Фамусов и чацкий что их связывает. Фамусов и чацкий, сравнительная характеристика

/ / / Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества

В комедии Грибоедова Чацкий решает, во что бы то ни стало узнать, кому же на данный момент принадлежит сердце его «возлюбленной». Но мужчина сталкивается не только с ветреностью невесты. Он получает в обществе, в которое вернулся спустя много лет, молву о том, что не здоров на голову.

Молод, умен, горяч и категоричен. У него открытая душа, бесхитростное мышление и бунтарский характер. Так же мужчина имеет свое личное мнение и всегда и всем его высказывает. В связи с этим, у него и возникают первые проблемы в доме Фамусовых. Мужчина с ненавистью относится к жалким подобиям на человека. Он не терпит лживой лести, подхалимства и людей, которые привыкли выслуживаться перед другими. В диалоге с Фамусовым он так ему и отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно…». Старик видит в Чацком некую угрозу, поэтому просит его помолчать при появлении полковника Скалозуба. Но молодой человек долго не выдерживает. Он вмешивается в разговор «глупого» военного и льстивого Фамусова, чем приводит старика в негодование.

Чацкий очень прямолинеен, не заискивает перед окружающими, за что и получает «статус сумасшедшего». Встретив на балу своего друга Платона Михайловича, мужчина узнает, что тот уже женат. Чацкий вначале радуется такой новости, но позже осознает, что «новоиспеченный» муж находится полностью в подчинении своей жены. Она не только им манипулирует, как женщина, но и в буквальном смысле убивает в нем все мужские начала. Да и Платон признается другу, что того Платона которого знал Чацкий, больше нет. Это признание тяжело осознать обоим друзьям. Каждый после этого разговора погружается в свои мысли.

А общество, которое собралось в доме Фамусова, все твердит о том, что нужно улыбаться, прогибаться, унижаться. И тогда в будущем обязательно достанется «кусок побольше»… Люди смотрят друг на друга, только с точки зрения «выгодно – не выгодно». Никто не хочет слышать правду. Все хотят льстивых слов, красивых жестов, беззаботной жизни. Все к этому так давно привыкли. Поэтому им режет слух пламенные речи «бунтаря» Чацкого и из-за этого мужчину признают «невменяемым».

Тоже не принимает «бесхитростного» жениха. Девушка давно сделала выбор в пользу секретаря своего отца, . Она привыкла от приветливого ухажера в свой адрес слушать приятные комплименты, а о других людях только положительные высказывания. Но Фамусова даже не догадывалась, что за покладистостью и обходительностью своего кавалера, скрыт лишь холодный расчет. В какой-то момент она узнает о коварности своего ухажера. Эта новость просто повергла девушку в ступор. Она вдруг вспоминает о Чацком, жалея о своих словах, но тот остается неумолим.

Мужчина понимает всю ее низость и подлость. Он не прощает Софьи измены, предательства и обмана. В погоне за мечтой, своим идеалом красоты, он вдруг позабыл, что моральная сторона человека, намного важнее наружной оболочки. Влюбленный когда-то в нее Чацкий заглядывает девушке в самую душу и ужасается от обитающего в ней холода, неискренности и пустоты.

Он добровольно становится изгоем не только в доме Фамусова, но во всей Москве. Мужчине противно находится с теми, кто готов низко пасть ради достижения своих целей. Он осуждает и не принимает тот выбор, который сделало общество. Мужчина предпочитает остаться собой и жить в ладу со своей честью и достоинством.


Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Текст сочинения:

Мы говорим о бессмертии комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это не красное словцо. Комедия действительно бессмертна. Вот уже несколько поколений нас, читателей и зрителей, вовлекают в неравнодушный диалог с ее героями, который звучит и взволнованно, и современно. Я думаю, что столь же современно и сравнение двух главных персонажей, из-за того, что это позволяет не только глубже понять идейно‑художественные особенности произведения, но и лучше понять значение образов героев для раскрытия вечных ценностных смыслов жизни.
Разумеется, у нас есть основание для сравнения двух самых ярких персонажей комедии - Чацкого и Фамусова. В чем его суть? Да в том, что оба живут в одну переломную эпоху в развитии русского общества, оба по своему социальному происхождению относятся к аристократическим верхам, то есть оба образа типические и социально обусловленные.
Казалось бы, что может объединять столь несхожие персонажи! И все‑таки у Фамусова и Чацкого есть некоторое сходство. Вдумаемся: и тот, и другой являются типичными представителями своей среды, оба имеют свой жизненный идеал, оба имеют чувство собственного достоинства.
Однако различий в этих персонажах, конечно, гораздо больше, чем сходства. В чем же оно проявляется ярче всего? Присмотримся к героям попристальнее.
Да, Чацкий умен. «Он не только умнее всех прочих лиц, - замечает Гончаров в статье "Мильон терзаний”, - но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием». Ум Чацкого сверкает в его пылких монологах, в его метких характеристиках, в каждой его реплике. Правда, мы в основном убеждаемся в вольномыслии Чацкого, а о других сторонах его ума можем лишь догадываться. Но это вольнодумие и есть то главное, что ценит в нем Грибоедов.
Умный человек Чацкий противопоставлен глупцам, дуракам и в первую очередь Фамусову не потому, что тот глуп в прямом, однозначном смысле этого слова. Нет, он достаточно умен. Но ум его противоположен уму Чацкого. Он реакционер, а значит, глупец с общественно‑исторической точки зрения, ибо защищает старые, отживающие, антинародные взгляды. Он глупец, потому что его не коснулось просвещение с его высокими идеями добра, гуманизма, облагораживающего влияния знаний на человека. Что касается «свободомыслия» Фамусова, то его хватает лишь на брюзжание в адрес «побродяг» учителей, а также модников - закономерная деталь всей его барской, патриархальной сути.
Чацкий и Фамусов. Чем же еще разнятся эти персонажи? Да хотя бы тем, что оба героя имеют идеалы, но сколь они противоположны!
Идеалом Чацкого является все новое, свежее, несущее перемены. Это образ, в котором достоверно воплощены черты личности гражданского склада.
Каков же у Фамусова идеал человека? Идеалом для него является дядя Максим Петрович - вельможа екатерининского времени. В те времена, по выражению Чацкого, «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным барином, ел на золоте, «езжал‑то вечно цугом»; «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Именно таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал» при дворе Екатерины II.
Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем:

Покойный был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат…

Таким людям Фамусов стремится подражать, их способы получения чинов и денег он считает самыми верными.
Отличает главных персонажей и их отношение к деятельности, к службе, рабской морали.
Чацкий, безусловно, из породы деятелей. Он служил. Сфера его недавней деятельности вызывает у Молчалина зависть, у Фамусова - сожаление, возможно, некоторую даже зависть. Ведь Чацкий попал туда, в Петербург, ближе к «министрам», куда, не исключено, хотел бы в свое время попасть и Фамусов. Кредо Чацкого в этом вопросе таково: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкого возмущает служба лицам, а не делу, чинопочитание, семейственность.
Чем же является служба для Фамусова? Выполнением гражданского долга? Нет, служба для него - только средство получения наград, чинов и денег. Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Как типичного бюрократа, Фамусова не интересует содержание этих бумаг, он смертельно боится только одного: «Чтоб множество не накоплялось их».
Хвастаясь своим «обычаем», он говорит:

А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Фамусов нисколько не смущен тем, что свел все служебные обязанности к подписыванию бумаг. Напротив, он самодовольно хвастается этим.
Разное у героев и отношение к просвещению. Чацкий - гуманист. Как патриот, он хочет видеть свой народ просвещенным, свободным.
Стоит отметить, что для Фамусова же просвещение - это опасность, угрожающая привычным устоям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:

«Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений…»

Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется в высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа. В противовес клеветническим утверждениям помещиков‑крепостников о крепостном крестьянстве, Чацкий говорит о бодром, умном, то есть, во фразеологии декабристов, свободолюбивом народе.
Фамусов же заядлый крепостник. Он ругает слуг, не стесняясь в выражениях, «ослами», «чурбанами», называет не иначе, как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь ни с возрастом, ни с достоинством человека.
Еще раз задумываюсь над характерами главным персонажей комедии. В чем же смысл сравнения Чацкого и Фамусова? Почему они противопоставлены друг другу в пьесе?
На мой взгляд, что сравнение - великолепный прием, посредством которого раскрываются идейно‑художественные особенности произведения, становится гораздо понятнее замысел автора и его отношение к героям.
Очевидно, в некоторой мере и Фамусовы необходимы в жизни, ибо они вносят в общество здоровый консерватизм, устойчивость, традиции, без которых обойтись нельзя. Но цветом общества всегда является интеллигенция, которая будоражит общество, взывает к его совести, будит общественную мысль, жаждет нового. Таким дворянским интеллигентом, человеком декабристского круга, и был Чацкий - герой, завещающий нам любовь к Отчизне, благородное стремление к правде, свободолюбие и стремление служить людям.

Лекция, реферат. Чацкий и Фамусов. Сравнительная характеристика героев - сочинение - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.




Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии.

Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.

Описание внешности и характера Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов – вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своим вдовством. Богатый мужчина не стал связывать себя новыми узами брака, потому что мать была ветрена. Свобода сравнивается с властью. Фамусов, «сам себе господин», не хочет зависеть от женских прихотей. Эта позиция не делает его человеком, сторонящимся противоположной половины. Дворянин заигрывает со служанкой. Из речи слышатся слова, которые помогают представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:
  • жмется;
  • заигрывает;
  • балуется;
  • меняет мимику.

Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением. О его здоровье говорят и особенности поведения:

  • суетливый;
  • прыткий;
  • неугомонный.
Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству. Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение. Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.

Положительные черты

Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.

Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства. Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.

Гостеприимность. Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.

Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, - его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.

Отрицательные качества личности

Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, - делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Образцы жизни и идейные принципы

Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению.

Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.

Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.


Речевые особенности героя

Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:
  • «мочи нет»;
  • «уморить»;
  • «прозябли»;
  • «невзначай»;
  • «бить баклуши».

Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко.

Образ одного из персонажей Фамусова, позволило характеризовать целое общество дворян. Их консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку. Задача, поставленная автором, стала достижимой.

Л-9. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий и фамусовское общество.

Толпою окружённый слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!»;

«Или вон тот ещё, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружён умом в Зефирах и Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке: -

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!»

Хлёстова:

«От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку;

Вели их накормить ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку»;

Хлёстова об арапке:

«Представь: их как зверей выводят напоказ,

Я слышала, там…город есть турецкий…»;

Фамусов:

«В работу вас, на поселенье вас.

За грош меня продать готовы»

Отношение к московским нравам и времяпровождению

«Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?»;

«Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары»

Фамусов:

«На всех московских есть особый отпечаток.

Извольте посмотреть на нашу молодёжь,

На юношей – сынков и внучат.

Журим мы их, а если разберёшь, -

В пятнадцать лет учителей научат!

А наши старички? – Как их возьмёт задор,

Засудят об делах, что слово – приговор…

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто подслушал их … беда!

Не то чтоб новизны вводили, - никогда,

Спаси нас Боже!.. Нет. А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят, и … разойдутся.

А дамы? – сунься кто, попробуй овладей;

Судьи всему, везде, над ними нет судей…

А дочек кто видал, всяк голову повесь!..

И точно, можно ли воспитаннее быть!

Умеют же себя принарядить

Тафтицей, бархатцем и дымкой,

Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;

Французские романы вам поют

И верхние выводят нотки,

К военным людям так и льнут,

А потому, что патриотки.

Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица, как Москва»

Отношение к идеалам

«Вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов»;

«Теперь пускай из нас один,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

к искусствам творческим, высоким и прекрасным.

Они тотчас: разбой! пожар!

и прослывёт у них мечтателем! опасным!»

Фамусов:

«Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя:

Мы, например, или покойник дядя,

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

А? как по-вашему? По-нашему смышлён.

Упал он больно, встал здорово»;

Молчалин:

«Как можно! слог его здесь ставят в образец!»

Отношение к образованию

«А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В учёный комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?»;

«Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!»

(Чацкий иронизирует,

но для него этот вопрос не решён окончательно)

Для Фамусовых образование – основная причина «безумия», которым одержим Чацкий и ему подобные.

Фамусов:

«Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится»;

«Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жёны их готовим скоморохам»;

Фамусов:

«Ученье – вот чума, учёность – вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений»;

Хлёстова:

«И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений»;

Княгиня Тугоуховская:

«Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверье

Профессоры!! – У них учился наш родня,

И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерья.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Фёдор, мой племянник»;

Скалозуб:

«Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз-два;

А книги сохранят так: для больших оказий»;

Фамусов:

«… уж коли зло пресечь;

забрать все книги бы да сжечь»;

Загорецкий:

«Нет-с, книги книгам рознь.

А если б, между нами,

Был ценсором назначен я,

На басни бы налёг; ох! Басни – смерть моя! Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а всё-таки цари»

Отношение к службе

Вопрос об отношении к службе стоял ещё со времён классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещённому монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»;

«Кто служит делу, а не лицам…»;

Фамусов о Чацком:

«Не служит, то есть в том пользы не находит,

Но захоти – так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой…»;

«Когда в делах, я от веселья прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь;

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа»

Фамусов:

«Боюсь, сударь, я одного смертельно,

Чтоб множество не накоплялось их (бумаг)…; …обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой»;

Фамусов:

«Тогда не то, что ныне,

При государыне служил Екатерине…»;

Фамусов:

«При мне служащие чужие очень редки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!...»;

Фамусов Скалозубу:

«Вы повели себя исправно,

Давно полковники, а служите недавно»;

Молчалин Чацкому:

«Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить?»

Отношение к иностранному

Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.

«Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!»;

«Что ж, он и кавалер.

От нас потребуют с именьем быть и в чине,

А Гильоме!.. – Здесь нынче тон каков

На съездах на больших,

по праздникам приходским?

Господствует ещё смешенье языков:

Французского с нижегородским?»;

«Несчастные! Должны ль упрёки несть

От подражательниц модисткам?

За то, что смели предпочесть

Оригиналы спискам?»

(о московских модницах, копирующих иностранную моду);

«Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой»

«Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев…»

Фамусов:

«А всё Кузнецкий мост и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас Творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!»;

Фамусов:

«Кто хочет к нам пожаловать, - изволь,

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно для иностранных…»

Отношение к богатству и чинам

«У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок»;

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты»;

«Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдётся: враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний…»;

«Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету…»;

«Чины людьми даются,

А люди могут обмануться»

Лиза о Фамусове:

«Желал бы зятя он со звёздами да с чинами,

А при звёздах не все богаты, между нами…»;

Фамусов:

«Что за тузы в Москве живут и умирают!»;

Фамусов о Скалозубе:

«…Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче-завтра генерал.

Пожалоста, при нём веди себя скромненько…»;

Фамусов:

«Будь плохенький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених»;

Молчалин:

«Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом

Чиновные и должностные –

Все ей друзья и все родные…»;

Молчалин:

«Ведь надобно ж зависеть от других»

Отношение к кумовству, протекции

«Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…»;

«Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитёй возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных…»

Фамусов:

«Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить…»;

Фамусов:

«Нет! Я перед роднёй, где встретится, ползком;

Сыщу её на дне морском.

При мне служащие чужие очень редки;

Всё больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли,

к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..»

Отношение к любви, браку, счастью

«Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах»;

«Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?

Чтоб кроме вас ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мысли были всем, и всем его делам

Душою – вы? вам угожденье?

Сам это чувствую, сказать я не могу;

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,

Не пожелал бы я и личному врагу»;

Чацкий Софье:

«Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, Высокий идеал московских всех мужей»

Лиза:

«Грех не беда! Молва не хороша!»;

Лиза:

«Ну, люди в здешней стороне!

Она к нему, а он ко мне.

А я … одна лишь я любви до смерти трушу!

А как не полюбить буфетчика Петрушу!»;

Молчалин:

«И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…»

Отношение к свободе суждений

Чацкий Молчалину:

«Помилуйте, мы с вами не ребяты,

Зачем же мнения чужие только святы?»;

«А судьи кто? – За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времён Очаковских и покоренья Крыма…»

Молчалин:

«В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь»

Отношение к смыслу слова «ум»

«И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете, вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший»;

Чацкий о Молчалине:

«А чем не муж? Ума в нём только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума не доставало?»;

«Как платья, волосы, так и умы коротки!..»

Софья:

«Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?»;

Фамусов:

«Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат, на нас не подиви…»;

Софья:

«Конечно, нет в нём этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит, Который свет ругает наповал,

Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»;

Репетилов:

«Да умный человек не может быть не плутом…»

Подготовила: Н.Д. Пронина, учитель русского языка и литературы

А.С.Грибоедов-автор бессмертной комедии "Горе от ума", оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое место.Комедия “Горе от ума” стала первой в истории русской литературы реалистической комедией.В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел "великосветское общество" того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами-Чацким и Фамусовым, представителями "века нынешнего" и "века минувшего".

Павел Афанасьевич Фамусов-яркий представитель "века минувшего", недалекий управляющий в казенном месте, жестокий крепостник.Фамусову ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что "на поселенье".Помещики не считают своих крепостных людьми.Например, старуха Хлестова ставит свою служанку наравне с собакой:
От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку.
Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу.Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения:
Чтоб наших дочерей учить всему -
И танцам!и пенью!и нежностям!и вздохам!
И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился", да и учителей для своих детей. Фамусов так говорит о свободе мысли:
Ученье - вот чума, ученость - вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений
И его окончательное о просвещении и образовании в России-"забрать все книги бы, да сжечь".
Представители "фамусовщины" думают только о чинах, богатсве и выгодных связях.К службе они относятся формально, они видят в ней только средство сделать карьеру. "Мне только бы досталось в генералы",-говорит полковник Скалозуб, органиченный и грубый .Фамусов тоже не скрывает своего отношения к службе:
А у меня, что дело, что не дело.
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Фамусов служит не делу, а лицам.Он не хочет служить родной стране, его не волнует будущее родины и своего народа, служба для него-источник чинов, наград и доходов.Идеалом для Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, "сгибался вперегиб", "отважно жертвовал затылком", зато был уважаемым человеком, "пред всеми знал почет".
Фамусовскому обществу чужда родная , русские обычаи, традиции, даже язык.Чацкий с иронией говорит,что в свете "господствует смешенье языков: французского с нижегородским". Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-"Английского клуба почтенный член до гроба"-говорит, что "дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных". Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова.Каждый мужчина, посещающий его дом, рассматривается хозяином как потенциальный жених для Софьи. Для Фамусова брак по расчету-единственный верный способ выдать дочь замуж.К "кандидату в женихи" предъявляются определенные материальные требования:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,-
Тот и жених.
Конечно, у возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного и безродного секретаря Фамусова нет шансов, ведь отец строго наказывает дочери:"кто беден, тот тебе не пара".А вот полковник Скалозуб-"и золотой мешок, и метит в генералы". Чины, мундиры, деньги - это идеалы, которым поклоняется “век минувший”. Женщины “к мундирам так и льнут”, “а потому что патриотки”,-говорит Фамусов.
Главный представитель "века нынешнего"-Александр Андреевич Чацкий-молодой, хорошо образованный, умный, благородный, честный и смелый .Чацкий совершенно по-другому относится "к звездам и чинам".Он потому и ушел со службы, что "служить бы рад, прислуживаться тошно".Он ненавидит карьеризм и подхалимство:
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!...
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком...
Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление "набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле":
Теперь, пускай из нас один,
Из молодых людей найдется-враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Наиболее остро Чацкий обличает пороки крепостного права. Он с негодованием осуждает "Нестора недодяев знатных", который променял своих преданных слуг на борзых собак, и бессердечного помещика, который
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Чацкий выступает также за развитие народной культуры, он осуждает слепое подчинение иностранной моде:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
Чтоб умный добрый наш народ
Хотя по языку нас за немцев.
Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом, независимостью суждений, силой воли, мужеством,благородным желанием помочь родине и изменить к лучшему.Мне кажется, Чацкий одновременно и победитель, и побежденный, он "проиграл битву, но выиграл войну".Конечно, Чацкий не смог бы за один день изменить фамусовское общество.Гончаров писал:"Чацкий сломлен количеством силы, нанеся ею в свою очередь качеством свежей силы".Фамусовское общество понимает, что не сможет всю жизнь зажимать уши и разбегаться в стороны, спасаясь от правдивых речей героя.Но, тем не менее, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это значит, что Чацкий уже победил.