Сценарий на мероприятие казачья кухня. Сценарий праздника «Гулянье в казачьей станице

Тамара Сергеева
Сценарий праздника «Гулянье в казачьей станице»

В наше время очень важно воспитание в детях нравственных и патриотических чувств. С этой целью мной было подготовлено и проведено открытое занятие "ГУЛЯНЬЕ В КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЕ ". Цель которого – развитие у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, развитие у ребенка интереса к культуре и истории Донского края, развитие эмоционально – эстетической сферы дошкольника в процессе воспитания музыкальных, литературных, изобразительных произведений искусства родного края.

Была проведена большая подготовительная работа : Это и различные беседы, занятия, выставки рисунков. Занятия проходили в свободной и игровой форме. Дети очень любят когда занятия проходят в «Казачьей хате » , которую воспитатели оформили совместно с родителями. В хате – русская печь, стол, покрытый белоснежной скатертью, старинное зеркало, сундук, посуда, различная бытовая утварь.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Гулянье в казачьей станице » .

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ДОНСКОЙ ПЕСНИ.

Ведущие в казачьих костюмах встречают гостей, сделав «воротики» . Дети : казак и казачка держат в руках поднос с хлебом, солью.

Ведущий 1 : Здрово дневали! (кланяется) .

Ведущий 2 : Здорово ночевали! (кланяется) .

Гости : Слава Богу!

Казачка :

Есть у нашего народа,

Вечные особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреной моды

От души они, от доброты.

Казак :

Гость, войди!

Традиций не нарушим.

И всегда чайку нальем.

Всем известно казаков радушье .

Хлебосольство и открытый дом.

Гости угощаются хлебом, солью и проходят в музыкальный зал. Звучит мелодия донской песни. В зал заходят мальчики-казаки , становятся в центре , делают «воротики» . В них проходят остальные дети и расходятся в разные стороны, становятся полукругом . Затем в «воротики» входят ведущие в казачьих костюмах . Приветствуют детей и гостей.

Ведущий 2. Здорово дневали!

Дети (хором) . Слава Богу!

Ведущий 1 : Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Донской земле. Наша Родина – это Донской край, где живут казаки . Вот мы Вас, дорогие гости, и пригласили на гулянье в казачью станицу .

Звучит мелодия песни «Обливская станица » , выходит казачонок .

Ты – казачий мой край необъятный .

Ты – донская сторонка моя.

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

Ведущий 2. (Обращаясь к гостям) : Поглядите-ка на наших казачат . Приоделись они, приосанились! Поглядите-ка, какие они удалые, да нарядные.

Ведущий 1. (обращается к детям) :

Эй, казаки , что за праздник ?

Не расскажете нам разве?

1-й реб. А сегодня казачье гулянье !

2-й реб. Будем играть и петь!

3-й реб. Устроим танцы и состязания!

Ведущий 2 :

Мы будем веселиться и играть,

Петь, хороводить и плясать!

Станицу нашу прославлять !

1. Здравствуй, моя Обливская!

Дорогая моя станица .

Здравствуй, мой милый Чир,

Дай мне воды напиться!

2. Мой милый край, ты сердцу дорог!

Я с детских лет в тебя влюблен!

В степную ширь донских просторов,

И в каждый куст и в каждый клен!

3. Земля былинная моя,

Люблю тебя до сладкой боли :

И эту степь, и это поле,

И эту песню соловья!

4. Как у нас в Обливской –

Люди сильные,

Прославляют свою землю изобильную!

5. Травы в рощах полощут соцветья,

И над ними небес бирюза,

Я дружу с этой милою степью,

Где вчера отгремела гроза.

Будто кто-то ночными полями.

Проходил и рассыпал добро.

Собираю росинка горстями,

Лучшей пробы беру серебро.

Сколько раз уж бывали воспеты.

В наших песнях чабрец и ковыль.

И твои голубые просторы

И твоя богатырская ширь.

Степь родная. Дышу лишь тобою.

От зари до зари. Не совру.

Все хожу и хожу бороздою

И признаюсь – устать не могу. (М. Богданов)

Дети исполняют песню : «Эх, донские казаки

Ведущий 1 : Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.

А не сыграть ли нам в игры-забавушки

Озорные да распотешные?

ИГРА : «Кто быстрее поймает рыбу?»

Правила игры : надо перенести разрезанные части рыб, собрать свою рыбу, назвать ее отличительные особенности. (Сом, щука, карась, лещ)

Ведущий 2 : Ох, и ловкие вы, да быстрые!

Ведущие 1 : Но не только ловкостью и быстротой славились казаки , а еще и мудростью. На Дону пословица недаром молвится. Послушайте наших казачат .

1-й Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.

2-й Казак дружбу соблюдает – коня в беде не бросает.

3-й Кто пули боится, тот в казаки не годится .

4-й Казак хват силой , удалью богат.

5-й Казачья смелость порушит любую крепость.

6-й Не конь красит казака , а казак коня .

7-й Казак сам не съест , а коня накормит.

8-й Казак скорее умрет , чем с родной земли сойдет.

9-й Казак без песен , что виноградная лоза без гроздьев.

10-й На Дону казаку и камешек подпевает .

Ведущий 2 :

Во станице погулять

Вышли казачата .

Веселятся от души

Парни и девчата.

Ведущий 1 : Ой, стук – перестук.

С каблука на каблук,

Заходили каблуки,

Аж трещат половики.

Веселье продолжается. Пляска начинается. Дети исполняют казачий танец .

Ведущий «: Казак с конем и ночью и днем.

Ведущий!: А где же казачки , ваши кони быстрые?

Дети выходят на игру.

Игра : «Наряди казачку » .

Выходят 2 казака и 2 казачки . На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары : бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку . Кто быстрее.

Ведущий 2 : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь. Отдохните на завалинке, да на станичниц наших поглядите .

Ведущий 1 : А в Обливской казачки есть .

Что не можно глаз отвесть.

А как песню запоют –

Сразу ноги в пляс идут!

Девочки-казачки исполняют песню «Гармонист-Тимошка» .

Ведущий 2 : Ну, как вам песню исполнили станичницы ?

Казак : Казачьи песни слушать – что мед ложкой кушать!

Ведущий 1 : Где ты, песня удалая,

Где Ты, пчелочка златая?

Под музыку заходит девочка в костюме пчелки. В корзинке у нее инструменты (бубен, ложки, металлофон) . Раздает их детям-казачатам .

ПЕСНЯ : «Пчелочка златая» .

Ведущий 2 : Да, места наши песенные! А ведь с песней казак рождался , шел на службу, с невестой обручался!

Ведущий 1 : И в каждом хуторе была своя запевка. А у вас в станице есть своя любимая ?

1-й ребенок : Как не быть? Есть!

Звучит приближаясь песня.

2-й ребенок Вон с Майдана, слышишь, поют.

Входят артисты из ансамбля «Лазоревые напевы» с песней

«Обливская станица » .

Ведущий 1 : Во станице мы гуляли ,

Песни весело играли!

Рады были видеть Вас

Подпевайте… В добрый час!

В исполнении артистов ансамбля «Лазоревые напевы» и детей старшей группы звучит песня «Донской край» .

Артисты ансамбля угощают детей пирогом.

Казак-ребенок : (держит пирог в руках, на подносе) .

Радо солнцу небушко,

Помогло подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку,

Он на ней как солнышко.

Казачка :

Вот и настал момент прощаться.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы до свиданья.

До счастливых новых встреч.

Ведущий 1 : Ой, спасибо Вам гостьюшки родные за Ваше тепло, за Ваше участие, за Ваши добрые улыбки!

Под казачьи песни дети выходят из зала.

Сценарий фольклорного казачьего праздника в старшей группе

Ход праздника

1 Казачка : Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице дома русского!

2 Казачка : Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

Праздник осени

Будем веселиться, да радоваться.

1. Ходит осень по садам,

Ходит – улыбается.

Точно в сказке – тут и там

Все цвета меняются!

2.Дарит осень чудеса,

Да ещё какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

3. Листочки падают, играя,

И устилают всё кругом.

А мы, по садику гуляя,

В букет листочки соберём.

4. Вдаль убежало горячее лето,

Теплые дни растворяются где – то,

Где – то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь только листья желтеют

И опадают, как только умеют.

5. Дождь идет по всей земле,

мокрая дорога.

Много капель на стекле,

а тепла – немного.

Спят березы в серебре,

ярче зелень сосен,

Потому что на дворе наступила осень

6.Вновь осенняя пора ветром закружила.

Чудо-красками она всех заворожила!

Посмотри, какой ковер листьев у порога!

Только жаль, что светлых дней в осени немного…

7. Осенняя пора, настал и твой черёд!

Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

И листопад, и птичий перелёт,

И лес, и сад полны очарованья.

8. В лесу осеннем каждый кустик мил.

Всё замерло, как будто в чудной сказке.

И мелкий дождик сверху окропил

Листву, свою меняющую краску

9. Краснеют гроздья спелые рябин,

Грибочек нам свою покажет шляпку.

И золото берёзок и осин

Так хочется с собой забрать в охапку!

10 . Прекрасна осень! Чередою дни

Летят твои седой зиме навстречу.

Но каждый миг волшебный сохраним,

Он будет в нашей памяти отмечен.

11. Как много листьев:

Желтых, красных.

Подует ветерок – летят.

И в вальсе кружится прекрасном

Над головою листопад.

12.Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьёт одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

13.Мы простились с тёплым летом

Снова осень к нам пришла

Золотисто-красным цветом всё раскрасила она.

14.Всё вокруг, как на картинке:и берёзки и осинки,

В золотых стоя нарядах, значит осень где-то рядом.

15.Жёлтые листочки в воздухе кружат

По стеклу дождинки весело стучат.

16.Быстро лето улетело, перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль!

17.Закружился надо мной, дождь из листьев озорной

До чего же он хорош

Где такой ещё найдёшь.

18. Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое у берёзы на плечах.

19.Жёлтой краской кто-то выкрасил леса,

Стали отчего-то ниже небеса,

Ярче запылали кисточки рябин,

Все цветы увяли, лишь свежа полынь.

20 . Осень, ты можешь грустить и смеяться,

Дождиком плакать, потом улыбаться.

Красками яркими радовать нас!

Хмуростью неба грозить каждый раз,

Осень, ты хочешь нас всех удивить?

Дети хором : Будем мы Осень любую любить!

Песня « Золотая осень»

1 Казачка:

А давайте-ка сядем, казачата, в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним.

Садятся.

2 Казачка :

Посидим рядком, да погутарим ладком о празднике казачьем

Пришёл к нам Октябрь – батюшка, а перед этим мы хорошо трудились. растили в огороде овощи,в садах фрукты, в поле хлеб Хорошо потрудились,собрали весь урожай,теперь можно и отдохнуть, повеселиться, поиграть, потешиться,частушками да танцами позабавится.

Дети поют частушки.

1. Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

4. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

5. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.

6. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!

7.Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

8.Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!

9.Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь

10.Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.

2 Казачка:

Засиделись что-то мы.не пора ли нам поиграть?

Игра « Плетень»

: Казаки – народ удалый и весёлый, озорной

Выходите, казачата поиграйте-ка со мной!

А ещё для вас игра вам понравится она.

Проводится игра «Папаха»

1 Казачка:

А вы, казачата, пословицы казачьи знаете?

Дети: Да!

1 Казачка : Тогда я начинаю, а вы продолжайте. Любо?

Дети : Любо! Любо!

1 Казачка : Атаман без усов и бороды…

Дети : что рыба без воды.

1 Казачка : Талант от Бога. Дети: А успех от труда.

1 Казачка : Добрая хозяйка … Дети: Дороже золота.

1 Казачка : В поле казак воин…

Дети: А дома хозяин хлебосольный.

1 Казачка : И в поле, и на войне… .

Дети : Казак всюду на коне.

2 Казачка :

Песня: « Эх, донские казаки»

1 Казачка : Славно казаки поют, но ещё и удаль в плясках

показать умеют.

Девочка

Мой милёнок казачок, он повсюду славится

Он и первый на работе и на гулянье славится..

танец «Казачья кадриль».

2 Казачка:

Очень хочется узнать, казачата, понимаете ли вы о чём гутарят у нас на празднике я буду говорить по-русски, а вы гутарить по казачьи.

Говорить –гутарить; Жаловаться –жалиться; Петь –играть; Хоровод –курагод; Дом –курень

Люди –мир; Сегодня –ноне; Петух –кочет; Ужинать –вечерить;

Немного – трошки; Кукла –кундюбочка; Здравствуйте –здорово дневали.

2 Казачка : Любо гутарите, казачата!

1 Казачка : Полюбились нам ваши звонкие песни, да веселые пляски, но наш праздник подходит к концу

Песня «Как за Доном казаки гуляют»

2Казачка: -Вот и закончился праздник осенний…

Думаю, вам он поднял настроение!

Хочется петь, улыбаться всегда…

Дети, со мною согласны вы?

План проведения мероприятия:

  1. Приветствие. Хлеб-соль.
  2. Танец «Богатыри»
  3. Стихи и пословицы (дети)
  4. Частушки (девочки)
  5. Хоровод «Весна»
  6. Слово атамана
  7. Заключительное слово.

Ведущий: дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы проводим мероприятие «Казачьему роду нет переводу» . На нашем празднике присутствуют почетные гости: нальник штаба городского казачьего общества Булгаков Владимир Петрович и его семья, жена Оксана Васильевна, Ярославна; представитель лангепасского городского казачьего общества, библиотекарь Фадеева Елена Сергеевна.

По старой доброй традиции принято дорогих гостей встречать хлебом солью в знак дружбы и пожелания богатства и благополучия.

Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Жива традиция - жива!
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

(Дети встречают гостей с хлебом солью)

Ведущий: ребята, в этом году вы каждый месяц встречались с казаками: ходили на экскурсию в штаб городского казачества, в городском музее познакомились с казачьим куренем, с бытом и традициями казаков. Ребята, теперь вы можете сказать мне, кто это такие - казаки? (дети отвечают)

Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов. Всегда Россия гордилась своими воинами и солдатами, и генералами.

Русский солдат славой богат. Сегодня у нас в гостях танцевальный ансамбль. Встречайте!

(танец «Богатыри» )

Ведущий: Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы. Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем. Ребята, вы конечно, знаете кто предводитель - самый главный, старший у казаков? (атаман)

(стихи детей)

Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и её же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья» . А ещё ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьей доблести?

(пословицы)

Отвага казаку – половина удачи.
Казака ни с кем не спутаешь: пулями меченный, шароварами отмеченный.
Сила казаков от земли, удальство от рати.
Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.

Пластуна и камыш укроет и кочка спасет.

Где курган там пост казачий.

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Предлагаем Вашему вниманию казачьи частушки в исполнении девочек.

Частушки

1. Чтобы дом свой защитить,
Сильным должен казак быть!
Чтоб границу охранять,
Должен на коне скакать.

2. Я сидела на окошке
Ехал казачок на кошке
Стал к окошку подъезжать
Не смог кошку удержать!

3. Ты до сборов не дорос,
Маленьким остался.
На коня тебя сажать
Дядька отказался!

4. Ну-ка, цыц, вы хохотушки!
Вам бы только все игрушки!
Незаметно год пройдёт,
И казак наш подрастет.

5. Мы девчата - казачата
Не умеем мы тужить
Без частушек - прибауток
Нам и суток не прожить

Ведущий: Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,

Нет страны её родней.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

Дети танцуют хоровод «Веснянка»

Ведущий: казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Об этом подробно расскажет нам атаман.

Слово предоставляется атаману Лангепасского городского казачьего общества Булгакову Владимиру Петровичу.

Ведущий: благодарим атамана и его семью за интересную встречу.

Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.

подготовила:

Иванова Г.Н. старший воспитатель

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.

Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

7. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива : история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Звучит казачья песня «Ой, ребятушки, ой, казаченьки», дети заходят в зал, рассаживаются по своим местам.

1-казачка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Красивые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша Ставропольская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки .

1реб. Наша Родина – Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

2реб. Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

3 реб. Мой край степной,

Родное Ставрополье,

Люблю тебя с годами все сильней.

Твоих полей широкое раздолье

Мы славим в песнях Родины своей.

4 реб. На Ставрополье петь умеют,

Обучила песням степь,

Как не спеть – пшеница спеет,

Вишню сняли – как не спеть!

Дети исполняют песню «Расцветай, милый край».

1 казачка: Посмотрите, какой – то казачий хуторок виднеется, давайте зайдем на огонек.

(выходит 2 казачка)

2 казачка: Гости мои любезные! Заходите в мой курень, в горницу .

А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?

Дети: У нас праздник первых штанов.

2 казачка: А что это за праздник вы знаете?

В 4 года казачата получали в подарок первые брюки с лампасами. Вот и вы сегодня получили свои первые казачьи штаны с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.

реб: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

реб: Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь

Как вам спляшут казаки!

Дети подготовительной группы исполняют «Казачий танец».

1 казачка: Здорова дневали, казачата!

(читают стихи дети исполняющие танец).

1 реб: Мы Ессентукские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России – матушке служить!

2 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Реб: Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Реб: И мы вам дарим лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.

2 казачка: Спасибо гости любезные. Вот сейчас мы и поупражняемся в верховой езде на лошадках.

Проводится аттракцион: «Проскачи на лошадке» - старшая группа.

1 казачка: Ну, что же поупражнялись мы в езде на лошадках, а теперь сыграем песню «Чубарики» в подарок нашим гостям.

Встречайте фольклорную группу «Звонница».

2 казачка: Казак и швец и жнец,

И на дуде игрец, и в хоре певец,

И в бою молодец!

А вы, казачатки, знаете пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак – атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. На Ессентукской земле все родится, надо только хорошо потрудиться.

4. На Ставрополье закон такой – всех врагов с земли долой!

5. Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!

6. Казак без друзей, что дуб без корней.

7. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

1 казачка : Есть таланты на Ставрополье,

Говорю уверенно!

Раз народ поет, да пляшет

Знать - не все потеряно.

Дети средней группы исполняют хоровод «Как за нашим за двором».

1 казачка:

Ой, смотрите! Вдоль по улице во конец едет Ваня – казак – удалец. Ай да, Ваня – удалец, удалец – молодец!

(Ваня скачет по кругу на лошади задом наперед, навстречу выходит казачка – девочка) – дети подготовительной группы.

Казачка - девочка:

Что ж ты Ваня – простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом – наперед

И поехал в огород.

Ваня:

Хозяюшка, пустите воды напиться, а то так есть хочется.

Казачка:

Попей водицы, да посмотри, как наши казаки, да казаченьки играют.

1 казачка:

Собирайся, народ!

Шире, шире, хоровод!

Будем в «уточку» играть,

Самых лучших выбирать!

Проводится казачья игра «УТЕНОК» - подготовительная группа.

Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?

Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).

Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот так совиваю (крутит руками).

Хор : Как ты, утенок, пера нащипаешь?

Утенок: Вот так нащипаю (щиплет рубашку).

Хор : Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок: Вот так яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот так вывожу (бьет кулаком о кулак).

Хор : Как их всех разгоняешь?

Утенок: Вот так разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенок.

2 казачка : А как соберутся девицы да казачки – молодцы

Так и песне место.

Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную.

Дети исполняют песню «КАЗАЧАТА».

реб: Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Дети старшей группы исполняют танец «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС».

1 казачка: А сейчас будем вновь играть, гостей развлекать.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?» – подготовительная группа.

реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Ставрополье – край чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Дети подготовительной группы исполняют танец «Лебедушки».

2 казачка: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России – на Северном Кавказе.

Читают дети подготовительной группы.

1реб. Есть у Кавказа -1000 долин,

Есть у Кавказа -1000 вершин.

Краса лугов и гордость поднебесья,

Цепь снежных гор и солнечная песня.

2реб. Мы живем на Кавказе среди гор и степей,

Мы живем на Кавказе и нет места милей.

Любим мы свой казачий, изумительный край.

Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!

3реб. Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,

Говорят казачата:

«Пусть всегда будет мир!

Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,

Пусть всегда будет радость и здоровье в сто лет!»

Дети исполняют песню «Белый, синий, красный».

1 казачка: Много национальностей проживает в нашем Ставропольском крае, все они дружны между собой.

В нашем городе Ессентуки, тоже проживают люди разных национальностей, например: армяне, черкесы, грузины, греки.

И сейчас Ростислав Лаценов исполнит для всех гостей национальный греческий танец «Лезгинку».

2 казачка: Ребята, уважаемые гости, сегодня мы славим наш Ставропольский край, людей, которые в нем живут, наш город, где люди живут в мире и согласии.

Мы - все Ставропольцы, мы – Ессентучане, но прежде всего мы – Россияне, жители большой и могучей страны .

Читают дети старшей группы.

реб. Ставропольский край - цветущая земля,

Богатые сады, бескрайние поля.

Край родной, трудись и пой.

В работе, в песне мы с тобой.

Реб. Чтоб сады твои цвели, чтоб бил нарзан из под земли.

Я живу на Ставрополье, я люблю свой край родной,

Он хорош зимой и летом и особенно весной.

Реб. Веселый праздник наш в разгаре,

Ноги так и рвутся в пляс.

Мы сегодня все в ударе,

Очень здорово у нас.

Дети старшей группы исполняют танец « Пошла млада за водой».

1 казачка:

Все, что сердцу дорого

В песню так и просится

И рассвет малиновый

И под небом рощица.

Поглядишь с пригорка

Видно речку синюю

Видно даль бескрайнюю,

Что зовут Россиею!

Исполняется песня «Ты живи, моя Россия».

2 казачка: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите еще раз!

1 казачка: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Звучит казачья песня, дети покидают зал.

1 казачка: Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает»- так в народе говорят.

2 казачка: А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!

ЧАЕПИТИЕ.


(звучит торжественная музыка)

Ведущий 1:

-Добрый вечер Дамы и Господа.

-Сегодня мы хотим представить такой народ,как «Казаки».Казачество зародилось на

окраинных землях Русского и Польского государствв XV -XVII веках.

Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы,

преимущественно на территории современной Украины и России; впоследствии

расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья,

южного Урала (ныне северный Казахстан), Сибири и Дальнего Востока.

Казачество - братство людей, объединённых особым состоянием духа,

нравственности и морали. Казаки -народ, имеющий свою культуру, историю и

память. Казаки всегда служили родной земле -Святой Руси, своему Народу и своему

Государству.Превыше всего в Казачестве всегдабыла Казачья воляинародопрадство.

Вот только некоторые из, заповедей казака:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

Ведущий 1:

У казаков свои обычаи,нравы и традиции.

и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу,

сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого

этикета (при появлении старика все должны были встать –казаки при форме

приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).

Вторымважным обычаем является почитание женщины,так, как именно женщина

является будущим продолжением рода.

Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих

народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во

всех войнах России. Казаки в массовом масштабе героически сражались с врагом в

период Великой Отечественной войны.

Таким образом, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны:

они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли

высокие нравственные идеалы, традиционные ценности, были примером для

большинства, формируя непоколебимую стойкость, свободолюбие, честь, и отвагу. Их

особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности.

Не случайно к началу ХХ века казачество стало символизировать Российскую

(во время рассказа о национальных костюмах насцену выходят переодетые

участники, демонстрируя одежду)

Ведущий 1:

У казаков также имеется национальная форма одежды.

У мужчин это:

Шаровары.

Шаровары, как и рубаха, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была

и нательной и выходной одновременно.

В литературе шаровары называют: «штаны широкие», «простые шаровары», «широкие

шаровары» (у низовых казаков), портки- шаровары. Они, как правило, заправлялись в

Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в

праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые).

Образ дополняли рубаха,сапоги и головной убор- Папаха.

Рубахи в зависимости от их назначения шили из холста разного качества, шелка,

пестряди; с распространением фабричных тканей -из ситца, кумача.

Папаха -барашковая шапка с суконным верхом. В древности славяне называли

папаху клобуком, современное название вошло в употребление позднее, так же как

трухменка или кабардинка.

Сапогов было великое множество -без сапог верховая езда невозмож¬на, да и по

сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без

каблуков –ичиги.

Ведущий 2:

Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид

набедренной одежды) и передника-завески .

У не замужних девушек лёгкиесарафаны с короткими рукавами.

Обычно цвета таких сарафанов яркие.

Как правило сарафаны шили из шёлка, а рукава из капрона.

Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое.