На дне значение произведения. Смысл названия «На дне

Тематика и философия пьесы М. Горького «На дне»

В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей. Основной философской проблемой является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Напрямую Лука и Сатин не сталкиваются, но всей логикой развития сюжета сталкиваются их мировоззрения.

Философия Луки основана на том, что вера может и часто должна заменить реальную правду, так как помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. И действительно, с приходом странника атмосфера в ночлежке стала человечнее. Старик стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду, утверждает, что люди живут для лучшего, утешает их и одновременно пытается разбудить в каждом Человека. Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу - возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и тот верит и преображается: “Я сегодня - работал, мел улицу, а водки - не пил!” Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает, насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда.

Вроде бы, истина на его стороне, и проблема решена: лучше розовые очки, чем страшная реальность. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, старик исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер - повесился, Пепел - в тюрьме, Анна - умерла. Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Розовые очки разбиваются при встрече со страшной реальностью, и та кажется еще страшнее, поскольку уходит вера.

Философию Луки отвергает Сатин: “Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!” В одном Сатин согласен со странником: “Человек - вот правда!” Но не приемлет его жалости, поскольку та унижает личность. Рассуждая о значении человека, герой утверждает, что судьба - дело рук и мозга каждого. Но и тут не все однозначно: сам-то герой оказался “на дне”. Сатин не пригоден к настоящему делу. Слова его, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, как и слова Луки. Трагедия несбыточности надежд, напрасное слов, отражена в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит “на дно” всех персонажей Горького.

Проблема суровой правды и спасительной лжи в произведении не решена, она лишь поставлена, как это свойственно многим произведениям русской литературы, ставящей вопросы и предлагающей читателям самим искать ответы.

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького "На дне". Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на "дно" жизни И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. "Свобода во что бы то ни стало - вот ее духовная сущность", - так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей "дна" - грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, - жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели "дна" выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самостоятельно отомстить негодяю, погубившему его сестру Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ноч лежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на "дно" жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного "дна".
Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей "дна"? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы - что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
Позиция Луки - идея сострадания к человеку, идея возвышенного обмана, который позволяет человеку нести бремя "низких истин", встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: "...чего тебе правда больно нужна?.. Подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя". Потом он рассуждает о "праведной земле". Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: "Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают".
Таким образом, основная черта идеологии Луки - черта рабства. И в этом Лука схож с Костылевым, философия терпения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба - с точкой зрения хозяина Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: "Кто слаб душою и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого - зачем тому ложь?" Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход - самоубийство. Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки - Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: "Ложь - религия рабов и хозяев", "Правда - бог свободного человека". Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. "Человек - вот правда", - утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека - значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменяют недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. "Человек - вот это правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит... гордо!"
Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание - прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Его работа рассказывает нам о ночлежке, где собрались герои произведения и сначала автор так и назвал свой шедевр — Ночлежка. Но данное название переносило бы нас лишь в конкретное место, а именно в место ночлега, которым владел Костылев и где собрались герои пьесы. Это был подвал с тяжелым потолком, где и стульев то не было нормальных, а вместо кроватей — нары. Небольшое квадратное окошко лишь изредка пропускало свет. Словом, название Ночлежка не смогло бы полностью передать смысл пьесы. А Горькому хотелось, чтобы произведение было шире и глубже. Больше раскрывало суть. Подумывал автор дать и другое название своей пьесе. Например, название Без солнца оказалось бы глубоким, но не совсем соответствовало теме. Хоть и было у героев мало радости и тепла в жизни, но солнечный свет они могли видеть.

Смысл названия пьесы На дне

Какой же смысл названия пьесы На дне?
Когда Горький переименовал свое произведение, смысл названия заиграл другими красками, и мы попробуем немного порассуждать о смысле названия пьесы На дне в нашем .

Читая произведение Горького, мы познакомимся с героями ночлежки — людьми озлобленными, слабовольными, больными. По их рассказам и разговорам мы делаем вывод о том, что они уже разуверились в жизни, потеряли в ней смысл и надежду. Эти потерянные люди от жизни уже ничего не ждут, да и не хотят ничего менять в своем существовании. Все это прямо говорит о том, что они уже находятся на самом дне социальной лестницы. Герои не могут прожить без пьянства, скандалов, лжи. Они постоянно бранятся, но все же мы видим, что и люди дна способны еще рассуждать о правде и свободе. Вот только для каждого из них своя правда. Название На дне в полной мере раскрывает суть пьесы. Благодаря удачно подобранному названию автор показал, что речь идет не только о месте ночлега, которое похоже на пещеру и кажется, будто ты на самом дне. Но и смог передать атмосферу, что витала в этой ночлежке. Моральное и нравственное уродство людей, которые там собрались. В последствии горьковское «на дне» стало символичным и раскрыло не только суть пьесы, но и образ жизни некоторых людей в нашем обществе.

М. Горький начинал свою творческую деятельность в сложный, переломный период: менялись ценности, человек становился «рабом вещей», обезличивался. В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои - вымышленные.
В пьесе «На дне» Горького интересует уже совершенно другой тип людей - людей «дна», сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса «На дне» - это произведение, которое, по сути, лишено действия, в нем нет завязки, центрального конфликта и развязки. Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой представляет определенную философию, идею.
Итак, героев пьесы характеризует прежде всего речь. И первое, что необходимо отметить, - они грубы друг с другом. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей намеренной грубостью как бы защищаются от внешних изменений («Дура ты, Настька...»). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым языком. Так, Клещ не может сказать ласкового слова даже умирающей жене. Считается, что ключевое слово в пьесе - «правда». Это слово - лейтмотив. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны, это правда их будничной повседневной жизни, правда «дна», а с другой - правда, которую они хотели бы видеть. Это правда «вымышленная». И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.
Реальность же такова: в сыром подвале, «похожем на пещеру», в страшной грязи и вони ютятся люди, выброшенные из жизни. Горький не приводит биографий героев пьесы, но по отдельным репликам мы можем судить, насколько безрадостно их существование. Чахоточная Анна говорит о том, что «всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась... мучилась... Всю жизнь в отрепьях ходила». У этих несчастных обитателей «дна» отнято все: честь, человеческое достоинство, возможность любви и материнства, создания семьи, - всякая надежда, все человеческое уничтожено, втоптано в грязь.
И даже здесь, в этом странном мире отверженных, где заживо погребены люди, достойные сострадания, продолжают действовать волчьи законы капиталистического мира. Почти все жители костылевской ночлежки доведены до отчаяния, тянутся к каким-то призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться отсюда Клещ, полагая, что честный труд поможет стать ему человеком: «Кожу сдеру, а вылезу». Хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел, искренне верит в чистую любовь Настя. Все пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми.
Никто из героев не хочет признаваться даже самому себе, что находится на самом «дне», то есть осознать реальное положение. Кульминации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную: «Какая - правда! Где - правда? Вот - правда! Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она - правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне - правду? Жить - дьявол - жить нельзя... вот она, правда!.. Говорите тут - правда! Ты, старик утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!»
Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит: «Уйдем, милая! Ничего... не сердись! Я - знаю... Я - верю! Твоя правда, а не ихняя... Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она! Была!» Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальность, так как помогает уйти человеку от страшной правды в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, два философских взгляда в пьесе взаимосвязаны.
Мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить страдания, умиротворить. Спившемуся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице; умирающей Анне советует не бояться смерти: она ведь несет покой; вору Пеплу советует уехать в богатую, счастливую Сибирь. Обманщик Лука по-своему гуманен, но его гуманизм пассивно-сострадателен. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека: для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются лишь в сострадании и утешении. «Мне - все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха», - говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем и подходит с утешительной ложью.
Против этой утешительной лжи и философии рабской покорности и долготерпения выступает Сатин: «Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ею... Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека». В монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку. «Человек свободен. Человек - вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное - дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!» - вот основная идея пьесы.

Всего лишь один факт с ясностью обнаруживает, что эта схема тесна - присутствие и важная роль в пьесе несимпатичного, отрицаемого автором правдолюба Бубнова.

Конфликт сострадания, любви-жалости, снисходящей к человеческим слабостям, и безжалостной правды - в фокусе драмы « ».

Противоречивость героев, особенно Луки, входила в авторский замысел, поскольку она принадлежала самому художественному объекту - личности героя, философа-утешителя.

И литературоведы сумели оказать немалую услугу актерам, доказав, что если неверно играть

Луку как положительного героя, то неверно видеть в нем и заведомого шарлатана или негодяя.

Лука - человек идеи, ею он и движим в своих поступках. И все-таки отношение Луки к людям совершенно непосредственно и диктуется не «идеей», а сложным комплексом чувств, где смешиваются и интерес к жизни, и желание понять каждого и откликнуться на его боль, и способность восхититься человеком и пожалеть его. Другими словами, его поведение по намерению субъективно движимо Добром.

Но искренне желая добра, герой не достигает цели. Больше того, он достигает противоположного, и как раз через подобное несоответствие художник обнаруживает бессилие его добра, его представлений о добре. Потому чем смелее драматург показывает субъективную доброту Луки, тем глубже вырисовывается ложность его идей.

Перед нами до дна обнажается вся противоречивость слабого добра, любви-жалости, опирающейся на ложь, с одной стороны, и узко понятой правды (Бубнов) - с другой. «Образом автора», то есть расстановкой, связями фигур, их взаимным освещением, выражается творческая уверенность в возможности иного человеколюбия - любви, соединившейся с истиной и тем самым ставшей сильной, активно преобразующей.

Пьеса «На дне» освещена уверенностью художника, что правда по плечу человеку, полна надеждой на личность нового типа, на добро, не опирающееся на костыли лжи и не прощающее зла, - на гуманность активную и сильную.

Горький написал пьесу не о босяках. Мир ночлежки при всей кажущейся натуральности быта все-таки очень условен. Физиологией там и не пахнет.

Герои «На дне» говорят ненатурально и неправдоподобно много. Это отмечал Л. Толстой: «Разговоры их неверны, преувеличены»... Не только Лука, Сатин, но и Бубнов, Клещ, даже сравнительно молчаливый Татарин словно соревнуются в сентенциях и спорах относительно того, как и зачем жить. Дело здесь не столько в безысходности судьбы персонажей, их социальном и человеческом разложении, сколько в художественном приеме: пьеса Максима Горького отразила действительность в форме философской, а не бытовой драмы.

Вот, кстати, главная причина ее столь долгой жизни в театре на разных сценах мира.

Проклятые вопросы: зачем жив человек? что есть правда? что есть ? - яростным криком срываются с уст обитателей ночлежки...

Вслед за другими советскими театрами «Современник» разрушает сложившуюся в 30-х годах школьную концепцию «утешительства» Луки и резкого противопоставления его Сатину.

Странник Лука в исполнении Игоря Кваши - идейный и нравственный центр спектакля. От него исходят прямые нити в нашу современность... Герой И. Кваши воплощает традицию народной нравственности, закрепленную в устойчивых идеалах и обычаях поведения перед лицом человеческого несчастья, подлости, разложения. Можно без преувеличения сказать, что за Лукой - Россия, он ее кровная, неотторжимая часть.

Те, кто «на дне», из России выпали. В этом духовный смысл драмы.

Социальное положение Луки и, скажем, Бубнова мало чем отличаются: оба нищи. Степень духовности разная. Сохранить в себе человеческое, несмотря ни на что, выстоять в жестоких обстоятельствах - вот чему, в сущности, учит Лука не столько словами, сколько самим фактом своего существования.

Все это написано Горьким и поставлено «Современником». Герои «На дне» раздавлены не только жизнью, но и собственным устоявшимся безверием. Из одного не с обязательной последовательностью вытекает другое. Конечно, условия жизни необходимо изменить, чтобы дать людям новую возможность приблизиться к самим себе, - здесь высший смысл революции. Однако далеко не каждый воспользуется и этой новой возможностью.

Быть человеком - самое трудное дело на свете. Его успех в равной мере зависит и от внешней жизни, и от нас самих.

Центральные образы спектакля, каждый по-своему, несут эту простую и вечную мысль.

Актер умирает человеком. Его самоубийство не жест отчаяния, а сознательный выбор. Он первым порвал цепь, первым испортил песню.

Кажется, очередь за Сатиным.

Сатин - симпатичная фигура. Герой Евстигнеева даже пьет талантливей и умнее остальных. Совершенно непостижимы для зрителя его хронические неудачи на карточном поприще. Такой шулер часто бит не будет.

Но он шулер, и это факт. Его рассуждения не подкреплены реальным обеспечением. Он перебрасывается словами, как картами. Если бы не «старик», мы бы так и не узнали, что он мог быть другим.

Лука подействовал на Сатина, «как кислота на старую и грязную монету». Проповедь пьяного шулера неожиданно посвящена человечности.

Наверное, в эти минуты зрители вдруг замечают на голой груди Сатина непропитый серебряный крест.

Сатин понимает, что «старик прав», прав в изначальном. Сатин уточняет акценты. Он корректирует теорию, а в моменты сильного опьянения еще и сострадает ближнему.

Сатин и хочет быть человеком, но уже не может. Он многое забыл и утратил. Он не может любить отдельного человека, поэтому обречен любить все человечество в целом, а значит, не любить вовсе.

Нравственная трагедия Сатина - в понимании этого жестокого парадокса.

Время не в силах изменить характеры пьесы. Евстигнеевский Сатин зовет нас ценить человеческое в поступках и не доверяться одним словам, как бы красиво они ни звучали.

(Из статьи «Семьдесят лет спустя. Рецензия на спектакль Галины Волчек в театре «Современник»)

Если домашнее задание на тему: » Художественная мысль, сценическое действие пьесы «На дне» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. Человек и правда в пьесе М. Горького «На дне». 2. Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма. 3. Проблематика добра

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое