Где находится пустыня наска. Плато Наска

Геоглифы Наска в Перу, созданные за множество столетий до расцвета империи Инков являютсся самым важным доказательством существования загадочной древней культуры на территории Перу. Эти линии и геоглифы,нарисованы одной непрерывной линией, расположены на плато Наска и достигают десятков метров в длину, поэтому видны только из воздуха.

Немецкий ученый Фон Даникен в своей книге «Ответ Богам” утверждает, что эти линии были созданы как сигналы для посадки космических кораблей пришельцев. А немецкий доктор археологии Мария Райхе назвала эти узоры странным подтверждением существования древнейшей Перуанской культры:

«Линии Наска не что иное, как задокументированная история древней перуанской науки. Древние обитатели Перу создали свой собственный алфавит чтобы описывать самые важные астрономические события. Линии Наска – страницы книги, написанной на этом странном алфавите”

С воздуха можно наблюдать за различными фигурами, такими как большие гигантские пауки, ящерицы, ламы, обезьяны, собаки, колибри, и т.д., не говоря уже о зигзагах и геометрических проектах. Есть много оставшихся без ответа вопросов относительно этих линий. Например как они остаются неповрежденными после сотен лет, или как их удалось создать в таких размерах, точно воссоздав все пропорции

В 1927 году Меджиа Хеспе, ученик знаменитого Хулио Тельо, отца перуанской археологии, сообщил о таинственных непонятных геоглифах на территории перуанского плато. Изначально этому не придали никакой важности, ученые занимались исследованиями других более значимых участков, таких как Мачу-Пикчу

В этом же году в Перу прибыл исследователь из США Пол Косок, которого очень привлекла древнейшая история Перу. В одной из его первых поездок на юг страны он остановился наверху плато и увидел обширные линии с обеих сторон дороги. После тщательного исследования он был поражен обнаружив, что на одной из фигур была отображена идеальная форма полета птицы. Косок потратил на исследование линий Наска почти 20 лет, в 1946 году он вернулся домой, предложив изучать рисунки племен Наска немецкому доктору археологии Марии Райхе. Мария посвятила этой работе всю свою жизнь

Мария Райхе изучала линии Наска в течение 50 лет. Она объяснила, как эти линии использовались древними перуанскими астрономами - они были гигантским солнечным и лунным календарем, укрытым в песке, легендах и мифах местных жителей

Сами линии нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной, при этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы. Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.

Колибри имеет длину 50 метров, паук - 46, кондор распростерся от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. Такие громадные размеры рисунков вызывают восхищение, почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются средней величины холмы. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Среди других животных, запечатленных Наска - кит, собака с длинными ногами и хвостом, две ламы, различные птицы, такие как цапли, пеликан, чайка, колибри и попугай. Из рептилий есть аллигатор, игуана и змея.

На карте расположены все геоглифы, с подробными названиями. Для увеличения кликнуть

Так кто же все-таки создал геоглифы Наска ? Местные жители или пришельцы? Это гигантский солнечный и лунный календарь или ориентиры космического корабля? Узнать ответы на эти вопросы невозможно, так как линии Nazca - одна из самых больших тайн в мире.

Линии Наска до сих пор вызывают массу разногласий относительно того, кто их создал и когда они появились. Странные начертания, четко просматриваемые с высоты птичьего полета, напоминают геометрические фигуры, ровные полоски и даже представителей фауны. Размеры геоглифов настолько велики, что понять, как нарисовали эти изображения не представляется возможным.

Линии Наска: история обнаружения

Странные геоглифы – начертания на поверхности земли, впервые были обнаружены в 1939 году на плато Наска в Перу. Американец Пол Косок, пролетая над плоскогорьем, заметил странные рисунки, напоминающие птиц и животных огромного размера. Изображения пересекались линиями и геометрическими фигурами, но выделялись настолько отчетливо, что усомниться в увиденном было невозможно.

Позднее в 1941 году Мария Райхе занялась исследованием странных начертаний на песчаной поверхности. Впрочем, сделать фото необычного места удалось лишь в 1947 году. Более полувека Мария Райхе посвятила расшифровке странных символов, но окончательного заключения так и не было предоставлено.

Сегодня пустыня считается заповедной зоной, а право на ее исследование передано Перуанскому институту культуры. В связи с тем, что изучение такой обширной локации требует огромных вложений, дальнейшие научные работы по расшифровке линий Наски пока приостановлены.

Описание рисунков Наски

Если смотреть с воздуха, линии на равнине видны отчетливо, но, прогуливаясь по пустыне, вряд ли удастся понять, что на земле что-то изображено. По этой причине их и не обнаружили до тех пор, пока авиация не стала более развитой. Небольшие горки на плато искажают картинки, которые нанесены путем траншей, прорытых по всей поверхности. Ширина борозд достигает 135 см, а их глубина от 40 до 50 см, при этом почва идентична везде. Именно за счет внушительного размера линий они видны с высоты, хоть и малозаметны в процессе ходьбы.

Среди иллюстраций отчетливо заметны:

  • птицы и животные;
  • геометрические фигуры;
  • хаотичные линии.


Размеры нанесенных изображений довольно велики. Так, кондор раскинулся на расстояние практически в 120 м, а ящерица в длину достигает 188 м. Существует даже рисунок, напоминающий астронавта, высота которого 30 м. Манера нанесения геоглифов идентична, а линии поражают своей ровностью, ведь даже при наличии современной техники провести подобную траншею кажется невозможным.

Гипотезы природы возникновения линий

Ученые из разных стран пытались выяснить, куда указывают линии и кем они были проложены. Существовала теория о том, что такие изображения были нанесены инками, но исследования доказали, что они были созданы гораздо раньше существования народности. Приблизительным периодом, которым датируется появление линий Наска, считается II век до н. э. Именно в это время на территории плато обитало племя Наска. В деревне, принадлежащей народу, были найдены наброски, напоминающие нанесенные в пустыне рисунки, что еще раз подтверждает догадки ученых.

Марией Райхе были расшифрованы некоторые символы, которые позволили ей выдвинуть гипотезу о том, что рисунки отражают карту звездного неба, а значит, использовались в астрономических или астрологических целях. Правда, впоследствии эта теория была опровергнута, так как лишь четверть изображений подходила под известные астрономические тела, что кажется недостаточным для точного заключения.

В настоящий момент так и не известно, зачем были нанесены линии Наска и как народ, не владевший навыками письма, сумел воспроизвести подобные начертания на площади в 350 кв. км.

Линии и изображения на плато Наска были найдены в 1920 году. Американский ученый П. Косок, пролетая над пустыней , заметил из кабины самолета загадочные рисунки. Сегодня на плато обнаружены больше 100 «нарисованных» гигантских по размерам геометрических фигур, идеально прямых линий, растений и животных.

Линии больше всего заинтересовали ученых, которые изучали плато. Они были идеально ровными, располагались абсолютно хаотично друг от друга и «не обращали внимания» на ландшафт местности - проходили по долинам и возвышенностям, оставляя за собой неизменно ровный след.

Плато Наска находится недалеко от городов Пальпа и Наска , в длину 60 км. Эта местность не орошается дождем целыми годами. Пожалуй, это идеальная местность для обустройства захоронений, так как на ней можно обеспечить нетленность останков. Когда П. Кусок изучал линии и рисунки с земли, он отметил, что они выполнены с применением невероятно простой технологии. Чтобы оставить рисунок, необходимо было только переместить дёрн и камни, уложив их в ряд. Учитывая, что рисунки были огромных размеров, на их нанесение ушли бы годы. Но в такой местности они могли бы сохранять свой первоначальный вид тысячелетиями.

Тематика изображений условно делится на 2 группы: фигуры и линии. Линии встречаются двух типов: они или парные, как рельсы трамвая или образовывают определенные фигуры. После изучения плато, ученые пришли к выводу, что вначале были начертаны изображения - после этого поверх них были проведены линии. Удивляет точность линий - они настолько прямые, что их можно было бы использовать вместо уровня. Это удивляет и никто из ученых так и не смог объяснить как без современной авиационной техники и технологий возможно было сохранить эффект ровных линий на столь огромных расстояниях.

Как только открыли эти рисунки на плато Наска, сразу же возник вопрос об их предназначении и авторстве изображений. Выдвигалось множество различных теорий - от инопланетных цивилизаций до систем управления народонаселением Земли. Все новые исследователи пытаются разгадать тайну плато, и практически каждый придумывает свою версию о предназначении линий. Сегодня ни одна из теорий так и не имеет преимущества перед другими, так как в разгадке тайны плато Наска человечество не приблизилось ни на шаг. Современные ученые также различно смотрят на возраст этих рисунков: часть исследователей полагает, что линии были начертаны в 200 году до н.э., другие - 1700 лет до н.э.

Теории назначения рисунков Наска

Одной из первых появилась теория астрономическая. Ее предположил открыватель плато - П. Кусок. Во время захода солнца, он заметил, что оно садится точно на пересечении одной из линий на горизонте. Дальнейшие наблюдения убедили ученого в том, что его догадка верна: он вычислил линию зимнего солнцестояния на плато. Кусок отметил, что линии показывают в направлении определенных космических объектов (созвездий и звезд) в важные для астрономии дни (полнолуний и т.д.).

Чтобы подтвердить теорию П. Кусока, нужно было отожествить все изображения на плато Наска с небесными телами. Такая задача требовала от исследователей полной самоотдачи, огромных усилий и времени. Поэтому П. Кусок заручился поддержкой знакомой переводчицы испанского языка, которая сопровождала его в поездках по Южной Америке. Ее звали Мария Райхе. Вместе они составили карту и топологические планы плато - на это ушло более 7 лет совместного труда.

Впервые поддержку государства исследователи получили только в 1947 году, когда чиновники министерства авиации Перу для нужд ученых выделили служебный вертолет. С того момента Мария смогла делать фотографии плато с высоты полета.

В 1-й раз Мария летела, привязав себя веревками, свесившись с борта, делала снимки, и весь полет держала фотоаппарат в руках. После первых же полетов она обратилась к знакомому инженеру, и он сконструировал что-то вроде подвески к борту. В 1956 году все снимки были собраны, и на их основании была составлена детальная схема рисунков на плато Наска .


В древности для людей календарем служили Солнце и Луна. Их положение на горизонте определяли приход весны и осени, количество дождей, и срок работ по уборке урожая. Ученые считают, что эти линии - календарь, который как часы вместо стрелок использует Луну и Солнце. При изучении рисунков на плато ученые были удивлены, обнаружив, что рисунки Наска повторяют карту звездного неба и отображают целые созвездия в крупном масштабе. Но самый важный вопрос относительно линий Наска так и остался без ответа до сегодня: кто нанес эти изображения, и каким образом? Ведь у древних людей, если верить официальной истории, не было возможности летать над пустыней и корректировать работу строителей.

Теория палеконтакта и плато Наска

Еще одна самая распространенная версия - теория палеоконтакта или инопланетная. Именно ее поддерживают большинство исследователей и ученых по всему миру. Впервые теорию о том, что раньше планету Земля посещали инопланетные цивилизации первые выдвинута Эрихом фон Дэникеном. В своей работе Дэникен указал, что он уверен, что эти изображения на самом деле были взлётно-посадочными полосами для межпланетных перелетов. Он утверждает, что рисунки таких размеров предназначались только для тех, кто их мог видеть в полете, то есть используя летательные аппараты. Дэникен предположил, что этот аэропорт был построен для «Богов», о которых рассказывается во всех местных легендах.

Интересна одна древняя легенда, которую передают из поколения в поколение все местное население. Она рассказывает о том, как на нашу планету прибыл «золотой корабль» из далеких галактик. Экипажем корабля управляла женщина Орьяна, которая стала, впоследствии, матерью человеческой расы. Когда она родила 70 детей земным людям, корабль покинул Землю и все пришельцы отправились в родную галактику.

Документальные фильмы Эриха фон Дэникена и можно посмотреть у нас на сайте.


В местной легенде подробно описывается как «отроки солнца» с легкостью рассекали в пространстве на своих «золотых кораблях». Интересен и другой факт - результат анализа мышечных тканей мумий Инков показал, что состав крови древних останков и современных местных жителей кардинально отличаются друг от друга. У мумий была обнаружена группа крови удивительно редкой комбинации. Такая группа крови встречалась ученым всего 2 или 3 раза за все время исследований.

Развивая исследование, ученые заметили, что козле основных самых широких линий находились меньшие, не имеющие отношения к основной. Эти линии никак не продолжали основной рисунок и были соединены в точности возле окончания контура. Они образовали мега-систему, которая похожа на некое подобие электрической схемы, в которой все выполнено одним проводом - рисунки не пересекаются (отсутствует короткое замыкание) и не прерываются (как при разрыве цепи).

Каких только чудес в себе не хранит древняя история! Сколько тайн еще не разгадано, и сколько из них не разгадают никогда! Однако, шагая в будущее, люди все глубже понимают прошлое и заменяют догадки и мифы реальной историей. Так, считается, что археологи уже окончательно разрешили загадку, которую таила в себе пустыня Наска. Окраина Перу стала знаменитой еще в 1947 году, когда появились первые научные публикации о непонятных линиях и загадочных рисунках. Позже возникла мысль о том, что это взлетно-посадочные полосы пришельцев. Многие жители планеты такую идею восприняли с интересом. Так и зародился миф.

Тайна геоглифов

Ученые и дилетанты на протяжении десятилетий пытались объяснить происхождение в пустыне геометрических узоров, занимающих площадь практически в 500 квадратных километров. Хотя на первый взгляд вполне понятна история их возникновения в Южном Перу. Пустыня Наска в течение нескольких столетий служила для древних индейцев холстом, на который они зачем-то наносили таинственные знаки. На поверхности лежат темные камни, и если их убрать, обнажатся светлые осадочные породы. Такой резкий контраст цветов и использовали перуанцы для создания рисунков-геоглифов: фоном для изображений служил темный цвет грунта. Пустынные районы они украсили прямыми линиями, трапециями, спиралями и огромными фигурами животных.

Пустыня Наска. Координаты рисунков

Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

В 1994 году необычные рисунки были включены в список памятников, которые составляют Всемирное культурное наследие. И тогда весь мир узнал, где находится пустыня Наска. Люди гадали о том, кому предназначалась таинственная галерея. Находящимся на небе богам, читающим человеческие души? А может, в этой древней стране инопланетяне сооружали когда-то космодром, вот и осталась разметка? Или это первый учебник по астрономии, где ход планеты Венера олицетворяет крыло какой-то птицы? А может, это фамильные знаки, которыми кланы отмечали населенные ими территории? Высказывалось даже предположение, что таким образом индейцы обозначали течение подземных ручьев, якобы это тайная карта водных источников. В общем, гипотез существовало великое множество, лучшие умы соревновались в толковании смысла начертанного, однако факты подбирать никто не торопился. Почти все предположения строились умозрительно - поехать в несусветную даль редко кто решался. Вот и оставалась пустыня Наска (фото ниже) одним из самых загадочных мест планеты, а ее древние жители - одной из наиболее интересных культур доколумбовой Америки.

Путь к разгадке

С 1997 по 2006 годы ученые самых разных областей знаний проводили в перуанской пустыне тщательное исследование. Факты, которые были ими собраны, напрочь развенчали все объяснения эзотериков. Никаких космических тайн не осталось! Оказалась вполне земной пустыня Наска. Рисунки ее тоже говорят о земном, даже слишком земном. Но обо всем по порядку.

Экспедиция в Перу

В 1997 году организованная немецким археологическим институтом экспедиция стала изучать геоглифы и культуру жителей Наска в окрестностях населенного пункта Пальпа. Место выбрали исходя из того, что оно находится в непосредственной близости от селений, где жили древние индейцы. «Чтобы понять значение рисунков, необходимо всмотреться в людей, создававших их», - говорили ученые.

Исследование ландшафта

В рамках проекта были изучены климатические особенности данной местности. Это и внесло ясность в происхождение символов. Раньше на месте, где сейчас раскинулась пустыня Наска, был ровный степной участок. Он образовался из котловины, разделяющей Анды и Береговую Кордильеру (еще одну горную цепь). Во времена плейстоцена она была заполнена осадочными породами и галечником. Вот и появился идеальный «холст» для нанесения всевозможных рисунков.

Пару тысячелетий назад здесь росли пальмы, паслись ламы, а люди жили, как в райском саду. Там, где сегодня простирается пустыня Наска, раньше случались даже сильные ливни и потопы. Но примерно в 1800 г. до н. э. климат стал значительно суше. Засуха выжгла травяную степь, поэтому людям пришлось расселиться в долинах рек - естественных оазисах. Но пустыня продолжила наступление и вплотную подобралась к горным хребтам. На 20 километров в сторону Анд сдвинулся ее восточный край, и индейцы были вынуждены уйти в горные долины, расположенные на высоте 400-800 метров над уровнем моря. А когда климат стал еще суше (около 600 г. новой эры), культура Наска и вовсе исчезла. Остались от нее только начертанные на земле таинственные знаки. Благодаря крайне сухому климату они сохранялись тысячелетиями.

Пустыня Наска. Рисунки

Изучив среду проживания творцов загадочных геоглифов, исследователи смогли их истолковать. Самые ранние линии появились около 3800 лет назад, когда в районе города Пальпа возникли первые поселения. Южные перуанцы свою «картинную галерею» создавали на открытом воздухе, среди скал. Они вырубали и процарапывали на коричнево-красных камнях различные узоры, химер и людей, и животных. «Революция в искусстве» произошла в перуанской пустыне где-то в 200 г. до н. э. Художники, которые раньше покрывали картинами только скалы, взялись разукрашивать наибольшее полотно, данное им самой природой, - простирающееся перед взором плато. Здесь мастерам было где развернуться. Но вместо фигуративных композиций теперь искусники отдавали предпочтение линиям и геометрическим фигурам.

Геоглифы - часть ритуала

Так для чего же создавались данные знаки? Уж точно не за тем, чтобы мы ими сегодня любовались. Ученые полагают, что рисунки были частью «святилища», это так называемые церемониальные фигуры, имеющие сугубо мистическое значение. Геофизики исследовали почву вдоль линий (их глубина составляет почти 30 сантиметров) и выявили, что она сильно уплотнена. 70 геоглифов, изображающих каких-то существ и животных, значительно вытоптаны, как будто веками тут ходили толпы людей. На самом же деле здесь проводились разные празднества, связанные с культом воды и плодородия. Чем плато становилось суше, тем жрецы чаще совершали магические церемонии, дабы призвать дождь. Из десяти трапеций и линий девять обращены в сторону гор, туда, откуда приходили спасительные осадки. Волшебство долгое время помогало, и несущие влагу тучи возвращались. Однако в 600 г. новой эры боги совсем разгневались на поселившихся в этом краю людей.

Развенчание мифа

Наибольшие рисунки в пустыне Наска появились в то время, когда дожди почти прекратились. Скорее всего, люди таким образом просили сурового индейского бога внять их страданиям, они надеялись, что хоть такие сигналы он заметит. Но бог оставался глух и слеп к мольбам. Дожди не шли. В конце концов индейцы оставили родной край и отправились искать цветущую страну. А через пару столетий, когда климат стал мягче, пустыня Наска вновь обрела жителей. Тут поселились люди, которые ничего не знали о предыдущих хозяевах этих земель. Только уходившие вдаль линии на земле напоминали о том, что когда-то здесь человек пытался заговорить с богами. Однако уже был забыт смысл рисунков. Сейчас лишь ученые начинают понимать причину появления этих письмен - громадных знаков, готовых, кажется, пережить вечность.

Наска – небольшой древний городок на юге Перу – привлекает многочисленных туристов со всего мира. Здесь нет каких либо выдающихся архитектурных достопримечательностей, но есть кое-что, что не оставляет равнодушным даже самых больших скептиков: гигантские изображения на земной поверхности, которым больше двух тысяч лет. Каким образом эти рисунки появились здесь, для чего их использовали – до сих пор загадка, несмотря на большое количество гипотез. Но благодаря таким объектам, как линии Наска, Перу стало «магнитом» исследователей, мистиков и всех, кто интересуется неразгаданными до сих пор загадками.

История

«Первооткрывателями» удивительных рисунков стали в далеком 1927 году летчики, заметившие на плато вблизи Тихого океана многочисленные линии и изображения. Но ученые заинтересовались этим открытием только спустя десятилетие, когда Поль Косок, американский историк, опубликовал серию фото, сделанных с воздуха.

Впрочем, о странных изображениях было известно намного раньше. Еще в 1553 году испанский священник и ученый Пéдро Сьéса де Леóн, писавший о завоевании Южной Америки, упоминал о «знаках среди песков для угадывания проложенного пути». Самое примечательное, что он не расценивал эти рисунки как что-то странное или необъяснимое. Возможно, в те времена было известно больше о предназначении геоглифов? Этот вопрос также остается открытым.

Среди ученых, которые занимались изучением линий в пустыне Наска, наибольший вклад в разработку и популяризацию темы принадлежит немецкому археологу Марии Райхе. Она работала помощником Пола Кокоса, а когда в 1948 году он прекратил исследования, Райхе продолжила работу. Но ее вклад важен не только с научной точки зрения. Благодаря усилиям исследовательницы, часть линий Наска удалось сберечь от уничтожения.

Исследования удивительного памятника древней цивилизации Райхе описала в книге «Тайна пустыни», а гонорар был потрачен на сохранение первозданного вида местности и строительство смотровой вышки.

Впоследствии неоднократно проводилась аэрофотосъемка заповедника, но подробной карты, включающей все рисунки. Не существует до сих пор.

Описание рисунков

На фото линий Наска в Перу можно увидеть четкие изображения огромного размера. Среди них около 700 правильных геометрических фигур (трапеции, четырехугольники, треугольники и др.) Все эти линии сохраняют геометрию даже на сложном рельефе, а контуры остается четкими в местах наложения друг на друга. Некоторые из фигур четко ориентированы на стороны света. Не меньшее удивление вызывают четкие края у фигур, размер которых превышает несколько километров.

Но еще более удивительными являются смысловые изображения. На плато расположено около трех десятков рисунков животных, птиц, рыб, растений и даже человека. Все они имеют внушительные размеры. Здесь вы сможете увидеть:

  • птицу почти трехсотметровой длины;
  • двухсотметровую ящерицу;
  • стометрового кондора;
  • восьмидесятиметрового паука.

Всего на плато насчитывается приблизительно полторы тысячи изображений и фигур. Самые крупные из них имеют размеры около 270 м. Но, несмотря на тщательное изучение на протяжении многих лет, Наска продолжает радовать открытиями. Так в 2017 году после реставрационных работ ученые обнаружили еще один рисунок – изображение касатки. Они высказали предположение, что это изображение, возможно, одно из самых древних. Большинство геоглифов датируют примерно 200 г. до н.э.

Из-за больших размеров изображений, находясь на земле, их увидеть невозможно – полностью картина открывается только с высоты. Со смотровой башни, куда могут подняться туристы, вид также крайне ограничен – удастся увидеть только два рисунка. Чтобы полюбоваться древними художествами, необходимо

Теории происхождения

С момента обнаружения линий Наска гипотезы выдвигались одна за другой. Существует несколько наиболее популярных теорий.

Религиозная

Согласно этой гипотезе, изображения такого большого размера древнее население Перу строило для того, чтобы боги могли их заметит с космоса. К этой точке зрения склонялся, к примеру, археолог Джохан Райнхакд. В 1985 году он опубликовал данные исследований, указывающие на поклонение древних перуанцев стихиям. В частности, на этих территориях был распространен культ гор и культ воды. Таким образом, было выдвинуто предположение, что рисунки на земле – не что другое, как часть религиозных обрядов.

Астрономическая

Эту теорию выдвинули первые исследователи – Кокос и Рейхе. Они считали, что многие из линий являются указателями мест восхода и захода Солнца и других небесных светил. Но версия была опровергнута британским археоастрономом Джеральдом Хокинсом, который еще в 70-е годы прошлого столетия доказал, что не больше 20% линий Наска могут быть связаны с небесными ориентирами. А с учетом разной направленности линий астрономическая гипотеза выглядит малоубедительно.

Демонстративная

Астроном Робин Эдгар не заметил в рисунках на перуанском плато каких-то научных подоплек. Он также склонялся к причинам метафизическим. Правда считал, что многочисленные борозды были вырыты не с целью поклонения, а в качестве ответа на постоянные солнечные затмения, которые случались в этот период в Перу.

Техническая

Некоторые исследователи считают, что линии связаны с возможностью строительства летательных аппаратов. Как доказательство этой версии были даже попытки соорудить аэроплан из доступных в те времена материалов. Аналогичную версию выдвигает российский исследователь А. Скляров в книге «Наска. Гигантские рисунки на полях». Он считает, что древняя цивилизация на территории Перу была высокоразвитой и обладала не только летательными аппаратами, но даже использовала лазерные технологииJ

Инопланетная

И наконец, есть те, кто верит, что рисунки использовались для инопланетян – как способ коммуникации, как место для посадки летательных объектов и т.д. Как доказательство приводятся даже обнаруженные в этих краях странные останки неизвестных существ. Другие, наоборот уверены, что перуанские мумии, как и линии Наска – подделкаи мошенничество.

Тайна Наска раскрыта?

Археологи уже не одно десятилетие пытаются найти объяснение загадочным Naska lines. В 2009 году был снят документальный фильм «Расшифрованные линии Наска». Всем, кто интересуется темой, безусловно, будет интересно посмотреть. Но ответ на вопрос так и остался открытым, а попытки разгадать тайну продолжаются. К примеру, недавно была выдвинута версия, что линии Наски образуют единое целое с системой акведуков. Пукиос – сложная гидравлическая система – была сооружена с целью добычи подземных вод. Часть ее сохранилась до сих пор. На основе снимков, сделанных из космоса, выдвинуто предположение, что линии – часть этого «водогона». Именно предположение, потому что исследователи так и не смогли объяснить, какую функциональную роль в водопроводной системы выполняли рисунки. Но, возможно, водин прекрасный день, разгадка перуанского чуда все же будет найдена.