John deacon - Самое интересное в блогах. Интервью с джоном диконом

Джон Ричард Дикон родился в 1951м году в Лестере, Великобритания. Он сначала учился в Лэнгмур Джуниор Скул пока не перешёл в Гартри Хай Скул, где он в четырнадцать лет и основал свою первую группу The Opposition в 1965. Сначала он играл на ритм-гитаре но потом перешёл к бас-гитаре после того как они выгнали их бассиста за то что он был хуже других. Его последний концерт с этой группой, которая теперь называлась The Art был в 1969, после чего он пошёл в Челси Колледж учить электронику.

Несмотря на то что он был на несколько лет моложе остальных, Дикон сразу же вписался в группу. "Мы сразу поняли, что он - то, что надо, хотя он и был таким тихим. Джон с нами почти не разговаривал", - вспоминал Брайан. - "У нас уже было несколько бас-гитаристов, но мы с ними расстались: либо характер, либо музыкальные способности нас не устраивали, и так продолжалось до тех пор, пока мы не нашли Джона через друзей. Мы обычно называли его Дикон Джон, и именно в таком виде его имя появилось на первом альбоме, но потом он попросил называть его Джоном Диконом. Я даже не знаю, почему мы сначала звали его Диконом Джоном - так, очередная глупая ошибка".

Самостоятельно Джон писал меньше остальных, но многие его композиции становились 100% хитами. «You""re My Best Friend», «Spread Your Wings», «Another One Bites the Dust», «I Want to Break Free»… Об этом также неоднократно говорили его коллеги по группе. Его высокий профессионализм и уникальность как бас-гитариста подчеркивал даже корифей хэви-металлического жанра, басист Iron Maiden Стив Харрис.

Самый неприметный член Queen, Дикон тем не менее был «экономическими мозгами» группы. В 80-е он неоднократно заявлял в своих интервью, что не намерен всю жизнь быть басистом Queen и хочет участвовать в проектах вне группы. Однако после трагической смерти Фредди Дикон неожиданно заявил о своем уходе из музыки. После этого он участвовал лишь в нескольких мемориальных проектах, а после 1998 года вообще исчез. Присмиревшие за 90-е Брайан Мэй и Роджер Тейлор так и не смогли дать внятный ответ на вопросы поклонников и прессы – где Джон Дикон, почему он не только не участвует в новых проектах под логотипом "Queen", но и никак не комментирует их?

Между тем, примерный семьянин Джон Дикон оказался наиболее близок по духу Фредди Меркьюри: этих двоих на протяжении всей карьеры в Queen связывала тесная дружба.И верность своему другу Джон сохранил даже после его гибели.

Этот человек умеет быть верным, как никто иной. Всю жизнь, начиная с самой ранней юности и по сей день (он и Вероника поженились в 1975 году), он прожил с одной-единственной женщиной, которая родила ему шестерых детей (Роберт (1975), Майкл (1978), Лора (1979), Джошуа (1983), Лук (1992) и Кэмерон (1993)). Единожды дав клятву “No Queen without Freddie” – он так и не нарушил своего слова. Джон Дикон не только не подтвердил ни единой сплетни о своем друге – он вообще ушел из шоу-бизнеса, как только понял, что существовать в нем, не оскорбляя памяти Фредди, будет невозможно.

Когда присмиревшие Брайан и Роджер записали римейк We Are The Champions с Робби Уильямсом, он резко осудил это, сказав: «Роджер и Брайан решили записать песню вместе с Робби Уильямсом, но я сказал им, что умываю руки. Я не хотел в этом участвовать, и я рад этому. Я слушал то, что у них получилось. Это ерунда. “We Are The Champions” – одна из величайших песен, и мне кажется, что они её загубили. Не хочу выглядеть недоброжелательным, но давайте просто признаем, что Робби Уильямс – это не Фредди Меркьюри. Фредди невозможно заменить, и уж тем более, Уильямсом».

Подобная позиция вызывает бешенство у тех, кто привык, что после смерти упрямого Меркьюри оставшиеся музыканты сидят смирно, как мыши. На официальных сайтах Queen Дикона регулярно поливают грязью, устраивают провокации в его адрес, придумывают ему всевозможные диагнозы и громко возмущаются его «предательством» - т.е. тем, что он отказался участвовать в кавер-проекте с Полом Роджерсом и записывать «новый альбом квин»...

Но на всю эту истерику Джон отвечает одним - молчанием. Сейчас о нем практически ничего не известно. Ходят слухи, что он живет с семьей во Франции, или же в Патни к юго-западу от Лондона - но никакой достоверной информации о нем на сегодняшний день не существует.

Песни Queen,автор которых Джон Дикон.
«Misfire»
«You""re My Best Friend»
«You And I»
«Spread Your Wings»
«Who Needs You»
«If You Can""t Beat Them»
«In Only Seven Days»
«Another One Bites the Dust»
«Need Your Loving Tonight»
«Back Chat»
«Cool Cat» (композитор)
«I Want to Break Free»
«One Year of Love»
«Pain Is So Close to Pleasure» (композитор)
«Friends Will Be Friends» (композитор)
«The Miracle» (композитор)
«My Baby Does Me» (композитор)
«Don""t Try So Hard» (композитор)
«My Life Has Been Saved»

Джон Дикон - личность легендарная. Несмотря на то что его имя несколько теряется на фоне фронтменов группы Queen Фредди Меркьюри и Брайана Мэя, именно он оказал сильнейшее влияние на творчество этого коллектива, став одним из авторов самых нашумевших в свое время хитов. Этот бас-гитарист хоть и не играл особо чего-то сложного в плане музыкальных партий, тем не менее и сегодня остается одним из самых почитаемых рок-басистов, которого копируют все, кому не лень.

Джон Дикон - кто это?

Этого музыканта без преувеличения можно назвать одним из основателей рока. После первой волны рок-н-ролла и второй волны британского рока, приведшей к появлению хэви-метал, группа Queen, основание которой относят к 1964 году, свой стиль до конца ее существования так и не поменяла, хотя было достаточно много экспериментов.

Джон Дикон вместе с Роджером Тэйлором составили тот самый хребет группы в виде баса и ударных, который стал основой феноменального звучания Queen. Конечно, и вокал Меркьюри, и гитара Мэя заслуживают внимания. Но Джон Дикон, можно сказать, стал тем самым «серым кардиналом», имя которого особо не афишируется, хотя именно он написал множество самых популярных композиций, с которыми и сегодня ассоциируется сама группа, наделавшая немало шума в мире рока. Каждый из членов команды внес свой вклад в рок-музыку, и их по праву можно назвать отцами-основателями. Дикон Джон Мур (другой музыкант), с которым часто путают бас-гитариста Queen, хоть и также почитаем на родине, однако не имеет к этому музыканту никакого отношения. У них созвучны только имена, не более того.

С чего все начиналось?

Родился музыкант 19 августа 1951 года в Лестере. В юности Дикон Джон отличался пристрастием к электронике, и его часто можно было застать с паяльником в руках.

Но это не помешало ему в свои 14 лет организовать группу The Opposition, которая хоть постоянно и меняла свой состав, тем не менее стала достаточно популярной в родном городе (Лестер).

Настоящая профессиональная карьера музыканта началась и по сей день ассоциируется с группой Queen. Самое интересное состоит в том, что Дикону в момент прихода в основной состав было всего 19 лет. Он стал самым молодым участником команды, но до этого успел поработать и сессионным ритм-гитаристом, и клавишником.

Queen

С момента появления этой британской группы, которую сегодня почитают не меньше (если не больше), чем ливерпульскую четверку (The Beatles), успех был обусловлен не только вокальными способностями «великого перса», но и остальными участниками коллектива.

Группа стала настолько мегапопулярной, что до сих пор ее творчеством восторгаются сотни миллионов меломанов. До некоторого времени в числе авторов популярных хитов группы Джон Дикон не числился, хотя и вносил свои коррективы в звучание некоторых композиций. Но настоящим прорывом стало написание хита Stone Cold Crazy, который вышел в третьем официальном альбоме группы. А затем последовали композиции, которые сегодня относятся к «золотому» фонду рок-музыки.

Джон Дикон: песни

Вокал и гитара занимают как бы второе место, но подчеркивают общую направленность трека.

Кстати сказать, мало кто из слушателей догадывается, что Джон Дикон написал и такие известные композиции, как You’re My Best Friend, One Year Of Love, Back Chat, Spread Your Wings и даже I Want To Break Free. Как раз в этих композициях музыкант раскрыл свой талант целиком и полностью, доказав, что он не только жесткий рокер, но еще и отличный мелодист, который умеет тронуть душу даже при написании энергично звучащего ритма.

После смерти Фредди Меркьюри Дикон не покинул коллектив, хотя заявления о его уходе звучали еще с 1992 года. Но потом, когда он сказал, что на концерте с группой играет в последний раз на презентации новой композиции No One But You (Only The Good Die Young - аналогия с Iron Maiden 1988 года), случилось непоправимое. Финальным этапом большой сцены стал концерт The Show Must Go On, организованный Элтоном Джоном. После этого легендарный басист покинул мир рок-музыки.

Чем занимается музыкант сейчас?

Дошло даже до того, что в 2004 году Джон Дикон отказался принять участие в проекте Брайана Мэя и Роджера Тэйлора под названием Queen + Paul Rogers и даже не явился на официальную церемонию включения группы в зал славы рок-н-ролла.

К сожалению, о нынешней жизни музыканта практически ничего не известно. Как живет Джон Дикон сейчас и чем занимается, остается только догадываться. Однако, судя по нечасто попадающим в прессу заявлениям, он категорически осудил запись римейка хита We Are The Champions с Робби Уильямсом в качестве вокалиста, заявив, что тот до Меркьюри явно не дотягивает. В принципе, так оно и есть. Об этом, конечно же, можно много спорить, но мнение Дикона очевидно: Уильямс - не Меркьюри (даже при всем уважении к певцу).

Послесловие

Джона Дикона, без сомнения, можно считать одним из самых выдающихся музыкантов всех времен и народов. Хотя в группе Queen он и не занимал главенствующего положения, сбрасывать со счетов его вклад в развитие рок-музыки нельзя ни коим образом, тем более что его бессмертные композиции и до сих пор остаются примером для подражания, на которых учится не одно поколение музыкантов. Есть даже специализированные видеоматериалы, обучающие стилю игры на бас-гитаре, который принадлежит этому музыканту. И там есть что посмотреть (особенно если учесть пальцевую, а не медиаторную технику).

Быть может, ничего особого в плане бас-гитарных партий он и не играл, зато ритм-секция звучала так, что даже сейчас по начальным звукам можно запросто определить, что это именно Queen, а не что-то другое. Взять хотя бы композицию Another One Bites The Dust. В плане техники игры Дикон, конечно же, новатором не является, но вот в плане подхода к написанию композиций его можно отнести к тем гениям, которые, будучи незаметными, вносили свой вклад в историю. И рок-сцена таких примеров знает немало. А этот музыкант только подчеркивает основательность такого утверждения.

We"ve always decided ourselves what we wanted to put out as our singles and that sort of things. We used to get involved in the art work. We used to have not really much outside influence when we were recording, you know. We"ve never even in the early days, we are never moulded by some sort of the record company or the management company. I mean, the image that the band had in the early days came from inside of the group. So artistically we sort of had our own direction and we were self-contained there, and it was just really the sort of management business side really, and the time we"ve been put together for five or six years. So we have a fair experience of the business with the two different managers, that will be my oversight. We thought we"d take the step and, trying managing ourselves really.

There"re two main campanies, one of which is "The Queen Production", which is really for the English services, maybe the time is in England. And we have one called "Rain Cloud Production", which is through the overseas services we do, which tends to the more active one now as we do most of our recordings overseas.The studio, well Jim Beach tends to take a very active interest in that "cause he actually has three staff there. And after that it"s mainly Roger and myself. That"s the way it"s gone and Brian and Freddie are quite happy fit to be like that. So that the way carries on so that something happened naturally, so any sort of decision on that if Jim doesn"t, if he wants to ask, he ask me and Roger, and that will be. I am the only one who really keeps an eye on basically how much money is coming in, going out, and most of the position we"er in. And also that...there are overall strategy of the business side. He"s correct, you know. By the physics at school A-levels, 3 A-levels, I went on to do electronics in university in three years for that, which involved a lot of maths as well, (phew) quite a lot of maths.

Money is not the drive so much now. I mean there was a period when worthwhile, because, you know all those years of high tax deduction, we didn"t really get much out of it. So we had a period we went a...we were more conscious about earning. So money out of it, with that, that"s all settled down, that"s going the past. And because our records sell around the world, I mean, everybody should be recently financely secure for the rest of their lives... and track your way.

In England we live in a semi-detached Victorian house, "cos we like Victorian houses, you know. Not quite beginner for main move if I find somewhere else in three years. But,...we live in West London fairly close in..., I quite like really. You know, my children go to a local, local catholic school just down the road. It"s quite neighbourly really. I wouldn"t...the difficult thing in living in a big house in London is that you can get very isolated, you know, and it"s very nice just to walk around and go down to the High Street, going to Smiths and Boots, Woolworths, you know, have everything"s very handy. I quite like that.

But we actually has bought a house in America as well, which is mainly at the moment a holiday home.

Мы всегда решали сами, что мы хотим выпустить в качестве синглов и все в таком роде. Мы всегда были вовлечены в творческую работу. Мы на самом деле очень мало подвергались влиянию извне, когда записывались. Даже в ранние наши дни на нас никогда не влияли записывающие кампании или менеджмент. Я имею в виду имидж, который был у группы в ранние дни, шел изнутри самой группы. Т.е. с творческой точки зрения мы как бы имели собственное направление и в этом смысле мы были независимыми, вся проблема была в менеджменте, а к тому моменту мы уже работали вместе 5 или 6 лет. У нас есть большой опыт работы с двумя разными менеджерами, теперь это будет моей обязанностью. Мы подумали, что пойдем на этот шаг и попробуем вести дела сами.

Есть две основные компании, одна из которых QP, которая работает по Великобритании. И у нас есть еще «Rain Сloud Production», которая работает заграницей (буквально – за морем, предположительно в Америке), которая становится все более активной, т.к. мы записываемся в основном там. Студия, в смысле Джим Бич принимает все более активное участие в этом, потому что у него там в общем-то 3 сотрудника. Ну и потом есть еще Роджер и я. Так все и получилось. И Брайан и Фредди были этим довольны. И мы решили что пусть все так и идет, и что если Джиму нужен будет совет для принятия решения, он будет спрашивать меня и Роджера. Я единственный кто на самом деле следит сколько денег поступает и расходуется и каково наше финансовое положение. И еще есть общая стратегия ведения бизнеса. Он прав, знаете ли. В школе у меня по физике были одни пятерки, поэтому я в университете три года изучал электронику и в том числе много математики, (фух) очень много математики.

Деньги сейчас не главное. Я имею в виду, что был период, когда они имели значение, ну вы знаете, все те годы, когда с нас высчитывали огромные налоги, нам на самом деле не много оставалось. Поэтому у нас был период, когда мы думали как заработать. Теперь, когда деньги уже не главное, все это уже в прошлом. Наши пластинки продаются по всему миру, я хочу сказать, теперь мы материально обеспечены до конца нашей жизни и можем идти своим путем.

В Англии мы с моей семье живем в доме (буквально – несколько хозяев под одной крышей, дом на два хозяина) Викторианского стиля, потому что нам нравятся такие дома, знаете ли. Мне не впервой переезжать, если я найду что-нибудь другое года через три. Но,… мы живем в западном Лондоне достаточно замкнуто..., мне это нравится. Мои дети ходят в местную католическую школу на этой же улице. Здесь очень добрососедская атмосфера. Сложность жизни в большом доме в Лондоне в том, что ты начинаешь ощущать себя в изоляции, и поэтому приятно иногда просто прогуляться, пройтись в центр по магазинам и все под рукой, мне это нравится.

Ну, мы вообще-то купили еще дом в Америке, куда мы в основном ездим отдыхать.

Никто из осиротевшей троицы Мэй-Тейлор-Дикон никогда не давал высокопарных обещаний «уйти в монастырь», каждый из них за 22 года, прошедшие с этого трагического момента, отметился более или менее плодотворной музыкальной деятельностью. Но всё уже было совсем иначе. Через две недели, 9 декабря 1991 года вышел сингл These Are The Days Of Our Lives/Bohemian Rhapsody – он ожидаемо взлетел на первые строчки британских чартов, где продержался пять недель. Все доходы с продаж 1,1 миллиона копий проданных пластинок были направлены в благотворительный фонд Терренса Хиггинса по борьбе со СПИДом – такова была последняя воля Меркьюри.

20 апреля 1992 года стадион Уэмбли принимал потрясающую воображение когорту музыкантов, многие из которых были близкими друзьями Queen и покойного Фредди. Metallica, Extreme, Def Leppard, Боб Гелдоф, Spinal Tap, U2 (выступление ирландцев, находившихся в этот момент в США, транслировалось по спутниковой связи), Guns N’Roses, Роджер Долтри, Тони Айомми, Zuccero, Пол Янг, Лиза Стэнсфилд, Джордж Майкл, Элтон Джон, Лайза Минелли – такой состав и сейчас сделает честь любому рок-фестивалю мира. Все 72 тысячи билетов разлетелись за пару часов с момента поступления в продажу – и это при учете того, что ни о ком из приглашённых музыкантов и групп не было известно заранее. Вырученные деньги были вновь вложены в руки сражающихся со СПИДом ученых и общественных деятелей.

1995 год. Собрав по сусекам многочисленные неопубликованные вокальные партии Фредди, группа выпускает последний студийный альбом Queen, получивший символичное название Made In Heaven. A Winter’s Tale, вошедшая в трек-лист, является последней сочинённой Меркьюри композицией, а Mother Love – последней, что певец успел записать.

А далее группа под названием Queen и вовсе ушла в небытие. Теперь гастролями и студийными записями занимался коллектив под вывеской Queen +. Queen + Джордж Майкл, Queen +Робби Уильямс, Queen + Адам Ламберт — и это далеко не полный список вокалистов, с которыми сотрудничали Брайан Мэй и Роджер Тейлор. Самым ярким явлением из истории Queen за это время стала совместная работа с лидером Bad Company Полом Роджерсом. Этот союз просуществовал с 2004 по 2009 год, и даже выпустил полноценный студийный альбом The Cosmos Rocks (2008 год). И лишь Джон Дикон наотрез отказался принимать участие во всех многочисленных Queen +. После того самого Уэмбли-1992 он принял участие лишь в одном мемориальном концерте (1997 год) и приложил свою руку и свой бас к записи сингла No-One but You (Only the Good Die Young), выпущенного в начале 1998 года. И всё – пути Queen и Джона разошлись.

Брайан Гарольд Мэй


Фото - Billboard.com →

В 2005 Брайан стал сэром Брайаном. Королева Елизавета присудила ему почетный титул за «Верную службу искусству и музыке». Помимо трёх сольных альбомов и трёх EP Мэй неоднократно отмечался на записях коллег по музыкальному цеху – Тони Айомми, Робби Уильямса, Foo Fighters, Lady Gaga, Мита Лоуфа и многих других. Продолжает заниматься своей астрофизической деятельностью – в 2007 году им была защищена кандидатская диссертация и выпущена книга Большой взрывполная история Вселленной . С 2008-го имя Брайана Мэя носит астероид под номером 52665, а сам он назначен ректором Ливерпульского Университета им. Джона Мурса (в марте 2013 Брайан ушёл с этого поста). Женат вторым браком на актрисе Аните Добсон и по-прежнему использует вместо медиаторов шестипенсовые монетки 70-х годов (в 1993 году Королевский Монетный Двор специально для Мэя выпустил дополнительную партию таких монет). Кстати, свою фирменную гитару Red Special Брайан сконструировал собственноручно. По информации сайта celebritynetworth.com, личное состояние Брайана оценивается в $145 млн.

Роджер Меддоус-Тейлор



Фото - Smooth Radio →

Пятый студийный альбом Роджера вышел 11 ноября 2013. Будучи настоящим мультиинструменталистом, Тейлор сам записал практически все вокальные и инструментальные партии (за немногим исключением) на этой пластинке.

Тейлор, пожалуй, является главным бабником в Queen – с 1980-го года Роджер сожительствовал с уроженкой Франции Доминик Бертран, результатом чего стало появление на свет двоих детей, Феликса Лютера и Рори Элеанор. В 1988 пара наконец-таки оформляет отношения, но брак был зарегистрирован исключительно в интересах детей и был фиктивны — на деле Роджер уже вовсю встречался с Дебби Ленг. И довстречался до появления ещё троих детей, хотя это не спасло их союз от распада в 2002 году. На данный момент брак с Доминик расторгнут и Тейлор женат на Сарине Портхитер, отношения с которой длятся уже с 2004 года. Капитал барабанщика лишь немногим уступает состоянию Мэя и насчитывает $140 млн.

Джон Ричард Дикон



Фото - Michael Putland →

Всё, что главный тихоня в Queen думал о работах группы без Фредди Меркьюри, он высказал в 2001 году, когда Мэй и Тейлор переписали песню We Are The Champions с Робби Уильямсом на вокале. В разговоре с журналистом газеты The Sun Джон без обиняков сказал: «Это одна из величайших песен, когда-либо написанных человечеством, и я думаю, что они погубили её. Не хотелось бы язвить, но давайте просто признаем, что Робби Уильямс - не Фредди Меркьюри. Фредди невозможно заменить, и уж тем более, Уильямсом». Дикон, самый молодой и единственный из музыкантов Queen, ни разу не исполнявший партии основного вокала в песнях группы, оказался настоящим однолюбом и в семейной жизни. С 1975 года он женат на Веронике Тецлафф, обзаведясь за эти годы аж шестью детьми. После смерти Меркьюри он лишь пять раз участвовал в студийных записях, отметившись своей бас-гитарой на альбомах Брайана Мэя, Кози Пауэлла, Стива Грегори и группы SAS(по одной песне на каждом диске). Пятой и последней на данный момент песней с участием Джона стал вышеупомянутый сингл Queen No-One but You (Only the Good Die Young), после чего ушел из музыки. Согласно всё тому же celebritynetworth.com, Дикон обладает капиталом в $115 млн.

Фредди Меркьюри, вокалист группы Queen, ставший одним из самых харизматичных рок-звезд, родился 5 сентября 1946 года в столице острова Занзибар г. Стоун-тауне (Каменном городе). При рождении мальчику дали имя Фарух (Farookh). Его родители отец Боми (Bomi) и мать Джер (Jer) Булсара (Bulsara) были парсами. Парсы - потомки выходцев из Персии (Ирана), поселившихся в северо-западной Индии, главным образом в районе Гуджарате в VII веке после завоевания Персии арабами. Многие биографы Меркьюри относят парсов к зороастрийцам, другие считают это грубой ошибкой, указывая, что парсы исповедовали культ Ахура Мазды. На мой взгляд, тут нет никакого противоречия: Ахура Мазда «Господь Мудрый» - авестийское имя божества, провозглашённое пророком Заратуштрой - основателем зороастризма - Единым Богом. Семья Булсара была образованной, состоятельной, в доме держала слуг. Отец имел высокооплачиваемую работу, был связан с английскими учреждениями, порой бывал по служебным делам в Индии. Мальчику с детства рассказывали много сказаний, мифов и легенд, в том числе и арабских сказок (помните 1001 ночь?). Дух Востока, с его тяготениями к эротике пропитывает плоть и кровь ребенка.

Став членом нового музыкального коллектива, Фредди придумал для него название «Queen» и разработал логотип, а себе взял псевдоним Фредди Меркьюри. Группе не везло с бас-гитаристом. После нескольких неудачных приглашений знакомых, в начеле 1971 г. Брайан Мэй и Роджер Тейлор познакомились с опытным уже в те годы бас-гитаристом Джоном Диконом, приехавшим на учебу в Лондон из родного города Лестер. Пройдя прослушивание, Джон занял позицию басиста группы и стал четверым постоянным звеном в составе, который продержался без малого 21 год.
Моя френдесса -KRASOTA- почти два года назад разместила интересный пост о гербе Queen . Этот пост цитировали 27 раз, потому я решил ограничиться ссылкой. Пост действительно интересный!
Голос Меркьюри никогда не ставили профессионально, поэтому он был более чем непредсказумым – певец с легкостью мог переходить с низкого баритона на высокий тенор.
«У него был суперсексуальный голос», говорит певец Адам. Победитель «Американского Идола» часами слушал Queen, пытаясь понять, как Меркьюри может петь настолько великолепно. На кастинге к шоу, принесшем ему известность, певец пел одну из самых известных песен английской рок-группы Bohemian Rhapsody.
«В голосе Фредди столько характера и харизмы!» говорит Ламберт. «Он словно берет по чуть-чуть от каждой культуры, от каждого стиля исполнения, и превращает все это в божественную по звучанию смесь».
Фредди стал автором первой песни Queen, попавшей в британские чарты - «Seven Seas of Rhye» (1973). Он же сочинил первый хит группы - «Killer Queen» (1974), а также самую успешную композицию Queen - «Bohemian Rhapsody» которой прочили провал из-за большой продолжительности. Провала не случилось, а снятый по ней клип некоторые вообще называют первым настоящим музыкальным клипом.

Многие поражаются, как Фредди Меркьюри удавалось установить контакт как с небольшой аудиторией, так и с заполненными людьми стадионами буквально за несколько секунд.
Джеки Смит, менеджер фан-клуба Queen, вспоминает: «На последнем шоу в Небворте было около 120 тысяч человек, но все чувствовали себя так, как будто находились в маленьком клубе, потому что Фредди каким-то непостижимым образом добивался контакта с каждым, даже с сидящими на самых дальних трибунах».
Одним из фирменных приемов Фредди Меркьюри был следующий: он окликал зрителей, а они отвечали ему. Певец мог заставить зрителей петь балладу, подыгрывая им на рояле, а мог устроить на сцене свои фирменные танцы, размахивая микрофоном.
«Он был выше всех, талантливее всех», говорит Адам Ламберт. «В большинстве случаев музыка напрямую связана с сексуальностью, причем не важно, натурал ли вы, гей или бисексуал. Рок-н-ролл – о любви и сексе».
Режиссер Руди Долезал утверждает, что в жизни Фредди Меркьюри был очень скромным и всегда ставил свой талант, свою музыку и свой голос перед имиджем.


«Дух Фредди Меркьюри жив до сих пор», говорит Адам Ламберт. «Он потряс всех».
Высказывания о Фредди Меркьюри от его коллег:
Дэвид Боуи: «Из всех театральных рок-исполнителей, Фредди Меркьюри зашел дальше… он был вне всех границ и вне всех рамок. Ну и конечно, я всегда восхищался мужчинами, которые не стыдятся носить колготки. Я видел Фредди всего один раз на концерте: это был тот человек, который завоевывал аудиторию как по мановению волшебной палочки».
Аксель Роуз из Guns N’Roses: «Если бы я в детстве не услышал музыки Фредди, я не зню, где бы я был сейчас. В жизни у меня не было настолько прекрасного учителя».
Элтон Джон (Elton John): «Фредди Меркьюри был новатором как в пении, так и по поведению – как фронтмен группы. Мы были хорошими друзьями, и мне невероятно повезло, что я успел знать этого человека какое-то время в его жизни. У него было потрясающее чувство юмора, он был очень добрым человеком и великим музыкантом, одним из самых потрясающих фронтменов рок-группы. В общем, в последние 20 лет он стал одной из величайших фигур в истории рок-н-ролла». Дэйв Мастейн из Megadeth и Metallica: «Я знал его, и я видел, как он умирает. Это было невероятно больно, потому что я обожал Фредди Меркьюри. Это был человек, никогда не изменявший себе и своему голосу».
Трент Резнор из Nine Inch Nails: «Смерть Фредди Меркьюри тронула и повлияла на меня гораздо больше, чем смерть Джона Леннона».
Песни Queen написаны в разных жанрах, таких как глэм-рок, прогрессивный рок, психоделический рок, хард-рок, диско, поп-рок и хеви-метал. Иногда группа Queen экспериментировала и записывала композиции в таких стилях, как панк-рок и спид-метал. Иногда группа играла в таких несвойственных для рок-групп стилях, как кантри, регтайм, рокабилли и народная музыка.

Яркой особеностью звучания группы является хор из Меркьюри, Мэя и Тейлора который стал чем-то вроде маркой группы. Наиболее удачное звучание этого хора есть в альбомах «A Night at the Opera» и «A Day at the Races». Другой яркой чертой группы является различные многоголосные партии для одного человека (например для песни «Bohemian Rhapsody» Меркьюри записывал свой голос 180 раз).
23-го Ноября 1991 года, он опубликовал следующее заявление:
Учитывая интенсивные слухи, распространяемые в прессе, я заявляю, что мой медицинский тест выявил ВИЧ-заражение и я болен СПИДом. Я не распространял данную информацию с тем, чтобы не нанести вред близким мне людям. Однако настало время донести правду до моих друзей и поклонников во всем мире, и я надеюсь, что все они поддержат меня, моих докторов и всех тех, кто в разных уголках мира борется с этой ужасной болезнью. Фредди Меркюри умер на следующий день после публикации этого заявления.
Согласно опросу, проведенному музыкальным каналом Music Choice, каждый пятый европеец предпочел бы, чтоб на его похоронах звучала композиция группы Queen "The Show Must Go On".

Второе место в общеевропейском хит-параде траурных маршей заняла группа Led Zeppelin с песней "Stairway to Heaven". На третьем месте - классики рока AC/DC с песней "Highway to Hell". Таковы результаты опроса более 45 тысяч европейцев.
Критики считают классикой рока такие песни группы как «Bohemian Rhapsody», «We Will Rock You», «We Are the Champions», «Innuendo», «The Show Must Go On», «Radio Ga Ga», «Princes Of The Universe». Группой было выпущено пятнадцать студийных альбомов, пять концертных и многочисленные сборники. Восемнадцать альбомов «Queen» занимали первые места в чартах разных стран. Концертные выступления группы также были признаны одними из самых ярких и значимых за всю историю рока.