Дворец культуры и науки в Варшаве. Сталинская высотка

В 2015 году исполнилось 60 лет знаменитому зданию в Варшаве, которое стало символом и визитной карточкой столицы Польши. Это Дворец культуры и науки в Варшаве, который называют часто Сталинской высоткой. На польском языке название этого величественного строения Pałac Kultury i Nauki, сокращенно PKiN.

Адрес этого дворца Варшава, площадь Парадов, 1.

Строительство этого шедевра архитектуры началось со строительства специального квартала с развитой инфраструктурой
(кинотеатр, бассейн, столовые, клуб и т.д.) В строительстве принимали участие 3,5 тыс рабочих. Длилось строительство более 3 лет с мая 1952 по июль 1955. За время стойки погибло 16 рабочих. Главным архитектором проекта был Лев Руднев.

Характеристики Дворца науки и культуры им. И.В.Сталина (так оно изначально называлось) поражают. 3288 комнат, площадь помещений более 123 тыс. квадратных метров. Высота здания составляет 237 метров (со шпилем). Финансирование всего проекта полностью легло на плечи СССР.

В последнее время поднимается вопрос о сносе этого здания, как артефакта коммунистического прощлого Польши. В частности, в 2009 году этот вопрос был инициирован министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Он заявил, что поляки должны разрушить это здание, как немцы Берлинскую стену. Впрочем сами поляки отнеслись к этой идее более, чем прохладно. Вне всякого сомнения, здание представляет собой грандиозное и величественно сооружение. С 2007 года Дворец культуры и науки внесен в реестр архитектурных памятников.

Смотровая площадка

В здании, на высоте 114 метров, имеется смотровая терраса, вход на которую платный. Стоимость билета составляет 20 злотых, при групповом посещении 15 злотых. Вид, который открывается с террасы на Варшаву просто потрясающий! Есть возможность посмотреть на Варшаву с высоты и ночью. Стоимость такого билета составит 22 злотых.

В настоящее время терраса ограждена после серии самоубийств в 1956 году, которые произошли после ее открытия. За короткий промежуток времени свели счеты с жизнью один француз и семеро поляков.

Громадная внутренняя площадь здания Дворца науки и культуры позволила разместить там невероятное количество всего. Тут находятся офисы коммерческих и государственных компаний, множество музеев, рестораны, театры, магазины, в том числе множество книжных, научно-исследовательские институты, помещения для выставок и даже бассейны.

Фото здания Дворца науки и культуры:

). Здорово же на город с высоты посмотреть. И хоть в Варшаве можно было забраться только на 30 этаж, то все равно интересно. Хотя есть тут небоскребы с большим количеством этажей, но как туда попасть, я не знаю.

Рассказывать тут особо не о чем, поэтому просто фотографии. Погоду только лучше выбирайте солнечную, а не как я пошел, когда пасмурно было и уже темнело. С другой стороны, ночные фотографии сделал:)

Смотровая находится на 30-м этаже и представляет из себя квадратный коридор по периметру здания. Он расположен на улице и не отапливается, в холодное время года тут реально дубак, от сильного ветра не спасает даже шапка. Пока ходил фотографировал, думал околею. Все окна закрыты решетками, чтобы кто-то не выпрыгнул. А в центре этого квадрата находится зал с лифтом, кафе, туалет, в этой части тепло и можно погреться.

Смотровая площадка — это квадратный коридор

Не обошлось и без «здесь был вася»

Информация для посещения

Здание называется Дворец науки и культуры, находится в центре города около метро Centrum, центрального жд вокзала и торгового центра Злотые Тарасы. Просто приходите, заходите внутрь, покупаете билет и поднимаетесь на лифте, точнее лифтер вас поднимает, куда надо. Единственный момент, заходить надо со стороны улицы Marszalkowska в главный вход, а то там много дверей, я сначала не с той стороны зашел.

Время работы с 9 утра до 18 вечера.
Стоимость билета 18 злотых.

На карте

P.S. В Варшаве есть и , который обладает всеми соответствующими атрибутами — мощеные улочки, здания с черепичными крышами, маленькие кафе и магазинчики с прикольным интерьером. Все, как и в других городах Европы.

Чтобы позлить поляка, иногда бывает недостаточно потролить его фразой «Белосток наш» или поинтересоваться коэффициентом сопротивления туловища польского президента смоленским деревьям. Поэтому, для усиления эффекта, еще можно спросить, как пройти к главному украшению Варшавы — величественном Дворцу культуры и науки, который был построен в центре польской столицы Вождем Народов. В этом случае велик шанс схлопотать по морде крепким польским кулаком… с запахом средства для отмывания английских унитазов.

Конечно, вся огромная Варшава это не только советский Дворец культуры и науки. Это еще десятки захватывающих пивных мест, каждое из которых станет украшением вашего Инстаграма. Чего стоит один Королевский дворец! Однако же проклятая сталинская высотка в самом сердце столицы до сих пор остается доминантной архитектурной формой, которую не смогли поглотить даже построенные вокруг нее небоскребы — и ведь возведены они были именно для того, чтобы оттенить Дворец культуры и науки. Но — не получилось. Угрюмый сталинский ампир до сих пор самое высокое, самое массивное здание Польши, и сияющие стеклянные небоскребы вокруг него выглядят тусовкой тонконогих смузихлёбов, среди которых затесался старый, но все еще крепкий и злой, сталинист.

Немного истории. Огромное здание начали строить в 1952 году, как «подарок» советского народа жителям Варшавы. Слово «подарок» взято в кавычки потому, что презент не выглядел желанным — пшеков просто поставили перед фактом. Ситуация напоминала рождение Санкт-Петербурга: «Здесь будет град!» — взвизгнул вдруг Петр Великий на берегу Невы, чем до смерти напугал местных бобров. Так и с Дворцом культуры и науки, за тем лишь исключением, что бобры поляки могли выказывать только всеобщее одобрение и даже ликование .


Степень «необходимости» Дворца на фоне спиленной под полубокс Варшавы. Фото: FoKa/ Forum

Интересно, что к строительству высотки самих поляков практически не приглашали. От них требовалось одно — собственно территория в 3 гектара и ресурсы. Все остальные принципиальные решения — за Москвой:

  • Здание должно быть построено в «сталинском» стиле (или мы всех расстреляем);
  • Главным архитектором назначен Лев Руднев (или мы всех расстреляем, и Руднева тоже);
  • Строительство финансирует и осуществляет СССР (или мы всех расстреляем);
  • В процессе строительства будут использованы советские материалы, а для выполнения работ приглашены советские строители (или мы всех расстреляем);
  • Строительные работы начнутся в середине 1952 года и продлятся 2,5-3 года (а потом мы всех расстреляем).

Batushka, Bölzer и Behemoth в Кракове. С глубочайшим неуважением к верующим

Появление в напрочь каталицизированной Польше команды Behemoth, наводящей ужас на верующих по всему миру, само по себе удивительно. Но, что более примечательно, пример оказался заразительным (показательным).

От польского правительства требовалось только определить окончательное место строительства, а также дальнейшую сферу применения. Т.е. мы вам построим здание в 235 метров в разрушенной войной Варшаве, а вы потом думайте, что с этой обременительной (Дворец жрал столько же электричества, сколько нужно для города в 30 000 душ) красотой потом вообще делать.

Несмотря на то, что строительство велось ударными темпами (а в те славные для работодателей времена «кофепаузы» означали «выйти расстрелять кого-нибудь из работников»), завершить Дворец при жизни Сталина не удалось. Наверно, узнав бы об этом, сам Вождь народов тоже велел бы кого-нибудь расстрелять, но к году сдачи грандиозной «народной» стройки он уже два года как был в мавзолее, при своем тим-лиде . К слову, к этой постройке идиотская в своем смысле легендарная фраза про «дотянулся проклятый Сталин» тоже применима — за время строительства Дворца погибло 16 рабочих. Но т.к. все они были коммунистами, они продолжили и после смерти работать в три смены и в итоге были торжественно вмонтированы в стены, под звуки оркестра. Вранье, конечно, но Дворец действительно построен на костях.

22 июля 1955 Дворец культуры и науки представили общественности, и, надо полагать, под мощные и продолжительные аплодисменты . Поляки слабо себе представляли, зачем им вот это вот все, но сотни тонн бетона и стали не нуждались ни в каких вопросах — они просто были, и с этим уже ничего нельзя было сделать.

Первые робки попытки озвучить то самое «зачем» появились в конце 50-х. Поляки ВНЕЗАПНО поняли, что вместо вот этого вот всего можно было построить много чего еще. В прессе появились критические замечания архитекторов, и даже отдельные недовольные отзывы трудящихся. Дальше — больше. Чем глубже зарывался труп Сталина в грунт, тем смелее становились поляки. Дошло до того, что Pekin (от польского «Пекин», аббревиатуры PKiN — Pałac kultury i nauki) вдруг начали называть «исполинским уродом», а в 90-х и вовсе «памятником коммунизму». И в наши дни сильны позиции тех, кто хочет этот Дворец снести. Громче всех на эту тему бомбит у шизофренической правящей польской партии «Право и Справедливость»:

«(…) Сейчас обсуждается идея проведения референдума в Варшаве в период выборов в органы местного самоуправления (осенью 2018 года). Варшавяне должны получить право вынести свою оценку сталинской высотке, раз партия «Гражданская платформа» собирается узнать их мнение о монументах, посвященных смоленской катастрофе».
inosmi.ru


Но, на самом деле, вряд ли что-то серьезно угрожает этому зданию. Все-таки Дворец уже полвека как часть истории Польши, ее визитная карточка даже в эпоху немного истеричной декоммунизации, что идет в Варшаве в последние годы. Да, Дворец серьезно «утяжеляет» ее исторический центр, придает ей определенный смысл и неизбежно напоминает о ее коммунистическом прошлом. Однако же, зайдя внутрь, понимаешь, что поляки давным-давно свыклись с этим зданием и превратили его в огромный музей коммунизма и уже давно на нем зарабатывают. Терраса на 30 этаже всегда набита туристами, в холле идет бойкая торговля сувенирами, а также проходят выставки — в общем, коммунистическому медведю давно обломали все клыки и показывают за злотые на потеху публике. Разве это не прекраснее и не смешнее сноса огромного здания?..

ВАРШАВА, 4 янв — РИА Новости. В 2015 году советской высотке в центре Варшавы исполнилось 60 лет: это событие городские власти решили отметить с размахом, что вызвали недоумение среди части местных жителей. В польской столице регулярно возникают споры о том, какая судьба ждет самое высокое в стране здание — стоит ли продолжать тратить огромные средства на ее обслуживание, отстающее от современных норм, или символ Советского Союза стоит снести и использовать площадь по-другому.

Об истории и судьбе здания - в материале РИА Новости.

Дар польскому народу

Строительство Дворца культуры и науки в Варшаве — дара братскому польскому народу — стало прецедентом: все вопросы финансирования и проектирования легли на Советский Союз, который не требовал ничего взамен. В исторических документах о стройке в настоящее время подчеркиваются два основных момента: идеологическое значение здания и множество споров вокруг его возведения.

Согласно официальным данным, идея строительства высотки принадлежала лично Иосифу Сталину и была озвучена во время визита в Варшаву Вячеславом Молотовым в 1951 году. Главный архитектор Варшавы Юзеф Сигалин был проинформирован о таком предложении заранее и без удивления согласился, польским архитекторам предложили придумать несколько вариантов расположения и внешнего вида здания. Не уверенные в том, каким оно должно быть, специалисты ориентировались на здание московского университета им. Ломоносова, составив несколько проектов.

Позже выяснилось, что в Варшаве Львом Рудневым будет построено уникальное здание, от польской стороны проекты, по сути, не нужны — лишь выбор места, а также обеспечение территории электроэнергией, водой и местами для размещения советских строителей. СССР взял на себя все расходы по стройматериалам, в возведении высотки принимали участие порядка пяти тысяч советских рабочих (и около четырех тысяч поляков), строительство велось с использованием советского оборудования и под руководством советских же инженеров.

Именно местным архитекторам здание обязано своей высотой: еще на этапе проектирования советские специалисты предлагали остановиться на 120 метрах, но благодаря позиции Сигалина и его коллег высота здания сейчас составляет 237 метра (вместе со шпилем), а Дворец культуры и науки остается самым высоким строением в стране. Несмотря на то, что ни у Польши, ни у СССР не возникало сомнений в необходимости строить Дворец в стиле "сталинской готики", Сигалин считал, что Варшаве удалось настоять на включение в проект элементов польской национальной архитектуры.

Вперед в прошлое: куда делось советское официальное искусство Официальное советское искусство сопровождает нас и сегодня, четверть века спустя после распада СССР. Наследие соцреализма, свергнутое с пьедестала, никуда не исчезло, но утратило изначальный посыл, уверена Анна Кочарова.

Проекты здания из-за недовольства некоторыми элементами обеих сторон менялись с поразительной скоростью: их перерисовывали буквально за несколько дней. Согласно окончательному варианту, в здание были включены научный, музейно-выставочный, театральный комплексы, а также Дворец Молодежи. Строительство началось 2 мая 1952 года. В 1953 году, после смерти Сталина, в название высотки было решено включить его имя.

Дворец культуры и науки был торжественно открыт в 1955 году и сразу же стал обязательным пунктом посещений во время визитов высокопоставленных лиц из СССР. Помимо прочего, в здании были расположены центр польско-советской дружбы, Институт общественных наук, редакции издательств классиков марксизма-ленинизма, а также самая высотная в стране смотровая площадка — на 30-м этаже — которая уже в следующем после открытия году стала одним из излюбленных мест самоубийц, которым и оставалась до установки ограждения в середине 1970-х.

Центр города

Именно сталинская высотка, по сути, стала центром Варшавы: во время строительства польские архитекторы, только восстанавливавшие город после военных разрушений, признавали, что фактически центра как такового в нем нет, и неясно, какое место им станет.

В Польше решили снести 500 советских памятников Польские чиновники обещают оставить памятники на местах советских воинских захоронений. При этом монументы, возведенные "в благодарность СССР", власти обещают перенести в музеи в качестве "свидетельства трудных времен".

Туристическим центром считается Замковая площадь, вокруг которой сосредоточены основные достопримечательности — Старый город, где ранее располагались ключевые для Варшавы места. Но именно возле высотки находятся остановки общественного транспорта с названием "Центр", она же зачастую становится первой туристической фотографией из польской столицы: она привлекает внимание на подлете к городу, ее первой видят люди, приехавшие на центральный вокзал.

Производители сувенирной продукции также уделяют высотке самое пристальное внимание: туристические магазины не обходятся без магнитов, открыток и фигурок в форме "сталинки", зачастую вариантов ее изображений даже больше, чем других ключевых для города мест — Старого города, колонны Сигизмунда, Национального стадиона и сохранившейся части Барбакана.

В здании высотки в свое время состоялся ряд ключевых событий — здесь в 1967 году прошел первый в социалистической стране концерт культовой группы Rolling Stones, здесь выступали Марлен Дитрих, Леонард Коэн, Ив Монтан, Дворец посещали Никита Хрущев, Хо Ши Мин, Ким Ир Сен, им, по слухам, восхищался Юрий Гагарин.

Прощание с СССР

В 1991 году, после распада СССР, был объявлен конкурс на освоение Дворца, но ни одно из радикальных предложений не было реализовано. Здание осталось неизменным за исключением названия — из него исчезло посвящение Сталину — и ряда элементов оформления.

Музей памятников благодарности Красной армии откроют в Польше в 2017 году Исторический музей под открытым небом, в котором соберут демонтированные памятники благодарности Красной армии, планируют открыть в Польше в 2017 году, сообщил глава Бюро национального образования страны Анджей Завистовский.

В настоящее время собственником здания является варшавская ратуша, а на месте некогда идеологических помещений расположены офисы, турфирмы, несколько театров, магазины, рестораны, представительства научных институтов, вузы, здесь проводятся выставки и конференции, некоторое время функционировало казино.

Помещения Дворца пользуются большим спросом у арендаторов — здание состоит из 3288 комнат, из них пустуют и предлагаются для аренды всего несколько десятков. Этому способствует и простой и узнаваемый адрес, и хорошая транспортная доступность, и использование здания в качестве ориентира — из многих районов Варшавы низкой застройки в центр можно прийти или приехать, направляясь к заметному и в светлое, и в темное время суток шпилю высотки.

Подарки не возвращаются

Несмотря на популярность здания у туристов, со времен СССР в Польше регулярно возникают дискуссии о необходимости тем или иным способом избавиться от высотки. С этой же целью, как принято считать, возле нее был возведен комплекс небоскребов, которые хоть и не скрывают Дворец от глаз прохожих, но частично отвлекают от него внимание.

От мавзолея до парка-сафари: недвижимость лидеров эпохи социализма Минуло уже более 20 лет с тех пор, как социально-экономические принципы, привнесенные на штыках революции, были признаны несостоятельными. Что же стало с тем наследием в виде резиденций, дворцов и мавзолеев, которые остались от коммунистических и социалистических идолов?

За снос здания в свое время активно выступал занимавший в свое время пост главы МИД Польши Радослав Сикорский. В 2008 году он утверждал, что на месте Дворца нужно засеять траву и выкопать пруд — по его мнению, он "принес бы жителям Варшавы больше пользы". В 2009 году министр пытался увязать снос здания с юбилеем падения Берлинской стены, а в 2012 году вновь напоминал о возможности создания на этом месте Центрального парка Варшавы, ссылаясь на неэкономичность здания, потребляющего слишком много энергии, а также дорогостоящий капитальный ремонт.

Местные СМИ из-за настойчивости в данном вопросе и формулировок заявлений начали сравнивать Сикорского с римским полководцем Катоном Старшим, заканчивавшим все свои выступления в сенате фразой: "Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен", ставшей в итоге крылатой.

На предложение министра, впрочем, бурно отреагировали сами жители польской столицы: на остановках общественного транспорта и стенах жилых домов в Варшаве появились граффити с изображением высотки и подписью "Подарки не возвращаются". Звучали в Польше и другие, менее радикальные предложения о преобразовании Дворца — к примеру, его хотели перекрасить, чтобы он хотя бы внешне не напоминал московские высотки, надстроить на верхних этажах дизайнерский отель или обвить здание плющом. СМИ оперативно организовывали опросы о том, что нужно сделать со зданием, в которых первое место неизменно занимал вариант вроде: "Ничего. Оно является символом и должно остаться неизменным".

В Польше придумали, как бороться с акциями по защите советских памятников МВД Польши считает, что приостановка малого приграничного передвижения не позволит гражданам РФ проводить акции по защите советских памятников на польской территории.

С аналогичными призывами до настоящего времени регулярно выступают и правые организации, которые называют Дворец культуры и науки "символом зависимости Польши от СССР" и утверждают, что оно было построено для того, чтобы поляки "никогда не забыли о зависимости от советской империи".

Тем не менее, все подобные заявления сталкиваются с польскими законами: в 2007 году здание было внесено в реестр памятников. Данное решение также не прошло незамеченным среди противников "советского символа" в Варшаве: президенту Польши было направлено письмо от десятков представителей СМИ, культуры и науки с просьбами вмешаться в ситуацию и предложениями провести дискуссию о дальнейшей судьбе здания в парламенте или даже на референдуме.

В то же время многие эксперты, в частности в сфере архитектуры и искусствоведения, поддержали данное решение, отметив, что за прошедшие годы здание уже лишилось части важных с точки зрения целостности образа элементов, а весь Дворец культуры и науки является единственным сохранившимся образцом социалистической архитектуры в польской столице.

Просматривая открытки, буклеты и другие сувениры, привезённые из Польши, можно заметить, что везде присутствует изображение величественного здания с устремлённым в небесную высь шпилем. Эта грандиозная многоэтажка входит в десятку самых высоких строений всего Европейского союза. Дворец науки и культуры в Варшаве был построен в 1955 году и по сей день является визитной карточкой не только столичного города, но и всей страны.

Идея строительства высотки в центре Варшавы имела политическое значение и исходила лично от И. В. Сталина. Первоначально предполагалось, что Дворец науки и культуры будет возведён высотой 120 метров. Этот проект был утверждён польским правительством, но потом по настоянию советского архитектора Льва Руднева и его варшавского коллеги Джозефа Сигалина было решено увеличить размеры здания почти вдвое. В итоге Дворец науки и культуры вырос в высоту на 42 этажа, что вместе со шпилем составило 237 метров.

Поскольку здание являлось подарком Польше от СССР, финансирование проекта, как и выполнение строительных работ, взяла на себя советская сторона. В общей сложности на строительных площадках начиная с 1952 года были задействованы 3200 человек. После смерти Сталина по решению Государственного Совета и Совета министров Польской Народной Республики Дворец науки и культуры получил имя советского лидера. Рассматривалось предложение установить на площади даже был объявлен конкурс на лучший эскиз монумента. Но потом от этой идеи решили отказаться.

Сочетание соцреализма и истории

Подготовка к возведению началась в 1951 году. во главе с Львом Рудневым приехали в Польшу и с группой местных коллег посетили несколько и деревень, чтобы изучить стили исторического зодчества страны. В итоге за основу был взят проект, по которому строился Московский государственный университет им. Ломоносова, но с учётом местной специфики. Было решено, что Дворец науки и культуры должен быть «социалистическим по содержанию, но национальным по форме».

Здание построено в том месте, где когда-то толпились в беспорядке неухоженные домишки. Великолепный Дворец стал символом новой эпохи, уникальным объектом современного строительства, призванным избавить столицу от уродливых форм архитектуры. С верхних этажей открываются впечатляющие воображение виды изменившегося за последние годы города. Силуэт здания подчёркивает красоту окрестностей от старых районов до многоэтажных жилых комплексов, зелёных парков и спортивных стадионов. Дворец науки и культуры станет символом социалистической Польши. Приблизительно такого содержания публикации в местных газетах были приурочены к открытию сооружения в 1955 году.

Польский «колосс» в цифрах и фактах

Дворец науки и культуры в Варшаве, адрес которого за последние шесть десятилетий не изменился, находится на площади Парадов, д. 1. Это самый высокий объект не только в столице, но и во всей Польше. Здание имеет 42 этажа общей площадью 817 тыс. м 2 . Архитектура строения сочетает в себе элементы социального реализма, ар-деко и польского историзма.

На 30-м этаже есть смотровая площадка, с которой открывается панорамный вид Варшавы. Начиная с 1956 года с этой площадки, находящейся на высоте более 100 метров, был совершён ряд самоубийств, после чего здесь установили металлические ограждения в виде защитных решёток.

В 1989 году после охлаждения отношений между Советским Союзом и Польшей из центрального вестибюля убрали скульптуру, олицетворяющую дружбу народов. В 90-е годы звучали призывы некоторых политических деятелей Польши снести здание как символ «советского господства над свободной страной».

В 2000 году на фасад верхнего этажа водрузили огромный часовой циферблат, что сделало Дворец самой высокой на тот момент башней с часами в мире.

В 2007 году строение занесено в Государственный реестр архитектурных памятников Польши.

Структура и предназначение здания

Сегодня Дворец науки и культуры в Варшаве, фото которого вы видите в этой публикации, находится в ведении городской мэрии. В здании размещаются различные компании и учреждения, в том числе Польская академия наук.

Обширные интерьеры дворца вмещают несколько сценических площадок, музеев, книжных магазинов, офисов и деловых центров. К услугам горожан и гостей столицы работают кинотеатры, библиотеки, бассейн, почтовое отделение.

Здесь также имеется концертный зал на 550 зрителей и конгресс-холл, рассчитанный на 2880 мест. Ежегодно в стенах Дворца проводятся конференции, заседания, выставки, форумы и фестивали как национального, так и международного уровня.

Споры о целесообразности существования сооружения

Несмотря на то, что Дворец науки и культуры давно стал символом Польши и выполняет множество полезных функций, время от времени в политических кругах возникает полемика, касающаяся этической подоплёки присутствия строения советской эпохи на польской земле. Мнения по этому поводу резко расходятся, кто-то считает, что сегодня никакого политического значения Дворец не имеет, другие настаивают на сносе здания, третьи предлагают превратить его в музей.

Остаётся надеяться, что здравый смысл восторжествует, и политические передряги не станут причиной для уничтожения великолепного памятника архитектуры, каковым является Дом науки и культуры в Варшаве. Отзывы простых людей, побывавших в этом здании, никогда не касаются идеологических аспектов. И местные жители, и многочисленные туристы восхищаются масштабностью сооружения, выдержанностью и неповторимостью архитектурного стиля.

Достопримечательности в окрестностях дворца

Гостей польской столицы в первую очередь привлекает само сооружение, со смотровых площадок которого можно увидеть весь город в любое время суток. В нескольких минутах ходьбы от площади находится база отдыха и развлечений.

Рядом расположен ТЦ «Золотые террасы» - крупнейший торговый комплекс Варшавы. Поблизости есть отели и гостиницы. Из окон самых комфортабельных номеров открывается вид на сверкающие огнями башни Дворца науки и культуры.