С какой группы начинал в зинчук. Мировой рекорд Виктора Зинчука

— Золотая гитара России, непревзойденный виртуоз, композитор и аранжировщик, - эти почетные титулы принадлежат одному человеку, гитаристу с мировым именем Виктору Зинчуку. Его мастерство признано в мире и отмечено званием Почетного магистра, которым наградила его Международная академия наук Сан-Марино.

Каждый концерт артиста проходит с бушующим морем оваций, а его ошеломляющие достижения в технике игры на гитаре занесены в «Книгу рекордов Гинесса».

Начало творческого пути

Звезда будущего музыканта взошла на московском небосклоне 8 апреля 1958 года, в день его появления на свет. С детских лет Виктора очаровывало звучание гитары и уже в 11 лет, он стал осваивать технику игры на любимом инструменте. Вскоре, благодаря увлеченности и упорству, юноша достиг потрясающих успехов, что принесло ему славу лучшего гитариста в школе. Создав школьную инструментальную группу, он пять лет неизменно играл на всех школьных концертах.

Поняв, что гитара - его жизненное призвание, после получения аттестата на выпускном вечере, он принимает решение стать профессиональным музыкантом. В 1976 году юноша став студентом музыкально-педагогического училища, совершенствует у мастеров игру на классической гитаре и осваивает специальность дирижера оркестра народных инструментов. Через 2 года обучения талантливого студента замечают профессиональные музыканты. По их приглашению он начинает работать в знаменитом на всю страну оркестре Всесоюзного радио и Центрального телевидения, которым руководил выдающийся дирижер Юрий Силантьева.

Музыка Зинчука и поиски своего стиля

Уже за год до окончания училища талантливую игру и творческую работу студента Виктора Зинчука в коллективе оркестра, отмечают присвоением квалификации «артиста высшей категории».

Окончив училище, музыкант стремится найти свой индивидуальный стиль, играя в прославленных музыкальных группах разных жанров: джаз-ансамбле «Арсенал», эстрадном квартете «Квадро», в группе Юрия Антонова и помогает Алле Пугачевой записывать песню «Мэри». В процессе работы над записью песен Юрия Антонова, молодой гитарист проявляет себя прекрасным аранжировщиком.

Стремление реализовать полностью свои технические возможности и творческие замыслы, приводят в 1987 году Виктора к мысли оставить сотрудничество с другими артистами и музыкальными коллективами. Он решает посвятить себя сольной карьере. Музыкальный материал и вдохновение гитаристу дает классическая инструментальная музыка . Обратившись к классике, Зинчук в своих инструментальных обработках придает современное звучание произведениям Паганини, Баха и Гершвина. Виртуозно исполняя музыку гениальных композиторов, Зинчук завоевал сердца меломанов. По опросам, проводившимся молодежным каналом Всесоюзного радио, Зинчука признали наилучшим музыкантом страны. В 1988 году талантливый гитарист создает свою инструментальную группу «Хорус», где выступает в роли композитора и соло-гитариста, пишет саундтреки для цикла документальных фильмов, рассказывающих о северных регионах страны. В этом же году о десятилетнем творческом пути талантливого музыканта был снят фильм «Виктор-победитель».

Творческий успех музыканта

Победы в фестивалях и конкурсах, новые достижения в творчестве становятся неизменными спутниками его жизни и ступенями к восхождению на музыкальный Олимп:

  • в 1983 году – он отмечен 1-й премией на фестивале в Баку;
  • 1989 год ознаменовался званием лауреата на международном фестивале «Интершанс-89»;
  • в 1990 году Зинчук был удостоен звания лауреата телефестиваля «Ступень к Парнасу», участвовал в многочисленных гастролях по Союзу и приглашался для выступлений в популярных музыкальных телепрограммах и на радио;
  • 1991 год проходит в успешных гастролях по Швейцарии; становится лауреатом международного фестиваля во Фрибурге;
  • в 1992 году музыканта пригласили на запись альбома итальянской группы «Fil di Ferro» в жанре рок-музыки, где он исполнил партию гитары;
  • в 1993 году – послан от России на фестиваль «Братиславская лира» и там был высоко отмечен гитаристом с мировым именем Чакком Берри; автор музыки для кинофильма «Дыхание любви»;
  • 1994 год – участие в программе итальянского рок-фестиваля «Key-Brothers» и выпуск первого сольного альбома «Mix No one», с обработками произведений композиторов-классиков и авторской музыки;
  • в 1996 году Зинчуку присуждается 3 место на фестивале «Золотой олень» в Румынии за музыкальный видеоклип «Каприз №24 Н. Паганини».

Девяностые годы прошлого века стали значимой вехой в творчестве Виктора Зинчука. Они знаменуются триумфальным покорением зрительских сердец России и России и многих европейских стран. Выступления на гастролях он успевает сочетать с участием в теле- и радиопередачах, что придает ему еще большую популярность и известность.

Новый альбом «Неоклассика»

Насыщенная гастрольная и творческая жизнь не стала помехой, чтобы усовершенствовать свое профессиональное образование. С 1991 по 1995 года он обучается в Московском государственном университете культуры, специализируясь на музыкальном искусстве эстрады. По окончании университета он получил диплом с отличием.
Популяризация музыки классиков становится делом жизни Зинчука. В 1997 году поклонники его искусства восторженно приняли появление нового альбома «Неоклассика», с записями талантливо обработанной музыки Баха, Вивальди, полонеза Огинского, тарантеллы Россини и авторских произведений. После выхода этого альбома группа Зинчука стала называться «Неоклассика». Популярность маэстро набирает оборотов. Постоянные аншлаги собирали многочисленные концерты, в которых исполнялись композиции из нового альбома. Московским художником Сергеем Кузиным был написан портрет Зинчука, вошедший в фонд художественной галереи «Коллекция Якиманка». Своеобразным признанием виртуозного мастерства гитариста стало подписание с ним известной страховой компанией контракта, где сумма страховки рук выдающегося артиста составила 500 тысяч американских долларов.

Новой вехой в творчестве Зинчука стали вышедшие в 1999-2000 годах два музыкальных альбома – «Одинокий в ночи» и «Неолирика». С началом нового тысячелетия виртуозность музыканта доходит до совершенства. Он становится рекордсменом скоростной игры на гитаре - 20 нот за секунду, исполняя «Полет Шмеля» Римского-Корсакова, о чем произведена запись в «Книге рекордов Гиннеса».

Следующим достижением музыканта и аранжировщика стал диск с названием «Амадеус 146», вышедший в 2002 году. Он состоял из композиций с мотивами автентичной музыки эпохи Возрождения. Этническая музыка увлекает Зинчука, и он едет в Ирландию, там выступает в нескольких концертах с местными музыкантами, работающими в жанре ирландской народной музыки. После этого Зинчук сочиняет музыку под влиянием кельтских мелодий.

Новое дыхание

С началом 21 столетия творческая активность Зинчука только усиливается. В 2003 году Зинчуку было доверено выступить от России на фестивальной сцене «Славянского базара», а в 2004 году ему рукоплескали зрители Франкфурта-на-Майне. Маэстро становится желанным участником многих международных музыкальных форумов и проектов. Преклоняясь перед его мастерством известные музыкальные компании – «Fender»из США и «Ibanes» из Японии ежегодно презентуют ему гитары и музыкальную аппаратуру. В 2005 году увидел свет новый аудиальбом композитора и музыканта «12 гитар Магистра». Мастерство артиста было оценено на родине почетным званием Заслуженного артиста России. Следующий год ознаменовался почетной наградой – орденом «За служение искусству», который был вручен Зинчуку благотворительным фондом «Меценаты столетия» и выступлением перед лидерами стран – участников саммита в Санкт-Петербурге.

Вторым увлечением артиста после музыки стал любительский футбол. С его помощью он поддерживает хорошую физическую форму, играя в команде звезд российской эстрады с 1997 года. После победы в дружественном матче с артистами Британии Зинчук стал почетным гостем торжественного приема с участием членов королевской семьи, выступал в легендарном клубе Фредди Меркьюри. Однажды после футбольного матча артист получил серьезную травму ноги, перенес 2 операции, но, даже находясь в гипсе, испытывая боль, не переставал участвовать в концертах. В служении людям и искусству он видит свою главную роль. Это дает ему мощный творческий заряд и новые замыслы. Так в 2005 году музыкант стал автором видеошколы «Мастер-класс Виктора Зинчука» – уникального пособия, предназначенного для желающих познать секреты мастерства игры на гитаре. Закрепить полученные навыки и техники предоставлялось возможным по принципу караоке с помощью включенных в пособие минусовых фонограмм.

Виктор Зинчук: первых 50 лет жизни!

Полувековой юбилей гитариста был отмечен концертной программой в Кремлевском Дворце в ноябре 2008 года. Ему предшествовал юбилейный тур по российским городам. В составлении номеров юбилейного концерта приняли участие много почитателей искусства музыканта. По итогам их голосования в концерте прозвучало 5 номеров, пользующихся наибольшей популярностью. Восторженно были приняты зрителями уникальные совместные номера с бельгийским гитаристом Франсисом Гойя, Игорем Бутманом и Владимиром Пресняковым-старшим. Так же примой-балериной Мариинского театра Юлией Махалиной и шоу-балетом «Тодес», ансамблем ирландского танца «Иридан» и другими выдающимися артистами. В свой юбилей артиста, обладающего титулом «Золотая гитара России» на концерте ожидал сюрприз от фирмы «Fender» - золотая гитара, доставленная из Америки. Инструмент, украшенный золотом, не только является шедевром ювелирного искусства, но и обладает великолепным звучанием.

Новый 2010 год гитарист встретил выпуском «Кельтского альбома», вдохновленного его пребыванием несколько лет назад в Ирландии, чарующими мифами и легендами кельтского эпоса и мелодиями ирландских песен. В альбом вошли 12 композиций автора и современные обработки музыки известного ирландского композитора 17 века Т. О’Кэролана. Для воспроизведения написанных композиций было использовано много аутентичных инструментов, собираемых по крупицам со всего мира и овладение техникой игры на них. Поклонники оценили волшебные звуки кельтской арфы и бузуки, звучание волынки и вистлов. В 2011 году поклонников творчества Зинчука собрал концерт в престижном московском зале – «Крокус Сити Холле». А в 2012 году в московском Доме Музыки был успешно презентован его акустический альбом «Формула позитива».

Юбилей на сцене Кремлевского Дворца

Свой 55-летний юбилей музыкант отмечал на сцене Кремлевского Дворца. В незабываемом шоу с феерическим звуком и светом прозвучали композиции солиста группы «Fools Garden» Петера Фройденталера, Владимира Кузьмина и Сергея Воронова. Он принял танцевальные подарки от шоу-балета Аллы Духовой «Тодес», ансамбля ирландского танца «Иридан», звучала музыка оркестра волынщиков City Pipes. Его поздравили известные артисты балета, мимы, акробаты, друзья исполнителя и коллеги из футбольной команды звезд эстрады «Старко». В 2014 году запись концерта была выпущена на DVD, что явилось долгожданным событием поклонников творчества Виктора Зинчука.
Октябрь 2015 года был отмечен выпуском диска «Триумф гитары», к которому маэстро шел долгие 7 лет. Исполнение включенных в альбом произведений – «Плача Петра» И.С. Баха, «13-й сонаты» и «К Элизе» — Л.В. Бетховена, вариаций на тему Генри Перселла. А также «Марша Радецкого» И. Штрауса и других, стало знаковым событием в культурной жизни России и Европы. В поддержку нового альбома в 2015-2016 годах прошел большой гастрольный тур российскими и европейскими городами. Cвой опыт он передает студентам, работая в доцентом в Московском университете культуры.

Уникальный репертуар, непревзойденное мастерство и огромное обаяние музыканта вызывают поклонение и любовь зрителя. Его музыка расцвечивает нашу жизнь яркими красками, согревает искренностью сердца и наполняет души силой и жизненной энергией.

Виктор Зинчук


В настоящее время Зинчук заслуженно признан лучшим гитаристом России. Его концерты собирают аншлаги в престижнейших залах Москвы и во многих городах России. Он часто и успешно выступает и за рубежом.

За достижения в области гитарной музыки в 1995 году музыкант был удостоен степени Почетного Магистра Международной Академии наук республики Сан-Марино, докторами которой являются Никита Михалков и Пол Маккартни, а в 1996 году региональный филиал Академии присваивает Виктору звание Ассоциированного профессора.

«Однажды в Италии мы залезли на какую-то гору и увидели там замок, - говорит Зинчук. - Внутри замка за компьютером сидела странная изотерическая женщина, похожая на колдунью. Она что-то посмотрела в своей компьютерной программе и сказала мне: „Вы избраны того, чтобы заботиться о сохранении гармонии на Земле".

Мне страшно не нравится, что в мире происходят несправедливости, но я взрослый человек и смотрю на это более или менее спокойно. А во времена юношеского максимализма я решил просто уйти в другой мир - мир музыки. Он гораздо чище и гармоничнее, чем этот. Правда, воевать за справедливость я никогда и никуда не ходил, но, если будет нужно, пойду. Мне кажется, что музыкой можно сделать гораздо больше. И потом, я из тех людей, которые десять раз подумают, прежде чем кото-то обидеть…

Выходя на сцену, я должен каждый раз доказывать, что лучший, что я - „золотая гитара России", как теперь принято говорить».

Виктор Зинчук родился 8 апреля 1958 года в Москве. Начал играть на гитаре в одиннадцать лет. До шестнадцати лет Виктор играл в различных школьных группах и как многие его сверстники слушал с восторгом западных рок-музыкантов.

Позднее, отвечая на вопрос о его авторитетах в гитаре, Зинчук скажет: «Прежде всего, Андрэ Сеговия - человек, который развил этот инструмент и сделал его пригодным для исполнения классической музыки. Потом, Пако де Лусия, фламенковый гитарист, очень яркий музыкант. Несомненно, это Джимми Пейдж, Джимми Хенд-рикс - люди, сделавшие много уже для электрогитары, Джордж Бенсон - великолепная законченная фразировка, сейчас многие подражают ему. Да все они хороши, и Джо Пасс, и Би-Би Кинг - у них каждая нота на вес золота, это история».

С 1976 по 1980 год Виктор обучался в Музыкально-педагогическом училище им. Октябрьской революции по классу классической гитары и дирижирования оркестром народных инструментов.

О том времени Зинчук позже говорил: «Не секрет, какой образ жизни ведут рок-музыканты. Когда мне было 20 лет, я тоже, конечно, употреблял и алкогольные напитки, и наркотики. Ну как можно не покурить вместе со всеми какой-нибудь фигни?! Сейчас ничего этого нет. Я могу позволить себе расслабиться после окончания турне на каком-нибудь банкете, но только если работа закончена. Те музыканты, которые постоянно употребляют алкоголь, в конце концов, на этом и зацикливаются. Меня же музыка всегда поддерживала и выводила из определенных состояний».

В 1978 году Зинчука пригласили в эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Юрия Васильевича Силантьева. В 1979 году, играя в оркестре, он получает государственную квалификацию «артист высшей категории», но вскоре уходит в группу «Арсенал».

«Юрий Васильевич говорил мне тогда: „Ты что, ты ведь будешь по деревням ездить, "чёс" играть, а я тебе известность сделаю, на телевидении…" Так потом получилось, что я у всех проработал по два года - цикл такой. Отчасти я сожалею, отчасти… нет, что ж, значит, так нужно было судьбе». Итак, в 1981 году Зинчук стал работать в джаз-ансамбле «Арсенал». Он быстро привлек внимание критиков и завоевал симпатии публики как импровизатор в стиле фьюжн и фламенко.

Ю. Саульский писал: «С приходом в „Арсенал" молодого гитариста Виктора Зинчука, с пополнением инструментария ансамбля двумя синтезаторами облик ансамбля существенно изменился. Исполнительская манера стала тоньше, одухотворенней, тембровая палитра - более разнообразной». И далее: «Впечатляет „Грустная самба" В. Зинчука: в предложенном им сольном эпизоде ощущается сплав академической гитарной техники с элементами народного испанского музицирования и приемами джазовой игры».

С 1983 года Зинчук выступает в квартете «Квадро», становится лауреатом Московского и Ленинградского джаз-фестивалей, получает Первую премию фестиваля им. Валифа Мустафа-Заде в Баку.

«Я ушел оттуда (из „Квадро" - Прим. авт.), неважно по каким причинам, и по музыкальным, и по другим. Было очень тяжело, мы поднимали инструментальную музыку, ездили по деревням; помню, как-то в Ростовской области во время концерта к звукорежиссеру подходили бабушки и говорили: „Механик, нажми кнопку, хай хлопцы заспевают…"

Играть инструментальную музыку было очень тяжело… и предъязвенное состояние желудка, и прочее - все это как раз воспоминания оттуда, ну, наверное, мы сделали тогда свое дело, а когда я уходил, у меня испортилась гитара и даже не на что было купить новую. Я пошел зарабатывать деньги…»

В 1985–1987 годы Зинчук работает музыкальным руководителем группы Юрия Антонова. Как аранжировщик и соло-гитарист участвует в записи диска-гиганта «От печали до радости».

«В 1987 году я понял, что в общем-то везде мне не давали играть то, что я хотел, даже как-то преследовалось это, говорили - это наш концерт, а ты организовывай свои и там будешь делать, что хочешь. Так вот и получалось…

Даже ревностно относились к тому, что мне на концертах хлопали больше. Да, а играл я всего лишь классическую музыку. Так что обиделся я тогда на всех… Это сейчас, спустя годы мы общаемся великолепно и с Антоновым, и с Лешей Козловым, но тогда, в 87-м, я начал делать то, что и делаю сейчас».

Начало сольной карьеры сложилось удачно. Его обработки и записи Хоральной прелюдии фа-минор И.С. Баха и ряда классических произведений сразу поставили его в первые места хит-парадов и сделали его известным как гитариста-исполнителя. Он был признан лучшим гитаристом по опросу молодежного канала Всесоюзного радио.

В 1988 году Центральная киностудия документальных фильмов снимает о нем фильм «Виктор - победитель». Тогда же Зинчук организует собственную группу «Хорус». Он пишет музыку для фильма студии Центрнаучфильм «Полар бридж» («Полярный мост») и к циклу фильмов о Севере. Следующий год приносит музыканту лауреатство международного фестиваля «Интершанс-89».

В 1990 году Зинчук пробует себя как вокалист и становится лауреатом международного телевизионного фестиваля «Ступень к Парнасу». Он частый участник телевизионных программ «Ступени», «50/50», «Утренняя почта» и др. Его музыка часто звучит по радио. Много гастролирует по стране, пропагандируя классическую музыку в современной обработке.

«Я играю обработки классической музыки, - говорит Зинчук, - где принцип свободной трактовки несколько сжат, я исполняю ее довольно точно, хотя и на электрогитаре. Да, есть некоторая импровизационность, которая идет от джаза, но фразировка современная, роковая».

В том же году гитариста приглашают на съемки телепрограммы в итальянский город Турин. С того момента его имя становится хорошо известно и в Европе.

В 1991 году Зинчук поступает в Московский Государственный университет культуры по специальности «Музыкальное искусство эстрады», который с отличием окончит через четыре года. Он успешно гастролирует по городам Швейцарии и становится лауреатом международного фестиваля в швейцарском городе Фрибург.

В 1993 году гитарист представляет Россию и фирму SNC на международном фестивале «Братиславская лира». Здесь Зинчук выступал вместе с Чаком Берри и группой «Feif No Mo». Особо отмечалась его обработка и исполнение колыбельной Дж. Гершвина «Summertime».

«Нельзя разделить музыку на жанры, - считает Зинчук, - хотя она, естественно, делению поддается, и многообразие жанров существует… Современная музыка впитала в себя достижения и классики: волей-неволей любой музыкант уже находится под ее влиянием, он ведь на ней учился; ну, и джаза, само собой, и народной музыки, и других. Если вы послушаете даже очень прогрессивную современную, например, электронную музыку, то в ней немало характерных партий барабанов - триольность, это все тоже черные музыканты делают, это оттуда… Просто время сейчас другое, и, по мне, мыслить сейчас такими традиционными джазовыми формами не очень интересно».

В 1994 году музыкант дает концерты в Голландии и во Франции, участвует в международном рок-фестивале «Key-Brothers» в окрестностях Турина. В этом же году выходит компакт-диск Зинчука «Mix No One». Обработка «24-го Каприза» Паганини, на которую был отснят видеоклип, делае Виктора популярнейшим гитаристом в России. Ему посвящаются две телепрограммы «Джэм».

На представительном (46 стран-участниц) международном фестивале «Золотой Олень» 1996 года в румынской Трансильвании в категории видеоклипов Зинчук занимает третье место с клипом «Каприз № 24» Н. Паганини.

В следующем году музыкант заканчивает работу над новым альбомом «Неоклассика». Также теперь называется и группа Зинчука. Музыкант признался: «Мои собственные выступления сейчас связаны с коммерцией, да мне нужно коллектив кормить, у меня шесть человек оркестра и еще три в балете. Мне нужно платить за студию, клипы и выпуск пластинок. Это просто чудовищные расходы».

В конце ноября 1997 года в Театре эстрады с большим успехом проходят сольные концерты Зинчука.

1999 год отмечен выпуском нового альбома «Одинокий в ночи» на компакт-кассетах. Зинчук участвует в благотворительном концерте для ветеранов Второй мировой войны в Тель-Авиве, а также выступает в Италии в курортном городе Лидо.

В декабре 2000 года в казино «Беверли-Хиллз» состоялась презентация альбома нового альбома музыканта «Неолирика».

Новое тысячелетие для Зинчука началось удачно. В конце января 2001 года музыкант подписал с компанией «Квадро-Диск» договор на выпуск нового альбома «Неоклассика-2».

Кроме того, он устанавливает рекорд по быстроте игры на гитаре, исполнив за 24 секунды произведение Римского-Корсакова «Полет шмеля», а также 20 нот в течение одной секунды. Этот факт зафиксирован в российском издании «Книги рекордов Гиннеса».

«Я сделал свой музыкальный язык предельно лаконичным и доходчивым, - анализирует свое творчество Зинчук. - Порой я не позволяю себе отступать от варианта и импровизировать, и я не боюсь потерять слушателя. Публика просто на концертах уже просит сыграть конкретные вещи - „Каприс" Паганини, „Токкату и фугу ре-минор" и „Скерцо" Баха, „Аве Марию", „Полонез" Огинского. Но, естественно, я играю также и с импровизационными вставками. Я обязан сделать так, чтобы публике было интересно. Не бывает плохой публики, бывает плохой исполнитель. Да, у каждой музыки свой слушатель.

Я прекрасно понимаю, что занимаюсь просветительской деятельностью, но когда мы играем „Аве Марию", а у молоденьких, по 12–13 лет, девчонок просто слезы на глазах, то я не думаю, что это плохо. Да, это дань времени, обработки, современное прочтение, но время покажет, насколько это действенно.

Во мне что-то сидит Люди говорят: энергетика… А меня просто жизнь заряжает! Так что во мне постоянно кипят какие-то страсти, эмоции, которые выливаются не только в музыке, но и на головы окружающих людей. Сначала я переживаю, чувствую, и только потом воплощаю свои чувства и переживания в музыку. Моя задача - сыграть так, чтобы по коже пробежали мурашки».

Один из самых известных российских музыкантов, гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик.

Обладатель бесчисленного количества музыкальных дипломов.

Прославился исполнением на гитаре виртуозных соло, ярких собственных композиций, а также современной обработкой и исполнением классических произведений.

Начал играть на гитаре с 11 лет. До 16-летнего возраста играл в школьных группах.

С 1976 по 1980 год учился в Музыкально-педагогическом училище им. Октябрьской революции по классу классической гитары и дирижирования оркестром народных инструментов.

В 1978 году был приглашен в Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Ю.В. Силантьева.

В 1979 году, играя в оркестре, получил государственную квалификацию "артист высшей категории". Во время обучения и после окончания училища работал в самых известных музыкальных коллективах страны (в джаз-ансамбле "Арсенал" - 1981-1982 гг., в квартете "Квадро" - 1983 год, с 1985 по 1987 г. музыкальным руководителем группы Юрия Антонова), много гастролировал в СССР и за рубежом.

В 1987 году начал сольную карьеру.

В 1988 г. организовал собственную группу "Хорус". Одновременно продолжал обучение и в 1994 году закончил с отличием Московский государственный университет культуры.

За достижения в области гитарной музыки в 1995 году удостоен степени Почетного магистра гитарного искусства Международной Академии наук в Сан-Марино, а в 1996 году региональный филиал Академии присвоил В. Зинчуку звание Ассоциированного профессора регионального филиала.

В 1996 г. на международном фестивале "Золотой Олень" в Трансильвании (Румыния) среди 46 стран-участниц на конкурсе видеоклипов занял 3-е место с клипом "Каприз №24 Н. Паганини". В 1997 году выпустил альбомом "Неоклассика", на композицию из которого "Полонез Огиньского" снят видеоклип.

С этого времени группа Виктора Зинчука называется "Неоклассик". В 1999 году вышел новый альбом "Одинокий в ночи" на компакт кассетах.

В 2000 г. с успехом прошли гастроли по стране с программой "Неоклассика" и был записан новый альбом "Неолирика", на одну из композиций которого также снят видеоклип.

В 2001 году В. Зинчук приступил к записи альбома, который первоначально планировал назвать "Неоклассика-2" (продолжая альбом "Неоклассика"), однако в окончательном варианте диск, вышедший в 2002 году, получил имя "Амадеус № 146" по названию одной из вошедших в него композиций.

В альбом вошли классические произведения в обработке гитариста и собственные стилизованные под классику композиции.

Виктор считает, что "это та работа, за которую не стыдно.

В “Амадеусе” есть то, чего от меня ждут: и классика, и свое. То, что созвучно времени и вместе с тем не боится его". Серьезность и сложность материала, ведь гитарист в 6 композициях выступил в соавторстве с Бахом, Бетховеном и Шубертом, органично сочетается с доходчивыми гитарными аранжировками, стилизованными под ренессанс и кельтскую музыку.

К несомненным достоинствам этого альбома можно отнести обилие живых инструментов: мандолина, лютня, множество всевозможных гитар, а также орган. Виктор Зинчук установил рекорд по быстроте игры на гитаре, исполнив за 24 секунды произведение Римского-Корсакова "Полет шмеля", а также 20 нот в течении одной секунды.

Этот факт зафиксирован в российском издании "Книги рекордов Гиннеса". Виктор Зинчук - разносторонний музыкант: гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик.

Помимо своей музыки и песен, сделал много переложений классической музыки: И.С. Баха, Н. Паганини, М. Глинки, Дж. Верди, Дж. Гершвина и др. В настоящее время Виктор признается одним из лучших гитаристов России.

Его концерты собирают аншлаги в самых престижных залах Москвы и во многих городах России.


ЗИНЧУК Виктор Иванович (род. 1958) – один из самых известных российских музыкантов, гитарист-виртуоз, компо-зитор, аранжировщик. Обладатель бесчисленного количест-ва музыкальных дипломов. Прославился исполнением на гитаре виртуозных соло, ярких собственных композиций, а также современной обработкой и исполнением классичес-ких произведений.

Родился 8 апреля 1958 года в г. Москве. Начал играть на гитаре с 11 лет. До 16-ти летнего возраста играл в школьных группах. С 1976 по 1980 год учился в Музыкально-педагогическом училище им. Октябрьской революции по классу классической гитары и дирижирования оркестром народных инструментов. В 1978 году был приглашен в эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Ю.В. Силанть-ева. В 1979 году, играя в оркестре, получил государственную квалификацию "артист высшей категории". Во время обучения и после окончания училища работал в самых известных музыкальных коллективах страны (в джаз-ансамбле "Арсенал" – 1981-82 гг., в квартете "Квадро" – 1983 год, с 1985 по 1987 г. музыкальным руководителем группы Юрия Антонова), много гастролировал в СССР и за рубежом. В 1987 году начал сольную карьеру. В 1988 году организовал собственную группу "Хорус". Одновременно продолжал обучение и в 1994 году закончил с отличием Московский государственный университет культуры.

За достижения в области гитарной музыки в 1995 году удостоен степени Почетного магистра гитарного искусства Международной Академии наук в Сан-Марино, а в 1996 году региональный филиал Академии присвоил В. Зинчуку звание Ассоциированного профессора регионального филиала. В 1996 г. на международном фестивале "Золотой Олень" в Трансильвании (Румыния) среди 46 стран-участниц на конкурсе видеоклипов занял 3-е место с клипом "Каприз №24 Н.Паганини". В 1997 году выпустил альбомом "Неоклассика" , на композицию из которого "Полонез Огиньского" снят видеоклип. С этого времени группа Виктора Зинчука называется "Неоклассик". В 1999 году вышел новый альбом "Одинокий в ночи" на компакт кассетах. В 2000 г. с успехом прошли гастроли по стране с программой "Неоклассика" и был записан новый альбом "Неолирика" , на одну из композиций которого также снят видеоклип. В 2001 году В. Зинчук приступил к записи альбома, который первоначально планировал назвать "Неоклассика-2" (продолжая альбом "Неоклассика"), однако в окончательном варианте диск, вышедший в 2002 году, получил имя "Амадеус № 146" по названиюодной из вошедших в него композиций. В альбом вошли классические произведения в обработке гитариста и собственные стилизованные под классику композиции. Виктор считает, что "это та работа, за которую не стыдно. В "Амадеусе" есть то, чего от меня ждут: и классика, и свое. То, что созвучно времени и вместе с тем не боится его". Серьезность и сложность материала, ведь гитарист в 6 композициях выступил в соавторстве с Бахом, Бетховеном и Шубертом, органично сочетается с доходчивыми гитарными аранжи-ровками, стилизованными под ренессанс и кельтскую музыку. К несомненным достоинствам этого альбома можно отнести обилие живых инструментов: мандолина, лютня, множество всевозможных гитар, а также орган.

Виктор Зинчук установил рекорд по быстроте игры на гитаре, исполнив за 24 секунды произведение Римского-Корсакова "Полет шмеля", а также 20 нот в течении одной секунды. Этот факт зафиксирован в российском издании "Книги рекордов Гиннеса".

Виктор Зинчук – разносторонний музыкант: гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик. Помимо своей музыки и песен, сделал много переложений классической музыки: И.С.Баха, Н.Паганини, М.Глинки, Дж. Верди, Дж.Гершвина и др.

В настоящее время Виктор признается одним из лучших гитаристов России. Его концерты собирают аншлаги в престижнейших залах Москвы и во многих городах России.

Виктор Зинчук. Микс № 1
Victor Zinchuk. Mix No. One

Audio CD, 1994 г.
SNC Records

01. В.Зинчук - Открой!
02. В.Зинчук - Не возвратить.
03. В.Зинчук - Все не так.
04. В.Зинчук - Не бросай камней.
05. В.Зинчук - Mix No. One.
06. В.Зинчук - Как ни прыгай.
07. В.Зинчук - Я уезжаю...
08. В.Зинчук - Совсем случайно...
09. Дж.Гершвин - Колыбельная
10. Н.Паганини - Каприз N 24.
11. М.Глинка - фрагмент увертюры
к опере "Руслан и Людмила"
12. И.С.Бах - Прелюдия фа-минор.
13. Дж.Верди - Марш из оперы
"Аида"
14. Ф.Шуберт - "Аве Мария"

Виктор Зинчук. Неоклассика
Victor Zinchuk. Neoclassic

Audio CD / Audio MC, 1998
PolyGram Russia

01. М.Огиньский - Полонез
02. Дж.Россини - Тарантелла
03. В.Зинчук - Блюз
04. Л.-К.Дакен - Кукушка
05. И.-С.Бах - Скерцо си-минор
06. А.Вивальди - Летняя гроза
07. В.Зинчук - Бурре
08. В.Зинчук - Колыбельная для
Антуанетты
09. И.-С.Бах - Прелюдия до-минор
10. И.-С.Бах - Фуга до-минор
11. Ф.Шуберт - Аве Мария
12. В.Зинчук - Одинокий в ночи

Виктор Зинчук. Одинокий в ночи

Audio CD, 1998, 2002 /
Audio MC, 1999 г.

01. El Condor Pasa - Полет орла
02. Н.Паганини - Каприз N 24
03. М.Огиньский - Полонез
04. В.Зинчук - Mix No. One
05. В.Зинчук - Одинокий в ночи
06. Дж. Гершвин - Колыбельная
07. И.-С.Бах - Скерцо си-минор
08. Дж.Россини - Тарантелла
09. В.Зинчук - Не возвратить
10. Прощание

Виктор Зинчук. Неолирика

Audio CD / Audio MC, 2000

01. Lolita - Лолита
02. Green Leaves - Зеленые рукава
03. I Fall In Love With You - Я
влюблен в тебя
04. Godfather - Мелодия из к/ф
""Крестный отец""
05. Only You - Только ты
06. Gomez" Romance - Романс
Гомеса
07. Mummy Blue - Мами Блю
08. Sidewalk Cafe - Придорожное
кафе
09. The House Of Rising Sun - Дом
восходящего Солнца
10. Aranjuez - Аранхуес
11. El Condor Pasa - Полет орла
12. Jekety Axe - Джекети Экс
13. Besame Mucho - Бессаме Мучо
14. Lost In The Rain - Брошенный
под дождем

Виктор Зинчук - Лолита

Audio CD, 2000 г.
Квадро-Диск

01. В. Зинчук - Лолита
02. Х. Родриго - Аранхуэс

Звездная серия - Виктор Зинчук.

Audio CD, 1999

01. В.Зинчук - Mix No. One
02. М. Огинский - Полонез
03. El Condor Pasa - Полет орла
04. В.Зинчук - Не возвратить
05. В. Зинчук - Блюз
06. Дж. Россини - Тарантела
07. Совсем случайно
08. Л. К. Дакен - Кукушка
09. Н. Паганини - Каприз N 24
10. А. Вивальди - Летняя гроза
11. Дж. Гершвин - Колыбельная
12. В.Зинчук - Я уезжаю...
13. В. Зинчук - Буря
14. И. С. Бах - Скерцо си минор
15. В. Зинчук - Колыбельная для
Антуанетты
16. И. С. Бах - Фуга до минор
17. И. С. Бах - Прелюдия до минор
18. И. С. Бах - Прелюдия фа минор
19. М. И. Глинка - фрагмент из
оперы "Руслан и Людмила"
20. Д. Верди - марш из оперы Аида
21. В. Зинчук - Одиникий в ночи
22. Прощай

Виктор Зинчук. Амадеус № 146

Audio CD, 2002 г.
Квадро Диск

01. Соната №14 "Лунная" 4:17
02. Менуэт из новой тетради Анны
Магдалены Бах 4:17
03. Концерт №1 ля-минор 4:10
04. Ария из оркестровой сюиты
(D-dur) 4:39
05. Амадеус №146 7:52
06. Вуаль Лауры 3:34
07. Симфония из партиты до-минор
4:03
08. Серенада 3:32
09. Полуночный танец благород-
ного призрака 5:25
10. Утро бедного Людовика 2:13
11. Хорал (кантата №147) 6:06

Виктор - разносторонний музыкант: гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик. Способствует пропаганде гитары на отечественной сцене, раскрывая по-новому этот музыкальный инструмент. Помимо своей музыки и песен, сделал много переложений классической музыки: И.С.Баха, Н.Паганини, М.Глинки, Дж. Верди, Дж.Гершвина.


Начал играть на гитаре с 11 лет.

До 16-ти летнего возраста играет в школьных группах.

С 1976 по 1980 гг. обучается в Музыкально-педагогическом училище им. Октябрьской революции по классу классической гитары и дирижирования оркестром народных инструментов.

В 1978 году приглашен в Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Ю.В. Силантьева.

В 1979 году, играя в оркестре, получает государственную квалификацию "артист высшей категории" .

Во время обучения и после окончания училища работает в самых известных музыкальных коллективах страны, много гастролирует в СССР и за рубежом.

В 1987 году начинает сольную карьеру. Также продолжает обучение и в 1994 году заканчивает с отличием Московский Государственный Университет Культуры.

За достижения в области гитарной музыки в 1995 году удостоен степени Почетного Магистра Международной Академии наук республики Сан-Марино, а в 1996 году региональный филиал Академии присваивает Виктору звание Ассоциированного профессора.

Виктор Зинчук - разносторонний музыкант: гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик. Способствует пропаганде гитары на отечественной сцене, раскрывая по-новому этот музыкальный инструмент. Помимо своей музыки и песен, сделал много переложений классической музыки: И.С.Баха, Н.Паганини, М.Глинки, Дж. Верди, Дж.Гершвина.

Его гитара звучит в песнях самых известных исполнителей страны: Аллы Пугачевой, - Юрия Антонова и др. Совместная работа с Аллой Пугачевой - песня "Мэри" занимает ведущие места в различных хит-парадах.

В настоящее время Виктор заслуженно признан лучшим гитаристом России. Его концерты собирают аншлаги в престижнейших залах Москвы и во многих городах России. Руки музыканта застрахованы компанией "Принципал" на 500.000 ам. долларов.

1980 год - успешно закончил музыкальное училище.

1981-1982 годы, работая в джаз-ансамбле "Арсенал", привлек внимание критиков и завоевал симпатии публики как импровизатор в стиле фьюжн и фламенко. В составе ансамбля гастролирует по стране и за границей, совершенствует мастерство.

1983 год - работает в квартете "Квадро", становится лауреатом Московского и Ленинградского джаз-фестивалей, получает 1-ю премию фестиваля им. Валифа Мустафа-Заде в г. Баку.

1985-1987 годы работает музыкальным руководителем группы Юрия Антонова. Как аранжировщик и соло-гитарист участвует в записи диска-гиганта "От печали до радости ".

1987 год - начало сольной карьеры. Его обработки и записи Хоральной прелюдии фа-минор И.С.Баха и ряда классических произведений сразу ставят его в первые места хит-парадов и приносят ему известность как гитариста-исполнителя. Он признается лучшим гитаристом по опросу молодежного канала Всесоюзного радио.

1988 год - Центральной киностудией документальных фильмов о нем снимается фильм "Виктор - победитель" . В этом же году Виктор Зинчук организует собственную группу "Хорус" . Пишет музыку к фильму студии Центрнаучфильм " Полар бридж " (Полярный мост) и к циклу фильмов о Севере.

1989 год - лауреат международного фестиваля "Интершанс-89".

1990 год - пробует себя как вокалист и становится лауреатом международного телевизионного фестиваля "Ступень к Парнасу" . Много гастролирует по стране, пропагандируя классическую музыку в современной обработке. Он частый участник телевизионных программ "Ступени" , "50 / 50" , "Утренняя почта" и др. Его музыка часто звучит по радио. Приглашен на съемки телепрограммы в г.Турин (Италия) . С этого времени его имя становится хорошо известно в Европе.

1991 год - поступает в Московский Государственный Университет Культуры по специальности "Музыкальное искусство эстрады". Успешно гастролирует по городам Швейцарии. Становится лауреатом международного фестиваля в г.Фрибург.

1992 год - едет в Италию для записи гитарных партий в диске "Rock, Rock, Rock" группы "Fil Di Ferro".

1993 год - представляет Россию и фирму SNC на международном фестивале "Братиславская лира", успешное выступление в программе фестиваля вместе с Чаком Берри и группой "Фейф Ноу Мо" . Особо отмечена его обработка и исполнение колыбельной Дж. Гершвина (Summertime). Пишет музыку к художественному фильму "Короткое дыхание любви".

1994 год - концерты в городе Зайндховен (Голландия), в городах юга Франции, дает мастер-классы, награжден медалью мэром г.Поншара, участвует в международном рок-фестивале Key-Brothers в окрестностях г.Турин (Италия). В этом же году на фирме SNC-Records выходит компакт-диск Виктора Зинчука "Mix No One", а на фирме "Союз" его компакт-кассета. Обработка 24-го Каприза Паганини, на которую был отснят видеоклип, делает Виктора популярнейшим гитаристом в России. Ему посвящаются две телепрограммы "Джэм".

1995 год - Заканчивает с отличием (красный диплом) Московский Государственный Университет Культуры. Международная Академия Наук, республики Сан-Марино за достижения в области гитарной музыки присваивает Виктору Зинчуку степень Почетного Магистра.

1996 год - получает звание Ассоциированного профессора от регионального филиала Академии. На международном фестивале "Золотой Олень" в Трансильвании (Румыния) в категории" видеоклип" занимает 3-е место с клипом "Каприз ©24 Н.Паганини" (46 стран-участниц).

1997 год - заканчивает работу над новым альбомом "Неоклассика" , на композицию из которого "Полонез Огиньского" снимает видеоклип. С этого времени группа Виктора Зинчука называется "Неоклассик" . Московский художник С.Кузин пишет портрет Виктора (холст, масло, 200 х 100см), включенный в каталог галереи "Коллекция Якиманка" . Страховая компания "Принципал" подписывает договор, согласно которому руки музыканта застрахованы на 500.000 ам. долларов. В конце ноября в "Театре Эстрады" с большим успехом проходят сольные концерты маэстро.

1998 год - с футбольной командой звезд эстрады "Фортуна" едет в Лондон для участия в матче с командой телеканала ITV, выигранном со счетом 7: 0. В Лондоне вместе с командой приглашен на прием в российское посольство, посетил знаменитую Abbey Road, общался с членами королевской семьи, принял участие в концерте в клубе Фредди Меркьюри "String Falloyz". Во время поездки потерял паспорт и билет на самолет, отправлен на Родину благодаря содействию российского консула.

1999 год - выпуск нового альбома "Одинокий в ночи" на компакт кассетах. С газетой "Московский Комсомолец" едет в Тель-Авив, где участвует в благотворительном концерте для ветеранов Второй Мировой войны на 9 мая. Выступает в Италии, в курортном городе Lido DI Dante. В ноябре в "Театре Эстрады" проходит концерт с участием ансамбля кельтской музыки "Жители холмов" и струнного квартета "Крещендо".

2000 год - пропагандируя гитарную музыку, гастролирует по стране с программой "Неоклассика", записывает новый альбом "Неолирика", на одну из композиций которого снимает видео клип, 27 октября на концерте в "Театре Эстрады" открывается сайт в Интернете www.zinchuk.boom.ru.