Пальчиковый театр в доу. Что такое пальчиковый театр, для чего он нужен и какие бывают пальчиковые театры

Юлия Каленик

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик . Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

1. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

2. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук , помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

Как играть в пальчиковый театр

Варианты игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.

Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.

С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.

В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки : «Репка» , «Колобок» , «Теремок» . Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.

Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления .

Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т. д.) . Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

От сюжетной игры нужно переходить за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться образной и выразительной.

Виды пальчикого театра

Еще один вариант пальчиковых кукол , кукла из картона. Вырежьте из картона фигурку, в нижней части которой проделайте ножницами два круглых отверстия для пальчиков (указательного и среднего) . Пальчики будут ножками куколки. Двигая пальцами , вы создадите ощущение того, что ваша кукла живая.

Для игры в пальчиковый театр можно использовать детали зубных щеток. Это головы разных животных, которые закрывают щетку

Вырежьте из бумаги квадрат со сторонами 5 см, перегните его пополам по диагонали (рис. 1, поверните квадрат так, чтобы линия сгиба находилась внизу – получился треугольник. Верхний угол треугольника отогните к основанию, согнув пополам сначала левый, а затем правый углы и разогните назад (рис. 2,3) . Наметьте точки 1 и 2 (пересечения биссектрис нижних углов с боковыми сторонами треугольника. Возьмите левый угол и перегните его к правой стороне треугольника к точке 1 (рис. 4) . Возьмите правый угол и перегните его к правой стороне треугольника, к точке 2 (рис. 5) . Наружный слой верхнего уголка полученной фигурки отогните на себя, вставив его между слоями бумаги. (рис. 6) . Внутренний слой уголка отогните внутрь полученной шапочки (рис. 7) . Приклейте бусинки вместо глаз, нарисуйте улыбку, сделайте волосы из ниток. Куколка готова!

Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

При игре важно работать разными пальцами , парами пальцев , одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно . Все это помогает с развитием координацией движений, мозга.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами :

Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук ;

Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения ;

В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;

Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр . В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра , изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

Виктория Здвижкова

«Ум ребенка - на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский

Пальчиковый театр очень любят дети нашей группы, особенно девочки. Не для кого не секрет, что кроме эстетического удовольствия игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка воображение,любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, способствуют развитию речи, памяти, внимания, мышления, усидчивости, расширению кругозора, помогают справиться с застенчивостью и многое другое.

В связи с этим, на одном из родительских собраний мы решили пополнить наш театр персонажами сделанными своими руками.

Родители постарались и сшили сказку "Теремок"

Оказалось все не так сложно.


Некоторые родители впервые "взялись за крючок". И получилось довольно не плохо, на наш взгляд.




Одна семья представила потешку "Сорока-ворона" из фетра.


Некоторых животных мы сделали сами с детьми из пластилина.


Благодаря пальчиковому театру у ребенка появляется возможность фантазировать, придумывать свои сказки, истории. Родителям огромное спасибо за активное участие в жизни детского сада.

Публикации по теме:

Все игрушки сшила из жесткого корейского фетра. Они яркие, привлекают внимание детей. Кукольный пальчиковый театр помогает воспитателю.

Создать пальчиковый театр можно своими руками. Для этого нужно проявить немного творчества и воображения. Дети очень любят играть пальчиковым.

Пальчиковый театр «Курочка ряба» выполнен из фетра с учетом размеров детской руки. Простой текст и сюжет сказки позволяют играть даже с.

Берём 200 грамм муки и 150 грамм соли,добавляем 1/3 стакана воды, перемешиваем. добавляем 1 столовую ложку клея ПВА, или обойного клея.

Дорогие маамовцы все мы знаем какую огромную роль играет в жизни детей театральная деятельность - дети любят сказки слушать, смотреть и.

Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить.

Весь учебный год мы с ребятами работали над проектом"Домашние животные".Ребята узнали очень много: как и где живут, чем питаются, какую.

Рукан Наталья Валерьевна,

воспитатель

второй квалификационной категории

МАДОУ детский сад №73 города Тюмени

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру.Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Пальчиковый театр предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Цель: развивать мелкую моторику рукв сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.

Задачи: Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;

Описание : вязаные, сшитые куклы-герои на пальчики рук, декорации.

Подготовка: Установить декорации, распределить роли.

Вариативность использования:

Разучивание потешек;

Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом»;

Разыгрывание сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»…;

Придумай свою сказку;

Угадай героя;

-«Кто как говорит» (звукоподражание);

-«Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление);

-«Назови какого цвета герой?» (колобок-жёлтый, лиса-оранжевая, мышка-серая).

Пальчиковый театр и игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи».

Пальчиковый театр это одна из отличных сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Кроме этого это отличный способ выразить себя, свои творческие способности, ведь театр – это искусство. Детское творчество в пальчиковом театре становиться незаменимым в воспитании гармоничной личности. Попробуйте использовать пальчиковый театр в работе с детьми, и вы поймете, что это отличный способ организовать досуг детей качественно и с пользой.

Когда роли исполняют взрослые

Первый этап в работе с пальчиковым театром, это когда роли и чтение сюжета берет на себя взрослый – родители или воспитатель детского сада. Здесь дети выступают только как зрители. Единственное, что можно использовать из активизации зрителя – это вопросы в зал, типа: — ребята, а вы любите мороженое? Или – а куда убежала лиса? И так далее. Первые занятия с пальчиковым театром должны проходить чисто как театральные представления. Из них дети узнают правила и традиции театрального искусства, порядок действия и так далее.
Когда дети участвуют в пальчиковом театре.

Вторым этапом работы с пальчиковым театром можно назвать этап, когда в игру включаются дети, непосредственно как участники действия. Они играют роли, озвучивают их, учат стихи и тексты. Дети — актеры. Поначалу, ребятам достаточно доверять маленькие несложные роли тексты, в которых несложные, повторяются. К примеру, в сказке «Колобок», роль колобка можно отдать ребенку, предварительно сократив текст песенки Колобка до такого:

Я колобок-колобок, Я от бабки ушел, я от дедки ушел…
И от тебя …. (название героя, Зайчик) тоже уйду!

Как придумать сюжет

Чем младше возраст участников, тем проще сюжет пальчикового театра. Для детей от 1 года вполне достаточно совершенно простые сюжеты, которые узнаваемы для них, из окружающего их мира, и конечно не несут обучающую функцию.

Пример сюжета № 1: Вышло солнышко на небо – зайчик проснулся. Скрылось солнышко за горизонт, наступила ночь – все легли спать. Пошел дождик – зайчик взял зонтик. Выглянуло солнышко – зайчик закрыл зонтик, обрадовался солнышку.

Пример сюжета № 2: Пришел зайчик погулять. Прибежал волк и стал рычать. Зайчик испугался и убежал быстро, так что волк его и не догнал!

Пример сюжета № 3: Пришла лисичка грустная-пригрустная, сидит плачет. Подходит к ней Петушок и гладит ее по головке – успокаивает. И чтобы развеселить лисичку решил ей песенку спеть. Запел Петушок песенку и так у него складно получается, что лисичка перестала горевать и вместе с Петушком запела.

Такие простые сюжеты, которые рассказывают маленьким детям о навыках поведения, можно придумывать на ходу. К примеру, в вашей группе детей, возник какой-то конфликт или ситуация, которая требует разъяснения среди детей. Подкрепите стандартную беседу пальчиковым театром, где у героев выдуманной сказки случилась такая же ситуация и покажите как ее нужно решать: делиться с другом игрушками; не обижать товарищей; не мусорить, убирать за собой игрушки; слушаться старших и так далее.
Сюжеты можно придумывать совместно с детьми. Взрослые ребята могут придумывать сюжеты для театра самостоятельно на примере того как это делают взрослые.

Пальчиковый театр руками детей

Все этапы подготовки и проведения спектакля в пальчиковом театре могут полностью выполнить ребята. Есть даже специальные творческие наборы, купив которые дети сами смогут сделать кукол и разыграть сказку. К примеру, такие наборы можно купить и посмотреть в детском магазине «Детский сад» (129 руб). Рекомендуем к изучению.

Также героем пальчикового театра может стать любая тряпочка и скорлупка от грецкого ореха. Тут вам и занятие с природным материалом, прикладное творчество и ролевая игра.

Уникальность занятий с пальчиковым театром оспаривать нельзя. Это огромный спектр различных видов творчества, в которых ребенок может сам участвовать, видеть продукт своего труда, демонстрировать его сверстникам и взрослым. Это полезное обучение через интересную игру. Рекомендуем использовать технологии пальчикового театра в своей работе с детьми, а также для домашних занятий.

Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

При игре важно работать разными пальцами, парами пальцев, одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает с развитием координацией движений, мозга.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:

    Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;

    Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

    Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;

    В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;

Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.


    Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.

    Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.

    Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008.- 33с.

    Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].