загрязненности окружающей среды, особенно в центре столицы.

Памятник трудоголику в Лос-Анджелесе, США.

Памятник девушкам на мосту в Грузии.

"Памятник наоборот" в Мельбурне.

Памятник "Человека, выходящего из стены" в Париже.

Памятник светофору в Лондоне.

Памятник Диван-арбуз в Киеве.

Памятник Святому Вацлаву в Праге.

Памятник из ключей в Праге. . Памятник из ключей в Праге попал в Книгу рекордов: 85 тысяч ключей понадобилось чешскому скульптору Иржи Давиду для изготовления 6-метрового монумента, посвященного «бархатной» революции. Ключи для монумента собирали по всей Чехии. Скульптура представляет собой пирамиду из стоящих друг на друге латинских букв, из которых состоит слово «революция»

ПАМЯТНИКИ ЧЕЛОВЕКУ-НЕВИДИМКЕ: Памятник Человеку-невидимке в центре Праги:

Памятник Человеку-невидимке в Екатеринбурге:

Памятник Человеку-невидимке в Петербурге:

Памятник Человеку-невидимке в Западной Европе:

Памятник Человеку-невидимке (Ральфу Эллисону) в Манхэттене.

Памятник Человеку-невидимке в Украине город Тернополь:

Памятник не рожденным детям.

Памятник пьянству за рулем!

7 выбрали

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс "Россия 10", дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, "деревянные кружева". По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

Главная историческая ценность Руси - руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них - Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни...шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров - отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек - весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз - прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо - и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь - храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие - в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

Церковь Покрова Божией Матери - прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник "Тысячелетие России"

Монумент "Тысячелетие России" был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов - М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

сайт вспоминает интересные факты о знаменитом московском монументе.

Освободители

Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский - руководители второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время. Оба они являются русскими национальными героями, так как принимали важнейшее участие в освобождении Москвы от польско-литовских оккупантов в 1612 году.

В 1803 году научные и культурные деятели России выступили с идеей начать сбор средств на постройку памятника, посвященного героям. Изначально его планировалось поставить в Нижнем Новгороде - городе, где собиралось народное ополчение. Вскоре скульптор Иван Мартос приступил к работе над проектом. Идею возведения памятника всецело поддерживал император Александр I.

Чуть позже было решено установить монумент в Москве, городе, который освободили герои. А в Нижнем Новгороде планировалось поставить мраморный обелиск, посвященный Минину и Пожарскому.

Двойной повод

На самом деле памятник Минину и Пожарскому символизирует два события - освобождение Руси от иноземных захватчиков в 1612 году и победу в Отечественной войне 1812 года, которая также вошла в историю как «народная война». Первоначально планировалось установить «Минина и Пожарского» в 1812 году к двухсотлетию победы второго ополчения, но война разрушила планы авторов проекта, замедлив ход работы. Скульптурная композиция появилась на Красной площади лишь 4 марта 1818 года.

1100 пудов меди

Работы по созданию памятника начались в 1812 году, вскоре после победы русских войск над французами в Отечественной войне. Отливка была поручена петербургскому мастеру Академии художеств Василию Екимову. Отливка была выполнена 17 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди, которую плавили на протяжении 10 часов. Изготовление столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые европейской истории.

Изначально памятник был расположен в центре Красной площади Фото: Commons.wikimedia.org

Гранит вместо мрамора

Изначально планировалось использовать под постамент сибирский мрамор. Однако транспортировать такой груз было настолько трудно через пол-России, что решение изменили. Вместо мрамора взяли гранит, которого было в достатке вокруг Санкт-Петербурга. Огромные камни доставили в Северную столицу с берегов Финляндии. Пьедестал был изготовлен камнетесом Самсоном Сухановым.

Долгий путь

Памятник был очень тяжелым, транспортировать его по дорогам не представлялось возможным. Поэтому доставку из Петербурга в Москву было решено осуществлять водным путем на кораблях. Перевозка заняла несколько месяцев: старт 21 мая, прибытие в Москву 6 сентября 1818 года. По пути останавливались в Нижнем Новгороде. Сначала скульптурную композицию везли через Мариинский канал до Рыбинска, оттуда по Волге до Нижнего Новгорода, где памятник задержался на некоторое время в знак уважения к роли новгородцев в Смутное время. Затем транспортировка продолжилась вверх по Оке до Коломны, а оттуда по Москве-реке до Краснохолмского моста.

Сыновья в роли натурщиков

Изначально скульптор Мартос задумывал обоих героев стоящими на постаменте во весь рост, однако позже был вынужден изменить свой замысел. Первоначальная идея вызвала недовольство среди некоторых государственных лиц. Дело в том, что Дмитрий Пожарский был князем, а Кузьма Минин - простолюдином, которому не полагалось стоять рядом с князем.

А позировали Ивану Петровичу Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского его собственные сыновья.

Авторы величественного памятника получили высокие награды. Так, Ивану Мартосу было присвоено звание действительного статского советника и пожизненная пенсия в размере 4 тыс. рублей в год. Литейщику Василию Екимову по приказу императора была выплачена премия 20 тыс. рублей и вручен орден Анны II степени.

Сердце отечества

В 2005 году композиция появилась в Нижнем Новгороде. Фото: Commons.wikimedia.org

Изначально памятник был открыт перед зданием нынешнего ГУМа на Красной площади. Фасадной частью он был обращен к Кремлю. Минин указывал Пожарскому на Кремль, призывая его прогнать поляков из Москвы. По замыслу автора, Москва и Кремль, на который указывает Минин, едины и олицетворяют сердце Отечества и святыни духовного и материального характера.

Но в 1931 году композицию было решено перенести, так как она мешала проведению парадов боевой техники на Красной площади и строительству мавзолея Ленина. Минина и Пожарского перенесли к собору Василия Блаженного.

Уменьшенная копия

В 2005 году Минин и Пожарский, наконец, появились и в Нижнем Новгороде. Копия памятника работы Зураба Церетели установлена под стенами Нижегородского кремля. Нижегородская композиция на 5 сантиметров меньше московского оригинала.

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Кажется, памятник Неизвестному солдату был у стен Кремля всегда. Кто сейчас вспомнит, что было на месте мемориала, на месте, где люди молча останавливаются и вспоминают, кому обязаны своей жизнью. Кто сейчас вспомнит, как вечный огонь оказался в Александровском саду? В День Неизвестного солдата мы публикуем факты из истории создания мемориала.

Создать мемориал всенародного значения — памятник Неизвестному солдату — решили к 25-летию разгрома немецких войск под Москвой.


В свое время Брежнев не одобрял установку мемориала в Александровском саду. Ведь на этом месте уже стоял монумент с долгой историей — памятник революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся. В 1918 году по инициативе Ленина в него переделали обелиск в честь 300-летия династии Романовых.


Трудно было решить, кого именно хоронить у стен Кремля. Выбор пал на останки воина из братской могилы, как раз обнаруженной в те дни под Москвой. Форма без знаков отличия и с ремнем подтверждала, что солдат не был дезертиром. Пленным боец тоже не мог быть, так как до этого места немцы не дошли. Документов при солдате найдено не было, а значит прах его был действительно «неизвестным».


Мемориальный комплекс «Штыки» под Зеленоградом — братская могила, из которой был перенесен прах неизвестного солдата для захоронения в Москве

2 декабря 1966 года останки солдата поместили в гроб, увитый оранжево-черной лентой. А на следующий день в 11 часов 45 минут гроб установили на открытую машину, которая двинулась по Ленинградскому шоссе в Александровский сад.


В то утро вся улица Горького (ныне Тверская), по которой кортеж двигался к Манежной площади, была заполнена людьми. 3 декабря 1966 года под артиллерийский залп прах Неизвестного солдата был торжественно погребен.


Мемориал Могила Неизвестного солдата был открыт спустя год — 8 мая 1967 года. Памятник представляет собой надгробную плиту, покрытую бронзовым боевым знаменем. На знамени лежат солдатская каска и лавровая ветвь, также изготовленные из бронзы. В центре мемориала горит Вечный огонь славы.


Могила Неизвестного солдата , 1976 год . Фото: my_journal_omsk

Вечный огонь был доставлен на бронетранспортере с военного мемориала на Марсовом поле в Ленинграде. Зажег его на Могиле Неизвестного солдата Леонид Брежнев, приняв факел из рук Героя Советского Союза Алексея Маресьева.


Вечный огонь на Марсовом поле. Фото: Dean Jackson

Рядом с огнем расположена надпись: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».