Какая литература относится к классике. Классика русской литературы

Классическая литература – это произведения, считающиеся образцовыми для определенной эпохи. Многие подобные книги включены в обязательную школьную программу, так как считается, что они могут многому научить и рассказать о том, как на самом деле происходила жизнь 2-3, а то и более веков назад.

Классика жанра определяется всем полезным, что может этот жанр принести. То есть, если в произведении «Война и мир», которое считается классическим и входит в школьную программу рассказывается не только о жизни и всем, что происходило в ту эпоху, но и показывает было ли это правильным, значит такая литература в принципе показан для чтения и приносит только пользу.

История классической литературы

Понятие классики в литературе появилось в последние несколько эпох античности, когда оно еще обозначало только писателей, ставших по какой-то причине образцовыми для обычного жителя. Одним из первопроходцев был Гомер, автор известных «Илиады» и «Одиссеи». В 5-8 веке был целый ряд авторов, которые уже сложили определенные понятия в современном мире и являлись классиками по причине написания научных произведений. С каждым веком список пополнялся, в нем начали возникать имена авторов, которых в дальнейшем начали не только регулярно перечитывать, но и цитировать.

Каждый народ имеет век, во время которого созрело наибольшее количество авторов-классиков. Как правило, им следовали и подражали, поскольку считали просветленными. Так ли это на самом деле и что мы будем считать классикой спустя 2-3 века пока неизвестно, но стоит надеяться на то, что плохих произведений и авторов видеть не придется.

Словосочетания «высокая (или строгая) литература», «литературный верх» не обладают полнотой смысловой определенности. Вместе с тем они служат логическому выделению из всей «литературной массы» (включающей в себя и конъюнктурные спекуляции, и графоманию, и, по выражению американского ученого, «пакостную литературу», какова порнография) той ее части, которая достойна уважительного внимания и, главное, верна своему культурно-художественному призванию. Некий «пик» этой литературы («высокой») составляет классика–та часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы.

Слово «классический» (от лат . classicus – образцовый) используется искусствоведами и литературоведами в разных значениях: классики как писатели античности противопоставляются авторам Нового времени, а представители классицизма (тоже именуемые классиками) – романтикам; в обоих этих случаях за словом «классический» стоит представление о порядке, мере, гармонии. В этом же смысловом русле литературоведческий термин «классический стиль», который связывается с представлением о гармонической цельности и мыслится как своего рода ориентир для каждой национальной литературы (в русской словесности классический стиль наиболее полно воплощен в творчестве Пушкина).

В словочетании же художественная (или литературная) классика содержится представление о значительности, масштабности, образцовости произведений. Писатели-классики – это вечные спутники человечества. Литературная классика являет собой совокупность произведений первого ряда . Она, как правило, опознается лишь извне, со стороны, из другой, последующей эпохи. Классическая литература (и в этом ее суть) активно включена в межэпохальные (трансисторичекие) диалогические отношения.

Поспешное возведение автора в высокий ранг классика рискованно и далеко не всегда желательно, хотя пророчества о будущей славе писателей порой оправдываются (вспомним суждения Белинского о Лермонтове и Гоголе). Говорить, что тому или иному современному писателю уготована судьба классика, подобает лишь предположительно, гипотетически. Автор, признанный современниками, – это лишь «кандидат» в классики. Вспомним, что предельно высоко оценивались в пору их создания произведения не только Пушкина и Гоголя, Л. Толстого и Чехова, но и Н.В. Кукольника, С.Я. Надсона, В.А. Крылова (популярнейшего драматурга 1870–1880-хгодов). Кумиры своего времени – еще не классики. Бывает (и примеров тому немало), что «появляются литераторы, которые художественно-неосмысленным мнением и беспредметно-обывательским вкусом публики поднимаются на несоответственную и не принадлежащую им высоту, при жизни объявляются классиками, помещаются неосновательно в пантеон национальной литературы и затем, иногда еще при жизни (если они живут долго) – бледнеют, отцветают, стушевываются в глазах новых подрастающих поколений». Вопрос о том, кто достоин репутации классика, как видно, призваны решать не современники писателей, а их потомки.

Границы между классикой и «неклассикой» в составе строгой литературы прошлых эпох размыты и изменчивы. Ныне не вызовет сомнений характеристика К.Н. Батюшкова и Б.А. Баратынского как поэтов-классиков, но долгое время эти современники Пушкина пребывали во «втором ряду» (вместе с В.К. Кюхельбекером, И.И. Козловым, Н.И. Гнедичем, заслуги которых перед отечественной словесностью бесспорны, но размах литературной деятельности и популярность у публики не так уж велики).

Вопреки широко бытующему предрассудку художественная классика отнюдь не является некой окаменелостью. Жизнь прославленных творений исполнена нескончаемой динамики (при всем том, что высокие репутации писателей сохраняют стабильность). «Каждая эпоха, –писал М.М. Бахтин, –по-своему переакцентирует произведения ближайшего прошлого. Историческая жизнь классических произведений есть, в сущности, непрерывный процесс их социально идеологической переакцентуации». Бытование литературных произведений в большом историческом времени сопряжено с их обогащением. Их смысловой состав способен «расти, досоздаваться далее»: на «новом фоне» классические творения раскрывают «все новые и новые смысловые моменты».

При этом прославленные творения прошлого в каждый отдельный исторический момент воспринимаются по-разному, нередко вызывая разногласия и споры. Вспомним широчайший диапазон трактовок пушкинского и гоголевского творчества, разительно не похожие одна на другую интерпретации трагедий Шекспира (в особенности «Гамлета»), бесконечно разнообразные прочтения образа Дон Кихота или творчества И.В. Гете с его «Фаустом», чему посвящена знаменитая монография В.М. Жирмунского. Бурю обсуждений и споров вызвали в XX в. произведения Ф.М. Достоевского, в особенности–образ Ивана Карамазова.

Пребывание литературы в большом историческом времени отмечено не только обогащением произведений в сознании читателей, но и серьезными «смыслоутратами». Для бытования классики неблагоприятны, с одной стороны, авангардистское небрежение культурным наследием и произвольная, искажающая модернизация прославленных творений – их прямолинейное осовременивание, с другой стороны – омертвляющая канонизация, догматическая схематизация авторитетных произведений как воплощений окончательных и абсолютных истай (то, что называют культурным классицизмом ). Подобная крайность в отношении классики неоднократно оспаривалась.

В составе литературной классики различимы авторы, которые обрели всемирную непреходящую значимость (Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Достоевский), и национальные классики – писатели, имеющие наибольшую авторитетность в литературах отдельных народов (в России это плеяда художников слова, начиная с Крылова и Грибоедова, в центре которой – Пушкин).

Вы замечали, что в школе многие дети читать не любят, особенно классическую литературу, а во взрослом возрасте это восприятие меняется (ну только, если все желание читать не было отбито учителями). Классическая литература притягательна тем, что описывает ситуации и людей так, что приходит понимание об «одинаковости» человека в любые времена. Удивительно, что любовь, дружба, предательство, подвиг существовали всегда. Поведенческая линия любого здорового, как умственно, так и физически, человека не должна меняться со временем.

Классическая литература, да и вообще литература в целом, является самым лучшим зеркалом исторических, политический событий, простой жизни и быта. Можно изучить кучу учебников, энциклопедий по истории Отечественной Войны 1812 года с Наполеоном и ничего не понять, а можно просто внимательно прочесть «Войну и Мир» Л.Н Толстого и так проникнуться ко всей той атмосфере, что уже никогда из памяти не выкинешь.

Как уже говорилось выше, люди одинаковы всегда. Да, немного меняются обстоятельства, язык, манеры, но поступки и реакция одна и та же. Например, нечестный бизнесмен, наживший свое богатство путем убийств, напоминает нам Макбета. Или ревнивый муж, убивший свою неверную супругу в пятиэтажке в Подмосковье мало чем отличается от всем известного Отелло. Вывод то нужно делать один, прочитав эти классические произведения: если ты будешь убивать, изменять, то закончишь плохо.

В классических произведениях можно найти массу знаний, которые в современном мире получили названия и по которым пишутся учебники, проводятся курсы. Например, язык жестов. Сейчас очень модно смотреть сериалы на эту тему, угадывать о желаниях по мимике и т.д. Но, читающий классическую литературу человек, а именно Лермонтова или Бунина, уже давно стал экспертом в этом виде «наук». Тонкие психологи, каковыми были эти гении, без всяких сериалов и учебников, так тонко чувствовали людей, что нам бы у них только поучиться.

Классическая литература учит понимать людей вокруг и самого себя. И что самое интересное - перечитывая классику, вы открываете все новые и новые грани человеческого поведения. Литература способна научить действовать тем или иным образом в различных ситуациях. Причем, в произведении эти ситуации могут быть доведены до своего пика, а разрешение конфликта происходит кардинально, зачастую трагически. Лучше об этом узнать заранее, нежели чем попасть в подобное.

Современная литература (если речь идет не о бульварных книжонках) тоже не так плоха, она просто другая. Она отражение сегодняшнего дня. Классику же можно считать своеобразной точкой опоры в мире человеческих ценностей.


Сюжеты классической литературы настолько разнообразны, что подобрать интересующий жанр не сложно. Прочитать все, конечно, не получится, но уделить внимание мировым шедеврам надо, особенно, если речь идет о подрастающем поколении. Конечно, школьники читают классиков не потому что им интересно, а потому что надо. Если вы, как взрослый и читающий человек ответственны за воспитание своих детей, не ленитесь, обсуждайте прочитанное в школе. Поверьте, это придаст сил и желания молодежи продолжать читать.

Кстати, еще один балл в корзину классики. Британские ученые доказали, что мозг человека работает по-разному при чтении серьезной классической литературы и простой легкой бульварной или адаптированной. Группа студентов читала разные произведения во время проведения МРТ, где отслеживалась активность работы мозга. Так вот, эксперимент показал, что при чтении современной литературы мозг не так старается, а вот для восприятия художественных образов классики требуется гораздо больше мозговых усилий. Как известно, чем лучше работает голова, тем лучше жизнь! А ливерпульские ученые утверждают, что никаких учебников по самосовершенствованию человеку не надо, если он является заядлым читателем классической литературы. И это немудрено, классики, как правило, были гениями, чей язык был богат и красноречив. Художественные образы мировой литературы настолько многогранны, что каждый человек воспринимает их по-разному. Обсуждая то или иное произведение, люди, споря, приходят к пониманию и, наконец, истине.

Обсуждение статьи «Польза классической литературы»

Вася

"вы и интерес не разбудит и вообще натирать вызовите" - простите, это автоматический перевод чьей-то крылатой фразы?

02.01.2016 (03:20)

Сергей

Ваш текст о том, как прекрасна классическая литература и к много она может дать, но ни слова о том, к все таки добиться ее прочтения. Все, о чем Вы пишите, верно только в одном случае: читающей перенесен читаемый текст. Интерес - вот альфа и омега возможности впитать бесценные знания. Если интереса нет, то и не впитать ничего. Более того: заставляя читать недозревшего до произведения человека вы и интерес не разбудит и вообще натирать вызовите. Потом эту книгу человек в руки не возьмет. Я например уже давно взрослый, читать люблю, но на моей книжной полке нет классической литературы, кроме может быть Мертвых душ да Булгакова.

Классика — это литературные памятники и произведения искусства, признанные шедеврами мировой культуры. Классическими принято считать произведения, ставшие достоянием традиции (их постоянно цитируют, на них часто ссылаются), обладающие качеством хрестоматийности (их изучают в школе, их должен знать каждый, считающий себя культурным человеком).

Затрагивает вечные темы, которые волнуют людей во все времена: человек и Бог, жизнь и смерть, любовь и ненависть. Как правило, классические произведения отличают, с одной стороны, от современных, не признанных объектом культурного наследия, и, с другой стороны, от древних, мало известных или забытых, не выдержавших испытания временем.

Классика не умирает, во всяком случае, пока сохраняет свое значение, и бессмертие классиков символизируют памятники и мемориалы, возводимые в память о них, а также музеи, посвященные им, города, площади и улицы, названные их именами.

Основной фонд русской литературной классики — творчество Михаила Васильевича Ломоносова, Дениса Ивановича Фонвизина , Николая Михайловича Карамзина, Василия Андреевича Жуковского, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя, Федор Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого и других.

Отношение к классическому наследию . Понятие классики оформилось относительно поздно, на рубеже XVIII-XIX веков. Такого понятия не знали древнерусские книжники и потому, переписывая тексты, вносили различные изменения, становясь их соавторами. Понятие классики подразумевает неприкосновенность текста, запрет на посягательство выраженной в нем «воли автора». А это ставит вопрос об адекватном восприятии и истолковании классики. Подобные дискуссии повторялись с устойчивой периодичностью и вовлекали всех пишущих о литературе.

После Октябрьской революции в среде «левых» художников (футуристы, Пролеткульт) утвердилось нигилистическое отношение к классике. Другую крайность демонстрировали деятели РАППа, которые под лозунгом «учебы у классиков» утверждали догматическое отношение к их наследию. С 1930-х положение о классическом наследии было закреплено рядом законодательных актов.

Воплощение классики . Наряду с традиционной формой существования в виде книги классическая проза обретает другую жизнь в смежных видах искусства: драматическом театре, опере, балете, кинематографе, живописи и графике. История свидетельствует, что многие оригинальные и глубокие воплощения классических произведений поначалу воспринимались как спорные. Например, Петра Ильича Чайковского упрекали за его оперы на пушкинские сюжеты, острые споры вызывали постановки классических пьес, осуществленные Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, Сергеем Михайловичем Эйзенштейном и другими режиссерами.

Пародия и профанация . Классика в силу присущей ей общезначимости часто становится объектом пародии и предметом профанации. Если пародия придает новые контексты классическим произведениям, то профанация уничтожает сами произведения. Так, в постсоветские годы на книжном рынке появился ряд классических романов, изданных с сокращениями, адаптированных до уровня массового потребителя.

(оценок: 28 , среднее: 4,29 из 5)

В России литература имеет свое направление, отличающееся от любого другого. Русская душа загадочна и непонятна. Жанр отражает в себе и Европу, и Азию, поэтому лучшие классические русские произведения необыкновенны, поражают душевностью и жизненностью.

Главное действующее лицо — душа. Для человека не важно положение в обществе, количество денег, ему важно найти себя и свое место в этой жизни, найти истину и душевное равновесие.

Книги русской литературы объединены чертами писателя, владеющим даром великого Слова, полностью посвятившим себя этому искусству литературы. Лучшие классики видели жизнь не плоско, а многогранно. Они писали о жизни не случайных судеб, а выражающих бытие в его самых уникальных проявлениях.

Русские классики настолько разные, с разными судьбами, но объединяет их то, что литература признана школой жизни, способом изучения и развития России.

Русская классическая литература создавалась лучшими писателями из разных уголков России. Очень важно то, где родился автор, ведь этого зависит его становление как личности, его развитие, а также это влияет на писательское мастерство. Пушкин, Лермонтов, Достоевский родились в Москве, Чернышевкий в Саратове, Щедрин в Твери. Полтавщина на Украине — родина Гоголя, Подольская губерния – Некрасова, Таганрог – Чехова.

Три великих классика, Толстой, Тургенев и Достоевский, были абсолютно непохожими друг на друга людьми, имели разные судьбы, сложные характеры и великие дарования. Они сделали огромный вклад в развитие литературы, написав свои лучшие произведения, которые до сих пор будоражат сердца и души читателей. Эти книги должен прочитать каждый.

Еще одно важное отличие книг русской классики – высмеивание недостатков человека и его образа жизни. Сатира и юмор – главные черты произведений. Однако многие критики говорили о том, что это все клевета. И лишь настоящие ценители видели, насколько персонажи одновременно и комичны, и трагичны. Такие книги всегда цепляют за душу.

У нас вы можете найти лучшие произведения классической литературы. Вы можете скачать бесплатно книги русской классики либо читать онлайн, что очень удобно.

Представляем вашему вниманию 100 лучших книг русской классики. В полный список книг вошли самые лучшие и запоминающиеся произведения русских писателей. Данная литература известна каждому и признана критиками со всего мира.

Конечно, наш список книг топ 100 – всего лишь небольшая часть, собравшая в себя лучшие работы великих классиков. Его можно продолжать очень долго.

Сто книг, которые должен прочитать каждый, чтобы понять не только то, как раньше жили, какие были ценности, традиции, приоритеты в жизни, к чему стремились, а узнать в целом, как устроен наш мир, насколько светлой и чистой может быть душа и как она ценна для человека, для становления его личности.

В список топ 100 вошли самые лучшие и самые известные работы русских классиков. Сюжет многих из них известен еще со школьной скамьи. Однако, некоторые книги трудно понять в юном возрасте, для этого нужна мудрость, которая приобретается с годами.

Конечно, список далеко не полный, его можно продолжать бесконечно. Читать такую литературу – одно удовольствие. Она не просто чему-то учит, она кардинально меняет жизни, помогает осознать простые вещи, которые мы порой даже не замечаем.

Надеемся, наш список книг классики русской литературы пришелся вам по душе. Возможно, вы уже что-то читали из него, а что-то нет. Отличный повод составить свой личный список книг, свой топ, которые вы бы хотели прочитать.