Эссе утро изменившее жизнь. Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л.Н

В основу рассказа «После бала» Л.Н. Толстой положил случаи, о котором слышал в пору далекой юности. Писатель не столько хотел восстановить в памяти события, произошедшие пятьдесят лет назад, сколько стремился обратить внимание современников на незаживающие язвы настоящего. Ужасы прошлого живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Прошлое с его социальным неравенством, несправедливостью, жестокостью, бесчеловечностью стоит рядом, от его наследия нужно избавиться, обновить .

Рассказ делится на две части. Первая - восторженное описание праздника, чудесного бала у предводителя. Эпитеты «великолепный», «сияющий», «счастливый» поднимают наше настроение, вводят в атмосферу великосветских приемов XIX века. И вдруг резкий переход. Краски второй части черные, мрачные, неприятные. Что же происходит?

Иван Васильевич, влюбленный в дочь полковника, блиставшую на вчерашнем балу в мазурке с красивым статным отцом, видит, как та же сильная рука полковника, что вчера нежно поддерживала в танце дочь, бьет сегодня по лицу слабосильного солдата.
Померкли светлые радостные краски бала, беззаботное веселье студента развеивает страшная наказания.
Иван Васильевич в недоумении. Искренность полковника на вчерашнем балу, с радостью танцевавшего с дочерью, неоспорима. Так же, как неоспорима для него и необходимость сегодняшней жестокой расправы с провинившимся солдатом. Не может взять в толк- Иван Васильевич искренности человека - доброго в одной обстановке и злого - в другой.

«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они Знали что-то такое, чего я не знал», - думал Иван Васильевич и старался узнать это, чувствуя, что сама жизнь заставляет человека быть то одним, то другим. И виновато в этом общество.
Иван Васильевич - юноша из богатой семьи, впечатлительный, горячий - впервые столкнулся со страшной несправедливостью, жестокостью. Сцена, увиденная им в весеннем мокром тумане, участниками которой были черные люди, солдаты в черных мундирах, стала поворотной в его жизни. Он отказался от карьеры и посвятил себя, свою жизнь тому, чтобы помогать другим людям.

Выступая в роли рассказчика, Иван Васильевич заканчивает свое повествование словами: «Любовь с этого дня пошла на убыль… Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся ».

Утро, изменившее жизнь («После бала») | Март 2015

Сочинение «Утро, изменившее жизнь» (рассказ Л. Н. Толстого «После бала»)

Бывают в нашей жизни моменты, казалось бы, незначительные и напрямую тебя не касающиеся, которые способны перевернуть все в твоей жизни, направить тебя по совершенно другой дороге. Ты и сам не осознаешь влияние таких моментов, но жить по-прежнему уже просто не можешь. Как будто внутри стоит какой-то указатель и упрямо не дает свернуть на прежнюю дорогу.

Герою-рассказчику из произведения Л.Н. Толстого «После бала» пришлось пережить в своей жизни одно страшное утро, полностью изменившее всю его дальнейшую жизнь, его планы на . Сам он так говорит про это: «А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу».

Во времена молодости Ивана Васильевича, когда он был богат, красив, полон сил, он жил, ни о чем не задумываясь. Рассказчик просто наслаждался каждым прожитым днем. В то время, к которому относится его «случай», герой был очень сильно влюблен в Вареньку Б., одну из самых красивых девушек в городе.

В последний день масленицы Иван Васильевич был приглашен на бал в дом губернского предводителя. Весь вечер и почти всю ночь он не отходил от своей обожаемой Вареньки. героя не было предела. Он любил Вареньку, любил всех гостей в зале, любил весь мир. Но особое, «какое-то восторженно-нежное чувство», герой испытывал к отцу своей возлюбленной.

Все в полковнике Б. вызывало у героя умиление и восторг. И то, что Петр Владиславич, несмотря на свои года, строен и подтянут, и то, что он все еще очень красив. Кроме того, с первого взгляда было видно, что полковник обожает свою дочь, просто души в ней не чает.

В самых восторженных чувствах Иван Васильевич отправляется после бала домой. Но душевное возбуждение не дает ему заснуть. Ранним утром, в первый день Великого поста, герой выходит побродить по городу. Идя по сонным и туманным улицам, он думает о Вареньке, в голове его еще звучит мелодия мазурки, которую он танцевал со своей возлюбленной. Но около дома Вареньки, на поле, герой видит нечто, полностью изменившее не только его настроение, но и всю жизнь. Иван Васильевич стал свидетелем наказания беглого татарина.

Множество черных людей выстроились в два ряда. Между ними два солдата вели обнаженного по пояс татарина, привязанного к их ружьям. На спину беглеца с двух сторон падали сильные удары. Татарина шатало из стороны в сторону, но упасть ему не позволяли ружья ведущих его солдат. Руководил наказанием полковник Б., отец Вареньки.

Муки татарина были страшны. Его спина превратилась в один окровавленный кусок мяса. Беглец умолял о пощаде: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но даже во время Великого поста, самого важного для христиан, когда все люди должны помнить о любви к ближнему, «братцы» не милосердствовали. Им не позволял этого сделать их командир, полковник Б. Он шел рядом с татарином и следил, чтобы солдаты с должным усердием исполняли приказ: «Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат. - Я тебе помажу, - услыхал я его гневный голос. - Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Наткнувшись глазами на рассказчика, полковник сурово отвернулся от него, сделав вид, будто не знает Ивана Васильевича.

Первое чувство, которое испытал герой, помимо ужаса, был стыд. Стыд за всех: за себя, за полковника, за солдат. Стыд вообще за человека, который может творить такое со своими собратьями. Иван Васильевич поспешил уйти домой. Всю дорогу перед его глазами стояла ужасная картина наказания татарина, в ушах звучала страшная музыка, которой сопровождалась вся экзекуция.

Какой-то насмешкой, страшным фарсом выглядит эта сцена после чудесного вечера, проведенного героем на балу. Его эмоции и ощущения кардинально поменялись от восторженно-прекрасных до ужасных: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Но героя мучила не только картина, свидетелем которой он стал. Ему не давал покоя вопрос, почему полковник так поступил. Ведь он легко мог смягчить наказание, не столь усердствовать в выполнении приказа. Да и вообще, наверное, он мог помиловать татарина в честь Великого поста. Что же такое знает полковник, что позволяет ему поступать так жестоко? Как ни искал ответа герой, ничто не приходило ему в голову. Только вино в этот день помогло Ивану Васильевичу заснуть.

Интересно, что герой никого не обвинял в увиденном. Задавленный авторитетами, мыслью, что полковник Б. – отец Вареньки, мнениями общества, рассказчик пытался выяснить, что же такое знают люди, что дает им разрешение издеваться над своими собратьями. Так и не узнав, Иван Васильевич не смог поступить на службу, так как не мог допустить, чтобы и его заставляли совершать преступления, преступления против своей души.
А что же любовь к Вареньке? Она сама собою сошла на нет. При виде этой красавицы в голове героя возникали страшные картины наказания татарина. Иван Васильевич постепенно стал отдаляться от Вареньки, пока их чувство не исчезло.

Вот так, от одного утра, от одного момента, изменилась вся жизнь героя, не смогшего пожертвовать своими нравственными взглядами ради положения в обществе.

Сочинение Утро, изменившее жизнь | Март 2015

На этой странице искали:
Утро, изменившее жизнь Л.Н. Толстой «После бала») рассказ Л.Н. Толстого «После бала»

МОУ Глотовская средняя общеобразовательная школа

(по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Учитель литературы –

Борисенко Наталия Олеговна

2009 год

Цели урока:

  1. Понять идейное содержание рассказа.
  2. Увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения.
  3. Проанализировать контраст как основной художественный прием рассказа.
  4. Познакомиться с терминами: цветопись, звуковой ряд, зеркальное отражение, категория времени и пространства.

ТСО:

Мультимедийная презентация, словарь Ожегова, запись музыки Бетховена, инструментальной музыки (для фона эмоциональной паузы), ватман, краски, кисточки, баночки с водой.

Ход урока

1. Организационное начало.

2. Объявление темы и цели урока.

- (Слайд №1) Мы с вами продолжаем разговор о рассказе Л.Толстого “После бала”. На прошлом уроке мы поговорили о жизненных источниках произведения, об истории создания рассказа, о том, что Л.Н.Толстой меняет название “Дочь и Отец” на “После бала”, и пришли к выводу, что это не случайно. Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его чувств, его мыслей, его мировоззрений в одно утро.

И сегодня нам предстоит разобраться в следующем: (Слайд №2)

Что понял Иван Васильевич тем туманным утром?

Как изменились его взгляды и чувства?

Почему это утро стало решающим в его судьбе?

С помощью каких средств и приемов, каких слов Л.Н. Толстой пытается донести до читателя ответы на эти вопросы.

3. Повторно-обучающая работа.

Итак, одним из таких средств является композиция этого рассказа, на которую мы уже обратили внимание. Обратим внимание на своеобразную роль вступления - оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.

В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа: (Слайд №3)

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано рассказчиком так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика. (Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”. Рассказчик вспоминает события 40-летней давности, автор соединяет прошлое и настоящее героя.)

Но интересно и настроение самой истории, поведанной Иваном Васильевичем, в чем её особенность? (Она делится на две части, контрастные между собой).

Над этим приемом контраста вы думали дома, работали с цитатами, с таблицей, сейчас попробуем разобраться, как создает Л.Толстой контрастные картины и главное: зачем этот контраст нужен в рассказе.

На прошлом уроке мы анализировали сцену “На балу”; Дома – эпизод “После бала”.

Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Чтение художественного текста.)

Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный

Зала прекрасная

Музыканты знаменитые

Буфет великолепный

Хозяин добродушный)

Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, влюблен.)

Какую цветовую гамму использует Л. Толстой для изображения этой сцены? (Уч-ся читают по таблице, составленной на предыдущем уроке в классе.)

Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал.) (Слайд №4)

4. Эмоциональная пауза.

Вы, конечно же, знаете, что цветопись играет огромную роль в художественных произведениях и в нашей жизни. (Слайды 5-10)

Красный – проникающий тепловой цвет. Увеличивает ритм дыхания, активизирует мозг.

Оранжевый – улучшает пищеварение, пульсацию крови.

Жёлтый – стимулирует нервные процессы, зрение, активизирует умственную работу.

Зелёный – уменьшает давление, мигрень, повышает двигательную работоспособность.

Голубой – успокаивающий.

Синий – угнетающий.

Фиолетовый – угнетающий, но и влияющий на сердечные ритмы.

Коричневый – депрессия и печаль, но в то же время, успокоение.

Я предлагаю вам создать общую картину настроения класса. Перед вами – чистый лист ватмана. Подойдите и нарисуйте что-то и тем цветом, что сейчас соответствует вашему настроению. (Дети рисуют под музыку)

5. Анализ текста.

5.1. Беседа по составленной таблице.(Слайд 11)

А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Уч-ся читают по домашней таблице.)

- Что-то большое черное – Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова? (тревога, предупреждение).

Черные люди - что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном ? Мы увидим, чем заняты военные? (Они наказывают человека.)

Что они ему несут? (Боль, страдания, муку.)

Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? (красный, белый)

Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами ? (мука, боль)

На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Давайте обратимся к тексту. У нас прозвучал отрывок, описывающий бал, а теперь послушаем сцену из второй части.

5.2. Чтение эпизода после бала в музыкальном сопровождении. Л. В. Бетховен «Лунная соната».

Я не случайно предложила вам чтение художественного текста в музыкальном сопровождении. Это Л.В. Бетховен, композитор, много перестрадавший в своей жизни.

5.3. Беседа по содержанию текста. (Слайд 12)

(Дети по домашней таблице читают характеристики звукового фона повествования.)

Шлепая ногами по снегу, сильно шлепнул по спине.

Я вас возвращаю к нашему вопросу: как , за счет чего, на чем построен контраст эпизодов? (цвет, звук)

Что помогают нам понять, почувствовать цвет и звук? (эмоциональную атмосферу, настроение)

Зачем нужен контраст? Кто наблюдает оба эпизода? Что происходит с героем? Как меняется состояние героя?

Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя.

Обращаемся к тексту. Найдите подтверждение нашим словам. Какие чувства пришли на смену восторгу, умилению, счастью? (цитата) стыд и ужас.

А теперь посмотрите, в какой момент Толстой говорит об изменившихся чувствах? После чего в душе героя нарастает стыд и ужас? (Сцена с полковником.)

За что полковник Б. бил солдата по лицу ? (За то, что тот слабо ударил татарина.)

Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах? (Надевал перчатку для танца с Варенькой.)

Вспомните, что полковник при этом говорил? (“Надо всё по закону”.)

Толстой использует прием зеркального отражения : полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова “надо все по закону”.

По какому “закону” живет полковник? По какому “закону” он отхлестал солдата по лицу? (По закону военной жизни.)

Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника? (Жестокость.)

Почему же, увидев это, герой передумал быть военным? (Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд .)

Итак, мы с вами разобрались, как изменились взгляды Ивана Васильевича и почему они изменились.

Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон , по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон? (Божеский.)

В какой день разворачиваются все события? (Прощеное воскресенье – Чистый понедельник.)

Что за праздник Прощеное воскресенье? (надо всех простить, надо покаяться)

Почему понедельник называют Чистым? (человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние)

Какая фраза на протяжение всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать? (“Братцы, помилосердуйте”)

Но братцы не милосердовали. Что такое милосердие? О чем просит татарин? (1 ученик индивидуально ищет значение слова по словарю Ожегова).

(Милосердие – готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия .)

И только два человека услышали эти мольбы. Кто они? (Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан.)

Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день ? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Важно, когда герой это понимает, но важно и где он это понимает.

Где разворачивается первый эпизод?

Где разворачивается второй эпизод?

Почему на открытом поле?

(В толпе шумной, среди масок и моря шампанского истина открыться не могла. Человек должен увидеть этот мир, не прикрытый мишурой.)

5.4. Обобщение.

Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом. (Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

5.5. Тест. (см. приложение, тест в программе Exel).

6. Задание на дом.

Письменно объяснить название рассказа.

7. Итог урока.

- А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа. И как жить – выбирает каждый человек.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.


События, которые описывает Л. Н. Толстой в своем рассказе “После бала”, не придуманы. Они происходили в России в 1853 году, и вот через пятьдесят лет писатель положил их в основу своего произведения. С самого начала создается впечатление, что этот рассказ про любовь, но это не так.

Повествование ведется от первого лица. Главный герой рассказа - Иван Васильевич. В молодости он был очень веселым и бойким малым, да еще и богатым. Любил он покататься на лошадях с барышнями, кутил иногда с товарищами, но главным его удовольствием были вечера и балы.

На одном из балов он познакомился с дочерью полковника Варенькой и влюбился в нее. Это была высокая, стройная девушка, одетая в белое с розовым поясом платье, у нее было красивое лицо и ласковые голубые глаза. Иван Васильевич в тот вечер совсем не пил, он был пьян любовью к Варе. Он даже не спрашивал у девушки, любит ли она его, главным было то, что он был влюблен в нее. Почти все танцы он танцевал с Варей, и совсем не чувствовал своего тела, когда вальсировал.

Время неумолимо летело, бал приближался к концу. И тут приехал отец Вареньки. Это был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Автор описывает его как человека прекрасного телосложения, с широкой грудью, сильными плечами и длинными, стройными ногами. Все вокруг уговаривали полковника пройтись в танце с дочерью, и наконец гости добились своего. Полковник вынул шпагу из портупеи, натянул замшевую перчатку на правую руку, “надо все по закону”, - улыбаясь, сказал он взял руку дочери и стал, выжидая такт. Дождавшись начала мазурки, отец и дочь двинулись вокруг залы. Иван Васильевич не только любовался в этот миг, но с умилением следил за каждым движением пары. Ему понравился полковник, он испытывал к нему какое-то нежно-восторженное чувство. Отец Вареньки показался рассказчику добрым и любезным человеком.

Приехав домой, Иван Васильевич не смог заснуть. Не закрывая глаз, видел он перед собой свою возлюбленную то в минуту, когда она выбирала кавалеров, то тогда, когда за ужином пригубила бокал шампанского. Но больше всего он видел Вареньку в паре с отцом, когда она плыла в танце.

Молодой человек был слишком счастлив и все видел в розовом цвете. Проведя дома два часа в бессоннице, он решил прогуляться. На улице была самая что ни на есть масленичная погода: туман, насыщенный водою, снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. В этот момент все Ивану Васильевичу было особенно мило и значительно. И вдруг он увидел что-то большое, черное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у него все пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка.

Иван Васильевич думал, что идет учение солдат, но потом ему сказали, что это татарина наказывают за побег. Рядом с провинившимся шел высокий военный, фигура которого показалась юноше знакомой. Это был отец Вареньки. Татарина очень сильно били палками, а он все время повторял какие-то одни и те же слова. Этот человек не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но солдаты продолжали бить его, сильно ударяя палками по спине. Подойдя ближе, Иван Васильевич мельком увидел спину наказуемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что он не поверил, что это было тело человека.

Вдруг полковник остановился и метнулся к одному из солдат. “Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?”, - услышал Иван Васильевич его гневный голос. И юноша увидел, как полковник своей сильной рукой бил по лицу испуганного солдата за то, что тот не сильно ударил татарина. Ивану Васильевичу было до такой степени стыдно, что он опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у него бил барабан и свистела флейта, а также то слышались слова: “Братцы, помилосердуйте”; то гневный голос полковника: “Будешь мазать? Будешь?”

После этого случая жизнь Ивана Васильевича очень изменилась. Он не смог поступить на военную службу, как хотел ранее, и не только не стал военным, но и вообще нигде не служил. А любовь к Варе с этого дня пошла на убыль и в конце концов сошла на нет.

“Так почему же главный герой не поступил на

службу?” - спросите вы. Я думаю потому, что он не хотел служить жестоким, бесчеловечным законам. В нем обострилось чувство ответственности за ближнего, любви к нему.

Толстой показывает нам человека, у которого проснулась совесть, и только такие люди, по мнению писателя, смогут стать передовыми, лучшими представителями своей эпохи

Рассказ “После бала” Л.Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем.

Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника.

Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное - мартовское. Иван Васильевич вышел из дома очень рано, как только начало светать.

Два часа назад он еще был на балу у губернского предводителя дворянства. Там он почти все время танцевал с любимой девушкой Варенькой. Время летело незаметно. Он был не только весел и доволен, он был счастлив, блаженствовал, он был добр, он был не он, а какое-то существо, не знающее зла и способное на одно только добро.

И поэтому, придя домой, Иван Васильевич не мог заснуть. Он вышел на улицу и пошел к дому Вареньки. Но в конце поля, где был ее дом, он увидел что-то большое и черное и услышал зловещие звуки флейты и барабана.

“Что это такое?” - подумал Иван Васильевич.

Пройдя еще немного, он начал различать множество черных людей. “Наверное, солдаты на ученье”, - решил он. Но через несколько минут, понял свою ошибку.

Это было не ученье, а жестокое наказание шпицрутенами - экзекуция. Здесь наказывали молодого татарина-солдата, который пытался сбежать от невыносимой солдатской службы. Связанного татарина вели два солдата, а все, стоящие в строю, по очереди изо всех сил били палками по голой спине. Позади татарина шел офицер.

И вдруг, к своему удивлению, Иван Васильевич узнал в этом офицере полковника с белыми усами, отца Вареньки. Теперь этот полковник, аристократическими манерами которого все восхищались на балу, бил своей сильной рукой в белой замшевой перчатке одного из солдат. За что же он бил солдата? За то, что молодой малорослый солдат недостаточно сильно, по мнению полковника, стукнул палкой по изуродованной спине татарина.

Страшная, дикая расправа настолько потрясла Ивана Васильевича, что его радостное чувство сменилось отвращением. Ему казалось, что его сейчас вырвет всем тем ужасом, который вошел в него от всего этого зрелища.

Но, может быть, полковник вовсе не был жесток? Ведь в николаевские времена это наказание было узаконено. Может быть, он просто выполнял свой долг?

Нет! И еще раз нет! Полковник был человеком очень жестоким. Иначе он мог бы не брать для наказания свежие шпицрутены, он мог бы не следить так зорко затем, чтобы солдаты били татарина изо всех сил. Он мог бы не бить молодого солдата за слабый удар.

И не один полковник Б. был так бесчеловечен к солдатам. В своих воспоминаниях о встрече с 95-летним солдатом Толстой пишет, как жестоко обращались с солдатами в николаевской армии. Солдаты прозвали Николая I - Николаем Палкиным.

Старый солдат рассказывал Льву Николаевичу, что при царе Александре I из 100 человек забивали насмерть 20. Хорош же был тогда Николай, если по сравнению с ним Александра считали милостивым!

И что же дальше случилось с Иваном Васильевичем? он все так же хотел связать свою судьбу с армией? Нет! После случая, так сильно поразившего его в то мартовское утро, он больше не смог думать о службе в армии. Да и его пылкая любовь к Вареньке постепенно угасла, потому что ходить в дом, хозяином которого был такой человек, он не мог. И с Варенькой ему теперь встречаться было уже неприятно.

Но Иван Васильевич не пропал без армии, он стал литератором, всеми уважаемым человеком. Благодаря его творчеству многие стали настоящими людьми.

Иногда случается так, что один небольшой эпизод может изменить мнение о человеке и дальнейшую жизнь. Так случилось и в рассказе Л.Н.Тольстого «После бала», где не очень приятные события показали истинное лицо человека о котором все думали как о болагородном, воспитанном мужчине.

Об этом рассказал Иван Васильевич, от его имени и ведется весь рассказ. Именно в его судьбе и сыграл важную роль случай который приключился с ним. В то время еще будучи молодым студентом он много времени развлекался, так как учеба много времени не занимала, а что еще можно делать молодому человеку к тому же достаточно богатому. Мечтал в последствии поступить на военную службу. Веселый, симпатичный он пользовался успехом у дам и с удовольствием посещал балы и званые вечера. Один бал ему запомнился до мелочей, он изменил круто не только его взгляды на жизнь, но и ее саму.

Собираясь на тот бал молодой человек особенно тщательно, там он ожидал встретить любимую барышню. Варенька была самая лучшая: грациозная, высокая, веселая. На все танцы Иван Васильевич приглашал только ее. Он был опъянен чувствами, сердце его пело, голова кружилась от счастья. Ему так же понравился танец Вареньки с ее отцом, статным полковником в годах.

После окончания бала приехав к себе домой молодой человек понял что ему не уснуть. И он решил прогуляться и пошел к дому любимой. Но здесь его радость и счастье куда-то улетучилось. Возле дома, где жила его Варенька он стал свидетелем страшной сцены, наказания беглого татарина. Этого беднягу прогоняли через сторой солдат вооруженных палками, но самое отвратительно было то, что рядом шел отец Вари и командовал этим безобразием. Увидев молодого человека он поспешно отвернулся и сделал вил, что его не знает.

Вот здесь на улице была настоящая жизнь. Теперь Иван Васильевич смотрел совсем другими глазами на жизнь и на людей, и на самого себя. Так часто случается что человек в одном месте один, а в другом совершенно меняется.

Прежде чем судить о человеке стоит с ним познакомиться поближе, и посмотреть на него в разных ситуациях.

Утро изменившее жизнь После бала сочинение (Толстой)

Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» раскрывает случай из жизни молодого человека, который полностью поменял мировоззрение героя.

Главный герой повествования молодой юноша, учащийся университета, Иван Васильевич. Учеба давалась ему легко и много времени не занимала. Он был жизнерадостным, веселым человеком. Свободное время с радость проводил на балах и званых вечерах, где придавался развлечениям и забавам. Один из таких балов оставил настолько сильный след в душе Ивана Васильевича, что герой полностью пересмотрел свое восприятие и отношение к жизни. В этот день к званному вечеру Иван Васильевич собирался очень старательно: этот бал должна была посетить Варенька любимая героя. Девушка была высокой, стройной и статной, улыбка всегда украшала черты ее лица. На балу они много танцевали, вальсы сменялись мазурками, и Иван Васильевич был по настоящему счастлив, его голову вскружило чувство любви. Но больше всего в этот вечер его впечатлил танец Вареньки с ее отцом, красивым стройным стариком, который носил звание полковника.

После бала героя настолько переполняло чувство счастья, что он долго не мог уснуть. Поэтому он решил прогуляться по улицам спящего города. Ноги непроизвольно привели его туда, где жила Варенька. Но именно здесь счастливым грезам Ивана Васильевича суждено было развеется, растаять. Перед его глазами предстала страшная картина расправы над беглым татарином, которого проводили через строй солдат, оснащенных палками. Спина татарина была неестественно красного цвета, по ней ручейками стекала кровь. Герой не мог поверить, что она была частью тела человека. Командовал этим наказанием отец Вареньки. Он шел рядом с беглым солдатом и следил за тем, чтобы другие исправно выполняли его приказ. Один из солдат, как показалась полковнику, ударил татарина не достаточно сильно. Тогда он кинулся в его сторону и с криком начал наносит удары солдату по лицу. Страшная сцена наказания повергла героя в глубокие раздумья: как может быть старик-военный, так весело танцевавший с дочерью на балу, так жесток и беспощаден? Увидев Ивана Васильевича, полковник отвернулся, сделав вид, что не знает его.

После этого случая, герой полностью пересмотрел свои взгляды на жизнь. Он перестал хотеть быть военным, перестал посещать балы: герой понял что за веселой жизнью на светских вечерах, скрывается более грустная жестокая реальность. Любовь к Вареньке постепенно сошла на нет: она напоминала ему ту картину бесчеловечного наказания, которую он увидел на утро после бала, изменившего его жизнь.